Дело в том, что банк не обязан объяснять причины своего отказа. Банк не примет платежное поручение при таких обстоятельствах.

Платежное поручение

О порядке исполнения обязанности по уплате налогов *1

     
     С.В. Разгулин,
советник налоговой службы I ранга

     _____
     *1 Окончание. Начало см. «Налоговый вестник». 2000, № 11. С. 67.
     

     Статья 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации относительно вопросов, связанных с моментом уплаты налоговых доходов (собственно налогов и сборов, а также пеней и штрафов), отсылает к налоговому законодательству. Данное утверждение, по нашему мнению, не совсем правильно, поскольку отношения, связанные с формированием доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, и отношения по зачислению средств являются бюджетными.
     
     Законодательство разделяет понятия «уплата налога» и «зачисление налога». При «исполненной обязанности» налогоплательщика может иметь место «задолженность перед бюджетом» (разница между суммами, начисленными и зачисленными на бюджетные счета). Разработан порядок учета денежных средств, списанных банком с расчетного счета налогоплательщика в уплату налога, но не зачисленных на счета учета доходов бюджета. Если не установлено иное, в справке о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом указывается задолженность по налоговым платежам, включающая средства, не зачисленные на счета учета доходов бюджета (см. приказ МНС России от 18.08.2000 N БГ-3-18/297).
     
     Конституционное обязательство по уплате налога может считаться исполненным в тот момент, когда денежные средства поступили на бюджетные счета. Однако налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
     
     Расчеты с участием юридических лиц производятся в безналичном порядке и осуществляются через банки, в которых открыты соответствующие счета. Статья 60 НК РФ обязывает банк исполнить поручение клиента: списать денежные средства с его счета и перечислить их со своего корреспондентского счета по назначению на уплату налога или сбора в течение одного операционного дня, следующего за днем получения (принятия) такого поручения от клиента-налогоплательщика, если иное не предусмотрено Кодексом (см. также Положение о проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации, утвержденное Банком России 25.11.1997 N 5-П).
     
     Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 08.02.2000 N 6514/99 клиент банка не лишается права на истребование с банка сумм, списанных с его расчетного счета и удерживаемых банком на корреспондентском счете в связи с отсутствием денежных средств. В соответствии с п. 3 ст. 859 ГК РФ в случае расторжения договора банковского счета клиент вправе требовать от банка перечисления остатка денежных средств. В этом случае денежное обязательство банка включает как собственно остаток средств на счете, так и суммы, списанные по платежным поручениям со счета клиента, но не перечисленные с корреспондентского счета банка независимо от назначения платежа, указанного в платежном поручении.
     

     Кредитная организация обязана не позднее следующего рабочего дня выслать извещение клиенту о помещении переданных ей на исполнение расчетных документов в картотеку из-за отсутствия средств на корреспондентском счете [Положение от 01.03.1996 N 244 «О порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций» (приказ Банка России от 01.03.1996 N 02-52)]. Согласно разъяснению Банка России отзыв из картотеки расчетных документов, по которым осуществлялись частичные платежи, не противоречит нормативным документам и должен осу-ществляться в том же порядке, что и отзыв полностью неисполненных расчетных документов клиентов. В случае отзыва налогоплательщиком-клиентом банка своих платежных документов обязанность по уплате налога не считается исполненной. В целях соблюдения прав добросовестных налогоплательщиков возможно установление положений о неначислении пени на сумму недоимки, которая образовалась в результате добровольного отзыва налогоплательщиком неисполненного платежного поручения по причине отсутствия у банка денежных средств, достаточных для исполнения поручения, чтобы выполнить обязанность по уплате налога через другой банк.
     
     Банковская операция по платежным поручениям не исчерпывается списанием средств со счета клиента. Иная интерпретация лишает банковские операции по исполнению платежных поручений всякого практического смысла. На основании п. 3.1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации расчетная операция по исполнению платежного поручения представляет собой не только списание денежных средств со счета клиента, но и принятие мер по их дальнейшему перечислению. Обязательство банка-плательщика перед клиентом по платежному поручению считается исполненным в момент надлежащего зачисления соответствующей денежной суммы на счет банка получателя, если договором не предусмотрено иное (см. постановление ВАС РФ от 19.04.1999 N 5 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета»).
     
     В соответствии с п. 1.5.6 части III Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Банком России 18.06.1997 N 61, кредитные организации, принявшие от клиентов платежные поручения, возвращают им последние экземпляры, оформленные подписью сотрудника кредитной организации и штампом «Принято «_» ______ 199_г.». Клиентам также выдаются выписки из их лицевых счетов по совершенным операциям с указанием дат совершения этих операций [см. приказ Банка России от 18.06.1997 N 02-263 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, и дополнений и изменений к Плану счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации» (в ред. от 05.10.1999)].
     
     С учетом существующих обстоятельств разграничить ответственность за поступление налоговых платежей между налогоплательщиками и банками можно на основании платежных поручений налогоплательщиков с отметкой об исполнении поручений и выписки из лицевых счетов клиентов банков-плательщиков о списании денежных средств с расчетных счетов.
     
     В случае списания средств со счета клиента в реквизитах выписки отражаются БИК банка-корреспондента, соответствующий лицевой счет получателя средств в банке-корреспонденте, а также по дебету сумма списываемых средств, соответствующая указанной в платежном поручении, и другие надлежащие реквизиты. При отсутствии или недостаточности средств на расчетном счете клиента для оплаты всех сумм расчетных документов платежные поручения по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды помещаются банком в картотеку к внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Не позднее следующего рабочего дня банк направляет извещение клиенту о помещении платежного поручения в картотеку, и при поступлении средств на счет документы оплачиваются в группе очередности. Впредь, до внесения в соответствии с решением Конституционного суда РФ от 23.12.1997 N 21-П изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ, при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъ-явленных к нему требований списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных указанной статьей ГК РФ к первой и второй очереди (см. ст. 35 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год»).
     
     При списании средств со счета клиента, но при отсутствии денежных средств на корреспондентском счете банка в реквизитах выписки из лицевого счета отражаются БИК банка клиента, соответствующий внутренний банковский балансовый счет 47418 «Средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации из-за недостаточности средств», сумма списанных средств со счета плательщика и другие реквизиты. Банк не позднее следующего рабочего дня должен направить извещение клиенту о помещении платежного поручения в картотеку к внебалансовому счету 90904 «Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации» (см. Положение от 01.03.1996 N 244 «О порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций», утвержденное приказом Банка России от 01.03.1996 N 02-52).
     
