Нарушения прав и свобод человека и гражданина. Administrator ср, 17/12/​2014 — 14:30. Тимошкин Никита Сергеевич, Омская юридическая академия, г.

Лекция «Права человека и гражданина»

Прокурорский надзор за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вме шиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

В случаях обнаружения нарушений прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, по возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, либо когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо если в силу других обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявлять и поддерживать в суде (арбитражном суде) иски в интересах пострадавших.

Прокурорский надзор
Суперека С.В.
2005

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Нарушение прав человека — мнение юриста

«На подконтрольных Правительству территориях мы продолжаем получать доступ к местам лишения свободы, проводить.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Какие права у Вас есть в России?

Нарушения прав и свобод человека и гражданина

Совсем недавно Украина отпраздновала 11 лет со дня провозглашения своей независимости, шесть лет назад был принят Основной Закон — Конституция Украины, прошел год, как на Украине вступил в силу новый Уголовный кодекс. Что же изменилось во взаимоотношениях карательных органов государства и гражданина? Соблюдаются ли права человека при производстве уголовных дел? Какими законодательными актами регламентированы эти права? На эти и другие вопросы автор попытается дать ответ в этой статье.

Не так давно украинское государство стало на демократический путь развития. Верховным Советом Украины ратифицирована «Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека» (подписана 4 ноября 1950 года, ратифицирована 17 июля 1997 года). Украина также подписала «Общую декларацию прав человека», поэтому закрепление в Конституции провозглашенных указанными нормативно-правовыми актами прав и свобод человека явилось необходимым и исторически закономерным итогом.

Раздел II Конституции Украины «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» содержит статьи, прямо указывающие на приоритет гражданских прав человека. Конституционные права и свободы человека нерушимы, гарантируются государством и не могут быть упразднены.

В соответствии с Основным Законом, каждый человек имеет право на жизнь (часть 1 статьи 27), на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 29), на неприкосновенность жилища (статья 30), на возмещение морального и материального вреда (статья 56), на защиту (статья 129), на судебную защиту (статья 55), на отказ от дачи показаний в отношении себя, членов семьи и близких родственников (статья 63), а также право знать свои права и обязанности (статья 57). Кроме того, конституционно закреплены принципы презумпции невиновности (статьи 62 и 129), равенства граждан перед законом и судом (статьи 24, 129 и др.), законности (статья 129 и др.), гласности судебного процесса (статья 129).

Также Конституция Украины гарантирует: охрану чести и достоинства личности (статьи 3, 28 и др.), недопустимость вмешательства в личную и семейную жизнь (статья 32), свободное обжалование решения суда (статьи 29 и 129).

Стремление в соответствии с Основным Законом развивать и укреплять демократическое государство невозможно реализовать без становления в общественном сознании и социальной практике неотчуждаемых прав и свобод человека, нормативного закрепления других гарантий.

Государству необходимо проявлять активность в обеспечении прав человека, в создании материальных, организационных, социальных, политических и других условий для наиболее полного использования человеком своих прав и свобод.

Общеизвестно, что реальная защита прав человека относится к наиболее острым проблемам украинской действительности, так как создание системы гарантий не обеспечивает автоматической реализации прав и свобод человека, поэтому на сегодняшний день наиболее актуально становление механизма защиты прав человека и гражданина, как системы средств и факторов, создающих необходимые условия обеспечения уважения его прав и свобод.

Однако наибольшее количество проблем возникает при реализации гражданами своего права на невмешательство в личную и семейную жизнь, права на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфной и другой корреспонденции, права на неприкосновенность жилища; в большей степени это касается лиц, подвергшихся уголовному преследованию по возбужденным уголовным делам, а иногда и без таковых. К сожалению, ряд нормативно-правовых актов (среди них Законы Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», Уголовно-процессуальный кодекс Украины) допускают ограничение конституционных прав и свобод.

Так, статья 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» предоставляет право субъектам оперативно-розыскной деятельности (оперативные подразделения Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, Пограничных войск Украины, Управления государственной охраны, налоговой милиции, Министерства обороны Украины) получать информацию путем проникновения в помещения, транспортные средства, на земельные участки, снимать информацию с каналов связи, применять другие технические средства получения информации, контролировать телеграфно-почтовые отправления, осуществлять визуальное наблюдение с использованием технических средств. Это положение закреплено также в законах, регламентирующих деятельность отдельных правоохранительных органов государства. Так, статья 11 Закона Украины «О милиции» предоставляет право отдельным службам органов внутренних дел осуществлять гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, фото-, кино-, видеосъемку и звукозапись, прослушивание телефонных разговоров с целью раскрытия преступлений; статья 25 Закона Украины «О службе безопасности Украины» предоставляет право проводить гласные и негласные оперативные мероприятия в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности».

