Переход права собственности на имущество из государственной (​муниципальной) в частную собственность называется приватизацией. Обратный.

Статья 16 ЗК РФ. Государственная собственность на землю

Статья 16

Государственная собственность на землю

1. Право государственной собственности на землю закреплено в Конституции РФ, согласно ст.9 которой земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Ранее в ст.6 ЗК 1991г. государственная собственность на землю определялась в виде федеральной собственности РСФСР и собственности республик, входящих в состав РСФСР. Из государственной собственности исключались земли, переданные в собственность граждан, колхозов, коллективов других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ.

В комментируемой статье законодатель установил, что помимо земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, земли муниципальных образований также не относятся к государственной собственности. Впервые муниципальная собственность на землю была определена Законом РФ от 06.07.1991г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации»[102](о муниципальной собственности на землю см. ст.19 Кодекса и комментарий к ней).

Следует отметить, что содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, согласно п.8 ст.2 ФЗ от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых природных территориях»[103], в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном ст.129, 209 и 214 ГК РФ, если иное не следует из данного Федерального закона.

2. Названный в п.2 ст.16 Кодекса ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», принятый 17.07.2001г. и вступивший в силу в 2002г.[104], определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность). Указанный Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до его введения в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникли после введения его в действие.

ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» регулирует отношения, связанные с возникновением права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю; определяет основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у названных субъектов возникает право собственности; устанавливает порядок разграничения государственной собственности на землю, а также порядок разрешения споров в данной сфере.

Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По этому поводу в связи с многочисленными вопросами, возникающими в судебной практике, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум ВАС РФ[105] дал разъяснения, которые целесообразно учитывать в практической деятельности. Согласно ст.6 и 13 ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем согласно п.10 ст.3 Вводного закона до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.

При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (п.2 ст.214 ГК РФ).

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в ст.3-5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством РФ[106];

подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством РФ[107];

сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации8 (о государственном земельном кадастре см. ст.70 Кодекса и комментарий к ней).

Следующая глава >

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Право собственности на землю

который, рассматривая содержание права государственной собственности на землю, пришел к выводу, что право владения как самостоятельный.

Земельное право: Конспект лекций

Проблемы права государственной
собственности
(Курс лекций)

 

Е.В. НЕСТЕРОВА

ассоциированный профессор

Каспийского университета,

ведущий научный сотрудник

Института законодательства РК,

кандидат юридических наук

 

Тема 1. Общие положения о праве государственной собственности

1.1 Понятие права государственной собственности

1.2 Содержание права государственной собственности

 

Тема 2. Основания возникновения и прекращения права государственной собственности

2.1 Общие и специальные основания возникновения права государственной собственности

2.2 Приватизация и иные основания прекращения права государственной собственности

 

Тема 3. Правовой режим объектов права государственной собственности

3.1 Проблемы разграничения объектов, находящихся в республиканской и коммунальной государственной собственности

3.2 Перевод государственного имущества из одного вида государственной собственности в другой

 

Тема 4. Правовое положение субъектов государственного сектора экономики

4.1 Республика Казахстан и административно-территориальная единица как субъекты права государственной собственности

4.2 Государственные юридические лица как субъекты права хозяйственного ведения и оперативного управления. Правовое положение национальных компаний

4.3 Имущественная ответственность субъектов права государственной собственности и государственных юридических лиц по гражданско-правовым обязательствам

 

 

Тема 1.
Общие положения о праве государственной собственности

 

1.1. Понятие права государственной собственности

 

Современный Казахстан находится в стадии реформирования отношений собственности. На сегодняшний день во многих государствах, входивших в состав бывшего СССР, проведена приватизация государственной собственности. Доля государственной собственности в экономике Казахстана уже сократилась до 20%.С обретением Республикой Казахстан независимости и переходом к рыночной экономике наше государство провозгласило конституционный принцип равенства защиты форм собственности: «В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность» (п. 1 ст. 6 Конституции РК). Тем самым государство, как собственник, поставило себя в равные условия с негосударственными собственниками. Экономические отношения собственности по сравнению с советским периодом кардинально изменились. В связи с этим многие серьезнейшие разработки советских ученых по поводу государственной собственности утратили свою актуальность. Но означает ли это, что необходимость наличия такой формы собственности как государственная вообще отсутствует, как и потребность в научном исследовании права государственной собственности?

