На базе Сморгонского СПЦ в рамках работы с родителями по гармонизации детско-родительских взаимоотношений проводятся занятия с элементами.

Детско родительские отношения( Сборник)

Детско-родительские отношения в практике социальной работы

Предлагается следующая типизация современных семей[11]:

1-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

2-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

3-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Исследования учеными картины существующих типов семьи, позволили выделить: патриархально-модернизированный, детоцентрический, супружеский, материнский и неполный типы семей[12]. Патриархально-модернизированный тип семьи: характеризуется относительным сохранением формы главенства и внутрисемейных отношений, свойственных патриархальному типу семьи с жесткой регламентацией ролевых стратегий при мужской власти. Детоцентрический тип семьи: обладает сильно развитой системой моральной, материальной психологической опеки старшим поколением младшего; родители испытывают гипертрофированное чувство долга по отношению к своим детям, что приводит к серьезным негативным последствиям. Супружеский тип семьи: отношения определяются в основном не родством, не родительством, а брачностью с обязательным выделением личностных аспектов. Характеризуется взаимной поддержкой и заинтересованностью всех членов семьи этого типа в судьбе каждого создают оптимальные условия для гармоничной деятельности внутри семьи. Отношения «родители – дети» опираются на принципы взаимного уважения, дружбы.

Материнский тип семьи: как безбрачная форма семьи, характеризуется детоцентрической направленностью, так как создается женщиной во имя ребенка.

По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отодвинутся на задний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений и частности – детско-родительских выдвинулись на первое место.

Согласно традиционной классификации, существует два стиля семейных взаимоотношений — авторитарный и демократический[13]. Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его интересами и желаниями. При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. Демократический стиль воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни.

В независимости от типа и стиля воспитания, воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

— формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

— систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

— постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием[14].

В случае нестабильной социально-психологической атмосферы в семье, у ребенка может возникнуть эмоционально-личностная дезадаптация. Эмоционально-личностная дезадаптация чаще возникает[15]:

— в критические переходные возрасты;

— в условиях повышенных психологических и социальных требований к человеку, что сопровождается ростом его психической напряженности;

— при наличии психотравмирующих событий и взаимоотношений в семье, в школе, на работе, с друзьями и т. п.

Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям[16].

Таким образом, проанализировав роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование ребенка.

В семейном кодексе Российской Федерации[17] отмечается, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритета защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Укрепление семьи – острая социальная проблема. Ведь именно в семье происходит, в основном, формирование характера, навыков и взглядов ребенка. И зачастую от семьи зависит, получит ли общество полноценных граждан, так как семья является базисной (исходной) сферой социализации, которую социальная педагогика рассматривает как первичную ячейку общества, как социальный институт.

В настоящее время в период обострения социальных условий семье требуется не только всесторонняя помощь, в том числе по активизации ее внутреннего потенциала, но и принятие мер по предотвращению кризисов в жизнедеятельности семьи, организации мер по созданию благоприятных условий для нормальной жизни и развития детей и взрослых членов семьи. Поэтому профессиональная деятельность современного социального работника немыслима без творческого освоения теории и опыта семейного воспитания.

В настоящее время особые затруднения специалистов по социальной работе с семьей и детьми связаны с технологическими аспектами их деятельности, в связи, с чем ими изучаются основные технологии социально-педагогической работы с семьями разного типа: многодетной, неполной, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, педагогически несостоятельной, неблагополучной, «группы социального риска» и так далее.

Таким образом, исходя из этого, становится очевидным, что сегодня эффективность социальной работы с семьей, нуждающейся в оптимизации детско-родительских отношений, в значительной мере зависит от уровня ее социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным средством социального восстановления социальной активности семьи в условиях коренных социально-экономических преобразований общества.

Мы пришли к выводу, что современная российская семья переживает кризис, но способствовать восстановлению престижа и стабильности семьи может и должен социальный работник. Семья представляет собой особую социальную группу, взаимодействия в которой подчинены строгим социальным закономерностям, нарушение которых может привести к семейному неблагополучию. К семьям «группы риска» относятся малообеспеченные семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой, неблагополучные семьи с различными формами зависимости, а также семьи с нестабильным образом жизни, для которых характерно постоянное нарастание кризисных явлений[18].

Основной целью работы с семьями является коррекция нарушенных межличностных отношений между родителями и детьми, а также повышение их социальной адаптации.

