Комиссии должны формироваться с учетом по делам несовершеннолетних и.

Содержание

Статья 2. Правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Нормативные документы, регламентирующие деятельность комиссии по делам несовершеннолетних администрации Заводского района г.Минска:

  • Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
  • Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 г. № 200-3 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 г. №453-3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2003 г. №1599 «Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних»;
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 г. №47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите».

Комиссия по делам несовершеннолетних в пределах своей компетенции в целях осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов:

  • осуществляет меры, предусмотренные законодательством, по координации деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • организует индивидуальную профилактическую работу органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в отношении категорий несовершеннолетних:
    • совершивших иные антиобщественные действия,
    • проживающих в семьях, находящихся в социально опасном   положении,
    • оказавшихся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающихся в  социальной помощи и реабилитации;
  • обобщает и распространяет положительный опыт работы органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывает им организационно-методическую помощь;
  • проводит правовую пропаганду среди несовершеннолетних, педагогических коллективов и общественности;
  • осуществляет меры по защите, восстановлению и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений;
  • осуществляет контроль за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • обращается в суд по вопросам, связанным с помещением несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством;
  • дает согласие на досрочное по инициативе учреждения образования прекращение образовательных отношений с несовершеннолетним обучающимся, осваивающим содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования и не освоившим содержание образовательной программы базового образования;
  • рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей, опекунов или попечителей, связанные с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • оказывает помощь в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, а также осуществляет иные функции по оказанию социальной помощи несовершеннолетним, предусмотренные законодательством;
  • приглашает на свои заседания для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и иных граждан;
  • вносит представления в государственные органы и иные организации с целью устранения нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • направляет сообщения в органы прокуратуры в случаях нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей, опекунов или попечителей, иных лиц в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
  • выполняет функции органов опеки и попечительства при вынесении решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение;
  • посещает несовершеннолетних по месту жительства, работы или учебы, проводит беседы с несовершеннолетними, их родителями, лицами, их заменяющими;
  • осуществляет иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством;
  • осуществляет контроль за:
    • состоянием воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, в детских интернатных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях, других учебных заведениях, учреждениях культуры, спортивно-оздоровительных учреждениях, иных организациях и по месту жительства;
    • выявлением несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
    • состоянием воспитательной работы с несовершеннолетними в организациях, в которых они работают;
    • организацией воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними, к которым применены меры воспитательного характера, осужденными к видам наказания, не связанным с лишением свободы, досрочно освобожденными от отбывания наказания, вернувшимися из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений (совместно с органами внутренних дел), совершившими административные правонарушения.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: «Имею право!»: несовершеннолетние в гражданском суде

года в рамках Всероссийской акции «День правовой помощи детям» комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, принято года ответственный секретарь комиссии про делам имеющих статус детей-сирот В целях профилактики соблюдения.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Правоохранительные органы РФ. Суд и прокуратура, МВД и др. Видеоурок по обществознанию 7 класс

Новые полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области

Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

(с изменениями на 29 апреля 2019 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 28 мая 2008 года N 17 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 36, 27.06.2008);
Законом города Москвы от 16 июля 2008 года N 35 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 42, 29.07.2008);
Законом города Москвы от 16 сентября 2009 года N 32 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 54, 29.09.2009);
Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 36, 29.06.2012);
Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014);
Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 21.07.2017);
Законом города Москвы от 29 апреля 2019 года N 12 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 06.05.2019).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы и иными правовыми актами города Москвы устанавливает порядок создания и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также их полномочия.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Задачи комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссии) являются:

1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

2) выявление и анализ причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних;

3) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;

4) принятие мер к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, сексуального, психологического и иных форм насилия;

5) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям;

6) иные задачи, определенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

Статья 2. Принципы деятельности комиссий

Деятельность комиссий основывается на принципах:

1) законности;

2) демократизма;

3) поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней;

4) гуманного обращения с несовершеннолетними;

5) индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

6) иных принципах, предусмотренных федеральным законодательством.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

Статья 3. Система комиссий

Систему комиссий составляют:

1) Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — Городская комиссия);

2) окружные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — окружные комиссии);

3) районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — районные комиссии).

Статья 4. Городская комиссия

1. Городская комиссия создается Правительством Москвы в соответствии с настоящим Законом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

2. Численный и персональный составы Городской комиссии определяются Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

3. Пункт утратил силу с 30 мая 2014 года — Закон города Москвы от 7 мая 2014 года N 27..

4. Городская комиссия:

1) координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

2) контролирует, направляет и координирует деятельность окружных и районных комиссий, оказывает им методическую помощь, обобщает и распространяет опыт их работы;

3) принимает участие в разработке правовых актов и программ по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшению условий их жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и в пределах своей компетенции анализирует их эффективность;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

4) рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей, законных представителей и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;

4.1) принимает решение о наделении окружных комиссий полномочиями районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

4.2) принимает решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29)

4.3) ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, направляет отчет о своей деятельности в Правительство Москвы;
(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29)

5) реализует иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27.

