Садоводческое некоммерческое товарищество и огородническое территория садоводства находится в границах населенного пункта;; на всех​.

Работа над ошибками: как исправить наложение земельных границ

21.03.2019

Далеко не каждый правообладатель земельного участка регулярно отслеживает изменения законодательства, касающиеся регулирования градостроительной деятельности, и обладает актуальной и всеобъемлющей информацией о градостроительной документации, применимой к его земельному участку. Как правило, прояснять данные вопросы правообладатель начинает лишь тогда, когда решается на строительство нового либо реконструкцию или капитальный ремонт ранее возведенного здания (сооружения). И вот тут, получив градостроительный план земельного участка (далее — ГПЗУ), правообладатель может столкнуться с неприятным сюрпризом в виде красных линий, проходящих по его земельному участку, а иногда и по принадлежащему ему зданию (сооружению). О том, что из себя представляют красные линии, устанавливаемые в градостроительной документации, какие основные правовые риски грозят правообладателям земельных участков, затронутых красными линиями, а также отдельные рекомендации по их корректировке (изменению) и выносу (отмене) — в материале юриста «Пепеляев Групп» Натальи Дондыш. 

Понятие красных линий 

Красные линии представляют собой один из видов градостроительных ограничений и обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для их размещения.

Основное предназначение красных линий заключается в том, что формирование земельных участков и их использование (включая застройку) должны осуществляться с учетом существующих и планируемых территорий общего пользования, а также с учётом расположения линейных объектов, которые имеются или которые планируется разместить в будущем. 

Установление красных линий на земельном участке не означает, что такой участок (или его часть за красными линиями) автоматически становится территорией общего пользования — данный правовой статус земельный участок, по сути, получает в результате его изъятия для государственных или муниципальных нужд. Однако для правообладателя такого земельного участка установление красных линий влечёт ряд правовых последствий и ограничений, более подробно описанных ниже.

Общие принципы установления красных линий 

Общие принципы и порядок установления красных линий предусмотрены Градостроительным кодексом РФ («ГрК РФ») и могут быть вкратце описаны следующим образом:

1. По общему правилу, красные линии должны быть установлены документацией по планировке территории (в ППТ и (или) проекте межевания территории). При этом такая документация (рассмотрим в качестве примера ППТ поселения) должна быть подготовлена и утверждена в соответствии со следующей процедурой:

  • Принятие решения о подготовке ППТ уполномоченным органом местного самоуправления или заинтересованным лицом;
  • Опубликование решения о подготовке ППТ в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, и на официальном сайте поселения в сети "Интернет";
  • Прием предложений физических и юридических лиц о порядке, сроках подготовки и содержании ППТ;
  • Подготовка ППТ с учетом поступивших предложений физических и юридических лиц;
  • Проверка и согласование подготовленного ППТ уполномоченными органами власти для последующего направления ППТ главе поселения (на утверждение) или для отклонения ППТ и направления его на доработку;
  • Проведение публичных слушаний по ППТ с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на соответствующей территории, и иных лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией ППТ; 
  • Опубликование заключения о результатах публичных слушаний;
  • Рассмотрение ППТ, протокола публичных слушаний по ППТ и заключения о результатах данных публичных слушаний главой поселения и принятие им решения об утверждении или отклонении ППТ;
  • Официальное опубликование утверждённого ППТ. Со дня утверждения ППТ предусмотренные в нём красные линии считаются установленными.

2. Красные линии должны соответствовать градостроительной документации «более высокого уровня» (т.е. градостроительной документации территориального планирования и градостроительного зонирования, утверждённой для соответствующего поселения). Данное требование следует, в частности, из п. 10 ст. 45 ГрК РФ, согласно которому подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования (генеральных планов поселений) и правил землепользования и застройки («ПЗЗ»).

Правовые риски правообладателя земельного участка

1. Изъятие земельного участка

Основным риском правообладателя, связанным с установлением красных линий на его земельном участке, является возможное изъятие такого участка или его части за границами красных линий для государственных или муниципальных нужд.

Согласно законодательству РФ, если строительство того или иного объекта федерального, регионального или местного значения утверждено в ППТ, допускается изъятие соответствующего земельного участка (его части) для осуществления такого строительства.

Законодательство РФ допускает принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в рассматриваемых случаях не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения ППТ. Если в течение данного срока решение об изъятии земельных участков не принято, ППТ признается не действующим в части определения границ зон планируемого размещения соответствующих объектов федерального, регионального или местного значения.

2. Резервирование земельного участка 

Еще одним правовым риском, связанным с установлением красных линий, является возможное резервирование земельного участка или его части за границами красных линий для государственных или муниципальных нужд. Резервирование земельного участка (его части) допускается в тех же случаях, что и их изъятие, и оно может предшествовать его последующему изъятию и (или) ограничивать права правообладателя земельного участка в течение срока до трех лет.

