Установление живых связей способствует тому, что ученик становится прослеживание пути становления личности Петра Гринёва. Путь в Ученики должны доказать, что путь Петра Гринёва — это дорога чести.

Формирование личности Петра Гринева (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Формирование личности Петра Гринева (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Формирование личности Петра Гринева (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

    Петр Гринев – центральное действующее лицо в романе Пушкина «Капитанская дочка». Он сам, являясь уже пожилым человеком, рассказывает о своей жизни, о тех трудностях и испытаниях, что выпали на его пути. Тем самым, как мне кажется, Пушкин стремится показать, как должна формироваться личность настоящего дворянина – человека чести.
    Сам же Петр говорит, что его воспоминания – это «назидание потомкам», желание показать, как нужно поступать, чтобы сохранить в себе внутреннее достоинство, несмотря ни на что, остаться человеком. Недаром эпиграфом, который предшествует всему роману, выбрана русская пословица: «Береги честь смолоду».
    Гринев начинает рассказывать о своей жизни с самого рождения. Его родителями были небогатые провинциальные дворяне, которые в Петруше души не чаяли – он был у них единственным ребенком.
    Не успев родиться, герой был записан в Семеновский полк офицером.
    Гринев честно признается, что получил посредственное образование — под руководством дядьки Савельича «на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Француз Бопре тоже ничему не научил Петрушу. А тот и был рад – самым интересным занятием герой считал «гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками».
    Но в шестнадцать лет судьба Гринева круто переменилась. Отец Петруши решил, что сын должен становиться настоящим мужчиной и человеком. Поэтому он отправлял Петра в армию: «Добро,- прервал батюшка,- пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».
    Сам Петр был рад такому решению – он представлял себе службу как череду сменяющих друг друга удовольствий: «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни». Но отец посылал Гринева не в Петербург, а в отдаленный гарнизон: «…пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».
    Так наш герой, избалованный и легкомысленный мальчик, получив от отца одно единственное наставление – «…береги платье снову, а честь смолоду», — попадает в Белогорскую крепость. По дороге он успевает проиграться в карты, серьезно обидеть Савельича, встретить странного вожатого, который спасает героя от бурана. На прощание Петр, как добрый и благодарный человек, жалует мужику свой заячий тулуп.
    Пережив все эти испытания, герой наконец-то прибывает в Белогорскую крепость. Именно здесь ему суждено будет встретить свою любовь, преодолеть многие трудности и, благодаря им, возмужать, понять истинный смысл человеческого существования.
    В крепости Петр знакомится с Машей Мироновой – дочерью коменданта, а также с Алексеем Швабриным – офицером, сосланным в крепость за дуэль. Поначалу Гринев тесно сходится со Швабриным, смотрит его глазами на всех обитателей Белогорской крепости. Но постепенно Швабрин открывает свое лицо – злобного и завистливого человека, способного совершить любую подлость.
    Отвергнутый Машей, Швабрин клевещет на девушку, «поливает ее грязью». Но Гринев видит, что Маша — не «пустая дурочка», а скромная и красивая девушка, обладающая большим внутренним достоинством. Петр вызывает подлого Швабрина на дуэль, защищая доброе имя свой любимой.
    Петр хочет жениться на Маше, но родители героя запрещают ему делать это: «ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами…»
    Казалось бы, мечты героев разбиты, ведь Маша отказалась выходить замуж за Петра без благословения его родителей. Но вскоре в Белогорской крепости происходят события, которые кардинально изменили судьбы героев, — крепость штурмом взяли восставшие крестьяне во главе с Пугачевым.
    Этот мужик, называющий себя законным царем, потребовал, чтобы все защитники крепости присягали ему на верность. Практически никто не согласился нарушить клятву, данную императрице Екатерине II. Все эти люди были убиты, в том числе и родители Маши. Один лишь Швабрин перешел на сторону Пугачева.
    Не мог нарушить присягу и Петр Гринев. Он собирался принять честную смерть от взбунтовавшихся мужиков. Лишь случайность спасла его – Пугачев узнал барина, который пожертвовал ему заячий тулуп.
    Несмотря ни на что, Гринев, следуя отцовскому наставлению, не перешел на сторону бунтовщиков. «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу», — сказал он, смело смотря самозванцу в глаза. Преданность Гринева произвела впечатление и на Пугачева – он отпускает Петра в Оренбург.
    Однако герою еще раз придется столкнуться с самозванцем – Гринев приедет в крепость спасать Машу, которая находилась в плену у Швабрина. И вновь искренность и смелость Гринева восхитят Пугачева – он отпустит «сироту» вместе с Петром «на все четыре стороны».
    Даже попав по доносу в тюрьму, герой не теряет собственного достоинства, не опускается до подлости или трусости. Он готовится принять свою участь – ведь он знает, что прав. Но стараниями Маши, дошедшей до самой императрицы, Петра отпускают, снимая с него все подозрения.
    Таким образом, Петр Гринев прошел большой путь, превратившись из избалованного и легкомысленного подростка в сильного и мудрого человека. Из всех испытаний, встретившихся на его пути, герой вынес единственный урок: только сохраняя свое человеческое достоинство, возможно одержать победу над всеми трудностями.
    Эта мысль, как мне кажется, является чрезвычайно важной во все времена. Именно поэтому можно говорить о вечной ценности и актуальности романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

  Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Формирование личности Петра Гринева (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

созданный им персонаж Пётр Гринёв были очарованы личностью необходимости установления нормальных человеческих отношений между.

Историзм в “Капитанской дочке” Александра Пушкина

1 «Благие потрясения» в жизни главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Авторы: Иванова Екатерина, Русанжик Дарья, 9А класс Руководители: Русанжик Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы Шичёва Оксана Борисовна, учитель информатики Образовательное учреждение: МОУ СОШ 30

2

3 В начале 30-ых годов XIX века Пушкин начинает изучать архивные документы об исторических событиях конца XVIII века. Особый интерес возникает к крестьянским восстаниям в бескрайних оренбургских степях под предводительством Емельяна Пугачёва.

4 II. Определение предмета исследования «Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный», — говорит устами главного героя автор повести.

5 III. Выявление и определение проблемы исследовательской деятельности Что хорошего и что дурного вынес Гринёв из детских и отроческих лет? Когда начинается второй этап формирования характера Гринёва? Почему А.С.Пушкин приводит своего героя не в Петербург, а в «богоспасаемую крепость»?

6 IV. Выдвижение гипотезы Самые разные влияния пришлось испытать Петруше в детские и отроческие годы: взгляды отца; мягкость матери; честность Савельича; доброта мосье Бопре. В Белогорской крепости продолжается воспитание жизнью.

7 V. Проверка гипотезы Проследить по тексту повести путь духовного становления Петра Гринёва М. Долгинин в роли Петра Гринёва, 1984 г.

8 Самостоятельная жизнь Гринёва, которая начиналась с момента отъезда из родного дома, — это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира.

9 Нравственный потенциал героя раскрывается во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, между жизнью и смертью

10 Но главное нравственное испытание оказалось впереди. Солдатский долг требовал подчиниться генералу – долг чести требовал откликнуться на отчаянный призыв Маши. И Гринёв- человек победил Гринёва-солдата.

11 Пушкин показал два лика истории: светлый и тёмный. Она может погубить человека, а может дать его душе «сильное и благое потрясение». VI. Интерпретация


ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Дорога чести Петра Гринева

созданный им персонаж Пётр Гринёв были очарованы личностью необходимости установления нормальных человеческих отношений между.

Вы точно человек?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С. Пушкина»

Роль образования в становлении личности недоросля

(по произведениям Д. И. Фонвизина «Недоросль» и

А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Автор: Бучнева Дарья,

ученица 11 «Б» класса

Научный руководитель:

Бондарь Олеся Борисовна,

учитель русского языка и литературы

Петрозаводск

2018

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….…1

Глава 1 Образование как ключевое направление развития России XVIII века……………2-3

Глава 2 Образ недоросля в русской литературы…………………………………………….3-9

2.1. История создания комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»……………………..….3

2.2. История создания романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»………………..……4

