Положения данного закона предусматривали проведение судебных экспертиз не только государственными экспертными учреждениями, но и на​.

Лицензирование судебно-экспертной деятельности

Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

     Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

     Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

     Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность

     Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также — эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

     Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности

     Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

     Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

     Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о здравоохранении, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

     Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности

     Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

     Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

     Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.

     Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

     Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

     Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

     Судебно-экспертные исследования (далее — исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.

     Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судеб-но-экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

     Статья 7. Независимость эксперта

     При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

     Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

     Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований

     Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

     Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

     Статья 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

     Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

     медицинский стационар — государственное медицинское учреждение, а равно его отделение, которые предназначены для круглосуточного содержания пациентов;

     психиатрический стационар — государственное психиатрическое учреждение, а равно психиатрическое отделение государственного медицинского учреждения, которые предназначены для круглосуточного содержания пациентов, — разновидность медицинского стационара;

     судебно-психиатрический экспертный стационар — психиатрический стационар, специально предназначенный для производства судебно-психиатрической экспертизы;

     руководитель государственного судебно-экспертного учреждения (далее также — руководитель) — директор или начальник (заведующий) государственного судебно-экспертного учреждения либо приравненного к нему специализированного подразделения, осуществляющий функцию руководства при организации и производстве судебной экспертизы в соответствующем учреждении или подразделении;

     судопроизводство — регулируемая процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или судьи в ходе судебного разбирательства гражданских, административных и уголовных дел, а также деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора при возбуждении уголовного дела, проведении дознания и предварительного следствия;

     судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу;

     заключение эксперта — письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом;

     образцы для сравнительного исследования — объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения;

     повреждение объекта исследования — изменение свойств и состояния объекта в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований.

     Статья 10. Объекты исследований

     Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.

     Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также — лицо).

     При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.

     Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным учреждением или экспертом.

     В случае, если транспортировка объекта исследований в государственное судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

     Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

     Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.

     Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

     Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

     Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

     Организация и производство судебной экспертизы в медицинских учреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. В указанных учреждениях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.

     Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

     Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

     Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

     Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

     Статья 12. Государственный судебный эксперт

     Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

     Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту

     Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.

     Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

Глава II. Обязанности и права руководителя и эксперта государственного судебно-экспертного учреждения

     Статья 14. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

     Руководитель обязан:

     по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;

     разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;

     по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

     обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

     по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

     обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

     не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

     Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:

     наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;

     соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;

     сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

     Руководитель не вправе:

     истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;

     самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

     давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

     Статья 15. Права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

     Руководитель вправе:

     возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;

     ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

     организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;

    передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет;

     требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с:

     1) компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением;

     2) транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов;

     3) хранением объектов исследований в государственном судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

     4) ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами или они были ненадлежаще упакованы.

     Статья 16. Обязанности эксперта

     Эксперт обязан:

     принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;

     провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

     составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;

     не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

     обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

     Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

     Эксперт не вправе:

     принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;

     осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;

     вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

     самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;

     сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;

     уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

     Статья 17. Права эксперта

     Эксперт вправе:

     ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

     делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;
     обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

     Эксперт также имеет права, предусмотренные, соответствующим процессуальным законодательством.

     Статья 18. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы

     Государственному судебно-экспертному учреждению не может быть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается, если установлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения.

     Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.

     В производстве судебной экспертизы в отношении живого лица не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь. Указанное ограничение действует также при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица.

Глава III. Производство судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении

     Статья 19. Основания производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении

     Основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.

     Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.

     Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, получают образцы для сравнительного исследования и приобщают их к делу в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации. В необходимых случаях получение образцов осуществляется с участием эксперта, которому поручено производство судебной экспертизы, или специалиста.

     В случае, если получение образцов является частью исследований и осуществляется экспертом с использованием представленных на судебную экспертизу объектов, после завершения судебной экспертизы образцы направляются в орган или лицу, которые ее назначили, либо определенное время хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении.

     Особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц определяются главой IV настоящего Федерального закона.

     Статья 20. Производство дополнительной и повторной судебных экспертиз в государственном судебно-экспертном учреждении

     Производство дополнительной судебной экспертизы, назначенной в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, поручается тому же или другому эксперту.

     Производство повторной судебной экспертизы, назначенной в связи с возникшими у суда, судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения по тем же вопросам, поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

     Статья 21. Производство комиссионной судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении

     Комиссионная судебная экспертиза производится несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной или разных специальностей.

     Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившими, либо руководителем государственного судебно-экспертного учреждения.