По своей сути резервирование земель представляет собой ограничение прав правообладателей земельных участков на возведение зданий, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, а также по проведению некоторых видов работ. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель устанавливаются ЗК РФ и федеральными законами. Конкретные ограничения на зарезервированные земельные участки, необходимые для достижения целей резервирования, должны быть предусмотрены в соответствующем решении о резервировании.

3. Ограничения при осуществлении проектирования и строительства 

Поскольку красные линии устанавливаются для обозначения существующих или планируемых границ территорий общего пользования и линейных объектов, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, данные ограничения правового статуса земель в границах красных линий не могут не отразиться на проектировании и строительстве на них. 

Так, подготовка проектной документации осуществляется, помимо прочего, на основании информации, указанной в ГПЗУ. Если последний отражает прохождение красных линий по земельному участку, очевидно, что данное обстоятельности не может не быть принято во внимание при проектировании нового строительства или реконструкции (капитальном ремонте) имеющегося здания (сооружения).

Далее, при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство уполномоченный орган власти проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, а также допустимости размещения такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ (в т.ч., для исключения возможности планируемого размещения объекта на территории общего пользования). Если выявлено то или иное несоответствие ограничениям, установленным в соответствии с законодательством РФ (в т.ч. красным линиям), в выдаче разрешения на строительство может быть отказано.

Таким образом, установленные красные линии могут стать препятствием для правообладателя земельного участка в осуществлении строительства (реконструкции, капитального ремонта) на нём с учётом месторасположения и параметров, желаемых и приемлемых для такого правообладателя, либо (в худшем случае) привести к принципиальной невозможности реализации данных видов деятельности на земельном участке.

4. Дополнительные ограничения землепользования

Одним из самых распространённых оснований для установления красных линий является планируемое размещение в их границах автомобильных дорог общего пользования.

В соответствии с законодательством РФ, в состав автомобильной дороги входят земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги. При этом такие границы определяются на основании документации по планировке территории с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса.

По смыслу сказанного, документация по планировке территории должна учитывать ширину полосы отвода проектируемой автомобильной дороги, и территория внутри красных линий должна включать в себя как саму проектируемую дорогу, так и её полосу отвода.

Однако на практике встречаются судебные дела, в которых границы частных земельных участков проходили на незначительном расстоянии от осей и дорожного покрытия автомобильной дороги, вследствие чего суды признавали, что данные земельные участки частично накладывались на полосу отвода автомобильной дороги и, следовательно, на них фактически распространялся правовой режим таких полос отвода. Суды при этом отмечали, что организации, осуществляющие эксплуатацию автомобильных дорог, были вправе размещать элементы их обустройства (например, остановки общественного транспорта) на принадлежащих частным лицам земельных участках, частично оказавшихся в полосе отвода. При этом такие частные лица не вправе были требовать устранения соответствующих нарушений их прав.

Следовательно, если красные линии установлены ввиду предполагаемого строительства автомобильной дороги, и при этом за границами красных линий находится лишь часть земельного участка, нельзя исключать, что на остальную часть такого участка, не включённую в границы красных линий, может фактически распространяться специальный правовой режим ограниченного землепользования полосы отвода. В этом случае на такой части земельного участка будет запрещено, в частности, размещать здания и другие объекты, не предназначенные для обслуживания автомобильной дороги, выполнять работы, не связанные со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, и т.п.

Корректировка (изменение) и вынос (отмена) красных линий

Описанные выше правовые риски, которые возникают у правообладателя вследствие установления красных линий на принадлежащем ему земельном участке, по сути, могут быть устранены (минимизированы) только либо в случае их смещения на расстояние, которое бы позволило такому правообладателю строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) в приемлемых границах и с приемлемыми параметрами, либо в случае их полной отмены.

Как показывает практика, в некоторых случаях правообладателям удается добиться изменения (корректировки) красных линий без обращения в суд, когда соответствующие изменения вносятся в градостроительную документацию уполномоченными органами.

Что касается отмены красных линий, то она чаще всего осуществляется на основании судебных решений, признающих градостроительную документацию, устанавливающую красные линии, недействующей в соответствующей части. 

Законодательство РФ не предусматривает требований об обязательном досудебном (административном) урегулировании споров, связанных с признанием градостроительной документации недействующей. Вместе с тем, нами были обнаружены отдельные судебные решения, в которых суды особо отмечали, принял ли заявитель меры по изменению красных линий в административном порядке до подачи соответствующего административного заявления или нет.

1. Изменение (корректировка) красных линий в административном порядке

Изменение красных линий предполагает необходимость внесения изменений в установившую их градостроительную документацию. Как упоминалось выше, по общему правилу красные линии устанавливаются документацией по планировке территории – ППТ и проектами межевания территории.

Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством РФ. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.

Исходя из данной нормы, корректировка документации по планировке территории осуществляется в порядке, определенном статьями 45, 46 ГрК РФ, которая была описана в настоящей статье выше.