Поскольку право призвано закреплять и оформлять экономические отношения собственности, следует обратить внимание и на современные исследования крупнейших экономистов по поводу государственной собственности. В последнее время ученые-экономисты все чаще обращаются к роли государства и государственного сектора в экономике. По их мнению, есть сферы, в которых в тех или иных формах обязательно должно присутствовать государственное регулирование, а его полное отсутствие наносит ущерб, ощутимый для стратегических интересов страны. На этапе становления неоиндустриального хозяйства с преобладанием компьютеризированных технологических укладов, все актуальнее становится расширение государственной собственности. На практике порой даже крупнейшие транснациональные корпорации уже не в состоянии обеспечить эффективную координацию и функционирование наукоемких технологий. Представление о неэффективности государственной собственности на средства производства, господствовавшей в экономике нашей страны до недавнего времени, получило широкое распространение и стало основным поводом приватизации. Однако практика приватизации убеждает: реформы собственности и предприятий нельзя непосредственно связывать с необходимостью приватизации и переходом к частной форме собственности хотя бы в силу того, что та или иная форма собственности сама по себе еще не обуславливает эффективность производства.

Любые экономические и правовые реформы, в том числе реформа отношений собственности в Казахстане, нуждаются в научном обосновании и осмыслении. В процессе реформирования государственной собственности эта сфера общественных отношений не уничтожается, а видоизменяется, преобразовывается и переустраивается. Нельзя в одночасье уничтожить давно проработанные и устоявшиеся институты, необходимо их усовершенствовать и заставить эффективно работать. Абсолютный отказ от права государственной собственности не разрешит проблем, с которыми сталкивается наше государство, а, напротив, поставит его в ситуацию, описанную Мериме в новелле «Таманго», когда убийство на плывущем корабле африканскими рабами французских моряков вызвало неминуемую и страшную гибель африканцев, поскольку никто из них не умел управлять захваченным судном. Так, и отказ от правовых рычагов осуществления государственной собственности в тех сферах и в том объеме, в которых она необходима для нормального функционирования государства, способен подорвать экономику страны.

Государству для выполнения своих функций необходима определенная имущественная база и, соответственно, необходимы правовые нормы, обеспечивающие ее охрану.

Вопросы, касающиеся порядка правового регулирования права государственной собственности, не потеряли своей актуальности после перехода независимых государств, ранее входивших в состав СССР, к рынку, а наоборот, встали достаточно остро в связи с возникшей необходимостью целого ряда новых глобальный процессов: разделения государственной собственности и закрепления ее на уровнях (в Казахстане — республиканском и коммунальном), обеспечения национальной безопасности страны. Государство выступает в качестве собственника. Это — реальность. А любая реальность (пусть даже незначительная) имеет право на изучение. Право собственности независимо от того, какому субъекту оно принадлежит (государственному или частному), наделяет своих обладателей равными правами и обязанностями. Это бесспорно. Однако государство относится к особым субъектам гражданского права. Именно в силу этого в собственности государства могут находиться такие объекты, которые не могут находиться в частной собственности, право собственности государства может возникать и прекращаться по особым, не свойственным праву частной собственности, основаниям. Поэтому участие государства в качестве собственника в гражданских правоотношениях имеет особую специфику по сравнению с правовым положением частных собственников, и эта специфика нуждается в научном исследовании.

Неопровержимым доказательством актуальности того или иного теоретического исследования в области права является и правоприменительная практика. В Казахстане достаточно распространены имущественные споры с участием государства и государственных органов, в том числе, и по поводу государственной собственности. Казахстанские суды нередко сталкиваются со спорами по поводу разграничения республиканской и коммунальной государственной собственности, полномочий государственных органов по распоряжению государственным имуществом, имущественной ответственности государства и государственных органов по гражданско-правовым обязательствам и др.