     Таким образом, обязанность по уплате налога не должна признаваться исполненной в случае, если налогоплательщик был уведомлен банком об отсутствии у банка денежных средств, достаточных для исполнения поручения на уплату налога, однако все равно направил платежное поручение в данный банк.
     
     К кредитным организациям, не обеспечивающим по поручению налогоплательщиков своевременное перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды и имеющим непрерывно в течение трех и более рабочих дней картотеку к внебалансовому счету 90904, нарушающим сроки осуществления безналичных расчетов, установленных ст. 80 Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в соответствии со ст. 75 вышеупомянутого Федерального закона территориальные учреждения Банка России применяют меру воздействия в виде ограничения на осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на срок до шести месяцев в порядке, предусмотренном инструкцией Банка России от 31.03.1997 N 59. В период применения данной меры воздействия кредитные организации не вправе осуществлять расчеты по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды и принимать к исполнению платежные поручения на проведение указанных операций (см. письмо Банка России от 18.06.1999 N 182-Т «О применении отдельных положений инструкции Банка России от 31.03.1997 N 59»).
     
     Банк России уточнил режим действия данного Указания (Указание оперативного характера от 13.08.1999 N 240-Т «О порядке применения разъяснений Банка России, данных в Указании оперативного характера от 18.06.1999 N 182-T»), согласно которым:
     
     а) в период применения ограничения подлежат исполнению:
     
     — инкассовые поручения налоговых органов и иные исполнительные документы на перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, предъявленные как к расчетному (текущему) счету клиента, так и к корреспондентскому счету кредитной организации;
     
     — платежные документы клиентов, помещенные в картотеку к их расчетным (текущим) счетам, а также платежные поручения кредитной организации на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды как по поручению клиентов, так и по собственным платежам, помещенные в картотеку к внебалансовому счету 90904, до введения ограничения;
     
     б) к кредитным организациям, осуществляющим меры по предупреждению банкротства в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», мера воздействия в виде ограничения применяется по решению территориального учреждения Банка России;
     
     в) к кредитным организациям, не обеспечивающим своевременного перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды по своим платежам, а не по поручению клиентов, мера воздействия в виде ограничения не применяется.
     
     Предъявление платежного поручения на уплату налога в банк, в отношении которого Банком России применяются меры воздействия в виде ограничения на осуществление расчетов в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, является ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога.
     
     При отсутствии информации из финансовых органов о зачислении средств на счета по учету доходов бюджетов налоговые органы вправе предложить налогоплательщикам представить копии платежных поручений с отметками кредитных организаций об исполнении поручения, выписки кредитных организаций об осуществленных операциях по расчетному счету, свидетельствующих о надлежащем исполнении налогоплательщиком налоговой обязанности. В случае отказа налогоплательщика представить документы налоговым органам надлежит направлять за-просы о подтверждении факта списания средств с расчетного счета в кредитные организации.
     
     При наличии информации о неисполнении кредитными организациями платежных поручений налогоплательщиков на перечисление в бюджет сумм налогов и сборов налоговыми органами осуществляются проверки указанных кредитных организаций. Составляются и ведутся реестры кредитных организаций, не обеспечивающих своевременность исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и сборов в бюджеты всех уровней и других клиентских платежей. Выясняются подробности, связанные, например, с датой открытия налогоплательщиком счета в банке, наличием на счете реальных денег, поступивших от контрагентов и использованных для уплаты налоговых платежей; условия образования денежных средств на счете налогоплательщика (поступление их через корреспондентский счет банка, открытый в расчетно-кассовом центре Банка России, через кассу коммерческого банка или иными способами).
     
     В первоначальной редакции НК РФ отсутствовали нормы, определяющие судьбу списанных с расчетного счета налогоплательщика сумм в уплату налога, но не перечисленных в бюджет по вине кредитной организации [использование налоговыми органами процедур взыскания неперечисленных денежных средств в бюджет непосредственно с банков проводилось на основе указаний МНС России (см. например, письмо МНС России от 12.01.1999 N ГБ-6-12/937 «Об ужесточении контроля за своевременным исполнением банками платежных поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет»].
     
     Проблема распределения рисков, обусловленных использованием безналичных расчетов, возлагалась на бюджет. Отметим, что в гражданских правоотношениях риск банковских неплатежей несет плательщик (подобной позиции придерживается судебная практика). Формально списанные банком со счета налогоплательщика денежные средства в счет уплаты налога принадлежат государству (бюджету), поскольку изъяты из распоряжения налогоплательщика. Но НК РФ на банк возлагалась лишь обязанность уплатить пени за нарушение срока исполнения поручения. Банк в данной ситуации не являлся налогоплательщиком, а налогоплательщик в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ свои обязанности уже исполнил. При этом речь не идет о «переуступке права требования долга по налогам» — банк должен в полном объеме наказываться за неисполнение обязанности по перечислению сумм налогов в бюджет, а не за неуплату налогов.
     
     Практика, сложившаяся после принятия постановления Конституционного суда РФ от 12.10.1998 N 24-П, свидетельствует о массовых случаях исполнения обязанности по уплате налогов и сборов посредством банков, на корреспондентских счетах которых отсутствуют денежные средства. По некоторым оценкам в результате неисполнения банками поручений клиентов бюджет потерял 35 млрд руб.
     
     Непоступление налоговых и иных обязательных платежей происходило и в результате противоправных действий самих налогоплательщиков. Под ненадлежащим исполнением обязанностей (злоупотреблением правом) можно понимать действия, сознательно направленные на создание условий, которые делают невозможным своевременное перечисление платежей, например:
     
     сдача платежных поручений в проблемный банк при наличии расчетных счетов в иных банках;
     
     открытие счетов в обанкротившихся банках задним числом, естественно, с ведома, а чаще — по инициативе самих банков;
     
     покупка платежек;
     
     намеренная переплата налога и т.п.
     
     На налогоплательщиков, совершающих подобные действия, не распространяется презумпция добросовестности и, следовательно, нет оснований считать обязанность по уплате налога исполненной.
     
     Проводимая налоговыми органами работа позволила снизить масштабы потерь бюджета. При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения, содержащего признаки преступления, налоговыми органами направляются соответствующие материалы в органы налоговой полиции. Органами налоговой полиции было возбуждено производство по ряду уголовных дел, в которых имели место вышеназванные обстоятельства. Установлен умысел руководителей банков на совершение преступления, предусмотренного ст. 201 Уголовного кодекса Российской Федерации (злоупотребление полномочиями).
     