При этом, по смыслу ч. 1 ст. 46 ГрК РФ, решение о внесении изменений в документацию по планировке территории может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления на основании предложений физических или юридических лиц.

2. Вынос (отмена) красных линий в судебном порядке

Вынос (отмена) красных линий предполагает отмену действия соответствующей документации по планировке территории, установившей такие красные линии.

Как показал анализ судебной практики, действия правообладателей земельных участков, направленные на исключение красных линий из границ их земельных участков, а также соответствующие требования, заявленные в судебном порядке, различаются в зависимости от конкретной ситуации.

Вместе с тем, наиболее распространённым требованием, в результате рассмотрения которого красные линии могут быть отменены судом, является оспаривание установившей их градостроительной документации.

С точки зрения действующего законодательства РФ, градостроительная документация является нормативными правовыми актами, оспаривание которых в судебном порядке является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется посредством подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части.

С таким исковым заявлением вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Исходя из анализа изученных судебных решений, при рассмотрении подобного рода дел суды, как правило, принимают во внимание следующие обстоятельства, которые могут послужить основанием для признания градостроительной документации недействующей в части установленных красных линий:

  • ППТ противоречит градостроительной документации «более высокого уровня», а именно генеральному плану поселения и ПЗЗ. Так, если, к примеру, генеральный план поселения не предусматривает размещение какого-либо линейного объекта на земельном участке, установление соответствующих красных линий на нём может быть признано необоснованным.
  • Проект ППТ, содержащий красные линии, опубликован не в полном объеме или в виде, не позволяющем восприятие его содержания для последующего обсуждения на публичных слушаниях. В частности, если в публикации о предстоящих публичных слушаниях отсутствовали графические изображения, отражающие прохождение красных линий.
  • ППТ не был согласован со всеми уполномоченными органами власти, если такое согласование было обязательным. Необходимость получения тех или иных согласований зависит, в частности, от особенности территории, в отношении которой разрабатывается ППТ, и объектов, расположенных или планируемых в её границах. Так, если в границах территории расположен объект культурного наследия, ППТ подлежит согласованию с органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
  • Красные линии не соответствуют фактически сложившемуся пользованию, т.е. установлены без учета существующей застройки и землепользования и сложившейся планировки территории (в частности, без учета нахождения зарегистрированных в ЕГРН объектов капитального строительства).
  • Красные линии не являются актуальными, т.е. соответствуют не действующим документам территориального планирования и градостроительного зонирования, а градостроительной документации, утверждённой, к примеру, до принятия ГрК РФ и в соответствующей части противоречащей последнему.
  • Уполномоченным органом не доказано отсутствие альтернативных вариантов размещения объекта, в связи с которым устанавливаются красные линии.

Вышеперечисленные обстоятельства могут быть использованы правообладателем земельного участка в обосновании своих требований для оспаривания документации по планировке территории в части установления красных линий.

Вместе с тем необходимо иметь ввиду превалирующую ныне судебную практику, из которой следует, что суды рассматривают в качестве оснований для отказа в признании градостроительной документации недействующей в части установленных красных линий следующие обстоятельства:

  • Красные линии установлены в целях соблюдения публичных интересов, превалирующих над частными интересами правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Принципиально данный подход был сформулирован Конституционным Судом РФ, пояснившим, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик не предполагает их произвольного установления, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.

  • Красные линии могут не соответствовать фактически сложившемуся пользованию, если их установление основано на документации по территориальному планированию. 

Действующее законодательство РФ не содержит требований, обязывающих органы государственной власти определять функциональные зоны в документации по территориальному планированию исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие в будущем.

  • Расположение красных линий для размещения того или иного объекта является единственно возможным.
  • Заинтересованные лица не выразили своих возражений против установления красных линий. Из отдельных судебных решений следует, что отсутствие возражений со стороны правообладателей земельных участков против установления красных линий, равно как их неучастие в публичных слушаниях по поводу утверждения соответствующего ППТ, оценивается, скорее, как негативное обстоятельство, если такие лица имели возможность для реализации данных действий.

В заключение хотелось бы рекомендовать правообладателям земельных участков и находящихся на них зданий (сооружений) регулярно изучать публикации в официальных средствах массовой информации о планируемых публичных слушаниях, в результате которых упомянутые объекты недвижимости могли бы быть затронуты красными линиями, а также принимать участие в таких слушаниях и использовать все возможные правовые инструменты для предотвращения установления таких красных линий. 

Источник: 

Возврат к списку

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: попытка незаконного отключения электроэнергии на 19 аллее снт березовая роща 02 06 2019г

в сведения земельных участков в части адреса, пересечение границ земельного участка, сроки осуществления Для всех остальных случаев подготовка проекта межевания территории не требуется. Вопрос: В СНТ собственник объекта недвижимости захватил часть дороги, перегодив выход к каналу.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Проблемы электроснабжения СНТ. Выход есть.