2.3. Роль образования в жизни героев……………………………………………………..4

2.4. Семья как основной институт формирования личности……………………….……6

2.5. Роль службы в жизни Митрофана и Петра……………………………………………7

2.6. Превращение героев: «Митрофанушка – Митрофан», «Петруша – Петр»………….8

Заключение………………………………………………………………………………………..9

Список литературы и источников……………………………………………………………..10

Приложение………………………………………………………………………………………11

Введение

Для обычного читателя работа может и не представлять большого интереса, но тех людей, которые увлекаются историей и литературой и хотят узнать о реальных событиях, описанных в произведениях, это исследование, мы думаем, сможет заинтересовать. События, о которых идёт речь, происходили несколько веков назад, и их давность создаёт определённые проблемы в понимании текста произведений. Учёные-литературоведы, ученые-историки, изучающие более детально творчество А.С. Пушкина и Д.И. Фонвизина, касались многих тем, но предмет исследования, которому посвящена наша работа, остался не до конца изученным. Ещё одним поводом выбора данной темы послужило мое обучение в школе имени великого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. Целью работы является сравнение двух недорослей из произведений А.С. Пушкина «Капитанская дочка и Д. И. Фонвизина «Недоросль», прослеживание сходства и различий между ними, выявление причин придания термину «недоросль» отрицательного оттенка.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  1. сравнить образы Петра Гринева и Митрофана Простакова;

  2. рассмотреть возможность превращения главных героев произведений в личности;

  3. познакомиться с научной литературой, связанной с историей России XVIII века;

  4. сделать необходимые выводы и подвести итог выполненной работе.

Гипотеза: А.С.Пушкин не придает слову «недоросль» столь отрицательное значение в своём произведении, как Д. И. Фонвизин. В романе «Капитанская дочка» Пушкин хочет нарушить стереотип Д.И. Фонвизина, что «недоросль – глуповатый юноша-недоучка» и показать становление личности героя.

Актуальность работы заключается в более детальном изучении образования как фактора становления личности. Эта работа актуальна как для взрослых, так и для подростков моего поколения, в частности для меня, потому что планирую в дальнейшем связать свою судьбу со школьным образованием, а проблемы просвещения – ключевые в данных произведениях.

Объект исследования: система образования, описанная А.С. Пушкиным в романе «Капитанская дочка» и Д.И. Фонвизиным в пьесе «Недоросль».

Предмет исследования: образы недорослей, а именно Петра Гринева и Митрофанушки Простакова.

Методы: сравнительный анализ, культурно-исторический метод

Практическая ценность работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на уроках литературы и во внеклассной работе.

Исследовательская работа состоит из двух основных глав, а также введения и заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1 Образование как ключевое направление развития России XVIII века

XVIII век в истории России является переломным. Петр I провел множество реформ во всех сферах общества. Мы бы хотели обратить внимание только на некоторые из них. Во-первых, во время Петра I была введена обязательная служба для всех дворян. В 1722 году была принята Табель о рангах. Основой данного документа являлось введение для дворян нового прохождения службы, в основе которого лежала уже не родовитость, а личные способности дворянина, его достижения, несомненно, и образование. Во-вторых, Петр Великий стремился к созданию светской системы образования, основой которой было обязательное обучение дворян. Учёба в данный период приравнивалась к государственной службе. В 1714 году вышел указ, запрещавший жениться недорослем, не окончившим «цифирной школы», помимо этого дворянских недорослей отправляли обучаться за границу. Большее внимание мы бы хотели уделить всё-таки сфере образования в России, которая является для нашего исследования ключевой. В XVIII веке система образования подверглась реформам. Впервые была предпринята попытка создания государственной системы образования. В первой четверти XVIII веке были созданы первые светские образовательные школы, которые давали начальные и практические знания.В 1730-1755 годах возникают дворянские учебные заведения: Сухопутный корпус, Морской, Инженерный. В Москве и Петербурге появляются первые общеобразовательные гимназии. Школьная реформа создала проблему подготовки учителей, которых катастрофически не хватало. В XVIII веке в России образование приобрело определенную структуру, что сказалось на качестве образования.1 Но многие дворяне предпочитали давать своим детям первоначально домашнее образование, система домашнего образования была успешна до середины XIX века (А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев). Возможно, одной из причин домашнего образования была отдаленность от центра или же финансовые возможности семьи.

