Ключевые слова: досрочное снятие дисциплинарного взыскания, механизм снятия дисциплинарного взыскания ранее установленного срока может действия дисциплинарного взыскания можно рассматривать как 11 приказа Министерства внутренних дел РФ от 06.05.2013 № 241 «О.

Порядок применения дисциплинарных взысканий и ответственность за его несоблюдение

Работодатель, привлекая к дисциплинарной ответственности работника, должен соблюдать сроки применения дисциплинарного взыскания. Несоблюдение сроков привлечения к дисциплинарной ответственности противоречит закону и является основанием для отмены примененных мер.

Сроки наложения дисциплинарных взысканий

Эти сроки установлены статьей 74 Трудового кодекса Республики Казахстан.

Дисциплинарное взыскание налагается на работника не позднее 1 месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а в случаях, установленных законами РК или обнаружения дисциплинарного проступка по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности работодателя – позднее 1 года со дня совершения работником дисциплинарного проступка.

Примечание: Бывают случаи, когда один и тот же проступок может относиться и к дисциплинарной и, например, к административной ответственности. В таком случае работодателю нужно быть внимательным при применении сроков  наложения взыскания.

Следует учесть, что правило о течении месячного срока с момента вступления в силу постановления компетентного органа распространяется только на такие административные правонарушения, как хищение чужого имущества, растрата, умышленное уничтожение имущества или повреждение имущества. Что касается ситуации, когда один и тот же проступок может относиться и к дисциплинарной и к административной ответственности, то течение месячного срока начинается с момента обнаружения проступка, и работодателю не следует связывать применение дисциплинарного взыскания с постановлением о привлечении к административной ответственности. По той причине, что если работодатель будет ожидать постановления уполномоченного органа по рассмотрению административных правонарушений, то он рискует пропустить месячный срок, установленный статьей 74 Трудового Кодекса РК. Потому как в административном производстве сроки могут быть больше, чем дается работодателю Трудовым кодексом РК.

Если предположить, что работодатель налагает на работника дисциплинарное взыскание согласно описанной ситуации, то следует учитывать, что по окончанию расследования и рассмотрения административного правонарушения может быть установлено отсутствие вины работника, и тогда у последнего будут основания для обращения в суд или в государственную инспекцию труда.

Случаи, когда срок для наложения дисциплинарного взыскания приостанавливается

Исключения составляют следующие случаи:

  • когда работник был освобожден от работы в связи с временной нетрудоспособностью;
  • период освобождения работника от работы на время выполнения государственных или общественных обязанностей;
  • нахождения работника в отпуске либо в командировке.

В перечисленных случаях течение срока наложения дисциплинарного взыскания приостанавливается на время отсутствия работника.

Срок действия дисциплинарного взыскания

Дисциплинарное взыскание действует в течение 6 месяцев со дня его применения. Исключение составляет применение дисциплинарного взыскания в виде расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

По истечении 6-месячного срока дисциплинарное взыскание снимается автоматически, и работник считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. Акт работодателя о снятии дисциплинарного взыскания не издается.
Однако, если в течение 6-месячного срока со дня применения взыскания работник будет подвергнут новому взысканию, первоначальное сохраняет силу и учитывается наравне с последним примененным дисциплинарным взысканием.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания

Устанавливая срок действия дисциплинарного взыскания, законодатель допускает возможность его досрочного снятия.
Досрочное снятие дисциплинарного взыскания возможно как по собственной инициативе работодателя, применившего взыскание, так и по просьбе непосредственного руководителя работника, который подвергся взысканию, или же по ходатайству представителя работников, например, профсоюза. Работник также вправе сам обратиться с просьбой о снятии дисциплинарного взыскания.

Работник, с которого досрочно снято дисциплинарное взыскание, считается не подвергавшимся взысканию. О досрочном снятии дисциплинарного взыскания издается приказ или распоряжение работодателя наложившего дисциплинарное взыскание.

Срок досрочного снятия дисциплинарного взыскания

Трудовое законодательство не устанавливает какого-либо срока, по истечении которого может ставиться вопрос о снятии дисциплинарного взыскания. Возможность досрочного снятия определяется исходя из конкретных обстоятельств, поведения работника и инициативы лиц, имеющих право ходатайствовать о снятии взыскания.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как снять дисциплинарное взыскание

Применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания могут лишь Приказ начальника (командира) должен исполняться беспрекословно, точно и в срок. 12. и проявленные при этом мужество и самоотверженные действия, а также Решения коллегии Министерства внутренних дел Кыргызской.

