или по грубой неосторожности публикует отчетность концерна или отчет особенности производственную или коммерческую тайну, которые стали.

Положение о коммерческой тайне

Коммерческая тайна и ответственность за ее нарушение

Иногда при приеме на работу от работника требуют подписать обязательство о неразглашении коммерческой тайны, а работник попросту не знает, о чем идет речь.

Бывают также случаи, когда при проверке налоговики требуют представить им документы, которые, по мнению руководства, относятся к коммерческой тайне предприятия.

Да, такое право — на коммерческую тайну — у предприятия действительно есть, однако перечень сведений, которые составляют эту самую тайну, должен, во-первых, быть утвержден соответствующим внутренним документом, а во-вторых, не противоречить действующему законодательству.

Рассмотрим вопросы, связанные с правовым содержанием понятия “коммерческая тайна” и ответственностью за ее нарушение, более подробно.

Напомним ст. 505 Гражданского кодекса:

“1. Коммерческой тайной является информация, являющаяся секретной в том понимании, что она в целом либо в определенной форме и совокупности ее составляющих неизвестна и не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит, в связи с этим имеет коммерческую ценность и была предметом адекватных существующим обстоятельствам мер по сохранению ее секретности, принятых лицом, законно контролирующим эту информацию.

2. Коммерческой тайной могут быть сведения технического, организационного, коммерческого, производственного и другого характера, за исключением тех, которые в соответствии с законом не могут быть отнесены к коммерческой тайне”.

А из ч. 1 ст. 36 Хозяйственного кодекса следует, что коммерческой тайной могут быть признаны сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансовой и другой деятельностью субъекта хозяйствования, не являющиеся государственной тайной, разглашение которых может нанести ущерб его интересам.

Статьей 420 ГК установлено, что коммерческая тайна является объектом права интеллектуальной собственности, а имущественные права интеллектуальной собственности на коммерческую тайну принадлежат лицу, которое правомерно определило информацию коммерческой тайной, если иное не установлено договором (ч. 2 ст. 506 ГК). Имущественные права, вытекающие из данного объекта, согласно ч. 1 ст. 506 ГК включают, в частности, исключительное право разрешать использование коммерческой тайны, а также исключительное право препятствовать неправомерному разглашению, сбору или использованию коммерческой тайны.

В свою очередь ст. 162 ХК определяет, что субъект хозяйствования, являющийся владельцем коммерческой тайны (технической, организационной или иной коммерческой информации), имеет право на защиту от незаконного использования данной информации третьими лицами.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ХК состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, способ их защиты определяются самостоятельно субъектом хозяйствования с соблюдением действующего законодательства.

Итак, коммерческая тайна — это прежде всего информация.

Известно, что информация делится на открытую и информацию с ограниченным доступом (ст. 28 Закона “Об информации”). В свою очередь информация с ограниченным доступом подразделяется на секретную и конфиденциальную.

Определение конфиденциальной информации раскрыто в п. 2 информационного письма ВХСУ от 28.03.2007г. № 01-8/184 (далее — письмо ВХСУ № 01-8/184):

“Конфиденциальная информация — это сведения, которые находятся во владении, пользовании либо распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями. Лица, владеющие конфиденциальной информацией, самостоятельно определяют режим доступа к ней, включая принадлежность ее к категории конфиденциальной, и устанавливают для нее систему (способы) защиты. К кругу конфиденциальной информации в сфере хозяйственной (предпринимательской) деятельности относятся информация, которая признается таковой законом (статья 862 ГК), коммерческая тайна (статьи 505-508 ГК) и “ноу-хау” (статья 1 Закона Украины “Об инвестиционной деятельности”)”.

Перечень информации, которая не может быть отнесена к коммерческой тайне, утвержден Постановлением КМУ от 09.08.93 г. № 611 (далее — Постановление № 611).

В него включены:

“учредительные документы, документы, разрешающие заниматься предпринимательской деятельностью и ее отдельными видами;

информация по всем установленным формам государственной отчетности;

данные, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

сведения о численности и составе работающих, их заработной плате в целом и по профессиям и должностям, а также наличии свободных рабочих мест;

документы об уплате налогов и обязательных платежей;

информация о загрязнении окружающей природной среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью, а также других нарушениях законодательства Украины и размерах нанесенных при этом убытков;

документы о платежеспособности;

сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, союзах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью;

сведения, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат обнародованию”.

Однако не всё, что не входит в этот список, может считаться коммерческой тайной предприятия.

Например, ранее мы пытались решить одну проблему: как не показывать налоговому инспектору отчет о результатах дорогого маркетингового исследования. При этом была высказана идея попытаться защитить данный отчет режимом коммерческой тайны. И действительно, маркетинговые отчеты в списке, утвержденном Постановлением № 611, не значатся.

Однако для того чтобы стать реальной тайной, маркетинговый отчет должен содержать сведения коммерческого характера, которые в представленном виде являются неизвестными и труднодоступными, имея определенную коммерческую ценность.

Допустим, что оно на самом деле так и есть. Но этого мало. Реализуя эту задачу и руководствуясь ч. 1 ст. 36 ХК, предприятие должно утвердить локальный (внутренний) нормативный акт — положение о коммерческой тайне — и включить в него пункт, который признаёт коммерческой тайной маркетинговые отчеты, полученные от исполнителей по договорам.

Итак, плавно переходим к документальному оформлению коммерческой тайны.

Следует отметить, что на законодательном уровне этот вопрос не урегулирован, поэтому каждое предприятие, в зависимости прежде всего от своей величины, решает этот вопрос самостоятельно.

Небольшое предприятие вполне может обойтись изданием приказа о коммерческой тайне, который утверждает: перечень соответствующих сведений; обязательства об их неразглашении с подписями работников; перечень лиц, имеющих допуск к таким сведениям, и порядок ознакомления с подобными сведениями.*

Крупное предприятие может уделить документальному оформлению коммерческой тайны более пристальное внимание.

В этой связи важным является придание “коммерческотайного” лоска информации делового характера.

К ней могут относиться, к примеру: сведения о заключенных или запланированных контрактах; данные о поставщиках и клиентах; маркетинговые исследования; информация о конфиденциальных переговорах; данные о структуре цен, уровне прибыли; планы развития предприятия и его инвестирования.

И если, допустим, налоговики всё же будут настаивать на обязательности их ознакомления, например, с маркетинговыми отчетами, бухгалтер предприятия сможет аргументировать свой отказ тем, что, во-первых, в списке, приведенном в Постановлении № 611, их нет; во-вторых, сведения, которые содержатся в таких отчетах, не являются данными, необходимыми для проверки исчисления и уплаты налогов,- для этих целей, дескать, вполне достаточно договора о предоставлении маркетинговых услуг и акта их сдачи-приемки.

Желательно, чтобы такой акт был максимально подробным, а каждый его пункт железно подтверждал неразрывную связь потребленных услуг с хоздеятельностыо предприятия.

То есть для того чтобы убедительно доказывать, что определенная информация действительно относится к коммерческой тайне предприятия, нужно иметь хорошо оформленную документальную базу. Это прописная истина для каждого опытного бухгалтера.

А теперь — по традиции — об ответственности за нарушение коммерческой тайны.

