Запись об аресте или запрещении вносится Управлением Росреестра пяти рабочих дней направляется в бумажном виде уведомление. органа о наложении ареста на недвижимое имущество или о запрете.

AVELLUM и A.G.A. Partners объявляют об объединении

Каковы основания и порядок наложения ареста на имущество должника судебным приставом-исполнителем?

Согласно пункту 7 части 1 статьи 64 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа вправе наложить арест на имущество должника, изъять указанное имущество, передать арестованное и изъятое имущество на хранение.

С ходатайством о наложении ареста на имущество должника к судебному приставу-исполнителю может обратиться взыскатель. Основанием для наложения ареста на имущество является соответствующее судебное решение.

По общему правилу, согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве» арест имущества должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании денежных средств, не допускается, если сумма взыскания не превышает 3000 рублей.

Арест имущества должника влечет запрет им распоряжаться, а при необходимости – и ограничение права его использования или даже изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования (ч. 4 ст. 80ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Как правило, наложение ареста имущества производится судебным приставом-исполнителем в присутствии понятых. При этом составляется акт о наложении ареста (описи имущества), копия которого направляется сторонам исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель может производить арест и устанавливать только те ограничения и только в отношении того имущества, которые указаны судом.

Если суд, приняв решение об аресте имущества ответчика, установил только его общую стоимость, то конкретный состав имущества, подлежащего аресту, виды ограничений в отношении него определяются судебным приставом-исполнителем.

Если должник препятствует исполнению судебного акта о наложении ареста на движимое имущество должника, отказываясь принять арестованное имущество на хранение, судебный пристав-исполнитель вправе передать его на ответственное хранение членам семьи должника, взыскателю либо лицу, с которым территориальным органом ФССП России заключен договор хранения.

Постановление о наложении ареста запрета на распоряжение имуществом судебный пристав-исполнитель обязан направить в соответствующие регистрирующие органы

По материалам, предоставленным управлением правовой статистики прокуратуры области.

Все вопросы

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Опись имущества должника

Запись об аресте или запрещении вносится Управлением Росреестра пяти рабочих дней направляется в бумажном виде уведомление. органа о наложении ареста на недвижимое имущество или о запрете.

Уведомление о наложении ареста на имущество четвертой очереди

Ежедневно в Управление Росреестра по Иркутской области поступают постановления судебных приставов-исполнителей о наложении (снятии) ареста на недвижимое имущество должника или сведения, содержащиеся в постановлении и акте о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), которые в соответствии с ч. 8 ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) в трехдневный срок со дня принятия постановления направляются в регистрирующий орган в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Согласно ч.1 ст.6 Закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании п. 8 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) запись об ограничении в виде ареста имущества должника или запрета распоряжаться имуществом вносится в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) в течение трех рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав акта уполномоченного органа.

В соответствии с ч.5 ст.34 Закона о регистрации орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, обязан уведомить правообладателя (правообладателей) об указанных изменениях в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

После внесения записи в ЕГРН об аресте имущества должника или запрета распоряжаться имуществом Управлением Росреестра по Иркутской области направляет правообладателю уведомление о внесении записи в ЕГРН в виде ареста имущества должника или запрета распоряжаться имуществом. Такое уведомление содержит сведения в том числе о номере исполнительного производства и отделе судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области (далее – ОСП УФССП России по Иркутской области) судебным приставом-исполнителем которого вынесено постановление. 

Таким образом, при получении уведомления о внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия об аресте имущества должника или запрете распоряжаться имуществом рекомендуем обращаться в соответствующий ОСП УФССП России по Иркутской области.

Дополнительно сообщаем, что во исполнение ст. 6.1 Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц. 

На официальном сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области имеется сервис «Банк данных исполнительных производств» поиск в котором, в том числе, может быть осуществлен по номеру исполнительного производства. Общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных:

1) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

2) вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ;

3) дата возбуждения исполнительного производства;

4) номер исполнительного производства;

5) наименование должника (для граждан — фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения; для организаций — наименование и юридический адрес);

6) требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети "Интернет", и данных о взыскателе;

6.1) сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу;

7) наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство (в том числе и телефон судебного пристава-исполнителя);

8) данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка — фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения);

9) сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Закона об исполнительном производстве.