Об обжаловании дисциплинарного взыскания

УДК 342.951

Страницы в журнале: 53-57

Р.А. Брунер,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя Россия, Москва [email protected]

Е.В. Климкина,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя Россия, Москва [email protected]

В действующем законодательстве, регламентирующем прохождение государственной службы различных видов, не существует комплексного и единообразного подхода к установлению порядка досрочного прекращения неблагоприятных последствий, связанных с применением к государственному служащему дисциплинарного взыскания. Научная новизна содержащегося в статье материала заключается в предложении выделить досрочное снятие с государственного служащего дисциплинарного взыскания в самостоятельную факультативную стадию дисциплинарного производства и необходимости нормативного закрепления оснований, сроков, правил процессуального оформления и т. п.

Ключевые слова: досрочное снятие дисциплинарного взыскания, государственный служащий, поощрение, дисциплинарное производство, законодательство.

Вопросу досрочного снятия дисциплинарного взыскания уделяется недостаточно внимания не только в теоретических источниках, но и в действующем законодательстве. На наш взгляд, качественно проработанный механизм снятия дисциплинарного взыскания ранее установленного срока может иметь неплохое стимулирующее воздействие на дальнейшее поведение государственного служащего и качество исполнения им своих должностных обязанностей. Представляется, что отсутствие унифицированного подхода к правовому установлению основных условий и порядка реализации досрочного снятия дисциплинарного взыскания для государственных служащих различных видов государственной службы приводит к формальности существования самой возможности досрочного прекращения неблагоприятного воздействия от факта применения дисциплинарного взыскания [4] .

Очевидно, что государственный служащий после применения к нему дисциплинарного взыскания испытывает не только моральное, материальное или физическое воздействие, но и оказывается в особом правовом состоянии, характеризующемся наличием неблагоприятных правовых последствий (ограничения по премированию, задержка в присвоении очередного специального звания, исключение из книги почета или доски почета в установленных законодательством случаях, недопуск к испытаниям на присвоение квалификационных званий и др.) [3, с. 18—26]. Указанные неблагоприятные последствия от применения предусмотренного законом дисциплинарного взыскания «сопровождают» государственного служащего до момента снятия взыскания. Законодательством, регламентирующим прохождение различных видов федеральной государственной службы, предусмотрены два традиционных сценария снятия дисциплинарного взыскания:

— автоматически, т. е. по истечении 1 года со дня применения дисциплинарного взыскания, если государственный служащий в течение этого года не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию;

— досрочно, т. е. до истечения 1 года со дня применения дисциплинарного взыскания.

В первом случае необходимо соблюдение лишь двух условий: а) истечение определенного времени — 1 года; б) государственный служащий не должен быть подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Если оба условия соблюдены, то лицо считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Во втором случае перечень условий, при которых возможно реализовать сценарий досрочного снятия дисциплинарного взыскания, остается не совсем очевидным. Прежде чем их выявить, необходимо определить сущность и место досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания в системе процедур и производств, предусмотренных при прохождении государственной службы.

Анализируя нормативные правовые акты, регламентирующие прохождение различных видов государственной службы, а также теоретические источники, можно прийти к выводу, что снятие дисциплинарного взыскания ранее установленного срока в некоторых из них рассматривается как мера поощрения (т. е. реализуется в рамках поощрительной процедуры) либо же обозначается в рамках дисциплинарного производства [1, с. 51—58].

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 342-ФЗ) в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника органов внутренних дел (далее — сотрудника) дисциплинарного взыскания. Вместе с тем данная мера поощрения, на наш взгляд, не получила должного правового регулирования (не установлены необходимые для этого сроки; не указаны конкретные основания для инициирования данной меры поощрения; не определен порядок ее применения и процессуального оформления и т. д.). Кроме того, досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания как мера поощрения имеет специфические черты, отличающие ее от иных поощрительных мер. Во-первых, указанный вид поощрения вынесен в отдельную часть статьи от основного перечня мер поощрения, применяемых к сотруднику. Необходимо обратить внимание, что ч. 1 ст. 48 Закона № 342-ФЗ содержит 9 видов мер поощрения, среди которых досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания не указано. Упоминание о нем как о возможной мере поощрения содержится в ч. 2 ст. 48 Закона № 342-ФЗ. Во-вторых, данная мера не только связывает поощрительную процедуру с дисциплинарным производством, имевшим место ранее, но и фактически завершает течение особого правового состояния «наказанности» нарушителя служебной дисциплины [2].

