Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо​.

Некоторые вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников милиции

В соответствии с заключительными и переходными положениями (подпункт 8 пункта 7) Закона Украины «О Национальной полиции» (Закон) в месячный срок после его вступления в силу Кабинет Министров Украины должен был внести на рассмотрение парламента проект Закона «О Дисциплинарном уставе Национальной полиции Украины». Правда, выполнить эти законодательные предписания и уложиться в отведенный дедлайн правительству не удалось. Закон вступил в силу 7 ноября прошлого года, а проект устава зарегистрирован в Верховном Совете Украины только в феврале с.г., но впоследствии был отозван и только 16 мая нынешнего года вновь внесен (проект № 4670) на рассмотрение народных депутатов. Данной законодательной инициативой предусмотрено утвердить новый устав и признать утратившим силу Закон Украины «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Украины», принятый в 2006 году.

Следует отметить, что, согласно части 2 статьи 19 Закона, основания и порядок привлечения полицейских к дисциплинарной ответственности, а также применение к ним поощрений определяются Дисциплинарным уставом Национальной полиции Украины, который утверждается законом. Этим регламентным документом также должна определяться сущность служебной дисциплины в Национальной полиции, полномочия полицейских и их руководителей по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, а также порядок их применения и обжалования.

Так, в части 2 статьи 1 проекта устава прописывается, что служебная дисциплина основывается на создании необходимых организационных и социально­экономических условий для честного, непредвзятого и достойного исполнения обязанностей полицейского, на уважении чести и достоинства полицейского, воспитании добросовестного отношения к исполнению обязанностей полицейского путем взвешенного применения методов убеждения, поощрения и принуждения.

Помимо основных обязанностей полицейского, определенных статьей 18 Закона, уставом вводятся дополнительные опции. Служебная дисциплина среди прочего обязывает полицейского: быть верным присяге полицейского, мужественно и умело служить обществу и государству; знать законы, другие нормативно­правовые акты, определяющие полномочия полиции, а также свои должностные (функциональные) обязанности; неукоснительно выполнять приказы руководителей, изданные в пределах предоставленных им полномочий; воздерживаться от действий, препятствующих другим полицейским исполнять их обязанности, а также подрывающих авторитет Национальной полиции Украины; содержать в постоянной готовности к применению оружие и специальные средства, а также беречь служебное имущество; соблюдать правила ношения униформы и знаков различия; способствовать руководителю в организации соблюдения служебной дисциплины, информировать его о выявленных нарушениях.

Если сравнить нормы действующего дисциплинарного устава и его новой версии, то в перечне видов поощрений, не считая корректировки отдельных нормотворческих формулировок (например, «награждение денежным вознаграждением» меняется на «поощрение денежным вознаграждением»), изменения не такие существенные. В частности, предлагается упразднить такой вид «бонуса», как объявление благодарности. При этом список профессиональных стимулов расширяется за счет двух новых видов поощрения: ведомственных поощрительных знаков отличия Национальной полиции Украины и ведомственных поощрительных знаков отличия Министерства внутренних дел Украины «Холодное оружие». Примечательно, что последний вид поощрения, как и другой — ведомственный поощрительный знак отличия Министерства внутренних дел Украины «Огнестрельное оружие», упоминаются в нескольких положениях проекта устава (в статьях 6, 7 и 10), при этом не указывается, какой именно образец оружия будет использоваться в качестве наградного оружия, а также не регламентируются вопросы регистрации, хранения, ношения, использования и применения этого оружия. На отсутствие правового регулирования в этой части обратило внимание и Главное научно­экспертное управление парламента (ГНЭУ). К слову, его заключение по данной законодательной инициативе в целом негативное: эксперты ГНЭУ считают, что по результатам рассмотрения в первом чтении этот законопроект целесообразно вернуть субъекту права законодательной инициативы на доработку.