Статья 5. Окружные комиссии

1. Окружная комиссия создается префектурой административного округа города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

2. Численный и персональный составы окружной комиссии определяются префектурой административного округа города Москвы по согласованию с Городской комиссией. Численный состав окружной комиссии не может быть менее трех человек.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

3. Председателем окружной комиссии является заместитель префекта административного округа города Москвы, определяемый префектом административного округа города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

4. Окружная комиссия:

1) координирует на территории административного округа города Москвы деятельность окружных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

2) контролирует, направляет и координирует деятельность районных комиссий, обобщает и распространяет опыт их работы;

3) принимает участие в разработке проектов правовых актов органов исполнительной власти города Москвы по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) часть утратила силу с 1 августа 2017 года — Закон города Москвы от 12 июля 2017 года N 29;

4.1) по решению Городской комиссии осуществляет на территории административного округа города Москвы полномочия районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

5) реализует иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27.

Статья 6. Районные комиссии

1. Районная комиссия создается управой района города Москвы по согласованию с председателем Городской комиссии. Порядок согласования состава районной комиссии определяется Городской комиссией.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

2. Численный состав районной комиссии не может быть менее трех человек. Количество штатных работников районной комиссии не может быть менее двух человек.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

3. В состав районной комиссии входят председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя, ответственный секретарь, специалисты, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты представительного органа местного самоуправления. В состав районной комиссии могут входить представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов государственной власти города Москвы (далее — органы государственной власти), органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее — органы местного самоуправления), а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

4. Часть утратила силу с 1 августа 2017 года — Закон города Москвы от 12 июля 2017 года N 29..

5. Районная комиссия:

1) рассматривает ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;

2) рассматривает информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, общественно опасных деяний и принимает решения о применении к таким несовершеннолетним мер воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 мая 2019 года Законом города Москвы от 29 апреля 2019 года N 12.

3) рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) или иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" к компетенции районной комиссии;

4) при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося дает согласие на оставление несовершеннолетним, достигшим возраста 15 лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования. В случае оставления несовершеннолетним общеобразовательной организации районная комиссия не позднее чем в месячный срок совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию, принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству;

5) дает согласие на отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет и не получившего основного общего образования, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 статьи 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

6) принимает решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;

7) принимает постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 мая 2019 года Законом города Москвы от 29 апреля 2019 года N 12.

8) подготавливает совместно с соответствующими органами или организациями и представляет в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральным законодательством;

9) согласовывает представления администрации учебно-воспитательного учреждения закрытого типа о:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 мая 2019 года Законом города Москвы от 29 апреля 2019 года N 12.

а) продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;

б) прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа до истечения установленного судом срока в случае, если по заключению психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее шести месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или у него выявлены заболевания, препятствующие содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 мая 2019 года Законом города Москвы от 29 апреля 2019 года N 12.

в) переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для реабилитации несовершеннолетнего;

г) восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае самовольного ухода несовершеннолетнего из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в указанном учреждении;

9.1) согласовывает заключения администрации специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа о:

а) прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа до истечения установленного судом срока на основании ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;

б) переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа на основании ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;
(Пункт 9.1 дополнительно включен с 17 мая 2019 года Законом города Москвы от 29 апреля 2019 года N 12)

10) обеспечивает оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены федеральным законодательством и законодательством города Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 мая 2019 года Законом города Москвы от 29 апреля 2019 года N 12.

11) совместно с соответствующей государственной инспекцией труда дает согласие на расторжение трудового договора с работником в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);

12) обращается в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном федеральным законодательством;

13) применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы;

13.1) принимает решения в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6 и 8 пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения;
(Пункт дополнительно включен с 17 мая 2019 года Законом города Москвы от 29 апреля 2019 года N 12)

14) подготавливает и направляет в органы исполнительной власти города Москвы в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего района города Москвы;

15) участвует в разработке проектов правовых актов органов исполнительной власти города Москвы по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

16) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

Глава 2. Компетенция комиссий

Статья 7. Права комиссий

1. Комиссии имеют право:

1) запрашивать и бесплатно получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимые для своей работы сведения;

2) приглашать должностных лиц, специалистов и граждан для получения от них информации и объяснений по рассматриваемым вопросам;

3) привлекать для участия в работе представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также других заинтересованных лиц;

4) вносить представления в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности по вопросам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

5) вести прием несовершеннолетних, их родителей, законных представителей и иных лиц;

6) ставить перед уполномоченными на то органами вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений, определений комиссий и непринятия мер по выполнению представлений комиссий;

7) ходатайствовать перед судом о возможности освобождения от наказания несовершеннолетнего, осужденного за совершение преступления, в случаях, предусмотренных статьей 92 Уголовного кодекса Российской Федерации, назначения данному несовершеннолетнему условного осуждения или наказания, не связанного с лишением свободы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

8) ходатайствовать перед должностными лицами воспитательной колонии об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетнего и применении к нему предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации мер поощрения;

9) пункт утратил силу с 1 августа 2017 года — Закон города Москвы от 12 июля 2017 года N 29;

10) пункт утратил силу с 1 августа 2017 года — Закон города Москвы от 12 июля 2017 года N 29;

11) иные права, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27.

