7) аннулирование государственного долга, т.е. отказ государства от всех ранее взятых на себя долговых обязательств;. 8) реструктуризация.

Государственный долг

12.4. Управление государственным долгом

Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В основе управления государственным долгом лежат определенные принципы:

  • безусловность – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  • единство учета – учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных органами государственной власти;
  • согласованность – обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
  • снижение рисков – выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
  • оптимальность – создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
  • гласность – предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

В системе действий по управлению государственным долгом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.

Обслуживание государственного долга предполагает: осуществление операций по размещению долговых обязательств; выплату доходов по ним; погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Различают обслуживание внутреннего государственного долга (выплата процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения) и обслуживание внешнего государственного долга (уплата процентов или иного вознаграждения заимодавца и прочие платежи по внешним государственным займам).

С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. В экономической и правовой литературе к таким способам относят:

  • конверсия – изменение размера доходности займа, т. е. снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством кредиторам;
  • консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов;
  • унификация – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа;
  • отсрочка погашения займа – изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;
  • аннулирование – полный отказ государства от своих обязательств.

Предоставление государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь является исключительной прерогативой Республики Беларусь, которое осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.

Долговые обязательства иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь перед Республикой Беларусь как кредитором формируют долг иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь перед Республикой Беларусь.

В случае предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год утверждаются:

— предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Республикой Беларусь иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь;

— программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь.

Государственный кредит может быть предоставлен Республикой Беларусь только тем иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным государственным кредитам.

Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь перед Республикой Беларусь по видам долговых обязательств и по кредитополучателям прилагаются к проекту закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год при внесении его в Палату представителей.

Кредиты иностранным государствам международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь предоставляются на основании программы предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики за счет средств республиканского бюджета, которая представляет собой перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели предоставления кредитов, наименований кредитополучателей, общего объема кредитов, объема кредитов, предоставленных в текущем финансовом году.

Программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов утверждается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год в качестве приложения к этому закону в случае, если планируется предоставление Республикой Беларусь государственных кредитов.

Договор о предоставлении Республикой Беларусь государственных кредитов может быть подписан белорусской стороной только в случае его включения в программу предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов.

Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие аннулирование – полный отказ государства от своих обязательств. Долговые обязательства иностранных государств, международных.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Вашего кредита не существует!

Сборник идеальных эссе по обществознанию

БК РФ Статья 103. Государственные (муниципальные) заимствования

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Под государственными (муниципальными) заимствованиями понимается привлечение от имени публично-правового образования заемных средств в бюджет публично-правового образования путем размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг и в форме кредитов, по которым возникают долговые обязательства публично-правового образования как заемщика.

2. Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации понимается привлечение от имени Российской Федерации заемных средств в федеральный бюджет путем размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.

3. Государственные внутренние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации, финансового обеспечения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах федерального бюджета.

4. Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.

5. Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимается привлечение от имени Российской Федерации заемных средств в федеральный бюджет путем размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации и в форме кредитов от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и (или) иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в иностранной валюте.

6. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации, финансового обеспечения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета.

7. Право осуществления государственных внешних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Действие п. 8 ст. 103 приостановлено до 01.01.2021 (ФЗ от 12.11.2019 N 367-ФЗ).

8. Правительство Российской Федерации или уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации вправе осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации в целях замещения внешних (внутренних) заимствований в рамках верхнего предела государственного долга Российской Федерации (суммы верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период), а также с превышением верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации и верхнего предела государственного долга Российской Федерации в случае, установленном пунктом 14 статьи 241 настоящего Кодекса.

Министерство финансов Российской Федерации вправе привлекать краткосрочные кредиты кредитных организаций от имени Российской Федерации на цели пополнения остатков средств на счетах федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 9 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется, начиная с бюджетов на 2020 г.

9. Под государственными внутренними заимствованиями субъекта Российской Федерации понимается привлечение от имени субъекта Российской Федерации заемных средств в бюджет субъекта Российской Федерации путем размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от кредитных организаций, международных финансовых организаций и иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 10 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год.