Глава 2 Образ недоросля в русской литературе

Для сравнения произведений А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и Д. И. Фонвизина «Недоросль» следует обратиться к лексическому значению слова «недоросль». НЕДОРОСЛЬ, -я, м. 1. В России в 18 в.: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу. 2. перен. Глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.) 2

2.1. История создания комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Фонвизин работал над «Недорослем» долго. Первая редакция комедии относится еще к 60-м годам. В ней дается картина воспитания помещичьего сынка Иванушки (так назывался герой комедии в первой редакции). Вторая редакция комедии создана в конце 70-х и начале 80-х годов. По некоторым данным, прототипом Митрофанушки является Алексей Николаевич Оленин. Но это можно и опровергнуть, так как некоторые факты биографии Оленина противоречат данному предположению. Следует отметить, что родился Алексей Николаевич в 1763 году, а комедия была написана в 1781 году, а первая постановка состоялась в 1782 году, то есть Алексею было на момент написания 18 лет. Существуют данные о том, что после того, как Оленин посмотрел постановку «Недоросля», узнал себя и решил исправиться, но эту информацию невозможно подтвердить, так как на момент постановки, во-первых, Оленин был за границей, во-вторых, Алексей Николаевич окончил Пажескую придворную школу с особым отличием. С другой стороны, Оленин, как и Митрофан в самом начале, а именно до 10 лет учился дома, а уже в 11 лет был направлен в школу. Как учился Алексей у французского гувернера, нам неизвестно, но мы можем предположить, что хорошо, раз был направлен вПажескую школу по повелению императрицы Екатерины II. Утверждать точно, что прототипом Митрофана был Алексей Николаевич нельзя, но предположить, можно. Вероятно, был какой-то другой Оленин, близкий его родственник.

2.2. История создания романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин работал над романом «Капитанская дочка» в течение трех лет (1833 – 1836). Изначально Пушкин, интересовавшийся историей Пугачевского восстания, намеревался создать документальное произведение. Однако работа над материалами о восстании не была закончена: тогда же пявился замысел художественного произведения о Пугачевском бунте. Яркая и заслуживающая внимания фигура Пугачева интересовала Пушкина не только как историка, но и как писателя. 3Острый политический и социальный конфликт восстания наталкивал на идею о создании романа. Пушкин переписывал роман множество раз – сохранились черновики с несколькими планами произведения. Первый вариант был написан еще в 1833 году, однако переработка романа длилась вплоть до октября 1836 года.

2.3. Роль образования в жизни героев

Митрофан Простаков за время своего обучения не научился ничему. Четыре года к Митрофану ходят учителя, но безрезультатно. Со слов Простаковой мы узнаем, что у сына её три учителя: Куйтейкин, учитель грамоты, Цыфиркин, учитель арифметики, Вральман, учитель французского языка и всех наук, а у Гринева лишь Бопре. Но какое это образование? Хорошее ли? Конечно, данную ситуацию можно рассмотреть с разных сторон. Во-первых, сама Простакова, не зная наук, не может проверить знание того или иного предмета у своего сына. Во-вторых, мотивации к получению знаний у Митрофана нет, а все это идет именно из семьи, мы бы даже сказали, от матери, так как отец не принимает особого участия в воспитании своего сына. Как мы уже ранее упоминали, у Митрофана было три учителя, а у Петра один. С чем же это может быть связано? Вероятно, финансовые возможности семьи как-то повлияли на это, однако читая комедию Д.И. Фонвизина, мы понимаем, что семья Простаковых задолжала своим учителям. Авторы этому вопросу не придавали особого значения. Митрофан предстаёт перед нами необразованным, глупым человеком. Особенно ярким доказательством этому служит момент, когда Простакова показывает все «достоинства» своего сына, то есть знание наук, а именно грамматики, истории, географии. «Экзамен» проходит в форме «вопрос-ответ», Правдин спрашивает у Митрофана: «Что вы знаете в грамматике?», а Митрофанушка в свою очередь отвечает: «Много. Существительна да прилагательна…». Правдину, думаем, хватает и этого ответа, чтобы оценить знания Митрофана по грамматике, но он задает еще один вопрос, возможно, пытаясь его реабилитировать; «Дверь, например, какого имя: существительное и прилагательное?», Митрофан отвечает неправильно: «Прилагательна….потому что она приложена к своему месту». Далее речь идет об истории. Митрофан даже не понимает, что изучает данная наука. Заострить внимание мы бы хотели на географии, Простакова уверяет Стародума, будто бы данная «наука-то не дворянская». в то время как Петр Гринев «прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды». (см. Приложение) Является ли это доказательством того, что Гринев знал географию? Неизвестно. Но мы можем предположить два варианта: либо Петруша знал данную науку, либо просто прочитал название на географической карте. Петр Гринев на двенадцатом году выучился русской грамоте, то есть он был образованным недорослем. В IV главе романа мы узнаем, что он знает французский язык: «У Швабрина было несколько французских книг. Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов». В конце этой же главы мы узнаем, что Петр умеет фехтовать: «Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании». (см. Приложение) Учитель Бопре «в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать учителем». Можно предположить, что Петр был хорошим учеником и попросту схватывал все на лету. В романе упоминается, что Бопре учитель французского, немецкого языков и всех наук, но учитель предпочел обучаться русскому языку у Петруши вместо выполнения своих прямых обязанностей. Сразу прослеживаются различия взаимоотношений «учитель – ученик» в романе «Капитанская дочка» и комедии «Недоросль». Если в романе Гринев уважает своего педагога, то Митрофан в «Недоросле» относится с пренебрежением к своим учителям. Например, обращение Митрофанушки к Цыфиркину, учителю арифметики: «Давай доску, гарнизонная крыса!». Такое различное отношение к педагогам идет именно из семьи, а именно от уровня воспитанности. Очень важно, на наш взгляд, отметить момент, когда отец Петра во время урока вошёл в комнату своего сына и увидел пьяного Бопре, Андрей Петрович «за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал его со двора». Таким образом, Гринев-старший был заинтересован в качестве образования своего сына, а не только в наличии учителей в отличие от госпожи Простаковой, для которой важно лишь похвастаться, что у её сына трое учителей.

