При назначении экспертизы юристы и адвокаты сталкиваются с мы самостоятельно формулируем вопросы, на которые можно.

Назначение и производство судебной экспертизы. Подробности

Автономная некоммерческая организация
Бюро судебных экспертиз

Судебная экспертиза. Несудебная экспертиза

Рецензия на экспертизу. Оценка

Автономная некоммерческая организация «Бюро судебных экспертиз» в Москве – центр проведения экспертизы и оценки, который создан и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Мы оказываем широкий спектр услуг в сфере досудебных и судебных экспертиз и исследований, оценки движимого и недвижимого имущества, оценки бизнеса, юридических услуг и иной правоприменительной практики.

Наша организация предоставляет свои услуги физическим и юридическим лицам, органам внутренних дел, следственным органам, судам всех уровней и государственным органам.

  • Требуется провести судебную экспертизу в гражданском, арбитражном или уголовном процессе?
  • Получили постановление или определение о назначении судебной экспертизы и не знаете порядок действий при проведении экспертизы?
  • Необходима повторная или дополнительная судебная экспертиза?
  • Требуется независимая экспертиза или оценка в досудебном порядке для предоставления в суд или следователю?
  • Сомневаетесь в достоверности сделанных выводов экспертом при проведении судебной экспертизы и вам требуется рецензия на судебную экспертизу?

Обращайтесь в Бюро судебных экспертиз на ул. Тверской в Москве. Наши эксперты проведут судебные и досудебные экспертизы и оценку качественно, независимо, в соответствии с методиками и действующим законодательством.

Заказать и провести экспертизу и оценку в АНО «Бюро судебных экспертиз» можно на всей территории России.

Главный офис находится в Москве на ул. Тверской, точный адрес смотрите в разделе Контакты. Адреса дополнительных офисов указаны на странице Офисы.

Звоните нам по телефонам:

Экспертиза и оценка в Бюро судебных экспертиз

Негосударственное экспертное учреждение Бюро судебных экспертиз проводит широкий перечень экспертных исследований и оценочных экспертиз на всей территории России.

Независимая экспертиза и оценка требуется во всех сферах деятельности частных лиц, организаций и государства. Штатные эксперты и оценщики АНО «Бюро судебных экспертиз», собственная материально-техническая база (криминалистическая лаборатория) позволяют решать задачи в различных областях судебно-экспертной деятельности и досудебных исследований:

  • проведение досудебной независимой экспертизы по обращениям граждан и организаций;
  • проведение судебных экспертиз по уголовным, арбитражным и гражданским делам, по делам об административных правонарушениях, включая защиту проведенной независимой экспертизы в суде;
  • рецензия на заключение эксперта по проведенным экспертизам в рамках уголовных, арбитражных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях, подготовленных экспертами как негосударственных, так и государственных экспертных учреждений или отдельными лицами, назначенными экспертами;
  • консультации экспертов по вопросам использования специальных знаний в уголовном, административном или гражданском судопроизводстве:
    • помощь в правильной постановке вопросов эксперту (специалисту);
    • определение рода или вида судебной экспертизы, которую надлежит назначить;
    • взаимодействие с органами предварительного расследования и судебными органами при подготовке материалов, подлежащих предоставлению в распоряжение эксперта;
  • консультации вне процессуальной деятельности физических и юридических лиц по широкому кругу вопросов.

Судебно-экспертные учреждения

Практика отечественного судопроизводства показывает, что в последнее время негосударственные экспертные учреждения составляют здоровую конкуренцию государственным экспертным учреждениям по проведению обширного перечня самых разных судебных и досудебных экспертиз по уголовным, арбитражным и делам об административных правонарушениях. Это обусловлено неготовностью существующих государственных экспертных учреждений отвечать потребностям современной следственной и судебной практики, а также динамично развивающемуся бизнес-сообществу и росту правовой культуры граждан.

Государственные экспертные учреждения

Экспертизы по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях очень разнообразны и востребованы. В связи с этим государственные судебно-экспертные учреждения (в первую очередь, системы МВД и Минюста России) далеко не всегда располагают необходимой штатной численностью экспертных кадров, а также способностью в надлежащие сроки обработать большое количество экспертиз.

И если в Центральном федеральном округе РФ с квалифицированными экспертами, сроками и качеством проводимых ими судебных экспертиз ситуация не критическая, то в некоторых региональных государственных судебно-экспертных учреждениях обстановка зачастую оставляет желать лучшего.

Отсутствие судебных экспертов в регионах отрицательно влияет на проведение доследственных и следственных мероприятий. Расследование уголовных дел затягивается, что в свою очередь, является нарушением действующего законодательства. Кроме того, это не способствует уменьшению нагрузки на судебную и правоохранительную систему в России.

