Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области. в размере, установленном соглашением об уплате алиментов или решением суда.

Содержание

Вы точно человек?

Если в организацию приходят исполнительные листы на работников, то именно бухгалтерии приходится разбираться с вопросами удержания по таким документам. Причем ассортимент взысканий весьма широк — это и алименты, и задолженности по кредитам, и долги по квартплате и так далее. Правильно произвести удержания из заработной платы работников-должников поможет наша статья.

Основания для удержания

Когда в организацию поступают исполнительные листы на официальных бланках с гербовой печатью суда или службы судебных приставов, сомнений в легальности удержания не возникает. Но учетным работникам приходится сталкиваться и с другими документами. К примеру, алименты могут уплачиваться без решения суда — по нотариально удостоверенному соглашению супругов. А иногда сознательный сотрудник решает и вовсе не обращаться в официальные инстанции и пишет в бухгалтерию заявление о том, что из его оклада нужно удерживать алименты. Как правильно поступать в таких случаях? Давайте разбираться.

В соответствии с положениями ст. 137 Трудового кодекса удержания из зарплаты возможны только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. При этом удержано может быть не более 20%, а в случаях, предусмотренных законом — не более 50% заработной платы. В исключительных случаях (взыскание алиментов на несовершеннолетних детей, возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, возмещение ущерба, причиненного преступлением) удержание не может превышать 70% заработной платы (ст. 138 ТК РФ).

Здесь надо учитывать, что указанные нормы трудового законодательства распространяются исключительно на удержания, которые производятся независимо от волеизъявления работника — по решению работодателя или иных уполномоченных органов и лиц. Соответственно, в ситуации, когда основанием для удержания является заявление самого работника, речь идет о распоряжении суммой заработной платы и никакие ограничения ТК РФ не действуют. Поэтому по заявлению сотрудника удержания могут производиться в любых размерах без ограничений, установленных ст. 138 ТК РФ (письмо Роструда от 16.09.2012 № ПР/7156-6-1).

Итак, если речь идет об удержаниях по заявлению самого сотрудника, то бухгалтерия вправе изъять из его зарплаты ровно столько, сколько прописано в заявлении, и направить эти деньги на цели, указанные в заявлении. Теперь посмотрим, каков статус этого заявления с точки зрения законодательства об исполнительном производстве. Это важно, чтобы определить «вес» заявления в сравнении с иными документами, поступающими в организацию от приставов или из судов.

Согласно п. 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229-ФЗ) лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Перечень видов исполнительных документов приведен в ст. 12 Закона № 229-ФЗ. В частности, таковыми являются исполнительные листы, судебные приказы и нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов (или их нотариально удостоверенные копии), а также постановления судебного пристава-исполнителя. Заявление работника об удержании алиментов среди исполнительных документов не поименовано.

Обратите внимание: нотариальное соглашение об уплате алиментов — это полноценный исполнительный документ. А значит, если сотрудник принес именно такое соглашение, то речь идет уже не о добровольном удержании «по заявлению», а именно об обязанности организации проводить удержания. И в этом случае действуют все ограничения, установленные ТК РФ.

Таким образом, любой из перечисленных выше официальных исполнительных документов по своему статусу будет выше собственноручного заявления сотрудника. А значит, исполнять такие официальные документы организация должна в первую очередь. Поэтому если в отношении того же работника в бухгалтерию поступит, к примеру, постановление судебного пристава-исполнителя об удержании 50% заработной платы (иных доходов) в счет погашения задолженности по кредиту, то организация обязана будет сначала удержать из зарплаты средства в размере, указанном в данном постановлении. А из оставшейся части заработной платы можно будет провести удержание по заявлению работника (если, конечно, он его не отзовет). При этом, как мы уже отмечали, в части «добровольного» удержания никакие ограничения не действуют.

Момент начала удержания

Разобравшись с основаниями для удержания, можно переходить к вопросам, связанным с выполнением требований исполнительных документов. И первые сложности, с которыми сталкивается бухгалтерия сразу же после получения исполнительного документа, — с какого момента производить удержания и нужно ли определять размер задолженности.

Правила определения начальной даты для удержаний из зарплаты приведены в п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ. Там сказано, что лица, выплачивающие должнику зарплату, обязаны удерживать из нее денежные средства в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе, непосредственно со дня получения исполнительного документа.

Таким образом, начинать удержания нужно именно с момента, когда исполнительный документ попал в организацию. К примеру, если исполнительный лист или судебный приказ поступили в компанию в первых числах апреля, до момента, когда выплачена зарплата за март, то первое удержание будет произведено уже при выплате мартовской зарплаты. А если исполнительный документ поступил после того, как зарплата за март выплачена, то первое удержание будет из апрельского оклада. То есть в этой части все достаточно просто: удержания всегда начинаются только после получения исполнительного документа.

Но в исполнительном документе может быть прямо указано, что взыскания должны проводиться из доходов должника, начиная с определенной даты. И если документ попадает в бухгалтерию гораздо позже, то за работником образуется задолженность. Как быть с ней: обязана ли организация сама рассчитать эту задолженность и удержать ее дополнительно к текущим платежам?

Ответ на этот вопрос зависит от того, какой именно исполнительный документ поступил в организацию. Если взыскание производится по решению (постановлению) судебного пристава, то задолженность определяется именно приставом и указывается в постановлении (п. 2 ст. 102 Закона № 229-ФЗ). Соответственно, в этом случае бухгалтер самостоятельно ничего считать не должен — он берет только те суммы, которые указаны приставом в постановлении. И если там задолженность не определена, то и удерживать ее не надо.

А вот если взыскание производится на основании нотариального соглашения, исполнительного листа или судебного приказа, которые поступили в бухгалтерию, то действуют другие правила. В силу п. 3 ст. 102 Закона № 229-ФЗ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. И обязанность определить такую задолженность лежит уже на организации, в которую поступил исполнительный документ.

То есть по таким исполнительным документам именно бухгалтерии нужно определить размер задолженности за период с даты, указанной в соответствующем документе, и по дату его поступления в организацию, в течение которого алименты, установленные этим документом, не удерживались. Данная задолженность определяется исходя из заработка сотрудника за указанный период и удерживается из текущих выплат одновременно с текущими выплатами с учетом ограничений, установленных ст. 138 ТК РФ, вплоть до полного погашения.

Обратите внимание, что обязанность по определению задолженности при поступлении в бухгалтерию вышеуказанных исполнительных документов возникает только в отношении алиментов на несовершеннолетних детей (п. 3 ст. 102 Закона № 229-ФЗ). По любым другим требованиям, включая алименты на содержание совершеннолетних нетрудоспособных родственников, задолженность определяться не должна — это может сделать только уполномоченный орган (пристав, суд и т.п.).

Пределы для удержания

Отдельного внимания заслуживают и лимиты удержания. Хотя, казалось бы, нормы в этой части достаточно просты.

Согласно положениям ст. 138 ТК РФ и ст. 99 Закона № 229-ФЗ в общем случае удерживать можно не более 50% заработка, а в исключительных случаях допускается удержать 70%. И таких случаев всего четыре:

— взыскание алиментов на несовершеннолетних детей;

— возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица;

— возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;

— возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Тем не менее на практике вопросы о величине, которую можно удержать, возникают постоянно, особенно если на одного работника поступило несколько исполнительных документов, каждый из которых предписывает производить удержания в определенном проценте от заработка.

К примеру, как поступить, если на одного работника имеется судебный приказ об удержании алиментов на ребенка в размере 1/3 зарплаты, а также исполнительный лист на взыскание половины заработка в счет задолженности по банковскому кредиту? Ведь, с одной стороны, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей допустимо удержать до 70% заработка. А с другой стороны, при взыскании в пользу банка удерживать более половины заработка уже незаконно. Как определить, какое из взысканий важнее?