     Однако имеющиеся в законодательстве пробелы не содержат гарантий от использования в будущем не соответствующих законодательству способов уплаты налогов.
     
     Более того, недобросовестные налогоплательщики (в том числе налогоплательщики-физические лица) прибегали к использованию права требования о возврате из бюджета реально не поступивших денежных средств, преднамеренно уплаченных через проблемные банки. При предъявлении подобных требований ими не учитывалось то обстоятельство, что акт сверки составляется по средствам, поступившим на счета по учету доходов бюджетов, поэтому в названном документе денежные средства, не зачисленные на счета по учету доходов, не отражаются. Исходя из смысла главы 12 НК РФ, регулирующей процедуры зачета и возврата, используемый термин «возврат» буквально означает — отдать ранее взятое, что не представляется возможным без наличия факта реального получения государством соответствующих сумм налогов и сборов. Поэтому не считаются переплатой в бюджет и не рассматриваются налоговыми органами при решении вопросов о возмещении излишне уплаченных или взысканных сумм налога из соответствующего бюджета суммы денежных средств, не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов.
     
     Органами государственной власти было подготовлено несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации.
     
     Предлагалось, например, признавать обязанность по уплате налогов исполненной только в случае уплаты налога через специализированные банки (банки, определенный процент акций которых закреплен в федеральной собственности) либо банки, имеющие лицензию на осуществление операций по перечислению платежей в бюджет. Эти же меры могли бы способствовать сокращению количества имеющихся у организаций в различных кредитных организациях расчетных счетов. Однако предложение о введении института специализированных банков не было поддержано, как не согласующееся с положениями ГК РФ, в соответствии с которым право выбора кредитной организации для заключения договоров банковского счета предоставлено гражданам и юридическим лицам, банки не вправе устанавливать клиенту ограничения его права распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счетах. Создание специализированных банков могло привести к препятствию в реализации налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и вызвать нарушения сроков поступления налоговых и иных обязательных платежей в бюджет.
     
     Проект нормативного правового акта, согласно которому не допускается списание банками средств со счетов налогоплательщиков по их платежным поручениям в уплату платежей в бюджет и в государственные внебюджетные фонды, сумм пеней и налоговых санкций при отсутствии на корреспондентских счетах этих банков средств, обеспечивающих перечисление таких платежей, не учитывал технологические особенности безналичных расчетов. Состояние корреспондентского счета меняется в течение дня, исполнитель, принимающий платежные поручения клиента, может не иметь информации о текущем состоянии корреспондентского счета, особенно при осуществлении расчетов с кредитными организациями, имеющими сеть филиалов. Кроме того, согласно определению Конституционного суда РФ от 01.07.1999 N 97-О по запросу арбитражного суда Нижегородской области о проверке конституционности части второй ст. 9 Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год» положение об исполнении плательщиком обязательств по уплате страховых взносов со дня списания средств плательщика страховых взносов с корреспондентского счета банка, обслуживающего данного плательщика, содержащееся в части второй ст. 9 Федерального закона от 27.05.1998 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год», противоречит правовой позиции, сформулированной в постановлении Конституционного суда РФ от 12.10.1998 N 24-П. Следовательно, указанное положение, признанное неконституционным, не может применяться и неконституционность акта не может быть преодолена его повторным принятием.
     
     С целью повышения эффективности налогового администрирования высказывались идеи о наделении МНС России правом открытия в территориальных учреждениях Банка России и кредитных организациях новых счетов для учета налогов и иных платежей, контроль за взиманием которых осуществляют налоговые органы, а также о передаче названному министерству полномочий Главного управления федерального казначейства Минфина России по распределению налогов между бюджетами различных уровней. Вместе с тем функции, связанные с организацией учета поступлений и использования бюджетных средств, возложены на органы федерального казначейства. Казначейское исполнение бюджета на основе принципа единства кассы означает зачисление всех поступающих доходов бюджета на единый счет бюджета.
     
     Частичным решением возникших проблем стало внесение поправок в НК РФ, направленных на устранение пробелов в законодательстве, и возложение на банк ответственности за списанные со счетов, но не перечисленные в бюджет суммы налогов и иных обязательных платежей.
     
     Положениями Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» налоговому органу предоставлено право взыскивать с банка сумму налога, неперечисленного по поручению клиента-налогоплательщика. В ходе проверок банков проводится инвентаризация платежных поручений налогоплательщиков, составляются списки организаций, направивших в проверяемую кредитную организацию платежные поручения на перечисление в бюджет сумм налогов и сборов, неисполненных этой кредитной организацией на момент проверки.
     
     МНС России активно использует обращения в Банк России с ходатайствами об аннулировании лицензий у кредитных организаций, не обеспечивающих своевременность исполнения поручений. Ходатайство налоговых органов об отзыве лицензии направляется при неисполнении банком требований федеральных законов, в данном случае НК РФ, устанавливающего обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов. В этой связи основанием для отзыва лицензии (а не для обращения налогового органа в Банк России) должно являться «неоднократное в течение года нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах». Одновременно надлежит предусмотреть, что в данном случае отзыв лицензии осуществляется Банком России по ходатайству МНС России. Соответствующие изменения следует внести в Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
     Также требуется своевременное принятие Банком России жестких мер к банкам, нарушающим обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ограничение операций, применение штрафных санкций, отзыв лицензии, ликвидация кредитных организаций).
     
     В случае неисполнения банком обязанностей по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и соответствующих пеней за счет денежных средств банка в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки, а за счет иного имущества — в судебном порядке. Помимо уплаты сумм налога и пени банк несет ответственность, установленную главой 18 НК РФ.
     
     Конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета соответствующих средств в уплату налога. После списания — имущество изъято, значит, налог уплачен. Аналогичным образом решаются вопросы исполнения обязанности плательщика по взносам во внебюджетные фонды.
     
     

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как сделать платежное поручение в 1С 8.3 для оплаты поставщику

о признании исполненной обязанности по уплате налога, «Славянский банк», банк принял платёжное поручение и списал указанную сумму с.

Статья 865 ГК РФ. Исполнение банком платежного поручения

Статья 865. Исполнение поручения. 1. Банк, принявший платежное поручение плательщика, обязан перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя средств для ее зачисления на счет лица, указанного в поручении, в срок, установленный пунктом 1 статьи 863 настоящего Кодекса.