Статья 12 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» допускает право подавать в суд заявления об отмене регистрации и о прекращении деятельности субъектов предпринимательства с использованием материалов оперативно-розыскной деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью (Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины).

Уголовно-процессуальный кодекс Украины допускает в качестве доказательств по уголовному делу протоколы, составленные по результатам оперативно-розыскной деятельности (статьи 65 и 66). Статья 97 Уголовно-процессуального кодекса (далее — УПК) предусматривает проверку заявлений и сообщений о совершении преступления до возбуждения уголовного дела путем проведения оперативно-розыскной деятельности. Статья 103 УПК возлагает на органы дознания обязанность проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления признаков преступления и совершивших его лиц. Статья 187 УПК регламентирует наложение ареста на корреспонденцию и снятие информации с каналов связи, в том числе и до возбуждения уголовного дела, а статья 1871 – проведение осмотра и выемки корреспонденции и исследования информации, снятой с каналов связи.

Вместе с тем, законодатель предусмотрел и механизмы контроля за осуществлением оперативно-розыскной деятельности со стороны карательных органов, а также ограничение их полномочий. Так, статья 6 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит исчерпывающий перечень оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности:

1) наличие достаточной информации, полученной в установленном законом порядке, которая требует проверки при помощи оперативно-розыскных мероприятий и средств, о:

— готовящихся преступлениях или преступлениях, совершенных неустановленными лицами;

— лицах, которые готовят или совершили преступление;

— лицах, которые скрываются от органов расследования, суда либо уклоняются от отбывания уголовного наказания;

— безвестно отсутствующих лицах;

— разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц против Украины;

— реальной угрозе жизни, здоровью, жилищу, имуществу работников суда и правоохранительных органов в связи с их служебной деятельностью, а также лицам, принимающим участие в уголовном судопроизводстве, членам их семей и близким родственникам с целью создания необходимых условий для независимого свершения правосудия; сотрудников разведывательных органов Украины, в связи со служебной деятельностью этих лиц, их близких родственников, а также лиц, конфиденциально сотрудничающих или сотрудничавших с разведывательными органами Украины, и членов их семей с целью создания необходимых условий для надлежащего осуществления разведывательной деятельности;

2) запросы полномочных государственных органов, учреждений и организаций о проверке лиц в связи с их допуском к государственной тайне и к работе с ядерными материалами и на ядерных установках;

3) необходимость получения разведывательной информации в интересах безопасности общества и страны.

Следует отметить, что указанные выше основания могут содержаться в заявлениях и сообщениях граждан, должностных лиц, общественных организаций, средств массовой информации, в письменных поручениях и постановлениях следователя, указаниях прокурора, определениях суда по уголовным делам, которые находятся в его производстве, материалах органов дознания, других правоохранительных органов, в запросах оперативных подразделений международных правоохранительных органов и организаций других государств, а также запросах полномочных государственных органов, учреждений и организаций, определенных Кабинетом Министров Украины, о проверке лиц в связи с их допуском к государственной тайне и к работе с ядерными материалами и на ядерных установках.

Принятие решений о производстве оперативно-розыскных мероприятий при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 6 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», запрещено законом.

Уголовно-процессуальный кодекс Украины предусматривает прокурорский надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (статья 25). Статья 431 УПК предоставляет подозреваемому по уголовному делу право подавать жалобы на действия лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Статья 97 УПК предусматривает, что проведение определенных законодательством оперативно-розыскных мероприятий проводится с разрешения суда по согласованному с прокурором представлению руководителя соответствующего оперативного подразделения или его заместителя. Аналогичное положение декларирует статья 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», содержащая перечень этих мероприятий (негласное проникновение в жилище или другое владение лица, снятие информации с каналов связи, контроль переписки, телефонных переговоров, телеграфной и другой корреспонденции, использование других технических средств получения информации) и предусматривающая, что применение этих мероприятий производится исключительно с целью предупреждения преступления или выяснения истины во время расследования уголовного дела, если другим способом получить информацию невозможно. Полученные в ходе проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий сведения отражаются в протоколе с соответствующими приложениями, который подлежит использованию как источник доказательств в уголовном судопроизводстве.