Ответ на этот вопрос находим в п. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ, который устанавливает очередность удовлетворения требований по исполнительным документам. Согласно этой норме требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда относятся к первой очереди. А требования банков по взысканию задолженности по договорам — к четвертой.

Одновременно в п. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ сказано, что каждая взысканная сумма сначала направляется на погашение требования первой очереди. А требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.

Если применить эти правила к нашей ситуации, то получится, что удержанная сумма должна в первую очередь направляться на выплату алиментов. Алименты будут уплачены в полном размере после удержания трети заработка работника. Что касается долга по банковскому кредиту, то на его погашение пойдет половина заработной платы за минусом удержанной суммы алиментов.

А вот более сложная ситуация. С работника удерживаются как алименты на детей, так и алименты на содержание нетрудоспособных совершеннолетних родственников (к примеру, родителей). Здесь проблема заключается в законодательных формулировках. Как мы помним, при взыскании алиментов размер удержания может достигать 70% оклада. Но при этом в ст. 138 ТК РФ и п. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ речь идет о взыскании алиментов именно на несовершеннолетних детей. Хотя, как следует из ст. 87 и 90 Семейного кодекса, суммы, выплачиваемые на содержание родителей и бывшего супруга, также признаются алиментами. Но поскольку алиментами на содержание детей они не являются, то для удовлетворения этих требований удержать можно не более половины заработка.

В то же время, устанавливая очередность удовлетворения требований, законодатель не отделил алименты на детей от прочих алиментов. Значит, для целей распределения денег любые алименты относятся к первой очереди. И в игру вступают специальные правила п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ, которые говорят: если взысканной суммы не хватает для того, чтобы удовлетворить всех взыскателей одной очереди, то эта сумма распределяется между ними пропорционально причитающейся каждому из них сумме, указанной в исполнительном документе.

И вот тут бухгалтеру нужно быть особо внимательным, так как распределять между всеми участниками первой очереди надо только сумму в пределах 50% заработка. Ведь совершеннолетние получатели алиментов на большее рассчитывать не вправе.

В этой связи алгоритм действий будет таким.

1. Сначала с учетом величины заработка и доли алиментов определяем величину взыскания в твердой сумме, то есть определяем, сколько именно в рублях в данном месяце должен получить каждый иждивенец.

2. Затем из заработка сотрудника удерживается сумма алиментов на содержание как детей, так и совершеннолетнего получателя в пределах половины оклада. Если этого недостаточно, чтобы выплатить каждому из получателей всю определенную на первом шаге сумму, то удержанное распределяется между ними пропорционально причитающейся каждому из них сумме.

3. А после этого производится доудержание алиментов на детей в части «до 70% заработка». Удержанная сумма направляется только несовершеннолетним детям (если их несколько, то она опять же распределяется между ними пропорционально причитающейся каждому из них сумме).

Проиллюстрируем приведенный алгоритм на числовом примере.

Пример

Предположим, на работника имеется три судебных приказа на взыскание алиментов:

— на несовершеннолетнюю дочь в размере 1/6 заработка;

— на несовершеннолетнего сына в размере 1/4 заработка;

— в пользу бывшей супруги в размере 3000 руб. ежемесячно.

Заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб., и он имеет право на стандартный вычет по НДФЛ на обоих детей. Напомним, что детский вычет на каждого ребенка составляет 1400 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Поскольку по правилам п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ удержания производятся из суммы, оставшейся после уплаты НДФЛ, то в нашем случае удержания будут определяться исходя из 9064 руб. (10 000 руб. – (10 000 руб. – 1400 руб. х 2) х 13%).

Определяем твердые суммы, которые причитаются каждому из взыскателей:

— супруга — 3000 руб.;

— сын — 2266 руб. (9064 руб. х 1/4);

— дочь — 1510,67 руб. (9064 руб. х 1/6).

Общая сумма удержания составит 6776,67 руб. (3000 руб. + 2266 руб. + 1510,67 руб.), что больше половины заработка (9064 руб. х 50% = 4532 руб.).

Значит, сначала удерживаем именно половину заработка (4532 руб.) и распределяем эту сумму между всеми тремя взыскателями пропорционально их требованиям.

Доля супруги составит 2006,30 руб. (4532 руб. : 6776,67 руб. х 3000 руб.).

Доля сына — 1515,42 руб. (4532 руб. : 6776,67 руб. х 2266 руб.).

Доля дочери — 1010,28 руб. (4532 руб. : 6776,67 руб. х 1510,67 руб.).

Как видим, дети получили меньше того, на что имеют право по исполнительному документу. Значит, нужно произвести доудержание в пределах 70% заработка, то есть удержать еще 1812,8 руб. (9064 руб. х 70% — 4532 руб.). Эта сумма делится уже только между детьми. Доля сына составит 1087,68 руб. (1812,8 руб. : (2266 руб. + 1510,67 руб.)) х 2266 , а доля дочери — 725,12 руб. (1812,8 руб. : (2266 руб. + 1510,67 руб.)) х 1510,67 руб.

В итоге супруга получит 2003,30 руб., сын — 2028,04 руб. и дочь — 1352,02 руб.

Плата за перевод

Возникают проблемы с лимитами и в более тривиальных ситуациях. К примеру, как быть с платой за перевод удерживаемых сумм? Они по правилам п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ также подлежат удержанию с должника, так как именно он должен оплачивать перевод и перечисление удержанных средств. И когда зарплаты сотрудника хватает, чтобы «уместить» в отведенный лимит и само удержание, и плату за перевод, все проходит достаточно гладко. А что делать, если исполнительные документы предписывают взыскать с сотрудника максимально допустимую сумму зарплаты? Куда девать расходы на перевод в таком случае? Взыскивать их за пределами лимитов или уменьшать взыскание по исполнительному документу?

Прямого ответа на данные вопросы ни Трудовой кодекс, ни Закон № 229-ФЗ не содержат. Но, устанавливая лимиты удержаний, никаких исключений для платы за перевод нормы законодательства не делают. Значит, взыскивать эти суммы за пределами лимитов нельзя.

В свою очередь, п. 3 ст. 110 Закона № 229-ФЗ говорит, что удержания надо проводить в следующем порядке. Сначала удерживается непосредственно сама сумма долга. И только после этого можно удержать расходы по совершению исполнительных действий и исполнительский сбор.

Плата за перевод поименована в ст. 116 Закона № 229-ФЗ в качестве расхода по совершению исполнительных действий. Получается, что она взыскивается во вторую очередь, только после взыскания суммы долга. Следовательно, уменьшать сумму основного удержания на плату за перевод тоже неправомерно.

Выход из этого правового тупика находится при внимательном прочтении положений ст. 110 Закона № 229-ФЗ. В ней не говорится о том, что при периодических удержаниях из зарплаты сумма долга обязательно должна быть взыскана в полном размере для того, чтобы осуществить удержание расходов по совершению исполнительных действий. А поскольку закон прямо требует осуществлять перевод за счет должника, то организация все же вправе уменьшить текущее удержание по исполнительному документу на сумму платы за перевод, если обе суммы не укладываются в лимит.

Понятно, что при этом за работником будет образовываться задолженность, и удержания будут продолжаться до тех пор, пока она не будет полностью погашена, в том числе и после совершеннолетия ребенка, на которого удерживались алименты.

Если работника такая ситуация не устраивает, он может написать заявление с просьбой удерживать плату за перевод из его заработной платы дополнительно к удержанию по исполнительному документу. Как мы помним, в таком случае это будет уже не принудительное удержание, а добровольное распоряжение зарплатой, на которое лимиты не распространяются.

Календарь не важен

Еще один вопрос, который возникает у бухгалтеров, если на одного работника поступает несколько исполнительных документов, связан с календарной очередностью исполнения документов. Имеет ли значение, что на дату поступления документа в отношении работника уже есть другие? Нужно ставить новый документ в очередь или надо включать удержания по нему в «общий котел»?