2. Члены комиссий по поручению комиссий имеют право в установленном порядке беспрепятственно посещать учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проверки условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

Статья 8. Меры воздействия, применяемые комиссиями к несовершеннолетним

1. Комиссии совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют и берут на учет несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, беспризорных, а также оставивших общеобразовательные организации и неработающих несовершеннолетних, принимают решение об их устройстве и контролируют выполнение принятых решений.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

2. Учет и предоставление информации о выявленных и нуждающихся в устройстве несовершеннолетних осуществляются в порядке, установленном Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27.

3. По результатам рассмотрения материалов и дел в отношении несовершеннолетних комиссии применяют меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

4. С учетом личности несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного им проступка комиссии могут применять примирительные процедуры. Организация и проведение примирительных процедур осуществляется Городской комиссией в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

Статья 9. Меры воздействия, применяемые комиссиями к родителям, законным представителям несовершеннолетних

1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями, законными представителями своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних комиссии могут применить к ним меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

2. При обнаружении в процессе рассмотрения материалов в действиях (бездействии) родителей, законных представителей несовершеннолетнего, иных лиц состава административного правонарушения, не подведомственного комиссии, или признаков преступления комиссия направляет материалы в органы прокуратуры и иные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела в отношении указанных лиц.

Глава 3. Порядок рассмотрения комиссиями материалов и дел

Статья 10. Основания рассмотрения комиссиями материалов и дел

1. Комиссии рассматривают материалы и дела:

1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей и иных лиц;

2) по собственной инициативе;

3) по представлению органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры, следственных органов в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

5) переданные на рассмотрение в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

6) прекращенных уголовных дел или материалы об отказе в возбуждении уголовных дел либо заверенные в установленном порядке копии таких материалов в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", поступившие из органов, принявших соответствующее процессуальное решение, или органов прокуратуры для рассмотрения вопроса о возможности применения к указанным несовершеннолетним мер воздействия или возбуждения ходатайства перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29; в редакции, введенной в действие с 17 мая 2019 года Законом города Москвы от 29 апреля 2019 года N 12.

2. Дела, указанные в пункте 5 части 1 настоящей статьи, рассматриваются в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 11. Подготовка заседания комиссии

1. Материалы и дела, поступившие на рассмотрение комиссии, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем, заместителем председателя или ответственным секретарем комиссии.

2. Порядок подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В процессе предварительного изучения поступивших материалов определяются:

1) подведомственность материалов, поступивших в комиссию;

2) круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание комиссии;

3) необходимость проведения дополнительной проверки поступивших материалов и обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения; истребование дополнительных материалов;

4) целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов.

4. По результатам предварительного изучения материалов и дел могут приниматься следующие решения:

1) о назначении дела к рассмотрению с извещением заинтересованных лиц о времени и месте заседания комиссии;

2) о возвращении полученных материалов, если они не подведомственны комиссии или требуют проведения дополнительной проверки направившим материалы органом;

3) о проведении проверки, обследования по поступившим материалам или поручении их проведения соответствующими специалистами;

4) о рассмотрении ходатайства несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей по существу вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании комиссии;

5) об обращении в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего.

5. О времени и месте заседания комиссии сообщается несовершеннолетнему, его родителям, законным представителям, прокурору и иным лицам, чье участие в заседании будет признано обязательным.

6. Подготовленные к рассмотрению материалы в обязательном порядке предоставляются для ознакомления несовершеннолетнему, его родителям, законным представителям, защитнику, представителю общественной организации, членом которой является несовершеннолетний.

7. Принятые материалы, дела рассматриваются комиссией в течение 15 дней со дня их поступления.

8. Указанный срок может быть продлен по мотивированному постановлению комиссии в случае поступления ходатайства от одного из участников рассмотрения материалов, дел и (или) необходимости дополнительного выявления обстоятельств дела, а также в случае уклонения несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей от явки на заседание комиссии, если материалы, дело не могут быть рассмотрены без их присутствия.

Статья 12. Порядок проведения заседания комиссий

1. Заседания Городской комиссии проводятся в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, и являются правомочными при наличии не менее половины членов комиссии.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

2. Порядок проведения заседаний окружных комиссий определяется регламентом, утверждаемым Городской комиссией.

3. Заседания районной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и являются правомочными при наличии не менее половины членов состава комиссии. Ведет заседание комиссии ее председатель или заместитель председателя.

4. Материалы, дела в отношении несовершеннолетнего рассматриваются на заседании районной комиссии в присутствии несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), а в необходимых случаях — педагога, иных лиц по усмотрению комиссии.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

5. Несовершеннолетний, в отношении которого рассматриваются материалы, может быть удален с заседания комиссии на время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может оказать на несовершеннолетнего отрицательное влияние.