Для погашения ограничения в виде ареста имущества должника или запрета распоряжаться имуществом в ЕГРН необходимо не только исполнение обязательств, в связи которыми судебным приставом-исполнителем было принято решение о наложении ареста имущества должника или запрете распоряжаться имуществом, но и направление судебным приставом-исполнителем постановления о снятии ареста имущества должника или запрете распоряжаться имуществом в орган регистрации прав в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Постановление о наложении/снятии ареста имущества должника или запрете распоряжаться имуществом также может быть представлено заинтересованным лицом в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с п. 37 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, так как запись в ЕГРН об аресте имущества должника или запрете распоряжаться имуществом ограничивает право лица, в отношении которого внесена соответствующая запись в ЕГРН, на распоряжение таким объектом недвижимого имущества.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Наложение ареста на имущество должника

Понятие «арест имущества» для всех правообладателей имеет виде уведомляет правообладателя о факте наложения ареста.

Статья 94. Административный арест имущества

Исполнение решения. Как «освободить» арестованное имущество?!

18 марта 2019

Со вступлением в силу нового Закона Украины «Об исполнительном производстве» (далее – Закон 1404) проблемы со снятием ареста, налагаемого органами исполнительной службы, не прекратились.

Не всегда и закрытие исполнительного производства влечет за собой быстрое и эффективное снятие ареста с имущества, особенно в тех случаях, когда должник не имеет возможности лично проявить инициативу в этом вопросе и настоять на таких действиях.

Так, согласно ст. 40 Закона 1404, в случае окончания исполнительного производства арест, наложенный на имущество (средства) должника, снимается. О снятии ареста с имущества (средств) исполнитель указывает в постановлении об окончании исполнительного производства или возвращении исполнительного документа, которое в день ее вынесения направляется органу, учреждению, должностному лицу, которым была направлена ​​для исполнения постановления о наложении ареста на имущество (средства) должника, а в случаях, предусмотренных законом, совершает действия по регистрации прекращения обременения такого имущества.

Поэтому, чрезвычайное количество владельцев такого имущества вынуждены постоянно обращаться с обжалованием действий исполнителей не только к вышестоящим органам, но непосредственно в суд, тратя на это значительные ресурсы в виде средств и бесценного времени.

Для начала, во избежание разбирательств, если же появились основания для закрытия исполнительного производства, не поленитесь и напишите в произвольном порядке заявление (ходатайство) с требованием при закрытии производства принять решение и снять арест. Если не подействовало, необходимо обратиться в суд.

Очень много случаев из судебной практики, связанных именно с тем, что лицо, которое обращается с вопросом о снятии ареста, не пишет заявлений с требованием снять арест или неверно/неправильно указывают основание для снятия ареста.

Однако, основания для снятия ареста государственным исполнителем установлены в ст. 59 Закона 1404-VIII, и перечень таких оснований является исчерпывающим.

Первое, что определяет, ч. 1 ст. 59 Закона 1404 это положение о том, что лицо, считающее, что имущество, на которое наложен арест, принадлежит ему, а не должнику, может обратиться в суд с иском о признании права собственности на это имущество и о снятии с него (имущества) ареста.

В двух случаях, указанных в части 2, устанавливается конкретный срок, непосредственно для снятия ареста:

  1. В случае вступления в законную силу судебного решения о снятии ареста с имущества должника арест с такого имущества снимается согласно постановлению исполнителя не позднее следующего дня, когда ему стало известно о таких обстоятельствах (часть вторая) (после судебных разбирательств и в иных случаях);
  2. Исполнитель обязан снять арест с денежных средств на счете должника не позднее следующего рабочего дня со дня поступления от банка документов, подтверждающих, что на средства, находящиеся на счете, запрещено обращать взыскание согласно этому Закону, а также в случае, предусмотренном пунктом 10 части первой статьи 34 Закона.