 

«Государственная собственность» является экономической категорией и определяется как общественное отношение по поводу государственного имущества. Иногда под государственной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности государству. Иногда термин «собственность» отождествляется с термином «право собственности». Однако такое понимание, с точки зрения теории права и экономической теории, является неверным, так как нельзя смешивать объект общественного отношения — имущество, само общественное отношение — собственность и общественное отношение, урегулированное нормами права, — право собственности. В первую очередь, такая путаница не должна присутствовать в законодательных актах. Однако не все современные гражданские кодексы постсоветских государств избежали этого.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ «Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации…». Таким образом, российский законодатель отождествляет понятие государственная собственность с понятием государственное имущество.

Хотя ГК РК и не содержит определения государственной собственности, в его статьях допущена аналогичная ошибка. Например, согласно ч. 1 п. 2 ст. 192 ГК РК «Республиканская собственность состоит из государственной казны и имущества, закрепленного за государственными республиканскими юридическими лицами в соответствии законодательными актами». Таким же образом сконструирована и ч. 1 п. 2 ст. 192 ГК РК.

Более четким, с точки зрения юридической техники, представляется п. 1 ст. 326 ГК Украины: «В государственной собственности находится имущество, в том числе денежные средства, принадлежащие государству Украина». Но с учетом экономического содержания термина «государственная собственность» и эта формулировка не является идеальной.

Думается, что в соответствующих статьях гражданских кодексов предприняты попытки законодателя сделать указание на субъект права государственной собственности (государство, административно-территориальная единица, субъект федерации, территориальная громада и т.п.) и на объект права государственной собственности (имущество). Такая попытка увенчалась бы абсолютным успехом, если бы в гражданских кодексах были использованы следующие формулировки.

— Субъектами права государственной собственности являются Республика Казахстан и административно-территориальная единица (Российская Федерация и субъект Российской Федерации; государство Украина и территориальная громада и т.п.).

— Право государственной собственности распространяется на казну и имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами.

Конституция РК закрепила деление собственности на формы и установила, что государственная и частная собственность признаются и равным образом защищаются (п. 1 ст. 6 Конституции РК).

В результате исследования государственной собственности в дореволюционной России, СССР, современном независимом Казахстане и других постсоветских государствах можно прийти к выводу, что в научной литературе по гражданскому праву на протяжении всей истории присутствует тенденция к выделению государственного имущества и подчеркиванию его особого, публичного, общественного характера. Так, еще К.П. Победоносцев выделял «вещи, не подлежащие частному обладанию по русским законам», к которым относил межи и межники, дороги, воды и водяные пути сообщений, крепости, порты, гавани, церковные строения, общественные кладбища и т.п. В.И. Синайский выделял «государственные имущества», которые служат либо государственным, либо общественным целям (дороги, выморочное имущество, метеориты, бесхозяйственные недвижимые имущества и т.д.). И.А. Покровский ставил вопрос об общественном и общенациональном значении недвижимости, полагая, что принцип частной собственности может при известных условиях вступать в резкие конфликты с общенародными интересами. Тогда, по мнению автора, по необходимости приходится вспоминать о том, что недвижимость есть не только частное, но и национальное достояние. Г.Ф. Шершеневич среди вещей, составляющих государственное достояние, различал а) казенные вещи, принадлежащие государству, которое в гражданском обороте приравнивает себя к частному лицу, — государственные имущества и б) общественные вещи, хотя и принадлежащие государству, но предоставленные в общее пользование всех граждан.

В советский период подчеркивалась принадлежность государственной социалистической собственности всему народу (см. ст. 10, 11 Конституции КазССР 1978 г.). Например, М.М. Агарков отмечал, что субъектом права государственной социалистической собственности является Советское государство. Поэтому государственная собственность является всенародным достоянием.

Государственная социалистическая собственность возникла в результате революции 1917 г. Она явилась новым явлением, которое нуждалось в научном осмыслении и обосновании. Как отмечал О.С. Иоффе, создание государственной социалистической собственности, разработка методов управления ею, формирование особых средств ее юридической защиты знаменовали невиданный по размаху процесс широкого развертывания новых общественно-правовых явлений, нуждавшихся в тщательном изучении и глубоком осмыслении.