6. Защитник несовершеннолетнего, в необходимых случаях представитель общественной организации, допускаются к участию в работе районной комиссии с момента подготовки материалов к заседанию.

7. Материалы, дела в отношении несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей могут быть рассмотрены в их отсутствие при условии своевременного извещения о времени и месте проведения заседания комиссии и неполучении ходатайства об отложении рассмотрения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

8. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 13. Меры, принимаемые комиссиями к обеспечению проведения заседания

1. Несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении, для обеспечения явки на заседание комиссии может быть отдан под надзор администрации этого учреждения до рассмотрения дела об административном правонарушении.

2. Руководитель детского учреждения дает комиссии письменное обязательство обеспечить явку несовершеннолетнего на заседание комиссии.

3. В случае неявки без уважительных причин на заседание комиссии несовершеннолетний, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, его родители, законные представители, иные лица по данному делу могут быть подвергнуты приводу органами внутренних дел по основаниям и в порядке, установленным федеральным законодательством.

4. Часть утратила силу с 1 августа 2017 года — Закон города Москвы от 12 июля 2017 года N 29..

Статья 14. Постановления, представления, определения комиссий

1. Постановления комиссий принимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов, дел в отношении несовершеннолетних, их родителей, законных представителей и иных лиц, а также по результатам рассмотрения представлений, обращений и ходатайств организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

2. Представления комиссий вносятся в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в целях устранения причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также нарушений их прав и законных интересов.

3. Постановления и представления комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председателя комиссии является решающим.

4. Постановления и представления комиссии должны быть изложены в письменной форме и мотивированы.

5. Содержание постановления комиссии при рассмотрении дел об административных правонарушениях определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. В постановлении о применении мер воздействия, об устройстве несовершеннолетнего либо принятии иных мер к защите прав и законных интересов несовершеннолетнего указываются:

1) наименование комиссии;

2) дата рассмотрения материала, дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассматривается материал, дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении материала, дела;

5) доказательства, на основании которых принято решение;

6) правовой акт, предусматривающий ответственность за правонарушение либо гарантирующий права несовершеннолетнего;

7) принятое по материалу, делу решение;

8) предлагаемые комиссией меры социальной помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания.

7. Постановления и представления комиссии подписываются председательствующим на заседании комиссии и секретарем заседания комиссии и оглашаются немедленно по окончании рассмотрения дела.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

8. Копия постановления комиссии или выписка из него вручается под роспись заинтересованным лицам или направляется в соответствующие органы или учреждения в течение трех дней со дня его принятия.

9. Постановления и представления комиссий обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

10. При получении постановления или представления комиссии органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которым оно адресовано, обязаны в срок, установленный комиссией, сообщить комиссии, направившей постановление или представление, о мерах, принятых по его исполнению.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29.

11. Неисполнение постановления или представления комиссии, непринятие мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в постановлении или представлении комиссии, а также оставление указанных правовых актов без рассмотрения влечет ответственность, установленную федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

12. Определения комиссий принимаются в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 15. Особенности решений по отдельным категориям материалов

1. При рассмотрении материалов, дел, связанных с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетнего, комиссия обязана всесторонне изучить обстоятельства, выяснить причины и условия указанных нарушений и принять меры, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего.

2. Рассматривая материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей, иных лиц, комиссия заслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей, потерпевшего, свидетелей, защитника, а в необходимых случаях — заключение прокурора, мнение представителя общественной организации и после всестороннего рассмотрения обстоятельств принимает одно из следующих решений:

1) о применении мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством или законодательством города Москвы;

2) о прекращении рассмотрения;

3) об отложении рассмотрения и проведении дополнительной проверки;

4) о передаче материалов в органы прокуратуры, суд, другие органы по подведомственности;

5) о возможности применения мер воздействия к несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, или о возможности возбуждения перед судом ходатайства о помещении такого несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 29; в редакции, введенной в действие с 17 мая 2019 года Законом города Москвы от 29 апреля 2019 года N 12.

Статья 16. Протокол заседания комиссии

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — Комиссия) Проблема неопределенности административно-правового статуса.

Вы точно человек?

В статье отмечено, что среди органов, осуществляющих профилактическую работу с несовершенно­летними в Республике Казахстан, ведущую роль играют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В ходе изучения правового регулирования деятельности названных комиссий автором выявлен ряд проблемных аспектов. В статье обосновывается необходимость пересмотра механизма формирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. По результатам исследова­ния сформулированы предложения по совершенствованию законодательного регулирования деятель­ности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. 

Построение правового и социального государства ставит на центральное место вопрос призна­ния общечеловеческих ценностей, к которым относятся жизнь, права, свободы, интересы, честь и достоинство, здоровье личности. Именно это и обусловило закрепление в ст. 1 Конституции РК, что Республика Казахстан утверждает себя «… демократическим, светским, правовым и социальным го­сударством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» [1].