2. Банк вправе привлекать другие банки для выполнения операций по перечислению денежных средств на счет, указанный в поручении клиента.
3. Банк обязан незамедлительно информировать плательщика по его требованию об исполнении поручения. Порядок оформления и требования к содержанию извещения об исполнении поручения предусматриваются законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или соглашением сторон.
Комментарий к статье 865
1. Исполнение платежного поручения плательщика состоит в том, что принявший его банк обязан перечислить указанную в поручении сумму банку, в котором открыт счет получателя (также обозначенный в платежном поручении), для зачисления на счет получателя средств в установленный срок.
Срок исполнения обязательства по переводу денежных средств на основании платежного поручения плательщика является существенным условием поручения о перечислении средств. Он исчисляется с момента получения банком такого платежного поручения и до зачисления соответствующей денежной суммы на счет получателя средств.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 80) сроки осуществления безналичных расчетов определяются Банком России. При этом общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах территории одного субъекта Российской Федерации и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.
Федеральный закон от 02.12.1990 N 394-1 «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». Кодекс устанавливает также сроки осуществления банком операций по счету клиента (ст. 849). Банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства, а также выдавать или перечислять денежные средства со счета клиента по распоряжению последнего не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа.
Согласно договору банковского счета либо применяемым в банковской практике обычаям делового оборота может быть введен более короткий срок для перевода денежных средств на основании платежного поручения плательщика.
Так, прием и исполнение расчетными подразделениями ЦБР платежных поручений межбанковских валютных бирж (МВБ) или небанковских кредитных организаций, обслуживающих расчеты МВБ, осуществляются в день проведения торгов на Единой торговой сессии (письмо ЦБР от 13 сентября 1999 г. N 271-Т «О порядке проведения расчетов по итогам биржевых торгов по долларам США на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж (ЕТС)».
Возможность более длительного срока, нежели предусмотренный законодательством и изданными в соответствии с ним банковскими правилами, не предусмотрена.
2. Исполнение платежного поручения плательщика может осуществляться посредством банков, имеющих друг у друга корреспондентские счета (банки-корреспонденты). Таким посредником может быть и расчетно-кассовый центр ЦБ РФ. Выбор цепочки банков-посредников в банковской практике называется маршрутом платежа.
3. Кодекс установил обязанность банка незамедлительно информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения.
Порядок оформления и содержание извещения банка об исполнении платежного поручения плательщика должны быть определены законом или изданными на его основании банковскими правилами. Положением ЦБР «О безналичных расчетах в Российской Федерации» установлено, что банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета; порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.
«Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 08.09.2000 N 120-П) утратило силу в связи с изданием указания ЦБ РФ от 12.04.2001 N 952-У «О признании утратившим силу Положения Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 8 сентября 2000 г. N 120-П». Неисполнение банком обязанности информировать плательщика об исполнении его поручения может повлечь применение к нему мер гражданско-правовой ответственности.

Вернутся в раздел Комментарии к законам

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Образец платежного поручения

Тем самым отметка банка о принятии платежного поручения к исполнению не 2-П «О безналичных расчетах в РФ» банк обязан информировать.

Четыре причины, по которым банк не исполнит платежное поручение

Банковский кодекс Республики Беларусь

Текст документа по состоянию на февраль 2010 года

обновление и архивы

<< Назад | <<< Главная страница

Стр. 8

если форма и содержание платежных инструкций не соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми актами Национального банка, либо у банка имеются обоснованные доводы считать, что платежные инструкции не являются подлинными.

После принятия решения об отказе в проведении расчетов в безналичной форме банк обязан уведомить об этом клиента не позднее следующего банковского дня после получения платежных инструкций, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь или договором.

Статья 233. Форма платежных инструкций

Платежные инструкции клиента могут быть выданы в письменной форме или в форме электронного документа.

Платежная инструкция клиента — юридического лица, выданная в письменной форме, должна содержать подписи (подпись) лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, а также оттиск печати владельца счета. Платежная инструкция клиента — юридического лица, содержащая такие подписи (подпись) и оттиск печати и по иным признакам соответствующая требованиям законодательства Республики Беларусь, считается подлинной.

Платежная инструкция клиента — физического лица, выданная в письменной форме, должна содержать подпись этого лица или лица, уполномоченного им распоряжаться счетом. Платежная инструкция клиента — физического лица, содержащая такую подпись и по иным признакам соответствующая требованиям законодательства Республики Беларусь, считается подлинной. Платежная инструкция клиента — индивидуального предпринимателя может также содержать оттиск его печати.

Банк не несет ответственности за принятие к исполнению (акцепт) подложных платежных инструкций в письменной форме в случаях, если в соответствии с частями второй и третьей настоящей статьи они считались подлинными и при этом не будет доказано наличие умысла со стороны банка.

Правила использования в расчетах в безналичной форме платежных инструкций в форме электронных документов устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Статья 234. Возложение обязанности по исполнению платежных инструкций на другой банк

В случае, когда в силу особенностей расчетов в безналичной форме либо в силу иных причин банк, в который обратился клиент, не может полностью осуществить платеж, этот банк вправе переадресовать частичное исполнение платежных инструкций клиента другому банку (банку-корреспонденту). Клиент вправе по согласованию с обслуживающим банком определить банк-корреспондент для исполнения платежных инструкций либо предоставить право выбора банка-корреспондента самому обслуживающему банку.

Банк несет ответственность за убытки, причиненные клиенту в результате неисполнения его поручения о выборе банка-корреспондента.

Статья 235. Право на изменение и отмену клиентом платежных инструкций

Клиент имеет право изменить или отменить выданные банку платежные инструкции до момента совершения банком фактических действий по их исполнению. Под фактическими действиями по исполнению платежных инструкций понимаются:

совершение бухгалтерских проводок по соответствующим счетам;

совершение банком иных действий, определенных законодательством Республики Беларусь.

После совершения фактического действия банк вправе не предпринимать каких-либо действий по изменению или отмене платежных инструкций.

Статья 236. Сроки исполнения платежных инструкций

Платежные инструкции подлежат исполнению банком не позднее банковского дня, следующего за днем их поступления в банк, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иным законодательством Республики Беларусь или договором. Банки обязаны акцептовать платежные инструкции, срок исполнения которых наступит в будущем, а также платежные инструкции, исполнение которых обусловлено наступлением каких-либо обстоятельств (событий) в будущем, в случае, если возможность осуществления таких операций предусмотрена правилами, установленными банками.