10. Под муниципальными внутренними заимствованиями понимается привлечение от имени муниципального образования заемных средств в местный бюджет путем размещения муниципальных ценных бумаг и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.

11. Государственные внутренние заимствования субъекта Российской Федерации и муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, а также погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации и муниципального образования, пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета соответственно.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 12 — 15 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год.

12. Под государственными внешними заимствованиями субъекта Российской Федерации понимается привлечение от имени субъекта Российской Федерации заемных средств в бюджет субъекта Российской Федерации путем размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и в форме кредитов из федерального бюджета в рамках использования Российской Федерацией целевых иностранных кредитов, а также от международных финансовых организаций и иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика, выраженные в иностранной валюте.

13. Под муниципальными внешними заимствованиями понимается привлечение кредитов в местный бюджет из федерального бюджета от имени муниципального образования в рамках использования Российской Федерацией целевых иностранных кредитов, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования перед Российской Федерацией, выраженные в иностранной валюте.

14. Государственные внешние заимствования субъекта Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, а также погашения государственных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте.

15. Муниципальные внешние заимствования осуществляются в целях финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

16. Право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации принадлежит одному органу государственной власти субъекта Российской Федерации (высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовому органу субъекта Российской Федерации).

17. Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с настоящим Кодексом и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации (исполнительно-распорядительному органу муниципального образования).

18. Размещение государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципальных ценных бумаг) осуществляется субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) при соблюдении следующих условий:

1) отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

2) субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) получен кредитный рейтинг не ниже уровня, устанавливаемого Правительством Российской Федерации, от одного или нескольких осуществляющих рейтинговые действия юридических лиц, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 19 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется при составлении утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 год.

19. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в объемах, приводящих к увеличению значений показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренных пунктом 5 статьи 107.1 настоящего Кодекса, до уровней, позволяющих отнести субъект Российской Федерации (муниципальное образование) к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 20 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется: в части права осуществления заимствований и предоставления гарантий — с 01.01.2021, в части согласования программ и изменений в них — при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 год.

20. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии только в случае согласования с Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) программ государственных внутренних и внешних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (программ муниципальных внутренних и внешних заимствований, муниципальных гарантий на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), а также изменений в указанные программы.

21. Основанием для отказа в согласовании программ государственных внутренних и внешних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение субъектом Российской Федерации требований пункта 19 настоящей статьи, пунктов 2 и 3 статьи 106 и пункта 11 статьи 107.1 настоящего Кодекса.

22. Основанием для отказа в согласовании программ муниципальных внутренних и внешних заимствований, муниципальных гарантий муниципального образования, отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение муниципальным образованием требований пункта 19 настоящей статьи, пунктов 2 и 4 статьи 106 и пункта 12 статьи 107.1 настоящего Кодекса.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 23 — 25 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 год.

23. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в объемах, приводящих к увеличению значений показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренных пунктом 5 статьи 107.1 настоящего Кодекса.

24. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) внутренние заимствования в форме кредитов от кредитных организаций и путем размещения ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципального образования) только в целях рефинансирования долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также в форме целевых бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных в рамках плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренного пунктом 9 статьи 107.1 настоящего Кодекса.

25. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) внешние заимствования и предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в иностранной валюте.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 26 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется: в части права осуществления заимствований и предоставления гарантий — с 01.01.2021, в части согласования программ и изменений в них — при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 год.

26. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) внутренние заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в валюте Российской Федерации только в случае согласования с Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) программ государственных внутренних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (программ муниципальных внутренних заимствований, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), а также изменений в указанные программы.

27. Основанием для отказа в согласовании программ государственных внутренних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации (программ муниципальных внутренних заимствований, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации), отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) требований пунктов 23 — 25 настоящей статьи, пунктов 2 — 4 статьи 106 и пунктов 11, 12 статьи 107.1 настоящего Кодекса.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 28 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 г.

28. Проведение реструктуризации обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по целевым бюджетным кредитам из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленным в рамках плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренного пунктом 9 статьи 107.1 настоящего Кодекса, не допускается.


ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Путин и Набиуллина загоняют в долги. Народ на пределе!

невыполнение обязательств) — нарушение платежных Этим термином обозначают любые виды отказа от долговых обязательств (т.е. он Если дефолт объявляет государство, то долги и споры подлежат.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

  • Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

  • Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

  • Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.

  • Унификация — объединение нескольких займов в один.

  • Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.

  • Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.

  • Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

  • 13. Государственный долг: сущность, виды, формы управления.

  • Государственный долг – это выпущенные и не погашенные обязательства органов гос власти.

  • Классификация долга по различным признакам:

  • 1)В зависимости от степени охвата совокупности обязательств:

  • — основной долг (вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода)

  •  — текущий долг (задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа)

  • 2) по форме обязательств:

  • — кредит, привлеченный от имени РФ   

  • — государственная ценная бумага РФ   

  • — бюджетный кредит РФ     — государственная гарантия РФ

  • 3) в зависимости от рынка заимствований, типа кредитора и валюты заимствований:

  • — внутренний (долг в валюте РФ)  

  •  — внешний (долг в иностранной валюте)

  • 4) по типу заемщика:   — долг РФ   — долг субъектов РФ   — муниципальный долг

  • 5) по срочности:  — краткосрочные (менее 1 года)

  •   — среднесрочные (от 1 до 5 лет)  

  •  — долгосрочные (от 5 до 30 лет включительно)

  • Существование государственного долга подразумевает и необходимость управления им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

  • Рост государственного долга влечет множество негативных последствий:

  • 1.существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж

  • 2. влечет снижение уровня жизни населения

  • 3. повышение ставок налогов, как средства выплаты государственного внутреннего долга, может подорвать действия экономических стимулов развития производства

  • 4. снижение международного авторитета страны

  • Источники погашения гос долга: доходы государственного бюджета и средства резервного фонда.

  • Высший орган управления государственным долгом — Федеральное Собрание. Оно в рамках федерального закона о федеральном бюджете уста­навливает важнейшие параметрыгосударственного долга: предельные размеры внутреннего и внешнего государствен­ного долга; предельный объем годовых внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного долга в текущем году

  • Особое значение имеет процесс управления государственным долгом – совокупность мероприятий государством по принятию, регулированию и погашению финансовых заимствований. Оно осуществляется на уровне РФ – Правительством РФ, в субъектах – органами исполнительной власти, в муниципальных объединениях – органами местного самоуправления.

  • Методы управления гос долгом:

  • 1) реструктуризация – погашение долговых обязательств = одновременному заимствованию в том же объеме других долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания гос долга (выплата процентов, сумма долга, срок погашения);

  • 2) получение технического кредита – предоставление кредитором нового кредита, используемого на погашение старой задолженности;

  • 3) пролонгация кредитного договора – продление срока кредитного договора;

  • 4) консолидация – объединение различных долговых обязательств и замена их иным долговым обязательством;

  • 5) конвенция – сохранение уровня доходности долговых обязательств;

  • 6) определение предельных размеров ежегодных заимствований.

  • Содержание

  • Введение

  • Глава 1. Экономическое содержание государственного долга

  • .1 Сущность государственного долга и причины его возникновения

  • .2 Формы и виды государственного долга

  • .3 Управление государственным долгом

  • Глава 2. Государственный долг рф и его влияние на функционирование экономики

  • .1 Текущие состояние внешнего государственного долга Российской Федерации

  • .2 Текущие состояние внутреннего государственного долга Российской Федерации

  • .3 Влияние государственного долга Российской Федерации на национальную экономику

  • Заключение

  • Список литературы

  • Приложение А

  • Приложение Б

  • Приложение В

  • Приложение Г

  • Введение

  • Большинство стран мира, проводя экономические преобразования, обращаются к внешним и внутренним источникам финансирования. Рациональное использование займов, способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию как внешних так и внутренних займов ведет к образованию государственного долга, который становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

  • Проблема государственных займов — одна из острейших проблем в российской экономике.

  • Размер государственного долга имеет важное значение, одним из основных вопросов является определение уровня влияния государственного долга на функционирование экономики страны.

  • Государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы страны. Так, при определенных условиях, долг положительно влияет на экономический рост. При этом необходимо в точности определить эти условия, что требует адекватной политики управления государственной задолженностью.

  • Неблагоприятная динамика государственного долга, вызванная огромными расходами на его обслуживание, заставила многих экономистов заняться углубленным исследованием и поиском решений проблемы, возникшей в финансовой системе нашей страны. Действительно, непогашенный государственный долг является одним из препятствий для нормального экономического развития страны.

  • Цель курсовой работы — изучить влияние государственного долга на экономику Российской Федерации.

  • Цель работы определяет следующие задачи:

  • .Раскрыть сущность государственного долга и причины его возникновения.

  • .Рассмотреть формы и виды государственного долга.

  • .Рассмотреть управление государственным долгом.

  • .Проанализировать текущие состояние внешнего и внутреннего государственного долга РФ и его влияние на экономику.

  • Глава 1. Экономическое содержание государственного долга

  • .1 Сущность государственного долга и причины его возникновения

  • Под государственным долгом понимают результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

  • К государственному долгу Российской Федерации, относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, субъектами РФ, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

  • Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.

  • Государственный долг Российской Федерации полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Несмотря на то, что кредитные отношения государства обеспечиваются его казной, погашение долговых обязательств и их обслуживание осуществляются за счет доходов федерального бюджета. Бюджетный кодекс РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга Российской Федерации.

  • Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства. Его состав зависит от форм государственного кредита, которые используются для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной власти. Согласно статье 98 Бюджетного кодекса РФ — в объем государственного долга Российской Федерации входят только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам и объем обязательств по выданным Россией гарантиям. Не образует состава государственного долга выплата процентов и непроцентных доходов по государственным заимствованиям, поскольку согласно Бюджетному кодексу РФ они являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета.

  • Государственный долг возникает тогда, когда расходы государства начинают превышать его доходы т.е образуется дефицит бюджета который покрывается государственными заимствованиями.

  • Причинами возникновения государственного долга являются:

  • чрезвычайные обстоятельства (войны, террористические акты, крупные стихийные бедствия), когда резервных фондов недостаточно и правительству приходится прибегать к дополнительным заимствованиям;

  • экономические спады, которые обусловлены автоматически достигнутой нестабильностью экономики. То есть в условиях экономического спада сокращается национальный доход, что ведет к уменьшению налоговых поступлений и возникает бюджетный дефицит, который погашается государственными займами;

  • кризисные явления в экономике — неэффективность экономической инфраструктуры, финансово-кредитных связей, денежно-кредитной, банковской и бюджетно-налоговой политик. То есть в данном случае имеет место необходимость структурной перестройки экономики. В таких случаях требуется принятие срочных экономических мер по стабилизации экономики, которые требуют больших денежных средств;

  • крупные государственные вложения в развитие экономики. В этом случае бюджетный дефицит отражает активное государственное регулирование экономики, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в ее структуре;

  • социально-экономическая политика государства. Основной причиной крупных бюджетных дефицитов является снижение налоговых поступлений без корректировки государственных расходов, а также неудовлетворительная организация сбора налогов и платежей (высокие затраты по организации сбора налогов, уклонение от уплаты налогов);

  • социальные изменения. Например, повышение удельного веса лиц пожилого возраста в структуре населения влечет за собой рост государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение.

  • .2 Формы и виды государственного долга

  • В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав

  • государственного долга включаются:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

  • соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

  • Виды государственного долга.

  • В зависимости от срока и объема обязательств государственный долг делится на:

  • капитальный государственный долг — это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

  • текущий государственный долг — это расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

  • В зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств государственный долг подразделяется на:

  • внешний государственный долг — это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

  • внутренний долг РФ — это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

  • В объем внешнего государственного долга включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

  • объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным заимствованиям, привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

  • объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

  • В объем внутреннего государственного долга включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

  • объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

  • объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

  • объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

  • объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

  • В некоторых случаях дополнительным критерием по разграничению государственного долга на внешний и внутренний может служить субъектный состав. Предоставление кредитных средств государству резидентами свидетельствует об образовании внутреннего долга, заимствование денежных средств у нерезидентов ведет к образованию внешнего долга.