На протяжении всего периода социально-экономических преобразований, проводимых в Рес­публике Казахстан, дети оказались самой незащищенной социально-демографической группой насе­ления. Анализ статистических данных показывает положительную динамику в отношении детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, по состоянию на 1 января 2015 г. в Республике Казахстан проживают и воспитываются в 188 организациях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения 33 682 (2012 г. — 34785) детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей. Из них 23 803 ребенка находятся в семьях под опекой и попечительством, на патро-натном воспитании — 9 879 детей [2]. Однако и эти цифры нельзя назвать утешительными, поэтому в Республике Казахстан образована Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан (далее — Комиссия). Именно данная структура призвана обеспечить выработку предложений и рекомендаций по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних, профилактики нарушений их прав, минимизации беспризорности и безнадзорности.

Для выработки унифицированного направления и формирования комплексного решения про­блем, связанных с выявлением, пресечением и профилактикой правонарушений среди несовершен­нолетних, противодействия росту беспризорности и безнадзорности среди детей, для обеспечения защиты их прав и законных интересов в 2001 г. Постановлением Правительства Республики Казах­стан было утверждено «Типовое положение о Комиссии по защите прав несовершеннолетних». В данном нормативном документе были определены и конкретизированы правовой статус, функцио­нальная направленность, компетенция и сфера деятельности Комиссии.

С ведением в действие в 2015 г. нового административного и уголовного законодательства, рас­ширившего применение к несовершеннолетним правонарушителям мер воспитательного характера, профилактическая роль комиссий по защите прав несовершеннолетних по устройству детей и подро­стков заметно усилилась. Значительно увеличилось количество рассматриваемых на их заседаниях дел.

В настоящее время в Казахстане осуществляют работу 214 комиссий. В их числе 14 комиссий областного уровня, 39 — городского, 161 — районного. Структура комиссий представлена следую­щими должностными лицами — председатель, заместитель председателя, члены комиссии и ответст­венный секретарь. Как показывает практика, Комиссии возглавляют заместители акимов областей, районов, городов по социальным вопросам, так как решение данных проблем находится в их компе­тенции. В свою очередь, членами комиссий приглашаются депутаты местных представительных органов, представители правоохранительных органов, сотрудники отделов опеки и попечительства, об­разования, юстиции, здравоохранения, труда, культуры, общественных и иных организаций. Именно они могут принять действенные, результативные и незамедлительные решения по имеющимся про­блемным аспектам.

В государстве имеется ряд государственных органов, деятельность которых носит профилакти­ческую направленность в работе с несовершеннолетними. В системе данных органов Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав занимает центральное место. Данные комиссии призна­ны важным, значимым и функционально необходимым звеном действующей в Казахстане совокуп­ности органов профилактики беспризорности, безнадзорности детей и пресечения правонарушений несовершеннолетних. Именно комиссии играют стратегически важную роль в ситуации, когда необ­ходима нейтрализация имеющихся или назревающих ключевых социально опасных явлений в среде несовершеннолетних. Анализ имеющейся юридической научной литературы показывает исключи­тельную роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как центрального элемента в системе органов исполнительной власти, способного: оказывать влияние на формирование положи­тельного общественного мнения; выявлять обстоятельства отрицательного характера, отражающиеся на развитии ребенка; оказывать правильное противодействие всем негативным обстоятельствам, для того чтобы помочь ребенку в становлении его как полноправного и полноценного члена современно­го общества; оказать помощь в реализации права на защиту [3; 101].

Нормативную основу функционирования Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав составляет ряд нормативных правовых актов Республики Казахстан:

  • Конституция Республики Казахстан от 30 января 1995 г.;
  • Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 г. № 193-IV;
  • Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 г. № 518-IV;
  • Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казах­стан» от 9 февраля 2015 г. № 285-V;
  • Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 г. за № 591-11;
  • Закон Республики Казахстан «О правах ребенка» от 8 августа 2002 г. за № 345-2;
  • Положение «О Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан» от 24 мая 2007 г. № 415;
  • Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан от 28 августа 1999 г. № 73;
  • иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.

Создание такой широкой нормативной основы несомненно является определенным достижением государственной политики в области защиты прав несовершеннолетних. Однако следует также ре­шить вопрос о том, чтобы частью правовой системы Казахстана стали общепризнанные международ­ные правила и стандарты:

  • Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985);
  • Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990);
  • Правила ООН, касающиеся защиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы (1990);
  • Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заклю­чением (Токийские правила, 1990) и др.

При использовании перечисленных международно-правовых документов следует внимательно изучить разницу между обязательными и необязательными международными правовыми нормами. Так, например, «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» (Пекинские правила), принятые резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г., очень важны, так как содержат минимальные стандарты, закре­пленные в Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем они необязательны, так как представляют собой только рекомендации. Объясняется это тем, что в этом законопроекте есть прямые ссылки на эти правила. Но Конвенция о правах ребенка — это такие же обязательные международные правила, как Пакт о гражданских и политических правах, как Европейская конвенция по правам человека. Они обязательны к исполнению всеми казахстанскими судьями.