Статья 237. Ответственность банка за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций

Под ненадлежащим исполнением банком-отправителем платежных инструкций клиента (взыскателя) понимаются:

несвоевременное списание денежных средств со счета плательщика;

списание денежных средств в сумме, не соответствующей сумме, указанной в платежных инструкциях клиента (взыскателя);

выдача в целях исполнения платежных инструкций клиента (взыскателя), банка-корреспондента платежного поручения, не соответствующего платежным инструкциям клиента (взыскателя), банка-корреспондента, повлекшая перевод (зачисление) денежных средств в пользу ненадлежащего бенефициара, банка-корреспондента;

иные случаи исполнения платежных инструкций в порядке, не соответствующем законодательству Республики Беларусь или договору.

Под ненадлежащим исполнением банком-получателем платежных инструкций банка-корреспондента понимаются:

несвоевременное зачисление денежных средств на счет бенефициара;

зачисление денежных средств на счет бенефициара в сумме, не соответствующей платежным инструкциям банка-корреспондента;

зачисление денежных средств в пользу ненадлежащего бенефициара;

иные случаи исполнения платежных инструкций в порядке, не соответствующем законодательству Республики Беларусь или договору.

В случае ненадлежащего исполнения платежных инструкций банк обязан возместить клиенту (взыскателю), банку-корреспонденту:

денежные средства, необоснованно списанные с их счета;

денежные средства, недозачисленные на их счет;

денежные средства, переведенные (зачисленные) в пользу ненадлежащего бенефициара, банка-корреспондента.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения банком платежных инструкций клиента (взыскателя) банк обязан возместить клиенту (взыскателю) реальный ущерб, в том числе взысканную контрагентами по основному договору неустойку (штраф, пени), примененные уполномоченными государственными органами санкции, а также начислить проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке, установленном гражданским законодательством.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения банком платежных инструкций клиент (взыскатель) вправе также требовать возмещения упущенной выгоды, если это предусмотрено договором между банком и клиентом либо при наличии умысла со стороны банка.

Статья 238. Случаи освобождения банка от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций

Банк не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых платежных инструкций клиента в случае:

указания неверных реквизитов платежных инструкций;

утраты платежных инструкций организациями связи либо искажения ими электронных сообщений;

поломок или аварий используемых банком технических систем, произошедших не по вине банка;

в иных случаях, предусмотренных частями второй и третьей статьи 242, частью первой статьи 246 и частью второй статьи 247 настоящего Кодекса и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 239. Платежное поручение

Платежное поручение является платежной инструкцией, согласно которой один банк (банк-отправитель) по поручению клиента (плательщика) осуществляет за вознаграждение перевод денежных средств в другой банк (банк-получатель) лицу, указанному в поручении (бенефициару).

Если счета плательщика и бенефициара открыты в одном банке либо если бенефициар не имеет счета в банке и ему банком-отправителем выдаются наличные денежные средства, то банк-отправитель и банк-получатель совпадают в одном лице.

Бенефициар при расчетах платежными поручениями не имеет права требовать от банка-отправителя осуществления платежа.

Статья 240. Исполнение платежного поручения

Под исполнением банком-отправителем платежного поручения понимается выдача платежного поручения банку-получателю с одновременным предоставлением ему денежных средств, необходимых для исполнения этого платежного поручения.

Под исполнением банком-получателем платежного поручения понимаются:

зачисление денежных средств на счет бенефициара. В этом случае после исполнения платежного поручения банк-получатель обязан представить бенефициару документы, подтверждающие зачисление денежных средств на его счет;

выдача наличных денежных средств бенефициару или использование денежных средств в соответствии с его указаниями (при переводе (зачислении) денежных средств в пользу бенефициара, не имеющего счета в банке).

Статья 241. Осуществление перевода денежных средств посредством платежного поручения

Перевод денежных средств посредством платежного поручения завершается акцептом банком-получателем платежного поручения.

Акцепт банком-получателем платежного поручения считается исполнением плательщиком обязательства по перечислению денежных средств в пользу бенефициара.

С момента акцепта банком-получателем платежного поручения до момента передачи денежных средств в распоряжение бенефициара банк-получатель является его должником.

Исполнение платежного поручения считается надлежащим даже в случае, если сумма платежного поручения, акцептованного банком-получателем, в результате взимания им вознаграждения (платы) за оказываемые услуги окажется меньше суммы платежного поручения плательщика.

Статья 242. Условия принятия банком-отправителем платежного поручения плательщика

Банк-отправитель при принятии платежного поручения плательщика в пределах возложенных на него функций по осуществлению контроля обязан проверить форму платежного поручения на соответствие требованиям законодательства Республики Беларусь, а в случаях, предусмотренных Президентом Республики Беларусь, также проверить представляемые с ним документы.

В случае недостаточности сведений, содержащихся в платежном поручении плательщика, для исполнения этого поручения банк-отправитель возвращает его плательщику без исполнения.

Платежное поручение плательщика принимается банком-отправителем к исполнению только при наличии денежных средств на счете плательщика, если договором между ними не предусмотрена возможность кредитования банком-отправителем счета плательщика (овердрафт) либо предоставления ему кредита в иной форме.

Статья 243. Принятие к исполнению (акцепт) платежного поручения банком-отправителем

Платежное поручение считается принятым к исполнению (акцептованным) банком-отправителем в случае:

направления банком-отправителем уведомления плательщику об акцепте его платежного поручения;

выдачи банком-отправителем платежного поручения в целях исполнения полученного платежного поручения;

получения банком-отправителем платежного поручения, если плательщик и банк-отправитель договорились, что банк-отправитель будет исполнять платежные поручения плательщика по их получении;

дебетования банком-отправителем счетов плательщика для осуществления платежа по платежному поручению;

кредитования банком-отправителем корреспондентского счета банка-получателя для исполнения платежного поручения;

использования банком-отправителем полученных денежных средств в соответствии с указаниями платежного поручения;

ненаправления плательщику в установленный срок уведомления об отказе от акцепта его платежного поручения.

Статья 244. Отказ банка-отправителя от акцепта платежного поручения

Банк-отправитель вправе отказаться от акцепта платежного поручения плательщика в случае:

отсутствия на счете плательщика достаточной суммы денежных средств, если исполнение платежного поручения должно осуществляться путем дебетования имеющихся на счете плательщика денежных средств;

если форма платежного поручения не соответствует требованиям законодательства Республики Беларусь.