     Организация и производство комиссионной судебной экспертизы возлагаются на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения либо на руководителей нескольких государственных судебно-экспертных учреждений.

     Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.

     В составе комиссии экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый эксперт независимо и самостоятельно проводит исследования, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных знаний. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять роль эксперта-организатора; его процессуальные функции не отличаются от функций остальных экспертов.

     Статья 22. Комиссия экспертов одной специальности

     При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты.

     Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.

     Статья 23. Комиссия экспертов разных специальностей

     При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами разных специальностей (далее — комплексная экспертиза) каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

     Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами результаты исследований оформляются в соответствии с частью второй статьи 22 настоящего Федерального закона.

     Статья 24. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении

     При производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации.

     Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.

     При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.

     В случае, если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.

     Особенности присутствия участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц определяются главой IV настоящего Федерального закона.

     Статья 25. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание

     На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.

     В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:

     время и место производства судебной экспертизы;

     основания производства судебной экспертизы;

     сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;

     сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;

     предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

     вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;

     объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;

     сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;

     содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;

     оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

     Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.

Глава IV. Особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц

     Статья 26. Производство судебной экспертизы в отношении живых лиц

     Судебная экспертиза в отношении живых лиц производится в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

     Статья 27. Условия и место производства судебной экспертизы в отношении живых лиц

     Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в медицинском или ином учреждении, а также в другом месте, где имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводятся исследования.

     В случае возникновения при производстве судебной экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно может быть помещено в медицинский стационар в порядке, предусмотренном статьями 28-30 настоящего Федерального закона и процессуальным законодательством Российской Федерации.

     Доставка в медицинское или иное учреждение лица, направленного на судебную экспертизу, обеспечивается органом или лицом, назначившими судебную экспертизу.

     Статья 28. Добровольность и принудительность при производстве судебной экспертизы

     Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в добровольном или принудительном порядке.

     В случае, если судебная экспертиза производится в добровольном порядке, в государственное судебно-экспертное учреждение должно быть представлено письменное согласие лица подвергнуться судебной экспертизе.

     Если лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза, не достигло возраста 16 лет или признано судом недееспособным, письменное согласие на производство судебной экспертизы дается законным представителем этого лица.

     Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу в принудительном порядке, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации. В случае, если в процессуальном законодательстве Российской Федерации не содержится прямого указания на возможность принудительного направления лица на судебную экспертизу, государственное судебно-экспертное учреждение не вправе производить судебную экспертизу в отношении этого лица в принудительном порядке.

     Статья 29. Основания и порядок помещения лица в медицинский стационар

     В случае возникновения при назначении или производстве судебно-медицинской либо судебно-психиатрической экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно помещается в соответствующий медицинский стационар на основании постановления или определения о назначении судебной экспертизы. Порядок помещения лица в медицинский стационар определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

     Лица, содержащиеся под стражей, помещаются для производства судебной экспертизы в медицинские стационары, специально приспособленные для содержания в них указанных лиц.

     Для производства судебно-психиатрической экспертизы лицо помещается в психиатрический стационар или судебно-психиатрический экспертный стационар только на основании определения суда или постановления судьи. Судебно-психиатрические экспертные стационары могут быть предназначены для помещения в них лиц, не содержащихся под стражей, или для помещения в них лиц, содержащихся под стражей.

     Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу и поместившие лицо в медицинский стационар в принудительном порядке, обязаны в течение 24 часов известить об этом кого-либо из членов его семьи, родственников или иных лиц по его указанию, а при отсутствии таковых сообщить в орган внутренних дел по месту жительства указанного лица.

     Статья 30. Сроки пребывания лица в медицинском стационаре

     Лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней.

     В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица в медицинском стационаре может быть продлен постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней.

     Ходатайство эксперта или комиссии экспертов о продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре должно быть представлено в районный суд по месту нахождения указанного стационара не позднее чем за три дня до истечения 30-дневного срока.

     Судья выносит постановление и уведомляет о нем эксперта или комиссию экспертов в течение трех дней со дня получения ходатайства.

     В случае отказа судьи в продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре оно должно быть выписано из него.

     Руководитель медицинского стационара извещает о заявленном ходатайстве и вынесенном судьей постановлении лицо, находящееся в указанном стационаре, а также орган или лицо, назначившие судебную экспертизу.

     В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица в медицинском стационаре. При этом общий срок пребывания лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней.