Сразу скажем, что в части исполнения нескольких документов о взыскании Закон № 229-ФЗ вообще не содержит такого понятия, как «календарная очередность». Как уже отмечалось, в ст. 98 Закона № 229-ФЗ содержится общее правило о том, что начинать удержания надо с даты получения исполнительного документа. Без каких-либо оговорок о том, первый это документ в отношении конкретного должника или двадцать пятый.

В свою очередь, в п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ также содержится универсальная норма о порядке распределения сумм между взыскателями по нескольким исполнительным листам. Опять же без какой-либо привязки ко времени поступления исполнительного документа.

Так что в случае с исполнительными документами формировать «очередь на взыскание» в зависимости от даты получения документа не требуется. Как только в компанию поступил очередной такой документ, необходимо приступить к его исполнению наравне с уже имеющимися. При этом новый взыскатель сразу же включается в расчет при определении причитающейся ему доли удержанного. И подобным образом взыскание производится до исполнения в полном объеме содержащихся в каждом из документов требований, после чего этот документ из расчета пропорции для распределения взысканной суммы выбывает и распределение производится между оставшимися взыскателями.

Определяем базу для удержания

Как мы уже сказали, размер удержания из заработной платы должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Данное правило не вызывает вопросов до тех пор, пока у сотрудника не появляются неденежные доходы — материальная выгода или доходы в натуральной форме, НДФЛ с которых удерживается также из заработной платы (п. 4 ст. 226 НК РФ). Учитывать его при исчислении удержаний или в расчет принимается только «чистый» НДФЛ по зарплате?

Закон № 229-ФЗ не дает ответа на этот вопрос. Обратимся к Перечню видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утвержден постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 841). В пункте 4 этого Перечня есть оговорка, что база для удержания алиментов определяется после удержания налогов в соответствии с налоговым законодательством, то есть Налоговым кодексом. Отметим, что специалисты Роструда, отвечая на вопрос о порядке определения величины удержаний из зарплаты, также отсылают к положениям НК РФ (письмо от 28.12.2006 № 2261-6-1).

Порядок удержания НДФЛ установлен в ст. 226 НК РФ. Так, налоговые агенты сначала исчисляют НДФЛ (на дату фактического получения дохода), а затем удерживают исчисленную сумму налога непосредственно из доходов физлица при их фактической выплате. При этом оговаривается, что НДФЛ, исчисленный по неденежным доходам, должен быть удержан из любых доходов в денежной форме, выплачиваемых в этот день или позднее налоговым агентом налогоплательщику.

Таким образом, НДФЛ всегда удерживается именно из денег, причитающихся работнику, в том числе из его заработной платы. При этом НК РФ не делает разницы между удержанием НДФЛ по самой заработной плате и исчисленного ранее НДФЛ по неденежным доходам — удержанию подлежит совокупная сумма исчисленного налога.

С учетом изложенного организация, выплачивающая зарплату работнику, удержит из нее как НДФЛ с самого оклада, так и НДФЛ с неденежных доходов. Это, в свою очередь, означает, что по правилам ст. 99 Закона № 229-ФЗ величина удержания по исполнительному документу будет определяться из оставшейся после удержания всей суммы НДФЛ.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как судебные приставы исполнители взыскивают задолженности по алиментам

Но это судебное решение так и осталось лишь на бумаге и не было исполнено. Приставы работали — несколько раз возбуждали.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Пристав и Алименты. Кому же нужны алименты?

Расчет задолженности по алиментам

Алименты и служба судебных приставов

Просмотров 19183

Содержание

Исполнительный документ уже в ваших руках. Пришло время использовать его по прямому назначению. Куда идти дальше?

Если вам известно, где работает или получает пенсию бывший муж, можно отправиться прямо туда. Особенно, если плательщик добросовестный, от оплаты уклоняться не намерен. Но если дела обстоят сложнее, лучше не рисковать, а доверить дело судебным приставам.

Обязанности и полномочия судебного пристава по взысканию алиментов

Судебный пристав – это должностное лицо, в компетенции которого – исполнение решений, постановлений и определений суда, в том числе, о взыскании алиментов и задолженностей по алиментам.

Для того, чтобы судебный пристав мог осуществить свои должностные права и выполнять обязанности по взысканию алиментов и выплате задолженности по алиментам, у него должен быть соответствующий исполнительный документ. На основании этого документа пристав открывает дело, в рамках которого происходит дальнейшая работа.

Какими должностными правами и обязанностями наделен судебный пристав?

  1. Вызывать должника и взыскателя долга (получателя алиментов), должностных лиц – для получения необходимых документов и сведений. Например о том, почему плательщик алиментов уклоняется от оплаты?
  2. Получать необходимые сведения, проверять факты, наводить справки. Например, устанавливать место работы должника и посылать запрос по месту работы для установления размера заработка должника, подавать запрос в органы ГИБДД, запрашивать выписки из ЕГРН (ранее обращались в БТИ) для выявления имущества, принадлежащего должнику;
  3. Требовать от руководства по месту работы должника удерживать из его дохода денежные суммы в размерах, соответствующих исполнительному документу, и перечислять их получателю алиментов не позднее 3 дней со дня получения зарплаты;
  4. Выезжать по месту нахождения должника, посещать помещения, принадлежащие должнику. Например, для выяснения имущественного положения должника;
  5. Арестовывать и изымать имущество должника (в пределах суммы долга перед получателем алиментов и затрат на исполнительное производство);
  6. Накладывать арест на денежные средства должника в банках и взыскивать их в пользу получателя алиментов в счет долга;
  7. Объявлять розыск должника и его имущества;
  8. Запрещать должнику выезжать за пределы страны;
  9. Временно ограничивать право неплательщика на управление транспортным средством.

Судебные приставы могут применять к плательщикам алиментам все меры, предписанные действующим законодательством.

Когда обращаться к судебному приставу?

Закон не ограничивает в сроках для обращения в Федеральную службу судебных приставов. Сделать это можно в любое время после получения исполнительного документа, вплоть до достижения ребенком 18 лет. Даже после этого совершеннолетний ребенок может сам обратиться к судебным приставам для взыскания алиментов за прошедшее время – для этого закон отводит ему еще 3 года (срок исковой давности). Уже после этого право на получение алиментных выплат прекращается.

Бывает, что получатель алиментов не спешит в службу приставов. Возможно, из-за договоренностей с плательщиком, а возможно – из-за отсутствия необходимости в средствах. Если же он решит потребовать причитающееся ему по праву, приставы смогут взыскать алименты не за весь срок наличия исполнительного документа, а только за последние 3 года (см. «Срок исковой давности по алиментам«).

Если же исполнительный документ подан сразу, невыплаченные плательщиком средства превращаются в долг, к которому, к тому же, добавляются штрафные санкции. Все эти средства взыскиваются с помощью судебных приставов.

Где находятся судебные приставы?

Подразделения службы судебных приставов находятся в каждой территориальной единице страны.

Узнать точное местонахождение отдела службы судебных приставов можно на сайте ФССП — http://fssprus.ru/. Найти на сайте нужный отдел службы приставов (по месту прописки должника) можно через «Сервисы» — «Реестр отделов судебных приставов«, а уже там искать по республике, краю, области, городу или селу, району и микрорайону, либо через указание точного адреса.

На этом же сайте можно найти контактные телефоны судебных приставов нужного отдела (раздел «Все телефоны»).

Какие документы нужно подавать приставу?

Чтобы начать исполнительное производство, судебным приставам необходим один из документов:

Кроме исполнительного документа требуется предоставить:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • банковские реквизиты для перечисления алиментных выплат (номер сберегательной книжки или расчетного счета) или почтовый адрес для получения денежных переводов.

Заявление судебным приставам о взыскании алиментов (образец письма)

Кроме того, чтобы начать исполнительное производство, требуется соответствующее письмо-заявление от получателя алиментов.