Способы разглашения информации, которая составляет коммерческую тайну, могут быть разными. Это, например, сообщение указанной информации другим лицам, в частности конкурентам; предоставление для ознакомления другим лицам документов, содержащих коммерческую тайну; публикация информации, которая является коммерческой тайной, в средствах массовой информации и т. п.

За незаконные действия по разглашению коммерческой тайны предприятия действующим законодательством Украины предусмотрена гражданско-правовая, административная, уголовная и дисциплинарная ответственность. ВХСУ в п. 14 своего письма № 01-8/184 обращает внимание на то, что за нарушение имущественных прав интеллектуальной собственности на коммерческую тайну, в частности путем добывания противоправным способом чужой коммерческой информации, разглашение ее без согласия на то уполномоченного лица или склонение к ее разглашению либо использование чужой коммерческой информации без согласия уполномоченного лица собственник этой информации имеет право на возмещение нанесенных имущественного и морального ущерба в соответствии с правилами статей 1166 и 7767 ГК. Такая гражданская ответственность может наступать и в случае совершения действий, указанных в главе 4 Закона “О защите от недобросовестной конкуренции”.

В то же время, подчеркивает суд, не может быть применена ответственность за сбор, разглашение или использование сведений, которые не могут быть отнесены к кругу коммерческой тайны в соответствии с предписаниями Постановления № 611. За получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также конфиденциальной информации с целью нанесения ущерба деловой репутации или имуществу другого предпринимателя частью 3 ст. 164-3 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 9 до 18 нмдг (от 153 до 306 грн). Протоколы по этим правонарушениям составляют органы внутренних дел, а дела рассматривают местные суды.

Уголовным кодексом Украины за незаконный сбор с целью использования или использование сведений, которые составляют коммерческую тайну (ст. 231 УК), и за разглашение коммерческой тайны (ст. 232 УК) предусмотрена уголовная ответственность.

Обращаем внимание на то, что в соответствии со статьей 232 УК ответственность может нести лишь ограниченный круг лиц — субъекты, которым такие сведения стали известны в связи с их профессиональной или служебной деятельностью.

В общем те, которые, как говорится, слишком много знали…

Ну а к обычным работникам за разглашение коммерческой тайны могут быть применены либо выговор, либо увольнение (ст. 147 КЗоТ). Авторы научно-практического комментария к законодательству Украины о труде подчеркивают, что соблюдение обязанности не разглашать коммерческую тайну практически невозможно отнести к категории трудовых обязанностей. А к категории трудовой дисциплины соблюдение этих обязанностей относится, если только они включены в местные правила внутреннего трудового распорядка, коллективный или трудовой договор.**

Уволить же работника-нарушителя предприятие может на основании п. 3 ст. 40*** или п. 1 ст. 41 КЗоТ.

В п. 22 Постановления Пленума ВСУ от 06.11.92г. № 9 разъясняется, что при увольнении на основании п. 3 ст. 40 или п. 1 ст. 41 КЗоТ необходимо соблюдать правила и порядок применения дисциплинарных взысканий, предусмотренные ст. 147-1, 148 и 149 КЗоТ. В частности, учитывать, не истек ли срок применения дисциплинарного взыскания, применялось ли уже за этот поступок дисциплинарное взыскание, учитывались ли при увольнении степень тяжести совершенного проступка и причиненный им ущерб.

Как видим, уволить работника — всегда хлопотно, даже за разглашение… Хотя в целом следует отметить: кто меньше знает и болтает, тот дольше работает…

___________________

* Данные, содержащиеся в приказе, могут быть оформлены в виде соответствующих приложений к нему.

** Стычинский Б. С., Зуб И. В., Ротань В. Г. Научно-практический комментарий к законодательству Украины о труде: В 2-х т.- Т. 2.- Симферополь: Таврида, 1998.- С. 79.

*** Систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания.

“Бухгалтер” № 7, февраль (III) 2009 г.
Подписной индекс 74201

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Правда о коммерческой тайне — BIS Summit 2015

Коммерческая тайна – это «конфиденциальность информации, отчеты о реализации продукции, отчеты о продажах;; источники и.

Представление геологической информации в фонды

Что такое коммерческая тайна

98 ФЗ — закон о коммерческой тайне

У компании может быть то, что она считает секретом и не хочет, чтобы знали все вокруг. Рецепт теста для пельменей, количество клиентов, код программы — что угодно.

Статья с шаблоном НДА

Компания вправе потребовать держать какие-то сведения в тайне. За нарушение — выплата компенсации и увольнение. Чтобы требование было законным, компания вводит режим коммерческой тайны. Коммерческой тайне посвящен целый закон, это 98 ФЗ.

Коммерческая тайна работает для сотрудников и партнеров, с которыми компания подписала договор. А если договора нет, можно подписать НДА.

Что дает режим коммерческой тайны

Режим тайны — не защита от осознанного воровства. Если конкурент платит сотруднику за базу клиентов, он всё равно ее может продать, не важно, есть коммерческая тайна или нет.

Режим коммерческой тайны помогает договориться, что из сведений о компании — секрет и как по ошибке его не слить. Кажется, это всё ерунда, но бывает по-разному:

  • Сотрудник гордится проектом и пишет о нем на фейсбуках, а оказывается, компания не хочет светить проект. Выходит, сотрудник раскрыл секрет, хотя ничего плохого не хотел.
  • А может не писать в соцсетях, а рассказать на дне рождения, причем сразу всем гостям, а их может быть пятьдесят человек. Кто-то дальше по цепочке расскажет, и рассказ может дойти до конкурента или еще кого-то, кто может помешать проекту.
  • Если сотрудник знает, что считается секретом и что нельзя с ним сделать, он не сделает глупых ошибок.

Компания получает компенсацию, если сотрудник выдаст секрет. Вот что можно получить:

  • возмещение ущерба, который появился из-за разглашения тайны;
  • до миллиона рублей, зарплату или другой доход за два года, если сотрудник разгласил секрет для заработка, а не случайно.

Компания вправе только запросить сумму, а сколько получит после разбирательств — решает суд. Для этого компания обосновывает размер ущерба, а это не всегда просто. Считается только фактический ущерб. Если компания недополучила выгоду из-за разглашения, это упущенная выгода, ее не взыскивают. Может быть такая ситуация:

Кадровик разослала подругам на работе таблицу — кто сколько получает, и таблица разошлась по компании. Кто-то из сотрудников решил, что его зарплата незаслуженно маленькая, и уволился.

Компания потеряла на разглашении зарплаты, но доказать ущерб сложно. Сотрудник не принесет новые заказы, но это будущая выгода, а не ущерб сразу после увольнения.

Если бы из-за увольнения сорвался тендер и компания доказала бы связь между разглашением зарплаты и увольнением, получилось бы взять стоимость контракта как компенсацию.

Кроме компенсации, компания вправе уволить сотрудника, а сотрудник может получить срок.

Кому подходит режим

Режим коммерческой тайны может ввести любая компания, по закону ограничений нет. Единственное ограничение — ресурсы компании.

Ошибки в коммерческой тайне

Мало потребовать компенсацию за нарушение тайны. Скорее всего, нарушитель не захочет платить, поэтому придется подавать иск и доказывать правоту в суде.

Чтобы суд поддержал компанию с иском, она должна оформить тайну по всем правилам. Понадобится гора документов: положение о коммерческой тайне, список секретных сведений; описание, кто, в каком случае и когда может пользоваться этими сведениями. Это еще не всё.