Негосударственные экспертные учреждения

Негосударственные экспертные учреждения выполняют большой объем экспертной работы, их все чаще привлекают для проведения судебных экспертиз, в том числе и по уголовным делам. При этом сроки проведения экспертиз намного меньше.

Негосударственные экспертные учреждения кроме судебных экспертиз и оценки проводят консультации по широкому кругу вопросов назначения и проведения экспертиз, проводят независимые экспертизы и исследования по поручению частных лиц или организации, а также государственных органов с соблюдением действующих судебно-экспертных методик.

Проведение судебной и несудебной экспертизы и оценки в Бюро судебных экспертиз

Наши эксперты и оценщики оказывают полный пакет услуг при назначении и проведении экспертизы: начиная от консультации эксперта и подготовки гарантийного письма в суд или следователю до передачи заключения эксперта в суд и защите экспертизы в суде. Благодаря наличию собственной материально-технической базы в АНО «Бюро судебных экспертиз» Вам помогут решить Ваши задачи в различных областях судебно-экспертной деятельности.

Мы проводим широкий перечень современных независимых несудебных и судебных экспертиз, включая сферу исследования документов, веществ и материалов, такие как:

Обращайтесь к нам по всем вопросам назначения и проведения экспертизы и оценки. Наши специалисты помогут Вам!

Быстро и качественно проведем необходимые вам экспертизы и исследования

Современная практика показывает, что следственные органы и суды всех уровней по совершенно различным причинам предпочитают назначать судебную экспертизу в негосударственные судебно-экспертные учреждения, включая Автономную некоммерческую организацию «Бюро судебных экспертиз», не говоря уже о простых гражданах и юридических лицах, которые при выборе экспертной организации не в последнюю очередь обращают внимание на имидж и возможности экспертной организации, профессионализм ее сотрудников, сроки и стоимость проведения экспертиз.

Нашими партнерами являются следственные органы и суды общей юрисдикции по всей России, Арбитражные суды города Москвы, Московской области и многих регионов РФ и Арбитражные апелляционные суды, многочисленные адвокатские образования и нотариальные конторыгосударственные учреждения различных уровней, российские и иностранные юридические компании, а также коммерческие организации и физические лица.

Мы всегда рады сотрудничеству в области судебной и внесудебной экспертизы и разного рода оценки имущества. При проведении исследований и экспертиз наши эксперты действуют в строгом соответствии с действующим российским законодательством и методическими рекомендациями. Данный принцип позволяет нашей организации абсолютно беспристрастно и независимо от чего-либо выступать гарантом справедливости в вопросах обеспечения соблюдения законных прав, свобод и интересов граждан и организаций.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Судебная экспертиза по ДТП: Как правильно назначить и где проводить?

Обязательным является назначение судебной экспертизы, если обе Из этого можно сделать вывод, что ходатайство о назначении.

Законопроект, уточняющий порядок проведения судебных экспертиз

Заключение судебной экспертизы является одним из видов доказательств в гражданском процессе, и довольно часто используется в доказывании по различным категориям дел. Судебные экспертизы назначаются в случаях, когда в ходе рассмотрения дела возникают вопросы, требующие специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла.

Порядок назначения и проведения судебной экспертизы по закреплен в статьях 79-87 Гражданского процессуального кодекса РФ.  В некоторых случаях проведение экспертизы является обязательным для суда, так как на это прямо указано в законе. В других случаях назначение экспертизы является правом суда. При этом назначение экспертизы возможно как по инициативе суда, так и по ходатайствам лиц, участвующих в деле.

В случае недостаточной ясности или неполноты основного заключения эксперта назначаютсядополнительные экспертизы. При этом под неясностью заключения эксперта понимается невозможность понять, является ли вывод положительным или отрицательным, категоричным или вероятным. Как правило, дополнительная экспертиза назначается тогда, когда неясность или неполноту заключения не представилось возможным устранить путем допроса эксперта в суде.

Если возникли сомнения в правильности или обоснованности ранее данного заключения (когда выводы эксперта не согласуются с другими достоверно установленными обстоятельствами дела) или имеются противоречия в заключениях нескольких экспертов, то назначается повторная экспертиза.   

Кроме того, повторная экспертиза должна быть назначена, если будет установлено, что при назначении или производстве первичной экспертизы были допущены нарушения процессуальных норм, регламентирующих данные действиях суда. Это может быть, например, случай, когда экспертиза была поручена лицу, заинтересованному в исходе дела (ст. 18 ГПК РФ). Проведение повторной экспертизы всегда поручается другому эксперту или другим экспертам.