2.4. Семья как основной институт формирования личности

В романе «Капитанская дочка» изображается патриархальная семья. Во главе стоит отец – Андрей Петрович Гринев, в комедии «Недоросль» — матриархальная семья, Простаков находится под сильным влиянием своей жены. Дети видят обстановку в семье, вследствие этого Митрофанушка «матушкин сынок, а не батюшкин», а Гринев уважает отца, слушает его, в какой-то степени даже боится, но в то же время мать, Авдотья Васильевна, очень добра к своему сыну. Прежде чем судить о ребенке, нужно посмотреть на его родителей. В первом действии комедии «Недоросль» Софья предлагает перечитать письмо от её дяди Стародума, но госпожа Простакова говорит: «Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». Из её же слов: «И тебя, мой батюшка, видно, воспитывали, как красную девицу», — мы понимаем, что муж госпожи Простаковой тоже неграмотен. Письмо передали брату Простаковой Скотинину, он в свою очередь сказал, что отроду ничего не читал. Таким образом, вся семья Простаковых была не образована. Что можно ждать от недоросля Митрофанушки с такими родителями? Думаем, ничего. Именно это «ничего» и проявляется в дальнейшем развитии событий. Простакова путается в своих мыслях, она не может ответить сама себе на вопрос: «А надо ли учиться?». Во время уроков мать говорит Митрофанушке: «Век живи, век учись», но тут же себя опровергает и произносит: «Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться». Очень большое впечатление производит момент, когда Простакова говорит Митрофану: «…Ты хоть для виду поучись», или «не учись этой дурацкой науке», или «не трудись по-пустому, друг мой». Следовательно, старшими представителями семьи не осознается ценность образования, минусы воспитания влиялют на отношение Митрофана к учебе. Семья Гриневых предстает совсем в другом свете. Глава семьи, Андрей Петрович, в молодости служил при графе Минихе, вышел в отставку премьер–майором. Он человек строгих нравов, каким и следует быть отцу. Авдотья Васильевна уважает мужа, как и полагается жене. В романе отсутствует описание матушки Гринева, но можно предположить, что её основное занятие – дом, муж и сын. Стоит обратить внимание на то, что А.С. Пушкин берет за эпиграф к III главе фразу из комедии «Недоросль». Эпиграф звучит так: «Старинные люди, мой батюшка». В произведении Фонвизина эту фразу произносит госпожа Простакова, Пушкин немного изменил ее, поменял слово «отец» на «батюшка». В пьесе высказывание имеет отрицательный оттенок. Это прослеживается в контексте: «Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу». Пушкин же наоборот хочет показать, что в семьях Гриневых и Мироновых сохранились такие понятия, как честь, достоинство, уважение.