Границы СНТ

1 августа 2017 года в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области состоялась телефонная консультация заявителей по вопросам осуществления кадастрового учёта земель и земельных участков. Консультацию провела ведущий специалист отдела обеспечения учётно-регистрационных действий №1 Александра Сергеевна Волкова. Всего на горячую линию          обратилось 12 граждан.

В ходе горячей линии были предоставлены ответы по таким вопросам как самовольный захват территории, внесение изменений в сведения земельных участков в части адреса, пересечение границ земельного участка, сроки осуществления учётно-регистрационных действий в отношении объектов недвижимости.

Вопрос: Собственник земельного участка намерен осуществить раздел данного объекта недвижимости. Необходим ли в таком случае проект застройки?

Ответ: Согласно ч. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам; в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Для всех остальных случаев подготовка проекта межевания территории не требуется.

Вопрос: В СНТ собственник объекта недвижимости захватил часть дороги, перегодив выход к каналу. Какие действия возможно предпринять для освобождения общей территории?

Ответ: В соответствии со ст. 64 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В случае если производится самовольный захват территорий, то Вам следует обратиться в местную Администрацию, либо в Органы государственного земельного надзора, либо в Правоохранительные органы.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Межевание земель общего пользования в СНТ. Межевание в СНТ. Про границы территории и документы

территории со схемой границ территорий объектов культурного проектом межевания в его составе в границах СНТ «Дружба» в Ленинградском техническое перевооружение транспортных средств с обеспечением выхода.

Границы участков съехали при межевании – что делать?

С 1 января 2019 года вступает в силу новый закон, который регулирует деятельность садовых и огороднических товариществ. Он принят в интересах дачников и решает многие наболевшие вопросы, например, о финансовом участии не членов товарищества. Все участки теперь делятся на садовые и огороднические, и строить на них многоквартирные дома или автомойки больше не получится. О том, как проводить заочное голосование, экономить на мусоре, регистрировать строения и какие СНТ в первую очередь имеют право на дорогу от муниципалитета, в интервью порталу mosreg.ru рассказал первый заместитель председателя Московской областной Думы, председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин.

Как оформить градостроительный план земельного участка: ограничения, документы и причины отказа>>

— Никита Юрьевич, с 1 января 2019 года вступает в силу новый федеральный закон о ведении гражданами садоводства и огородничества. Как он изменит жизнь дачников, какие наболевшие проблемы решатся?

— Работа над нынешней редакцией закона началась в 2015 году, и он был принят в интересах дачников. Союз дачников Подмосковья принимал активное участие в работе над законопроектом, рассмотрел более тысячи предложений от общественных организаций и активных председателей СНТ.  Результаты этой работы были учтены Московской областной Думой. Московская область стала единственным субъектом федерации, который направил поправки в законопроект о садоводах. Большинство поправок были учтены и вошли в текст Закона № 217-ФЗ.

С 1 января 2019 года значительно упрощается процедура прописки на даче. Для этого ее владелец должен иметь зарегистрированное капитальное строение. Раньше на садовых участках прописаться можно было только через суд.

Порядок регистрации капитальных строений стал единым и для ИЖС, и для СНТ. На участках для ИЖС с 1 января 2019 г. отменено получение разрешения на строительство, вместо него появилась обязанность до начала строительства направить в местную администрацию уведомление о строительстве или реконструкции жилого или садового дома. Эта норма распространяется также на дачников и садоводов, которым раньше вообще не требовалось получать никаких согласований для строительства.

В течение 7 дней после отправки уведомления нужно подождать ответа от муниципалитета о соответствии постройки градостроительным нормам. И далее у дачника есть 10 лет, чтобы построить дом. После приемки строение автоматически ставится на учет. При этом некапитальные постройки регистрировать необязательно.

Второй наболевший вопрос, который разрешил новый закон, это взаимоотношения с индивидуалами в СНТ. Теперь они смогут участвовать в решении общих вопросов, а главное – будут платить членские взносы за пользование дорогами и другими общими территориями в силу закона. К ним может применяться порядок безакцептного списания долгов. Таким образом, платить за инфраструктуру станут все владельцы участков в границах СНТ, независимо от членства. Будет действовать норма, аналогичная квартплате в многоквартирных домах, так как взносы – это такие же коммунальные платежи, которые обязаны платить все.

Также будет положен конец бесконтрольному разделу земли общего пользования – это дороги, выходы к водоемам, места для выгула собак, детские площадки и т.п. Не секрет, что некоторые дачники самовольно за счет таких территорий пытались увеличить свои участки, а председатели СНТ – и вовсе продать их. Теперь земли общего пользования стали неприкосновенными – их границы поменять невозможно, в том числе путем обращения взыскания со стороны судебных приставов. С нового года эти территории можно только благоустраивать.