Уведомление об отказе от акцепта платежного поручения должно быть направлено не позднее банковского дня, следующего за днем истечения срока исполнения платежного поручения.

Статья 245. Принятие к исполнению (акцепт) платежного поручения банком-получателем

Платежное поручение считается принятым к исполнению (акцептованным) банком-получателем в случае:

направления банком-получателем уведомления банку-отправителю об акцепте платежного поручения;

получения банком-получателем платежного поручения, если банк-отправитель и банк-получатель договорились, что банк-получатель будет исполнять платежные поручения банка-отправителя по их получении;

дебетования банком-получателем корреспондентского счета банка-отправителя для осуществления платежа по платежному поручению;

кредитования банком-получателем счета бенефициара для исполнения платежного поручения или предоставления иным образом денежных средств в распоряжение бенефициара;

использования банком-получателем денежных средств для погашения долга бенефициара перед банком или использования их в соответствии с исполнительным документом;

направления банком-получателем уведомления бенефициару о том, что тот имеет право распоряжения полученными денежными средствами;

использования банком-получателем полученных денежных средств в соответствии с указаниями платежного поручения;

ненаправления банку-отправителю в установленный срок уведомления об отказе от акцепта его платежного поручения.

Статья 246. Отказ банка-получателя от акцепта платежного поручения

Банк-получатель вправе отказаться от акцепта платежного поручения банка-отправителя в случае:

отсутствия на корреспондентском счете банка-отправителя достаточной суммы денежных средств, если исполнение платежного поручения должно осуществляться путем дебетования имеющихся на счете банка-отправителя денежных средств;

отсутствия возмещения на сумму платежного поручения со стороны банка-отправителя, покрываемого иным образом;

если форма платежного поручения не соответствует требованиям законодательства Республики Беларусь.

Уведомление об отказе от акцепта платежного поручения должно быть направлено не позднее банковского дня, следующего за днем истечения срока исполнения платежного поручения.

Статья 247. Порядок исполнения платежного поручения банком-получателем

Банк-получатель обязан после акцепта платежного поручения передать денежные средства в распоряжение бенефициара или иным образом использовать переведенные денежные средства в соответствии с платежным поручением.

В случае недостаточности сведений, содержащихся в платежном поручении, для надлежащего исполнения этого поручения либо при наличии расхождений в полученном платежном поручении банк-получатель обязан не позднее банковского дня, следующего за днем получения платежного поручения, запросить у банка-отправителя или плательщика дополнительную информацию. При неполучении ответа от банка-отправителя или плательщика в трехдневный срок со дня направления запроса, если иной срок не установлен договором, банк-получатель обязан возвратить полученные денежные средства банку-отправителю.

Статья 248. Срок исполнения банком-отправителем и банком-получателем платежного поручения

Банк-отправитель и банк-получатель обязаны исполнить платежное поручение в случае его акцепта в тот банковский день, когда это поручение получено. При недостаточности времени для исполнения платежного поручения до окончания банковского дня оно может быть исполнено в следующий за ним банковский день. В платежном поручении может быть указан иной срок его исполнения.

В случае отсутствия на счете достаточной суммы денежных средств, если исполнение платежного поручения должно осуществляться путем дебетования имеющихся на счете денежных средств, платежное поручение при наличии соответствующего договора может быть исполнено при появлении денежных средств на счете в сроки, установленные частью первой настоящей статьи.

Статья 249. Изменение и отзыв платежного поручения

Платежное поручение может быть изменено или отозвано плательщиком либо банком-отправителем в случае получения извещения об этом до его фактического исполнения банком-отправителем либо банком-получателем.

В случае получения извещения об изменении платежного поручения до его фактического исполнения банк-отправитель и банк-получатель исполняют платежное поручение с учетом его изменения.

В случае получения извещения об отзыве платежного поручения до его фактического исполнения банк-отправитель и банк-получатель не имеют права на осуществление платежа по этому платежному поручению. В этом случае банк-отправитель и банк-получатель обязаны также возвратить полученные денежные средства соответственно плательщику и банку-отправителю.

Плательщик и банк-отправитель, а также банк-отправитель и банк-получатель могут договориться о том, что платежное поручение, передаваемое банку-отправителю или банку-получателю, не подлежит изменению и (или) отзыву (безотзывное).

Удостоверение подлинности извещения об изменении или отзыве платежного поручения осуществляется в порядке, установленном банковским законодательством для удостоверения подлинности платежного поручения.

Смерть физического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, ликвидация юридического лица (плательщика) либо ликвидация банка-отправителя не являются основаниями для отзыва платежного поручения.

Статья 250. Списание денежных средств, зачисленных на счет в результате технической ошибки

В случае зачисления денежных средств на счет ненадлежащего бенефициара в результате технической ошибки банк-получатель вправе списать зачисленные денежные средства со счета и возвратить их банку-отправителю вне очередности платежей, установленной законодательством Республики Беларусь.

Порядок и срок возврата денежных средств, зачисленных на счет ненадлежащего бенефициара в результате технической ошибки, устанавливаются нормативными правовыми актами Национального банка.

Статья 251. Банк-посредник (расчетный центр)

Если платежное поручение исполняется через банк, не являющийся банком-отправителем или банком-получателем (банк-посредник, расчетный центр), то соответственно к банку-посреднику (расчетному центру), получившему платежное поручение, применяются правила, установленные настоящим Кодексом для банка-получателя, а к банку-посреднику (расчетному центру), отправившему платежное поручение, — правила, установленные настоящим Кодексом для банка-отправителя.

Статья 252. Платежное требование

Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк.

Правила проведения расчетов в безналичной форме посредством платежного требования устанавливаются нормативными правовыми актами Национального банка.

Статья 253. Платежное требование-поручение

Платежное требование-поручение является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара либо действий, совершенных в его пользу, на основании направленных плательщику (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

Правила проведения расчетов в безналичной форме посредством платежного требования-поручения устанавливаются нормативными правовыми актами Национального банка.

Статья 254. Аккредитив

Аккредитив — обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива. Аккредитив может исполняться посредством платежа по предъявлении, платежа с отсрочкой, акцепта и оплаты или учета переводного векселя.

Для передачи бенефициару уведомления о выставлении аккредитива банк-эмитент (исполняющий банк) может привлекать иной банк (авизующий банк).

Аккредитив представляет собой самостоятельное обязательство по отношению к обязательствам, вытекающим из договора купли-продажи или иного договора, в котором предусмотрена эта форма расчетов. Для банков условия таких договоров не являются обязательными.