При конфликте компания отстоит свою правоту только с доказательствами, поэтому придется многое контролировать. Например, что сотрудники пересылают на личную почту. Вдруг чертежи, а это запрещено. Или во сколько сотрудник заходит в рабочий компьютер и что копирует на флешку.

Суд признал увольнение за разглашение тайны законным, потому что компания собрала доказательства, судебное решение на Гаранте

Евразхолдинг уволил сотрудника за нарушение коммерческой тайны. Сотрудник подал иск за незаконное увольнение.

Суть спора: под учеткой сотрудника кто-то заходил в систему электронных торгов и изучал предложения по закупкам. Компьютер, с которого кто-то зашел, находился в Москве, а сотрудник был в другом городе.

Компания решила, что сотрудник дал логин и пароль от своей учетки кому-то еще. А это прямое нарушение коммерческой тайны.

Суд принял доказательства компании и подтвердил законность увольнения.

Собрать скриншоты с незаконной перепиской тоже недостаточно. Если речь о сотрудниках, надо провести служебное расследование, пригласить независимых экспертов и нотариуса и всем вместе составить акт. Можно обойтись скриншотами, но тогда есть риск проиграть дело.

Режим коммерческой тайны можно вводить, если у компании дорогие секреты, она готова к бюрократии и судебным спорам при конфликтах. Это отнимает время, деньги и хорошее настроение.

Если не оформить тайну

Бывает так: компания решила, что коммерческая тайна ей нужна, и начала оформлять документы. Но документов много, сотрудников много, и всё оформить не получилось. Один из сотрудников не подписал, что он знает о коммерческой тайне и обязуется ее хранить, в секретном списке нет последней версии ЦРМ.

10 статья закона о коммерческой тайне: без документов не доказать нарушения

Если документов не хватает или они составлены неточно, суд может решить, что у компании нет режима коммерческой тайны. А раз нет режима, значит, никто ничего не нарушал и компенсацию брать не за что.

Компания не смогла уволить кадровика, которая рассказала о зарплате, судебное дело на сайте Сыктывкарского городского суда

Кадровик «Сыктывкар такси» узнала, что в компании меняется система оплаты операторов. Получалось, чем больше смен, тем меньше зарплата.

О новой системе она рассказала оператору: сначала прислала таблицу с новой зарплатой, потом по телефону объяснила, как ее смотреть. Компания узнала об этом и уволила кадровика, а она подала в суд на незаконное увольнение.

Несмотря на свидетелей, компания проиграла иск. Оказалось, «Сыктывкар такси» неправильно оформила документы о коммерческой тайне:

  • не написала, что размер зарплаты относится к коммерческой тайне;
  • не получила подпись кадровика, что та согласна не разглашать коммерческую тайну и знает, что в нее входит.

Для суда это значит, что у компании нет режима коммерческой тайны и кадровик не знала, что нельзя раскрывать зарплату. Увольнять не за что.

«Сыктывкар такси» пришлось восстановить кадровика, отменить увольнение и выплатить зарплату за время, пока она не работала.

Оформлять коммерческую тайну надо не только для сотрудников, она еще понадобится для споров с партнерами: поставщиками, рекламными агентствами, дилерами. Как работает коммерческая тайна для партнеров — тема отдельной статьи. Главное — помнить, если тайны нет для сотрудников, считайте, ее нет и для партнеров.

Без режима коммерческой тайны для сотрудников партнер вправе рассказать, что угодно. Оспорить это право будет очень сложно или не получится вовсе.

Компания не смогла получить 10 млн рублей за разглашение тайны, судебное дело в Картотеке арбитражных дел

Геострой разрабатывал для Питергорпроект документацию для железобетонной конструкции склада дробленой руды и должен был получить четырнадцать миллионов рублей.

Подрядчик не получил всю сумму и подал иск с требованием оплатить задолженность и проценты за просрочку.

Питергорпроект подал встречный иск за разглашение коммерческой тайны. Его требование — десять миллионов рублей.

По мнению Питергорпроекта, подрядчик не ввел режим коммерческой тайны, не включил документацию в секретный список и никак не защитил документацию от посторонних.

Суд решил так: Питергорпроект должен заплатить за работу, а Геострой за нарушение тайны — нет. Заказчик сам не ввел режим коммерческой тайны для этой документации, поэтому формально Геострой ничего не нарушил.

Ввести коммерческую тайну и не оформить ее как следует — от такого мало пользы. Коммерческая тайна не защищает секреты, и без документов нельзя получить компенсацию. Либо оформлять как следует, либо ничего не делать.

Если нет времени на бюрократию и желания судиться, возможно, лучше потратить силы только на защиту секретов. Подключить ЦРМ, закрыть доступ для флешки, сделать памятку и рассказать, что является секретом и где нельзя об этом говорить.

Что считается тайной

Если компания решает ввести режим коммерческой тайны, первый шаг — составить список того, что к ней относится.

Описывать надо всё. Считаете, что размер бонуса продавца — секрет, об этом надо писать. Если такого пункта в списке нет, значит, это не коммерческая тайна. Сотрудник может говорить о зарплате кому хочет, этические нормы не в счет.

Секретом может быть почти всё что угодно. Главное, чтобы секрет отвечал условиям:

  • секретные сведения не знают посторонние. Компания три года назад опубликовала рекламную статью с описанием тарифа. Описание тарифа не может стать коммерческой тайной;
  • нет свободного доступа к коммерческой тайне. Компания не публикует код программы на Хабре и не выкидывает чертежи в урну у бизнес-центра;
  • компания что-то сделала для защиты коммерческой тайны. Действиями считаются: положение о коммерческой тайне, закрытые порты для флешек, блокировка соцсетей на рабочих компьютерах. Призывная речь на квартальном собрании не в счет.

Исключения из коммерческой тайны тоже есть — это публичная информация. Вот о чем сотрудники могут говорить:

5 статья 98 ФЗ — исключения из коммерческой тайны

  • о сведениях из учредительных документов;
  • количестве сотрудников, задолженности по зарплате и соцвыплатам, открытых вакансиях. Компания не платит зарплату полгода — сотрудники вправе об этом говорить, кому хотят;
  • правонарушениях и наказаниях. Если кого-то осудили, об этом можно писать на фейсбуках. Неважно, это уборщица или гендиректор;
  • нарушениях, которые приводят к загрязнению окружающей среды, опасности для жизни и здоровья людей. Компания добавляет потенциально опасный ингредиент, сотрудник вправе об этом сказать;
  • условиях приватизации госсобственности;
  • обо всем, что компания обязана рассказывать по закону. Например, банки обязаны публиковать финотчетность. Если у банка дела плохи, нельзя заставить сотрудников молчать об отчете.

В интернетах много примеров списков, и компании часто их используют. Я не советую так делать: примеры можно посмотреть для вдохновения, но список составлять под себя. Может, для кого-то исследования СММ-щика — это ерунда, а для кого-то — самое ценное, поэтому надо включить в список.

Еще одна проблема примеров из интернета — общие формулировки. Например, «сведения по итогам переговоров». Это рискованная формулировка, потому что каждый может понять ее по-своему, и у компании нет аргументов в пользу своей трактовки.