В современных исследованиях, посвященных праву государственной собственности авторы, давая характеристику государственной собственности, также учитывают то, что она призвана обеспечивать «общие» интересы общества. Так, например, А.И. Бибиков называет государственную собственность общественной. Донг Ань Куанг в своем исследовании, посвященном объектам и содержанию права государственной собственности во Вьетнаме, напротив, предлагает заменить в ст. 15 Конституции Вьетнама формулу «общенародная» собственность на формулу «государственная» собственность. И.У. Жанайдаров полагает, что критерием разграничения государственной и частной собственности служит то, чьим интересам она служит. Собственность, выражающая интересы всех лиц, проживающих на данной территории, является публичной. При этом автор выделяет два подхода к вопросу о формах собственности. В соответствии с первым, право собственности едино и однородно. Оно подчинено общим правилам рыночной экономики. Но исключение из него составляет право государственной собственности, которое существует в минимальных пределах для поддержания функций государства и обеспечения нормального функционирования права частной собственности. То есть частная собственность является не видовым, а родовым понятием, тождественным понятию собственности. При втором подходе право собственности — родовое понятие, а право частной и государственной — видовые. Этот подход объясняется автором разным правовым режимом имущества, установленным законодателем для частной и государственной собственности. Вытекает это из специфики функций государства и обусловлено также особенностью субъекта. А.Т. Жусупов считает, что «в субъективном смысле право собственности государства состоит из обычных правомочий собственника, предусмотренных законом, и в этом аспекте не отличается от прав других собственников». Но при этом отмечает наличие ряда особенностей права государственной собственности: «Во-первых, в том, что в собственности государства может находиться любое имущество, в том числе изъятое или ограниченное в обороте. Во-вторых, некоторые способы приобретения имущества в собственность могут быть использованы только государством (например, взимание налогов и пошлин). В-третьих, государство путем издания законодательных актов само устанавливает рамки своих прав собственника и пределы их осуществления, подчиняет свою деятельность им же установленному праву». Е.А. Суханов рассматривает право частной и право публичной собственности не в качестве «разновидностей права собственности» (с различными возможностями для соответствующих собственников), а как обобщенное обозначение различий в правовом режиме отдельных объектов права собственности. В.К. Андреев, не разделяя позицию Е.А. Суханова, отмечает наличие целого ряда особенностей владения, пользования и распоряжения имуществом в зависимости от того, находится оно в частной или государственной собственности. При этом автор утверждает, что существование различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной) влечет за собой не их равноправие, как это нередко отмечается в экономической и юридической литературе, а равную их защиту. О.Ю. Скворцов делит собственность на частную и публичную. Под публичной собственностью автор подразумевает собственность публичных образований (государства, субъектов федерации и муниципальных образований). Л.В. Щенникова полагает, что форм права собственности нет, но есть различные субъекты этого права. К.И. Скловский считает, что нужно четко ограничить сферу существования форм собственности и рассматривать их исключительно как способ определения принадлежности имущества тому или иному виду субъектов. С.В. Скрябин (вслед за С.А. Сосной) выделяет публичную собственность, которая считается общественным достоянием, и полагает, что государство при этом не выступает собственником публичного имущества, а лишь как представитель общества осуществляет контроль за использованием этого имущества другими лицами. Предложение Д.А. Братуся имеет аналогичный смысл и заключается в упразднении родового понятия «собственность», и введении вместо него понятия «частная собственность». Во избежание путаницы между категориями рода и вида состояние абсолютной принадлежности необоротоспособного государственного имущества необходимо обозначить другим термином, к примеру, «право публичного достояния». По мнению М.К. Сулейменова, форм собственности не существует, а есть одно понятие собственности и права собственности. Оно по-разному понимается в разных правовых системах и представителями различных экономических и правовых теорий, но суть в том, что это понятие должно быть единым. При этом М.К. Сулейменов не разделяет концепцию «народного (публичного, общественного) достояния», отмечая, что субъектом права на природные ресурсы должны выступать не народы, а государство, выражая волю всего народа.

