Он первым предложил создать систему воспитания в государственных школах [2]. Платон и Сократ предлагали использовать литературу, игры, мифы в.

Модель системы гражданско-патриотического образования и воспитания в условиях гимназии

 

Гражданско–правовое воспитание школьников.

Детство есть великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку.   (Н.В. Шелгунов)

Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям. В разные века, защищавшим Родину, воспитание готовности к подвигу – в общем всего, что является основой жизнеспособности любого общества и государства.

Целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания. Общепринято выделение в сознании трёх компонентов: знание, отношение, деятельность. Эта трёхкомпонентность используется мной в структуре построения патриотического воспитания.

1 компонент – Знание человеком  фактов культуры, истории, которые он воспринимает, как факты, события нашей, своей истории, культуры ( Я – знаю!) .   С цель формирования знаний истории и культуры России и малой родины  я проводила следующие классные часы: «Государственные символы в истории России», «Отчизны верные сыны», « Полководцы России», «Награды Родины», «Россия в освоении космоса», «Золотое кольцо России»,  «Театры Родины», «Был в Бурмакино театр», «Земляки- ветераны» и др

2 компонент ( главный, системообразующий) – положительное отношение копределённым «нашим» фактам истории и культуры (Я горжусь, одобряю такие-то события, факты нашей культуры, истории») «Юрий Гагарин – первый космонавт мира», « Александр Рытов – выпускник нашей школы, герой  Великой Отечественной  войны».

3 компонент – деятельный. Это готовность участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране (позиция – «Я готов, настроен действовать на благо нашей страны» ) ( Уход  за памятником погибшим землякам, Акции по благоустройству территории и др.)

При формировании патриотического сознания важно учитывать то, что наше общество весьма дифференцированно в своих взглядах, позициях, интересах. Взаимодействие, столкновение интересов, убеждений, позиций – современная реальность. Если мы хотим формировать человека способного жить в таком обществе, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, защиты своих позиций, умения конструктивно взаимодействовать с такими позициями.

Проблемность – это идеал современного развивающего воспитания. Организую диспуты, обсуждения, дискуссии   на историко-культурные, патриотические темы: Кого вы считаете гражданином своей страны?  Есть ли место подвигу в современной жизни?

Направления, которые я использую в системе патриотического воспитания: военно- патриотическое, краеведческое, культурно-патриотическое.

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года  сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.

Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьников.

В механизме обеспечения прав человека значительная роль отводится категории субъективных прав. Субъективные права могут трактоваться как мера возможного поведения. Формируя у  учащихся представления об   узаконенном понимании этой меры, мы можем использовать, форму имитационной деловой игры. 

                      Одной из основных задач  воспитательной работы нашей школы является: Совершенствование работы по гражданско-правовому воспитанию.

Так как в последние десятилетия в России прошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной диференсации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стало все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского гражданского и патриотического сознания.

       В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений расположенных на территории поселка в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании разработана Программа «Я гражданин Российской Федерации».

     Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

        Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;

        Изучение истории культуры Отечества и родного края;

        Формирование здорового образа жизни молодого поколения, высокой готовности к военной  службе;

        Формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны государственной деятельности, в улучшении и познании окружающего мира;

        Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности.

Основные направления работы школы по гражданско-правовому воспитанию   включают в себя:

Образовательные программы;

Внешние связи;

Внеурочная работа;

Работа с родителями ;

Психологическая служба;

Основываясь на данную схему,  несколько слов  об образовательных программах затрагивающих гражданско-правовое воспитание и образование.

  Гражданско-правовое образование и воспитание.                           

  Задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового

самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации

в обществе».

Фундаментальной основой гражданско-правового развития и воспитания является содержание образования, в первую очередь- гуманитарного. Программы по предметам истории, обществознания,

литературы, обж, географии включают знания о политической и

правовой жизни, о правах и обязанностях человека и гражданина,

об истории и традициях нашей Родины.

В программах также поставлена задача использования приобретенных  знаний в повседневной жизни для осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского сообщества,

гражданина России.

Важный вклад в гражданско-правовое воспитание вносят школьные курсы истории и обществознания. Источником воспитания являются боевые и трудовые традиции народов России и других стран. Изучение истории связано не только с работой сознания, но

и его эмоциональной сферой.

Конечно, формирование гражданско-правовых аспектов воспитания начинается еще в начальной школе. Программы выстроены в

соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Изучение окружающего мира помогает воспитывать не только любознательность, но и понимание себя как частицы великого государства. Использование на уроках произведений устного народно-

го творчества помогает учащимся понять черты народного характера, нравственные ценности, представления о добре, правде, храбрости, трудолюбии. Школа первой ступени выполняет работу по накоплению первоначальных знаний о сторонах общественной жизни, об истории Отечества, о патриотизме и гражданственности. 

Главная   задача  патриотического  воспитания это-любовь к Родине, готовность к её защите, чувство гордости за свою Родину, свой народ, уважение к её свершениям, достойным людям.

На классных часах формируются понятия добра и зла, высокой ценности нравственности, обращение сознания школьников к высоким идеалам, формирования у ребят самостоятельных представлений о благородстве и уважении к России. Сборники  предложенных книг помогут вырастить убеждённых, благородных, готовых к подвигу людей, которых называют «патриотами».

Мои классные часы – о русской природе, традициях, страничках истории, военных достижениях, героях России и её символах.

 Запланированы и проведены мероприятия: для 6 классов в 2009-2010г.  

«Моя малая Родина»

« Дела человека красят» (добро и зло)

«Права и обязанности»

«Привычки хорошие и плохие»

«Жемчужины русских промыслов»

«Герои земли Русской»

«Символы русского государства.

Конституция. Право. Законы»

Эстафета: «Знаешь ли ты историю России».

Эстафета: «Юные патриоты»

«Военный орден в твоей семье»

«Операция почта ветеранам»

Акция: «Георгиевская ленточка»

Правовая игра «Мой взгляд».

Цель: ознакомиться с основами российского законодательства, проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних, выяснить причины их правонарушений и указать способы поведения в критических ситуациях.

Ход игры:

В классе формируются 2 команды.