Если установленные обстоятельства по делу требуют одновременного проведения исследований с использованием различных областей знания или с использованием различных научных направлений в пределах одной области знания, назначается комплексная экспертиза. Как правило, комплексная экспертиза поручается нескольким экспертам, обладающими специальными познаниями в различных областях знания. Однако если эксперт имеет допуск к производству различных видов экспертиз, он может провести комплексную экспертизу единолично. Если возникает сомнение в компетенции эксперта, проводившего экспертизу, или возникла необходимость  разрешения сложных вопросов, суд может назначить комиссионную экспертизу.

 

 

 

 

Комиссионная экспертиза проводится двумя или более экспертами в одной области знания. Эксперты совещаются между собой и формулируют в заключении общий вывод.

Самыми распространенными видами судебных экспертиз являются: 

почерковедческая экспертиза, строительная экспертиза, медицинская экспертиза, техническая экспертиза,  психиатрическая экспертиза, автотехническая   экспертиза.

В судебной практике по гражданским делам также встречаются: генетическая экспертиза, землеустроительная экспертиза, товароведческая экспертиза, оценочная экспертиза, психологическая экспертиза, бухгалтерская экспертиза, трасологическая экспертиза, экологическая экспертиза, психофизиологическая экспертиза. Однако судом могут назначаться и другие специфичные виды экспертизы, например, судебные экспертизы веществ и материалов, судебная фототехническая экспертиза, судебные компьютерно-техническая экспертиза, судебная искусствоведческая экспертиза и иные.

Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Однако окончательный круг вопросов определяется судом. Если суд отклоняет вопросы, предложенные сторонами, он обязан мотивировать свое решение. Кроме того, стороны и другие лица, участвующие в деле имеют право:

-ходатайствовать о назначении экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту;

-заявлять отвод эксперту;

-знакомиться с определением суда о назначении экспертизы;

-знакомиться с заключением эксперта;

-ходатайствовать о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.

Необходимо иметь в виду, что при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов или документов для исследования и в иных случаях, когда без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

Судебные экспертизы могут проводиться в государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждениях, сотрудниками неэкспертных учреждений, частными экспертами.  Экспертиза может проводиться в судебном заседании или вне заседания.  В ч. 2 ст. 84 ГПК РФ говорится о том, что экспертиза вне судебного заседания проводится, если это необходимо по характеру исследований либо при невозможности или затруднении доставить материалы или документы для исследования в заседании, т.е. в исключительных случаях. Хотя практика свидетельствует об обратном – производство экспертиз вне судебного заседания является скорее правилом, чем исключением.

 

 

 

Заключение эксперта для суда не является обязательным и неопровержимым и должно оцениваться судом в совокупности с другими доказательствами по делу.

При этом несогласие суда с заключением эксперта должно быть мотивировано в решении или определении суда. На время проведения экспертизы производство по делу может быть приостановлено.

Обязанность оплаты за проведение экспертизы обычно суд возлагает на лицо, заявившее соответствующее ходатайство. Законом предусмотрена возможность учета имущественного положения лиц, участвующих в деле, однако для этого нужно подать ходатайство по оплате экспертизы. Если лицо, обязанное судом произвести оплату за проведение экспертизы, уклоняется от уплаты, экспертное учреждение вправе выставить счет для оплаты, который будет учтен судом при решении вопроса о распределении судебных расходов по делу.

  

Подразделение

по обеспечению участия прокуроров

в гражданском процессе   

 

 

 

Экспертом, способным провести судебную экспертизу, может быть любое 82 АПК РФ) в определении о назначении экспертизы указывает, и те же лица, то можно подумать о наличии преюдициальных фактов.

Судебная экспертиза в гражданском процессе

1. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет условия и порядок назначения и производства судебных экспертиз в Государственном центре судебных экспертиз при Министерстве юстиции Кыргызской Республики (далее – ГЦСЭ).

2. ГЦСЭ проводит судебную экспертизу по следующим направлениям:

1. Почерковедческая экспертиза.

2. Техническая экспертиза документов.

3. Трасологическая экспертиза.

4. Баллистическая экспертиза.

5, Взрывотехническая экспертиза.

6. Криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий.

7. Геммологическая экспертиза.

8. Пожарно-техническая экспертиза.

9. Инженерно-техническая экспертиза.

10. Автотехническая экспертиза.

11. Транспортно-трасологическая экспертиза.

12. Строительно-техническая экспертиза.

13. Экономическая экспертиза.

3. Основанием для назначения судебной экспертизы (далее – экспертиза) является установленная в процессе расследования (рассмотрения) дела и материалов потребность в выяснении обстоятельств с использованием специальных познаний в форме экспертизы.

4. Основанием для производства судебных экспертиз в ГЦСЭ являются постановления (определения) органов (лиц), наделенных правом назначать судебную экспертизу.