     Нарушение сроков пребывания лица в медицинском стационаре, установленных настоящей статьей, может быть обжаловано лицом, его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, а также руководителем медицинского стационара в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Нарушение сроков пребывания лица в медицинском стационаре может быть обжаловано также непосредственно в суд по месту нахождения указанного стационара.

     Статья 31. Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза

     При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещаются:

     ограничение прав, обман, применение насилия, угроз и иных незаконных мер в целях получения сведений от лица, в отношении которого производится судебная экспертиза;
     испытание новых лекарственных средств, методов диагностики, профилактики и лечения болезней, а также проведение биомедицинских экспериментальных исследований с использованием в качестве объекта, лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.

     Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, вправе давать эксперту объяснения, относящиеся к предмету данной судебной экспертизы.

     Эксперт не может быть допрошен по поводу получения им от лица, в отношении которого он проводил судебную экспертизу, сведений, не относящихся к предмету данной судебной экспертизы.
     Свидания лица, помещенного в медицинский стационар, с его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, организуются в условиях, исключающих возможность получения информации третьими лицами.

     Медицинская помощь лицу, в отношении которого производится судебная экспертиза, может оказываться только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

     Лицу, помещенному в медицинский стационар, должна быть предоставлена реальная возможность подачи жалоб, заявлений и ходатайств. Жалобы, поданные в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются адресату.

     Лица, не содержащиеся под стражей, имеют право на возмещение расходов, связанных с производством судебной экспертизы, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

     Статья 32. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, не содержащихся под стражей, в психиатрических стационарах

     Судебно-психиатрическая экспертиза в отношении лиц, не содержащихся под стражей, производится как в судебно-психиатрических экспертных стационарах, так и в иных психиатрических стационарах. Помещение в указанные стационары лиц, содержащихся под стражей, не допускается. Помещение лиц, не содержащихся под стражей, в иные психиатрические стационары не должно существенно затруднять производство судебной экспертизы.

     Лица, не содержащиеся под стражей, в период производства судебно-психиатрической экспертизы пользуются правами пациентов психиатрических стационаров, установленными законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

     В случае совершения лицом, не содержащимся под стражей, не страдающим тяжелым психическим расстройством, действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих или дезорганизующих работу психиатрического стационара, администрация данного стационара сообщает об этом в орган внутренних дел, который должен принять к нарушителю меры, направленные на пресечение указанных действий. В случае, если подобные действия совершены лицом, в отношении которого судебно-психиатрическая экспертиза производится в добровольном порядке, оно может быть выписано из психиатрического стационара, о чем администрация данного стационара в письменной форме извещает орган или лицо, назначившие указанную экспертизу.

     Статья 33. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, содержащихся под стражей, в психиатрических стационарах

     Судебно-психиатрическая экспертиза в отношении лиц, содержащихся под стражей, производится в судебно-психиатрических экспертных стационарах, предназначенных для помещения в них указанных лиц. Обеспечение безопасности и охрана указанных стационаров осуществляются органами, на которые возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.

     На лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрические экспертные стационары, распространяются нормы Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". При этом нормы, предусматривающие применение к указанным лицам мер взыскания и их материальную ответственность, не распространяются на лиц с явными признаками тяжелых психических расстройств.

     Порядок взаимодействия лиц, обеспечивающих безопасность и осуществляющих охрану судебно-психиатрических экспертных стационаров, с медицинскими работниками указанных стационаров определяется совместно Министерством здравоохранения Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, на который возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.

     Статья 34. Обеспечение лиц, помещенных в судебно-психиатрические экспертные стационары

     Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, помещенных в судебно-психиатрические экспертные стационары, осуществляется по нормам и правилам, установленным для психиатрических стационаров законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

     Статья 35. Ограничения в применении методов исследований при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц

     При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещается применять методы исследований, сопряженные с сильными болевыми ощущениями или способные отрицательно повлиять на здоровье лица, методы оперативного вмешательства, а также методы, запрещенные к применению в практике здравоохранения законодательством Российской Федерации. Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, должно быть информировано в доступной для него форме о методах исследований, применяемых в отношении его, включая альтернативные, возможных болевых ощущениях и побочных явлениях. Указанная информация предоставляется также заявившему соответствующее ходатайство законному представителю лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.

     У лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза, в медицинском учреждении берутся образцы, необходимые для проведения исследований, о чем указывается в заключении эксперта. Образцы получает врач или иной специалист в присутствии двух медицинских работников данного медицинского учреждения. Принудительное получение образцов у лиц, направленных на судебную экспертизу в добровольном порядке, не допускается.