  • По срокам государственные обязательства могут быть:

  • краткосрочные (до 1 года);

  • среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

  • долгосрочные (от 5 до 30 лет).

  • Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

  • государственный долг национальный экономика

  • 1.3 Управление государственным долгом

  • Процесс управления государственным долгом имеет особое значение для проведения эффективной финансовой политики в области государственного заимствования. Под управлением государственным долгом понимают — совокупность финансовых мероприятий государства, по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны; так же это одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика и гаранта. Управление предусматривает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств.

  • Идеальный способ обслуживания и погашения государственного долга — это своевременный его возврат и процентов по нему. Однако намерения государства не всегда совпадают с реальными возможностями. Появляются какие-то непредвиденные обстоятельства, обусловленные экономическими, социальными или политическими трудностями. Возникает необходимость в отсрочке выплаты процентов или уплаты основной суммы долга, изменении условий займа, а иногда и полному отказу от выплат. Явным признаком долгового кризиса является серьезное нарушение графика платежей. Государство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

  • К мероприятиям, способствующим погашению государственного долга, относятся:

  • погашение внешних и внутренних займов;

  • предоставление гарантий;

  • изменение условий выпущенных займов;

  • определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.

  • Выполнение этих мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели.

  • Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием.

  • Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают:

  • процентное соотношение суммы долга и ВВП;

  • долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета.

  • Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа:

  • на первом этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования.

  • на втором этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственные гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов.

  • третий этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.

  • Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.

  • Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления, они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.

  • Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.

  • В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются следующие инструменты:

  • рефинансирование — выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств. Используются три способа рефинансирования государственного долга:

  • )замена обязательств с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым;

  • )досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения;

  • )размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения.

  • конверсия займов — применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции , обмен долга на товары, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях , конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;

  • консолидация займов — изменение сроков действия ранее выпущенных займов;

  • аннулирование — отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика;

  • реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятие на себя других долговых обязательств).

  • Таким образом, управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

  • Глава 2.Долг Российской Федерации

  • .1 Современное состояние внешнего долга Российской Федерации

  • В последние годы, благодаря благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков, а также грамотной политике правительства в монетарной и фискальной сферах, долговое бремя Российской Федерации значительно сократилось. Если раньше долговые выплаты связывали всю экономику страны и являлись для неё непосильным грузом, то теперь благодаря гибкой фискальной политике они не являются столь обременительными; правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие секторы экономики.

  • По абсолютным показателям внешний государственный долг РФ — один из самых низких в Европе. А по относительным показателям -один из самых низких в мире, составляя лишь 2,5% от объема ВВП. Но такое благоприятное положение наблюдалось далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний долг РФ неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года, он достиг 129 млрд. долл. США, что составляло 146,4 % от ВВП страны. После этого, начиная с 2000 года началось его быстрое снижение, благодаря грамотной политики правительства и росту цен на энергоносители.

  • На 1 января 2012 года внешний государственный долг составил 35 млрд. 801,4 млн. дол. США, что на 10,4% меньше, чем на начало прошлого года.По состоянию на 1 января 2011 года внешний государственный долг составлял 39 млрд. 956,9 млн. долл. США.

  • Состояние внешнего государственного долга с 2000 по 2012 года представлена в таблице 1 (Приложение А).

  • Но согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» для борьбы с бюджетным дефицитом правительство ежегодно будет увеличивать объём государственного долга. Так до конца 2012 года планируется набрать внешних займов на 7 млрд. долл. США, в 2013 году они увеличится до 8,3 млрд. долл. США, а 2014 году возрастет до 14,1 млрд. долларов США. По словам правительства, рост внешнего долга будет в пределах «опасной зоны», долговая нагрузка должна оставаться умеренной, а заемная политика разумной, что в конечном счете создаст условия для роста в частном секторе, обеспечит инвестиционную привлекательность национальной экономики, сохранит важнейшие конкурентные преимущества страны. Однако зампредседателя Общественного совета при министерстве финансов Евсей Гурвич опасается за скорость роста внешнего долга. Особенно в том случае, если уровень дефицита бюджета станет хроническим. «Тогда и долговая проблема будет обостряться», — говорит Гурвич. А это, по его словам, ослабит макроэкономическую стабильность, начнут повышаться процентные ставки, увеличиваться расходы по обслуживанию долга, затормозится рост экономики. Основные государственные расходы бюджета, ради которых требуются займы, связаны, по словам Гурвича, с военной программой вооружений, расходами на Олимпиаду в Сочи и проведение саммита АТЭС во Владивостоке.