Также не разрешается менять вид использования на отдельных участках СНТ в рамках общей определенной территории, пока существует юрлицо. То есть теперь построить магазин, многоэтажку или собачий питомник на земле сельхозназначения нельзя, как это делали раньше по решению суда. Это дополнительная и очень серьезная гарантия защиты СНТ от застройщиков. Кроме того, положен конец ситуации, когда на территории одного товарищества образовывались новые юридические лица. Теперь законом будет реализован принцип: одна территория – одно товарищество, а СНТ, образованные «без земли» на территории уже созданного ранее товарищества, подлежат ликвидации.

Следующая  новелла – все членские взносы будут уплачиваться безналичным путем на расчетный счет СНТ. Таким образом, все будет прозрачно и открыто, и каждый сможет увидеть, на что пошли деньги. Кстати, именно безналичные платежи вызвали самое большое количество возражений у председателей СНТ. По этой причине вступление в силу нового закона было перенесено более чем на год, до 2019 года. Дачникам  дали время на то, чтобы они открыли счета и научились применять новый механизм платежей.

Предоставление земельного участка в Подмосковье через торги в собственность или аренду>>

— В новом законе нет понятия «дачное некоммерческое товарищество». Есть только формы СНТ и ОНТ.  Нынешним ДНП, ДНК и ДНТ придется срочно переписывать уставы?

— Вносить изменения в уставы в срочном порядке не требуется: по инициативе Союза дачников Подмосковья сроки по внесению изменений в устав СНТ, которые раньше были определены до 2024 года, сейчас отменены. Это будет актуально не раньше середины 2019 года. По итогам первых месяцев работы по новому закону в 2019 году мы еще вернемся к теме подготовки новой редакции устава. Важно отметить и прямую норму Закона 217-ФЗ, согласно которой внесение изменений в устав садоводческого товарищества не является изменением его организационно-правовой формы в связи с реорганизацией – когда придет время принимать устав в новой редакции, нужно будет просто изменить наименование. Например, новым названием дачного некоммерческого партнерства «Ранняя весна» будет СНТСН «Ранняя весна» (полное наименование – садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Ранняя весна»).  Следует отметить, что наименование вообще может быть изменено, например, на «Светлые горы». В новом уставе также нужно будет указать территорию и старое наименование товарищества. Перед тем как менять устав, обязательно нужно решить все спорные вопросы и определить размеры участков земли общего пользования. Владельцы участков, которые совершили самозахват таких земель в расчете на дачную амнистию, должны помнить – она на эти случаи не распространяется.

Кроме того, не нужно вносить в устав новых учредителей. Норма о семи учредителях касается только тех СНТ, которые образуются после 1 января 2019 года.

Как в Подмосковье изменить вид разрешенного использования земельного участка>>

— Расскажите о новой форме голосования, как это правильно организовать?

— Поскольку упразднен институт уполномоченных, товариществам с большим количеством участков для обеспечения кворума и сохранения возможности собирать только старших по улицам нужно будет заменить уполномоченных представителями по доверенности. Но здесь есть тонкость – после 1 января доверенности на право голосования придется заверять у нотариуса. На доверенности, выданные до 1 января 2019 года в простой письменной форме, ограничения не распространяются: они действуют до истечения указанного в них срока.

Кроме того, законом разрешена очно-заочная форма голосования. Если, например, на собрании не собрался кворум, оно принимает решение о проведении очно-заочного голосования. Всем членам СНТ выдаются на руки или высылаются на электронную почту утвержденные бланки, где нужно только проставить галочки напротив пунктов повестки дня.  Это очень удобно и дает максимальную гарантию защиты интересов товарищества в суде при попытках оспорить решения общего собрания.

Благоустройство СНТ в Подмосковье. Инфографика>>

— Весной Вы говорили, что Союз дачников разработал паспорта СНТ в Подмосковье, где указаны все реквизиты, фамилия председателя, количество землевладельцев-налогоплательщиков и неплательщиков и т.д. Они были разосланы председателям СНТ в пилотном режиме. Для чего это делается и как эта информация будет использоваться?

— Задача Союза дачников Подмосковья – помогать нашим садоводам. Для этого дважды в год мы проводим форумы дачников, где обсуждаем все наболевшие вопросы и лучшие практики применения принятых ранее обязательных и добровольных правил. Московская область стала первым регионом России, который это системно практикует. По предложению наших председателей и активных садоводов мы разработали Хартию дачников Подмосковья, которая стала стандартом для всех СНТ. Документ был единогласно принят на весеннем форуме дачников и садоводов Подмосковья 6 апреля 2016 года. Он содержит как обязательные нормы, так и рекомендации, которые по решению общего собрания могут стать также обязательными для конкретного товарищества. Хартия ежегодно дополняется лучшими предложениями, которые вносятся дачниками.

Текст хартии размещен на сайте Союза дачников Подмосковья. В ней описаны разные аспекты жизнедеятельности СНТ – вывоз мусора, пользование общей землей, уплата налогов и т.д. Работа над ней началась в 2015 году, чтобы привлечь внимание к проблемам СНТ как со стороны председателей, так и каждого дачника.