     Статья 36. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц

     При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации. Присутствие иных участников процесса допускается с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, и лица, в отношении которого производится судебная экспертиза, либо его законного представителя.

     При проведении исследований, сопровождающихся обнажением лица, в отношении которого производится судебная экспертиза, могут присутствовать только лица того же пола. Указанное ограничение не распространяется на врачей и других медицинских работников, участвующих в проведении указанных исследований.

Глава V. Финансовое, организационное, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений

     Статья 37. Финансирование судебно-экспертной деятельности

     Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений федеральных органов исполнительной власти, в том числе экспертных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, финансируется за счет средств федерального бюджета.

     Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях. Порядок расходования указанных средств определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

     Статья 38. Организационное и научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности

     Организационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных судебных экспертов возлагаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти на судебно-экспертные учреждения из числа указанных в частях первой и второй статьи 11 настоящего Федерального закона.

     Статья 39. Информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений

     Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны безвозмездно предоставлять по запросам руководителей государственных судебно-экспертных учреждений образцы или каталоги своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства судебной экспертизы. При этом государственные судебно-экспертные учреждения обеспечивают неразглашение полученных сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

     Государственное судебно-экспертное учреждение вправе ходатайствовать перед судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором о получении по окончании производства по делам предметов, являвшихся вещественными доказательствами, для использования в экспертной, научной и учебно-методической деятельности.

     Статья 40. Охрана государственных судебно-экспертных учреждений

     Охрана государственных судебно-экспертных учреждений обеспечивается их руководителями и финансируется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава VI. Заключительные положения

     Статья 41. Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами

     В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

     На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 — 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.

     Статья 42. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

    Поручить Правительству Российской Федерации обеспечить приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Федеральным законом.

     Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального закона

     Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части третьей статьи 29, которая вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Подозреваем, миллионы россиян знают о судебной экспертизе N 73-ФЗ «​О государственной судебно-экспертной деятельности в.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Судебная экспертиза по уголовным делам.Типичные ошибки. Юрист Кашапов И.Г.

Подходы к определению понятий «Судебная экспертиза» и «Судебно-экспертная деятельность»

kaninstudio/ Depositphotos.com

Данный документ призван заменить действующий Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – закон о ГСЭД), который, напомним, регулирует производство экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях. Ряд положений указанного закона, определяющих принципы судебно-экспертной деятельности, права и обязанности эксперта, требования к содержанию экспертного заключения, правила отвода эксперта и участия при производстве экспертизы участников процесса, распространяется и на лиц, обладающих специальными знаниями, но не являющихся государственными судебными экспертами, которые также вправе производить экспертизы (ст. 41 закона о ГСЭД).

Из содержания норм процессуального законодательства, регулирующих порядок назначения и производства экспертиз в уголовном, гражданском, арбитражном и административном процессе, также следует, что проведение экспертизы возможно и государственными судебными экспертами, и иными экспертами (ст. 195 Уголовно-процессуального кодекса, ст. 79 Гражданского процессуального кодекса, ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса, ст. 77 Кодекса административного судопроизводства). Правда, для экспертиз по уголовным делам сделана оговорка – их производство может быть поручено негосударственному экспертному учреждению или лицу, не являющемуся сотрудником судебно-экспертного учреждения, но обладающему специальными знаниями и имеющему необходимое оборудование, в случае, когда проведение экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении невозможно (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»). 

Более подробно порядок проведения экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях – к ним на сегодняшний день, напомним, относятся судебно-экспертные учреждения Минюста России, МВД России, Минздрава России, Минобороны России, МЧС России, ФСБ России, ФТС России – прописан в нормативных актах соответствующих ведомств (Инструкция по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел РФ, Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ и т. д.).

При производстве экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении обязательно обеспечивается контроль за компетентностью эксперта или экспертов – руководитель учреждения поручает ее проведение тем сотрудникам, которые обладают специальными знаниями в необходимом для ответов на поставленные в постановлении или определении о назначении экспертизы объеме, а также за сроками производства экспертизы и качеством исследования (ст. 14 закона о ГСЭД). Порядок оценки компетентности сотрудников негосударственных экспертных учреждений и иных организаций, выступающих в качестве экспертов, равно как и требования к их методическому и материально-техническому обеспечению, в настоящее время не нормативно не закреплены.