  • Динамика роста внешнего долга с 2012 по 2014 года показана на рисунке 1 (Приложение А)

  • На сегодняшний день внешней долг Российской Федерации складывается из:

  • задолженности Парижскому клубу;

  • задолженности перед странами, не вошедшими в Парижский клуб;

  • задолженности перед странами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи);

  • задолженности международных финансовых организаций;

  • коммерческой задолженности СССР ;

  • рыночных займов (еврооблигаций);

  • предоставления гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.

  • На мировом рынке также обращается часть внутреннего долга России, оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ). Часто они включаются в объем внешнего долга России, особенно в исследованиях зарубежных экономистов.

  • Структура внешнего долга по состоянию на 1 января 2012 года представлена в таблице 2 (Приложение Б)

  • 2.2 Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации

  • Стремительное погашение внешнего государственного долга в последние годы, непосредственно связанно с нарастанием внутренний задолженности. Так как основным источником погашения внешних займов являются внутренние государственные заимствования. Внутренние займы менее опасны для экономики страны, чем внешние, так как утечки товаров и услуг, за границу, при погашении внутреннего долга не происходит. Поэтому на сегодняшний день основную часть государственного долга Российской Федерации составляют именно внутренние займы — 84% от общей суммы долга. Так на 1 января 2012 года внутренний государственный долг составил 4,19 трлн. руб. что составляет 8 % от ВВП страны. На 1января 2011 года этот показатель был равен 2,94 трлн. руб. Таким образом, объем внутреннего государственного долга за год вырос на 1,25 трлн. руб., или на 42,5%. Из общей суммы долг в государственных бумагах составлял 3,55 трлн руб. (рост за год на 44%), объем государственных гарантий составляет 0,64 трлн руб. (рост на 35%).

  • Состояние внутреннего государственного долга в период с 2000 по 2012 года показана в таблице 3 (Приложение Б)

  • Внутренний долг стремительно растет третий год подряд из-за дефицита бюджета который покрывается в основном внутренними займами. В 2009 году он увеличился на 40%, в 2010 — также на 40%, в 2011 — на 42,5%. В результате за три последних года общая сумма внутреннего долга почти утроилась — с 1,5 трлн. руб. на начало 2009 года до 4,19 трлн. руб. на начало 2012 года.

  • Правительством Российской Федерации разработана новая политика в области внутреннего государственного долга на 2012-2014 года, направленная на:

  • обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

  • развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

  • активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.

  • Ключевыми задачами в области государственных внутренних заимствований станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение доходности на рынке государственных ценных бумаг. Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2012 -2014 года разработана с учетом возможного спроса на государственные ценные бумаги со стороны различных категорий инвесторов и предусматривает значительное положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке.

  • Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» внутренний долг будет продолжать расти и к концу 2014 года вырастит в 2,2 раз. К концу 2012 году он должен составить 6,33 трлн. руб., в 2013году 7,87 трлн. руб., 2014 году 9,22 трлн. руб. что составить 14,5% от ВВП страны. Постоянно растущая внутренняя задолженность оказывает существенное давление на российский фондовый рынок, снижая инвестиционную привлекательность страны. Впрочем, при росте цены на энергоносители планы заимствований могут быть сокращены. Такое случилось в 2011 году в условиях профицитного бюджета Министерство финансов заняло на 300 млрд руб. меньше, чем предполагало.

  • Динамика роста внутреннего государственного долга с 2012 по 2014 года представлена на рисунке 2 (Приложение Б).