Досрочное снятие ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания рассматривается как мера поощрения и в иных нормативных правовых актах. При этом сохраняется общая тенденция к отсутствию надлежащей правовой регламентации оснований, сроков и порядка применения данной меры поощрения. Указанное обстоятельство, безусловно, снижает ее эффективность.

В Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ) упоминание о том, что представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения 1 года со дня его применения, содержится в п. 9 ст. 58. В Законе № 79-ФЗ досрочное снятие ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания не указано среди разновидностей мер поощрения. Учитывая это обстоятельство, данный способ прекращения действия дисциплинарного взыскания можно рассматривать как факультативную стадию дисциплинарного производства. Однако законодательством о гражданской службе не урегулирован ряд вопросов в механизме реализации п. 9 ст. 58 Закона № 79-ФЗ, а именно: основания, сроки, порядок и т. п.

Говоря о сроках снятия дисциплинарного взыскания до истечения 1 года со дня его применения, необходимо отметить, что в настоящее время законодательство, регламентирующее различные виды государственной службы, не содержит четких временных интервалов, по истечении которых возможен «запуск» механизма досрочного снятия дисциплинарного взыскания. Хотелось бы обратить внимание на законодательство, регулирующее порядок досрочного снятия дисциплинарного взыскания с военнослужащих Вооруженных Сил РФ. В соответствии с указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее — общевоинские уставы) рассматриваемый способ снятия дисциплинарного взыскания относится к мерам поощрения и имеет несколько иную формулировку в сравнении с Законом № 79-ФЗ, а именно «снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания». Примечательно, что в общевоинских уставах установлены минимальные сроки для того, чтобы уполномоченные лица могли применить данную меру поощрения:

— снятие дисциплинарного взыскания — дисциплинарного ареста — осуществляется командиром воинской части в случае, если военнослужащий не совершит нового дисциплинарного проступка: с солдат и матросов — не ранее 3 месяцев после исполнения постановления судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста; с сержантов и старшин — не ранее чем через 6 месяцев; с прапорщиков и мичманов — не ранее чем через 1 год;

— снятие дисциплинарного взыскания — понижения в воинском звании (должности) — с солдат, матросов, сержантов и старшин осуществляется не ранее чем через 6 месяцев со дня его применения (солдаты, матросы, сержанты и старшины восстанавливаются в прежнем воинском звании только при назначении их на соответствующую воинскую должность);

— снятие дисциплинарного взыскания — понижения в воинской должности — с прапорщиков, мичманов и офицеров осуществляется не ранее чем через 1 год со дня его применения (может быть снято с военнослужащего без одновременного восстановления его в прежней должности);

— снятие дисциплинарного взыскания — предупреждения о неполном служебном соответствии — осуществляется не ранее чем через 1 год со дня его применения.

Вместе с тем, несмотря на то что общевоинскими уставами предусмотрены минимальные сроки, раньше которых невозможно снять ранее наложенное дисциплинарное взыскание, необходимо отметить, что это обстоятельство предусмотрено не для всех взысканий. Так, для выговора, строгого выговора, лишения очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег, лишения нагрудного знака отличника и некоторых других взысканий минимальных сроков «наказанности» не предусмотрено вовсе. Представляется, это означает: командир (начальник) имеет право снять дисциплинарное взыскание без учета каких-либо минимальных сроков, когда посчитает, что оно «сыграло свою воспитательную роль и военнослужащий исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга».

Подобная законодательная практика установления по отдельным видам дисциплинарных взысканий минимальных сроков, ранее которых невозможно инициировать процедуру досрочного снятия дисциплинарного взыскания, видится очень интересной и может быть использована в том числе в правовых актах, регламентирующих иные виды государственной службы.