Первый тур:

С помощью жребия команды получают карточки с ситуациями, которые необходимо проанализировать, оценить и найти верное решение:

Например :16 летний подросток пришёл устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться.

Команда отвечает: Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители за него ответственности не несут. Статья КЗОТ 173.

Второй тур:

Задание1: Каждая команда получает лист, на котором нарисованы предметы. Задание в течение минуты отгадать, какому герою они принадлежат.

1. трость, трубка, скрипка, лупа (Шерлок Холмс)

2. планшет, фуражка (Анискин)

3. котелок, жилет , трость (Эркюль Пуаро)

Задание 2: Узнать по описанию знаменитых героев популярных кинофильмов:

1. Он почти не известен за границей, но был начальником по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за чёрной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме.  (Жеглов)

Задание 3 . Вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста

1. в какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно.

Третий тур.

Звучат музыкальные фрагменты мелодий. Необходимо по порядку записать названия фильмов, в которых они звучали:

1. «Давай за жизнь…» – «Спецназ»,

2. «Ты неси меня река…» – «Граница»

3. «Мы раз-бо-бо-бо-бойники» – «Бременские музыканты»

Четвёртый тур.

Конкурс капитанов.

Вам предстоит поработать следователями. С помощью подсказок вы должны определить о ком идёт речь.

1. Он очень отважный полицейский.

2. Его партнёр – человек.

3. Он – породистый пёс (Комиссар Рекс)

              Пятый тур.

Внимание! Внимание! Только что поступило сообщение, что в этом зале среди нас находится опасный правонарушитель. Послушайте его словесный портрет.

Команда, которая найдёт правонарушителя – победит в этом туре.

Правовой турнир.

Цель: формирование правовой культуры подрастающего поколения; изучение прав ребёнка.

1. Представление команд.

2. «Разминка». Командам предлагаются вопросы. На обдумывание 30 секунд.

1) Что такое право, чем оно отличается от морали?  (Право – совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми. Мораль – система принципов и правил, норм поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость. Тесная связь с государством – основное отличие права от морали) .

2) Назовите основной закон государства. (Конституция.)

3) Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние)

4) Что такое алиби? (В УК – обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если в момент преступления он находился в другом месте.)

5)С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности?  (Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений УК предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.)

3.  «Юридическая консультация»

Командам предлагается решить юридические задачи.

Например: Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним станцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности? (Поведение школьника попадает под определение «административное хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

4. «Преступления из истории».

Определить к какому виду права, уголовного или административного относятся действия Геракла.

«Эврисфей поручил Гераклу отправиться в страну, где проживали стимфалийские птицы. Попав в эту страну, Геракл взобрался на холм и ударил в тимпаны, поднялся оглушительный звон. Птицы поднялись громадной стаей и  стали в ужасе кружить над лесом. Схватив свой лук, герой стал разить птиц смертоносными стрелами»

Вопрос: Назовите преступление, которое совершил Геракл. К какому виду права оно относится.

Ответ: Убийство редкого вида птиц, относится к административному праву.

Подобные формы работы предполагают социально-профилактическую роль в формировании правомерного , гуманистически-ориентированного поведения.

Практическая направленность гражданского воспитания предлагает, что недостаточно иметь  юридическую информацию, – важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе самостоятельной  работы  школьники должны освоить предметные (специальные умения) и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.

Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим всё большее значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии нужно учить с детства. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Часто после окончания школы обнаруживается  полная правовая безграмотность подростков. И, хотя школьники в силу своих возрастных ограничений и других объективных причин не могут  быть включены в реальные политические процессы, они оказывают на них определённое воздействие, воспитывают в них конкретные жизненные установки и устремления. Задача общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры молодого поколения.

Литература:

Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию.

Высоцкий В.В. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию

                                                                                                                           

Целью патриотического воспитания является формирование которые я использую в системе патриотического воспитания: военно- Задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового.

Концепция патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2020 года

Сорокина Е. Н. Модель системы гражданско-патриотического образования и воспитания в условиях гимназии // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 106-120.

В данной статье представлены основные моменты системы гражданско-патриотического воспитания и образования в МОУ «Гимназия № 13 Тракторозаводского района Волгограда».

Kлючевые слова:гражданско-патриотическое воспитание учеников МОУ «Гимназия № 13 Волгограда» – одна из основных составляющих воспитательной работы.

THE MODEL OF THE SYSTEM OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION AND UPBRINGING IN CONDITIONS OF GYMNASIUM

Elena N. Sorokina

This article provides the highlights of the system of civil and patriotic upbringing and education in municipal educational institution Gymnasium № 13 of Traktorozavodsky district of Volgograd.

Keywords:civic-patriotic education, educational work.

1. Обоснование актуальности модели системы гражданско-патриоти-ческого образования и воспитания

Последнее десятилетие XX и начало XXI в. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы.

В условиях модернизации российского образования проблема гражданско-патриотического образования и воспитания молодежи становится одной из актуальнейших. Она обретает новые подходы и критерии и является составной частью целостного процесса социальной адаптации и жизненного самоопределения личности.

Особую важность проблема гражданско-патриотического образования и воспитания приобретает в условиях развернувшейся с помощью СМИ наступательной вестернизации образа жизни и стиля мышления молодых людей, размывания ценностей и нравственных основ. В этой связи особое значение приобретает формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей и подростков.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения нашей страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования нравственности и патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского нравственного и патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Все большее распространение приобретает взгляд на гражданско-патриотическое образование и воспитание как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-историчес-кий, военно-исторический и другие компоненты.

Мы должны ориентировать подростка на развитие общечеловеческого мышления, на понимание социальных проблем и явлений, на формирование общественно значимых мотивов, а также на развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней. Но человек, воспитанный в обществе, не может мгновенно обрести независимость суждений, инициативу, научиться отстаивать свою точку зрения и стать терпимым к инакомыслию, руководствоваться демократическими ценностями. В настоящее время гражданско-патриотическое образование в нашей стране находится на этапе становления. Для воспитания не «подданного», а подлинно свободного гражданина, нравственно чистого человека, патриота своей Родины требуется время и долгая кропотливая работа.