Позиции судов по процессуальным вопросам, касающимся производства судебной экспертизы, – в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

При этом значительное количество экспертиз проводится именно негосударственными экспертами. Так, например, согласно статистическим данным о деятельности судов общей юрисдикции за 2013-2018 годы ежегодно более 180 тыс. постановлений о назначении экспертизы – 64% всех вынесенных соответствующих постановлений – направляется негосударственным судебно-экспертным учреждениям. Одна из причин – высокая степень загруженности государственных экспертов. Как отмечается в тематических аналитических материалах Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (имеются в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ), в судебно-экспертных учреждениях Минюста России средняя нагрузка на каждого сотрудника превышает норму в 1,5 раза, в экспертно-криминалистических подразделениях МВД России – тоже в 1,5 раза (по некоторым видам экспертиз – в 2-3,5 раза). Таким образом, государственные эксперты не могут обеспечить выполнение всего объема экспертных исследований, тем более без нарушения сроков. Но и назначение экспертиз в негосударственные экспертные учреждения далеко не всегда является выходом из ситуации, так как не все из них строго контролируют сроки и качество проведения экспертиз. Сомнения в правильности и обоснованности полученных в результате экспертных заключений являются основанием для назначения повторных экспертиз, проведение которых нередко поручается уже государственным судебно-экспертным учреждениям. По данным Минюста России, в прошлом году экспертные учреждения министерства провели 585 таких повторных экспертиз, и выводы по 77,6% из них не совпали с выводами первоначальных заключений негосударственных экспертов. Такая проверка, разумеется, еще сильнее загружает государственные судебно-экспертные учреждения.

Необходимость закрепления правовых основ деятельности негосударственных экспертных организаций и негосударственных экспертов в целях повышения качества проводимых ими экспертиз и явилась одним из оснований разработки Минюстом России проекта нового закона о судебно-экспертной деятельности. Соответствующий законопроект1, направленный на регулирование судебно-экспертной деятельности в целом и закрепляющий особенности ее осуществления в государственных и негосударственных экспертных учреждениях, напомним, был внесен в Госдуму и принят в первом чтении еще в 2013 году. Документ содержал, в частности, положения о сертификации компетентности: обязательной для работников государственных судебно-экспертных организаций и добровольной для всех остальных экспертов (получивших сертификаты компетентности лиц предполагалось включать в государственный реестр судебных экспертов), валидации (оценки применимости) методических материалов по производству судебной экспертизы и сертификации научно-методического обеспечения и др. Количество полученных замечаний по тексту проекта при его доработке ко второму чтению, как отметил в ходе состоявшихся в конце мая текущего года в Совете Федерации парламентских слушаний, посвященных вопросу совершенствования законодательства о судебно-экспертной деятельности, заместитель Министра юстиции РФ Денис Новак, привело к тому, что в 2016 году была подготовлена фактически новая редакция законопроекта, которая, однако, тоже не была поддержана большинством заинтересованных органов власти. Тем не менее работа продвинулась – по итогам прошедшего в мае прошлого года оперативного совещания Совета Безопасности РФ Минюсту России совместно с другими заинтересованными структурами было поручено выработать единую позицию по законопроекту и отчитаться об итогах до 15 июля текущего года, и, по словам Дениса Новака, проект поправок, учитывающий замечания и Государственно-правового управления Президента РФ, и федеральных органов власти, будет подготовлен в обозначенный срок. Таким образом, уже в ходе осенней сессии этого года законопроект может быть рассмотрен и принят во втором чтении, подчеркнул заместитель министра.

Новая редакция законопроекта не обнародована, но на основании сообщенных представителем Минюста России в ходе парламентских слушаний данных можно обозначить наиболее существенные изменения:

  • из проекта исключено положение об обязательной сертификации компетентности государственных судебных экспертов – предполагается и дальше применять действующую систему их аттестации. При этом норма о добровольной сертификации негосударственных экспертов сохранена, и предусмотрено, что порядок, условия выдачи, основания приостановления и прекращения действия сертификата компетентности, а также уполномоченные организации по сертификации компетентности лиц, обладающих специальными знаниями, определяются Правительством РФ;
  • нормы, касающиеся обязательной сертификации методического обеспечения и обязательной валидации методических материалов по производству судебной экспертизы, также исключены, но предлагается модель приоритетного использования сертифицированных методических материалов;
  • единого реестра судебных экспертов, скорее всего, тоже не будет – против внесения в него сведений обо всех государственных судебных экспертах высказывается, в частности, ФСБ России;
  • производство судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз будет осуществляться в соответствии с нормами нового закона о судебно-экспертной деятельности – первоначальная редакция законопроекта предполагала, что его действие распространяется на всю судебно-экспертную деятельность, за исключением указанных видов экспертиз.