Если у заявителя имеется информация о месте работы и размере заработной платы плательщика, о наличии у него имущества или недвижимости, ее также следует представить приставам – в виде справок или копий правоустанавливающих документов.

Порядок действия судебных приставов

Как же работают судебные приставы? Как выбивают алименты с должника?

Заявление от получателя алиментов вначале рассматривается начальником отдела судебных приставов, а затем передается в работу одному из приставов. Итоговое решение о возбуждении исполнительного производства принимается не позднее 3 дней с даты подачи заявления (п. 7 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Началом работы по исполнительному документу будет извещение или личная встреча с плательщиком алиментов. При возможности между ними достигается согласие о размерах и периодичности добровольных алиментных выплат, а также об обязанности уведомлять пристава о совершенных платежах в пользу получателя алиментов.

Если же добровольной оплаты алиментов не последует, судебный пристав начнет принудительное взыскание алиментов. Чтобы установить место работы, размер заработка, наличие имущества у плательщика алиментов, он отправляет запросы в различные инстанции: в бухгалтерию по месту работы, в налоговые органы, ЕГРН, ГИБДД, в отделения банков, где обслуживается плательщик алиментов.

Мнение эксперта

Александр Фомичев

Юрист. Стаж лет. Специализация: семейное, наследственное, жилищное право.

Задать вопрос эксперту

Если говорить откровенно, на столах судебных приставов пылятся стопки дел о взыскании алиментов, поэтому качественное выполнение этой работы просто невозможно. Как правило, после короткой устной беседы с плательщиком и нескольких запросов в инстанции, активность пристава ослабевает. К сожалению, получателю нередко приходится лично контролировать весь процесс – от подачи заявления до розыска должника или ареста его имущества.

Сделать это можно путем подачи приставу ходатайства:

  • об ограничении выезда плательщика за пределы страны. На основании полученного ходатайства судебный пристав должен вынести постановление о запрете покидать территорию РФ, которое направляется в миграционную службу и действует на протяжении полугода;
  • о наложении ареста на имущество плательщика. В ходатайстве следует перечислить состав имущества и его приблизительную стоимость, а также указать местонахождение. В результате ареста плательщик не сможет распоряжаться имуществом, оно будет продано на торгах, а из вырученных средств – выплачен долг по алиментам.
  • о начислении неустойки на сумму долга по алиментам, которая взыскивается так же, как и основной долг.

Кстати, именно с расчета общей суммы долга судебным приставом и начинается процедура его взыскания.

Взыскание задолженности по алиментам через судебных приставов

Основная часть работы судебных приставов – взыскание долгов. Ведь как правило, большинство плательщиков избегают делать выплаты и игнорируют уведомления судебных приставов о явке, выполнении алиментных обязательств и погашении долгов.

Чтобы взыскать задолженность по алиментам, не достаточно обратиться в службу приставов. Необходимо соответствующее решение суда.

Как говорилось выше, получатель алиментов должен подать ходатайство приставу о расчете имеющейся задолженности и получить справку об общей сумме долга с неустойкой. С этим документом можно обращаться в суд – за исполнительным документом о взыскании задолженности по алиментам.

Когда исполнительный лист или судебный приказ окажется на столе судебного пристава, начнется процедура взыскания долга, предполагающая следующие действия:

  • из заработка должника в принудительном порядке удерживаются суммы, превышающие размер алиментных выплат – пока не будет погашен долг;
  • выявляются дополнительные источники дохода должника (например, выплаты по депозитам и ценным бумагам);
  • устанавливается имущество, принадлежащее должнику, определяется его стоимость;
  • производится арест банковских счетов должника, а имеющиеся на них средства перечисляются получателю алиментов;
  • осуществляется продажа имущества должника, а на вырученные средства компенсируется задолженность.

Справка от судебных приставов по алиментам (образец)

Справка по алиментам может потребоваться и получателю, и плательщику денежных средств на содержание ребенка. Например, для предъявления в банк, налоговую инспекцию, в службу по труду и занятости, социальную службу и другие учреждения — для подтверждения своих доходов и расходов.

Чтобы получить справку по алиментам, нужно обратиться с заявлением туда, где эти алименты удерживаются и перечисляются от плательщика получателю. Например, в организацию или предприятие, где работает плательщик алиментов. Или к судебному приставу, который контролирует процесс удержания и перечисления средств.

Форма справки может быть свободной, единого образца для этого документа нет. Главное чтобы справка содержала необходимые сведения и соответствовала требованиям к официальной документации.

Так, справка об алиментах должна содержать данные об плательщике и получателе алиментов, номер исполнительного документа, дату начала исполнительного производства, даты алиментных выплат, размеры денежных сумм, которые были удержаны и перечислены, общая сумма удержанных и перечисленных алиментов. В документе указывается дата выдачи, срок действительности справки.

Справка обязательно должна иметь угловую печать с названием организации или предприятия, номером и датой выдачи документа, а также круглую печать, подтверждающую подпись должностного лица, выдавшего документ.

Бездействие судебных приставов: куда жаловаться, что делать?

Нареканий на качество работы судебных приставов по взысканию алиментов много. Нередко от одиноких матерей, понапрасну ожидающих помощи на ребенка, можно услышать жалобы на ленивых или безответственных работников ФССП, которые не спешат привлекать отцов к выполнению алиментных обязательств.

Что делать, если алименты добровольно не выплачиваются, а судебный пристав не предпринимает никаких действий для принудительного взыскания? Жаловаться!

Письмо с жалобой на бездействие (реже — противоправное действие) судебного пристава нужно подать вышестоящему судебному приставу, в подчинении которого находится провинившийся судебный пристав. Например, главному судебному приставу города (района), региона (области, края), страны.

Письмо с жалобой на действия (или бездействие) судебного пристава также может быть подано прокурору.

Мнение эксперта

Алексей Петрушин

Юрист. Специализация семейное, жилищное право.

В письме необходимо описать обстоятельства дела. Например, когда был выдан исполнительный документ, когда было открыто исполнительное производство, какую сумму должен был выплачивать плательщик, делал ли он алиментные платежи, какая образовалась задолженность по алиментам, какие действия принимал или не принимал судебный пристав для взыскания алиментных платежей и выплаты суммы долга.

Затем нужно сослаться на нормы законодательства, позволяющие взыскателю или должнику обжаловать действия или бездействия судебных приставов. После этого нужно сформулировать свою просьбу, например, признать незаконными действия или бездействие судебного пристава, принять меры по устранению этих нарушений закона и восстановлению нарушенных прав.

Оформляя письмо с жалобой, необходимо приложить к нему документы, подтверждающие оплату или неоплату алиментов, наличие или отсутствие задолженности по алиментам. Таким документом может быть справка, о которой шла речь выше, а также квитанции о почтовых переводах, банковские выписки, расписки.

Письмо с жалобой должно быть рассмотрено в течение 10 дней, после чего заявителю должен поступить письменный ответ о рассмотрении жалобы и принятии необходимых мер. Как правило, определенный сдвиг в работе судебного пристава появляется.

Можно ли сменить пристава?

Бывают случаи, когда взыскателя или плательщика алиментов не устраивает не только работа судебного пристава, но и его личность.

Хотя судебный пристав является должностным лицом, руководствующимся предписаниями закона и профессиональной этикой, он остается человеком. Предвзятое отношение, грубость, обман, вымогательство… не будем сгущать краски, но в жизни, как известно, бывает разное.

Можно ли поменять судебного пристава? Законом такая возможность не предусмотрена.

Мнение эксперта

Александр Фомичев

Юрист. Стаж лет. Специализация: семейное, наследственное, жилищное право.

Задать вопрос эксперту

Первое, что следует сделать в возникшей ситуации – написать письмо с жалобой на судебного пристава вышестоящему судебному приставу или прокурору, о чем было упомянуто выше. Получив жалобу на подчиненного, руководитель «по голове не погладит». Возможно после этого судебный пристав сменит тактику поведения, пересмотрит свое отношение к работе.