Однако, другие основания предусмотренные, в частности ч. 4 ст. 59 не содержат конкретного срока, в течение которого исполнитель обязан снять арест с имущества. Что это является значительным недостатком редакции именно этой статьи.

Согласно ч. 4 ст. 59 Закона 1404 следующими основаниями для снятия исполнителем ареста из всего имущества (средств) должника или его части являются:

1) получение исполнителем документального подтверждения, что счет должника имеет специальный режим использования и/или обращения взыскания на такие средства запрещено законом;

2) поступления на счет органа государственной исполнительной службы, счет частного исполнителя суммы средств, взысканных с должника (в том числе от реализации имущества должника), необходимой для удовлетворения требований всех взыскателей, взыскания исполнительного сбора, расходов исполнительного производства и штрафов, наложенных на должника;

3) получение исполнителем документов, подтверждающих о полном расчете за приобретенное имущество на электронных торгах;

4) наличие письменного заключения эксперта, субъекта оценочной деятельности – субъекта хозяйствования о невозможности или нецелесообразности реализации арестованного имущества должника в связи со значительной степенью его износа, повреждением;

5) отсутствие в срок до 10 рабочих дней со дня получения уведомления исполнителя, указанного в части шестой статьи 61 настоящего Закона, письменного заявления взыскателя о его желании оставить за собой нереализованное имущество;

6) получение исполнителем судебного решения об отмене мер обеспечения иска;

7) погашения задолженности по уплате периодических платежей, если исполнение решения может быть обеспечено иным способом, чем обращение взыскания на имущество должника;

8) получение исполнителем документального подтверждения наличия на одном или нескольких счетах должника денежных средств, достаточных для исполнения решения об обеспечении иска;

9) основания, предусмотренные пунктом 1-2 раздела XIII «Заключительные и переходные положения» Закона 1404.

Вместе с тем, согласно ч. 5 ст.13 Закона 1404, постановление о снятии ареста выносится исполнителем не позднее следующего рабочего дня после поступления к нему документов, подтверждающих наличие оснований, предусмотренных частью четвертой статьи 59 настоящего Закона, и направляется в тот же день органа (учреждении), которому была направлена ​​для исполнения постановление о наложении ареста на имущество должника.

Самое главное — это то, что срок, предусмотренный ч. 2 ст. 59 и ч. 5 ст.13 Закона 1404 определен по-разному.

То есть, в первом случае норма обязывает исполнителя совершить действие именно по снятию ареста с имущества, а во втором случае указывает на вынесение постановления о снятии ареста. Проблематика второго положения в том, что обычно между вынесением постановления и реальным снятием ареста – пропасть.

Именно поэтому, в силу этого обстоятельства, владельцы имущества вынуждены тратить время на судебные тяжбы.

Также ч. 5 ст. 59 Закона 1404 определяет, что, во всех остальных случаях арест может быть снят по решению суда. И эта часть статьи категорична.

Также норма говорит о том, что в случае отсутствия оснований указанных в ст.59 собственник имущества обязан обращаться в суд.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 59 Закона 1404 устанавливается, что в случае выявления нарушения порядка наложения ареста, установленного этим Законом, арест с имущества должника снимается по постановлению начальника соответствующего отдела государственной исполнительной службы, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель.

Проанализировав положения вышеуказанной ч. 3 ст. 59 мы снова видим, что законодатель затруднил процедуру снятия ареста указав на  случай наличия нарушений со стороны самого исполнителя в порядке наложения ареста, что означает, что для применения этой части нормы, лицу тоже необходимо обращаться к вышестоящим органам или в суд для установления факта нарушения, что также не сохраняет ни время ни деньги.

Как мы видим и как показывает практика обжалования действий исполнителей к руководству обычно не приносит своих плодов, к сожалению. Но наличие такого обжалования может в будущем послужить доказательством несогласия с действиями исполнителя в суде.