Немного изменений и в видах дисциплинарного взыскания. Как и сейчас, в дальнейшем к полицейским предлагается применять такие виды служебных «наказаний», как, например, замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с должности и т.д. При этом упраздняется такой вид дисциплинарного взыскания, как «устное замечание», также конкретизируется, что к курсантам (слушателям), которые проходят обучение в высших учебных заведениях со специфическими условиями обучения, осуществляющих подготовку полицейских, кроме вышеуказанных видов дисциплинарных взысканий применяется такой вид дисциплинарного взыскания, как назначение вне очереди в наряд (до пяти нарядов).

Вместе с тем в статье 12 проекта устава более детально раскрывается понятие «дисциплинарный проступок»: таковым признается противоправное, виновное деяние или бездействие полицейского, которое заключается в нарушении полицейским служебной дисциплины, неисполнении или ненадлежащем исполнении им обязанностей полицейского или выходит за их пределы, нарушении ограничений и запретов, установленных законодательством для полицейских, а также в совершении действий, подрывающих авторитет полиции. Для сравнения: в действующем уставе данная дефиниция более лаконична: дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом рядового или начальственного состава служебной дисциплины. Правда, в предложенной детализированной формулировке есть и изъяны, на которые обратило внимание в своем заключении ГНЭУ. По мнению экспертов, исходя из данного определения, дисциплинарный проступок может включать действия, которые выходят за рамки исполнения служебных обязанностей, в частности, в случае нарушения ограничений и запретов, установленных законодательством для полицейского. Из этого следует, что выполнение полицейским оплачиваемой работы в свободное от профессиональной деятельности время, например, грузчиком ночью (это является нарушением ограничения на работу по совместительству, установленного статьей 66 Закона), должно признаваться дисциплинарным проступком. Такой подход, по мнению специалистов ГНЭУ, достаточно дискуссионный.

Основные изменения в части дисциплинарной ответственности полицейских касаются процедурных вопросов. Так, в статье 15 нового регламентного документа устанавливается, что проведение служебных расследований по факту нарушения полицейским служебной дисциплины осуществляется специальными органами — дисциплинарными комиссиями. Последние должны формироваться из полицейских и сотрудников полиции, которые обладают соответствующими знаниями и имеют опыт, необходимый для эффективного проведения служебного расследования. В состав таких комиссий могут также входить представители общественности, которые, цитируем, «имеют безупречную репутацию, высокие профессиональные и моральные качества, общественный авторитет». В случае проведения служебного расследования относительно заместителей руководителя Национальной полиции Украины или руководителей территориальных органов Национальной полиции Украины в состав дисциплинарной комиссии могут быть включены работники Министерства внутренних дел Украины. При этом вводится табу на вхождение в состав дисциплинарной комиссии лиц, являющихся подчиненными полицейского, лиц, способствовавших совершению или сокрытию проступка, или заинтересованных в результатах расследования лиц. В случае возникновения таких обстоятельств член дисциплинарной комиссии немедленно обязан письменно сообщить об этом руководителю, назначившему служебное расследование. Порядок создания дисциплинарных комиссий и их полномочия будут определяться Министерством внутренних дел Украины.

Существенно откорректировать предложено и механизм обжалования дисциплинарных взысканий, изменив как сроки для обжалования, так и процедуру его осуществления. В статье 24 нового устава прописывается, что полицейский имеет право обжаловать примененное дисцип­линарное взыскание в течение месяца со дня его выполнения/реализации либо путем подачи рапорта к прямому руководителю лица, применившего дисциплинарное взыскание, либо посредством обращения в суд в установленном порядке. Рассмотрение такого рапорта осуществляется в течение 30 календарных дней со дня его регистрации в органе полиции путем проведения проверки изложенных в этом документе фактов и обстоятельств, которые, по мнению полицейского, не были учтены при проведении служебного расследования и при принятии решения о применении к нему дисциплинарного взыскания. В случае подтверждения фактов, изложенных в рапорте, руководитель, который осуществляет его рассмотрение, обязан немедленно принять меры по восстановлению прав полицейского, устранению обстоятельств, которые привели к таким нарушениям, и решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении допущенных нарушений.

