Срок выплаты по исполнительному листу. Представим себе такую ситуацию: состоялся суд, по решению которого ответчику присудили выплатить кредит​.

Содержание

Принудительное исполнение судебного решения — Как выполнить решение суда, 2019

Срок на получение нового исполнительного листа

Здравствуйте, исполнительный лист был возвращен взыскателю более 3 лет назад, производство окончено в связи с невозможностью взыскания. Возможно ли сейчас получить новый лист и предъявить его в службу приставов? Как это осуществить ? Какими нормами…

03 Апреля 2015, 15:19, вопрос №789293Иван, г. Новосибирск

Сроки выплат по исполнительному листу

Здравствуйте,подскажите пожалуйста как мне быть.Получила исполнительный лист,должник страховая компания,отнесла в банк 11.02.15,сегодня уже 20.02.15.Денег до сих пор не поступило на счет.Знаю что банк обязан перевести сумму в течение трех…

20 Февраля 2015, 05:33, вопрос №733762Ольга, г. Комсомольск-на-Амуре

Выплата по исполнительному листу

Сколько ждать от судебных приставов выплаты по исполнительному листу. Когда писать жалобу или требовать отчета?

24 Сентября 2014, 21:02, вопрос №567188Сергей, г. Самара

Сроки выплаты по исполнительному листу

Решение суда о возмещении убытков, связанных с ДТП вступило в силу. В тот же день исполнительный лист с реквизитами был вручен ответчику. Какие сроки погашения?

12 Сентября 2014, 05:44, вопрос №556169Наталья, г. Бабаево

Каковы сроки исполнения исполнительного листа

Выигран суд у страховой компании. Получен исполнительный лист, который я сдал в банк, в котором открыт счет у СК. Каковы сроки исполнения этого листа судебными приставами (в самом листе срок исполнения не указан)? В течении 3-х дней или…

09 Августа 2014, 12:04, вопрос №525110Павел, г. Москва

300 стоимость
вопроса

вопрос решен

Предъявление исполнительного листа работодателю должника

Добрый день! В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об исполнительном производстве» направил исполнительный лист работодателю должника. Сумма по исполнительному листу не превышает 20 тыс. руб. В течении какого времени должен «отреагировать» работодатель…

30 Июня 2014, 09:00, вопрос №488487Артем, г. Москва

Сроки выплат по исполнительному листу

Здравствуйте! направил исполнительный лист судебному приставу,о выплате страховой суммы назначенной судом,судебных издержек, со страховой компании в середине мая,скажите в течении какого времени я могу ожидать поступления денежных средств на…

09 Июня 2014, 17:04, вопрос №472425Андрей, г. Ухта

Как уменьшить сумму выплаты по исполнительному листу, и увеличить срок выплат

По разделу имущества, бывшей жене присудили 150 т.р., она подала заявление судебным приставам. Пришло постановление выплатить в 5-ти дневный срок. Как можно опротестовать решение если 10-ти дневный срок вышел.

15 Февраля 2014, 13:36, вопрос №370834Шкурлетов Алексей

Можно ли платить долг судебным приставам частями?

Существуют ли сроки выплат организацией-ответчиком частному лицу-истцу сумм по исполнительному листу в добровольном порядке. Возможны ли выплаты частями, предоставление рассрочки? Не плачу сейчас

17 Января 2014, 18:16, вопрос №345601Владимир Александрович, г. Воркута

500 стоимость
вопроса

вопрос решен

Выплаты по исполнительному листу

добрый день уважаемые юристы! вопрос таков: Судом вынесено решение о взыскании с меня в пользу банка сумму в размере 239000 рублей, после вынесения я работал на 2-х работах, выплаты по исполнительному листу производились регулярно. С последнего…

09 Декабря 2013, 19:51, вопрос №321545Максим, г. Чусовой

Выплаты по исполнительному листу

Добрый день, суд присудил взыскать с меня денежные средства, но в данный момент я не работаю, какой процент я должен выплачивать от присужденной мне суммы, или могу ли я вообще отсрочить в данный момент выплату. Спасибо.

