Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции.

Альтернативный проект федерального закона «О полиции»

Ответственность граждан за подготовку и совершение насильственных преступлений, в том числе с использованием оружия

Насильственные преступления в уголовно-правовом понимании характеризуются общими признаками, что является основанием для объединения их в одну группу. Общность и сходство этих преступлений выражается, прежде всего, в одинаковом способе их совершения, а, именно в применении насилия или угрозы применения насилия к другому человеку. Этот способ предусматривается в качестве элемента, характеризующего объективную сторону преступления, в диспозициях ряда статей угoлoвнoгo зaкoнoдaтeльcтвa в УК РФ, например, ответственность за насильственные преступления предусмотрена многими ст. ми кодекса.

Насильственный характер действий преступника в разных уголовно-правовых нормах выражен различно. Чаще всего в законе прямо указано на насилие или угрозу его применения. В ряде случаев предусмотрены действия или обстоятельства, которые по своей сущности представляют собой насилие или могут выразиться в насилии, либо указаны последствия насилия в виде причинения смерти или телесных повреждений.

Данные нормы включены в различные главы Особенной части уголовного законодательства, что обеспечивает разносторонность охраны разнородных групп общественных отношений. Принятая в законе терминология для обозначения насильственных действий неодинакова. Анализ положений, относящихся к внешней характеристике всей совокупности норм об ответственности за насильственные преступления, имеющихся в действующем уголовном законодательстве, позволяет выдвинуть самостоятельную проблему уголовно-правовой борьбы с такими преступными деяниями.

Убийство двух или более лиц, совершенное в состоянии аффекта наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. Причинение смерти по неосторожности наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Статья 24 Федерального закона «Об оружии»)

Граждане РФ могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.

Лицам, владеющим на законном основании оружием и имеющим право на его ношение, запрещается иметь при себе оружие во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных, спортивных и иных публичных мероприятиях, за исключением лиц, принимающих непосредственное участие в спортивных мероприятиях с использованием спортивного оружия, казаков, участвующих в собраниях казачьих обществ, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением казачьей формы, лиц, участвующих в религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением национального костюма, в местностях, где ношение клинкового холодного оружия является принадлежностью такого костюма, а также лиц, уполномоченных организатором определенного публичного мероприятия обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан, соблюдение законности при его проведении. Организаторы культурно-развлекательных и спортивных мероприятий вправе осуществлять временное хранение принадлежащего гражданам оружия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством РФ.

Запрещается обнажение оружия в случае, если отсутствуют основания для его применения, предусмотренные частью первой настоящей ст. (за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Федеральный закон «Об оружии»

Закон о полиции 1 марта 2011 года

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством РФ. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством РФ.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей ст. ;

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей ст. ;

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей ст.. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей ст. ;

5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей ст. ;

6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей ст. ;

7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей ст. ;

8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей ст. ;

9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей ст. ;

10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей ст. ;

11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей ст. ;

12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей ст. ;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей ст. ;

14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей ст..

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей ст.. если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 ст. 23 настоящего Федерального закона.

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей ст.. признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным ст. й 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей ст.. а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 ст. 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные ст. й 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 ст. 23 настоящего Федерального закона.

Деятельность полиции носит обеспечительный характер по отношению к приводят как к нарушению конституционных прав граждан, так и к полиции отказывается от применения специальных средств и.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Закон о Полиции. Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»

Рузаева Д. В. Проблема превышения полномочий сотрудниками полиции при применении физической силы, специальных средств и оружия // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 216-219

Исторически органы внутренних дел получили от государства исключительные полномочия по применению мер силового характера при обеспечении общественного порядка и безопасности, для выполнения предупредительных мероприятий, пресечения совершения правонарушений и преступлений, привлечению к ответственности и восстановлению нарушенных прав.

Деятельность полиции носит обеспечительный характер по отношению к действующим законам. Упущения в ее регламентации, приводят как к нарушению конституционных прав граждан, так и к возникновению социальной напряженности, а также к необеспечению «должного уровня правовой защищенности сотрудника полиции» [1, С. 67]. Основу нормативного регулирования в данной сфере составляет Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (далее ФЗ «О полиции»), где в ст. 18-23 были определены основания и порядок применения физической силы, специальных средств и оружия. При этом данные статьи не содержат четкого перечня критериев для определения границ дозволенного применения силового воздействия. Поэтому, спустя неполное десятилетие, сложилась неоднозначная практика применения сотрудниками полиции физической силы, оружия и специальных средств.