Следует напомнить, что, согласно действующим правилам обжалования дисциплинарных взысканий, предусмотренных в статьях 20 и 21 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Украины, лицо рядового или начальственного состава имеет право устно или письменно последовательно обратиться с жалобой относительно наложения на него дисциплинарного взыскания к старшему прямому начальнику — вплоть до министра внутренних дел Украины или же в суд. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня ознакомления с соответствующим приказом лица, на которое оно наложено.

 

Поделиться

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Юрист против ГАИшников

1) дисциплинарное взыскание — мера дисциплинарной ответственности, налагаемая на сотрудника;. 2) дисциплинарная ответственность (далее -.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Ответ о привлечение к дисциплинарной ответственности

Как суд восстановил сотрудника, уволенного за дисциплинарный проступок

Привлечение к дисциплинарной ответственности поручителей

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2013, N 6

ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОРУЧИТЕЛЕЙ

В статье обозначены проблемы, касающиеся дисциплинарной ответственности поручителей за прием на службу в органы внутренних дел лиц, впоследствии уволенных со службы. Автор обращает внимание на то, что законодатель не предусмотрел в Порядке привлечение поручителей к дисциплинарной ответственности.

Служба в правоохранительных органах накладывает на сотрудников большую ответственность, и потому подбор и подготовка профессиональных, грамотных, безупречных в моральном отношении кадров — одна из важнейших задач отдела кадров государственных органов.

Характер предполагаемой работы, специальные способы и формы ее осуществления, значительная самостоятельность при принятии решений, затрагивающих права и интересы граждан, создают условия, при которых нельзя принимать решения о зачислении на службу в правоохранительные органы лиц, о которых имеется негативное мнение в обществе.

Институт личного поручительства

Закрепленный Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 342-ФЗ) институт личного поручительства позволяет кадровым подразделениям органов внутренних дел разделить с поручителем ответственность за прием на службу лица, действия которого несовместимы со статусом сотрудника внутренних дел, однако не снижает ее.

Согласно п. 16 Порядка оформления личного поручительства при поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД от 18.05.2012 N 522 (далее — Порядок), поручитель «несет моральную ответственность перед служебным коллективом, в котором проходит службу рекомендованное им лицо, за соблюдение указанным лицом соответствующих ограничений и запретов, а в случаях, установленных настоящим Порядком, дисциплинарную ответственность» [1].

В соответствии с вышеуказанным Порядком дисциплинарная ответственность может быть применена к поручителю в том случае, если в течение двух лет после поступления на службу в органы внутренних дел с рекомендованным лицом расторгнут контракт и он уволен со службы по следующим основаниям:

— в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в органах внутренних дел (на основании рекомендации аттестационной комиссии);

— в связи с грубым нарушением служебной дисциплины;

— в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;

— в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами;

— в связи с представлением сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел, а также в связи с представлением сотрудником в период прохождения службы в органах внутренних дел подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся условий замещения соответствующей должности в органах внутренних дел, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

— в связи с осуждением сотрудника за преступление, а также в связи с прекращением в отношении сотрудника уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

— в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.

Привлечение поручителя к ответственности

Согласно п. 17 указанного Порядка поручитель привлекается к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.

Статья 51 Закона N 342-ФЗ устанавливает, что «дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка. «.

Однако ни действовавшее ранее Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1, ни Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, ни ныне действующие в системе внутренних дел нормативно-правовые акты не содержат понятия дисциплинарного проступка. Нормативно-правовые акты иных правоохранительных органов фактически содержат различные определения данного понятия.

Статья 50 Закона N 342-ФЗ предусматривает, что на сотрудника органов внутренних дел в случае «нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом», могут налагаться дисциплинарные взыскания.