Наличие исчерпывающего законодательства, представленного Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, законами и подзаконными актами, регламентирующими правовое положение, правовой статус, сферу компетенции и порядок деятельности комиссий по де­лам несовершеннолетних и защите их прав, вселило большие надежды и уверенность в том, что ко­миссии станут именно теми органами, которые будут координировать деятельность всех государст­венных органов и социальных служб, занимающихся проблемами несовершеннолетних. Данные про­грессивные изменения произошли в современное время, несмотря на то, что долгие годы советского периода в Комиссии по делам несовершеннолетних попадало не более 30 процентов дел о правона­рушениях несовершеннолетних. При этом среди них были и дела административного порядка, т.е. дела об административных правонарушениях несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. Была преду­смотрена процедура освобождения несовершеннолетнего правонарушителя судом, с применением к нему предусмотренных законодательством мер принудительного воспитательного воздействия. Суд также мог направить материалы дела о совершенном несовершеннолетним правонарушении в комис­сию. В свою очередь, и сама Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав имела полное право самостоятельно рассматривать неправомерные действия подростков, а также право на само­стоятельное рассмотрение случаев уклонения несовершеннолетних лиц от учебы и работы.

Прогрессивным шагом вперед в деле обеспечения прав и свобод несовершеннолетних в Респуб­лике Казахстан является то, что на сегодняшний день РК ратифицирована Конвенция о правах ребен­ка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.

Таким образом, можно констатировать, что в основе деятельности Межведомственной комис­сии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан ле­жит весьма солидная правовая база. Этими нормативно-правовыми актами должна руководствовать­ся Комиссия в рамках своей деятельности.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является консультативно-совещательным органом при Правительстве Республики Казахстан. Главной целью и основным на­правлением деятельности Комиссии является подготовка предложений и рекомендаций по таким во­просам, как обеспечение охраны и защиты прав и интересов несовершеннолетних, разработка соци­ально значимых программ профилактической направленности для противодействия правонарушени­ям несовершеннолетних, безнадзорности и беспризорности, их эффективной социализации и, конеч­но же, представление данных предложений заинтересованным министерствам и ведомствам, зани­мающимся проблемами, касающимися прав и интересов детей [4].

Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительст­ве Республики Казахстан на всех своих уровнях рассматривает весьма широкий диапазон вопросов в отношении правового положения несовершеннолетних в Республике Казахстан.

Основная часть проблемных аспектов на заседаниях Межведомственной комиссии по делам не­совершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан посвящена следую­щим актуальным вопросам:

  • организация устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, на патронатное воспитание и поиск иных альтернативных форм;
  • разбор дел несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния;
  • анализ положения несовершеннолетних, оказавшихся в сложной ситуации, оказание помощи в их социализации и реабилитации;
  • разбор дел в отношении родителей/законных представителей, которые не исполняют, в силу определенных причин, своих обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних;
  • поиск оптимальных форм трудоустройства несовершеннолетних, освобожденных из пенитен­циарных учреждений и специальных организаций образования;
  • выполнение решений Комиссии, принятых на предыдущих заседаниях.

В соответствии с функциями, которыми наделены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, можно сказать, что они выполняют всю необходимую работу по защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Кроме того, на них возлагается общая организация пре­творения в жизнь намеченных планов работы с несовершеннолетними в определенном регионе и проверка их исполнения. В целях четкого выполнения возложенных на них функций комиссии долж­ны заботиться о подборке и расстановке своих членов и общественного актива, о четком распределе­нии между ними обязанностей. Поэтому в планах работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав важно указывать лиц, ответственных за их исполнение, что обеспечивает конкрет­ность при проверке качества исполнения возложенных на членов комиссий функций.

Деятельность комиссий по защите прав несовершеннолетних по выполнению возложенных на них функций носит правовой характер. Выносимые ими постановления обладают юридической силой и подлежат обязательному исполнению. Они окончательны, т.е. не нуждаются в утверждении ника­кими другими органами. При этом необходимо указать и на то, что проверки исполнения деятельно­сти комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав должны занимать центральное место, так как важно не только принять правильное и развернутое постановление, но и организовать необ­ходимый контроль за его исполнением.

В числе основных функций, определяющих роль и юридическое значение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в первую очередь, следует выделить функцию, которая за­ключается в обеспечении комиссиями оказания содействия несовершеннолетним в реализации и за­щите их прав, свобод и законных интересов. На наш взгляд, в широком понимании юридического значения данной функции ее можно назвать функцией комиссий по делам несовершеннолетних и за­щите их прав по правовой защите и охране детства, так как она охватывает все стороны жизненных интересов несовершеннолетних.

Наряду со сказанным комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наделены, со­гласно законодательству Республики Казахстан, рядом особых функций. В частности, должны регу­лярно информировать все заинтересованные структуры о складывающейся ситуации в сфере работы по профилактике правонарушений, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Кроме того, комиссии выявляют факты нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних и об этом также информируют всех заинтересованных лиц.