Чем подробнее список, тем больше шансов доказать в суде правоту, потому что понятно, о чем речь. Сравните два списка:

Список с общими пунктами:

  • условия контрактов;
  • процессы, применяемые на производстве;
  • планы по развитию компании;
  • данные, связанные с переговорами с теми или иными лицами;
  • финансирование.

Список с конкретными пунктами:

  • итоги опросов, исследований, аналитических отчетов сотрудников и подрядчиков. Учитываются все отчеты, в том числе на ежемесячных встречах;
  • оценка мнения клиентов о работе компании по методике NPS;
  • итоги акций по каждой точке продаж, в том числе дневные;
  • анкета клиента и понимание задачи после первой беседы с клиентом.

На конкретный список уходит больше времени, чем на общий. Чтобы дело шло быстрее, можно опросить сотрудников и узнать, что у них секретного.

После опроса у вас будет список, и останется его проверить. Например, в списке есть итоги исследования. Если конкурент получит итоги, он заработает на этом? Если да — включайте в коммерческую тайну.

Как работать с тайной

Следующий шаг после списка — решить, кто вправе владеть коммерческой тайной, в каком случае использовать секретные сведения и как.

В законе нет требований к описанию работы с тайной, пишите как угодно. Надежнее описывать конкретно, чтобы в случае суда было очевидно: этот сотрудник владел информацией, он мог ее использовать вот так, а так — нет. Если компания против, чтобы сотрудники отправляли документы с рабочей почты на личную, так и пишите:

«Всем сотрудникам с доступом к коммерческой тайне запрещено пересылать сведения на любую почту, кроме рабочей».

Или «запрещено передавать сведения людям без доступа к тайне. В том числе штатным сотрудникам компании».

Работа с тайной зависит от особенностей компании, поэтому нет универсального совета, как ее описывать. Но чтобы вы не забыли что-то важное, подсказываем, какие пункты стоит описать:

  • у кого доступ и к какой информации. У финдиректора — полный доступ ко всей информации, у маркетолога — нет доступа к расчетам премий;
  • что нельзя делать с коммерческой тайной всем сотрудникам. Например, распечатывать, пересылать на личный адрес или в корпоративный чат, копировать на флешку, забирать рабочие ноутбуки домой;
  • что можно делать с коммерческой тайной некоторым сотрудникам. Финдиректор может записывать всё и всегда на флешку, маркетолог — только документы своего отдела, всё остальное — с письменного разрешения финдиректора;
  • в каких случаях можно передать сведения и не нарушить правила. Менеджер вправе передать коммерческое предложение на станок с ценой и документацией, если клиент подпишет договор о неразглашении сведений. Передавать можно только после письменного разрешения генерального директора;
  • как сотрудники защищают коммерческую тайну. Сотрудники блокируют компьютер, когда встают с рабочего места; не пересылают сведения с рабочей почты на личную; не копируют документы на флешки или диск, распечатанные документы хранят в тумбочке под ключом;
  • сколько времени хранить тайну после увольнения. Работодатель вправе написать любой срок, может потребовать пять лет или десять. Если сотрудник подпишет, срок законен. Если срока нет в трудовом договоре или положении о коммерческой тайне, по закону сотрудник обязан хранить тайну три года.

Если сотрудников много и разные уровни доступа, может быть, удобнее сделать несколько вариантов. Например, для маркетологов и бухгалтеров или для подчиненных и руководителей. Таких описаний может быть хоть десять, никаких ограничений нет. В описании можно не указывать конкретного сотрудника, а оставить только должности.

Как оформить тайну

Последний шаг — оформить документы и сделать тайну официальной. Для этого вы собираете список секретных сведений и описание работы с тайной в один документ, даете на подпись сотрудникам, правите трудовой договор.

Скачать пример приказа о коммерческой тайне

Приказ о том, что считается коммерческой тайной. В приказе пишете, кто его подписывает, и прикладываете список. Если список меняется, придется выпустить еще один приказ или приказ об изменении приказа. Чем больше бумаг, тем надежней.

Скачать пример положения о коммерческой тайне

Локальный нормативный акт или положение о коммерческой тайне. Цель документа — рассказать, как работает тайна, кто ее должен соблюдать и что считается тайной. В нем пишете секретный список и описываете работу.

Положение может занимать пять листов или двадцать пять и называться по-простому «Работа с коммерческой тайной в компании „Прялка“». В законе требований нет.

Положение вступает в силу только после приказа о вступлении в силу этого положения. Поэтому понадобится еще приказ.

Подпись сотрудника. Все сотрудники с доступом к тайне должны подтвердить, что знают о ее существовании, правила работы и готовы отвечать за ее сохранность. Для этого надо собрать подписи сотрудников. Надежнее получить заявление от каждого сотрудника. Текст может быть таким:

Я, Машкина Мария Марьевна, менеджер по закупкам в ООО «Прялка», прочитала «Положение о коммерческой тайне». Подтверждаю, что поняла, что считается коммерческой тайной, правила работы с ней, свои обязанности и ответственность.

Правки в трудовой договор. В трудовом договоре должна быть фраза о том, что сотрудники обязаны выполнять требования к коммерческой тайне. Текст может быть таким:

Работник обязан соблюдать правила работы с конфиденциальной информацией и коммерческой тайной, не разглашать коммерческую тайну, которую узнал при выполнении должностных обязанностей.

Работник несет ответственность за разглашение коммерческой тайны в пределах закона.

Журнал учета. В него надо записывать, какой сотрудник, когда и зачем использовал что-то из коммерческой тайны. Журнал может вести один человек и записывать всех. Это может делать программа или каждый сотрудник записывает себя сам. Журнал не помогает компании работать быстрее или точнее, но он выручает при судебных спорах.

Журнал можно сделать самим или купить готовый:

Журнал учета за 95 рублей, компания «Предиктор»

Гриф «Коммерческая тайна» на все секретные документы, неважно, это распечатанный договор, файл на компьютере или записи в ЦРМ. Если пометки нет, суд может решить, что сотрудник не понял, что именно этот документ считался секретным.

Чтобы ввести режим коммерческой тайны, надо оформить документы, следить за сотрудниками и быть готовыми к суду. Если компания к такому не готова, может, не стоит затевать процесс, а потратить силы на защиту секретов. Как это сделать — узнаем у предпринимателей и расскажем вам.

Гайдук Ольга Владимировна Старший советник юстиции старший помощник прокурора. Красноярского края по связям со СМИ. Обращаться: , г.

Коммерческая тайна и конфиденциальная информация

Настоящее разъяснение подготовлено ФАС России по результатам изучения и обобщения практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства к отношениям, связанным с получением, использованием и предоставлением доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, в целях обеспечения предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) прав лиц, привлекаемых к рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, лиц, в отношении которых проводятся проверки соблюдения антимонопольного законодательства, а также при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

Настоящее разъяснение не касается вопросов практики применения антимонопольного законодательства в случаях, связанных с получением, использованием и предоставлением доступа к государственной и иной охраняемой законом тайне, кроме коммерческой тайны.

1. Понятие коммерческой тайны.

Под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне), к которой у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой введен режим коммерческой тайны (пункт 2 статьи 3 Закона о коммерческой тайне).

Необходимо отметить, что положения Закона о коммерческой тайне регулируют отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Режим коммерческой тайны считается установленным только после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по ее охране (часть 2 статьи 10 Закона о коммерческой тайне).