Здесь же определено, что нарушением служебной дисциплины признается «виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения или в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав. К иным случаям, очевидно, следует относить случаи, указанные в ст. 15 Закона N 342-ФЗ: несоблюдение сотрудником ОВД ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Факт расторжения контракта по соответствующим основаниям и увольнения со службы лица, личным поручителем которого являлся сотрудник, также может быть отнесен к иным случаям, поскольку отнести личное поручительство к категории основных обязанностей вряд ли возможно.

Подробный анализ статей Закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ — ст. 15 об ответственности сотрудников органов внутренних дел; ст. 47, содержащей общие положения о служебной дисциплине; ст. 49, определяющей понятия нарушения служебной дисциплины и грубого нарушения служебной дисциплины; ст. 50, предусматривающей виды дисциплинарных взысканий; ст. 51, устанавливающей порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий, — позволяет сделать вывод о том, что законодатель не предусмотрел для привлечения к дисциплинарной ответственности в «иных случаях» такие признаки, как вина и противоправность.

С точки зрения теории права наличие виновности лица является одним из обязательных условий для привлечения к юридической ответственности. Деяние лишь тогда признается дисциплинарным проступком, когда оно не только нарушает нормы соответствующих законов или уставов, но и образует юридическую конструкцию, именуемую «состав правонарушения», то есть включает признаки, характеризующие его с объективной и субъективной сторон, необходимых и достаточных для применения к провинившимся дисциплинарных наказаний.

Дисциплинарная ответственность относится к карательным видам юридической ответственности. Наличие нормы права и факт ее нарушения автоматически не влекут юридической ответственности. Поскольку исключение из состава правонарушения какого-либо компонента влечет за собой отсутствие законного основания юридической ответственности.

Нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел РФ следует закрепить понятие дисциплинарного проступка как виновного, противоправного деяния сотрудника органов внутренних дел, которое заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении им возложенных на него обязанностей, за совершение которого к сотруднику может быть применено дисциплинарное взыскание.

1. Барсуков С. И., Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный). М.: Деловой двор, 2012. 424 с.

2. Добробаба М. Б. Административно-правовой статус государственных служащих субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 26 с.

3. Куракин А. В. Государственным служащим необходим кодекс поведения, или Концепции реформирования государственной службы — антикоррупционную направленность // Закон и право. 2003. N 8. С. 27.

Правовой алгоритм применения и учета в органах внутренних дел дисциплинарных взысканий в виде замечания и выговора, объявленных в устной форме (Дерюга А

2. Какие критерии лежат в основе разграничения устного и письменного замечания и выговора?

3. Каковы предельно допустимые сроки между выявленным фактом дисциплинарного проступка и публичным объявлением о вынесении устного замечания или выговора? 4. Что понимается под публичной формой объявления устного замечания или выговора? 5. На чем основано документарно-процессуальное обеспечение порядка наложения взыскания в виде устного выговора или замечания?

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности работника в системе МВД России

Регулирование трудовых отношений работников в системе МВД России осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Дисциплинарная ответственность — это вид юридической ответственности, основным содержанием которой являются меры дисциплинарное взыскание , применяемые работодателем к работнику в связи с совершением им дисциплинарного проступка.

Согласно статей 21, 22 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину, требования по охране труда и обеспечения безопасности труда, выполнять установленные нормы труда, бережно относится к имуществу работодателя, а работодатель в свою очередь вправе требовать от работника исполнение им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя, привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными Федеральными законами.

Применение дисциплинарного взыскания согласно статей 22, ТК РФ является правом работодателя, а не его обязанностью.

Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности определен статьей ТК РФ. Прежде чем применить дисциплинарное взыскание работодателю необходимо запросить от работника письменное объяснение. Указанные сведения подлежат объективной проверке. В случае отказа работника от предоставления указанного объяснения в течение двух рабочих дней, составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске. Днем обнаружения проступка, с которого начинается течение данного срока, считается день, когда лицу, которому по работе подчинён работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.