С одной стороны, часть сотрудников полиции отказывается от применения специальных средств и оружия в ситуациях, даже когда это необходимо для защиты самого сотрудника полиции и окружающих от посягательств со стороны третьих лиц. Так, по данным «Российской газеты», из-за неприменения оружия российские полицейские получают травмы или погибают в период с 2010 по 2019 гг. в 3 раза чаще, чем в период с 2000 по 2010 гг [2].

В 2014 году по причине участившихся случаев гибели сотрудников полиции при исполнении своих обязанностей или получения ранений, рабочая группа при комитете Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции подготовила поправки в ФЗ «О полиции», допускающие применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия в общественных местах. Авторы данной поправки отмечали, что: «…сотрудник полиции не может применить оружие, если это повлечет за собой гибель мирных граждан. Эта норма связывает сотрудника по рукам и ногам, потому что он лишен возможности применять оружие даже тогда, когда это необходимо…» [3]. На настоящее время предложенная поправка не была принята.

С другой стороны, участились случаи превышения сотрудниками полиции своих полномочий. Для этого можно выделить целый комплекс ситуаций: применение оружия для выбивания показаний, превышение пределов крайней необходимости, нанесение излишнего урона имуществу граждан, применение оружия для удовлетворения собственных интересов и т.д. По данным Следственного комитета России за период с 2010 — 2019 гг. случаи превышения полномочий российскими полицейскими возросли на 40% по сравнению с периодом 2000 — 2010 гг [4].

Проанализируем судебную практику с целью выявления критериев отграничения действий в рамках полномочий и действий, выходящих за рамки полномочий. Как правило, при определении законности действий сотрудников полиции используются следующие формулировки:

1) если в действиях сотрудников полиции превышения должностных полномочий при применении физической силы к истцу не установлено, то суд может указывать, что причиной применения физической силы и специальных средств стало «применение истцом насилия к сотруднику полиции и непосредственная угроза его здоровью» [5], также учитывались сложившаяся обстановка и агрессивное поведение истца. Обязательно приводятся объяснения самих сотрудников полиции по отдельным обстоятельствам произошедшего, например, что они не предупредили правонарушителя о своем намерении применить к нему физическую силу, так как он своими действиями создавал непосредственную угрозу здоровью окружающих (судебное решение Воркутинского городского суда Республики Коми № 2-550/2015 от 10.03.2015 г.).

2) суд в своем решении также может указать на исполнение сотрудниками своих должностных обязанностей, связанных с обеспечением правопорядка, пресечением противоправных действий, поэтому предпринятые ими действия, являются соответствующие требованиям ФЗ «О полиции». Свои действия сотрудники полиции в рапорте могут аргументировать тем, что «по-другому это сделать не получалось, так как Ш.С.В. [правонарушитель] оказывал активное сопротивление, был очень агрессивным» [6] (судебное решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 17 июля 2018 г. по делу № 1-152/2018).

3) если суд приходит к выводу о наличии превышения полномочий, он указывает на то, что происходит «существенное нарушение прав и законных интересов граждан, совершенное с применением оружия и специальных средств». Далее описываются действия сотрудника полиции: «Сенитар И. В. произвел один выстрел в воздух, а затем менее трех выстрелов и ранил потерпевшего» [7], — и степень полученного вреда здоровью (судебное решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 11 мая 2016 г. по делу № 1-27/2016).

Как можно заметить, строгих критериев оценки действий сотрудников полиции нет. Факт «превышения полномочий» в современном законодательстве России является оценочной категорией и отдается на усмотрение судьи. Российские юристы (А. В. Арапова, К. А. Волков) [9, 10] сделали вывод о том, что сотрудники полиции находятся в заведомо невыгодном положении по сравнению с преступниками и правонарушителями, потому что суд предпочитает принять сторону обвинения при решении вопроса о законности действий, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия. По их мнению, действующее законодательство и судебная практика ограничивают право сотрудника на необходимую оборону.

Несомненно, назревает необходимость обновления нормативно-правовой базы органов внутренних дел. Моделью для заимствования может служить опыт регулирования полномочий полиции в США, для которого характерно наличие детально прописанных процедур. Поскольку в США нет единого закона, регулирующего деятельность полицейских, основными актами являются приказы департаментов, например, приказ Полицейского Департамента города Сан-Франциско №5.01 от 21.12.2016 «Применение силы». В соответствии с ним основаниями применения огнестрельного оружия являются следующие ситуации: защита жизни сотрудника полиции и других лиц от посягательства на жизнь и причинение серьезных увечий; нейтрализация водителя транспортного средства и остановка самого транспортного средства, создающего своими действиями угрозу жизни и здоровью полицейского, не имеющего возможности избежать ее или другого лица; обезвреживание общественно опасного животного; подача сигнала о помощи при отсутствии других возможностей. Запрещается применять оружие из своего движущегося транспортного средства, в качестве предупреждения, в отношении человека, представляющего угрозу только себе самому.

