В то же время, регламентируется срок признания умершим в течение полугода с момента исчезновения, если: есть основания считать.

Содержание

Признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Процедура объявления гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим предусмотрена ст. ст. 361, 368 — 372 ГПК Республики Беларусь (далее – ГПК).

Такое заявление подается в суд по месту жительства заявителя.

Производство о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим возбуждается по заявлению заинтересованных лиц.

 Суд приступает к производству по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим по истечении сроков, установленных Гражданским кодексом республики Беларусь (далее – ГК).

В заявлении должно быть указано,  для какой цели необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить гражданина умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, дающие основания предполагать смерть гражданина.

Суд при подготовке дела к судебному разбирательству выносит определение о публикации за счет заявителя в местной и республиканской газете объявления о поступившем в суд заявлении с просьбой ко всем гражданам и юридическим лицам, имеющим сведения о гражданине, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, сообщить их суду.

Публикация должна содержать:

1) наименование суда, в который поступило заявление;

2) фамилию, собственное имя, отчество, дату и место рождения гражданина, последнее место его жительства и последнее известное место его пребывания;

3) предложение в течение 2 месяцев с момента публикации сообщить о данном гражданине имеющиеся сведения.

На срок, указанный в публикации, производство по делу приостанавливается. Суд выясняет также, какие граждане (родственники, соседи, сослуживцы и др.) могут дать сведения об отсутствующем, и разрешает вопрос о вызове их в качестве свидетелей, запрашивает сведения о нем у юридических лиц по последнему известному месту его жительства и месту работы.

О времени рассмотрения дела суд извещает прокурора, участие которого в этих делах обязательно. Суд возобновляет производство по делу по истечении 2 месяцев со дня публикации в газетах объявления и приступает к его рассмотрению, если не получит в этот срок достоверных сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина. Рассмотрев дело, суд выносит мотивированное решение о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим или об отказе в этом. Решение суда должно содержать фамилию, собственное имя, отчество гражданина, дату и место его рождения, последнее известное место жительства.

При удовлетворении требования суд указывает в решении начало безвестного отсутствия или дату смерти гражданина, если установлены обстоятельства, угрожающие ему смертью или дающие основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая.

При наличии обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 370 ГПК, одновременно с признанием гражданина безвестно отсутствующим суд может поставить вопрос о назначении опекуна над его имуществом, если этот вопрос не был решен при подготовке дела. Копия решения суда в этом случае в 3-дневный срок после вступления решения в законную силу направляется в соответствующий орган опеки и попечительства. В этот же срок после вступления решения суда в законную силу в случае объявления гражданина умершим суд извещает орган, регистрирующий акты гражданского состояния по месту нахождения суда, для регистрации смерти гражданина и при наличии имущества у такого лица извещает государственную нотариальную контору, нотариальное бюро по месту открытия наследства для принятия при необходимости мер по охране наследственного имущества.

Суд не позднее следующего дня после принятия решения о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим, если дети указанного лица остаются без попечения родителей, уведомляет об этом управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства родителей (родителя) для обеспечения государственной защиты детей.

        В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее вынесенное решение. Это решение является основанием для снятия опеки с имущества безвестно отсутствующего или для аннулирования записи акта о смерти гражданина, объявленного умершим, в книге регистрации актов гражданского состояния, а также для отмены мер по охране его имущества.

Елизавета Николаевна Макеева,

адвокат юридической консультации г. Борисова

объявлен судом умершим — если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет. Понятие и.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Отсутствие скорбей — признак умирающей души!

Признание лица безвестно отсутствующим или объявление умершим. Правовые последствия

В случае отсутствия гражданина в месте его жительства в течение определенного времени он может быть признан судом безвестно отсутствующим либо объявлен умершим.

Статьей 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Согласно ст. 42 ГК РФ при невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, в силу ст. 45 ГК РФ, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются судом в порядке особого производства.

По общему правилу дела особого производства суд рассматривает с участием заявителей и других заинтересованных лиц. При этом дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются судом с участием прокурора.

В случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Статьей 276 ГПК РФ предусмотрено, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица. При этом в таком заявлении должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

В соответствии со ст. 278 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина. В силу ст. 43 ГК РФ, ч. 1 ст. 279 ГПК РФ решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им. При этом орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.

Законом определены последствия явки или обнаружения лица, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим. Согласно ст. 44 ГК РФ в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.

Независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим, за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя от добросовестного приобретателя.

Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.

3) изучить основания и гражданско-правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим;. 4).

§ 4. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим

Библиографическое описание:

Овсиенко, Е. В. Некоторые проблемы признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим / Е. В. Овсиенко. — Текст : непосредственный, электронный // Право: история, теория, практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12699/ (дата обращения: 11.04.2020).