2.5. Роль службы в жизни Митрофана и Петра

Гвардия — привилегированные и приближенные к трону полки — возникла при Петре I. Император хотел, чтобы чины, предусмотренные в Табели о рангах, давались за действительную службу. Так Петр установил, что прежде, чем получить первый офицерский чин, дворянин должен был длительное время прослужить солдатом. Однако жизнь вскоре начала очень легко обходить подобные установления. Отдельные случаи нарушений, умножаясь, превращались в освященный практикой обычай. Вспомним начало «Капитанской дочки». «Матушка, — сообщает герой пушкинской повести Гринев, — была еще мною брюхата, как я уже был записан в Семеновский полк сержантом по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника. Если б паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы, куда следовало, о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось. Я считался в отпуску до окончания наук». Так оно очень часто и делалось. Правда, для этого надо было иметь в столице заступника — родственника, богатого человека — или же просто дать взятку в полковую канцелярию. 4 Но в романе «Капитанская дочка Андрей Петрович, отец, поменял своё решение. Петр огорчился: «Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной». Петр отправился служить в Белогорскую крепость. В XVIII-XIX веках карьерный рост обуславливался наличием хорошей родословной. В комедии «Недоросль» данная особенность ярко прослеживается. В первом действии госпожа Простакова ведет диалог со своим братом, рассуждая о том, как хорошо, что её сын носит фамилию Простаков, так как на службе «на боку лёжа, летят себе в чины». Известно, что приятель Пушкина князь Голицын – редчайший пример дворянина, который никогда не служил, – до старости указывал в официальных бумагах: «недоросль». С другой стороны, в «Капитанской дочке» Андрей Петрович Гринев намеренно отправляет своего сына в Оренбург, чтобы получать чины по заслугам, а не вести разгульную жизнь в Петербурге. Митрофан и Петр — ровесники: Простакову скоро исполнится 16 лет «шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы» и Гриневу 16 лет: «Между тем минуло мне шестнадцать лет», оба недоросли, упоминается это как в комедии Фонвизина, так и в романе Пушкина. Если Фонвизин, говоря о Митрофанушке «недоросль», подразумевает глупого мальчишку, дворянина, то у Пушкина в романе, во-первых, Петруша сам рассказывает, что он «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», а, во-вторых, Пушкин не придаёт слову столь отрицательный смысл, как, например, Фонвизин. Пушкин подчеркивает «…минуло мне 16 лет», то есть Гринев перешел порог возрастной, теперь он совершеннолетний, идет на службу, теперь он по праву является мужчиной, а не недорослем.

2.6. Превращение героев: «Митрофанушка – Митрофан»,

«Петруша – Петр»

В самом начале романа «Капитанская дочка» мы знакомимся с Петрушей Гриневым, который «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Он ещё ребенок, доказательством этого служит, например, момент, когда «матушка варила в гостиной медовое варенье а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки». Вместо того, чтобы изучать географическую карту, Петруша делает из нее змея. Но все меняется, когда отец отправляет его на службу. На наш взгляд, по приезду в Белогорскую крепость, а именно, когда Гринев был произведен в офицеры, он стал уже Петром. Теперь он офицер, который присягнул «государыне императрице» Екатерине II и служит ей и будет служить до своей смерти, так как он «природный дворянин», для Петра Андреевича – это честь и долг. Комедия «Недоросль» заканчивается словами Правдина: «С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошёл-ко служить…». Таким образом, жизнь Митрофана, а не Митрофанушки только начинается. Конечно, мы можем лишь только предположить, станет ли Митрофанушка Митрофаном или останется навсегда недорослем, который гоняет голубей. Но по сравнению с Гриневым, Митрофан глуп, недоразвит. Думаем, если бы Фонвизин продолжил повествование о том, как служит Митрофан, мы бы не узнали о его знании французского языка, возможно, других наук, потому что знаний этих нет. Комедия была опубликована в 1782 году. Мы можем только предположить, в каких событиях будет участвовать Митрофанушка. Возможно, это будет русско-турецкая война, а, возможно, русско-шведская. Д.И. Фонвизин хочет донести до читателей, что Митрофанушка всегда останется глупым Митрофанушкой. Но, нам кажется, есть один вариант, который все может изменить. Любовь. Влюбленный в Машу Миронову Гринев занялся самообразованием и стихотворством. Таким образом, мы думаем, что, возможно, если бы Митрофанушка полюбил по-настоящему, то он бы стал Митрофаном, который захочет служить и стать образованным человеком.