В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Таким образом, Трудовым законодательством четко установлены сроки, в течение которых можно привлечь работника к дисциплинарной ответственности. Применение дисциплинарного взыскания по истечении этих сроков является незаконным. Приказ распоряжение работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.

Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом распоряжением под роспись, то составляется соответствующий акт ч. Дисциплинарное взыскание работник может обжаловать в государственную инспекцию труда и или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров ч.

Органами рассматривающими индивидуальные трудовые споры, являются комиссии по трудовым спорам и суды. В соответствии с ч. До истечения годичного срока работодатель вправе снять взыскание с работника по собственной инициативе, по просьбе самого работника, по ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работника ч.

При наложении дисциплинарного взыскания работодатель обязан согласно трудовому законодательству разобраться в причинах и мотивах совершения работником проступка.

При расследовании обстоятельств совершения проступка работодатель должен опросить свидетелей и ознакомиться с предоставленными доказательствами. При этом порядок проверки обстоятельств совершения проступка Трудовым законодательством не урегулирован. Следует учесть, что требования приказов МВД России от 26 марта г. Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется. Найти Поиск по всем разделам. Для граждан. Руководство Структура Координационные и совещательные органы Совет ветеранов Противодействие коррупции Наша история Документы Сотрудникам Общественный совет.

Информация участковых уполномоченных Стандарты обслуживания населения Документы Плановые проверки Отчеты должностных лиц Итоговые совещания по оперативно-служебной деятельности Взаимодействие с органами госвласти и ОМС Информация о размещении заказов для нужд ГУ МВД О защите персональных данных Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения.

О приеме обращений Прием обращений График приема граждан Работа с обращениями граждан Государственные услуги Жилищно-бытовая комиссия Розыск Прием на службу Прием на федеральную государственную гражданскую службу ФГГС Информация для граждан с ограниченными возможностями Места средств автоматической фиксации нарушений ПДД.

Справочная служба. Навстречу Великой Победе! Детская полицейская академия Народные дружины Государственные услуги Профилактика мошенничества Внимание, розыск! Проверка оплаты штрафов Правовое информирование. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности работника в системе МВД России Регулирование трудовых отношений работников в системе МВД России осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Ссылки на сайты органов государственной власти:. Полезные ресурсы. Закон о полиции Спас-экстрим. Портал детской безопасности. Госавтоинспекция – портал для детей Закон о полиции Фонд поддержки детей Народные дружины Госзакупки Челябинскстат Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области. Об использовании информации сайта Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Срок привлечения к дисциплинарной ответственности

Как гласит ст. 193 ТК РФ, работники не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности позже установленного срока. Судами такое положение принимается в качестве бесспорного, и работодатель не может привлечь работника к ответственности с пропуском срока ни по каким основаниям.

Увольнение как вид наказания допускается только по основаниям, предусмотренным ТК РФ или нормативным актом. Исключением являются особые категории работников, например работающие дистанционно (ч. 1 ст. 312.5 ТК РФ) или руководящие организацией (п. 2 ч. 2 ст. 278 ТК РФ). Для этих категорий в трудовом договоре можно согласовать дополнительные основания для увольнения.

Привлечение к дисциплинарной ответственности мвд

Истребование объяснения. После выявления факта совершения дисциплинарного проступка, либо получения соответствующей информации, представитель нанимателя должен затребовать у гражданского служащего письменное объяснение об обстоятельствах совершенного им деяния. Необходимость получения такого объяснения является гарантией правомерности привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.

Сроки привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников полиции

Но можно и избежать предусмотренного наказания, если оно или нарушение выявлено по прошествии длительного времени, либо руководство во время не предприняло шагов для наказания виновного, так как существуют определённые сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности, по истечении которых работник не может быть подвергнут взысканию.