Следующим нашим шагом стала разработка паспорта СНТ, что тоже является инновационным решением Московской области. Кроме информации о количестве собственников и льготников он содержит пункт «проблемы СНТ». Мы разослали паспорта председателям СНТ. Заполняется паспорт добровольно. Вся информация будет введена в реестр СНТ для того, чтобы добросовестные дачники и садоводы могли претендовать на решение своих проблем с помощью бюджетных средств. Это означает, что те садовые товарищества, которые соблюдают Хартию дачников, могут рассчитывать на поддержку государства в решении инфраструктурных вопросов, в первую очередь в строительстве дорог, подведении воды и электричества.

Одним из основных критериев определения «добропорядочности» является количество зарегистрированных домов от фактически построенных. Если в СНТ 200 землевладельцев, построено 150 домов, а зарегистрировано при этом 15, это значит, что муниципалитет недополучает налоги и не имеет реальных возможностей в оказании помощи таким СНТ.

Как узнать о задолженности по арендной плате за муниципальные участки земли в Подмосковье>>

— Что происходит с незарегистрированными строениями дачников? Придется ли платить штрафы или сносить постройки?

— В Подмосковье есть реестр неузаконенных строений на территории СНТ, куда вносятся такие постройки по данным аэрофотосъемки. Этот реестр доступен на сайте регионального Министерства имущественных отношений. Каждый владелец участка может ввести его кадастровый номер и проверить, внесен ли он в этот реестр. При получении письма от администрации муниципального образования или ИФНС с рекомендацией о регистрации строения у собственника до 1 марта 2019 года есть два пути.  Если данные реестра ошибочны, можно письмо проигнорировать или написать обращение в Минимущества с уточнением, что вместо дома был зафиксирован обычный навес или беседка. К этому письму рекомендуется приложить фото. Объект, внесенный в реестр по ошибке, будет из него исключен. Если данные верны и собственник решит строение зарегистрировать, но в Росреестре нет сведений о границах земельного участка, сначала придется решить земельный вопрос. Регистрировать или нет строение в СНТ – пока еще право владельца. Но с 1 марта 2019 года все незарегистрированные постройки подпадают под статью 222 ГК РФ и будут считаться самостроем. Если стройка не завершена, ее придется либо зарегистрировать как объект незавершенного капстроительства либо направить уведомление о строительстве нового объекта в муниципалитет. Важно напомнить, что льготные категории граждан, включая пенсионеров, освобождены от налога на участок площадью в 6 соток, одну квартиру и один садовый дом независимо от площади объекта, а также одну хозпостройку и один гараж площадью до 50 квадратных метров. Для остальных действует вычет: 50 квадратных метров в доме налогом не облагаются.

Средний размер налога на земельный участок площадью 10 соток и строение площадью 150 квадратных метров в Московской области – до 5 тысяч рублей. Налоги за предыдущий год уплачиваются ежегодно, до 1 декабря.

Собственники земельных участков в населенных пунктах с видом разрешенного использования для ИЖС, которые в течение 10 лет с даты регистрации права собственности на землю, не построили или не оформили дом, с 2018 года будут платить двойной земельный налог – до регистрации строения на своем участке.

При этом нужно учитывать, что подключить магистральный газ или канализацию к незарегистрированному строению невозможно. Закон защищает права только собственника зарегистрированной недвижимости – в противном случае владелец считает свою постройку временной, которую можно разобрать. После того как все строения будут зарегистрированы и муниципалитеты начнут получать средства от налогов, они смогут ввести дополнительные льготы, например, полностью освободить от уплаты земельного налога многодетных или другие категории.

С учетом поправок в Градостроительный кодекс не получится зарегистрировать строения при нарушении градостроительных норм: если дом имеет 2 квартиры, высоту более 3 этажей или 20 метров, построен ближе 3 метров от границы соседнего участка – это автоматически самовольная постройка, которую для регистрации права собственности нужно сначала привести в соответствие с нормативами, а склады и гостиницы собственникам земельных участков в СНТ или для ИЖС придется сносить за свой счет.

Как добиться пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости в Подмосковье>>

— Что является признаком капитальной постройки?

— Капитальность определяет сам собственник. Основной критерий – невозможность разобрать или перенести постройку целиком без нарушения конструкции и нанесения существенного материального ущерба владельцу. То есть дом на бетонном фундаменте – это всегда капитальное строение, но это не значит, что свайный фундамент является обязательным признаком некапитальной постройки. Капитальность строения в первую очередь определяется наличием коммуникаций и стоимостью. Например, беседка площадью в 70 «квадратов», к которой подведены вода, электричество, газ, с двойным остеклением, погребом и кирпичным очагом, относится к капитальным постройкам.