В современном обществе проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим актуальна, так как ежедневно, по данным статистики, исчезает огромное количество людей. Потребность в тщательном изучении данной проблемы вызвана еще и такими объективными факторами, как усиление криминогенной обстановки, локальные военные действия, стихийные бедствия, которые нередко являются причиной исчезновения людей либо их смерти.

Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим служит для устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина в семейных, трудовых, наследственных и иных правоотношениях. Еще одной целью данного института является предотвращение возможных неблагоприятных последствий для имущества отсутствующего. Но необходимо отметить такую проблему, нередко встречающуюся на практике, когда никто не обращается в суд с заявлением о признании лица безвестно отсутствующим либо объявления его умершим. Возникает такая ситуация в случаях отсутствия заинтересованных лиц в признании отсутствующего лица безвестно отсутствующим или умершим. Это может возникнуть, когда гражданин не состоит ни с кем ни в каких правоотношениях — отсутствуют родственники, либо сам гражданин вел асоциальный образ жизни. В данном случае имущество гражданина может остаться бесхозным и перейти в незаконное владение к другому лицу. Я считаю, что на практике довольно сложно отследить подобные ситуации, но не стоит не принимать их во внимание. Уполномоченные органы при выявлении бесхозяйного имущества, обязаны поставить его на учет, затем в соответствии с главой 33 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на него.

Еще одной из проблем данного института является умышленное укрывательство гражданина в целях получения материальной выгоды. Так, в ст. 42 Гражданского кодекса РФ указано, что суд может признать гражданина безвестно отсутствующим. Следовательно, положения данной статьи имеют диспозитивный характер и из нее не следует, что суды обязаны устанавливать безвестное отсутствие лица. Если у суда имеются все основания полагать, что лицо умышленно скрывает сведения о своем месте пребывания, например, в целях уклонения от уплаты долгов, то он не должен признавать этого гражданина безвестно отсутствующим. В связи с этим представляется целесообразным дополнить ст. 42 Гражданского кодекса РФ положением о том, что «суд не может признать гражданина безвестно отсутствующим, если установит, что лицо умышленно скрывает сведения о себе». Внесение данного пункта в законодательство будет способствовать правильному разрешению дел и укреплению законности.

В Гражданском кодексе РСФСР было предусмотрено, что гражданин может быть объявлен умершим по истечении трех лет его безвестного отсутствия, а в ст. 45 Гражданского кодекса РФ этот срок был увеличен до пяти лет. При современных условиях развития коммуникаций такая «новация» не оправдана. Пять лет — слишком длительный срок, и его соблюдение создает на практике целый ряд проблем как для членов семьи безвестно отсутствующего гражданина, так и для других лиц, связанных с ним различными гражданскими обязательствами. Я считаю, следует согласиться с мнением Михайловой И. А. и определить этот срок в три года, по аналогии со сроком исковой давности и внести необходимые поправки в п. 1 ст. 45 Гражданского кодекса РФ [3, с. 21].

Еще одним из вопросов, который нуждается в разрешении со времен советского права, является законодательное закрепление понятия «день окончания военных действий». В соответствии со статьей 277 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании умершими военнослужащих, в заявлении помимо цели и обстоятельств, подтверждающих безвестное отсутствие военнослужащего, необходимо указать день окончания военных действий. Такая необходимость обусловлена тем, что в соответствии с п. 2 ст. 45 Гражданского кодекса РФ военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Законодательное закрепление данного положения было предложено в 1957 г. А. Г. Потюковым [7, c. 57]. Это определение и было воспринято законодателем. Но при внешней убедительности приведенных предложений, для закона они оказались непригодны, так как на практике встречаются проблемы с определением дня окончания военных действий. Так заявитель может ошибочно указать в заявлении днем окончания военных действий день подписания мирного договора или указа Президента РФ об окончании террористической операции, либо день вывода войск. При этом нельзя забывать, что в законе говорится не только о военнослужащих, но и о гражданских лицах, пропавших без вести в связи с военными действиями. Проблема определения понятия «день окончания военных действий» стоит еще и в том, что даже после подписания документов о прекращении военных действий, локальные боевые действия могут продолжаться в течении нескольких месяцев. Я считаю, чтобы способствовать устранению неопределенности, а также для улучшения качества работы судов общей юрисдикции и уменьшения количества отмененных судебных решений, необходимо обратиться к мнению Новицкого И. Б. и законодательно закрепить понятие «день окончания военных действий». Так Новицкий И. Б. писал: «Для объявления умершими лиц, безвестно пропавших во время военных действий, целесообразнее исчислять срок со дня подписания мирного договора. Это послужит гарантией того, что пропавшие без вести не будут лишены принадлежащих им прав, пока они фактически не имеют возможности заявить о своем существовании» [5, c. 119].