09 Ноября 2013, 23:39, вопрос №290176Анатолий

Выплата по исполнительному листу

Добрый день,получил исполн.лист,как в кротчайшие сроки получить выплату со страховой компании(они говорят,что не меньше месяца),для меня это оч.долгл,и есть ли процессуальные сроки? Спасибо.

01 Ноября 2013, 09:11, вопрос №276432Юрданов Олег Николаевич, г. Москва

Сроки выплаты по исполнительному листу

Здравствуйте. Получили исполнительный лист (без указания сроков) на выплату ГУ МВД РФ N-ной суммы. Отправили не приставам, а сразу в Минфин РФ. Существуют ли какие-то сроки рассмотрения и выплаты с момента получения ответчиком исполнительного листа?…

22 Сентября 2013, 08:18, вопрос №227730Елена, г. Новосибирск

Выплаты по исполнительному листу

По решению суда по разделу имущества суд вынес решение о выплате моему бывшему супругу денежную сумму в размере 201000 т. Руб, в свою очередь он должен выплатить мне 134000 т. Руб. В итоге я должна ему 67000 т. Руб . Мне по почте пришло…

19 Августа 2013, 16:56, вопрос №180870Анна, г. Москва

300 стоимость
вопроса

вопрос решен

Сроки выплат по исполнительному листу для банка

Отдали в банк испол. лист , решение и заявление . В какие сроки будет списание с р\с ответчика на мой счет?

20 Июля 2013, 16:07, вопрос №134380Тынянова

  • Объясняем, что делать,
    без сложных терминов

  • Общаемся по Telegram
    и WhatsApp

  • Оценим вашу ситуацию бесплатно

В течение какого срока должно быть исполнено решение суда, Возможна ли выплата сумм по исполнительному листу наличными денежными.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как закрыть исполнительное производство правильно? Важное дополнение.

Исполнение судебных актов

Верховный суд решил: должник не должен десятилетиями находиться под угрозой применения к нему принудительных мер исполнительного производства. Если взыскатель больше трех лет не обращается к судебным приставам или отзывает неисполненный исполнительный лист, значит, он теряет право требовать возврата долга. Но не все суды согласны с этим. Подробности – в материале.

ОАО "Сбербанк России" обратилось в суд с иском к четырем гражданам о взыскании с них солидарно долгов по кредиту. Иск заочно удовлетворили, 18 декабря 2007 года решение вступило в силу, суд выдал четыре исполнительных листа.

Затем исполнительные листы начали поступать к приставам. Согласно ч. 1 ст. 21 закона об исполнительном производстве, такие исполнительные листы могут быть предъявлены к исполнению в течение трёх лет со дня вступления в силу судебного акта. Однако первый исполнительный лист в отношении Глеба Романенко*, одного из должников, поступил к приставам лишь 15 марта 2011 года, то есть по истечении трехлетнего срока. Тем не менее к декабрю 2013 года с Романенко взыскали часть долга, и по заявлению банка исполнительное производство в отношении него было окончено.

15 января 2016 года банк вновь направил заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении каждого из четырех должников, в том числе Романенко. Тот обратился в суд. Должник посчитал, что поскольку исполнительный лист был предъявлен банком к исполнению в 2016 году, то есть за пределами установленного законом трёхлетнего срока, то исполнительное производство подлежит прекращению.

Заводской районный суд г. Кемерово и Кемеровский областной суд с его доводами не согласились. Они исходили из того, что предъявление исполнительного листа в отношении одного из солидарных должников, как и частичное исполнение одним из солидарных должников обязанности по выплате долга прерывает срок предъявления исполнительного документа в отношении всех солидарных должников. При этом апелляция еще заметила, что истечение срока предъявления исполнительного документа к исполнению не относится к основаниям прекращения исполнительного производства. 