— Правительство Москвы и Подмосковья приняли совместное решение о выделении денег на строительство дорог для дачников. Вы говорили, что к 15 октября к СНТ будут построены дороги за счет бюджетных средств. Завершены ли эти работы в срок?

— Нужно понимать, что дорога, которую может обслуживать муниципалитет, – не просто асфальтовое полотно, в первую очередь это оформленный земельный участок. Сначала участки под дороги нужно поставить на кадастровый учет, подготовить проект реконструкции или строительства. После этого можно будет уложить асфальт, а в дальнейшем – их ремонтировать и обслуживать за счет бюджета.

В Подмосковье 12 тысяч СНТ и более 3 тысяч бесхозных дорог. В 2018 году построено и отремонтировано почти 100 дорог к подмосковным СНТ. Новыми дорогами обеспечены 85 тысяч дачных и садовых участков. Это стало возможным благодаря поддержке губернатора, а также первого вице-губернатора Ильдара Габдрахманова и зампредседателя правительства Московской области Игоря Трескова.

Перечень ремонта и строительства дорог в 2019 году мы определим вместе с главами муниципалитетов до конца года. Позиция областного правительства  – обеспечить дорогами и деревни, и садоводческие товарищества, чтобы до ворот каждого поселка была качественными дорога, оформленная в муниципальную собственность. Уверен, что с этой задачей мы сможем справиться в ближайшие несколько лет при поддержке губернатора А.Ю. Воробьева, администраций поселений, а также наших жителей, которые добросовестно относятся к оформлению своей недвижимости и тем самым вносят посильный вклад в наполнение бюджетов муниципальных образований.

Как присвоить адрес участку или объекту недвижимости в Подмосковье>>

— За счет каких   источников будут решаться дорожные проблемы добросовестных СНТ?

— Их четыре: кроме бюджетов области и Москвы, это муниципальные бюджеты и взносы членов СНТ. Сейчас менее половины подмосковных СНТ имеют оформленные дороги. В этом году при принятии решения о строительстве дорог основным критерием являлось количество участков в товариществе. Например, в Дмитровском городском округе (возле поселка Орудьево) 6 километров новой дороги обеспечили сразу 72 СНТ, в которых расположено 2,5 тысячи участков.

Однако все же решающее значение в этом вопросе имеет мнение местной администрации, которая получает налоги: если крупное СНТ является должником, то на помощь бюджета в развитии инфраструктуры оно рассчитывать не сможет. Сумма земельного налога и налога на строения для дачного или садового участка в 6-12 соток размером в 5 тысяч рублей в год вполне посильна для работающего человека. Освобожденные от его уплаты пенсионеры при этих расчетах приниматься во внимание не будут. Зато будет учитываться наличие договора на вывоз мусора и, конечно, реальная возможность формирования участка под дорогу.

— Как быть владельцам построек на огородах? Можно ли перерегистрировать садовый домик как капитальный объект, если, например, садовод захочет там прописаться?

— В законе есть два вида участков – для садоводства и огородничества. Предельные размеры садового или дачного участка определяются Правилами землепользования и застройки муниципального образования и, как правило, не превышают 25 соток. Это ограничение введено, чтобы в СНТ не появлялись многоквартирные дома, таунхаусы и замки в стиле девяностых. При этом не запрещено иметь участок большей площади, объединив два соседних. Однако постройки на участке любой площади не должны занимать более 40% земли, а в отдельных муниципальных образованиях этот порог снижен Правилами землепользования и застройки до 30%. Новый уведомительный характер о начале застройки касается только строений площадью не более 500 квадратных метров. Все, что свыше, проходит полноценную градостроительную экспертизу.

Что касается земель для огородничества, то на них и раньше нельзя было возводить капитальные строения. Чтобы легализовать капитальную постройку на огородах, требуется изменить вид разрешенного использования земли. В Московской области такое решение утверждается межведомственной комиссией. В случае положительного решения плата в бюджет Московской области составит до 10% от кадастровой стоимости участка. Тех, кто уже успел зарегистрировать капстроение на огороде в судебном порядке, ограничения нового закона не затронут.

Владельцев незаконных построек на огородах ждут санкции. Налоговая инспекция вправе увеличить ставку земельного налога для владельца незарегистрированного строения в пять раз – с 0,3% до 1,5% в связи с нецелевым использованием земельного участка. Кроме того, муниципальное образование проведет проверку на участке огородника и выдаст предписание о приведении постройки в соответствие с градостроительными нормами. Если это невозможно, постройку вправе снести, причем за счет собственника. Столь жесткие меры направлены на защиту здоровья и жизни людей. В свое время участки под огороды предоставлялись во временное пользование там, где жить небезопасно, – рядом с ЛЭП, газопроводами, железными дорогами и т.п., а хозяева впоследствии оформляли их в собственность. Огороды должны были обеспечить людей собственной сельхозпродукцией, а не домами для проживания. Таких огородных товариществ в Московской области немного – менее 1% (в России в среднем – 7%). Если площадь участка менее 6 соток и его невозможно перевести в другой вид разрешенного использования – под садоводство, он останется огородом.