Также у судов есть вопросы не только в неопределенности понятия «день окончания военных действий», но и в применении вместо существовавшего ранее шестимесячного срока, двухлетнего. Лишь по истечении данного срока с момента окончания военных действий гражданин может обратиться в суд с заявлением о признании военнослужащего либо другого гражданина умершим. Новицкий И. Б. обосновывал необходимость удлинения срока заботой о правах пропавших без вести лиц, которые в условиях войны могут быть лишены возможности сообщить о своем существовании и месте пребывания. Он писал: «Помимо чрезмерной краткости 6-месячного срока, следует признать, что исчисление в таких случаях срока со дня безвестной пропажи неправильно, так как многие граждане, относящиеся к этой группе, пока идет война не имеют возможности дать о себе знать». [5, c.119]. Однако в условиях современного технического прогресса двухлетний период достаточно велик. Считаю необходимым вернуться к существовавшему раннее шестимесячному сроку для признания гражданина умершим в связи с военными действиями. Данное положение способствует более быстрой защите прав лиц, обратившихся в суд с заявлением.

Отдельного внимания заслуживает проблема передачи имущества безвестно отсутствующего в доверительное управление. Помимо сохранности имущества, целью доверительного управления является выдача содержания гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, либо погашение задолженности по другим обязательствам. Ранее охрана имущественных интересов безвестно отсутствующего осуществлялась с помощью института опеки. В настоящее же время необходимо заключать договор доверительного управления. Предпосылками заключения данного договора является решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, наличие у этого лица имущества, требующего постоянного управления, определение органом опеки и попечительства потенциального доверительного управляющего и согласие последнего на заключение договора [1, с. 14]. При этом ст. 38 Гражданского кодекса РФ определяет, что доверительное управление имуществом подопечного при необходимости постоянного управления осуществляется только в отношении недвижимого и ценного движимого имущества. Однако при доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, законодатель не разграничивает имущество на недвижимое и ценное движимое, как при доверительном управлении имуществом подопечного. Поэтому, следует полагать, что лишь то имущество безвестно отсутствующего гражданина должно передаваться в доверительное управление, в отношении которого установлена необходимость в постоянном управлении [4,с. 177]. Здесь мы сталкивается с оценочным понятием, так как не всегда ясно, какое имущество требует обязательного управления.

Согласимся с мнением Гришаева С. П., с точки зрения которого указанный пробел необходимо устранить посредством изложения в законе не исчерпывающего списка имущества и имущественных прав безвестно отсутствующего, при наличии которых установление доверительного управления имуществом являлось бы обязательным при рассмотрении дела о признании гражданина безвестно отсутствующим [1, с. 15]. К такому имуществу необходимо отнести:

‒ недвижимое имущество;

‒ ценные бумаги;

‒ исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;

‒ предприятия, как имущественные комплексы;

‒ вещи, которые в результате отсутствия постоянного управления (ухода) утрачивают свои полезные свойства быстрее, нежели в результате естественного износа (животные);

‒ права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами;

‒ иное имущество, необходимость постоянного управления которым признана судом обязательной.

Наличие открытого перечня имущества, которое требует управления, может стать полезным для правоприменителя. Суд не будет связан жесткими рамками и по-своему усмотрению, исходя из конкретной ситуации, определит имущество, которое необходимо передать доверительному управляющему.

Имеются отдельные вопросы при применении на практике норм института признания лица безвестно отсутствующим в наследственных правоотношениях. Безвестно отсутствующее лицо может быть призвано к наследованию, поскольку безвестное отсутствие не означает смерть последнего. Однако у такого гражданина может возникнуть проблема в принятии наследства, поскольку в шестимесячный срок безвестно отсутствующее лицо лишено возможности подать соответствующее заявление или фактически принять наследство. При этом заменить отсутствующего не могут ни доверительный управляющий, ни орган опеки и попечительства. Статья 1155 Гражданского кодекса РФ дает возможность пропустившему срок по уважительной причине наследнику, восстановить его и перераспределить наследственные доли. В случае же, если безвестно отсутствующее лицо так и не явится, то оказываются нарушенными уже права наследников самого безвестно отсутствующего лица. Причем, в случае последующего объявления безвестно отсутствующего гражданина умершим, права наследников последнего в описанной ситуации невозможно будет защитить ни на основании норм о наследственной трансмиссии, ни о наследовании по праву представления.

Одним из негативных последствий возвращения лица, раннее по решению суда признанного безвестно отсутствующим, могут стать некоторые положения Семейного кодекса РФ. Согласно статье 130 Семейного кодекса РФ дети безвестно отсутствующего гражданина могут быть усыновлены без получения его согласия. В настоящее время законодательно не урегулирован вопрос, когда усыновление уже состоялось, однако затем последовала явка безвестно отсутствующего. Непонятно, будет ли отмена усыновления. На практике такая ситуация может представлять собой серьезную проблему, так как затрагиваются интересы несовершеннолетних.