Статья 255. Виды аккредитива

Аккредитив может быть отзывным, безотзывным, подтвержденным, переводным, резервным.

Статья 256. Отзывный аккредитив

Под отзывным аккредитивом понимается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления бенефициара. Отзыв аккредитива не создает для банка-эмитента каких-либо обязательств перед получателем средств.

Банк-эмитент обязан предоставить возмещение исполняющему банку, если до получения уведомления об изменении условий или отмене аккредитива исполняющий банк осуществил платеж, акцептовал и оплатил или учел переводной вексель при представлении бенефициаром документов, соответствующих по внешним признакам условиям аккредитива, или как уполномоченный на осуществление платежа с отсрочкой принял такие документы.

Статья 257. Безотзывный аккредитив. Подтвержденный аккредитив

Под безотзывным аккредитивом понимается аккредитив, который не может быть отменен или изменен без согласия бенефициара.

Аккредитив является безотзывным, если иное прямо не оговорено в его тексте.

Банк-эмитент обязан предоставить возмещение исполняющему банку, который осуществил платеж, принял обязательство платежа с отсрочкой, акцептовал и оплатил или учел переводной вексель при представлении документов, соответствующих по внешним признакам условиям аккредитива, а также принять такие документы.

По просьбе банка-эмитента исполняющий банк, участвующий в аккредитивной операции, может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Такое подтверждение означает принятие исполняющим банком по отношению к обязательству банка-эмитента дополнительного обязательства осуществить платеж по аккредитиву, акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель либо совершить иные действия в соответствии с условиями аккредитива. Банк, подтвердивший аккредитив, является подтверждающим банком.

Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка.

Если аккредитивом предусмотрено использование его частями в установленные сроки и какая-либо часть не использована в установленный для нее срок, аккредитив становится недействительным как для этой части, так и для последующих частей, если иное не предусмотрено аккредитивом.

Статья 258. Переводный аккредитив

Под переводным аккредитивом понимается аккредитив, по которому по заявлению бенефициара банк-эмитент (исполняющий банк) может дать согласие иному лицу (иному бенефициару) на полное либо частичное исполнение аккредитива, если это допускается обязательством, с условием представления этим бенефициаром документов, указанных в аккредитиве.

Если аккредитив определен банком-эмитентом как переводный, он может быть переведен. Переводный аккредитив может быть переведен только один раз, если иное не оговорено в его тексте. Запрет на перевод аккредитива не означает запрета на уступку права требования причитающейся по нему суммы денежных средств.

Статья 259. Резервный аккредитив

Под резервным аккредитивом понимается аккредитив, по которому банк выдает независимое обязательство выплатить определенную сумму денежных средств бенефициару по его требованию (заявлению) или по требованию с представлением соответствующих условиям аккредитива документов, указывающих, что платеж причитается вследствие неисполнения приказодателем какого-либо обязательства или наступления какого-либо обстоятельства (события).

К резервному аккредитиву применяются положения настоящего Кодекса, относящиеся к банковской гарантии, если иное не предусмотрено условиями аккредитива.

Статья 260. Отношения между приказодателем и банком-эмитентом

Инструкции приказодателя банку-эмитенту, на основании которых открывается аккредитив, не могут предусматривать каких-либо обязанностей для бенефициара или иных банков, участвующих в исполнении аккредитива, и не могут предоставлять им какие-либо права.

Приказодатель обязан одновременно с передачей банку-эмитенту инструкций предоставить ему денежные средства, необходимые для исполнения аккредитива, если иное не предусмотрено соглашением приказодателя и банка-эмитента. Исполнение приказодателем этой обязанности не влияет на отношения между банком-эмитентом и бенефициаром (иными банками, участвующими в исполнении аккредитива).

В случае, если при проверке документов по аккредитиву выявлены расхождения с его условиями, банк-эмитент вправе отказаться принять эти документы, о чем он должен в течение семи банковских дней, следующих за днем получения документов, при помощи телетрансмиссионных средств сообщить банку, от которого получены документы, либо бенефициару, если документы получены банком-эмитентом непосредственно от него. Банк-эмитент в случае выявления расхождений документов по аккредитиву с условиями аккредитива вправе обратиться к приказодателю с просьбой сообщить, согласен ли он оплатить такие документы или отказывается от их оплаты.

Статья 261. Отношения между банком-эмитентом (подтверждающим банком) и бенефициаром

Банк-эмитент (подтверждающий банк) обязан осуществить платеж бенефициару только при представлении документов, по внешним признакам соответствующих условиям аккредитива.

Банк-эмитент (подтверждающий банк) обязан рассмотреть документы и принять решение об их принятии или отклонении в течение семи банковских дней, следующих за днем получения документов. В случае отказа от принятия документов извещение с указанием их расхождений с условиями аккредитива должно быть немедленно отправлено стороне, от которой были получены документы.

Правила проверки документов на предмет их соответствия условиям аккредитива устанавливаются нормативными правовыми актами Национального банка.

Статья 262. Правовое положение исполняющего банка

Если в аккредитиве не оговорено, что он исполняется банком-эмитентом, в нем должен быть указан исполняющий банк.

Если исполняющий банк не является банком, подтверждающим аккредитив, то обязанности по проверке документов и исполнению аккредитива могут быть возложены на такой банк только на основании инструкций банка-эмитента.

Если исполняющий банк не является банком, подтверждающим аккредитив, бенефициар вправе предъявлять требования, вытекающие из аккредитива, только банку-эмитенту.

Статья 263. Правовое положение авизующего банка

Обязательства авизующего банка по аккредитиву ограничиваются проверкой по внешним признакам подлинности уведомления об открытии (изменении) аккредитива, а также немедленной передачей его стороне, которой оно адресовано.

В случае отказа авизовать аккредитив авизующий банк должен не позднее банковского дня, следующего за днем получения аккредитива, известить об этом сторону, от которой был получен аккредитив.

Статья 264. Отношения между бенефициаром и приказодателем

Аккредитив независим от существования, изменения либо прекращения обязательств между бенефициаром и приказодателем.

Бенефициар в случае неисполнения аккредитива вправе обратиться с соответствующими требованиями к приказодателю, если иное не следует из содержания требований бенефициара.

Статья 265. Прекращение обязательств банка-эмитента по аккредитиву

Обязательства банка-эмитента по аккредитиву прекращаются в случае:

исполнения аккредитива;

непредставления документов, соответствующих условиям аккредитива, в течение срока, на который был выставлен аккредитив;

отказа бенефициара от своих прав по аккредитиву;

отзыва банком-эмитентом аккредитива, если он определен как отзывный.