«Лесная амнистия» в Подмосковье: как изменить статус земли>>

— Может ли садовод или огородник лишиться собственности на землю?

— Да, но только за неиспользование ее по целевому назначению или за самовольные постройки.  По решению органа местного самоуправления у собственника могут изъять неиспользуемые в течение трех лет участки или используемые с нарушениями градостроительных норм. На землях под ИЖС и в СНТ к таким относятся многоквартирные дома, автомойки, автосервисы, магазины. Согласно Земельному кодексу, изъятые участки могут быть выставлены на публичные торги по их рыночной стоимости. Но если стоимость сноса неузаконенных построек превышает стоимость самого участка, его начальная цена будет равна одному рублю.

— Какая категория дачников чаще всего не ставит постройки на учет и не платит налоги? Как избавиться от зарегистрированных построек, которые планируется снести?

—  Не торопятся это делать люди среднего и молодого возраста. Пенсионеры, которые освобождены от налога на шесть соток, один дом и одну хозпостройку, все давно зарегистрировали, включая даже бани и туалеты.  Однако потом их наследники платят за старые строения госпошлины при оформлении в собственность. Поэтому многие хотят снять с учета ветхие постройки, которые планируют сносить или уже снесли. До 1 марта это можно сделать, вызвав специалиста из БТИ или кадастрового инженера, после чего постройку снимут с учета на основании акта обследования. Для тех, кто хочет их модернизировать, в новом законе прописан уведомительный порядок реконструкции. Уведомление можно направить  заказным письмом, либо через МФЦ или портал госуслуг. Формы уведомлений утверждены приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591 «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома».

Как законсервировать дачу на зиму: подготовка дома, участка и защита от воров>>

— Как проверить кадастровую стоимость своего участка?

— Предыдущая кадастровая оценка земельных участков проводилась в 2014 году. Было много ошибок в части завышения кадастровой стоимости. В течение последних 4 лет стоимость большинства земельных участков для индивидуального жилищного строительства и в СНТ снизилась. В этом году в ближних районах Подмосковья – на 10%, в дальних – на 30–40%. Поэтому и налог снизится со следующего года.

Кроме того, в 2018 году в Подмосковье была впервые проведена кадастровая оценка всех земельных участков госпредприятием – Центром кадастровой оценки Московской области. Теперь у дачников появилась возможность проверить проект кадастровой стоимости своих владений на следующий год.

Как прописаться на даче в Московской области>>

— Еще одна проблема, с которой сталкиваются все СНТ, – сбор и вывоз мусора. С нового года в Подмосковье переходят на раздельный сбор мусора, что от этого выиграют дачники?

— В 2013 году из СНТ централизованно вывозилось только 20% мусора. Основная его часть оказывалась в полях, лесах, на обочинах. Сегодня ситуация кардинально изменилась: уже 97% СНТ заключили договоры на вывоз мусора. Чтобы эти договоры не остались на бумаге, Госадмтехнадзор и административные комиссии контролируют реальный объем вывоза мусора.

Раздельный сбор мусора для дачников – это в первую очередь правильно выстроенная логистика. Известно, что СНТ платят за объем вывозимого мусора – до 1 тысячи рублей за кубометр. Немалую часть объема занимают пустые пластиковые бутылки – в одном из СНТ Дмитровского района провели эксперимент, решив этот пластик утилизировать правильно. Правление договорилось с заводом по переработке пластмассы, который бесплатно поставил отдельный контейнер. На общем собрании приняли решение, что дополнительный членский взнос за несортировку пластика составит 500 рублей. Пришлось даже поставить видеокамеру: тем, кто продолжал сваливать пластик в общую кучу, мусор возвращался на участок для сортировки, а если это не помогало – начислялся взнос 500 рублей за вывоз мусора.  По итогам сезона подсчитали, что затраты на вывоз мусора снизились на 20%. На следующий год поставили небольшой ящик для сбора алюминиевых банок – в результате сэкономили еще 7% от общего объема и заработали 5 тысяч рублей на металлоломе. Эти «внебюджетные» деньги потратили на изготовление нового информационного стенда. Выгода оказалась очевидной.

— Вы рассказывали о работе над регламентом обращения с животными в СНТ. В какой стадии его разработка?

— Союз дачников уже подготовил проект Правил содержания животных в СНТ. Его требования будут внесены в Хартию дачников Подмосковья как дополнение к действующему законодательству после очередного форума для дачников, который пройдет в ноябре этого года. Будем предлагать наши поправки и работать над тем, чтобы они были внесены в отдельный нормативный документ Московской области.

Как построить дачу в Московской области: выбор участка и разрешение>>

Ольга Флягина

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Жителей СНТ не пускают домой

к имуществу общего пользования, расположенный в границах территории садоводческого некоммерческого товарищества.