5. В компетенцию судебного эксперта входит исследование материалов, поступивших на экспертизу, для разрешения поставленных перед ним вопросов на основе его специальных знаний и дача заключения.

6. При необходимости производства сложных экспертных исследований они проводятся комиссией экспертов (комиссионная экспертиза), а для установления обстоятельств дела на основе использования специальных познаний, относящихся к разным видам экспертных специальностей или профилей подготовки, в ГЦСЭ организуется производство комплексных экспертиз, поручаемых экспертам соответствующих специальностей.

Эксперты ГЦСЭ могут быть включены директором ГЦСЭ или его заместителем в состав комиссии для производства межведомственных экспертиз, организуемых органом, назначающим производство экспертизы.

2. Оформление материалов, направляемых для производства экспертизы в ГЦСЭ

7. Экспертиза производится по предоставлению органом (лицом), ее назначившим, материалов, необходимых для проведения экспертизы.

8. Для проведения экспертизы должны быть представлены:

— постановление (определение) о назначении экспертизы  с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны: исходящий номер и дата; приложение на __ листах;

— предметы и документы, являющиеся объектами экспертного исследования.

В необходимых случаях представляются также предметы и документы, являющиеся образцами для сравнительного исследования, а равно документы, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы (протоколы осмотров, допросов и других следственных действий, справки, выписки, фотоснимки и т.п.).

В случае утери или уничтожения документов, представляются копии указанных документов, заверенные органом, назначившим экспертизу.

9. В постановлении (определении) о назначении экспертизы указываются:

а) дата и место составления постановления (определения) о назначении экспертизы, наименование органа, назначившего ее, номер уголовного, гражданского, административного, экономического дела или исполнительного производства, по которому назначена экспертиза;

б) основания для назначения экспертизы (краткое изложение фабулы дела и описание проблемы, решение которой предполагается достигнуть на базе специальных знаний);

в) наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена экспертиза или фамилия, имя, отчество эксперта;

г) вопросы, поставленные перед экспертом, должны быть изложены четко, носить конкретный характер и не требовать правовой оценки;

д) материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта:

— объекты экспертного исследования (предметы, документы);

— образцы для сравнительного исследования и документы, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы;

— иные материалы, имеющие значение для производства экспертизы;

е) фамилия, имя, отчество, должность и подпись лица, назначившего экспертизу.

10. Для производства экспертизы, требующей привлечения двух и более экспертов, состоящих в штатах различных экспертных учреждений, в постановлении (определении) должно быть указано, экспертами каких специальностей должно проводиться данное исследование, на какое экспертное учреждение возлагается организация деятельности комиссии экспертов и в какое экспертное учреждение направлены объекты экспертного исследования и иные материалы. В указанном случае копии постановлений (определений) о назначении экспертизы направляются в каждое из этих учреждений.

11. В случае назначения дополнительной или повторной экспертизы, помимо материалов, указанных в пункте 9 настоящей Инструкции, в ГЦСЭ представляются заключения (акты) предшествующих экспертиз (либо сообщения о невозможности дачи заключения), со всеми приложениями (фотоснимки, экспериментальные материалы и пр.). При назначении дополнительной экспертизы также предоставляются дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы, появившиеся в распоряжении органа, назначившего ее, после дачи первичного заключения (либо после сообщения о невозможности дать заключение).

В постановлении (определении) о назначении дополнительной или повторной экспертизы обязательно указываются мотивы и основания ее назначения.

Материалы, представленные на экспертизу по решению лица, назначившего экспертизу, могут быть возвращены без проведения экспертизы.

12. В случае несоблюдения требований процессуального законодательства или правил оформления материалов, направленных на экспертизу, руководитель ГЦСЭ (его структурного подразделения) немедленно сообщает об этом органу, назначившему экспертизу.

Если орган, назначивший экспертизу, не принимает мер для устранения недостатков, то по истечении месячного срока материалы возвращаются без исполнения.

3. Порядок производства судебных экспертиз и оформление их результатов

13. Эксперт приступает к производству экспертизы по получении письменного распоряжения от руководителя ГЦСЭ (его структурного подразделения) вместе с постановлением (определением) о назначении экспертизы и всеми поступившими на экспертизу материалами.

14. В случае если транспортировка объекта исследований в ГЦСЭ невозможна, орган или лицо, которые назначили судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

15. Эксперт, которому поручено производство экспертизы, изучает представленные ему материалы. В случае если устанавливается отсутствие необходимых для производства экспертизы материалов, он заявляет соответствующее ходатайство.

Ходатайство составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется органу, назначившему экспертизу, второй — хранится в ГЦСЭ.