Романенко пожаловался в ВС. Тот обратил внимание, что первый исполнительный лист в отношении Романенко банк предъявил в 2011 году, через три с лишним года после вступления решения в силу, а значит, за пределами установленного законом срока. Поэтому, решил ВС, срок возбуждения исполнительного производства в отношении Романенко закончился еще в декабре 2010 года. Никаких перерывов течения срока предъявления исполнительного листа в отношении Романенко не было.

Кроме того, в декабре 2013 года взыскателем был отозван неисполненный исполнительный лист в отношении Романенко, а значит, исполнительное производство по этому исполнительному листу было окончено.

Между тем ВС согласился с доводом апелляции о том, что истечение срока предъявления исполнительного листа не является основанием для прекращения исполнительного производства. По мнению ВС, Романенко нужно выбрать иной способ защиты – например, оспорить действия и постановления судебного пристава.

Тем не менее ВС отменил акты судов нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в апелляцию. "Оставление в силе обжалуемых судебных постановлений лишает заявителя возможности в последующем ссылаться на обстоятельства пропуска срока предъявления исполнительного листа к исполнению и на незаконность возбуждения исполнительного производства", – пояснил ВС (№ 81-КГ17-5). В ближайшее время иск будет рассмотрен.

Все эксперты "Право.ru" согласились с ВС. При этом юрист правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Бадма Кармашов подчеркнул, что ВС продолжает дело Конституционного суда, направленное на пресечение практики бесконечного исполнительного производства с помощью манипуляций взыскателя с исполлистом. Юрист АБ "Казаков и партнеры" Евгений Иванов считает, что это определение станет прецедентным: "Оно дает однозначное толкование ст. 22 закона об исполнительном производстве в условиях её применения к солидарным должникам, а именно: частичное исполнение решения суда одним должником не является основанием для продления сроков предъявления исполлиста в отношении других должников". "В связи с этим один соучастник не может нести риск наступления юридических последствий совершения или несовершения процессуальных действий другими или в отношении других соучастников", – добавил юрист ООО "Юридическая компания "Инкор Альянс", к. ю. н. Игорь СпицынДиректор аудиторско-консалтинговой группы "БДО Юникон" Иван Новиков уверен, что определение ВС будет способствовать укреплению стабильности гражданского оборота и снизит вероятность злоупотреблений в ходе исполнительного производства.

* имя и фамилия изменены редакцией

Компания выиграла спор и получила в суде документ на взыскание задолженности Проверьте, что срок предъявления к исполнению не истек. Счет, на который банк отправит деньги по исполнительному листу.

Какой срок выплаты по исполнительному листу

Должники достаточно редко исполняют судебные акты добровольно, поэтому руководство организации-взыскателя должно предпринять определенные действия для взыскания денежных средств с должника. В роли последнего может выступить бюджетное и автономное учреждение (БУ и АУ).

Особенности исполнения судебных актов в отношении БУ и АУ.

О том, в чем заключается особенность исполнения судебных актов с 01.01.2011 в отношении БУ и АУ, получивших новый правовой статус, пойдет речь в настоящей статье.

 В соответствии со ст. 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

 Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа или иного исполнительного документа.

 В соответствии с п. 3 ст. 319 АПК РФ исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.

 Если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист.

 Законодательство РФ об исполнительном производстве основано на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Федеральный закон «О судебных приставах») и иных нормативных актов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

 Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов Федеральной службой судебных приставов, банками и иными кредитными учреждениями, эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также организациями, производящими должнику периодические выплаты.

 В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.

 Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

 

Порядок исполнения судебных актов: общий или специальный?

Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам и организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством РФ.

 В Письме Федерального казначейства от 01.06.2010 № 42-7.4-05/9.3-339 также разъясняется, что исполнение этих судебных актов (в том числе судебных актов о возврате платежей из бюджетов бюджетной системы РФ) должно осуществляться в порядке, установленном гл. 24.1 БК РФ, путем предъявления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.