Жалоба – это мера, предусмотренная законом. Одновременно с подачей жалобы на судебного пристава можно обратиться к вышестоящему судебному приставу (например, начальнику отдела ССП) с просьбой передать ведение дела другому работнику. Вполне возможно, такая просьба будет удовлетворена.

Бывают случаи, когда судебный пристав не имеет право браться за ведение исполнительного производства. Например, если он является родственником взыскателя или плательщика алиментов, если он лично заинтересован в исходе дела, если имеются другие обстоятельства, влияющие на его объективность и беспристрастность. Такой судебный пристав должен заявить самоотвод. Если же самоотвод не заявлен, взыскатель или плательщик алиментов должен подать вышестоящему должностному лицу заявление об отводе судебного пристава. Разумеется, этому заявлению должно быть обоснование.

Что делать, если потеряли дело?

Раз уж мы заговорили о негативной стороне работы ССП, остановимся еще на одной уловке недобросовестных судебных приставов – потеря дела об исполнительном производстве. Почему уловка? Да потому что чаще всего дело «теряется» умышленно. Хотя, конечно, бывают случаи непреднамеренной утери дела.

Как и в предыдущих случаях, одной из самых эффективных мер воздействия на судебного пристава является жалоба вышестоящему должностному лицу или прокурору. Как правило, после такой жалобы дело обнаруживается, ведь виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Да и «потерять» дело действительно сложно, поскольку в ССП ведется строгий учет и регистрация всей документации.

Если же дело действительно утеряно, можно обратиться в суд, в котором было вынесено решение о взыскании алиментов и получить дубликат исполнительного документа. И заново открыть исполнительное производство (см. «Как восстановить исполнительный лист«).

Кстати, на официальном сайте ФССП есть телефон доверия, куда можно обратиться с вопросом или просьбой. Там же есть образцы жалоб на действия/бездействия сотрудников ССП.

Их можно найти в разделе «Обращения» — «Образцы документов для подачи обращений в ФССП России«:

Или сообщить о коррупции в Интернет-приёмную ФССП:

 

Помощь юриста

Столкнулись с некомпетентностью судебных приставов, подозреваете пристава в предвзятости? Обращайтесь с жалобой в адрес начальства ФССП или в прокуратуру. Но недостаточно просто написать жалобу. Куда важнее правильно указать на нарушения своих прав. Подготовить все доказательства по делу может только квалифицированный юрист. Не беда, если у вас нет времени и средств на посещение офисов адвокатов.

На нашем сайте можно получить подробную, а главное БЕСПЛАТНУЮ, консультацию практикующих юристов. Специалисты выслушают ваш вопрос и подготовят развёрнутое правовое заключение. Если вам нужно найти управу на пристава — мы поможем составить жалобу. Если вы не согласны с расчетом алиментов — заново изучим обстоятельства дела и добьемся справедливости. Не можете найти должника — поможем изыскать его имущество и счета. Помощь юриста может понадобиться каждому. И когда дело касается алиментов — медлить точно не стоит!

Смотрите видео о работе судебных приставов-исполнителей по взысканию долгов по алиментам:

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Взыскание алиментов через приставов

Размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании никаких действий по решению вопроса работодатель не принимает, что делать?

Списать нельзя обжаловать: что и сколько могут забрать со счета приставы

I. Общие положения

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон), Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации и Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682.

II. Виды исполнительных документов о взыскании алиментов и сроки их предъявлений к исполнению

2.1. Порядок уплаты алиментов

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации к лицам, имеющим право на получение алиментов, относятся: несовершеннолетние дети, нетрудоспособные совершеннолетние дети, нетрудоспособные родители, супруг (супруга) и другие члены семьи.

Семейным законодательством предусмотрено два порядка уплаты алиментов: договорной (по соглашению сторон об уплате алиментов) и судебный (по решению суда — взыскание алиментов).

Исходя из общих правил, установленных ст. 81 СК РФ, при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей.

С учетом материального или семейного положения сторон, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств суд может по заявлению стороны исполнительного производства уменьшить или увеличить размер этих долей, а также по заявлению взыскателя установить размер алиментов в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты взыскиваются в судебном порядке на нетрудоспособных совершеннолетних детей (ст. 85 СК РФ), на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей с трудоспособных совершеннолетних детей (ст. 87 СК РФ), на супруга либо бывшего супруга (ст. 91 СК РФ), на других членов семьи (ст. 98 СК РФ).

В перечисленных случаях размер алиментов определяется судом исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

В соответствии с п. 2 ст. 117 СК РФ размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в целях его индексации устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума, в том числе размер алиментов может быть установлен в виде доли величины прожиточного минимума.

Прекращение алиментных обязательств в отношении одного или нескольких несовершеннолетних детей влечет изменение размера алиментов, взыскиваемых на содержание остальных.

При удержании алиментов на двух или более детей, размер которых установлен в судебном порядке, в случае достижения одним из детей совершеннолетия (если в исполнительном документе указан единый размер алиментов на всех детей, например, 1/2 или 1/3) размер удерживаемых алиментов устанавливается в следующем порядке.

Судебному приставу-исполнителю рекомендуется за три месяца до наступления совершеннолетия одного из детей предлагать плательщику алиментов обратиться в соответствующий суд для изменения доли, подлежащей взысканию на несовершеннолетних детей, либо самостоятельно обращаться в суд.

2.2. Виды исполнительных документов о взыскании алиментов

Исполнительными документами, на основании которых производится взыскание алиментов, в соответствии со ст. 12 Закона являются: исполнительные листы, выданные на основании судебных актов; судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии.

Действующим законодательством определены обязательные требования к исполнительным документам, в том числе:

требования, предъявляемые к исполнительным листам, выданным судами общей юрисдикции, установлены ст. 13 Закона;

реквизиты судебного приказа определены ст. 127 ГПК РФ;

соглашение об уплате алиментов должно соответствовать положениям главы 16 СК РФ.

В случае утраты подлинника исполнительного листа или судебного приказа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый судом, принявшим решение о взыскании алиментов, в соответствии со ст. 430 ГПК РФ.

2.3. Сроки предъявления исполнительных документов о взыскании алиментов к исполнению

Исполнительные документы о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, супруга (супруги) и других членов семьи (далее — исполнительные документы о взыскании алиментов) могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи (исполнительные документы о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей — до достижения ребенком 18-летнего возраста), а также в течение трех лет после окончания этого срока (ч. 4 ст. 21 Закона).

III. Возбуждение исполнительного производства

3.1. Предъявление исполнительного документа о взыскании алиментов взыскателем в подразделение судебных приставов

Исполнительный документ о взыскании алиментов с соответствующим заявлением предъявляется взыскателем в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 Закона.

В заявлении о возбуждении исполнительного производства взыскателем или его представителем при наличии соответствующей информации указывается:

фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, код подразделения, адрес регистрации), а также контактные данные взыскателя;

наименование, номер и дата выдачи исполнительного документа, наименование органа, выдавшего исполнительный документ;

размер требования (с указанием конкретной даты взыскания или суммы задолженности);

сведения о должнике (телефоны, место работы, адрес фактического и предыдущего места жительства и т.д.);

реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислять взысканные денежные средства;

иные сведения (имеющие значение для исполнения).

В случае смены фамилии, имени, отчества лиц, участвующих в исполнительном производстве о взыскании алиментов, судебному приставу-исполнителю рекомендуется соответствующие документы, подтверждающие данный факт (свидетельство о регистрации брака, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о перемене имени и т. д.) приобщать к материалам исполнительного производства, выносить постановление о замене фамилии, имени, отчества лица, участвующего в исполнительном производстве, и осуществлять принудительное исполнение по общим правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве.