В случае прекращения обязательств банка-эмитента по аккредитиву по основаниям, установленным абзацами третьим и четвертым части первой настоящей статьи, банк-эмитент обязан не позднее банковского дня, следующего за днем наступления указанных оснований или возврата денежных средств от исполняющего банка, перечислить приказодателю денежные средства, предоставленные для исполнения аккредитива.

Статья 266. Внутренние и международные аккредитивы

Аккредитив считается внутренним, если в качестве банка-эмитента и бенефициара выступают резиденты. Особенности исполнения внутренних аккредитивов определяются Национальным банком.

Аккредитив считается международным, если одна из сторон, участвующих в расчетах по аккредитиву, является нерезидентом. При осуществлении операций по международным аккредитивам стороны руководствуются нормами международных договоров, международными правилами и обычаями в сфере аккредитивов, а также нормами применимого к международным аккредитивам права.

Международные правила и обычаи могут применяться к внутренним аккредитивам в случае ссылки на них в тексте аккредитива.

Если сторонами не определено иное, то применимым к международным аккредитивам правом в отношениях между банком-эмитентом и приказодателем, банком-эмитентом и авизующим или исполняющим банком, а также авизующим или исполняющим банком и бенефициаром является право государства банка-эмитента.

Статья 267. Понятие и виды инкассо

Под инкассо понимается осуществление банками операций с документами на основании полученных инструкций клиента, в результате которых плательщику передаются финансовые документы, не сопровождаемые коммерческими документами (чистое инкассо), либо финансовые документы, сопровождаемые коммерческими документами, либо только коммерческие документы (документарное инкассо) в целях получения платежа и (или) акцепта платежа или на других условиях.

Инкассо осуществляется банком (банком-ремитентом) по поручению клиента (принципала) или от своего имени. В осуществлении операций по инкассо помимо банка-ремитента может участвовать любой иной банк (инкассирующий). Банк, представляющий документы плательщику, является представляющим банком.

Под финансовыми документами понимаются векселя, чеки и иные используемые для получения платежа документы, выписанные в целях исполнения обязательств в денежной форме.

Под коммерческими документами понимаются транспортные документы, счета, товарораспорядительные и иные документы, не являющиеся финансовыми.

Представляющий банк вправе списать средства со счета плательщика с условием передачи документов, либо с согласия плательщика (акцептная форма), либо самостоятельно (безакцептная форма). Условия, при которых допускается безакцептная форма инкассо, а также применяются различные формы акцепта (предварительный акцепт либо последующий акцепт), определяются законодательством Республики Беларусь, в том числе нормативными правовыми актами Национального банка, а также соглашениями плательщика и представляющего банка.

Отдельные виды инкассо, основанные на налоговых, бюджетных, административных и других отношениях, регулируются настоящим Кодексом, если иное не предусмотрено специальным законодательством Республики Беларусь.

Особенности обращения документов и отдельных видов инкассо определяются нормативными правовыми актами Национального банка.

Статья 268. Обязанности банка-ремитента

Банк-ремитент обязан принять от принципала инкассовое поручение (заявление) и документы, указанные в инкассовом поручении (заявлении), проверить правильность оформления инкассового поручения (заявления) и наличие документов, указанных в нем. В случае надлежащего оформления инкассового поручения (заявления) и наличия документов, указанных в нем, банк-ремитент направляет в представляющий банк либо плательщику, если банк-ремитент выполняет функции представляющего банка, принятые на инкассо документы не позднее банковского дня, следующего за днем их поступления, или в иной срок, указанный в инкассовом поручении (заявлении).

Банк-ремитент не несет ответственности перед принципалом за отказ плательщика или представляющего банка произвести оплату финансовых документов. В случае такого отказа банк-ремитент обязан немедленно уведомить об этом принципала и отослать ему возвращенные финансовые документы.

Статья 269. Обязанности представляющего банка

При акцептной форме инкассо представляющий банк обязан известить плательщика о требованиях принципала и (или) представить документы плательщику не позднее банковского дня, следующего за днем получения банком документов по инкассо, или в иной срок, указанный в полученных инструкциях.

Представляющий банк не несет ответственности перед принципалом за отказ плательщика от акцепта представленных документов.

При безакцептной форме инкассо представляющий банк обязан проверить по внешним признакам подлинность представленных финансовых документов и в день поступления этих документов перечислить взыскиваемую сумму банку-ремитенту, а в случае поступления их после окончания банковского дня — в следующий банковский день.

Действия представляющего банка в случае недостаточности денежных средств на счете плательщика определяются нормативными правовыми актами Национального банка, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 270. Ответственность представляющего банка

В случаях, когда исполнение инкассо задерживается по вине представляющего банка, принципал независимо от наличия договорных отношений имеет право предъявить иск непосредственно представляющему банку.

Статья 271. Особенности международного инкассо

Инкассо считается международным, если одна из сторон, участвующих в расчетах по инкассо, является нерезидентом.

Особенности международного инкассо определяются нормами международных договоров, международными правилами и обычаями, а также нормами применимого к международному инкассо права.

Если сторонами не определено иное, то применимым к международному инкассо правом является в отношениях между:

принципалом и банком-ремитентом — право государства банка-ремитента;

банком-ремитентом, плательщиком, иным банком и представляющим банком — право государства представляющего банка.

Статья 272. Расчеты с использованием чеков

Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя осуществить платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет денежные средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается.

Правила проведения расчетов в безналичной форме посредством чеков устанавливаются нормативными правовыми актами Национального банка.

Статья 273. Банковские пластиковые карточки

Банковская пластиковая карточка — платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение расчетов в безналичной форме за товары (работы, услуги), получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 274. Порядок выпуска в обращение банковских пластиковых карточек

Выпуск в обращение банковских пластиковых карточек осуществляется банком на основании лицензии на осуществление банковской деятельности.

Банки выпускают в обращение банковские пластиковые карточки и в порядке, установленном Национальным банком, осуществляют расчетное и (или) кассовое обслуживание физических и (или) юридических лиц при осуществлении операций с использованием банковских пластиковых карточек.

Статья 275. Правовое регулирование расчетов в безналичной форме

| Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 |

<< Назад | <<< Главная страница

карта новых документов

о признании исполненной обязанности по уплате налога, «Славянский банк», банк принял платёжное поручение и списал указанную сумму с.