Подводя итог высказанным в литературе точкам зрения о праве государственной собственности, следует отметить, что некоторые ученые настаивают на единстве права собственности и не склонны делить его на формы (государственную и частную). Указанные научные взгляды современных авторов, как правило, не находят отражения в действующем законодательстве. Так, и в соответствии с ГК РК, и в соответствии с ГК РФ государству и другим публично-правовым образованиям имущество принадлежит на праве государственной собственности (ст. 192 ГК РК, ст. 214 ГК РФ). Несколько иной подход закреплен в ГК Украины. В соответствии со ст. 324 и 326 ГК украинский законодатель выделяет и разграничивает собственность Украинского народа и государственную собственность.

На наш взгляд, подход, закрепленный в казахстанском и российском законодательствах, является наиболее правильным. Во-первых, современное конституционное деление собственности на формы (государственную и частную) не имеет своей целью противопоставление этих двух форм друг другу. Другими словами, термины «государственная собственность» и «частная собственность» являются не антонимами, как, например, «предприниматель» и «потребитель», а скорее выступают составляющими общего понятия «собственность», как, например, понятия «государственное предприятие», «хозяйственное товарищество», «акционерное общество» и «производственный кооператив» являются составляющими общего понятия «коммерческие организации». Противопоставление государственной и частной форм собственности существовало в условиях советской правовой действительности, когда, как справедливо отмечал О.С. Иоффе, государственная собственность защищалась множеством преимуществ сравнительно с собственностью граждан, а иногда и кооперативных и общественных организаций. Эти преимущества закреплялись отдельными нормами о праве собственности и частично об обязательственном праве. Отмеченные факты находились в прямом противоречии со спецификой гражданского права, особенно когда признанное частным правом оно провозгласило всеобщее равенство своих субъектов. Новая кодификация гражданского законодательства полностью устранила действовавшие ранее преимущества, легализовав всеохватывающее начало равенства как специфический метод гражданско-правового регулирования. Так, перестали существовать нормы, «устанавливающие неограниченную виндикацию государственного имущества, нераспространение исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения, исключавшие возможность обращения взыскания на недвижимое и иное имущество государственных предприятий, необходимое для их нормальной деятельности, а также на любое имущество государственных юридических лиц». Таким образом, современное законодательство отрицает противопоставление государственной и частной форм собственности, и в этой связи абсолютно точным представляется мнение С.С. Алексеева, что государственная собственность как основа жизни общества — навсегда ушла в прошлое.

Во-вторых, нельзя отрицать наличие целого ряда особенностей права государственной собственности, которые не позволяют отказаться от родового понятия «собственность» и видовых понятий «государственная собственность» и «частная собственность». Мы выделяем четыре группы таких особенностей:

1) в государственной собственности могут находиться особые объекты, которые не могут принадлежать частному собственнику. Это, прежде всего, касается объектов, составляющих исключительную собственность государства: земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы;

2) субъектами права государственной собственности являются так называемые публично-правовые образования: государство и административно-территориальная единица. Данные лица являются особыми субъектами гражданского права в силу ряда свойственных им признаков, не присущих другим участникам гражданских правоотношений;

Кроме того, пользование и распоряжение государственным имуществом осуществляется в особых целях. Например, Национальный фонд РК расходуется исключительно в трех оговоренных Бюджетным кодексом РК направлениях. Таким образом, распорядительные акты Президента РК в отношении Национального фонда строго ограничены законодательными рамками, которые, в свою очередь, предопределены целями использования Национального фонда. То же можно сказать и о любом другом государственном имуществе.

4) право государственной собственности может возникать и прекращаться по особым, не свойственным праву частной собственности, основаниям (национализация, реквизиция, конфискация, приватизация и т.д.). В связи с этой особенностью основания возникновения и прекращения права государственной собственности принято делить на общие и специальные.

Следует отметить, что в российском ГК прямо отражено наличие особенностей права собственности в зависимости от того, какому субъекту оно принадлежит, и установлено, что «Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом» (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

Полагаем, что в современных условиях, когда право государственной собственности и право частной собственности не противопоставляются и равным образом защищаются, отдельные особенности форм собственности должны устанавливаться только на уровне законодательного акта так, как это установлено в России. Именно таким образом данные отношения должны быть урегулированы и в Казахстане.