16. В случае если в одном постановлении (определении) о назначении первичной экспертизы поступает большое количество объектов, руководитель структурного подразделения может организовать производство ряда раздельных экспертиз, каждая из которых поручается отдельному эксперту с целью исследования части объектов для решения определенных вопросов. По результатам проведенных исследований каждым экспертом составляется отдельное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения.

17. Если в одном постановлении (определении) о назначении экспертизы содержатся вопросы, относящиеся к предмету различных экспертиз и не требующие для своего разрешения совместной работы экспертов разных специальностей, директор ГЦСЭ или его заместитель организует производство нескольких экспертиз, каждая из которых поручается отдельному эксперту (или группе экспертов) с целью исследования определенных объектов для решения соответствующих вопросов. По результатам исследования, произведенных на основе специальных познаний, каждый эксперт (группа экспертов) составляет отдельное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения.

18. В случаях, когда заключение эксперта не ясно или непонятно для лица, назначившего экспертизу, эксперт может быть допрошен для его разъяснения с составлением соответствующего протокола.

Результаты допроса эксперта могут послужить следователю (суду) основанием для решения о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

19. Заключение судебного эксперта дается в письменной форме, на государственном или официальном языках и состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов, а также подписки о предупреждении эксперта (экспертов) об уголовной ответственности и разъяснении ему прав и обязанностей.

При наличии материалов, поясняющих и дополняющих описание исследовательской части заключения (фотоснимки, иллюстрации, схемы, рисунки, разработки и т.д.), они прилагаются к заключению.

Исследуемые материалы перед возвращением упаковываются и опечатываются или отмечаются оттисками соответствующих штампов: исследуемые – оттиском штампа «ГЦСЭ», образцы – «ОБРАЗЕЦ».

20. Во вводной части заключения указываются:

— наименование экспертизы, место проведения экспертизы, ее номер, дата составления;

— дата поступления материалов на экспертизу в ГЦСЭ;

— основание для производства экспертизы (решение органа (лица), назначившего экспертизу, дата вынесения решения);

— наименования поступивших на экспертизу материалов, способ доставки, вид упаковки и реквизиты исследуемых объектов;

— сведения об эксперте (экспертах): фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая и экспертная), должность, стаж экспертной работы;

— обстоятельства дела, имеющее значение для дачи заключения и принятые экспертом в качестве исходных данных;

— сведения о лицах, присутствующих при производстве экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение);

— вопросы, поставленные на разрешение экспертов;

— если вопрос выходит за пределы компетенции эксперта (когда для решения вопроса не требуются специальные знания и когда вопрос входит в компетенцию эксперта другой специальности), вопрос к разрешению не принимается, о чем делается специальная отметка;

— ходатайство эксперта о предоставлении дополнительных материалов, с указанием даты его составления и получения ответа, результаты его рассмотрения.

Вопросы, поставленные по инициативе эксперта, излагаются во вводной части, после вопросов, поставленных в решении о назначении экспертизу.

В вводной части заключения повторной экспертизы отмечается, что экспертиза является повторной, излагаются сведения о первичной экспертизе: номер и дата заключения, фамилии и инициалы эксперта, наименование экспертного учреждения, выводы первичной (первичных) экспертизы и мотивы назначения повторной экспертизы.

В вводной части дополнительной экспертизы отмечается, что экспертиза является дополнительной.

В вводной части заключения комиссионной экспертизы указывается, что экспертиза является комиссионной и указывается место ее проведения.

В вводной части заключения экспертов, проводивших комплексное исследование, отмечается, что экспертиза является комплексной, указывается место ее проведения и исследования, проведенные каждым экспертом.

21. В исследовательской части описывается процесс исследования и его результаты, дается научное объяснение установленным фактам. Описание должно быть четким, понятным, по своей структуре соответствовать решаемым вопросам. Используемые специальные термины должны быть объяснены.

В исследовательской части указываются:

— состояние объектов экспертного исследования;

— методы экспертного исследования и технические условия их применения и полученные результаты;

— цели, условия и результаты проведения экспертного эксперимента (если таковой проводился) и получения образцов;

— ссылки на материалы, которыми эксперт руководствовался при разрешении поставленных вопросов, а равно литературные источники (автор, наименование работы, место и год издания), которые были использованы при проведении исследования;

— результаты следственных действий (допросов, осмотров, экспериментов и др.), если они имеют значение исходных данных при обосновании выводов;

— ссылки на иллюстрации, приложения и необходимые пояснения к ним;

— экспертная оценка отдельных этапов исследования и всех полученных результатов в целом в качестве оснований для формулирования соответствующих выводов по экспертизе.

Если на отдельные вопросы, поставленные лицом, назначившим экспертизу, не представилось возможным предоставить ответы, в исследовательской части указываются причины.