При поступлении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель принимает решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 31 Закона.

С учетом того, что в соответствии со ст. 211 ГПК РФ судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов подлежат немедленному исполнению, решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель принимает в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 Закона).

Срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в постановлении о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа либо судебного приказа не устанавливается. При этом неисполнением в срок следует считать неисполнение должником исполнительного документа о взыскании алиментов в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель, помимо сведений, указанных в ч. 2 ст. 14 Закона, в том числе указывает размер удержаний с учетом задолженности (при ее наличии), меры принудительного исполнения, а также предупреждает должника об уголовной ответственности по ч. ч. 1, 2 ст. 157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты алиментов.

В соответствии с ч. 17 ст. 30 Закона копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется заказной почтой должнику, а также взыскателю и в суд, выдавший исполнительный документ.

В целях соблюдения конституционных прав должника судебным приставам-исполнителям рекомендуется принимать меры к вручению должнику лично копии постановления о возбуждении исполнительного производства, а также официального предупреждения об уголовной ответственности, оформленного в соответствии с приложениями № 9, 10.

В случае возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного документа о взыскании алиментов, по которому имеется задолженность по алиментам, в целях предупреждения должника об уголовной ответственности, принятия мер, направленных на погашение задолженности по алиментам, судебным приставам-исполнителям необходимо приступить к совершению исполнительных действий не позднее следующего после возбуждения исполнительного производства рабочего дня.

3.2. Порядок возбуждения исполнительного производства о взыскании алиментов в случае возврата исполнительного документа с места работы должника

В случае поступления в структурное подразделение территориального органа ФССП России с места работы должника оригинала исполнительного листа (судебного приказа либо нотариально заверенного соглашения) о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель возбуждает на основании поступившего исполнительного документа исполнительное производство и принимает меры, предусмотренные Законом.

При возврате в структурное подразделение территориального органа ФССП России постановления судебного пристава-исполнителя об удержании денежных средств из заработной платы и иных доходов должника с места его работы (по ранее оконченному исполнительному производству) дальнейшее исполнение следует производить с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 47 Закона. Начальником отдела — старшим судебным приставом или его заместителем выносится постановление об отмене постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

При наличии информации о произведенных взысканиях и оставшейся сумме задолженности по алиментам на момент увольнения должника с места работы судебный пристав-исполнитель после возбуждения (возобновления) исполнительного производства производит расчет задолженности по алиментам и выносит соответствующее постановление.

При отсутствии такой информации после возобновления (возбуждения) исполнительного производства судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые для расчета задолженности по алиментам сведения в бухгалтерии организации (предприятии) либо обязывает должника предоставить справку о доходах по форме 2-НДФЛ за необходимый период.

Дальнейшее исполнение требований исполнительного документа производится в установленном законом порядке.

IV. Порядок исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов при установлении места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника

После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель извещает должника о вызове на прием с требованием об оплате задолженности по алиментам, предоставлением соответствующей информации (сведений о месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов, месте жительства и т.д.), необходимой для исполнения исполнительного документа.

При необходимости судебный пристав-исполнитель принимает меры для установления места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника, запрашивая соответствующую информацию в территориальных отделениях ПФР и налоговых органах.

В случае установления места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника при отсутствии задолженности по алиментным обязательствам либо если задолженность не превышает 10 тыс. рублей судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника и постановление об окончании исполнительного производства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона.

При наличии задолженности по алиментным обязательствам, превышающей 10 тыс. рублей, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, но не оканчивает исполнительное производство и продолжает применение мер принудительного исполнения.

В организацию по месту получения дохода судебный пристав-исполнитель направляет следующие документы:

копию исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 1 от,#  98 Закона;

копию постановления о взыскании исполнительского сбора за неуплату периодических платежей в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 112 Закона (в случае, если такое постановление выносилось в рамках исполнительного производства);

копию постановления о взыскании административного штрафа и расходов по совершению исполнительных действий (в случае, если такие постановления выносились в рамках исполнительного производства);

памятку для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам (приложение № 1).

В постановлении об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника наряду с иными требованиями указывается требование лицу, выплачивающему должнику заработную плату и иные периодические платежи, о предоставлении судебному приставу-исполнителю не реже одного раза в квартал информации о производимых удержаниях с должника с приложением платежных документов о перечислении взысканных денежных средств взыскателю.

Судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать, что размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника Не может превышать 70% (ч. 3 ст. 99 Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 100 Закона взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату должников-граждан, осужденных к исправительным работам, за вычетом удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда.

По исполнительным документам в отношении граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных должников, взыскание обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы должника с учетом положений ст. 107 УИК РФ.

Положения ч. 3 ст. 107 УИК РФ устанавливают гарантированный минимум денежных средств, который должен находиться в распоряжении осужденного независимо от всех удержаний. В исправительных учреждениях такой минимум составляет 25% от начисленных осужденному заработной платы, пенсии или иных доходов.

По неоконченному исполнительному производству при наличии задолженности, либо при недостаточности заработка и (или) иного дохода должника судебный пристав-исполнитель принимает меры по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в банках или иных кредитных учреждениях, а также на любое имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание.

Кроме того, в рамках указанных исполнительных производств судебным приставам-исполнителям необходимо не реже одного раза в квартал проводить проверки имущественного положения должников путем направления запросов в соответствующие организации и проверок имущества по их месту жительства, месту пребывания.

При выявлении принадлежащего должнику имущества судебный пристав-исполнитель при необходимости запрашивает в организации, где должник получает заработную плату или иные доходы, сведения о произведенных взысканиях и оставшейся сумме задолженности по алиментам и иным взысканиям.

В случае, если размер задолженности превышает сумму, полученную после реализации имущества должника, судебный пристав-исполнитель перечисляет взыскателю денежные средства в пределах суммы задолженности, производит перерасчет задолженности по алиментам и направляет в организацию новое постановление о взыскании суммы задолженности по алиментам.

Если размер задолженности меньше суммы, полученной после реализации имущества должника, судебный пристав-исполнитель возвращает должнику денежные средства, оставшиеся после погашения задолженности перед взыскателем, возмещения расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и наложенных в рамках исполнительного производства административных штрафов.

Одновременно судебный пристав-исполнитель направляет в организацию постановление об отзыве постановления об удержании из заработной платы или иного дохода должника суммы задолженности по алиментам и постановления о взыскании исполнительского сбора, после этого оканчивает исполнительное производство по основаниям п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона. Аналогичным образом необходимо оканчивать исполнительное производство при погашении задолженности по алиментам, превышающей 10 тыс. рублей, и взыскании исполнительского сбора за счет удержания денежных средств из заработной платы, пенсии, стипендии или иных периодических платежей должника.

При распределении взысканных денежных средств судебному приставу-исполнителю необходимо руководствоваться положениями ст. 110 Закона.

В случае, если в отношении должника возбуждено сводное исполнительное производство, очередность удовлетворения требований взыскателей, предъявивших на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, определяется положениями ст. 111 Закона.

Требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь, наряду с требованиями по возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещением вреда, в связи со смертью кормильца, ущерба, причиненного преступлением, о компенсации морального вреда.

В рамках одной очереди (в том числе при наличии нескольких исполнительных документов о взыскании алиментов) требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме (ч. 3 ст. 111 Закона).

Одновременно с применением мер принудительного исполнения, для предоставления должнику возможности исполнить судебные решения о взыскании алиментов в добровольном порядке в рамках взаимодействия с органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации по вопросам содействия в трудоустройстве граждан-должников судебный пристав-исполнитель вручает должнику направление в центр занятости населения для постановки на учет в качестве безработного или трудоустройства.

Направление в органы Службы занятости населения оформляется в соответствии с приложением № 2.