Заключение

В результате нашего исследования, мы пришли к выводу о том, что близкие по своему социальному статусу люди могут вырасти разными. Все зависит от таких факторов, как образование, воспитание, влияние среды. Петр Гринев и Митрофан — представители дворянских семей примерно одного исторического периода, но показаны герои по-разному, слово «недоросль» в произведениях имеет разные оттенки значения. Стоит отметить, что Пушкин и Фонвизин, упоминая в своих произведениях один период времени, живут в разных исторических эпохах. Д.И. Фонвизин описывает частично свою жизнь и жизнь людей своего поколения, а А.С. Пушкин пишет о другом веке. Гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась. Для А.С. Пушкина «недоросль» — молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу, то есть слово употребляется в прямом значении и без отрицательной коннотации. Поступивший на службу недоросль Гринев становится настоящим офицером и достойным человеком. Возможно, так произошло бы и с Митрофанушкой в комедии «Недоросль». Но мы думаем, что понятие «недоросль» в век Просвещения, к которому принадлежит Д.И. Фонвизин, имеет отрицательный оттенок, он считает, что Митрофана не исправить ничем: «Вот злонравия достойные плоды!» А.С. Пушкин, представитель другой эпохи, думаем, хотел нарушить стереотип «недоросль – глуповатый юноша-недоучка» и показать важность просвещения, образования, воспитания, службы в становлении личности.

Список литературы и источников

1.Беседы о русской культуре : Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Юрий Лотман. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 608 с. – (Азбука-классика.Non Fiction).

2.Капитанская дочка / Александр Пушкин. – Москва : Издательство «Э», 2017. – 560 с.

3.Недоросль / Денис Фонвизин – Москва : Издательство «Искателькнига», 2017. – 65 с.

4.Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки»/ Лотман Ю.М. // Пушкин. — СПб., 1995. — С. 212-227

5.Хронология российской истории. Россия и мир / Евгений Анисимов – Санкт Петербург : Издательство «Питер», 2013. – 224 с.

6. Толковый словарь русского языка / Ожегов С.И – Москва : Издательство «Оникс», 2008. – 736 с.

7. Оленин, Алексей Николаевич // Википедия : свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Оленин, Алексей Николаевич

8. История создания комедии "Недоросль" Фонвизина

URL: http://www.literaturus.ru/2016/06/istorija-sozdanija-nedorosl-fonvizin.html

9. Образование России. 18 век.

URL: http://www.ote4estvo.ru/sobytiya-xvi-xviii/145-obrazovanie-v-rossii-18-vek

10. История создания «Капитанской дочки»,

URL: https://poetpushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochk.html

Приложение

Таблица «Сравнительная характеристика героев»

Критерий сравнения

Петр Гринев («Капитанская дочка»)

Митрофан («Недоросль»)

Возраст

16 лет: «Между тем минуло мне шестнадцать лет»

скоро исполнится 16 лет: «шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы»

Семья

Полная, патриархальная

Полная, матриархальная

Образование:

1.место обучения

в имении

в имении

2. педагоги

Бопре, учитель всех наук

Куйтейкин, учитель грамоты, Цыфиркин, учитель арифметики, Вральман, учитель французского языка и всех наук

3. знания

знает французский язык: «У Швабрина было несколько французских книг. Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов», умеет фехтовать: «Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании»

ничего не знает, ярко это прослеживает во время «экзамена» Митрофанушки

Воспитание

С уважением относится к родителям, педагогу, честь и достоинство – главные качества

Пренебрежительное отношение ко всем, например, обращение Митрофанушки к Цыфиркину, учителю арифметики: «Давай доску, гарнизонная крыса!»

1 Образование России. 18 век.

URL: http://www.ote4estvo.ru/sobytiya-xvi-xviii/145-obrazovanie-v-rossii-18-vek.html

2 Толковый словарь русского языка / Ожегов С.И – Москва : Издательство «Оникс», 2008. – 736 с.

3 История создания «Капитанской дочки», URL: https://poetpushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochk.html

4 Беседы о русской культуре : Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Юрий Лотман. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 608 с. – (Азбука-классика.Non Fiction)

1

kvartal-st.ru › 5 — 9 классы › Литература.