22. В исследовательской части заключения дополнительной экспертизы эксперт может не излагать ход и результаты исследования, а сделать ссылку на соответствующие разделы заключения первичной экспертизы, если при производстве дополнительной экспертизы им использовались те же методы и средства, и достигнуты такие же результаты, что и при производстве первичной экспертизы.

23. В исследовательской части заключения повторной экспертизы эксперт указывает причины расхождения с выводами первичной экспертизы, если таковые имели место.

24. Выводы эксперта излагаются в виде ответов на поставленные перед ним вопросы.

На каждый из поставленных вопросов дается ответ по существу, либо указывается причина невозможности его разрешения.

При проведении комплексных экспертиз общему выводу экспертов могут предшествовать частные выводы отдельных экспертов, сформулированные по результатам лично проведенных исследований. Выводы формулируют и эксперты, не принявшие участие в формулировке общего (синтезированного) вывода по экспертизе.

Последовательность выводов должна соответствовать порядку проведенного исследования.

Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту не были поставлены вопросы, но которые были установлены им в процессе исследования, излагаются в заключительных положениях.

Выводы излагаются четким и ясным языком, не допускающим различных толкований. В случаях, если вывод не может быть сформулирован без подробного описания результатов исследования, изложенных в исследовательской части и содержащих исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, допускаются ссылки на исследовательскую часть заключения.

Выводы могут быть категорическими и вероятными. Категорический вывод содержит конкретные, достоверные знания эксперта о факте. Вывод в вероятной форме обоснован частично и формулируется судебным экспертом на основе вероятности устанавливаемого факта, с указанием на возможное иное решение поставленного вопроса. Самостоятельного доказательственного значения вероятный вывод не имеет.

25. Заключение и приложения к нему составляются в двух экземплярах, первый из которых направляется органу (лицу), назначившему экспертизу, а второй остается в архиве ГЦСЭ.

Каждая страница заключения подписывается экспертом (экспертами), подпись эксперта (экспертов) после выводов заверяется оттиском круглой печати соответствующего структурного подразделения или ГЦСЭ.

26. Производство комиссионных экспертиз поручается двум или более экспертам одной специальности. При этом директор ГЦСЭ (его заместитель или руководитель структурного подразделения) возлагает на одного из членов комиссии координацию деятельности других экспертов.

Руководитель комиссии экспертов (ведущий эксперт) не пользуется какими-либо преимуществами перед другими экспертами в разрешении поставленных по существу вопросов.

27. Комиссия экспертов, по возможности, одновременно знакомится с материалами экспертизы, производит осмотр объектов и образцов. Каждый из экспертов проводит необходимые исследования всех представленных в полном объеме материалов, после чего эксперты совещаются между собой о результатах проделанной работы.

28. Комплексные экспертизы поручаются двум и более экспертам разных специальностей.

Каждый из экспертов, участвующих в комплексной экспертизе, на основе своих специальных знаний проводит необходимые исследования представленных ему материалов и оценивает результаты проведенных исследований в качестве оснований для ответа на поставленный перед экспертом вопрос.

29. Комиссия дает общее заключение при условии согласия с ним каждого из экспертов, участвующих в исследовании.

Совместная оценка результатов комплексного исследования излагается в конце исследовательской части, непосредственно перед выводами (общая синтезирующая часть).

Результаты оценки единоличных исследований и частные выводы, сделанные на этой основе, также излагаются раздельно (промежуточная синтезирующая часть). Совместная оценка результатов комплексного исследования излагается в конце исследовательской части, непосредственно перед выводами (общая синтезирующая часть).

Каждый эксперт вправе подписать общее заключение либо ту его часть, которая отражает ход и результаты проведенного им лично исследования.

Результаты всех проведенных исследований по комплексной экспертизе оцениваются экспертами в ходе проведения совещания, и по результатам оценки формулируется общий вывод.

Эксперты, не согласные с общим заключением комиссии, дают заключения отдельно, указывая в нем мотивы расхождения мнений.

30. В исследовательской части заключения экспертов, не согласных с общим заключением комиссии комиссионной экспертизы, исследования каждого из экспертов излагаются отдельно по правилам пункта 21 настоящей Инструкции.

31. В случае если ни на один из указанных в решении о назначении экспертизы вопросов эксперт не смог дать ответ по существу (хотя бы частично), составляется сообщение о невозможности дачи заключения, которое состоит из подписки о предупреждении эксперта (экспертов) об уголовной ответственности и разъяснении ему прав и обязанностей, и трех частей: вводной, мотивировочной и заключительной.

В вводной части излагаются сведения, перечисленные в пункте 20 настоящей Инструкции.

В мотивировочной части подробно излагаются причины невозможности дачи заключения.

В заключительной части указывается на невозможность дать ответ по каждому поставленному перед экспертом вопросу.