V. Порядок расчета задолженности по алиментам

5.1. Расчет размера задолженности по алиментам

В соответствии с ч. 2 ст. 102 Закона размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исхода из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со ст. 14 Закона (приложение № 3).

Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.

В случае, если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (ч. 3 ст. 102 Закона, ст. 113 СК РФ). В данном случае моментом взыскания задолженности будет являться дата фактического погашения должником задолженности.

При расчете размера задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации налог на доходы физических лиц в размере 13% не подлежит удержанию, поскольку размер средней заработной платы в Российской Федерации, рассчитываемый Федеральной службой государственной статистики, не является реальным доходом должника.

Сведения о размере средней заработной платы территориальным органам ФССП России следует ежемесячно запрашивать в органах Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и направлять в структурные подразделения для использования в работе. При необходимости актуальная информация может быть получена в информационно-правовых системах или на официальном сайте Росстата.

При расчете задолженности по алиментам, установленным судебным актом или соглашением об уплате алиментов в долях к заработку должника, с целью исключения подмены предмета исполнения, судебному приставу-исполнителю рекомендуется размер текущих алиментов указывать в числовых значениях, установленных в исполнительных документах (доля 1/3 не равна 33%).

В рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением.

При несогласии с размером задолженности по алиментам, определенным судебным приставом-исполнителем, любая из сторон, интересы Которой нарушены, может обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 102 Закона сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель разъясняет сторонам исполнительного производства сроки и порядок обжалования вынесенных постановлений, в том числе постановлений о расчете задолженности по алиментам.

5.2. Порядок индексации размера алиментов (задолженности)

В соответствии с ч. 1 ст. 102 Закона и п. 1 ст. 117 СК РФ в случае, если по решению суда алименты взысканы в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, производящие удержание алиментов из заработной платы или иного дохода должника, производят индексацию алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федераций по месту жительства лица, получающего алименты.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской федерации — в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, и определяется ежеквартально.

При отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель производит индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.

Об индексации алиментов судебный пристав-исполнитель выносит постановление (приложение № 4).

При индексации алиментов судебному приставу-исполнителю в первую очередь необходимо установить величину прожиточного минимума по месту жительства лица, получающего алименты, с даты последнего увеличения прожиточного минимума.

Затем судебный пристав-исполнитель определяет, какому количеству величин прожиточного минимума кратен размер алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме. Получившееся кратное число умножается на величину прожиточного минимума на момент расчета.

В случае, если в исполнительном документе размер алиментов указан пропорционально минимальному размеру оплаты труда, судебному приставу-исполнителю целесообразно разъяснять взыскателю право обращения в судебные органы с заявлением об определении размера алиментов в твердой денежной сумме.

При индексации алиментов, установленных пропорционально минимальному размеру оплаты труда, необходимо применять МРОТ, установленный ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с 1 июня 2011 года — 4 611 руб.), в соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2006 года, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2006.

В связи с тем, что индексация алиментов, взысканных в твердой денежной сумме, предусмотрена только пропорционально росту величины прожиточного минимума, судебным приставам-исполнителям необходимо учитывать, что при снижении величины прожиточного минимума индексация не производится.

В связи с ежеквартальным изменением величины прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации, а также в целом по Российской Федерации территориальным органам ФССП России следует ежеквартально получать актуальную информацию о величине прожиточного минимума в информационно-правовых системах или на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстате) и направлять ее в структурные подразделения для использования в работе.

5.3. Порядок расчета размера алиментов (задолженности) должников — индивидуальных предпринимателей, применяющих различные системы налогообложения

С учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20.07.2010 № 17-П, расчет алиментов (задолженности) рекомендуем производить с учетом выбранной индивидуальным предпринимателем налоговой базы, исходя из сведений, представленных в налоговой декларации.

В настоящее время налоговым законодательством предусмотрены несколько систем налогообложения индивидуального предпринимателя:

общий режим налогообложения (уплата налога на доходы физических лиц);

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее — ЕСХН);

упрощенная система налогообложения (далее — УСН);

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД).

При расчете размера алиментов (задолженности) должников-индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, судебному приставу-исполнителю следует затребовать у должника налоговую декларацию (форма № 3-НДФЛ) и производить расчет размера алиментов (задолженности) с учетом данных, указанных в декларации.

При определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего ЕСХН либо упрощенную систему налогообложения, судебному приставу-исполнителю следует затребовать у должника книгу доходов и расходов, которую индивидуальный предприниматель должен вести для исчисления налоговой базы по налогу.

При определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы», также необходимо учитывать понесенные им расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и подтвержденные надлежащим образом*.

Вместе с тем при УСН с объектом налогообложения «доходы» налог уплачивается со всей суммы дохода (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Понесенные расходы в таком случае не учитываются при расчете налоговой базы, и подтверждать их налогоплательщик не обязан. Подтверждением понесенных расходов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности являются первичные документы, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — ФЗ «О бухгалтерском учете»).

При расчете размера алиментов должников — индивидуальных предпринимателей, применяющих налогообложение в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, судебному приставу-исполнителю рекомендуется затребовать у должника в соответствии с положениями ФЗ «О бухгалтерском учете» первичную финансовую документацию (накладные, счета-фактуры, квитанции, иные бланки строгой отчетности, расходные счета и др.) и произвести расчет задолженности по алиментам с учетом указанных документов.

С целью выявления фактического дохода индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доход» и ЕНВД, судебный пристав-исполнитель может рекомендовать индивидуальным предпринимателям вести книгу доходов и расходов.

При этом во всех указанных случаях порядка расчета размера алиментов (задолженности) для должника — индивидуального предпринимателя судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать сумму его дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения.

В случае уменьшения суммы дохода индивидуального предпринимателя на величину расходов судебному приставу-исполнителю следует руководствоваться п. 2 ст. 346.5, п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

В случае, если должник не предоставляет соответствующие документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, размер алиментов (задолженность) полагаем возможным определять исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии с п. 4 ст. 113 СК РФ.

При предъявлении судебному приставу-исполнителю декларации о доходах должника — индивидуального предпринимателя в случае увеличения его дохода размер алиментов (задолженности) подлежит перерасчету.

VI. Виды доходов, из которых производится удержание алиментов

При взыскании задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей, на содержание нетрудоспособных совершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, супруга (супруги) и других членов семьи для определения видов заработков или доходов, на которые следует обращать взыскание, судебному приставу-исполнителю необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (в редакции от 15.08.2008 № 613) (далее — Перечень).

Законодательством также установлены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (ст. 101 Закона).

Статья 101 Закона устанавливает исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

В соответствии с п. 9 ч. 1 данной статьи Закона не допускается обращение взыскания на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности.

Вместе с тем Семейным кодексом Российской Федерации регламентируется особый порядок взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

В частности, в ст. 82 СК РФ установлено, что виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Перечня, алименты удерживаются в том числе из пособия по безработице только на основании судебного акта о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

В целях предотвращения обращения взыскания на денежные средства, указанные в ст. 101 Закона, судебному приставу-исполнителю необходимо затребовать и проверять информацию об источниках формирования денежных средств на счетах должника**.

При удержании алиментов из денежных средств, полученных лицом, имеющим алиментные обязательства, по договору купли-продажи объектов недвижимого и движимого имущества, следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации.

С учетом необходимости обеспечения баланса интересов обеих сторон алиментных отношений алименты подлежат удержанию из доходов, полученных их плательщиком только по тем заключенным в соответствии с гражданским законодательством договорам, заключая которые лицо реализует принадлежащие каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности, а также право на труд (ст. 34, ч. 1; ст. 37, ч. 1 Конституции Российской Федерации)***.

Таким образом, не могут взыскиваться алименты с доходов, полученных гражданином вне связи с осуществлением им экономической деятельности, в частности, при разовых сделках по продаже недвижимости (квартиры, земельного участка, садового домика и др.).