В настоящее время у родителей и учащихся наблюдается постоянно растущий интерес именно к гражданско-патриотическому направлению в современной системе школьного образования.

На местах потребность в гражданско-патриотическом образовании и воспитании связана с необходимостью решения проблем конкретного социума: выстраивание грамотных с точки зрения права отношений с различными структурами и организациями, влияющими на жизнь данного микрорайона.

В самом образовательном учреждении наличествует потребность в четкой, целесообразной, нормативно обеспеченной регламентации взаимоотношений участников образовательного процесса.

На уровне семьи и личности наблюдается возрастающая заинтересованность в формировании гражданской компетенции всей семьи и каждого ее члена в отдельности, то есть способности защищать свои права, осознавать ответственность за выполнение обязанностей, выстраивать свое поведение в соответствии с существующими в обществе нормами права и морали.

Таким образом, в настоящий момент острая потребность системного переустройства существующего гражданско-патриотического образования ярко проявляется на всех уровнях жизнедеятельности: федеральном, региональном, муниципальном, местном, семейном, индивидуальном. Она является следствием глубинных изменений всех типов отношений в российском обществе, протекающих на протяжении последних двух столетий.

Актуальность созданной модели системы гражданско-патриотического образования и воспитания в нашей гимназии обусловлена противоречиями между:

– необходимостью удовлетворения запросов общества на обеспечение гимназией самоопределения личности в условиях правового государства и недостаточным качеством воспитательно-образовательных программ, которые могут изменить систему гражданско-патриотического образования и воспитания обучающихся;

– необходимостью полноценного развития гражданско-правовой культуры и общей неблагоприятной анемией общества, при таких условиях духовные потребности часто подавляются материальными;

– необходимостью наполнения школьного образования знаниями по гражданской компетенции детей и отсутствием четко скоординированных действий в решении проблем гражданско-патриотического образования;

– имеющимся опытом внедрения программ гражданско-патриотического воспитания и образования в урочную и внеурочную деятельность и недостаточным использованием идей интеграции обучения и воспитания.

За 39 лет работы в школе наработан определенный опыт по гражданско-патриотическому образованию и воспитанию школьников, чему способствовала совместная деятельность всех участников образовательного процесса и социума: педагогического коллектива, родителей, школьников, а также общественных организаций г. Волгограда. В гимназии сложилась целевая комплексная система работы в данном направлении.

Следовательно, многолетняя работа по гражданско-патриотическому образованию школьников должна быть систематизирована и продолжена на новом этапе разработки и реализации инновационного образовательного проекта.

Логика же системного подхода к проблеме создания условий, необходимых для формирования жизненных ценностей учащихся, позволит качественно улучшить представленные направления по обновлению содержания, форм и методов гражданско-патриотического образования.

2. Механизмы реализации проекта

Структура гражданско-патриотического образования включает в себя как урочную, так и внеурочную, внешкольную деятельность. Это обусловливает необходимость взаимодействия субъектов образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей. Между субъектами складываются определенные отношения при осуществлении различных форм взаимодействия: уроков, внеурочной деятельности, собраний, внеклассных мероприятий и пр. В соответствии с этим каждый из субъектов несет определенную ролевую функцию. Выполнение рекомендаций для участников образовательного процесса будут способствовать результативному коммуникативному общению.

С педагогическим коллективом:

Ø обобщение опыта, использования коммуникативных методик обучения (педагогические чтения);

Ø использование современных информационных технологий в общеобразовательном процессе для повышения качества образования (педсоветы);

Ø интерактивные методики в учебной и внеклассной работе (обучающие семинары);

Ø участие в международных конкурсах, всероссийских акциях по гражданско-патриотическому воспитанию;

Ø освоение и апробация новых технологий обучения и воспитания.

С учащимися:

Ø уроки обществознания и истории;

Ø деятельность Гражданского клуба как органа школьного самоуправления;

Ø уроки демократии (Гражданский форум, дискуссионный клуб);

Ø проектная деятельность (социальные проекты);

Ø участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня: от гимназического до международных – по вопросам гражданско-патриотического образования.

С родителями:

Ø участие родителей в Гражданских форумах;

Ø участие в социально значимой деятельности.

3. Сфера применения проекта

Данная модель может применяться в любых образовательных учреждениях: школах (общеобразовательных, с углубленным изучением предметов), лицеях, гимназиях и др.

4. Концепция гражданско-патриотического образования

Данная модель построена на следующих концептуальных положениях.

· Одна из важнейших социально-педагогических задач по гражданско-патрио-тическому образованию заключается в обеспечении личностной ориентации образовательного процесса. Это обусловлено значительным воспитательным потенциалом данного направления, его ролью в развитии личности, формировании мировоззрения, позитивных социальных установок. Особое значение приобретает развитие способности личностного осмысления происходящих процессов, что обеспечивает гражданско-правовое согласие граждан, реализацию и защиту прав и свобод человека, собственных законных интересов, основы ответственного поведения.

· Личностная ориентация гражданско-патриотического образования и воспитания обусловливает его деятельностный характер. Приоритет деятельностных форм освоения знаний предполагает тесную связь его содержания с формированием общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности в учебном процессе гимназии.

· Воспитательный потенциал гражданско-патриотического образования и воспитания прямо связан с утверждением демократических ценностей в обществе, обеспечением целостности и последовательности воспитательных воздействий на основе становления и развития личности.

· Практическую направленность гражданско-патриотического образования и воспитания определяют основные содержательные линии учебного процесса. Они включают ведущие и значимые проблемы науки и практики, отобранные с учетом возрастных особенностей и практических интересов гимназистов. Школьникам чрезвычайно важно уже в подростковом возрасте научиться определять границы своих прав и меру ответственности, алгоритм действий в проблемных ситуациях, уметь сформулировать свою позицию.

Концепция призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее жизненно важное значение для общества направление государственной политики – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры, государственности в единстве национально-самобытных и общих цивилизованных начал. Концепция ориентирована на пробуждение и развитие у детей и мо­лодежи, всех соотечественников духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо новой России.