Важно, что экспертное сообщество, в том числе представители негосударственных экспертных учреждений, выступают за принятие нового закона о судебно-экспертной деятельности, отмечая при этом необходимость использования возможностей саморегулирования в этой сфере. Одно из предложений – сформировать палаты судебных экспертов: федеральную и в пределах каждого федерального округа (как вариант – региона), которые могли бы, например, сертифицировать по определенным правилам экспертов (требования, предусмотренные существующими сейчас системами добровольной сертификации существенно различаются), методические материалы, экспертные лаборатории, организовывать дополнительное профессиональное образование лиц, планирующих стать экспертами, вести реестры экспертов и т. д.

Помимо необходимости совершенствования правовых основ экспертной деятельности, профессиональное сообщество отмечает и ряд острых практических проблем: недостаточность финансирования, необходимость обновления материально-технической базы и др. Можно предположить, что работа по их решению будет организована правительственной комиссией по координации судебно-экспертной деятельности в РФ (постановление Правительства РФ от 8 декабря 2018 г. № 1502) – по словам Дениса Новака, в настоящее время завершается формирование ее персонального состава.

О том, каким в результате всех обсуждений и доработок будет новый закон о судебно-экспертной деятельности, портал ГАРАНТ.РУ напишет сразу после его принятия. Стоит отметить, что Совет Федерации по итогам парламентских слушаний рекомендовал Госдуме ускорить рассмотрение соответствующего законопроекта.

______________________________

1 С текстом законопроекта № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы. 

Предметом судебно-экспертной деятельности являются судебные деятельность эксперта при проведении конкретной судебной экспертизы зависит.

Новый закон о судебно-экспертной деятельности может быть принят уже в этом году

И. В. Киселевич,

доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского университета транспорта (МИИТ)

кандидат юридических наук

(г. Москва)

 

В статье раскрываются статус судебной экспертизы, её регламентация в Федеральном законе и кодексах Российской Федерации, и возникающие проблемы в связи с несоответствием изложения судебной экспертизы в них.

Ключевые слова: судебная экспертиза; эксперт; кодекс; законотворчество.

 

К 44

ББК 67.53

УДК 343.983

ГРНТИ 10.85.31

Код ВАК 12.00.12

 

Forensic examination — a legal instrument of proof

 

I. V. Kiselevich,

Associate Professor criminal law, criminal proceeding and forensics Moscow University of Transport (MIIT)

Candidate of Law

(city Moscow)

 

The article reveals the status of forensic examination, its regulation in the Federal Law and codes of the Russian Federation, and the problems that arise, due to the inconsistency of the forensic examination in them.

Keywords: forensic examination; expert; code; lawmaking.

_____________________________________

 

Интерес к судебной экспертизе отмечается во многих научных областях, к числу которых, в первую очередь, следует отнести криминалистику и уголовный процесс.

Каждая наука со своих позиций рассматривает судебную экспертизу, что и формирует, впоследствии, подходы к её изучению. Основными подходами следует выделить процессуальные, следственные и экспертные действия.

В своё время С. И. Ожегов отмечал, что экспертиза является сугубо деятельностью экспертов по определённым вопросам. В качестве примера автором были приведены медицинская и судебная экспертиза, что указывает на значимость судебной экспертизы среди других исследований [1, с. 905].

Что касается юридического словаря, данный источник даёт толкование именно судебной экспертизе, рассматривая её в качестве исследования, которое может быть проведено экспертом в соответствии с процессуальным законодательством, что позволяет определить фактические данные и обстоятельства уголовного, гражданского или арбитражного дела [2, с. 536].

Судебная экспертиза, по мнению Е. Р. Россинской и Е. И. Галяшиной, рассматривается в качестве специфической разновидности экспертной деятельности, наделённой особым статусом. Сходство с другими экспертизами выражается в исследовании, которое основывается на специальных знаниях [3, с. 5].

В свою очередь, Н. П. Майлис и Т. Ф. Моисеева определяют судебную экспертизу как процессуальную форму, позволяющую получить новые доказательства, а также проверить уже имеющиеся.

Судебная экспертиза широко используется при раскрытии и расследовании преступлений. Органы расследования и суды обращаются к судебной экспертизе для установления истины по уголовным, гражданским и арбитражным делам.