Требования к мерам по охране конфиденциальности информации определены в статье 10 Закона о коммерческой тайне и должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о коммерческой тайне право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации, но ограничено обязанностью по соблюдению таким обладателем требований Закона о коммерческой тайне.

Таким образом, информация, в отношении которой отсутствует введенный обладателем информации режим коммерческой тайны, соответствующий требованиям Закона о коммерческой тайне, не подлежит охране в соответствии с требованиями указанного закона, а также положениями статьи 26 Закона о защите конкуренции.

2. Сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне.

Общий перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, приведен в статье 5 Закона о коммерческой тайне.

Так, режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Указанный перечень не является исчерпывающим, поскольку в силу пункта 11 статьи 5 Закона о коммерческой тайне к информации, составляющей коммерческую тайну, не могут относиться сведения, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.

Примером являются, в частности, сведения, содержащиеся в заявлениях, возражениях, пояснениях и иных материалах, представленных по инициативе лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства, в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в отношении которых в соответствии с частью 2 статьи 45.2 Закона о защите конкуренции не может быть установлен режим коммерческой тайны.

В случае, если режим коммерческой тайны введен в отношении информации, содержащей сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, то такая информация не подлежит охране в соответствии с требованиями Закона о коммерческой тайне и положениями статьи 26 Закона о защите конкуренции.

Из представленных выше положений следует, что если антимонопольный орган установит введение обладателем информации режима коммерческой тайны в отношении информации, содержащей сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, то такая информация должна рассматриваться антимонопольным органом как не содержащая коммерческую тайну.

Кроме того, не может быть отнесена к коммерческой тайне информация, в отношении которой не введен режим коммерческой тайны.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 4 статьи 14 Закона о коммерческой тайне лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с Законом о коммерческой тайне быть привлечено к ответственности.

3. Права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, на получение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну.

3.1. Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства должен обеспечиваться баланс интересов лиц, предоставивших в материалы дела информацию, составляющую коммерческую тайну, и лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, права и законные интересы которых затрагиваются рассмотрением соответствующего дела.

Наличие в материалах дела информации, составляющей коммерческую тайну, само по себе не может являться основанием для необоснованного ограничения прав лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, по надлежащей подготовке и изложению своей самостоятельной позиции.

Лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, являются: заявитель, ответчик по делу и заинтересованные лица (статья 42 Закона о защите конкуренции).

Поскольку перечень лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, является закрытым, все иные лица, в том или ином качестве принимающие участие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, не относятся к лицам, участвующим в деле о нарушении антимонопольного законодательства (статья 42 Закона о защите конкуренции), и, соответственно, не обладают их правами и не несут их обязанности.

Иные лица, участвующие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании части 1 и части 8 статьи 42.1 Закона о защите конкуренции привлекаются к участию в деле комиссией (по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе) путем принятия соответствующего определения. Соответственно, свои права и обязанности, связанные с участием в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, названные лица приобретают исключительно с момента принятия указанного определения.

Права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, закреплены в статье 43 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

Материалы, содержащиеся в деле о нарушении антимонопольного законодательства, не могут предоставляться антимонопольным органом (комиссией антимонопольного органа) лицам, не привлеченным в установленном порядке к участию в деле о нарушении антимонопольного законодательства, если иное прямо не предусмотрено законодательством.

3.2. В силу части 3 статьи 43 Закона о защите конкуренции фотосъемка, видеозапись рассмотрения дела, трансляция по радио и телевидению рассмотрения дела допускаются с разрешения председателя комиссии, за исключением случаев рассмотрения дела в закрытом заседании по основаниям, предусмотренным Законом о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 43 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, при рассмотрении дела имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход его рассмотрения. В случае, если при рассмотрении дела оглашается информация, составляющая охраняемую законом тайну, председатель комиссии вправе принять решение о запрете ведения лицами, участвующими в деле, аудиозаписи, фиксирующей ход рассмотрения дела.

Согласно части 3.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в закрытом заседании допускается в случае необходимости сохранения коммерческой тайны, в том числе при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства и ссылающегося на такую необходимость.

При этом, если комиссия антимонопольного органа установит введение обладателем информации режима коммерческой тайны в отношении информации, содержащей сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела в закрытом заседании должно быть отказано.

Аналогичная позиция изложена в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 61 «Об обеспечении гласности в арбитражном процессе».

О рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в закрытом заседании комиссия выносит определение.

3.3. Права лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, обеспечиваются, в том числе путем предоставления лицами, установившими в отношении представленной ими информации режим коммерческой тайны, согласия на ознакомление с информацией, содержащей коммерческую тайну, другим лицам, участвующим в деле.

В случае отсутствия такого согласия, оглашение в данном заседании информации, содержащей коммерческую тайну, представленной по запросу антимонопольного органа, осуществляется в отсутствие лиц, не имеющих права на ознакомление с материалами, содержащими коммерческую тайну.

Председатель комиссии при определении в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 45 Закона о защите конкуренции последовательности совершения действий при рассмотрении дела вправе предложить лицам, участвующим в деле, установить порядок рассмотрения дела, при котором оглашение информации, содержащей коммерческую тайну, будет осуществляться в начале либо по ходу заседания, с удалением из зала заседания на время такого оглашения лиц, не имеющих права на ознакомление с материалами, содержащими коммерческую тайну.

3.4. Антимонопольный орган обязан раскрыть и описать в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции доказательства, послужившие основанием для возбуждения дела, доказательства, на которых основаны выводы комиссии в заключении об обстоятельствах дела и в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно пунктам 2 и 3 части 14 статьи 44 Закона о защите конкуренции определение о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению должно содержать, в том числе основания, послужившие поводом к возбуждению дела, а также описание выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства, доказательств, фактических и иных обстоятельств, которые свидетельствуют об их наличии.

В случае, если при вынесении определения о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению необходим запрос информации, формулирование требований о котором невозможно без указания информации, относящейся к коммерческой тайне, представляется целесообразным запрашивать такую информацию на основании отдельного запроса антимонопольного органа на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции, не включая такие требования в текст указанного определения.

В силу части 2 статьи 45.2 Закона о защите конкуренции в отношении заявлений, возражений, пояснений и иных материалов, представленных по инициативе лица, участвующего в деле, в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Соответственно, в случае, если информация, содержащаяся в указанных документах, послужила основанием для принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, такая информация не может быть признана информацией, составляющей коммерческую тайну, и должна быть описана соответственно в определении о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению в объеме, необходимом для описания выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства, доказательств, фактических и иных обстоятельств, которые свидетельствуют об их наличии.

Вместе с тем ознакомление с такими материалами, представленными по инициативе лица, участвующего в деле, возможно только на стадии рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в рамках реализации, предусмотренных статьей 43 Закона о защите конкуренции прав лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства. До возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства ознакомление с такими материалами законом не предусмотрено.

Вопросы об объеме раскрытия информации и соблюдении режима охраны коммерческой тайны могут возникать и при принятии комиссией антимонопольного органа заключения об обстоятельствах дела и решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Так, согласно части 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Согласно части 2 статьи 41 Закона о защите конкуренции решение комиссии оформляется в виде документа, подписывается председателем комиссии и всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии. Решение комиссии должно быть изготовлено в одном экземпляре и приобщено к материалам дела.