(Работа с семьями воспитанников по сохранению восстановлению семейных связей). — Тренинг детско-родительских отношений.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Семинар 5.07.18: «Исцеление отношений с мамой — обретение уверенности в себе»

Тренинг детско-родительских отношений. Тема: «Как мы чувствуем друг друга»

Совершение ребенком правонарушения и нахождение детей в «закрытых» учреждениях в большинстве случаев разрушает их отношения с семьей. Часто это осложняется ещё и тем, что дети находятся в учреждении в другом субъекте РФ. Жители Забайкальского края и Республики Бурятия отбывают наказание в Ангарской ВК Иркутской области.

Одной из основных задач по созданию достаточных условий для ресоциализации ребенка мы считаем восстановление отношений между ребенком и семьей. Но практика показывает, что менее 20 % детей, находясь в учреждениях, общаются с семьей. Иногда родители не могут приехать к детям из-за нехватки финансовых и организационных ресурсов, а иногда связи обрываются вовсе.

За четыре месяца реализации проекта «Дом, где тебя ждут!» наша команда не раз столкнулась с такими историями. Команда проекта проводила консультации с родителями и детьми, которые не поддерживают отношения друг с другом; совместно с партнерами проекта восстанавливала утраченные связи, зачастую у детей даже не было адресов или телефонов родных, а иногда информация была устаревшей; передавали письма и посылки. Родители из других регионов, не имевшие возможностей приехать на свидание ранее, получили возможность приехать на свидание за счет средств гранта.

Анализ связей несовершеннолетних, находящихся в Ангарской воспитательной колонии, с родственниками посредством свиданий и передач показывает положительную динамику: количество свиданий за три месяца увеличилось на 8%. Шесть семей приехали за счет проекта, из них к четырем осужденным – первый раз, к одному первый раз приехали родители (мать и отец), ранее приезжала бабушка, у которой был бесплатный проезд.

А сколько было случаев, когда достаточно было узнать номер телефона мамы, родных, чтобы дать ребенку, находящемуся в «закрытом» учреждении, положительные эмоции, новые цели, поддержать и направить!

Отзыв Ирины Михайловны Песковой, Директора школы АВК, об одном из недавних случаев:

«Ещё один мальчишка «вернул» себе маму! И помогли ему в этом педагоги школы, сотрудники АВК и проект «Дом, где тебя ждут», одной из главных целей которого является восстановление детско-родительских отношений. И как тут не поверишь в новогодние чудеса: все мальчишки на школьном празднике получили волшебные предсказания от Деда Мороза, а у Жени В. было написано: «В наступающем году вы поймёте, что не одиноки в этом мире, и найдёте родную душу». Чудеса надо делать своими руками! Довелось проверить теорию «пяти рукопожатий» на деле! Цепочка была именно такая — школа — фонд «Ювента» — сотрудники АВК».

Проект «Дом, где тебя ждут! Семья — основа ресоциализации детей, преступивших Закон. Развитие компетенций родителей и детей, сопровождение семьи, восстановление детско-родительских отношений и овладение навыками конструктивного взаимодействия. Внедрение модели семейной ресоциализации в Восточной Сибири» получил государственную поддержку на основании Конкурса, проведенного Фондом Президентских грантов в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 г. № 93-рп.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: The Attachment Theory: How Childhood Affects Life

технологии коррекции детско-родительских отношений. Групповая работа с родителями, по Т. Гордону, сводится к тому, что они должны усвоить три 14 лет стремятся не к восстановлению семейных отношений и связей, а.

Целевая группа: дети и родители с нарушениями детско-родительских. отношений

Макарова Екатерина Евгеньевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
магистрант 1-го года обучения по направлению «Социальная работа»

Makarova Ekaterina Evgenievna
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
undergraduate of the first year in the direction of «Social work»

Библиографическая ссылка на статью:
Макарова Е.Е. Возврат ребёнка в кровную семью: условия, трудности и перспективы // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3788 (дата обращения: 07.02.2019).

В России в настоящее время сложилась определенная система помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Наиболее распространенной формой государственной помощи является помещение ребенка в социально-реабилитационный центр. В данном учреждении основными направлениями социальной работы с семьей является сохранение целостности семьи, ее ресурсности и возможности воспитывать и обеспечивать детей. Детям создаются условия для формирования достойной жизненной перспективы их образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Но ни одно государственное учреждение не сможет заменить ребенку родительскую заботу.