Также хотелось бы обратить внимание на процессуальное оформление ходатайства о досрочном снятии дисциплинарного взыскания и сроки его рассмотрения. Законодательство о гражданской службе не содержит формы подобного ходатайства, а также не определяет сроки его рассмотрения, что еще раз подтверждает невозможность обращения по этому вопросу к уполномоченному принимать решение руководителю (начальнику) каких-либо иных лиц. Для сравнения, в п. 34 указа Президента РФ от 16.11.1998 № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» (далее — Указ № 1396) говорится, что непосредственный начальник может ходатайствовать о досрочном снятии с сотрудника дисциплинарного взыскания. Это ходатайство начальник, наложивший дисциплинарное взыскание, обязан рассмотреть в срок не позднее 15 дней со дня его получения.

Определение перечня оснований для досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания также становится одной из задач, требующих своего правового решения. Закон № 79-ФЗ не содержит перечня указанных оснований. Вместе с тем законодательство по иным видам государственной службы знает примеры, где попытка сформулировать таковые была сделана. Например, в п. 34 Указа № 1396 закреплено, что начальник таможенного органа, наложивший на сотрудника дисциплинарное взыскание, или вышестоящий начальник может снять это взыскание до истечения года, если сотрудник заслужил это добросовестным отношением к службе и не допустил вновь нарушения служебной дисциплины. Безусловно, подобная формулировка видится достаточно обобщенной, лишенной конкретики, но она хотя бы определена. На наш взгляд, разработка перечня оснований для досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания является важной и необходимой задачей, требующей своего разрешения.

Очередность снятия ранее наложенных дисциплинарных взысканий также требует отражения в законодательстве по различным видам государственной службы. В ряде нормативных правовых актов, регламентирующих прохождение различных видов государственной службы, установлено правило о том, что если в отношении лица действуют несколько видов дисциплинарных взысканий, то в порядке поощрения одновременно может быть снято только одно дисциплинарное взыскание. При этом не указывается, какое именно взыскание из ранее наложенных и пока не снятых может быть выбрано. Однако из этого правила существуют исключения. В соответствии с п. 38 приказа Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 28.11.2008 № 424 «Об утверждении Инструкции по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» при наличии двух и более дисциплинарных взысканий досрочно может быть снято одно (последнее) из них. Остается не совсем понятным такое уточнение, так как последнее из наложенных взысканий нередко бывает более строгим в сравнении с предыдущими, а также с момента его применения прошло меньше времени. Вместе с тем сам факт законодательного регулирования этого вопроса представляется интересным и может быть взят за основу для различных видов государственной службы.

Еще одним важным моментом в механизме реализации досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания является определение перечня субъектов, к компетенции которых относится инициирование процедуры досрочного снятия дисциплинарного взыскания.

На государственной гражданской службе согласно п. 9 ст. 58 Закона № 79-ФЗ правом снятия дисциплинарного взыскания с государственного гражданского служащего до истечения 1 года со дня применения дисциплинарного взыскания обладает представитель нанимателя по: а) собственной инициативе; б) по письменному заявлению государственного гражданского служащего; в) по ходатайству его непосредственного руководителя. Для сравнения, в соответствии с трудовым законодательством работодатель до истечения 1 года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по: а) собственной инициативе; б) просьбе самого работника; в) ходатайству его непосредственного руководителя; г) ходатайству представительного органа работников. Таким образом, на государственной гражданской службе перечень субъектов, которые имеют право инициировать процедуру досрочного снятия дисциплинарного взыскания, может быть расширен (например, аттестационной комиссией, органом профессионального союза и т. д.).

Тем не менее необходимо отметить, что законодательством о государственной гражданской службе указанный перечень в целом определен не плохо в сравнении с правовым решением данного вопроса на иных видах государственной службы. Так, законодательством о службе в органах внутренних дел правом инициативы обладают лишь руководители, уполномоченные принимать итоговое решение по данному вопросу. Это подтверждается п. 11 приказа Министерства внутренних дел РФ от 06.05.2013 № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации»: досрочное снятие дисциплинарного взыскания возможно по решению руководителя (начальника), которым дисциплинарное взыскание было наложено, либо вышестоящего руководителя (начальника). Таким образом, сотрудник и иные индивидуальные и коллективные субъекты лишены права ходатайствовать о досрочном снятии ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Как видно из приведенных примеров, перечень лиц, обладающих правом инициировать процедуру досрочного снятия дисциплинарного взыскания, может быть расширен и унифицирован для различных видов государственной службы.