Еще одной проблемной нормой является ст. 19 Семейного кодекса РФ. Согласно статье, возможно расторжение брака в упрощенном порядке с гражданином, признанным безвестно отсутствующим, независимо от наличия общих несовершеннолетних детей. По заявлению другого супруга брак с таким лицом расторгается в органах записи актов гражданского состояния. В случае явки безвестно отсутствующего гражданина брак восстанавливается только по совместному заявлению бывших супругов и только если бывший супруг не вступил в новый брак. Как мы видим, здесь вновь затрагиваются интересы несовершеннолетних.

Таким образом, учитывая состояние законодательства и судебной практики по применению норм Гражданского кодекса РФ и Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении указанной категории дел, представляется необходимым продолжить комплексное исследование проблем, связанных с делами о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим с целью выработки конструктивных предложений, направленных на совершенствование правового регулирования судопроизводства. Отсутствие теоретических разработок, законодательно закрепленных определений и руководящих разъяснений высших судебных инстанций имеют негативное значение. Устранение пробелов будет способствовать единообразию в правоприменительной практике при рассмотрении и разрешении анализируемой категории дел.

Литература:

  1. Гришаев С. П. Доверительное управление имуществом // Правовая система КонсультантПлюс, 2010.
  2. Исмаилов Ч. Безвестно отсутствующий и безвестно исчезнувший // Законность. № 6. 2011.
  3. Михайлова И. А. Теоретические и практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим // Наследственное право. № 2. 2006.
  4. Никитин Д. Ю. Договор доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим: дис. … канд. юр. наук. — М., 2006.
  5. Новицкий И. Б. Безвестное отсутствие в условиях войны // Вопросы гражданского и трудового права периода Великой Отечественной войны. Вып.3. М., 1944.
  6. Попова Ю. А. Совершенствование правовых норм, регулирующих институт признания граждан безвестно отсутствующими и объявлении умершими. // Проблемы применения и совершенствования Гражданского процессуального кодекса РСФСР / Отв. ред. Р. Е. Гукасян.
  7. Потюков А. Г. Безвестное отсутствие // Вопросы кодификации советского права / отв. ред. Керимов Д. А. Л., 1957.

Основные термины(генерируются автоматически): доверительное управление, Гражданский кодекс РФ, отсутствующий, отсутствующее лицо, отсутствующий гражданин, суд, гражданин, признание гражданина, Гражданский процессуальный кодекс, шестимесячный срок.

Похожие статьи

Некоторые процессуальные особенности рассмотрения в судах

Согласно ст. 42 ГКРФ и 45 ГКРФгражданинпризнаетсясудом безвестно отсутствующим, если по прошествии года в

Суды дела о признаниигражданина безвестно отсутствующим или умершим, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 262 ГПКРФ решают в порядке особого производства.

Проблемы института объявления гражданина умершим…

Динамика гражданскогопроцессуального законодательства… дело, РФ, признаниеграждан, суд, судебное заседание

умерший, признаниегражданина, особое производство, отсутствующий, гражданин, объявление гражданина, лицо, пропавший гражданин, РФ, суд.

К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел и судов

Так он предлагает пункт 1 статьи 42 ГражданскогокодексаРФ «Признаниегражданина безвестно отсутствующим» изложить в следующей редакции: «Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признансудом безвестно отсутствующим

Практические проблемы правоприменения института признания

Институт признаниялица безвестно отсутствующим либо умершим в гражданском праве РФ относится к разряду стабильных. Однако на практике содержание правил этого института не всегда однозначно толкуется.

Смерть опекуна или попечителя либо подопечного как основание…

Согласно ст. 42 ГКРФсуд может признатьгражданина безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его нахождения нет сведений о его месте пребывания.

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Анализируя данную гражданско-правовую норму, считаю, необходимым расширить круг лиц, имеющих право на подачу заявления в суд для возбуждения дела о признаниигражданина недееспособным, а именно…

Субституция по законодательству РФ | Статья в журнале…

Порядок признаниягражданина безвестно отсутствующим и его последствия предусмотрены в статьях 42, 43 ГКРФ.

В этой ситуации, если дополнительный наследник в шестимесячныйсрок подал заявление нотариусу о принятии наследства, то он будет признан наследником по…

Вопросы применения ст. 1149 Гражданскогокодекса Российской…

Помимо ГКРФ нормы права, относящиеся к наследованию, содержатся также в Трудовом кодексеРФ, Земельном кодексеРФ, Семейном кодексеРФ, ГражданскопроцессуальномкодексеРФ.

Суд приступает к производству по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим по истечении.