 Арбитражные суды также приходят к выводу, что при исполнении судебных актов о взыскании денежных средств из бюджета бюджетной системы РФ подлежат применению нормы бюджетного законодательства, а не Федерального закона «Об исполнительном производстве»(Постановления ФАС ВСО от 18.02.2010 по делу № А19-21430/09, от 18.02.2010 по делу № А19-18876/09).

 Однако в связи с вступлением в силу с 01.01.2011 изменений в БК РФ гл. 24.1 данного кодекса регламентирует исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений.

 Специальный порядок обращения взыскания на средства БУ прописан в п. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон № 83-ФЗ), в соответствии с которым производится исполнение судебных актов только в отношении БУ, имеющих лицевые счета в органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

 В случае если счета БУ-должнику открыты в учреждении ЦБ РФ или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве»

 Аналогичный порядок исполнения судебных актов предусмотрен и в отношении АУ, так как взыскание долга с АУ не является обращением взысканий на средства бюджета и должно производиться в общем порядке в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Такой вывод содержится в Постановлении ФАС ЗСО от 10.09.2010 по делу № А70-1961/2010.

 Согласно разъяснениям, данным в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21, ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные ст. 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными ст. 120 ГК РФ.

 После вступления в силу изменений в Гражданском кодексе от 03.11.2006 в соответствии со ст. 120 ГК РФ собственник имущества АУ не несет ответственности по обязательствам АУ, а с 01.01.2011 и собственник имущества БУ не несет ответственности по обязательствам БУ.

 Таким образом, в отношении АУ и БУ не может быть применен специальный порядок исполнения судебных актов, предусмотренный гл. 24.1 БК РФ.

 

Каким имуществом отвечают по своим обязательствам БУ и АУ?

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ:

• автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенного автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств;

• бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.

Таким образом, перечень видов имущества АУ, на которое может быть обращено взыскание, больше, чем у БУ, что для контрагентов является более привлекательным. В то же время АУ, в отличие от БУ, рискует лишиться недвижимого имущества, без которого оно какое-то время не сможет заниматься деятельностью, приносящей доход.

 

Специальный порядок взыскания на средства БУ?

В соответствии с п. 20 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ (ред. от 29.11.2010) обращение взыскания на средства БУ, лицевые счета которых открыты в органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), осуществляется посредством направления судом или предъявления взыскателем исполнительного документа в данный финансовый орган. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа) прилагается заявление взыскателя, в котором указываются реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности (или ее нотариально удостоверенной копии), удостоверяющей полномочия представителя.

Финансовый орган, в который поступил исполнительный документ, не позднее пяти рабочих дней после его получения направляет БУ-должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя.

БУ-должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете должника.

При этом БУ-должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов БУ-должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет.

Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, БУ-должник одновременно с платежным документом представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.

При нарушении БУ-должником указанных требований, а также срока ежемесячной выплаты по исполнительному документу финансовый орган до момента устранения нарушения приостанавливает осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.

Орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) ведет учет и осуществляет хранение исполнительных и иных документов, связанных с их исполнением, в установленном порядке.

В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с БУ-должника в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев исполнение исполнительного документа производится путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Таким образом, данный порядок обращения взыскания на средства БУ отличается от порядка, описанного в гл. 24.1 БК РФ в отношении обращения взыскания на средства БУ, действовавшего до внесения в БК РФ изменений Федеральным законом № 83-ФЗ. Особенность заключается в том, что главный распорядитель (распорядитель) средств соответствующего бюджета не выделяет лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для БУ-должника, то есть собственник имущества БУ не отвечает по обязательствам последнего.

 

Порядок принудительного исполнения судебных актов.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель, согласно ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа, направленного судом или предъявленного взыскателем вместе с заявлением в течение трехлетнего срока со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.