Не смотря на вышеизложенные моменты с наложением и снятием ареста с имущества, исполнители имеют непосредственный доступ к Государственным реестрам начиная с 12.05.2017 г.  (согласно Приказа Министерства юстиции Украины «О внесении изменений в Порядок предоставления идентификаторов доступа к Единых и Государственных реестров, держателем которых является Министерство юстиции Украины» от 25.04.2017 № 1410/5), а это означает то, что действие с наложением и снятием ареста осуществляется самим исполнителем.

На этот счет за последнее время появилось очень много и позитивной судебной практики, при обоснованном и мотивированном обращении, суды стают на сторону граждан и удовлетворяют иски по снятию ареста с имущества.

Поэтому, проанализировав вышеизложенные нормы Закона 1404 при правильном и незамедлительном их использовании результат не заставит себя ждать.

Рекомендации.

  1. Первое, что необходимо сделать для снятия ареста с имущества это не допустить эго наложения, как это банально не звучало бы.

При этом, необходимо обязательно запомнить, что арест может быть наложен не только на все имущество, но и на его часть (то есть размер арестованного имущества должен соответствовать суме долга). Кроме этого, арест имущества это одно из самых последних мер, которые могут быть применены исполнителем, согласно ст. 10 Закона 1404.

То есть, для начала исполнитель должен применить предыдущие меры, предусмотренные пунктами 1-3 ст.10 Закона 1404, ну а потом возможен арест.

  1. Если все же арест уже наложен, необходимо проконтролировать ход действий исполнителя – соблюдение порядка наложения ареста, написать соответствующие заявления и ходатайства с требованием снять арест. Если исполнитель затягивает и игнорирует Ваши требования, то необходимо обжаловать действия незамедлительно, сначала в порядке ст. 74 Закона 1404, ну а несли не подействует, то в суде. И конечно же, не без квалифицированной помощи адвоката.

Обращу внимание на тот факт, что на главном сайте МИНЮСТА можно найти номера горячих линий для подачи жалоб в телефонном режиме (ссылка на официальную  страничку с номерами горячих линий МИНЮСТА https://minjust.gov.ua/hotline и непосредственно на контакты управлений в регионах https://minjust.gov.ua/ddvs/regional-offices/upr-ta-viddily-dvs/upr-dvs-gtu ).

В соответствии с положениями ст. 41 Конституции Украины и ст. 1 Протокола №1 к Европейской Конвенции по правам человека 1950 года, государство Украины гарантирует гражданам незыблемость их частной собственности.

На основании ст. 391 ГК Украины, собственник имущества имеет право требовать устранения препятствий в осуществлении им права пользования и распоряжения своим имуществом.

 Виктория Пинчук

 адвокат АО «КФ «ДОМИНАНТА»

Теги:

Рейтинг страницы: 4.7/5 на основе 3 оценок.

Другие новости

Що прогарантувала нам держава новим законом на період карантину?

30.03.2020 року прийнято Закон України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів, спрямованих на забезпечення додаткових соціальних та економічних гарантій у зв’язку з поширенням  коронавірусної хвороби (COVID-2019)».

Закон відсьогодні вже вступив в силу, тож розглянемо детально про які додаткові соціальні та економічні гарантії в ньому йдеться.

Читать далее →

Чим загрожує недотримання умов карантину?

Борітеся – поборете. Мабуть немає такого українця, який би не знав автора славнозвісної поеми «Кавказ», слова якої цитують не лише учні на уроках української літератури, але тепер вже і Міністерство охорони здоров’я в своїх постах в фейсбуці.

В світлі останніх подій, пов’язаних з розповсюдженням вірусу COVID-19, не менш актуальною є тема відповідальності, до якої можуть притягнути як населення так і бізнес України у випадку недотримання умов карантину, яку ми і плануємо детально розглянути в даній статті.

Читать далее →

На практике, приказ WFO принимается судом без уведомления ответчика, ареста в рамках юрисдикции того места, где находится имущество. наложение ареста возможно без решения арбитража по существу дела. При этом.