Сроки привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников полиции

Источник: http://leks74.ru/sroki-privlecheniya-k-distsiplinarnoj-otvetstvennosti-sotrudnikov-politsii/

Привлечение к дисциплинарной ответственности

Понятие «трудовая дисциплина» известно каждому, кто хотя бы несколько месяцев своей жизни отдал на благо производства или службы.

Иными словами, любой сотрудник предприятия обязан подчиняться не только закону, но и правилам внутреннего распорядка.

Несоблюдение таких правил может послужить поводом к наложению дисциплинарного взыскания, последствия которого варьируются от лишения премии до увольнения.

Статья 192 ТК РФ закрепляет за работодателем, то есть руководителем право привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности в случае, если последний допустил ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей либо вовсе не исполнил их без уважительной причины и по своей вине.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Что нужно знать, если к вам подошёл сотрудник ПОЛИЦИИ РФ !!! 17.12.2018.

Необходимо иметь в виду, что основанием для привлечения к соответствующему виду юридической ответственности является совершение сотрудником.

У всех на устав

В процессе реформирования Министерства внутренних дел в 2010–2012 гг. была сформирована новая законодательная база деятельности министерства, принят целый ряд федеральных законов, указов президента и ведомственных нормативных правовых актов, к их числу можно отнести:

  • федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 — ФЗ «О полиции»;

  • федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247 — ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

  • федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342 — ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ «О службе в ОВД»);

  • указ Президента РФ от 14 октября 2012 № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации»;

  • приказ МВД России от 19 декабря 2011 № 1257 «Об утверждении Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»;

  • приказ МВД России от 06 июня 2012 № 562 «О некоторых вопросах прохождения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации службы в особых условиях»;

  • приказ МВД России от 14 марта 2012 № 170 «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» и др.

В современных условиях особую актуальность приобретают порядок и организованность среди личного состава. Нарушения законности и служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел представляют серьезную опасность для эффективности их оперативно-служебной деятельности, дискредитируют в глазах населения Министерство внутренних дел Российской Федерации как институт государственной власти.

Анализируя отдельные положения нормативных правовых актов, регулирующих служебную дисциплину в ОВД, а так же материальные и процессуальные аспекты дисциплинарной ответственности, напрашивается вывод о том, что основополагающая идея, отраженная в них — повышение и ужесточение требований к сотрудникам органов внутренних дел (полиции), эффективности их деятельности. Речь идет о нормах:

  • устанавливающих механизм обеспечения законности, беспристрастности, открытости и публичности в работе (ст. 6 — 8 ФЗ «О полиции»);

  • закрепляющих набор требований, предъявляемых к сотруднику полиции и его поведению (ст. 27 — 29 ФЗ «О полиции»);

  • содержащих значительно обновленный перечень оснований увольнения со службы: 22 основания против 16 в ранее действующем законе (ст. 49 ФЗ «О службе в ОВД»).

В целях обеспечения мобильности и боевой готовности полиции закреплена (ст. 35 «О службе в ОВД») возможность:

  • изменения режима служебного времени сотрудника полиции без его согласия на срок до шести месяцев;

  • возложения на сотрудника полиции дополнительных обязанностей, командирования его в другую местность, временного перевода в другое подразделение без изменения характера службы, а также установления иных особых условий и дополнительных ограничений.

Одной из основных гарантий законности деятельности полицейского является его правовая грамотность. Поэтому в целях ее стимулирования и с расчетом преодоления правового нигилизма вводится регулярная проверка знания сотрудниками Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О полиции»).

Возвращаясь к вопросу административно-правового регулирования служебной дисциплины, отметим, что в соответствии с действующим законодательством служебная дисциплина определяется как соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав [1].

Недавно утвержденный Дисциплинарный устав практически дословно воспроизводит дефиницию, содержащуюся в ст. 47 ФЗ-№ 342.