Безусловно, это далеко не исчерпывающий перечень проблем, которые требуют своего разрешения. Представляется, что необходимо выделить досрочное снятие ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания в одну из факультативных стадий дисциплинарного производства. Для достижения этой цели необходимо решить ряд вопросов, которые не нашли своего должного правового регулирования в настоящее время, а именно:

— установить и унифицировать для различных видов государственной службы перечень индивидуальных и коллективных субъектов, обладающих правом инициативы досрочного снятия дисциплинарного взыскания;

— перечислить основания, при наличии которых возможен факт досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания;

— определить минимальные сроки, по истечении которых возможно досрочное снятие дисциплинарного взыскания определенного вида (для каждого вида дисциплинарного взыскания — свой срок);

— установить процессуальный порядок реализации досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания (определить формы документов (рапортов, ходатайств, заявлений, актов и т. д.), сроки и порядок их рассмотрения, процессуальные права и обязанности сторон, очередность снятия ранее наложенных дисциплинарных взысканий и т. п.).

Решение указанных вопросов позволит разрешить имеющиеся пробелы в правовом регулировании досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания, повысив тем самым стимулирующее воздействие на поведение государственных служащих, однажды нарушивших служебную дисциплину.

Список литературы

1. Брунер Р.А. Методы поддержания служебной дисциплины и обеспечения законности в ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 51—58.

2. Государственная служба в органах внутренних дел: курс лекций / под ред. проф. С.Н. Бочарова. М., 2015.

3. Климкина Е.В. К вопросу о понятии и особенностях дисциплинарной ответственности в административном праве // Правовая идея. 2013. № 5 (5). С. 18—26.

4. Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел Российской Федерации: учеб. пособие / под ред. проф. С.Н. Бочарова. М.: ДГСК МВД России, 2013.

г)совершение виновного действия (бездействие), повлекшего за собой нарушение Приказ начальника должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Порядок применения поощрений и дисциплинарных взысканий.

Виды дисциплинарных взысканий и срок их действия

Решение по гражданскому делу

Информация по делу

Дело № 2-5238/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2016 года г. Йошкар-Ола

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Орловой С.Г.,

при секретаре судебного заседания Ивановой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О И.А. к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконными заключения служебной проверки и приказа о наложении дисциплинарного взыскания

УСТАНОВИЛ:

О И.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл, в котором просил признать незаконным приказ МВД по РМЭ № от 06 мая 2016 года о привлечении его к дисциплинарной ответственности и заключение служебной проверки, на основании которой издан данный приказ.

Требование мотивировано тем, что названным приказом истец предупрежден о неполном служебном соответствии. С данным дисциплинарным взысканием он не согласен, поскольку выводы служебной проверки постановлены с нарушением норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Истец привлечен к ответственности за нарушение ч.4 ст.7 Федерального закона РФ «О полиции» и п.12 Типового Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих, которое выразилось в несоблюдении Правил дорожного движения РФ, совершении дорожно-транспортного происшествия на служебной автомашине, в результате которого было повреждено транспортное средство гражданского лица и органов внутренних дел. Кроме того в заключении проверки указано, что истцом не был оплачен административный штраф, что не соответствует действительности. Автомашина ОВД была восстановлена истцом за счет собственных средств в течение суток. Лицо, проводившее служебную проверку в отношении истца, вышло за пределы сроков её проведении, установленных законом.

В судебном заседании истец О И.А. исковые требования поддержал, пояснил, что ответчиком при наложении на него дисциплинарного взыскания не учтены тяжесть проступка, степень вины, достижения истца по службе, положительные характеризующие данные. Считает, что взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии с учетом обстоятельств проступка чрезмерно, в данном случае возможно было ограничиться замечанием либо выговором. Последствия ДТП были незначительны, материальный ущерб им возмещен, административный штраф оплачен.

Представитель истца В И.М. поддержал доводы иска, просил оспариваемый приказ признать незаконным также ввиду того, что служебная проверка проведена за пределами установленного законом месячного срока со дня принятия решения о её проведении.

Представитель ответчика Министерства внутренних дел по РМЭ Александров А.А., действующий на основании доверенностей, с иском не согласился, поддержал доводы отзыва на иск, просил в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, административный материал №, личное дело О И.А., суд приходит к следующему.

Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы и направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, в том числе предполагающего для этой категории граждан особые требования к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные выполняемыми задачами и специфическим характером деятельности указанных лиц.

Правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 342-ФЗ), Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Федеральным законом №342-Ф3 предусмотрено, что под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав, нарушение которых является нарушением служебной дисциплины (статьи 47, 49).