Главный документ нашей страны не регламентирует процедуру проведения экспертизы, но косвенно указывает на возможность её осуществления для защиты прав и свобод участников судопроизводства. Так, ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации обращает внимание на то, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом». Кроме того, ст. 52 отмечает, что «государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию»[1]. Данные нормы позволяют любому заинтересованному лицу обратиться к судебным экспертам для оказания содействия в судопроизводстве.

Для более детального рассмотрения данной правовой деятельности, следует обратиться к законотворчеству, что позволяет отследить регламентацию судебной экспертизы в процессуальном законодательстве Российской Федерации.

Так, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее, ГПК России) отмечает процедуру назначения экспертизы в ст. 79 (Назначение экспертизы), где речь идёт о возможности проведения экспертизы при необходимости дополнительных знаний в «областях науки, техники, искусства, ремесла». Кроме того, этот правовой документ предусматривает возможность каждого участника гражданского судопроизводства предоставить вопросы для разрешения при проведении экспертизы[2].

Данные факты свидетельствуют о доступе участников процесса к судебной процедуре, если возникает такая необходимость, подчёркивая, тем самым, гласность судопроизводства в Российской Федерации.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее, КоАП России) содержит ст. 26.4 (Экспертиза), где регламентирована дополнительная норма о необходимости ознакомления лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, о направлении определения о проведении экспертизы. Ещё одним важным отличием является тот факт, что заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении[3].

В свою очередь, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее АПК России) закрепляет процедуру проведения экспертизы в ст. 82 (Назначение экспертизы). Наравне с ГПК России, АПК России предусматривает возможность рассмотрения экспертами вопросов всех участников уголовного судопроизводства, но дополнительно регламентирована возможность привлечения в качестве экспертов определённых лиц с указанием конкретного экспертного учреждения. Важно обратить внимание, что эксперт предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения[4].

Ещё одним немаловажным документом выступает Налоговый кодекс Российской Федерации (далее, НК России), где процедура проведения экспертизы изложена в ст. 95 (Экспертиза). Данный документ достаточно подробно регламентирует рассматриваемую процедуру, что позволяет выделить отличия от других законодательных актов. Так, эксперт может быть привлечён на договорной основе при проведении выездных налоговых проверок. Более подробно описаны права эксперта в рамках проведения экспертизы. Указаны возможности проведения дополнительной и повторной экспертизы.

Кроме того, по сравнению с ранее рассмотренными правовыми документами, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее, УПК России) содержит главу 27 (Производство судебной экспертизы), что указывает на регламентацию именно судебной экспертизы в рамках уголовного процесса.

Так, согласно ст. 195 этой главы «Порядок назначения судебной экспертизы», решение о проведении данной процедуры принимает следователь, а ч. 2 ст. 195 предусматривает производство экспертизы  государственными судебными экспертами, а так же «иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями».

Мы считаем, что данная статья указывает на процессуальную норму, которая распространяется прежде всего на экспертов государственных судебно-экспертных учреждений, но не затрагивает экспертов негосударственных судебных учреждений, так к иным экспертам, могут относится лица, которые обладают специальными знаниями и назначенными для производства судебной экспертизы и дачи заключения (ст. 57 УПК) и не входящими в штат негосударственных судебных учреждений.

Однако в сравнении с УПК России, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации всё же разъясняет, что экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной судебной организации, в чём суд не имеет права отказать. Данное же Постановление регламентирует и процедуру вознаграждения экспертной деятельности в рамках арбитражного судопроизводства, что осуществляется с депозитного судебного счёта или за счёт средств Федерального бюджета финансовой службой суда.

Важной новеллой стало указание на возможность проведения экспертизы до возбуждения уголовного дела, а также необходимость получения согласия свидетеля и потерпевшего для проведения экспертизы в отношении данных участников процесса (ч. 4 ст.195 УПК России).

Для более детальной регламентации процедуры осуществления экспертной деятельности в судопроизводстве, законодатель принял Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В ст. 3 этого Закона отмечено, что в качестве правовой основы государственной судебно-экспертной деятельности выступают документы, которые были изложены ранее, что указывает на их значимость при исследовании самой процедуры. Согласно данному Закону, государственная судебно-экспертная деятельность применяется в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Так, основной целью проведения судебной экспертизы является «содействие судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу»[5].

Анализируя законодательные акты и правовые документы, регламентирующие экспертную деятельность в рамках судопроизводства, следует отметить, что именно нормы процессуального права позволяют в совокупности строить правовые отношения между экспертами и другими субъектами процесса. Данный факт позволяет выделить судебную экспертизу в качестве отдельного правового института, направленного на осуществление судопроизводства.