Значимость родительского внимания на всех этапах взросления ребенка колоссальна, особенно на ранних этапах развития. Никакие другие институты социализации не смогут компенсировать отсутствие родительской заботы в детском возрасте. Общее физическое, психическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, живущих в семьях, например, уровень интеллектуального развития ниже, беднее эмоциональная сфера и воображение.

Сам факт расставания ребёнка с кровной семьей наносит сильнейшую душевную травму. Детям  необходимо наличие значимых взрослых, которые бы оказали им поддержку. В связи с этим встает вопрос о проведении социальной работы с семьей и последующем возвращении ребенка кровным родителям [1-2].

Возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в кровную семью – это процесс, направленный на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и родителей на восстановление детско – родительских отношений, оценку их возможностей выполнять родительские обязанности, организацию работы по восстановлению в родительских правах совместно со всеми социальными службами.

Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства, привязанности и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности.

Разлука с семьей приводит не только к разрыву отношений привязанности, но и к перемене социального и психологического статуса. С утратой основных ориентиров (семья и ближайшее окружение) нарушается восприятие себя и собственной жизни. Оно приобретает неустойчивый и фрагментарный характер, в результате чего создается ощущение неадекватности.

В семье ребенок общается с одними и теми же взрослыми и, соответственно, имеет дело с одними и теми же моделями поведения. В социально-реабилитационных центрах или детских домах характерно наличие сменяющихся взрослых с несовпадающими типами поведения и отношения к ребенку. У детей не формируется чувство привязанности, они не умеют доверять окружающим.

Во всех детских учреждениях у ребёнка нарушены личные границы. Большинство вещей принадлежат коллективу. Зачастую дети и решения принимают коллективно. Даже плохая семейная реальность позволяет сохранять индивидуальные границы и развивает самостоятельность.

Знания о своих предках и своей семье – «чувство корней» помогает человеку понять, каково его место в истории этой семьи и в жизни в целом, это знание тесно связано с понятиями «долг» и «смысл жизни», оно позволяет определить жизненные задачи и осознать значимость собственного жизненного пути.

В практике социальной работы специалисты не редко сталкиваются с ситуациями, когда помещение ребёнка в детское учреждение – необходимость. В таких случаях международные конвенции, национальное законодательство и руководства социальных служб требуют, чтобы социальная помощь была обеспечена так, чтобы дети могли возвратиться к их родителям и достичь необходимого уровня развития.

Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, поэтому организованная и последовательная помощь при воссоединении детей и родителей необходима для более быстрой адаптации к семье.

Решение о размещении ребенка в учреждении и вовремя начатая социальная работа оказывает влияние на вероятность успешного возвращения ребенка домой. Эти результаты также относятся к сопровождению семьи после прохождения реабилитации, когда существует риск для ребенка снова возвратиться в учреждение.

Результативность процесса возвращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью зависит от следующих условий:

  • создания в детском учреждении (детский дом, СРЦН и проч.) и вне его поддерживающей среды для возвращения ребенка в кровную семью;
  • наличие профессиональной подготовленности специалистов учреждений;
  • реализации индивидуальной для каждого ребенка программы восстановления детско-родительских отношений;
  • выявление и учет особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, степени их готовности и ресурсности к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка [3];

Для восстановления детско-родительских отношений специалисты уделяют внимание индивидуальной работе с ребенком и выстраивают тесное взаимодействие с кровными родителями.

В ходе работы специалистов социальной сферы с биологическими родителями необходимо изучить степень сохранности позитивных родительских ориентаций на будущее семьи. Изначально, приступая к работе с родителями, сотрудник социальной сферы должен оценить возможности родителей выполнять родительские обязанности и создавать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье. Родители должны стать быть активными участниками изменения своей жизненной ситуации.

Необходимо привлекать к работе всех членов семьи и ее ближайшее окружение. Во-первых, они выступают в качестве поддержки семье. Во-вторых, нельзя исключать возможность передачи ребёнка под опеку в случае неудачного возврата в кровную семью.

Важным направлением работы специалистов является взаимодействие с детьми.

В содержание работы с детьми входит:

  • подготовка их к жизни в реабилитированной семье;
  • осознание причин получения статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  • формирование положительного образа биологических родителей и ближайших родственников;
  • отслеживание эмоционального состояния ребенка.