Гражданско-патриотическое образование и воспитание представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана. Внутри системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качест­венно управлять данной системой.

Гражданско-патриотическое образование и воспитание в то же время является специфическим про­цессом целенаправленного взаимодей­ствия его объектов и субъектов, влияния и воздействия на сознание и чувства детей и молодежи с учетом особеннос­тей, взглядов, интересов и устремлений этой социальной категории российско­го общества.

Содержание гражданско-патрио­тического образования и воспитания основывается на системе сформировавшихся на протяжении многих веков ценностей. В настоящее время российское общество не имеет общепризнанного идеала, а его духовно-нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыноч­ной экономики.

Концепция отражает современное состояние и определяет перспективные направления гражданско-патриотического образования и воспитания детей и молодежи, опирается на новые подходы к организации воспита­ния в условиях современного российского общества.

5. Модель авторской системы гражданско-патриотического образования и воспитания

Для реализации данного проекта предлагается смешанная модель (предметно-тематическая, надпредметная, институциональная) гражданскопатриоти-ческого образования, которая представляет собой систему тщательно продуманной учебной деятельности, при этом первоочередное внимание уделяется созданию демократической обстановки в школе, формированию правового пространства. В данном случае предметы, связанные с гражданским образованием, являются лишь небольшой частью общей системы организации школы, важными элементами которой являются органы школьного самоуправления. В качестве элементов в гимназии активно используются проектная и предметная модели.

В основе данной модели гражданско-патриотического образования поставлена цель, которая предполагает всемерное содействие социализации личности, формирование ее активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в стране. Такая деятельность становится возможной, если учитель и классный руководитель выбирают новые ориентиры в своей работе и реализуют образовательный подход, направленный на утверждение ценности человека как приоритета жизни государства. От педагога при реализации данной модели требуются:

Ø активность в создании новых образовательных программ;

Ø предметная переориентация содержания учебных дисциплин;

Ø авторские разработки учебных занятий и многое другое.

Реализация комплексно-целевой программы по гражданско-патриотическому образованию положительно влияет на учителя и ученика: учитель будет овладевать новыми компетенциями, у ученика будет развиваться активность в сфере гражданско-общественной деятельности.

Для реализации программы гражданско-патриотического образования и воспитания в гимназии моделируются элементы взрослой гражданской жизни (школьное самоуправление), основные элементы школьной жизни (стиль обучения, характер оценивания, система организации и дифференциации обучения, школьная политика) приводятся в соответствии с демократическими ценностями. При этом гражданско-патриотическое образование не ограничивается рамками школьной жизни, а способствует превращению школы в центр общественных и культурных связей, установлению партнерских взаимоотношений с социумом.

Описание модели системы гражданско-патриотического образования и воспитания как средства социализации гимназистов

А. Учебный процесс

1) Авторские уроки с применением активных и интерактивных стратегий.

Гуманитарные знания как совокупность всех знаний о человеке, нормах его отношения к окружающему миру представляют собой важнейший источник целенаправленного формирования гражданина и патриота, его взглядов, убеждений и идеалов. Важнейшая роль в этом принадлежит урокам по истории отечества. Эффективным способом достижения высоких результатов в преподавании истории и общественных дисциплин является активное вовлечение учащихся в процесс образования, которое обеспечивается с помощью применения активных и интерактивных стратегий. Их еще можно назвать диалогичными, или спрашивающими. Интерактивные стратегии включают в преподавание элемент обсуждения, в котором участвуют все учащиеся, взаимодействуя между собой. В своей практике я разработала и апробировала большое количество нетрадиционных авторских уроков, которые способствуют формированию гражданского мышления учащихся. При проведении своих уроков применяю следующие технологии:

– учебное сотрудничество;

– дискуссия;

– презентация;

– нравственная дилемма;

– ролевые и деловые игры;

– социальное проектирование;

– гражданский форум;

– практикум.

Типология нетрадиционных уроков разнообразна, но мне ближе по духу уроки интеллектуальных раздумий, уроки – поиска истины, уроки нравственных решений. Подобным является урок по теме «Русь – корабль, перед ней океан…», «Иных уж нет – а те далече…», «Чему учил мудрец Конфуций», «Почему не пошла “перестройка” у Александра I?»; «А иначе зачем на земле этой вечной живу…»; «Урок-версия» и др.

2) Разработка и апробация авторских элективных курсов.

Для успешного решения задач гражданско-патриотического образования и воспитания недостаточно работать только на уроках. Поэтому мною разработан элективный курс «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX в. 10–11 классы». Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

3) Разработка и апробация синхронизированных программ для предметов гуманитарного цикла.

В содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объеди­няющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляю­щие образования. В этой связи все более актуальным становится процесс синхронизации гуманитарных предметов. Конгломерат нескольких учебных дисциплин способствует формированию надпредметных, универсальных компетентностей. Это создает у учащихся целостное, объемное представление об исторической эпохе, позволяет всесторонне, глубоко изучить историко-литера-турный процесс, подробно познакомиться с историческими источниками и художественными текстами.

Такой подход лег в основу созданной программы синхронизированного курса творческого развития личности «Времена не выбирают, в них живут и умирают…» средствами истории, литературы и русского языка.

Программа строится по принципу «вслед за историей». Изучение каждой микротемы начинается на уроках истории, затем продолжается на уроках литературы и русского языка. Принцип «согласований» предусматривает оптимальное распределение учебного материала между предметами истории, литературы, русского языка, не допускает дублирования содержания, позволяет каждому специалисту-предметнику опираться на знания детей, полученные по этой теме на других уроках. Особенность данного синхронного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории и литературы, неоднозначного отражения событий в литературных произведениях, анализ языковых особенностей публицистики эпохи тоталитаризма, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений. Знакомство с проблематикой данного курса (творческого проекта) поможет каждому ученику занять активную граж­данскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Б. Воспитательный процесс

1) Проведение классных часов с применением активных стратегий.