Часть 2 статьи 47 «О службе в ОВД» закрепляет общее положение о том, что в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем ФОИВ в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику ОВД могут применяться меры поощрения, указанные в ст. 48 вышеназванного закона, и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания.

Более подробно об обязанностях руководителя (начальника) по поддержанию служебной дисциплины говорится в 3 главе Дисциплинарного устава.

Представляется что, реализация института ответственности сотрудников органов внутренних дел (полиции) в случае нарушения ими служебной дисциплины предполагает наступление мер юридической ответственности за совершаемые ими дисциплинарные проступки. И здесь следует отметить, что из всех видов юридической ответственности, применяемых к ним, на практике приоритет отдается мерам дисциплинарной ответственности, которые призваны, с одной стороны, стимулировать сотрудников органов внутренних дел к надлежащему выполнению своих служебных обязанностей, а с другой — способствовать профилактике и предупреждению правонарушений.

Под нарушением служебной дисциплины понимается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей и непосредственного руководителя при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Указанное легальное определение весьма емкое и содержательное, но наш взгляд, в нем отсутствует один важный момент, который в свое время был отражен в определении понятия «нарушение служебной дисциплины», закрепленного в Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации [2], в частности в нем указывалось что «…нарушением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие) … если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность» — данное дополнение (в широком смысле) являлось важной правовой гарантией принципа «Non bis in idem», запрещающего повторное преследование и наказание за одно и то же деяние, известного еще с античных времен [3].

Значимость этого вопроса объясняется тем, что на практике, отдельные руководители злоупотребляют своими дисциплинарными правами и в дополнение, к примеру, к понесенному административному наказанию, на сотрудника налагают дисциплинарное взыскание с формулировкой: «…за нарушение законодательства Российской Федерации…»; «…в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел…» и тому подобные, что на наш взгляд является не справедливым.

В доктрине административного права дисциплинарная ответственность рассматривается как особый вид государственного принуждения, связанного с применением субъектами дисциплинарной власти санкций за совершенные подчиненными субъектами дисциплинарные проступки. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения, т. е. применяется должностными лицами (начальниками, руководителями) подразделений, в которых проходит службу сотрудник органов внутренних дел [4].

Так, статья 50 ФЗ-№ 342 и пункт 33 Дисциплинарного устава определяют систему дисциплинарных взысканий, которые могут налагаться на сотрудника органов внутренних дел в виде: 1) замечания; 2) выговора; 3) строгого выговора; 4) предупреждения о неполном служебном соответствии; 5) перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнения со службы.

В законе так же определены виды дисциплинарных взысканий, которые могут налагаться в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел: 1) назначение вне очереди в наряд; 2) лишение очередного увольнения из расположения образовательного учреждения; 3) отчисление из образовательного учреждения.

Дисциплинарный устав указывает на то, что курсант, слушатель может быть назначен вне очереди не более чем в один наряд. Это положение является новеллой призванной ограничить широкое административное усмотрение руководителя по применению указанного дисциплинарного взыскания.

Ранее действовавший приказ МВД России от 14 декабря 1999 № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» [5] наделял начальников в зависимости от ранга правом назначения от 1 до 5 нарядов вне очереди, внося тем самым большую долю субъективизма в оценку недисциплинированного поведения подчиненного сотрудника.

Анализ трудового и служебного законодательства позволяет сделать вывод о том, что перечень дисциплинарных взысканий (их система), применяемых к сотрудникам неоправданно широк, что на наш взгляд не в полной мере отвечает разумным требованиям дисциплинарной практики и достижению главной цели — поддержанию служебной дисциплины.

Если исходить из фактических последствий отдельных дисциплинарных взысканий, то можно констатировать отсутствие какого-либо внятного различия между такими взысканиями как «замечание», «выговор», «строгий выговор» и «предупреждение о неполном служебном соответствии». Сразу оговоримся, что ни законодательство о государственной службе, ни трудовое законодательство, ни ведомственные нормативно-правовые акты не закрепляют указанных терминов и не определяют оснований их дифференциации по видам проступков и особенностей применения.