В свою очередь согласно части 3.3 статьи 41 Закона о защите конкуренции в мотивировочной части решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства должны быть указаны:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле;

3) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовалась комиссия при принятии решения.

Из анализа указанных положений законодательства следует, что заключение об обстоятельствах дела и решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается в одном экземпляре.

При этом указанные акты должны содержать обстоятельства дела, установленные комиссией, и доказательства, на которых основаны выводы комиссии.

В целях обеспечения режима охраны коммерческой тайны комиссии антимонопольного органа при подготовке соответствующих заключений об обстоятельствах дела и решений следует описывать соответствующие обстоятельства и доказательства в объеме, необходимом для принятия соответствующего процессуального решения, без включения информации, непосредственно составляющей коммерческую тайну.

В случае, если обоснование выводов комиссии антимонопольного органа невозможно без включения информации, составляющей коммерческую тайну, такая информация подлежит включению в соответствующий акт, однако в целях соблюдения баланса публичных и частных интересов всех участников сложившихся отношений антимонопольный орган обязан выдать (предоставить для ознакомления, направить) лицам, участвующим в деле, не получившим соответствующего согласия обладателя таких сведений, копию соответствующего акта, исключив из него сведения, составляющие коммерческую тайну (например, не изменяя структуру документа, оформить соответствующую часть его текста в виде, не поддающемся прочтению, либо путем перенесения текста, содержащего сведения, составляющие коммерческую тайну, в приложение к документу, не подлежащее выдачи (предоставления для ознакомления, направления) лицам, участвующим в деле, не получившим соответствующего согласия обладателя таких сведений).

Аналогичный вывод сделан, например, в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.05.2005 № Ф04-3053/2005 (11373-А45-23), № Ф04-3053/2005 (11841-А45-23).

Указанные подходы относительно отражения информации, составляющей коммерческую тайну, применимы и к аналитическому отчету о результатах анализа состояния конкуренции на товарном рынке, поскольку согласно части 4 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции результаты анализа состояния конкуренции, проведенного в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, относятся к письменным доказательствам по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом данные аналитического отчета о размере рыночной доли участников товарного рынка, товарах, входящих в продуктовые границы, взаимозаменяемых товарах, а также характеристиках товара, исключающих взаимозаменяемость, не могут быть отнесены к информации составляющей коммерческую тайну какого-либо хозяйствующего субъекта, поскольку такая информация является результатом обработки собранных сведений и вероятностной оценкой со стороны антимонопольного органа состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке и не принадлежит какому-либо конкретному лицу.

Обезличенные результаты опроса потребителей о продуктовых и/или географических границах рынка, иного анкетирования или выяснения мнения относительно свойств товара и/или состояния конкуренции на товарном рынке, также не могут относиться к информации, составляющей коммерческую тайну, так как представляют собой оценку мнения потребителей. При этом в случае, если опрашиваемым лицом в отношении заполненной им анкеты (иного документа) присвоен статус коммерческой тайны, доступ к такой анкете предоставляется только с согласия обладателя коммерческой тайны.

3.5. Исходя из частей 3-5 статьи 45.2 Закона о защите конкуренции, сведения, документы, которые представлены по запросу или иному требованию антимонопольного органа, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны и которые являются материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства, могут быть представлены для ознакомления лицам, участвующим в деле, под расписку с согласия обладателя таких сведений, документов. Согласие обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, на ознакомление лиц, участвующих в деле, с такой информацией представляется в комиссию в письменной форме в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и приобщается к материалам дела.

Расписка лиц, участвующих в деле, о неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей им известной в результате рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, представляется в комиссию до ознакомления с материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства. Форма расписки утверждена приложением 25 к приказу ФАС России от 22.12.2006 № 337. Расписка о неразглашении также приобщается к материалам дела.

Вместе с тем представляется, что согласие на доступ лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к информации, составляющей коммерческую тайну, может быть оформлено как путем использования расписки (часть 3 статьи 45.2 Закона о защите конкуренции), так и путем заключения соглашения лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, о порядке и условиях использования принадлежащей им информации, составляющей коммерческую тайну, в соответствии с положениями пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», или на основании гражданско-правовых договоров между контрагентами в соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о коммерческой тайне.

В этом случае соглашение или договор об условиях использования коммерческой тайны также приобщается к материалам дела.

При этом лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, дающие согласие на доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, должны обладать полномочиями по раскрытию такой информации на основании учредительных документов организации, локальных актов организации или на иных законных основаниях.

В целях реализации права на ознакомлении с материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны, и обеспечения возможности запросить согласие на ознакомление с такой информацией комиссия антимонопольного органа предоставляет лицам, участвующим в деле, перечень лиц, представивших информацию, составляющую коммерческую тайну.

4. Обязанность представлять по требованию антимонопольного органа информацию, составляющую коммерческую тайну.

Статья 22 Закона о защите конкуренции относит к функциям антимонопольного органа, в том числе обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявление нарушений антимонопольного законодательства и принятие мер по их прекращению.

Из положений пунктов 1, 11 части 1 статьи 23, части 6 статьи 44, части 5 статьи 45 Закона о защите конкуренции следует, что антимонопольный орган в целях выполнения возложенных на него обязанностей вправе запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и информацию, объяснения в письменной или устной форме, необходимые для разрешения вопросов, возникающих в ходе рассмотрения материалов дела.

В свою очередь статьей 25 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Закон о защите конкуренции не содержит ограничений по составу и объему запрашиваемой информации, необходимой для осуществления антимонопольным органом его задач и функций. Объем запрашиваемых сведений, состав документов (информации), порядок и сроки их представления должны определяться антимонопольным органом в каждом конкретном случае в зависимости от предмета проверки и иных существенных обстоятельств, обуславливаться необходимостью осуществления им возложенных на него задач и функций.

При этом, согласно позиции, изложенной в пункте 14 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, запрос антимонопольного органа о представлении хозяйствующим субъектом необходимой информации, документов, объяснений по возбужденному в отношении его делу о нарушении антимонопольного законодательства признается мотивированным при указании в нем на процессуальный повод истребования информации, нормативно-правовое основание истребования информации и положение Закона о защите конкуренции, которое, по мнению антимонопольного органа, могло быть нарушено хозяйствующим субъектом. Частью 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу предоставлено право запрашивать у коммерческих организаций и иных лиц с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне документы, сведения, пояснения, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.

Непредставление сведений (информации), указанных в запросе, препятствует осуществлению антимонопольным органом своих полномочий и осуществлению своих функций.

Положения статьи 25 Закона о защите конкуренции содержат безусловную обязанность представлять по требованию антимонопольного органа информацию, составляющую коммерческую тайну.

Статьей 15 Закона о коммерческой тайне установлено, что невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, а равно воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отказ лица представлять информацию по мотивированному запросу антимонопольного органа в связи с тем, что она составляет коммерческую тайну, в правоприменительной практике однозначно расценивается как совершение правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 по делу № 307-АД14-1687, А56-70550/2013; постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2014 № Ф07-4427/2014 по делу № А56-70550/2013; постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.04.2010 по делу № А29-11232/2009).