Сравнивая полномочия сотрудников полиции в США и в России, можно сказать, что полицейские Сан-Франциско менее ограничены в применении специальных средств и оружия, в том числе благодаря наличию детально прописанных инструкций, благодаря чему полицейскому не приходится опасаться выхода за пределы своих полномочий [11, С. 125]. Например, после применения оружия в начале проверяется возможность повторной угрозы, затем оружие помещается в кобуру, потом оказывается медицинская помощь пострадавшим, только потом преступнику и докладывается о ситуации вышестоящему начальству в департаменте.

Другим предметом для заимствования выступает подход к обучению сотрудников полиции. Если к первоначальной подготовке в России подходят фундаментально, пытаясь за короткий срок дать обучающимся максимальное количество информации, в ущерб практике, то в зарубежных странах обучение узконаправленное и ориентировано в первую очередь на привитие практических навыков работы полицейского. В США также действует система жесткого отбора кандидатов с прохождением серии психологических тестов на одном из этапов отбора, затем следует обязательное обучение отобранных в полицейских Академиях. В России обучение стажеров происходит на практике, «в полевых условиях». В. О. Шелудько отмечает, что 40% сотрудников полиции не смогут воспроизвести положения ФЗ «О полиции», касающиеся применения силовых мер воздействия [12, С. 66].

Подытоживая проведенное исследование, можно назвать основные факторы, способствующие превышению сотрудниками полиции своих полномочий: незнание о порядке и правилах применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, действующими сотрудниками, психологическая перегрузка либо неподготовленность, намеренное превышение полномочий в собственных интересах, некачественная практическая подготовка к реальным действиям.

В качестве рекомендаций можно назвать: разработка четко прописанных процедур для различных ситуаций, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, чтобы сотрудник полиции имел «костяк» действий, на который можно опереться. Важную роль имеет кадровая политика, которая также требует пересмотра, в том числе создание системы психологического отбора кандидатов. Также стоит чаще проводить проверку навыков сотрудников полиции, более 1 раза в год.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Федеральный закон «О полиции». Аудиокнига

Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке.

Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

ПРОЕКТ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН "О ПОЛИЦИИ" — ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Страница 4 из 7

ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Статья 14. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и
огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом.
2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные и самооборонительные средства для пресечения преступлений и других правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции, если ненасильственные способы не обеспечивают исполнения возложенных на сотрудника полиции обязанностей.
3. Применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должно предшествовать предупреждение о намерении их использовать.
4. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о намерении использования физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если промедление в их использовании непосредственно будет угрожать жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции или приведет к другим тяжелым последствиям.

5. Во всех случаях, когда невозможно избежать применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, сотрудник полиции обязан стремиться, по возможности, причинять наименьший моральный материальный и физический вред.
6. При причинении телесных повреждений или ранений в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.
7. О получении травмы и увечий или смерти лица вследствие применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан доложить своему непосредственному начальнику для уведомления прокурора.
8. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в кратчайшие сроки, но не более 24 часов, уведомит родственников или близких лиц гражданина.
9. Применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия с превышением полномочия влечет за собой установленную законодательством Республики Таджикистан ответственность.
10. Сотрудники полиции, сотрудники других правоохранительных министерств и ведомств, курсанты и военнослужащие, осуществляющие борьбу с преступностью, не привлекаются к уголовной ответственности за нанесение лицу морального, материального и физического ущерба, если они применят физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие обоснованно и в установленном настоящим Законом порядке.
11. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
12. Перечень специальных средств и огнестрельного оружия, применяемые сотрудниками полиции, а также порядок их использования устанавливается и одобряется Министром внутренних дел Республики Таджикистан.
13. Вооружение полиции специальными средствами, которые могут нанести ранения/травмы или служат источником неоправданного риска, запрещается.
Статья 15. Применение специальных средств
1. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении полиции, в следующих случаях:
— для отражения нападения на граждан и сотрудника полиции;
— для предотвращения сопротивления сотруднику полиции;
— для задержания лица, застигнутого (попавшего в руки) при совершении преступления, и пытающегося скрыться;
— для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они окажут вооруженное сопротивление;
— для доставления задерживаемых лиц в полицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключению под стражу, когда они своим