Как мы убедились, действующее служебное законодательство (См.: ФЗ «О полиции», ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Дисциплинарный устав ОВД и др.) содержит ряд правовых норм, составляющих механизм правового регулирования служебной дисциплины, а так же регламентирует применение мер дисциплинарного принуждения в отношении сотрудников органов внутренних дел. Вместе с тем, по-прежнему остаются не в полной мере урегулированными ряд проблемных вопросов. В результате тщательность и объективность разбирательства при совершении сотрудником дисциплинарного проступка зависят не от точного соблюдения правовых норм, а ставятся в прямую зависимость от усмотрения и уровня правовой культуры лиц, налагающих дисциплинарные взыскания. В целях их разрешения, предлагаем:

  1. Исключить из перечня дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам органов внутренних дел, санкции, схожие по характеру последствий для нарушителя. Так, можно констатировать отсутствие какого-либо внятного различия между такими взысканиями как «выговор» и «строгий выговор». Можно сделать вывод о том, что подобное деление взысканий на виды весьма условно, и как правило, их применение основано от степени «психологического» воздействия, которое необходимо оказать на нарушителя служебной дисциплины. Предполагаем, что такая развернутая система дисциплинарных взысканий, скорее всего, является данью традициям, архаизмом, и связана с тем, что на протяжении всего времени существования милиции система дисциплинарных отношений строилась применительно к дисциплинарным отношениям, сложившимся в Красной армии, и регулировалась дисциплинарными уставами, разработанными на основе уставов РККА [6]. По нашему мнению, дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора необходимо исключить.

  2. Дополнить статью 51 Федерального закона № 342-ФЗ пунктом 18 и изложить его в следующей редакции: «Взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии применять один раз за время пребывания сотрудника в занимаемой должности. Неполное служебное соответствие не может быть применено к сотруднику, занимающему должность менее одного года».

  3. На законодательном уровне, по-прежнему, остался не решенным вопрос об особенностях привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, в отношении которых была произведена замена административной ответственности дисциплинарной. Нет также и указания на необходимость информировать должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении, о примененном в отношении виновного сотрудника дисциплинарном взыскании. Думается, что в ст. 51 федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» необходимо внести уточнение о том, какие взыскания следует применять в случае замены административной ответственности дисциплинарной, в целях обеспечения справедливости наказания. Очевидно, что при совершении административного правонарушения, влекущего для обычного гражданина административный штраф, ограничиться замечанием вряд ли возможно. С другой стороны, факт привлечения сотрудника к административной ответственности не влечет никаких последствий по службе, в отличие от дисциплинарного взыскания.

Эффективность же дисциплинарной ответственности определяется тем, насколько применение дисциплинарных санкций способствует достижению общей и непосредственной целей дисциплинарной ответственности — охране общественных отношений в сфере государственного управления, предупреждению совершения дисциплинарных правонарушений.

Литература:

  1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: ФЗ от 30 ноября 2011 № 342 ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

  2. Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 № 4202–1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

  3. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л. В. Андриченко, С. А. Боголюбов, Н. С. Бондарь и др.; под ред. В. Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2011. — 1008 с.

  4. Чаннов С. Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / под ред. В. В. Володина.— М.: Ось-89, 2009. — 220 с.

  5. Приказ МВД России от 14 декабря 1999 № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

  6. Горбунов С. П. Становление и развитие дисциплинарных отношений в милиции РСФСР (1917–1931 гг.): дис. … канд. юрид. наук. — Москва, 2001.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Росгвардия. Проведение служебных проверок. Порядок и основания обжалования дисциплинарных взысканий

процессе привлечения к дисциплинарной ответственности работников органов дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел 3) Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «​О полиции».