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее — Закон № 57-ФЗ) ФАС России как уполномоченному органу по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, предоставлено право запрашивать и получать указанные в статьях 9 и 10 Закона № 57-ФЗ документы и сведения.

Согласно части 4 статьи 13 Закона № 57-ФЗ физические и юридические лица, в том числе держатели реестров акционеров акционерных обществ, имеющих стратегическое значение, обязаны представлять по требованию уполномоченного органа в установленный срок достоверные документы, объяснения в письменной или устной форме и иную необходимую для осуществления уполномоченным органом своих функций информацию, включая информацию, составляющую коммерческую тайну.

Обязанность предоставления такой информации подтверждается судебной практикой, например, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07.02.2017 № Ф05-22000/2016 по делу № А40-113716/2016 о непредставлении АО «Корсаковский морской торговый порт» в ФАС России документов и сведений со ссылкой на то, что запрашиваемая информация является коммерческой тайной. Суд подтвердил позицию ФАС России о том, что часть 4 статьи 13 Закона № 57-ФЗ возлагает на физических и юридических лиц безусловную обязанность предоставлять по требованию ФАС России необходимую для осуществления уполномоченным органом своих функций информацию, включая информацию, составляющую коммерческую тайну.

Документы, направляемые антимонопольному органу и содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, должны соответствовать требованиям статьи 10 Закона о коммерческой тайне. В частности, в соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о коммерческой тайне такие документы должны быть промаркированы грифом «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). Невыполнение указанного требования закона свидетельствует о непринятии обладателем информации минимально необходимых мер ее охраны и освобождает антимонопольный орган от выполнения обязанности, предусмотренной статьей 26 Закона о защите конкуренции.

Следует обратить внимание на то, что информация, которая ранее была представлена в антимонопольный орган без соблюдения режима коммерческой тайны, не может быть позднее признана коммерческой тайной, поскольку такая информация, в силу ее раскрытия обладателем такой информации не соответствует критериям коммерческой тайны, установленным пунктом 2 статьи 3, части 1 статьи 10 Закона о коммерческой тайне.

Лицами, предоставляющими информацию и документы по запросу антимонопольного органа, должен быть определен круг информации, составляющей коммерческую тайну, который бы позволил антимонопольному органу обеспечить ее идентификацию и соблюдение режима охраны.

С учетом требований части 6 статьи 10 Закона о коммерческой тайне о невозможности использования режима коммерческой тайны в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, антимонопольный орган вправе одновременно с запросом необходимых ему документов, объяснений, информации (в письменной и устной форме) запрашивать доказательства принятия обладателем мер охраны в отношении информации, содержащей коммерческую тайну, предусмотренных статьей 10 Закона о коммерческой тайне.

В связи с этим в случае, если письменные объяснения по тому либо иному обстоятельству, имеющему значение для дела, а также документы и материалы, были запрошены комиссией у лиц, участвующих в деле, то комиссия вправе:

1) истребовать письменные подтверждения отнесения запрошенных информации, документов и материалов, к коммерческой тайне, с представлением доказательств принятия в отношении таких сведений мер охраны в порядке статьи 10 Закона о коммерческой тайне, а также указать, какая часть представленных информации, документов и материалов содержит в себе информацию, являющуюся коммерческой тайной;

2) предложить подготовить и представить для отдельного приобщения в материалы дела дополнительные письменные пояснения, не включающие сведения, содержащие коммерческую тайну и запрошенные комиссией, для целей соблюдения процессуальных прав иных лиц, участвующих в деле;

3) предложить рассмотреть вопрос о предоставлении согласия на ознакомление других лиц, участвующих в деле, с представляемыми конфиденциальными сведениями, с принятием последними на себя соответствующих ограничений, предусмотренных Законом о защите конкуренции. При этом комиссия антимонопольного органа не вправе обязать лицо, участвующее в деле, предоставить согласие на ознакомление.

Лицо, предоставляющее антимонопольному органу информацию, составляющую коммерческую тайну, самостоятельно определяет форму ее предоставления в версии для третьих лиц, исключающей нарушение охраняемых интересов в части возможной утраты коммерческой ценности указанной информации при ее передаче третьим лицам. В частности, это могут быть копии документов, в которых информация, представляющая коммерческую ценность, является сокрытой; предоставление информации в обезличенном виде или на уровне обобщения, исключающего нарушение коммерческих интересов, или иная удобная форма.

Одновременно необходимо отметить, что непредставление указанных выше документов и сведений в такой версии для третьих лиц, не может расцениваться как совершение правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП.

5. Соблюдение режима коммерческой тайны в отношении материалов, представляемых в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при проведении проверки антимонопольным органом, при рассмотрении ходатайств в рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией.

Согласно статьи 26 Закона о защите конкуренции информация, составляющая коммерческую тайну и полученная антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

За разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, работники антимонопольного органа несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате разглашения антимонопольным органом либо его должностными лицами информации, составляющей коммерческую тайну, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.

Административная ответственность за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, предусмотрена статьей 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Совершение такого правонарушения может влечь наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

В свою очередь уголовная ответственность предусмотрена статьей 183 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, влечет наказание до трех лет лишения свободы, при причинении крупного ущерба или из корыстной заинтересованности — до пяти лет лишения свободы, а при наличии тяжких последствий — лишение свободы на срок до семи лет.

Отказ антимонопольного органа в предоставлении доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, как общее правило в отсутствие специальных положений федеральных законов, предусматривающих право на такой доступ или ознакомление, является правомерным и обоснованным (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2016 № 305-КГ16-9107 по делу № А40-151566/2015; Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2012 №3391/12 по делу № А40-7263/11-145-84, от 16.02.2012 № 15690/11 по делу № А45-20124/2010; постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.04.2016 № Ф05-4012/2016 по делу № А40-151566/2015; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2011 по делу № А45-20124/2010; постановление ФАС Московского округа от 28.11.2011 по делу № А40-7263/11-145-84).

При этом комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства может содействовать самостоятельному предоставлению лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, пояснений, сведений и иных документов, свидетельствующих о тех обстоятельствах, на которые указанные лица ссылаются в обоснование своей позиции, в том числе путем исключения случаев запроса или истребования таких сведений и/или документов, если отсутствуют достаточные основания полагать, что лицо, у которого данные сведения и/или документы находятся, не заинтересовано или уклоняется от их самостоятельного предоставления в материалы дела.

Общие правила организации и проведения проверок антимонопольными органами, указаны в статьях 25.1 — 25.6 Закона о защите конкуренции. Положения законодательства об обязанности предоставления информации, составляющей коммерческую тайну антимонопольному органу по его мотивированному запросу, а также о правах антимонопольного органа на получение такой информации и ответственность хозяйствующих субъектов за непредставление такой информации полностью применимы к отношениям, связанным с проведением проверок антимонопольными органами.

В соответствии с частью 3 статьи 25.6 Закона о защите конкуренции результаты проверки, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Каких-либо исключений относительно режима коммерческой тайны, в том числе, связанных с правами на ознакомление с такой информацией третьих лиц (кроме непосредственно проверяемого лица) законом не предусмотрено.

При осуществлении контроля за экономической концентрацией антимонопольный орган вправе получать информацию, составляющую коммерческую тайну, что также следует из общих положений Закона о защите конкуренции относительно прав антимонопольного органа на получение информации и обязанности обеспечить режим ее конфиденциальности.