Статья 9 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» гласит: «Во время осуществления оперативно-розыскной деятельности не допускается нарушение прав и свобод человека и юридических лиц», однако далее законодатель предусматривает, что отдельные ограничения этих прав и свобод имеют исключительный и временный характер и могут применяться лишь по решению суда в отношении лица, в действиях которого есть признаки тяжкого преступления, а в случаях, предусмотренных законодательством Украины, — с целью защиты прав и свобод других лиц, безопасности общества.

Также статья 9 Закона предусматривает: «В случаях нарушения прав и свобод человека или юридических лиц в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также в случае, когда причастность к правонарушению лица, в отношении которого осуществлялись оперативно-розыскные мероприятия, не подтвердилась, Служба безопасности Украины, Министерство внутренних дел Украины, Государственный комитет по делам охраны государственной границы Украины, Управление государственной охраны Украины, Государственная налоговая администрация Украины, Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний либо разведывательный орган Министерства обороны Украины обязаны безотлагательно восстановить нарушенные права и возместить причиненные материальные и моральные убытки в полном объеме».

Анализируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что законодатель предоставил органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, ряд прав, общественный контроль за реализацией которых в силу их негласного характера невозможен, что, на наш взгляд, закономерно приводит к нарушению прав и основных свобод граждан. Поэтому лица, чьи права были нарушены, а также лица, осуществляющие функции защиты в уголовном процессе, должны всеми возможными законными средствами добиваться восстановления нарушенных прав, а также возмещения нанесенного материального и морального ущерба. Подобная возможность предоставлена и регламентирована Законом Украины «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда», Гражданским кодексом Украины, Уголовно-процессуальным кодексом Украины, другими нормативными актами.

Нарушения прав человека при проведении правоохранительными органами гласных мероприятий и следственных действий очевидны; получить же информацию о проводимых в отношении гражданина оперативно-розыскных мероприятиях можно из материалов уголовного дела на стадии ознакомления с материалами дела (статьи 217 и 218 УПК), например, из протоколов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, оформленных в соответствии со статьями 65 и 66 УПК. Получив подобные сведения, необходимо, руководствуясь Законом Украины «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда», добиваться возмещения вреда.

Статья 1 данного Закона предусматривает возмещение вреда, причиненного гражданину вследствие:

1) незаконного осуждения, незаконного привлечения в качестве обвиняемого, незаконного задержания и содержания под арестом, незаконного проведения в ходе расследования либо судебного рассмотрения уголовного дела обыска, выемки, незаконного наложения ареста на имущество, незаконного отстранения от работы (должности) и других процессуальных действий, которые ограничивают права граждан;

2) незаконного применения административного ареста либо исправительных работ, незаконной конфискации имущества, незаконного наложения штрафа;

3) незаконного проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законами Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» и другими актами законодательства.

Законом предусмотрено, что в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 1, причиненный вред возмещается в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Статья 2 Закона Украины «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» указывает на случаи возникновения права на возмещение вреда; среди перечисленных содержится и возникновение права на возмещение причиненного вреда от незаконных действий, осуществленных в ходе оперативно-розыскной деятельности. Также Законом предусмотрены: объем возмещаемого вреда, средства, за счет которых осуществляется возмещение, процедура принятия решения о возмещении вреда.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что на сегодняшний день действующим законодательством Украины правоохранительные органы наделены достаточно широкими полномочиями как при проведении следственных действий, так и оперативно-розыскных мероприятий, при отсутствии действенного механизма контроля (в большей степени это касается осуществляемой оперативными аппаратами оперативно-розыскной деятельности). Поэтому с целью обеспечения прав и свобод человека на Украине необходима как правовая пропаганда среди населения со стороны государственных органов, так и пересмотр отдельных положений законодательства с целью приведения его в соответствие с Основным Законом Украины со стороны законодателя.

Поделиться

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Нарушение прав и свобод человека — Момент Истины 12.01.2015

Ограничительные меры будут введены за нарушение прав человека. Москалькова заявила об укреплении гарантий защиты прав и свобод человека.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 47

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 48

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 49

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 50

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 51

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Статья 52

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 53

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 54

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 55

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации.

Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 60

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 61

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Статья 62

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 63

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Статья 64

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Алфавитно-предметный указатель
А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ц  Ч  Я

Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав​.