32. Эксперт сообщает органу, назначившему экспертизу, о невозможности дачи заключения по поставленному вопросу:

а) ввиду непригодности или недостаточности для дачи заключения предъявленных эксперту материалов, если устранение этого препятствия оказалось невозможным;

б) если поставленный вопрос выходит за пределы специальных знаний эксперта;

в) если современный уровень методик и методов исследования не позволяет однозначно решить поставленный вопрос;

г) в случае отсутствия научно-разработанной методики решения поставленного вопроса;

д) если выявленные совокупности признаков противоречивы и недостаточны для решения вопроса по существу.

33. Если по одним вопросам, указанным в решении о назначении экспертизы, эксперт дает заключение, а по другим имеется основание для сообщения о невозможности дачи заключения, составляется единый документ – заключение эксперта.

Если на судебное заседание вызывается эксперт, проводивший ранее соответствующую экспертизу и судом задаются вопросы, на которые экспертом были даны ответы в предыдущем заключении, эксперт вправе сослаться на результаты исследования, изложенные в предыдущем заключении, оформив самостоятельное заключение.

34. Во всех случаях участия в судебном заседании эксперта копия данного им в суде заключения представляется в ГЦСЭ.

35. Предметы и документы, бывшие объектами экспертного исследования (включая образцы), с соответствующими пометками эксперта, в упакованном и опечатанном виде подлежат возвращению органу, назначившему экспертизу, вместе с заключением или с сообщением о невозможности дачи заключения.

4. Сроки производства экспертиз

36. Общий срок производства экспертизы в ГЦСЭ не превышает 1 месяца.

Конкретный срок производства экспертизы устанавливается руководителем структурного подразделения ГЦСЭ с учетом степени сложности экспертизы и загруженности эксперта.

В случае проведения комплексных экспертиз, а также, если для производства экспертизы необходимо исследование более трех объектов, срок может быть продлен руководителем ГЦСЭ до 1 месяца.

Проведение экспертизы осуществляется в порядке очередности поступления постановлений (определений) о назначении экспертизы.

37. Срок производства экспертизы исчисляется со дня, следующего за днем регистрации материалов в ГЦСЭ, и истекает в день сдачи их экспертом в канцелярию ГЦСЭ. Если начало и окончание установленного срока производства экспертизы приходится на нерабочий день, днем истечения срока считается следующий за ним рабочий день.

В случае невозможности предоставления исследуемого объекта в ГЦСЭ, срок производства экспертизы исчисляется со следующего дня после осмотра исследуемого объекта.

38. Срок производства экспертизы в ГЦСЭ приостанавливается в следующих случаях:

а) при направлении органу, назначившему экспертизу, ходатайства:

— о предоставлении дополнительных материалов, без которых невозможно производство экспертизы;

— об уточнении вопросов и данных о фактических обстоятельствах дела;

— о непоступлении всех или части материалов, перечисленных в постановлении (определении) о назначении экспертизы;

— о проведении исследования, которое может повлечь полное или частичное уничтожение предоставленных объектов либо изменение их внешнего вида, или основных свойств, если на это не было специального разрешения следователя, суда.

б) нахождения материалов (документов, вещественных доказательств) у эксперта (экспертов), производящего по ним экспертизу другого вида с составлением отдельного заключения.

Ходатайства о предоставлении дополнительных материалов и данных о фактических обстоятельствах дела могут быть заявлены как при ознакомлении с материалами дела, так и в ходе экспертного исследования.

Если ходатайство не удовлетворено в течение 30 календарных дней, поставленные вопросы решаются в той мере, в какой позволяют имеющиеся в распоряжении эксперта материалы.

Течение срока приостанавливается со дня отправления ходатайства по день получения материалов или сообщения об отказе в удовлетворении ходатайства.

Ходатайства о продлении срока производства экспертизы хранятся вместе с копией заключения эксперта.

5. Прием, хранение и возврат материалов, поступивших на экспертизу

39. Правила приема, учета, хранения и возврата распространяются на все вещественные доказательства, предметы и документы, поступающие по уголовным, гражданским, экономическим и административным делам в качестве образцов для сравнительного исследования или содержащие сведения, относящиеся к исследуемым объектам и предмету экспертизы (протоколы осмотров и других следственных действий, планы, схемы, фотоснимки и т.д.), а также на документы, представляемые на исследование другими физическими и юридическими лицами и обязательные для всех работников ГЦСЭ и лиц, назначающих экспертизы.

40. Вещественные доказательства и другие материалы для производства экспертиз направляются в ГЦСЭ почтой, специальной связью, представляются непосредственно лицом, назначающим экспертизу, либо его доверенным представителем.