При этом Законом о защите конкуренции определены сведения, которые при подаче ходатайства о даче согласия антимонопольного органа на осуществление сделки, иного действия подлежат обязательному раскрытию. Так, частью 9 статьи 32, части 3 статьи 33 Закона о защите конкуренции предусмотрено обязательное размещение на официальном сайте антимонопольного органа в сети «Интернет» сведений о поступившем ходатайстве, о сделке, об ином действии, заявленных в ходатайстве. Данное требование направлено на обеспечение реализации заинтересованными лицами их прав по представлению в антимонопольный орган сведений о влиянии на состояние конкуренции такой сделки, иного действия, предусмотренных частью 9 статьи 32 Закона о защите конкуренции.

Исходя из положений пункта 11 статьи 5 Закона о коммерческой тайне, указанные сведения не могут быть признаны коммерческой тайной, поскольку их обязательное раскрытие предусмотрено частью 9 статьи 32, частью 3 статьи 33 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного на официальном сайте антимонопольного органа в сети «Интернет» подлежит размещению информация о факте подачи ходатайства юридическим или физическим лицом, с указанием сведений об участниках сделки, иного действия, заявленных в ходатайстве (за исключением персональных данных физических лиц), а также предмета совершаемой сделки, иного действия, заявленных в ходатайстве (например, в ФАС России поступило ходатайство ООО «А» (место нахождения; основной вид деятельности) о даче согласия на приобретение 50 % акций АО «Б» (место нахождения; основной вид деятельности); гражданин X обратился в ФАС России с ходатайством о получении в собственность основных производственных средств гражданина У).

Решения, принятые антимонопольным органом по результатам рассмотрения ходатайств, поступивших в антимонопольный орган, подлежат размещению на официальном сайте антимонопольного органа в сети «Интернет» с указанием информации в тексте решений в объеме не меньшем, чем при подаче ходатайств.

Каких-либо иных исключений относительно режима коммерческой тайны, в том числе, связанных с правами на ознакомление с такой информацией третьих лиц законом не предусмотрено. Соответственно, относительно такой информации должны быть приняты меры по охране конфиденциальности при ее предоставлении и созданы соответствующие условия, предусмотренные, в частности, статьей 13 Закона о коммерческой тайне.

В целях пресечения возможного злоупотребления режимом коммерческой тайны и обеспечения реализации лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, их прав в тех случаях, когда у антимонопольного органа возникают сомнения в том, что представленная лицом, участвующим в деле, или лицом, в отношении которого проводится проверка, информация с нанесенным на документы и электронные носители грифом «Коммерческая тайна» действительно составляет коммерческую тайну, антимонопольный орган вправе запросить доказательства принятия лицом, представившем такую информацию, мер охраны, предусмотренных статьей 10 Закона о коммерческой тайне.

6. О предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, экспертам, участвующим в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 42.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия вправе по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе привлекать экспертов. Эксперты не являются лицами, участвующими в деле.

Согласно части 2 статьи 42.1 Закона о защите конкуренции экспертом, привлекаемым комиссией при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам.

Кандидатуры экспертов и круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяются комиссией. При назначении экспертизы лица, участвующие в деле, вправе предлагать комиссии кандидатуры экспертов и экспертных организаций, а также круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта.

Значение экспертного заключения для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства раскрывается в части 3 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой в качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства допускаются заключения экспертов.

На специальный статус эксперта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства указывает также часть 3.2 статьи 45 Закона о защите конкуренции, согласно которой при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в закрытом заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях по решению комиссии присутствуют эксперты.

Из указанных положений следует, что эксперт имеет специальный статус при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, проведение экспертизы направлено на всесторонне, полное и объективное исследование всех материалов дела, заключение эксперта является доказательством по делу.

Кроме того, эксперт несет ответственность за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Этими положениями определяются и права эксперта на ознакомление с материалами дела, составляющими коммерческую тайну.

В силу части 5 статьи 3 Закона о коммерческой тайне доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации.

В соответствии с частью 5 статьи 42.1 Закона о защите конкуренции эксперт с разрешения комиссии вправе знакомиться с материалами дела, участвовать в заседании комиссии (право участия эксперта в закрытом заседании также предусмотрено часть 3.2 статьи 45 Закона о защите конкуренции), заявлять ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов.

Таким образом, в силу прямого указания специального закона материалы дела, которые должны быть представлены для ознакомления с целью проведения экспертом (экспертами) полного и всестороннего исследования, могут содержать информацию, составляющую коммерческую тайну.

В случае предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, эксперту (экспертам), участвующему (участвующим) в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, эксперт (эксперты) предоставляет (предоставляют) комиссии расписку о неразглашении данной информации.

При этом, частью З.4 статьи 45 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что разглашение экспертами сведений, составляющих коммерческую тайну, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные положения части 3.4 статьи 45 Закона о защите конкуренции направлены на обеспечение гарантии соблюдения режима коммерческой тайны относительно информации, представленной в материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, и, в то же время, на обеспечение полноты и объективности проведения экспертного исследования.

По запросу лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства, и с целью реализации правомочий, установленных в части 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции, комиссия вправе предоставить информацию о составе материалов дела, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, которые предоставлены эксперту для проведения экспертизы.

Выводы эксперта, содержащиеся в экспертном заключении, не могут быть отнесены к информации, составляющей коммерческую тайну какого-либо хозяйствующего субъекта, поскольку данная информация представляет собой результат обработки экспертом переданных ему комиссией антимонопольного органа сведений и документов, являющихся предметом экспертизы, и оценку со стороны эксперта.

Вместе с тем согласно части 3.3 статьи 45 Закона о защите конкуренции само экспертное заключение в том случае, если оно содержит сведения, составляющие коммерческую тайну, хранится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отдельном томе дела о нарушении антимонопольного законодательства. Режим ознакомления с такими материалами обеспечивается с соблюдением требований к охране коммерческой тайны и позволяет лицам, участвующим в деле, получить доступ к ним при наличии соответствующего согласия правообладателя.

Председатель
Президиума ФАС России,
Руководитель ФАС России
И.Ю. Артемьев

Даны разъяснения по вопросу применения законодательства о коммерческой тайне при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также в рамках госконтроля за экономической концентрацией. Представляется важным указать следующее.

Если антимонопольный орган установит введение обладателем информации режима коммерческой тайны в отношении информации, содержащей сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, то такие данные должны рассматриваться как не содержащие коммерческую тайну.

Материалы дела, которые должны быть предоставлены для ознакомления с целью проведения экспертом (экспертами) полного и всестороннего исследования, могут содержать информацию, составляющую коммерческую тайну.

Выводы эксперта не могут быть отнесены к информации, составляющей коммерческую тайну какого-либо хозяйствующего субъекта. Это результат обработки экспертом переданных ему комиссией антимонопольного органа сведений и документов, являющихся предметом экспертизы, и оценки со стороны эксперта.

Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать ее использование незаконным, в т. ч. получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может быть привлечено к ответственности.

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в закрытом заседании допускается в случае необходимости сохранения коммерческой тайны, в т. ч. при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на такую необходимость.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Все о коммерческой тайне

Режим коммерческой тайны считается установленным только после При этом данные аналитического отчета о размере рыночной.