Особое значение в гражданско-патриотическом становлении личности имеет мировоззренческая подготовка молодежи, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни. Гражданско-патриотическое воспитание должно строиться на определенной совокупности идеалов, ценностей. Именно общечеловеческие ценности могут стать системообразующим фактором воспитания каждого школьника как гражданина и патриота Отечества. В воспитательной работе со своими учениками стараюсь развивать их способности к самостоятельному анализу житейских ситуаций, критическому и творческому анализу происходящих вокруг них событий и явлений. Данные качества личности становятся особенно актуальными в начале нового тысячелетия, когда основой бытия и мышления человека становится диалог, требующий самостоятельной мыслительной деятельности.

2) Доминирующая роль органа самоуправления – Гражданского клуба.

Существенным фактором гражданского становления молодежи является его активная социализация. В процессе социализации молодой человек должен познать и принять требования общества, а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу и способности к успешному осуществлению социальных ролей. Однако навыки решения социально значимых проблем трудно выработать на обычных уроках. Эти навыки более эффективно осваиваются в ходе социальной практики. Она позволяет формировать у обучающихся способность брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений. Эти компетенции могут быть освоены через включение в деятельность детских и молодежных общественных организаций, органов школьного самоуправления.

С 2003 г. в нашей гимназии действует орган ученического самоуправления – Гражданский клуб. Задача самоуправления состоит в формировании активной гражданско-патриотической позиции гимназистов на основе их участия в совместной социально значимой деятельности. Ведь самоуправление – это пространство, на котором формируются гражданские компетенции учащихся.

3) Авторские разработки для Дискуссионного клуба.

Параллельно с Гражданским клубом действует Дискуссионный клуб старшеклассников. В последние годы произошли серьезные изменения в жизни современного общества, в том числе и в молодежной среде: нормой стали изучение различных гипотез, версий, оценок фатов и событий, анализ проблемных вопросов. Именно на этом и построена работа Дискуссионного клуба. Гимназисты свободно высказывают свое мнение, учатся его отстаивать. Открытый анализ различных позиций дает возможность формировать гражданственность и патриотизм. В работе приводится разработка заседаний Дискуссионного клуба.

4) Авторские разработки для Гражданского форума.

Сегодня мы понимаем важность обучения демократии, а также необходимость развития гражданских позиций и навыков, повышение сознательности и активности граждан. Перед нами стоит задача – воспитать особый тип человека, гражданина-патриота демократического общества, способного делать выбор относительно определенных проблем, активно и ответственно участвовать в общественной жизни. Мы должны научить ребят принимать решения, быть терпимыми к различным точкам зрения, сотрудничать с людьми и уважать права других. Уметь понять позицию другого, найти компромисс, предвидеть последствия принимаемых решений, вести диалог нелегко и требует навыка. Одной их самых эффективных методик решения подобных задач является Гражданский форум. Эта дискуссионная методика подразумевает поиск решений в различных областях общественной жизни. Форум показывает идеальную форму принятия стратегических решений в процессе «ролевого мозгового штурма» с взвешиванием всех «за» и «против». В гимназии прошли форумы по темам «Национальная идея: быть или не быть»; «Вечная проблема “отцов” и “детей”»; «Патриотизм истинный и ложный» и др.

5) Проектная деятельность.

Важной задачей воспитания гражданина и патриота является приобщение учащихся гимназии к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности. Еще Конфуций говорил: «Скажи мне – и я забуду, покажи – и я, может быть, запомню, вовлеки меня – и я узнаю». Действительно, чтобы воспитать гражданина и патриота, необходимо вовлекать молодежь в разрешение тех вопросов и проблем, которые стоят перед обществом. Жизнь показывает, что глобальные изменения в мире могут начаться с малых поступков. Российская школа пока еще оторвана от реалий жизни общества. Социальное проектирование помогает изменить сложившуюся ситуацию.

Участвуя в социальном проектировании, ученики приобретают следующие ценности: законопослушность, уважение права, толерантность, готовность к компромиссам в определенных ситуациях, активное участие в общественной жизни, стремление к самообразованию и саморазвитию.

В своей педагогической деятельности я разработала и апробировала следующие социальные проекты: «Восстановим нравственную память»; «Уют в гимназии»; «Путь подростка в правовом лабиринте»; «Чужих детей не бывает…»; «Детский Гражданский университет».

Работа над социальными проектами объединяет, вдохновляет и, самое главное, изменяет сущность самих ребят. Вот фрагменты ответов на вопрос «Что тебе дала работа над проектом?»:

– «Я избавился от некоторых комплексов»;

– «Я понял, что не все окружающие меня люди являются гражданами страны, мне стыдно за них»;

– «Работа над проектом выделила меня из толпы равнодушных, ни за что не отвечающих людей».

6. Краткая характеристика ожидаемых результатов.

Ожидаемые результаты

Результатом реализации системы гражданско-патриотического образования и воспитания станут следующие базовые компетенции выпускников гимназии:

§ образовательные: выпускник гимназии – это человек широкой гуманитарной подготовки, владеющий основами обществоведческих наук, умеющий осуществлять коммуникацию;

§ социально-гражданские: умение адаптироваться в быстро меняющемся социуме, занимать гражданскую позицию не только в своем Отечестве, но и в условиях мирового сообщества, уметь сотрудничать и договариваться;

§ моральноэтические: умение делать нравственный выбор, иметь гуманистические убеждения, быть толерантным в многообразном человеческом сообществе.

Формируемые гражданские компетенции

Компетентностный подход в настоящее время является одним из основных для гражданского образования. Становится очевидной необходимость формирования гражданской компетенции подрастающего поколения, так как это позволит детям грамотно вступать в отношения с обществом, политическими институтами, общественными организациями, что необходимо для построения демократического общества и правового государства.

В связи с этим особая роль принадлежит гражданско-патриотическому образованию и воспитанию, которое располагает широкими возможностями в формировании гражданской позиции, гражданской компетенции личности.