Своевременно предоставленная в соответствующие органы информация является залогом успеха в обеспечении дальнейшей деятельности государственных органов и социальных служб, занимаю­щихся решением проблем несовершеннолетних. Важная роль своевременности подачи информации лицам, занимающимся проблемами несовершеннолетних, подтверждается объективной необходи­мостью оказания помощи несовершеннолетним, занимающимся бродяжничеством, оказавшимися беспризорными, совершившими правонарушения. На наш взгляд, такая информация оказала бы влияние на снижение подростковой преступности, предупреждение бродяжничества и беспризорно­сти, искоренение фактов пьянства, наркомании, токсикомании, улучшение форм взаимодействия с государственными органами и общественными организациями, решение вопросов, связанных с тру­доустройством несовершеннолетних, правильной организацией досуга.

Одним из важнейших и значимых направлений деятельности Комиссий по делам несовершенно­летних и защите их прав становится выявление детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, которая негативно отражается на состоянии их здоровья и представляет опасность для их жизни. Данная работа носит планомерный и систематический характер. Кроме того, комиссия выявляет и родителей (законных представителей), которые не исполняют своих обязанностей по содержанию, обучению, воспитанию несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья. Большое значение прида­ется процессу выявления тех родителей (законных представителей), чье воспитание отрицательно влияет на нормальное физическое, психическое и моральное развитие несовершеннолетних. Особня­ком стоит функция выявления родителей (законных представителей), которые жестоко обращаются с детьми. Именно такая работа служит профилактической основой мероприятий по противодействию безнадзорности, беспризорности и правонарушаемости детей и подростков, так как эти три элемента — тот наиболее значимый и негативный социальный фактор, игнорирование которого представляет собой опасность для всего современного казахстанского общества в целом.

Важнейшей функцией комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав является вне­сение в органы опеки и попечительства предложений о поддержке несовершеннолетних, нуждаю­щихся в помощи государства. Государство защищает интересы несовершеннолетних, оставшихся без родительского внимания и попечения. В соответствии с действующим законодательством формами воспитания таких детей могут быть усыновление, опека и попечительство, патронат, семейные дет­ские дома (приемные семьи).

Неоценима роль комиссий в принятии мер по защите прав детей от физического и психического насилия. Важность данной функции комиссий обусловлена ростом всех форм дискриминации, сексу­альной и иной эксплуатации, а также от вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщест­венных действий. Поэтому данная функция и позволяет характеризовать правовую сущность и соци­альную значимость комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав провели достаточно содержательную и объемную работу, о чем свидетельствуют статистические данные.

В первом полугодии 2014 г. оказана социальная помощь 45 517 несовершеннолетним, из них:

  • 36148 детям из многодетных и малообеспеченных семей;
  • 1357 детям из неблагополучных семей;
  • 4766 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
  • 1708 безнадзорным и беспризорным детям;
  • 1335 детям с девиантным поведением;
  • 203 детям, страдающих алкоголизмом и наркоманией [2].

Деятельность комиссий тщательно проанализирована. Можно утверждать, что основная часть вопросов посвящена:

  • родителям, которые уклоняются от воспитания и содержания своих несовершеннолетних де­тей, — 1188 дел (18,3%);
  • поиску альтернативных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, — 1144 дела (17,7%);
  • несовершеннолетним, деятельность которых носит противоправный характер, — 1028 дел (15,9%);
  • трудоустройству лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, которые, испытывая матери­альные сложности, не могут продолжить обучение для получения специальности, — 194 дела (3%).

Именно деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их права позволила воз­вратить на обучение в школы более 800 детей, уклонявшихся от учебы; привлечь к уголовной ответ­ственности более 200 детей, совершивших общественно опасные деяния; помочь трудоустроить бо­лее 1100 детей; направить на лечение от алкогольной, наркотической зависимости в лечебно-профилактические учреждения более 200 несовершеннолетних и т.д. [2].

За 2014 г. комиссиями проведена работа по лишению родительских прав около 600 человек. Кроме того, более полутора тысяч человек привлечены к административной ответственности за не­исполнение обязанностей по воспитанию детей [2].

Изложенное свидетельствует о том, что деятельность комиссий по защите прав несовершенно­летних отличается высокой степенью рациональной и эффективной организации, что позволяет им решать широкий круг проблем в отношении несовершеннолетних.

Но, тем не менее, следует отметить, что комиссиям необходимо уделять особое внимание про­блемным задачам современного периода, таким как:

а)  осуществление систематического контроля органов, занимающихся профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних;

б)  сбор, анализ и обобщение статистических данных, характеризующих работу всех органов, занимающихся профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних;

в)  выявление проблем, требующих комплексного подхода, порой вмешательства различных ведомств и выработки рекомендаций для их решения;

г)   проведение мониторинга и выявление территорий с наиболее проблемными показателями и оказание им организационной, межведомственной, методической и практической помощи.