Также как и родители, дети должны ощущать поддержку в сложившейся ситуации и гарантированность защиты их прав и законных интересов.

До возвращения к кровным родителям у детей должны быть возможности сказать социальному работнику, что есть особые условия или факторы, которые могли бы помочь им адаптироваться, когда они вернутся к своим родителями. Например, продолжение реабилитации после возвращения детей домой или занятия со специалистами, которые бы повысили их благосостояние, когда они еще находятся в учреждении.

Если специалисты содействуют быстрому воссоединению ребенка с родными родителями, то вероятность комфортного возвращения, безусловно, становится выше. Вероятность возвращения в кровную семью детей, которые находились на попечении государства в течение  длительного периода, заметно снижается. Хотя, конечно, существуют примеры, когда дети возвращаются к родителям даже после длительного времени их разделения.

Для принятия решения в пользу воссоединения семьи необходимо проанализировать все существующие аспекты семейной ситуации. Ребёнок должен вернуться в семью, где решены текущие проблемы. Возвращение домой должно быть обдуманным поступком. Для этого должна быть проведена предварительная работа специалистов социальной сферы, как с родителями, так и с детьми.

Заранее должен быть разработан план поддержки семьи после возврата ребёнка в кровную семью. Необходимо учесть возможные сложности, с которыми столкнется семья в первое время после воссоединения.

В любой ситуации необходимо прогнозировать варианты и стремиться создавать наиболее комфортные условия для воссоединения кровной семьи.

Воспитание в кровной семье – неотъемлемое право каждого ребёнка. Забота и внимание родителей являются наиболее важными факторами развития гармоничной личности. Именно в этих условиях наиболее адекватно удовлетворяются жизненно важные потребности детей.

К сожалению, не все родители, которые были лишены прав, способны изменить трудную жизненную ситуацию. Многие изначально не обладают тем ресурсом, который позволил бы родителям, справиться с проблемой. Но всё чаще осознание материнских и отцовских чувств меняет взрослых, заставляет задуматься о необходимых переменах в жизни семьи. И тогда появляется шанс восстановить семью.

На данном этапе важно оказать комплексную помощь семье. В соответствии с законодательными документами, специалисты всех уровней должны работать на единую цель – воссоединение семьи. Разрабатывая социальные проекты, внедряя новые технологии работы, сотрудники социальной сферы должны ориентироваться на эффективную реабилитацию кровной семьи.

Возвращение ребенка в кровную семью – одно из самых важных направлений работы на сегодняшний день. Только семья может обеспечить ребенку необходимые знания, умения и навыки. Для восстановления семейных отношений крайне необходимо проводить своевременную социальную работу, как с родителями, так и с детьми. Специалисты должны учитывать различные особенности семейных ситуаций при возвращении детей. Каждый случай индивидуален и требует оригинального подхода.

Библиографический список

  1. Саралиева, З.Х. Система социальной работы: Монография. Н. Новгород: НИСОЦ, 2008.
  2. Саралиева З.Х. Семья – клиент социальной работы: уч.пособие для студентов вузов. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2003.
  3. Рындина Е.Н. Педагогические условия возвращения воспитанника детского дома в кровную семью: дис…канд.пед.наук: 13.00.01: защищена 22.10.07 Москва, 2007.
  4. Егорова Н.Ю., Курамшев А.В. Современная российская семья: основные тенденции // Социально-гуманитарные знания. 2008. №4. С. 106-118.
  5. Инновации в работе специалистов социально-психологических учреждений / Олиференко Л.Я., Чепурных Е.Е., Шульга Т.И., Быков A.B. Москва: издательство Полиграф сервис, 2001.
  6. Осипова И.И. Социальное сиротство: теоретический анализ и практика преодоления: Монография. Н.Новгород: НИСОЦ, 2009.
  7. Осипова И. И. Единое реабилитационное пространство как система профилактики социального сиротства // Отечественный журнал социальной работы. 2003. №1. С. 70-73.
  8. Черствая O.E. Педагогические аспекты влияния семейного уклада на воспитание детей: Монография. Вологда-Москва: Издательство «Русь». 2005.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Тимур Хусяинов»

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Психолог Сергей Левит. Ответы на вопросы о детско-родительских отношениях.

план работы родительского клуба «Я и мой ребенок»; Цель: восстановление детско-родительских отношений и создание.