Заявление в Федеральную службу судебных приставов подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или иного документа, удостоверяющего его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. В трехдневный срок со дня поступления к судебному приставу-исполнителю исполнительного документа он выносит постановление о возбуждении либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он немедленно передается судебному приставу-исполнителю, который принимает решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в нем в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок в пределах пяти дней для добровольного исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Срок для добровольного исполнения исполнительного документа при возбуждении исполнительного производства не устанавливается в случаях, предусмотренных ч. 14 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В возбуждении исполнительного производства может быть отказано по основаниям, изложенным в ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении или об отказе в возбуждении исполнительного производства направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления.

Общий срок исполнения судебным приставом-исполнителем требований, содержащихся в исполнительном документе, согласно ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», составляет два месяца со дня возбуждения исполнительного производства.

Но из этого правила есть исключения, предусмотренные ч. 2 – 6 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Судом или иным органом, выдавшим исполнительный документ, может быть предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения судебного или иного акта, а также изменены способ и порядок его исполнения при обращении взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя с соответствующим заявлением (ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Также судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и принятие мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней согласно ст. 38 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В случаях, предусмотренных ст. 39 – 41 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительное производство может быть приостановлено до устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

С целью исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель обязан запрашивать в соответствующих органах, службах, банках и иных кредитных учреждениях информацию о наличии (отсутствии) денежных средств и иного имущества у должника.

В случае невыполнения должником в добровольном порядке требований судебного пристава-исполнителя после истечения срока для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель обязан принимать следующие меры принудительного исполнения:

• обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги (ст. 69 – 74, 77, 78 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату (ст. 75, 76 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;

• наложение ареста на имущество должника, находящееся у него или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества (ст. 80 – 83 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом;

• совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

• освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;

• изъятие, оценка, передача имущества должника взыскателю или его реализация (ст. 84, 85, 87 – 89 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Таким образом, в случае отсутствия у организации-должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на имущество, принадлежащее должнику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится, в порядке очередности, установленной ст. 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

 

Обжалование действий\бездействий судебного пристава-исполнителя.

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения судебным приставом-исполнителем Федерального закона «Об исполнительном производстве» на его действия (бездействие) может быть подана жалоба в порядке подчиненности в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем постановления, совершения действий (бездействия) или в течение 10 дней со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

В случае пропуска срока обжалования постановлений, действий (бездействия) судебного пристава суды отказывают в удовлетворении требований заявителя (Постановление ФАС ДВО от 13.11.2009 № Ф03-6162/2009).

В жалобе должны быть указаны должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются, наименование организации, подающей жалобу, и ее местонахождение, основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий, и требования лица, подавшего жалобу.

В соответствии со ст. 126 Федерального закона «Об исполнительном производстве» жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления.

Бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в отсутствии ответа на жалобу в установленный срок, признается судами незаконным (Постановления ФАС ЗСО от 02.02.2010 по делу № А46-15872/2009, ФАС УО от 13.07.2010 № Ф09-5362/10-С2).

Решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, которое направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично в решении может быть сказано об отмене полностью или частично вынесенного постановления, о принятии нового решения, об обязании должностного лица принять новое решение, о признании действий (бездействия), отказа в совершении действий неправомерными и определении мер, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности (ст. 127 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В соответствии со ст. 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно ч. 2 ст. 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.

При непредставлении судебным приставом-исполнителем доказательств совершения в течение двух месяцев с момента получения исполнительного листа действий, направленных на исполнение исполнительного листа, или доказательств наличия причин, препятствующих совершению исполнительных действий, суд признает бездействие незаконным и обязывает устранить допущенные нарушения (Решение АС МО от 10.08.2010 № А41-229841/10, Постановления ФАС ВВО от 16.08.2010 по делу № А11-14175/2009, ФАС МО от 18.08.2009 № КА-А40/7633-09).

Постановления Главного судебного пристава РФ, Главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ.

 

 

Миронова А. Р.,
руководитель юридического департамента КГ «Аюдар»

Размер алиментов определяет суд. С каких выплат и в какой сумме удержать алименты, смотрите в статье Срок удержания алиментов должен перечислить алименты по исполнительному листу в течение.