Кроме того, комиссии по защите прав несовершеннолетних, осуществляя свои полномочия на вверенных им территориальных единицах, сталкиваются со всевозможными трудностями при ре­шении вопросов, связанных с проблемами несовершеннолетних. Так, например, значительные труд­ности возникают при решении вопросов, связанных с занятостью несовершеннолетних, организацией и проведением их досуга, а также при решении различных вопросов, связанных с проблемами охра­ны иных прав и свобод несовершеннолетних.

Нельзя не отметить, что комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав сведена на нет деятельность по трудоустройству и бытовому устройству несовершеннолетних. Отсутствует со стороны комиссий контроль за исполнением региональных планов по профилактике правонаруше­ний, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. Комиссии не уделяют особого внимания разработкам методических рекомендаций по совершенствованию деятельности государст­венных органов в рамках проведения профилактических мероприятий правонарушений подростков. Комиссии не организовывают проведение социологических исследований по вопросам современного состояния правонарушений, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. В работе комис­сии присутствует формализм, что, конечно же, влияет на качество тех функций, которые они призва­ны исполнять в системе профилактики правонарушений.

И в этом аспекте, в первую очередь, сказывается несогласованность нового законодательства Республики Казахстан, регламентирующего правовое положение несовершеннолетних (например, о браке и семье, об образовании, о занятости населения, о приватизации) и прав комиссий по защите прав несовершеннолетних, предоставленных им Положением «О Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан» от 24 мая 2007 г. № 415.

Подводя итоги сказанному выше, необходимо отметить, что социальная ценность современных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит, прежде всего, в охране общест­венных отношений, в которые вступают несовершеннолетние граждане нашей республики. То есть речь идет о том, что государством и казахстанским обществом на комиссии по делам несовершенно­летних и защите их прав возлагается задача по охране всей системы общественных отношений, цен­тральным звеном которых являются несовершеннолетние. Однако необходимо помнить и о том, что социально-ценностные возможности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав не беспредельны. Они имеют свои разумные ограничения, тем более в том случае, как это мы видим в объективной действительности, когда Типовое положение «О комиссиях по делам несовершенно­летних и защите их прав» не определило задачи этих органов. Полагаем, что основными и значимы­ми задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются:

  • координация работы всех органов, учреждений и организаций, занимающихся проблемами не­совершеннолетних;
  • обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;
  • организация работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушаемо-сти несовершеннолетних;
  • рассмотрение различных дел несовершеннолетних, в том числе и дел о совершенных несо­вершеннолетними различных правонарушениях;
  • осуществление контроля над условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях воспитательного и исправительного характера.

Представляется, что включение названного пункта в структуру нового Типового положения «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» во многом поможет в процессах со­вершенствования деятельности названных комиссий в вопросах, которые касаются всех сфер соци­альной жизни государства, где одними из субъектов возникающих правоотношений являются несо­вершеннолетние, остро нуждающиеся в оказании правовой помощи и защиты как со стороны госу­дарства, так и со стороны общественных структур.

Действительно, ввиду сложившейся ситуации возникла острая необходимость в пересмотре ор­ганизации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. На основании сказанного выше значительное место имеют факты, свидетельствующие о том, что в настоящее время нарушились отлаженные ранее взаимоотношения комиссий по защите прав несовершеннолетних с предприятиями, школами, учреждениями здравоохранения, спорта и т.д. Поэтому в условиях сего­дняшнего дня первостепенной задачей Республики Казахстан является ускорение процесса разработ­ки и принятия нового нормативного правового акта о комиссиях по защите прав несовершеннолет­них, строго адаптированного к существующим социально-экономическим условиям современной Республики Казахстан, с обязательным учетом положительного опыта работы подобных формирова­ний в зарубежных странах. В первую очередь следует пересмотреть механизм формирования комис­сий по делам несовершеннолетних. Необходимо разработать принципиально новые подходы к кадро­вому составу комиссий. Для работы в комиссиях должны привлекаться на постоянной основе спе­циалисты в области юриспруденции, психологии, менеджмента, социологии, не занятые на основном месте работы.

 

Список литературы

  1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями). — [ЭР]. Режим доступа:http://online.zakon.kz
  2. Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казах­стан — [ЭР]. Режим доступа:http://bala-kkk.kz/ru/node/360
  3. Кирюхин В.В. Вопросы правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Проблемы правового регулирования и организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Сб. науч. ст. — М., 2013. — Вып. 4. — С. 101-106.
  4. Положение «О Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан» от 24 мая 2007 года № 415. — [ЭР]. Режим доступа:http://online.zakon.kz

Фамилия автора: Н.Раззак

Теги: ДетиНесовершеннолетниеПрава человека

Журнал: Вестник КарГУ

Год: 2015

Город: Караганда

Категория: Юриспруденция

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 14.02.2009 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Региональным законодательством правовой статус комиссии по делам несовершеннолетних устанавливается обычно как статус постоянно.