В соответствии с ч.1, 3 ст.50 Федерального закона №342-Ф3 на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в органах внутренних дел.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

На основании положений ст.51 Федерального закона №342-Ф3 до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.

О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, действительно в течение одного года со дня его наложения, а дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, — в течение одного месяца со дня его наложения. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в течение этого года не подвергался новому Дисциплинарному взысканию.

Согласно п.40 Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года №1377, дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, майор полиции О И.А. проходит службу в органах внутренних дел с декабря 1998 года, в должности МВД по Республике Марий Эл — с февраля 2014 года по настоящее время.

В соответствии с п.4.1.- 4.5, 9 и 10 контракта о прохождении службы в ОВД, заключенного 27 января 2016 года с О И.А. при назначении его на должность начальника Центра МВД по Республике Марий Эл, О.И.Л. обязуется выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству РФ; быть верным Присяге сотрудника ОВД РФ. быть честным и преданным порученному делу; добросовестно выполнять служебные обязанности в соответствии с настоящим контрактом, должностным регламентом (должностной инструкцией); соблюдать служебную дисциплину, ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел.

Приказом МВД по Республике Марий Эл от 06 мая 2016 года № О.И.А. был предупрежден о неполном служебном соответствии за нарушение требований ч. 4 ст. 7 Федерального закона РФ от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции», п. 12 Типового Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010 г., что выразилось в несоблюдении требований Правил дорожного движения Российской Федерации, совершении дорожно-транспортного происшествия на служебной автомашине, в результате которого было повреждено транспортное средство гражданского лица и транспортное средство органов внутренних дел республики.

Основанием к изданию приказа о привлечении истца к дисциплинарной ответственности явилось заключение служебной проверки, утвержденное министром внутренних дел 28 апреля 2016 года.

В рамках проведенной служебной проверки установлено, что 05 января 2016 года около 17 часов 50 минут в г. на перекрестке ул. начальник майор полиции О. И.А, управляя служебной автомашиной, перед поворотом налево заблаговременно не занял соответствующее крайнее положение на проезжей части, вследствие чего произошло столкновение с автомашиной, под управлением С В результате данного дорожно-транспортного происшествия оба транспортных средства получили механические повреждения.

Виновным в дорожно-транспортном происшествии был признан водитель О.И.А., который постановлением инспектора ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Йошкар-Оле от 05 января 2016 года за нарушение пункта 8.5 Правил дорожного движения РФ привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.

В виду того, что О. И.А. не согласился с указанным постановлением о привлечении его к административной ответственности и обжаловал его в суд, в рамках служебной проверки должностным лицом МВД принято решение о рассмотрении вопроса о привлечении майора полиции О. И.А. к дисциплинарной ответственности после принятия соответствующего процессуального решения компетентным органом. Данное решение утверждено министром внутренних дел 10 февраля 2016 года

Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда РМЭ от 15 февраля 2016 года вышеуказанное постановление должностного лица ГИБДД от 05 января 2016 года о привлечении к административной ответственности Ожиганова И.А. оставлено без изменения, а жалоба О.И.А. — без удовлетворения.

Решением судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 24 марта 2016 года, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы О. И.А., постановление инспектора ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле от 05 января 2016 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 февраля 2016 года оставлены без изменения, а жалоба О.И.А. — | без удовлетворения.

Таким образом, факт несоблюдения сотрудником полиции О.И.А. требований Правил дорожного движения Российской Федерации, повлекшего совершение дорожно-транспортного происшествия на служебной автомашине, в результате которого был причинен ущерб ввиду повреждений обоих транспортных средств, нашел свое подтверждение.

Указанное нарушение было расценено работодателем как нарушение сотрудником полиции О.И.А. служебной дисциплины, требований ч. 4 ст. 7 Федерального закона РФ от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции», п. 12 Типового Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010 г.

Частью 4 ст. 7 Федерального закона «О полиции» предусмотрено, что сотрудник полиции, как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Согласно пункту 12 названного Типового Кодекса государственные служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В ходе служебной проверки установлено, что причиной и условием, способствовавшим нарушению сотрудником полиции О.И.А. требований ПДД РФ и служебной дисциплины, является его личная недисциплинированность и низкий уровень правового сознания.