Гражданская компетенция может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей:

§ исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации;

§ компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами;

§ компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения;

§ коммуникативнаякомпетентность– способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем;

§ учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

Конечным результатом реализации проекта должны стать:

– положительная динамика возра­стания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у детей и молодежи;

– подъем образования, духовной, нравственной, политической и правовой культуры;

– повышение социальной активности и уровня социализации и самореали-зации детей и молодежи;

– укрепление и расширение союза патриотических сил для защиты наци­ональных интересов России, создания еще более благоприятных условий для ее возрождения как мировой державы;

– минимизация негативных прояв­лений в детской и молодежной среде, снижение преступности, повышение уровня общественной безопасности и правопорядка;

– возрастание степени участия мо­лодежи в общественной и государственной жизни, в регионах, общественных организациях и объединениях;

– повышение эффективности механизма координации деятельности региональных и муниципальных органов и организаций, уже созданных коорди-национных советов по патриотическому воспитанию в целях более действенной реализации системного подхода, выполнения комплексных задач в процессе осуществления принятых проектов, программ и планов.

Результативность реализации программы измеряется степенью готовности и устремлением детей и молодежи к выполнению своего гражданского и па­триотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкла­дом, вносимым ими в дело служения Отечеству.

Главный результат гражданско-патриотического образования – это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, положительную динамику роста гражданственности, патриотизма и интернационализма в стране, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно способствует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений, обеспечивает благоприятные условия для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности государства, повышение международного авторитета России.

Критерии оценки результативности

Для оценки эффективности работы школы предлагаются следующие пять критериев успешности реализации проекта. В скобках указаны диагностические средства проверки наличия показателей по каждому из критериев.

· Наличие проектной деятельности. В школе имеются проекты по конкретным вопросам и проблемам гражданско-патриотического образования (наблюдение, количественный анализ участников).

· Повышение гражданской культуры всех участников образовательного процесса и выпускников школы (тестирование, социальный опрос).

· Продуктивные методы обучения и воспитания (накопление и обобщение опыта).

· Проведение мероприятий, акций, инициатив (наблюдение, анализ).

· Выпуск методических пособий по реализации программы гражданско-патриотического образования и воспитания.

Критерии оценки успешности реализации проекта, как и сама комплексно-целевая программа, могут быть доработаны в процессе проектной деятельности.

Система оценивания результатов

Организация оценивания – одна из самых сложных задач в образовательном процессе. В гражданско-патриотическом образовании эта задача осложняется тем, что объектом оценивания становится гражданская компетентность, рассматриваемая как универсальная способность человека участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом.

Оценивание в гражданско-патриотическом образовании представляет совокупность знаний, умений, навыков мышления и действия, ценностных ориентиров. Ключевым компонентом в этой триаде являются умения (навыки), поскольку гражданин выступает как социальный деятель, способный решать общие задачи. Знания и ценностные ориентиры проявляются лишь в действии. Чтобы проверить, обладает ли школьник определенной компетентностью, учитель должен увидеть, как он действует, решая общественно значимые задачи. Таким образом, в гражданско-патриотическом образовании в первую очередь встает задача оценивания умений и навыков, разработка критериев эффективности обучения.

Для оценивания достижений учащихся в гражданско-патриотическом образовании предлагаются следующие критерии: объективность, адекватность, значимость, интегрированность, открытость, доступность.

– Объективность достигается путем тщательной разработки конкретных критериев оценивания знаний, умений и социально активной деятельности учащихся.

– Адекватность подразумевает точность инструмента для оценивания. Для того чтобы применить этот критерий, необходимо ответить на вопрос: «Какое упражнение или задание может адекватно показать, что ученики достигли ожидаемых целей, овладели нужными знаниями, умениями, ценностями?»

– Значимость предполагает выбор для оценивания самых важных из ожидаемых результатов программы. Для того, чтобы применить этот критерий, необходимо ответить на вопросы: «Какие ожидаемые результаты являются настолько важными, что их стоит оценивать? Являются ли эти знания, умения, ценности полезными, применимыми в реальной жизни, социальной практике гражданина?»

– Интегрированность означает, что оценивание включено в сам процесс обучения.

Открытость требует, чтобы критерии и формы оценивания были известны учащимся заранее. Учащиеся должны знать, что и как будет оценено, при этом они могут принять участие в разработке критериев оценивания.

– Доступность предполагает, что формы оценки просты и удобны в применении и пользовании.

Использование данных критериев позволяет комплексно оценить достижения учащихся в гражданско-патриотическом образовании.

Наиболее адекватными методами оценивания гражданской компетентности наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий являются методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни.

Заключение

Общий результат гражданско-патриотического образования – воспитание современного культурного человека, гражданина и патриота своей Родины. Практический аспект этого результата – подготовка учащегося к ответственности, осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, основные параметры которого определены в Конституции РФ. Разрабатывая и апробируя данную модель, мы исходим из следующих положений:

· мощь и сила любого государства определяется нравственностью и моральным духом ее граждан. Гражданственность и патриотизм, как неотъемлемые составные общенациональной идеи, должны стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу;

· детская и подростковая инфантильность, преступность, наркомания, проституция, беспризорность, вошедшие в повседневную жизнь, являются следствием уничтожения старых устоев, несформированностью гражданских ценностей. Составной частью образования является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, основанное на сохранении и приумножении исторических традиций, в духе любви к малой и большой Родине, гордости за исторические свершения, преемственности поколений и ответственности за будущее;

· гражданско-патриотическое образование существенно отличается от коммунистического воспитания: нет претензий на тотальность (на охват всех сторон жизни человека); не дает готовых ответов, а учит ставить вопросы; оставляет пространство для индивидуального решения и не стремится к единообразию (в одежде, поступках, мыслях, взглядах и т. д.);

· современному социуму досталась сложная проблема – проблема двойственности морали и поведения людей. Такая двойственность – беда и для человека, и для общества в целом. Для решения этой проблемы прежде всего важно согласовывать социальные условия жизни и образовательную цель. Ввиду того, что старые идеалы в нашем обществе рухнули, а новые еще не утвердились, гражданско-патриотическое образование должно опираться на сложившиеся веками общечеловеческие ценности: знания, труд, мир, человек как высшая ценность, Родина и т. д.

При этом основная функция гражданско-патриотического образования – служить интегрирующим ядром в системе образовательных, воспитательных и развивающих задач школы на этапе основного общего образования. Конечными результатами гражданского воспитания являются, с одной стороны, мобилизационный компонент гражданской компетенции (готовность мобилизовать в соответствующей ситуации знания и умения, в том числе полученные на уроках граждановедения), с другой – чувство патриотизма.