В-третьих, в современном праве отсутствует необходимость выделять в качестве самостоятельной группы объектов права собственности имущество, являющееся собственностью всего народа или составляющее, так называемое «общественное, народное или публичное достояние». Дело в том, что государство — это, прежде всего, организация, обеспечивающая интересы всего общества в целом. В. п. 1 ст. 3 Конституции РК прямо закреплено, что единственным источником государственной власти является народ. Соответственно, любое государственное имущество в той или иной мере служит интересам всего народа. Таким образом, выделение наряду с государственным имуществом, призванным обеспечивать интересы государства, еще и публичного (общественного, народного) имущества, призванного обеспечивать интересы всего общества в целом, нам представляется нецелесообразным. Бесперспективность концепции всенародного достояния весьма убедительно доказывает Е.А. Суханов. По его мнению, практическое воплощение данной идеи невозможно. «Ведь «народ в целом» в силу абстрактности и расплывчатости этой категории не может быть реальным субъектом отношений собственности: практически невозможно и нецелесообразно устраивать референдумы им плебисциты по поводу каждого случая использования конкретного объекта «всенародного достояния»».

В связи с изложенным следует, на наш взгляд, признать необходимость и законодательного, и теоретического существования двух форм собственности: государственной и частной.

Право государственной собственности, как и понятие «право», обычно рассматривают в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле право государственной собственности — это совокупность правовых норм, регулирующих порядок владения, пользования и распоряжения государственным имуществом. В субъективном смысле право государственной собственности — это юридически обеспеченная возможность государства или административно-территориальной единицы опосредованно осуществлять владение, пользование и распоряжение государственным имуществом через уполномоченных лиц.

В РК недавно был принят отдельный законодательный акт, специально посвященный регулированию права государственной собственности. Это Закон РК от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе». Кроме того, нормы, регулирующие отношения по поводу государственной собственности, содержатся в ГК. Помимо этого, вопросы права государственной собственности регламентированы некоторыми другими нормативными правовыми актами: Земельным кодексом РК, Водным кодексом

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Право государственной собственности на землю

Понятие и содержание права государственной собственности на землю в России Соотношение понятий «достояние» и «собственность»