41. Представление на исследование нетранспортабельных объектов осуществляется лицом, назначившим экспертизу, с выездом совместно с экспертом на место их нахождения.

42. Материалы, поступающие в ГЦСЭ для производства экспертиз, принимаются либо в структурном подразделении, либо в канцелярии, с обязательной отметкой о приеме на первом экземпляре постановления (определения).

При приеме материалов в структурном подразделении проверяется соответствие предоставленных материалов перечисленным в решении о назначении экспертизы, которое передается для регистрации канцелярией в «Книге регистрации экспертиз», согласно приложению 1 к настоящей Инструкции.

При приеме материалов в канцелярии упаковка вещественных доказательств не вскрывается и отмечается лишь вид и состояние упаковки в случае ее нарушения.

В тех случаях, когда постановление или определение о назначении экспертизы и сопроводительные документы находятся в одной упаковке с вещественными доказательствами, она вскрывается в канцелярии. При упаковке вещественных доказательств, для их отправки на экспертизу, необходимо указанные документы помещать сверху вещественных доказательств.

На втором экземпляре решения о назначении экспертизы канцелярией указывается регистрационный номер и дата поступления материалов. До поступления исследуемых материалов в полном объеме, отдельно поступающие объекты не исследуются.

После регистрации, материалы передаются на рассмотрение руководителю ГЦСЭ или заведующему территориальным подразделением ГЦСЭ.

43. После рассмотрения материалов руководством ГЦСЭ, они передаются канцелярией под расписку руководителю структурного подразделения, а в территориальных подразделениях ГЦСЭ – соответствующему эксперту.

44. Материалы, поступающие на экспертизу в отделы, регистрируются в «Книге регистрации материалов, поступивших для производства экспертиз», согласно приложению 2 к настоящей Инструкции и передаются под расписку эксперту, которому поручено производство данной экспертизы. Получив эти материалы, эксперт вскрывает упаковку вещественных доказательств, проверяет соответствие находящихся в упаковке предметов, веществ и документов их перечню в решении о назначении экспертизы.

Упаковка вещественных доказательств сохраняется лишь в том случае, когда она содержит сведения, подтверждающие достоверность материалов, представленных на экспертизу.

45. В тех случаях, когда при вскрытии упаковки будет обнаружено отсутствие указанных решений о назначении экспертизы объектов или их несоответствие перечню или количеству предметов, направляемых на экспертизу комиссией в составе эксперта, которому поручено исследование, руководителя и экспертов структурного подразделения, составляется акт.

В акте должны быть указаны:

— фамилия, имя, отчество лица, назначившего экспертизу;

— номер дела, по которому назначена экспертиза;

— дата поступления решения о назначении экспертизы;

— описание упаковки, в которой поступили материалы;

— перечень неприложенных материалов, указанных в решении о назначении экспертизы.

46. При неполноте, отсутствии среди представленных объектов отдельных предметов и документов, решении о назначении экспертизы, руководитель ГЦСЭ (его структурного подразделения) действуют в соответствии с пунктом 38 настоящей Инструкции.

Материалы, поступающие после их дополнительного оформления, регистрируются в общем порядке.

47. За сохранность вещественных доказательств и документов, представленных на экспертизу, несут ответственность эксперты, производящие исследование.

48. Находящиеся на ответственном хранении экспертов вещественные доказательства и другие материалы, принятые ими на исследование, хранятся в установленном законодательством порядке. Доступ к ним должен иметь лишь эксперт, который проводит их исследование.

49. После завершения экспертизы, исследованные вещественные доказательства и документы передаются проводящим исследование экспертом в канцелярию ГЦСЭ.

Вещественные доказательства, хранение которых невозможно в условиях в канцелярии, продолжают оставаться на ответственном хранении в структурных подразделениях, проводивших исследование, до выдачи их органу, назначившему экспертизу, или принятия решения по существу.

6. Возврат вещественных доказательств и документов

50. Отправка заключения эксперта или передача его лицу, назначившему экспертизу, или его доверенному представителю без вещественных доказательств не допускается.

51. Упаковка исследованных объектов производится экспертом, проводившим экспертизу.

52. Материалы экспертизы могут быть выданы непосредственно лицу, назначившему экспертизу, или его доверенному представителю. При этом в книгах регистрации — «Книге регистрации экспертиз» или «Книге регистрации материалов, поступивших для производства экспертиз», отмечается фамилия, имя, отчество, место работы, должность получателя, номер и дата выдачи удостоверения, доверенности. Кроме этого делается отметка «получено лично», «вручено по доверенности» и дата выдачи материалов экспертизы.

Постановление Правительства Кыргызской Республики от 25 сентября 2012 года №648

И задача судебного юриста – выявить такие нарушения, оценить их влияние на результат судебной экспертизы и сделать.