Ориентированность представленной системы гражданско-патриотического и духовно-нравствен­ного воспитания на конечный результат предполагает достаточно высокую эф­фективность осуществляемой в этой сфере деятельности. Это выражается в конкретных положительных итогах ра­боты по формированию и развитию ду­ховности, нравственности, гражданст­венности и патриотизма у гимназистов, о чем свидетельствуют высокие результаты в предметной, институциональной и проектной деятельности обучающихся в муниципальной общеобразовательной гимназии № 13 г. Волгограда.

Литература

Гаврилова А. В. Проект «Я – гражданин России»: Проект гражданско-патрио-тического воспитания детей // Классный руководитель. – 2009. – № 5. – С. 103.

Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. – 2010. – № 3. – С. 3–10; № 4. – С. 3–7.

Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Брянск: БИПКРО, 2006.

Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. – № 7.

Марденская С. Ф., Марденский С. В. Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания: Подготовка допризывной молодежи к армии через реализацию проектов военно-патриотической направленности в условиях подросткового объединения // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. – № 1. – С. 17–20.

Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 4.

Нестерович И. Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях: передовой опыт и перспективы деятельности гражданско-патриотической направленности // Воспитание школьников. – 2013. – № 6. – С. 65.

О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ № 13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 4.

Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ в. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 9.

Синягина Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота: аспект управления процессом гражданско-патриотического воспитания // Воспитание школьников. – 2011. – № 1. – С. 23–26.

При реализации модели формирования гражданской ответственности.

муниципальное общеобразовательное учреждение Бурмакинская средняя общеобразовательная школа №2

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,

 но чтобы они путем правильного обучения

 и воспитания сделались хорошими —

это в нашей власти»

Плутарх

Воспитание — процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю. К. Бабанский).

Воспитание – старейшее из человеческих дел. Оно кажется нам совершенно несложной работой: все справляются, и мы справимся. Но на самом деле это ощущение довольно обманчиво: воспитание обучающихся более чем непростое дело, в этом я убедилась  на собственном опыте.

 Я работаю в системе среднего профессионального образования сравнительно недавно. Каждый учебный год я начинаю знакомством с новой группой обучающихся в роли классного руководителя, так как на втором курсе обучения по профессиям «Повар, кондитер», «Официант, бармен» группы работают только с мастерами производственного обучения.

На сегодняшний день я являюсь классным руководителем группы первого курса по профессии «Повар, кондитер». Проблем в группе на 2014-2015 учебный год немало: это и неполные семьи (12 чел.), малообеспеченные семьи (17 чел.), дети-сироты (5 чел.), иногородние обучающиеся, проживающие в общежитии нашего лицея(10 чел.). Анкетирование показало низкий культурный уровень подростков, низкий уровень воспитанности. Ребята приходят  обучаться, уже имея большой запас негативного жизненного опыта. Зачастую и настроены они агрессивно и пессимистично.  Но есть, конечно, очень активные юноши и девушки, которые посещают различные  спортивные секции, кружки и готовы активно  принимать участие в жизни лицея. Поэтому свою воспитательную позицию я вижу в индивидуализированном и гуманистическом подходе к воспитанию. А именно, стараюсь выстраивать отношения и общение на основе диалога, взаимопонимания, доверия, уважения и открытости.

Для меня очень важным является определение состояния каждого обучающегося в группе, выделение его психологических особенностей и личных качеств, выявление будущих лидеров в зарождающемся коллективе. Для этого использую такие методики, как анкетирование и диагностика.

Уровень тревожности в группе первого курса на начало учебного года оказался выше среднего – 46% (Приложение № 2 «Шкала самооценки уровня тревожности Опросник Спилберга (тест на уровень тревожности).»). Кроме того, провожу диагностику уровня воспитанности обучающихся (Приложение №3 анкета «Как определить уровень воспитанности). Педагог должен уметь видеть хорошее даже там, где другие замечают только плохое, работать с опорой на положительные эмоции, он должен учить ребят радостно предвосхищать результаты своей деятельности, пробуждать у них вдохновение, желание самостоятельно ставить себе цели и осуществлять их, а значит, дать им стимул для саморазвития.

Свой план классного руководства я составляю с учетом выявленных проблем, результатов анкетирования и диагностики, опираясь на программу воспитательной работы образовательного учреждения. Но, учитывая особенности контингента, уровень воспитанности обучающихся, считаю, что  следует уделять больше внимания такому направлению в воспитательной работе, как патриотическое воспитание. Можно сказать с уверенностью, что сложности с призывом молодых людей на военную службу, распространение наркомании, детская преступность находятся в прямой зависимости от патриотического и гражданского воспитания, так как гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнить гражданские обязанности.  

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» дает определение понятия «патриотизм» как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей [Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, 2001г.] (Приложение №4 схема «Понятие патриотизма на личностном и общественном уровнях»).

Соответственно мероприятия в области патриотического воспитания должны быть направлены на формирование мировоззренческих, нравственных и поведенческих норм каждого обучающегося, с одной стороны, и формирование коллективного отношения к своему народу, культуре, истории, государству, системе основополагающих ценностей, с другой стороны.

Проблема гражданско-патриотического воспитания актуальна на сегодняшний день и  проявляется в том, что условия, в которых сегодня находятся и молодежь, и российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы.

Цель моей работы: создание системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающим чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите.

Задачи для достижения цели в моей работе:

 — освоение  традиционной культуры своего народа, привитие литературно-художественного вкуса, потребности в общении с искусством через изучение высокохудожественных образцов современной российской культуры;

— формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, воспитание гражданина и патриота России через изучение жизни и деятельности выдающихся людей, истории родной земли Отечества;

— физической готовности обучающегося к действиям, воспитание любви к природе, привитие трудовых навыков и норм;

— развитие способностей взаимопонимания и сотрудничества с различными религиозными и социальными группами.

Героические события истории России, достижения страны в области политики, экономики, культуры и спорта создают реальные предпосылки для проведения мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию.