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

3. Государственная собственность

В соответствии с п. 1 ст. 16 Кодекса государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Право государственной собственности на землю закреплено в Конституции РФ, согласно ст. 9 которой земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Прежде государственная собственность на землю в ст. 6 ЗК 1991 г. определялась в виде федеральной собственности РСФСР и собственности республик, входящих в состав РСФСР. Из государственной собственности исключались земли, переданные в собственность граждан, колхозов, коллективов других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ.
В ст. 16 Кодекса законодатель установил, что помимо земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, земли муниципальных образований также не относятся к государственной собственности. Впервые муниципальная собственность на землю была определена Законом РФ от 06.07.1991 г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации»*(73) (вопрос о муниципальной собственности на землю подробнее будет рассмотрен ниже).
Следует отметить, что содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, согласно п. 8 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях»*(74), в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 129, 209 и 214 ГК РФ, если иное не следует из данного Федерального закона.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (п. 2 ст. 16 Кодекса). Указанный Федеральный закон, принятый 17.07.2001 г. и вступивший в силу в 2002 г.*(75), определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность). Данный Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до его введения в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникли после введения его в действие.
ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» регулирует отношения, связанные с возникновением права собственности у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю; определяет основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у названных субъектов возникает право собственности; устанавливает порядок разграничения государственной собственности на землю, а также порядок разрешения споров в данной сфере.
Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По этому поводу в связи с многочисленными вопросами, возникающими в судебной практике, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум ВАС РФ*(76) дал разъяснения, которые целесообразно учитывать в практической деятельности. Согласно ст. 6 и 13 ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вместе с тем согласно п. 10 ст. 3 Вводного закона до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.
Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.
При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (п. 2 ст. 214 ГК РФ).
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:
специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в ст. 3-5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством РФ*(77);
подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством РФ*(78);
сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации*(79) (о государственном земельном кадастре подробнее говорилось выше).
Согласно ст. 17 Кодекса, в федеральной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».
Обратим внимание, что Кодекс впервые в качестве основания возникновения такой формы собственности, как федеральная, называет прямое признание такой собственности федеральными законами. Примерами отнесения земельных участков к федеральной собственности могут служить, в частности: Закон РФ от 21.02.1992 г. в редакции ФЗ от 03.03.1995 г. «О недрах»*(80), Закон РФ от 15.04.1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации»*(81), ФЗ от 29.12.1994 г. «О государственном материальном резерве»*(82), ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ от 27.02.2003 г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»*(83).
Согласно Закону РФ от 15.04.1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации» в федеральной собственности находятся здания, строения, сооружения, находящиеся на территории города Москвы, и помещения, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ, ЦБР, ПФР, а также земельные участки, на которых расположены указанные здания, строения и сооружения.
Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемые в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 27.02.2003 г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью (см. ст. 4 названного Федерального закона).
ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти (п. 6 ст. 2).
ФЗ от 29.12.1994 г. «О государственном материальном резерве» (п. 3 ст. 4) определяет, что запасы государственного материального резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный материальный резерв не подлежит приватизации.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:
земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;
земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;
земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, утверждаются актами Правительства РФ*(84).
Российской Федерацией как субъектом гражданского права земельные участки могут приобретаться в собственность по основаниям, предусмотренным ГК РФ (в том числе в результате заключения сделок). Право собственности и другие вещные права на землю регулируются гл. 17 ГК РФ (ст. 260-287). Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с юридическими и физическими лицами (об участии Российской Федерации в таких отношениях см. гл. 5 ГК РФ). От имени Российской Федерации органы государственной власти в рамках своей компетенции могут приобретать и осуществлять права и обязанности и выступать в суде. В иных случаях, предусмотренных нормативными актами, от имени Российской Федерации могут выступать по ее поручению государственные и муниципальные органы, юридические лица и граждане.
Кодекс в п. 1 ст. 18 установил, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
К федеральным законам, которые признают указанные в них земельные участки собственностью субъектов Федерации, относится, в частности, ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», согласно п. 6 ст. 2 которого особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.
Как уже отмечалось, разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:
земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов Федерации;
земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;
фонда перераспределения земель;
земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абз. 4 ст. 3 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».
В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в п. 1 ст. 5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».
Перечни земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, утверждаются актами Правительства РФ*(85).
Поскольку субъекты Российской Федерации являются субъектами гражданского права, постольку они могут в соответствии с гражданским законодательством по предусмотренным им основаниям приобретать в собственность земельные участки. Право собственности субъектов Федерации на земельные участки может возникнуть, в частности, в результате заключения с гражданами и юридическими лицами гражданско-правовых сделок по приобретению имущества (купли-продажи, мены, дарения и др.), в результате конфискации (ст. 243 ГК РФ), выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ), изъятия земельного участка, который не использовался в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284-285 ГК РФ) и т.п.
От имени субъекта Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Участие субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определяется по правилам гл. 5 ГК РФ.
Помимо указанных выше земельных участков, согласно п. 2 ст. 18 Кодекса, в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:
занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации;
предоставленные органам государственной власти субъектов Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;
занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.
Отметим, что в ст. 18 Кодекса законодатель не упоминает ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», как это сделано в статьях, посвященных федеральной и муниципальной собственности (см. ст. 17 и 19 Кодекса). В связи с этим возникает ряд трудностей в толковании положений п. 1 и 2 ст. 18. Данное обстоятельство после принятия Кодекса уже неоднократно было отмечено в научной литературе*(86).
По своей сути в п. 2 ст. 18 Кодекса продублированы основания возникновения права собственности субъектов Российской Федерации на земельные участки в результате разграничения государственной собственности на землю, которое проводится в соответствии с ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (тем не менее не упоминаются земельные участки под поверхностью участков недр регионального значения).
Уточним некоторые моменты, связанные с формированием собственности субъектов Российской Федерации на земельные участки, по основаниям, указанным в п. 2 ст. 18 Кодекса.
Во-первых, это расположение на земельных участках принадлежащего субъектам Российской Федерации недвижимого имущества. К недвижимому имуществу относятся: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы*(87).
В абзаце 3 п. 2 ст. 18 Кодекса определены два вида субъектов права, предоставление земельных участков которым является основанием отнесения последних к собственности субъектов Российской Федерации. В первую очередь названы органы государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым согласно ст. 2 ФЗ от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»*(88) относятся: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Во вторую очередь Кодекс выделил государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, созданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государственным унитарным предприятием (далее — унитарное предприятие) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (ст. 113 ГК РФ). В соответствии с ГК РФ правовое положение унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определяет ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»*(89). Согласно ст. 2 данного Федерального закона имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, не допускается. Права собственника имущества унитарного предприятия определяются ст. 20 названного Федерального закона*(90).
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично*(91). Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296, распоряжение имуществом учреждения — со ст. 298 ГК РФ.
В субъектах Российской Федерации вопросы реализации прав собственника имущества государственных унитарных предприятий и государственных учреждений регулируются также нормативными правовыми актами соответствующих субъектов (см., например, постановление Правительства Москвы от 03.06.2003 г. N 419-ПП «О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по осуществлению прав собственника имущества государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений города Москвы»).
Следующая группа земельных участков, которые могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации, это земли, отнесенные к:
а) землям особо охраняемых природных территорий регионального значения (см. ст. 95 Кодекса);
б) землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (см. ст. 101 Кодекса);
в) землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (см. ст. 102 Кодекса);
г) землям фонда перераспределения земель (см. ст. 80 Кодекса).
В последнем абзаце п. 2 ст. 18 Кодекса названы земельные участки, занятые приватизированным имуществом. Основным условием отнесения их к собственности субъектов Российской Федерации является нахождение данного имущества до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.
Напомним, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом, регулирует ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»*(92). Действие названного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении имущества, перечисленного в п. 2 ст. 3 данного Федерального закона.
Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно. Информация о результатах приватизации за прошедший год представляется субъектами Российской Федерации в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.
Определить принадлежность имущества до его приватизации к собственности конкретного субъекта Российской Федерации позволит анализ законодательства о приватизации, план приватизации государственного имущества и данные правоустанавливающих документов (договор купли-продажи государственного имущества). Заметим также, что в соответствии с ФЗ от 22.10.2004 г. «Об архивном деле в Российской Федерации»*(93) в случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности.