  • Современный внутренний долг Российской Федерации складывается из:

  • государственных сберегательных облигации с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС);

  • государственных сберегательных облигации с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС);

  • облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД);

  • облигаций федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД);

  • облигаций внутренних облигационных займов РФ (ОВОЗ);

  • предоставления гарантий Российской Федерации в валюте РФ.

  • Структура внутреннего долга по состоянию на 1 января 2012 года представлена в таблице 4 (Приложение В).

  • .3 Влияние государственного долга Российской Федерации на национальную экономику

  • Значительные размеры государственного долга оказывают существенное влияние на экономику страны. Среди проблем современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.

  • Воздействие большого государственного долга на состояние экономики характеризуют следующие результаты:

  • процентные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих бюджетных расходов и сокращены быть не могут. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении финансирования других статей расходов, в первую очередь социальных;

  • повышаются налоговые ставки, для обслуживания государственного долга. Только когда объем собираемых налогов превышает 20% ВВП, правительство в состоянии осуществлять обслуживание своих долгов. Данный показатель совпадает с долей налоговых поступлений в российском валовом доходе;

  • происходит рост процентных ставок в стране. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту;

  • возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Очень важно, на какие цели пошли государственные займы. Если они были истрачены на текущее потребление, вместо того чтобы пойти на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами в будущем, то рост долга и процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления в будущем. Иными словами, если рост государственного долга не сопровождается соответствующим ростом инвестиций, то это приводит к тому, что выплата долга перекладывается на следующее поколение, сокращая объем потребления будущих налогоплательщиков;

  • погашение внешнего долга ведет к утечке финансовых ресурсов из страны, что сокращает потребление и инвестиции в национальной экономике;

  • образуется неравенство в доходах, так как самая большая часть государственных обязательств оказывается сконцентрированной у самой состоятельной части населения. В итоге погашение внутреннего долга приводит к тому, что денежные средства, полученные от наименее защищенных слоев населения, переходят к более обеспеченных. В итоге тот, кто владеет облигациями, обогащается еще больше.

  • Современные резервы платежеспособности России включают в себя: положительное сальдо текущего платежного баланса, иностранные инвестиции, золотовалютные резервы и долги иностранных государств нашей стране. За последние несколько лет практически ни по одной из этих позиций нет улучшения. Инвестиции растут, но крайне медленно. Долги нам возвращают неохотно (на 15-20% от запланированного). Платежеспособность России, во всяком случае, на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания долга.

  • На сегодняшней день общий долг России составляет 178,8 млрд. долларов США из них 16% — внешние займы, а 84% — внутренние. Такое преобладание внутреннего долга над внешним следствие обдуманной политики правительства. Так как внутренний долг — это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг. Внешний же долг погашается путем продажи товаров другим странам. Для того чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт товаров, при этом выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста и тем самым снижает уровень жизни. И пока внешний долг будет иметь место в России, наша экономика не сможет полноценно развиваться из за постоянных утечек средств за границу.

  • Заключение

  • В настоящее время частым явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит. С недавнего времени дефицитным стал и федеральный бюджет российской Федерации. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики.

  • Существуют различные способы финансирования бюджетного дефицита. Если оно осуществляется за счет эмиссии денег, то это приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.

  • Бюджетный дефицит неразрывно связан с понятием государственного долга, который, в зависимости от источников займа, может быть внутренним и внешним. Значительная государственная задолженность негативно влияет на экономику: ведет к усилению расслоения общества, отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливают бюджетный дефицит. Внешний государственный долг погашается за счет выручки от экспорта, что также может отрицательно сказываться на темпах экономического развития.

  • К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.

  • Современное экономическое состояние Российской Федерации характеризуется дефицитным бюджетом. Основная доля источников финансирования дефицита бюджета приходится на внутреннее финансирование. В результате сильно истощается Резервный фонд, который используется как один из основных источников финансирования дефицита федерального бюджета.

  • Кроме того, постоянно увеличиваются суммы государственного долга, как внутреннего, так и внешнего. В перспективе ожидается дальнейшее увеличение задолженности, в особенности внутреннего.

  • Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что данные явления оказывают неблагоприятное воздействие на развитие страны в целом. Поэтому правительству необходимо разрабатывать и реализовывать специальные программы, как для снижения дефицита бюджета, так и для уменьшения внутренней и внешней задолженности. Только принятие эффективных мер в этих направлениях будет содействовать социально-экономическому развитию России.

  • Список использованной литературы

  • 1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 27.06.2011).

  • .Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 30.11. 2011 г. №-371 -ФЗ.

  • .Анисимов А.С. Государственный долг России. М.: Экономика, 2000. 350 с.

  • .Алехин Б.И. Государственный долг. М.: Юнити-Дана, 2007. 336 с.

  • .Борисов С. М. Внешние долги России. Деньги и кредит, 2010. № 2. 24 — 29 с.

  • .Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002. 687 с.

  • .Брагинская Л.С. Государственный долг. Анализ системы управления и оценка ее эффективности. М.: Университетская книга, 2007. 10-55 с.

  • .Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. Изд. 3-е, перераб. и дополн. М.: Перспектива, 2008. 256 с.

  • .Воронин Ю., Кабашкин, В. Управление государственным долгом. Экономист. 2006. — №1. С. 58 — 67.

  • .Ворожцов П. О. О принципах политики России в области управления государственным долгом Рынок ценных бумаг. — 2005. — №18.

  • .Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. М.: МАКС Пресс, 2008. 432 с.

  • .Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2006. 248 с.

  • .Козикова Е.Н. Государственный внешний долг. Функционирование в экономике страны-заемщика. М.: МАКС Пресс, 2004. 210 с.

  • .Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы. М.РАГС, 2007. 640с.

  • .Шабалин А. Динамика государственного и корпоративного долга. Экономист, 2010. №3. 50-57с.

  • 16.<#»justify»>Приложение А

  • Таблица 1. Состояние внешнего государственного долга с 2000 по 2012 года.

  • ДатаСумма, млрд долл. США01.01.2000158,701.01.2001143,701.01.2002133,501.01.2003125,701.01.2004121,701.01.2005114,101.01.200676,501.01.200752,001.01.200844,901.01.200940,601.01.201037,701.01.201139,901.01.201235,8

  • Источник: по данным министерства финансов РФ

  • Приложение Б

  • Рисунок 1. Динамика роста внешнего долга с 2012 по 2014 года

  • Источник: по данным министерства финансов РФ

  • Таблица 2. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года

  • Категория долгамлн. долларов СШАГосударственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией )35801,4Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации549Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба1447,8Задолженность перед официальными кредиторами — бывшими странами СЭВ1000,6Коммерческая задолженность бывшего СССР55,8Задолженность перед международными финансовыми организациями2531,5Задолженность по внешним облигационным займам29183,4Задолженность по ОВГВЗ24,4Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте1008,9Источник: по данным министерства финансов РФ

  • Таблица 3. Состояние внутреннего государственного долга в период с 2000 по 2012 года

  • Датамлрд. руб.01.01.2000578,2301.01.2001557,4201.01.2002533,5101.01.2003679,9101.01.2004682,0201.01.2005778,4701.01.2006875,4301.01.20071064,8801.01.20081301,1501.01.20091499,8201.01.20102094,7301.01.20112940,3901.01.20124190,55Источник: по данным министерства финансов РФ

  • Приложение В

  • Рисунок 3. Динамика роста внутреннего государственного долга с 2012 по 2014 года

  • Источник: по данным министерства финансов РФ

  • Таблица 4. Структура внутреннего долга по состоянию на 1 января 2012 года

  • Категория долгамлрд. руб.ОФЗ-АД1079,73ОФЗ-ПД1826,70ГСО-ППС421,57ГСО-ФПС132ОВОЗ90Гарантии Российской Федерации выраженные в валюте РФ640Итого4190Источник: по данным министерства финансов РФ

  • ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как подать кассацию. Как остановить пристава после апелляции // РОДНОЙ РЕГИОН

    Когда государство берет в долг, теряется изымаемый им из экономики ресурс, как в государственного долга – это отказ государства от обязательств по Реструктуризация – погашение долговых обязательств с установлением.