Существование судебной экспертизы вне процессуальной формы достаточно спорно. Проблема этого вопроса лежит в оценке судом достоверности судебной экспертизы, так как суд считает, что государственная экспертиза более независима, чем внесудебная и что на неё не распространяется правило : «кто платит деньги, тот и заказывает музыку».

Так, п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными суда и законодательства об экспертизе» гласит, что «Заключение эксперта по результатам проведения судебной экспертизы, назначенной при рассмотрении иного судебного дела, а равно заключение эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, не могут признаваться экспертными заключениями по рассматриваемому делу. Такое заключение может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со ст. 89 АПК России». Это доказывает, что только контроль со стороны суда за соблюдением законности, объективности, полноты исследования даёт гарантию независимости экспертного заключения.

Заключение эксперта, согласно рассмотренным ранее документам, является именно результатом судебной экспертизы. Категорический характер процессуальной нормы судебной экспертизы подтверждён использованием данной процедуры в судебном процессе.

Законодательство чётко определяет порядок назначения и проведения судебной экспертизы, а также регламентирует права и обязанности участников уголовного судопроизводства в отношении проведения судебной экспертизы, что в первую очередь предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Изложение процедуры судебной экспертизы в различных правовых источниках разнится, что позволяет говорить о возможной стандартизации судебно-экспертной деятельности. Данный вопрос был затронут Н. П. Майлис, которая отмечает необходимость стандартизации данной деятельности в рамках отраслевого процессуального законодательства. Автор обращает внимание на противоречие норм процессуальных кодексов и других законодательных документов при назначении судебной экспертизы, с чем нельзя не согласиться [5, с. 220].

В первую очередь следует обратить внимание на возможность, предусмотренную ГПК России, использования в гражданском судопроизводстве результатов экспертиз, проведённых негосударственными судебно-экспертными учреждениями. В свою очередь, УПК России предусматривает возможность использования результатов экспертной деятельности лишь государственных экспертных организаций.

Целесообразно обратить внимание на мнение отдельных авторов, рассматривающих судебную экспертизу как следственное действие. Судебная экспертиза является процессуальным действием, что не исключает, по их мнению, подхода к ней как к следственному действию. В данной точке зрения авторы ссылаются на ст. 74 УПК России, согласно которой заключение экспертов выступает в роли доказательства по уголовному делу. Кроме того, судебная экспертиза имеет познавательную направленность, а решение о её назначении зачастую принимает именно следователь [6, с 202].

Мы не согласны с данной точкой зрения. Вряд ли судебную экспертизу следует считать самостоятельным следственным действием, т.к. постановление следователя является процессуальным основанием, а не осуществлением самой процедуры.

Далее, судебная экспертиза по определению есть процесс, который реализуется экспертом. Соответственно, для реализации процесса необходимо постановление следователя и, в дальнейшем, исполнение этого постановления.

Однако само вынесение и исполнение постановления ещё не влекут за собой производство судебной экспертизы, например, п. 6 ч. 3 ст. 57 УПК России гласит: «Эксперт вправе:… отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения…», а доказательства, перечисленные в ст. 74 УПК России, есть «процессуальные сведения», которые не могут считаться следственными действиями, такими как добывание, собирание доказательств.

Актуальность проблемы, заключающейся в расхождении изложения судебно-экспертной деятельности в правовых актах абсолютно очевидна. Решением сложившейся проблемы может выступить регламентация дополнительного федерального закона, способного объединить судебную экспертизу в качестве единой правовой деятельности.

Литература

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990.

2. Большой юридический словарь. / В. Н. Додонов, В. Д. Ермаков, М. А. Крылова и др. – М.: Инфра-М, 2001. – 790 с.

3. Россинская Е. Р., Галяшина Е. И. Настольная книга судьи. Судебная экспертиза. – М.: Проспект, 2010. – 464 с.

4. Моисеева Т. Ф., Майлис Н. П. Судебная экспертиза. Введение в специальность: Учебное пособие. – М.: Изд-во РГУП, 2017. – 224 с.

5. Майлис Н. П. Стандартизация судебно-экспертной деятельности – необходимый аспект её развития // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. – № 2 (42).

6. Дяблова Ю. Л., Дяблов А. В. Место и роль судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2008. – № 6.

 

 


[1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 9. – Ст. 851.

[2] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.

[3] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1. – Ст. 1

[4] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.

 

[5] Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. – 2001. – № 106. – 5 июня.

Реформирование судебной экспертизы в США правовых актов для обеспечения судебно-экспертной деятельности, а так же разработки.