Источник: Коллектив авторов. Вопросы и ответы к государственному экзамену по гражданскому праву 2012 год. 2012

Еще по теме 3. Государственная собственность:

  1. 34. Собственность физических и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность
  2. Статья 38.1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства
  3. Недвижимое имущество было приобретено по предварительному договору купли-продажи, покупатель свои обязательства выполнил. Однако продавец не предоставляет ему необходимых документов для государственной регистрации права собственности на приобретенное имущество. Может ли покупатель обратиться в суд для того, чтобы государственная регистрация его права собственности была произведена на основании решения суда?
  4. 50. Государственная и муниципальная собственность
  5. Статья 16. Государственная собственность на землю
  6. § 2. Государственная собственность на землю
  7. 9.5. Право государственной и муниципальной собственности
  8. § 1. Понятие права государственной собственности
  9. § 3. Разграничение государственной собственности на землю
  10. Статья 214. Право государственной собственности
  11. § 3. Содержание права государственной собственности
  12. 11.2. Право государственной и муниципальной собственности
  13. Вопрос_35 Право государственной и муниципальной собственности
  14. ГЛАВА 19. ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  15. § 2. Субъекты права государственной собственности
  16. Вопрос_31. Собственность и право собственности: понятие и разграничение. Формы и виды собственности
  17. § 4. Объекты права государственной собственности
  18. § 1. Общие положения о праве государственной и муниципальной (публичной) собственности

— Гражданское право — Международное частное право — Предпринимательское право — Семейное право —

— Административное, финансовое, информационное право — Гражданское, предпринимательское, семейное, международное частное право — Конституционное, муниципальное право — Природоресурсное, аграрное, экологическое право — Таможенное, налоговое, медицинское право — Теория и история права и государства — Трудовое право — Уголовное, уголовно-процессуальное право —

Что касается права государственной собственности на землю, то в юридической управления в содержание права государственной собственности.