Работодателем, как отмечено выше, за указанные нарушения применено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, которое истец считает несоразмерным тяжести совершенного проступка и степени вины.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной, как в Постановлении от 06.06.1995 г. N 7-11, так и определениях от 21.12.2004 г. N 460-О, 16.04.2009 г. N 566-0-0, 19.06.2012 г. N 1174-0, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности. обусловленные задачами. принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Поступая на службу в органы внутренних дел. гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.

Указанные выше нормы свидетельствуют о том, что сотрудник органов внутренних дел должен соблюдать определенные ограничения в поведении и определенные нравственные принципы как при осуществлении служебной деятельности, так и во внеслужебное время.

Несоблюдение сотрудником полиции закона, в данном случае требований Правил дорожного движения РФ наносит ущерб авторитету полиции.

Кроме того, в соответствии с п. 7 приказа МВД по Республике Марий Эл от 13.03.2014 года №111 «Об организации деятельности но автотранспортному обеспечению в подразделениях и органах внутренних дел по Республике Марий Эл» руководители (начальники) подразделений и органов внутренних дел но Республике Марий Эл обеспечивают организацию и текущий (ежедневный) контроль за проведением с водителями инструктажей перед выполнением задания, связанного с выездом за пределы обслуживаемой территории; обеспечением безопасности движения и предупреждением ДТП; обеспечением безопасности перевозок пассажиров и грузов.

Подпунктом 3.2. данного приказа предусмотрено обеспечить контроль за качеством и объективностью служебных проверок, проводимых по фактам ДТП и другим нарушениям ПДД с участием служебного автотранспорта с принятием к виновным лицам жестких мер дисциплинарного характера.

Таким образом, возможность привлечения сотрудников органов внутренних дел к строгой дисциплинарной ответственности за совершение ДТП на служебном транспорте, то есть за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц, кроме того обусловлено и тем. что истец занимает руководящую должность в ОВД, что влечет дополнительную ответственность. Следовательно не имеется оснований считать, что дисциплинарное взыскание, наложенное на истца, не соответствует тяжести и характеру совершенного им проступка.

Судом проверены порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания, установленные статьями 51 и 52 Федерального закона № 342-ФЗ.

На основании частей 1, 4 ст.52 Федерального закона РФ №342-Ф3 служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

В соответствии с частями 6-9, 11 ст.51 Федерального закона РФ №342-Ф3 дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела — не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке; дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу; до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка: о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме; уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.

Судом установлено, что привлечение истца к дисциплинарной ответственности произведено в полном соответствии с названными требованиями действующего законодательства РФ.

Служебная проверка назначена в установленном порядке 05 января 2016 года, заключение по которой об отложении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности после принятия судебными органами решений по жалобам истца, утверждено министром внутренних дел 10 февраля 2016 года (Ожиганов И.А. находился на излечении с 11 но 21 января 2016 года).

В ходе проверки с истца было взято письменное объяснение 08 февраля 2016 года.

Дополнительная служебная проверка по факту ДТП с участием сотрудника полиции О.И.А. проведена и утверждена министром внутренних дел РМЭ 28 апреля 2016 года после получения 27 апреля 2016 года МВД РМЭ ответа из Верховного Суда РМЭ на запрос о движении жалоб О.И.А. на постановление о привлечении к административной ответственности и результатах их рассмотрения. Истец ознакомлен с данным заключением под роспись 29 апреля 2016 года. При этом запретов на проведение дополнительных служебных проверок в законодательстве не имеется.

После издания приказа МВД по Республике Марий Эл от 06 мая 2016 года № истец с ним так же ознакомлен под роспись, что не оспаривалось истцом.

Привлечение истца к дисциплинарной ответственности произведено в установленный законом шестимесячный срок со дня совершения дисциплинарного проступка.

Из представленных материалов следует, что каких-либо нарушений порядка и сроков применения к истцу дисциплинарного взыскания не имеется.

С учетом изложенного исковые требования О.И.А. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований О.И.А. к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконными заключения служебной проверки и приказа Министерства внутренних дел по республике Марий Эл № от 06 мая 2016 года о наложении дисциплинарного взыскания отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья С.Г.Орлова

Мотивированное решение составлено 12 сентября 2016 года

Дисциплинарные взыскания в органах внутренних дел носят длящийся характер, системы МВД России — он неприменим в силу прекращения их действия с В остальных случаях срок действия дисциплинарного взыскания.