поведением дают основание полагать, что могут совершить побег, либо могут причинить вред окружающим или себе, или могут оказать противодействие сотруднику полиции;
— для отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства, принадлежащие гражданам, государственным и общественным органам, предприятиям, учреждениям и организациям, для освобождения насильственно удерживаемых преступниками лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
— для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций;
— для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции остановиться;
— для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления.
2. В качестве специальных средств могут применяться:
— резиновые палки/дубинки — в случаях, предусмотренных пунктами 1,2 и 7 части первой настоящей статьи;
— слезоточивый газ — в случаях, предусмотренных пунктами 1,2,4,6 и 7 части первой настоящей статьи;
— наручники (в случаях отсутствия наручников, сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания), предусмотренные пунктами 2, 3, 4 и 5 части первой настоящей статьи;
— светозвуковые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 4, 6 и 7 части первой настоящей статьи;
— средства остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктом 8 части первой настоящей статьи;
— водомёты и бронемашины (только по указанию начальника полиции с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения) — в случаях, предусмотренных пунктами 4, 6 и 7 части первой настоящей статьи;
— служебные собаки — в случаях, предусмотренных пунктами 1,2,3,4 и 5,6,7 и 9 части первой настоящей статьи;
— электрошоковые устройства в случаях, предусмотренных пунктами 1,2,3,4 и 7 части первой настоящей статьи;
— средства, уничтожающие преграды — в случаях, предусмотренных в пунктах 6 и 7 части первой настоящей статьи;
— специальные окрашивающие средства — в случаях, предусмотренных в пунктах 3, 7 и 9 части первой настоящей статьи;
— лошади — в случаях, предусмотренных в пунктах 3 и 7 части первой настоящей статьи;
— резиновые пули — в случаях, предусмотренных в пунктах 1, 2, 3 и 7 части первой настоящей статьи.
— принадлежности для ушиба (ранения), а также симуляторы огнестрельного или холодного оружия;

3. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видными признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного действия, угрожающего жизни и здоровью людей, или отчетливо соучаствуют в подобных правонарушениях. А также разрешается применение специальных средств для обеспечения общественного порядка при организации несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирований.
4. В случае необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник полиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

Статья 16. Применение огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции в качестве крайней меры имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

— для защиты граждан от нападения, а также для освобождения заложников;
— для отражения группового или вооруженного нападения на работника полиции, других лиц, выполняющих обязанности или общественный долг по охране общественного порядка;
— для отражения группового или вооруженного нападения на жилые помещения граждан, на важные и охраняемые объекты, помещения государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, для отражения нападения на дежурную часть органов внутренних дел;
— для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, либо застигнутого при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступника, совершающего или совершившего побег из-под стражи, а также вооруженного лица, отказывающего выполнить законное требование о сдаче огнестрельного оружия;
— для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящие в распоряжении/на вооружении полиции;
— в отношении лиц, чьи активные действия всеобщего созыва мобилизованы/направлены для нападения на граждан и сотрудников, охраняющие общественный порядок, а также на важные и охраняемые инфраструктуры, здания государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности;
— для отражения нападения лиц, нацеленные на использование имущества или легковоспламеняющиеся или рассыпные средства, и это может создать угрозу спокойствию и безопасности граждан, общества и государства.
2. Применению огнестрельного оружия за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом должно предшествовать предупреждение о намерении его применить.
3. Без предупреждения огнестрельное оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, речных судов, имуществ, легковоспламеняющихся и рассыпных средств, при побеге из-под стражи с огнестрельным оружием либо с использованием транспортных средств,

побеге лиц, находящихся под стражей из транспортных средств во время их движения, а также для освобождения заложников.
4. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими нападения, оказания вооруженного сопротивления, совершения группового либо вооруженного нападения, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.
5. Сотрудник полиции имеет право использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:
— для остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель ставит под реальную угрозу жизнь и здоровье граждан и не подчиняется законным требованиям сотрудников полиции остановиться;
— для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан;
— для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
6. Во всех случаях применения огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан принять необходимые меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, а также уведомления их родственников или законных представителей.
7. О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник полиции в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа полиции по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия, а в случае гибели или ранения граждан немедленно сообщить прокурору.
8. Сотрудник полиции не привлекается к уголовной ответственности в ходе выполнения служебных обязанностей при соблюдении требований настоящего Закона.

Статья 17. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные статьей 16 настоящего Закона основания для его применения.
2. Попытки лица, задерживаемого сотрудником полиции, с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметом, которым можно нанести физический вред, либо приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, а равно попытка завладения оружием сотрудника полиции либо совершение внезапных или других опасных действий, либо без разрешения сотрудника полиции взятие какого-то предмета из своей одежды, что может быть истолковано сотрудником полиции как угроза насилия и реальная опасность для жизни, предоставляют сотруднику полиции право применить огнестрельное оружие в соответствии с настоящим Законом.

16.01.2017 17:3916291Проект закон РТ "О полиции"

административное право / административный процесс / нормы Решение о применении специальных средств сотрудник полиции, по общему правилу.