Поэтому в своей воспитательной работе по проблеме гражданского — патриотического воспитания выделяю следующие направления патриотического воспитания:

—                   личность в истории и история в личности;

—                   культура, быт, традиции малой Родины;

—                   моя страна — моя Россия;

—                   мы — интернационалисты.

Используя системно-структурный подход, выстраиваю свою работу как во время учебных занятий, так и на внеклассных мероприятиях.

Ребятам неинтересны сухие и скучные внеурочные мероприятия. Формирование активной гражданской позиции девушек и юношей происходит через привлечение их к участию в жизни группы и коллектива, в жизни учебного заведения, района, города и страны.

Провожу тематические классные часы: «День знаний», «День пожилого человека», день матери «Славим матерей своих», «Героические подвиги наших земляков», «Никто не забыт, ничто не забыто…», «Звезды над Енисеем», классный час, посвященный 90-летию В. П. Астафьева. Моя группа активно принимала участие в организации и подготовке краевого открытого мероприятия «Белеет парус одинокий…» — классного часа, посвященного  празднованию 200-летия со дня рождения поэта и писателя М. Ю. Лермонтова. Такие классные часы расширяют кругозор, помогают оценивать окружающий мир, способствуют развитию литературно- художественного вкуса, а также формируют нравственные идеалы через ознакомление с жизнью и деятельностью выдающихся людей.

Воспитание – это непрерывный процесс, независимо от того идет ли урок, началась перемена или внеурочное мероприятие. Поэтому на уроках литературы, преследуя цель формирования любви к Отечеству и своему народу, я предоставляю обучающимся возможность свободного выражения своего мнения через понимание и осмысление таких понятий, как  гражданин, Отечество, Родина, малая Родина, история родной земли, любовь к Родине, к Отечеству, народу, краю.

Расширяя социальные связи, сотрудничаю с музеем «Мемориал Победы» — это и экскурсии, и приглашение специалистов в лицей с лекциями: «Эвакогоспитали Красноярска в годы ВОВ», «Красноярский край в годы Великой Отечественной войны», посвященные 80-летию Красноярского края, 70-летию Великой Победы. Беседуя с ребятами, вижу их неравнодушие к истории Отечества, наблюдаю, как крепнут их патриотические чувства. В результате такой системы работы обучающиеся моей группы достигли высоких результатов: 2-е место во внутрилицейском конкурсе сочинений «Моя малая Родина – Сибирь»; 2-е место во внутрилицеском конкурсе сочинений и стенгазет, посвященного празднованию Дня Памяти могилы Неизвестного солдата (3 декабря 2014г.). Почти все парни группы задействованы в традиционных общелицейских  конкурсах «А, ну-ка, парни!» (ко Дню защитника Отечества), «Поклонимся великим тем годам» (ко Дню Победы в Великой Отечественной войне). Большой интерес вызывают у ребят встречи с ветеранами и тружениками тыла.

Интернациональные чувства развиваю через такие мероприятия:

встреча с участником Афганской войны (1979-1980г.), воином-интернационалистом, награжденного медалью «За Отвагу», Кравцовым А.Е.(встреча приурочена ко дню вывода Российских войск из Афганистана),

участие в общелицейской научно-практической конференции с докладом «Аляска-Сибирь. Трасса мужества» (3 место, Шаварин Денис).

Кроме того, укрепляется и жизненная позиция. Это проявляется в спортивных достижениях: 3- е место в краевом соревновании среди учреждений СПО по армспорту, 1-е место в городском легкоатлетическом забеге, 2-е место в общелицейском теннисном турнире, 1-е место в городском квесте «Георгиевская лента». Принимая участие в общественной жизни, обучающиеся становятся уверенными в себе, успешнее на уроках учатся работать в команде, раскрывая свои таланты и приобретая жизненный опыт.

Подобные встречи и рассказы гостей о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов, свидетельствуют о появлении новых духовных качеств у ребят. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений подростков, формированию у них гражданской ответственности, стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.

Коллективная самоорганизация — один из лучших образов развития социальной личности обучающегося. Ребята из моей группы входят в состав движения по самоуправлению «Школа лидерства». Накоплен опыт волонтерского движения, участия в  социальных проектах: 2012г. – проект «Здорово быть здоровым» (совместно с ПЛ №9, ПУ №20); 2013г.- акция «Рисунки на снегу», (совместно с ПУ№20); 2014г. – акция по уборке могил ветеранов Великой Отечественной войны на кладбище Бадалык.

Я считаю, что одним из важных средств патриотического воспитания является пример родителей. Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс — немаловажный фактор. В отличие от родителей, педагог более информирован о существующих методах воспитания, у него есть определённый опыт работы. Такое сотрудничество приносит заметные результаты. Я регулярно провожу классные часы и беседы с участием родителей: «Как создать гармонию отношений в семье», «Воспитание нравственности», тренинги: «Учимся понимать друг друга», «Подводные камни в отношениях родителей и детей». Для успешной воспитательной работы следует поднимать авторитет родителей в глазах детей, передавать родителям научные, педагогические, психологические знания. С этой целью провожу тематические родительские собрания «Особенности обучения и воспитания в профессиональном заведении», «Мой повзрослевший ребенок».

Не смотря на то, что до конца учебного года еще несколько месяцев  интенсивной работы, но уже сегодня я бы хотела отметить положительные результаты  своей воспитательной работы:

1.      в коллективе группы преобладает благоприятный климат;

2.      самооценка обучающихся улучшилась, они стали чувствовать свои силы и возможности, активнее принимают участие в конкурсах и общественных мероприятиях,

3.      повысился уровень воспитанности обучающихся: 1 курс (1 полугодие) – 0,62 (уровень воспитанности ниже среднего), 1 курс (2 полугоде) -0,78 (средний уровень воспитанности) (Приложение №3 анкета «Как определить уровень воспитанности»).

Таким образом, главным  условием эффективности формирования патриотизма личности обучающихся является приоритет форм внеклассной работы, оказывающих комплексное педагогическое воздействие на  личность.

Значение гражданской ответственности студентов педагогических вузов еще процесс исторического становления системы гражданского воспитания.