VII. Порядок проведения проверок бухгалтерий предприятий (организаций). Ответственность должностных лиц организаций (предприятий), имеющих обязанности по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя либо по собственной инициативе имеет право проводить у работодателей проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам в отношении работающих в указанной организации должников.

Взыскатель имеет право подать в службу судебных приставов письменное заявление о проведении проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам о взыскании алиментов.

При этом заявление может быть подано в структурное подразделение судебных приставов, в котором велось (ведется) исполнительное производство о взыскании алиментов, либо в структурное подразделение судебных приставов по месту жительства взыскателя либо по месту нахождения организации, с приложением копии постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (при наличии).

Организация (предприятие), в которую судебный пристав-исполнитель направляет постановление об удержании из заработной платы и иных доходов должника, включается в реестр организаций (предприятий), который ведется в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России (приложение № 5). Соответствующий реестр формируется с использованием ПК ОСП.

По оконченным и неоконченным (при наличии задолженности) исполнительным производствам о взыскании алиментов проверка бухгалтерий организаций (предприятий) проводится не реже одного раза в течение года по инициативе судебного пристава-исполнителя.

При этом проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительному документу судебный пристав-исполнитель должен в обязательном порядке проводить по заявлению либо жалобе взыскателя или в случае непредоставления бухгалтерией организации (предприятия) информации по требованию судебного пристава-исполнителя, направленному в организацию одновременно с копией исполнительного документа и постановлением об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.

Исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона, судебный пристав-исполнитель вправе совершать самостоятельно либо в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона.

В случае, если проверяемая организация располагается на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, то действия по проверке бухгалтерии организации (предприятия) осуществляются самостоятельно путем выезда в организацию (предприятие) и истребования необходимых документов либо направления требования о представлении документов в структурное подразделение территориального органа ФССП России.

При проведении проверки бухгалтерии организации (предприятия) судебный пристав-исполнитель составляет акт проведения проверки правильности удержания и перечисления денежных средств бухгалтерией организации (предприятия) (приложение № 6).

Акт проведения проверки правильности удержания и перечисления денежных средств бухгалтерией организации (предприятия) с документами, подтверждающими правильность (либо допущенные нарушения) удержания и перечисления алиментов, приобщаются к материалам исполнительного производства, в рамках которого организована проверка.

Копия акта проверки бухгалтерии с соответствующими документами подшиваются в наряд «Акты-проверок бухгалтерий (организаций), производящих удержание».

При обнаружении в действиях должностных лиц организации (предприятия) нарушений законодательства Российской Федерации судебный пристав-исполнитель решает вопрос о привлечении их к установленной законодательством ответственности.

В случае выявления при проверке бухгалтерии (организации) нарушений трудового (фактов выплаты должнику заработной платы ниже МРОТ в соответствии со ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации) или налогового законодательства (фактов выплаты должнику заработной платы в размере ниже среднеотраслевого уровня), судебный пристав-исполнитель о данных фактах информирует территориальные органы Роструда и ФНС России с приложением документов, подтверждающих выявленные нарушения (приложения № 7, № 8).

При этом начальник отдела — старший судебный пристав организует работу по контролю за исполнением территориальными органами Роструда и ФНС России положений межведомственных соглашений по принятию мер реагирования на полученные от судебных приставов-исполнителей сведения о нарушениях.

При выявлении в ходе проверки бухгалтерии организации (предприятия) фактов нарушения должником законодательства об исполнительном производстве, выразившихся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, судебный пристав-исполнитель составляет в отношении виновного лица протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае установления со стороны руководителя организации (предприятия), производящей удержания, признаков злостного неисполнения, а равно воспрепятствования исполнению вступившего в законную силу судебного акта, судебный пристав-исполнитель составляет рапорт о наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, который с копиями материалов исполнительного производства незамедлительно направляется начальнику отдела — старшему судебному приставу для организации регистрации, проверки и принятия процессуального решения.

VIII. Порядок исчисления исполнительского сбора по исполнительным производствам о взыскании алиментов

В соответствии с ч. 5 ст. 102 и ч. 4 ст. 112 Закона исполнительский сбор за неуплату алиментов исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

Одновременно с вынесением постановления о расчете задолженности судебный пристав-исполнитель выносит постановление о расчете исполнительского сбора на сумму накопившейся за период с момента вынесения предыдущего постановления задолженности, а также с указанием общей суммы исполнительского сбора (нарастающим итогом).

IX. Розыск должников и их имущества по исполнительным производствам о взыскании алиментов

В случае отсутствия сведений о местонахождении должника-гражданина и/или его имущества по исполнительным документам о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска выносит постановление о розыске должника и/или его имущества в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона, с указанием исполнительных действий, которые должны быть совершены, и (или) мер принудительного исполнения, которые должны быть применены при розыске должника-гражданина и его имущества (далее — постановление о розыске).

Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или ребенка, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя (ч. 2 ст. 65 Закона).

Постановление о розыске утверждается старшим судебным приставом или его заместителем, и не позднее следующего рабочего дня направляется для производства розыска судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск (далее — судебный пристав-исполнитель по розыску), и подлежит немедленному исполнению.

Копии постановления направляются сторонам исполнительного производства. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника копия постановления направляется по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника.

При наличии соответствующего заявления взыскателя по исполнительным производствам о взыскании алиментов взыскателю (представителю взыскателя) выдается справка о нахождении должника в розыске, а также иные необходимые взыскателю документы для предъявления в орган социальной защиты населения.

X. Организация взаимодействия судебных приставов-исполнителей и дознавателей при выявлении преступлений, предусмотренных статьей 157 УК РФ

Дознаватель структурного подразделения в обязательном порядке производит следующие действия:

ведет журнал (либо наряд с реестрами) исполнительных производств, перспективных для возбуждения уголовных дел;

изучает не реже одного раза в неделю исполнительные производства на наличие перспективы возбуждения уголовного дела (изучению подлежат исполнительные производства о взыскании алиментов, по которым от двух месяцев и более не исполняются требования исполнительного документа);

оформляет и представляет проект указаний по изученным исполнительным производствам начальнику отдела — старшему судебному приставу для подписания;

сообщает начальнику отдела — старшему судебному приставу об исполнении либо о неисполнении указаний по перспективным исполнительным производствам;

при необходимости оказывает методическую помощь судебному приставу-исполнителю.

Судебный пристав-исполнитель:

совместно с дознавателем участвует в изучении исполнительных производств на наличие перспективы возбуждения уголовных дел;

——————————

* Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 № 17-П.

** Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2011 № 49-В11-11.

*** Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 № 122-О-О.

Подготовлены методические рекомендации о взыскании алиментов.

В частности, изложен порядок их уплаты. Правом на алименты обладают несовершеннолетние и нетрудоспособные совершеннолетние дети, нетрудоспособные родители, супруг (супруга) и другие члены семьи. Предусмотрено 2 порядка уплаты (договорной и судебный).

Данные средства взыскиваются на основании исполнительных листов, судебных приказов, нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов (их нотариально удостоверенных копий).

Указано, как исполнительный документ предъявляется взыскателем в подразделение судебных приставов. Разъяснено, как действовать, если данный документ возвращен с места работы должника.

Даны рекомендации по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов при установлении места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника.

Определено, как исчисляется задолженность по алиментам, индексируется их (ее) размер. Перечислены виды доходов, из которых удерживаются средства на содержание.

Также уделено внимание таким вопросам, как проверка бухгалтерий предприятий (организаций). Исчисление исполнительского сбора. Розыск должников и их имущества. Взаимодействие судебных приставов и дознавателей при выявлении злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ✓ Как спасти зарплату через алименты.

Должник подал в суд на разъяснение решения. В августе 2011 года суд объяснил, что это задолженность и текущие алименты. А ведь.