Основная цель межведомственного взаимодействия органов и По данным комиссии по делам несовершеннолетних на 1 января 2020.

Аналитическая информация

Порядок межведомственного взаимодействия территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, территориальных органов МВД России на районном уровне, подчиненных УМВД России по Курской области, учреждений социального обслуживания семьи и детей Курской области с центрами занятости населения Курской области по трудоустройству подростков, находящихся в социально опасном положении

УТВЕРЖДЕН

постановлением КДН и ЗП Администрации Курской области

от 25 сентября 2019 года № 28

Порядок

межведомственного взаимодействия территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, территориальных органов МВД России на районном уровне, подчиненных УМВД России по Курской области, учреждений социального обслуживания семьи и детей Курской области с центрами занятости населения Курской области по трудоустройству подростков, находящихся в социально опасном положении

  1. Общие положения

Порядок межведомственного взаимодействия территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, территориальных органов МВД России на районном уровне, подчиненных УМВД России по Курской области, учреждений социального обслуживания семьи и детей Курской области с центрами занятости населения Курской области по трудоустройству подростков, находящихся в социально опасном положении разработан в целях координации и активизации работы в вопросах оказания помощи в трудоустройстве несовершеннолетних граждан указанной категории, а также в целях осуществления контроля за их трудоустройством.

Данный Порядок разработан в соответствии с:

— Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

— Федеральным законом от 24 июня 1999 года №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

-Законом Курской области от 22 июня 2012 г. N 69ЗКО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Курской области»;

Законом Курскойобласти от 31 октября 2007 г. N 111-ЗКО
«О квотированиирабочихмест для отдельных категорий молодежи в Курской области»;

— постановлениемАдминистрацииКурскойобласти от 5 марта 2014 г. N 123-па «Об утвержденииПоложения о районной, городской, окружной (в округе города Курска) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».

2. Комплекс мер по организации трудоустройства несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

2.1. Территориальные комиссии

по делам несовершеннолетних и защите их прав

Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ( далее — КДН и ЗП) в пределах своей компетенции:

— обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних;

— утверждают межведомственные программы (планы) и координируют проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и контролируют их выполнение;

— дают при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования.

Совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, КДН и ЗП (не позднее чем в месячный срок) принимают меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких несовершеннолетних;

— обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия);

— обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— дают совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя).

2.2. Центры занятости населения Курской области

 Центры занятости населения Курской области (далее — центры занятости населения) в пределах своей компетенции:

— оказывают содействие в поиске подходящей работы, обратившимся в центры занятости населения несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет, нуждающимся в трудоустройстве;

— информируют органы местного самоуправления, КДН и ЗП, территориальные органы МВД России на районном уровне, подчиненные УМВД России по Курской области о положении на рынке труда (не реже одного раза в квартал);

— организуют ярмарки вакансий и учебных рабочих мест;

— организуют профессиональную ориентацию несовершеннолетних граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;

— организуют профессиональное обучение, обратившихся в центры занятости населения несовершеннолетних безработных граждан;

— организуют временное трудоустройство, обратившихся в центры занятости населения несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

— принимают участие в работе КДН и ЗП;

— в установленном порядке проводят консультационную и информационную работу с обратившимися в центры занятости населения несовершеннолетними гражданами, их родителями или иными законными представителями;

— регистрируют обратившихся несовершеннолетних граждан в целях подбора работы и их дальнейшего трудоустройства;

2.3. Территориальные органы МВД России на районном уровне, подчиненные УМВД России по Курской области

Территориальные органы МВД России на районном уровне, подчиненные УМВД России по Курской области (далее – территориальные органы МВД России) в пределах своей компетенции:

— информируют КДН и ЗП о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, участвующих в трудоустройстве несовершеннолетних, препятствующих профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— информируют учреждения социального обслуживания семьи и детей о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью;

— информируют центры занятости населения о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве, а также о несовершеннолетних, оставивших общеобразовательную организацию в установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» случаях и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве;

— информируют органы по делам молодежи о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;

— принимают участие в подготовке информационных материалов и предложений в органы местного самоуправления по вопросу организации трудоустройства, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних (далее — ПДН), а также несовершеннолетних детей родителей ( иных законных пре6дставителей), состоящих на профилактическом учете в ПДН.

2.4. Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Курской области

Учреждения социального обслуживания семьи и детей Курской области (далее — учреждения социального обслуживания семьи и детей) в пределах своей компетенции:

— принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

— оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства;

— содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обеспечение и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности.

3. Механизм межведомственного взаимодействия КДН и ЗП, территориальных органов МВД России,учреждений социального обслуживания семьи и детей с центрами занятости населения по трудоустройству подростков, находящихся в социально опасном положении

3.1. КДН и ЗП:

3.1.1.Ежеквартально информируют центры занятости населения о численности и составе не работающих и не учащихся подростков, состоящих на учете в КДН и ЗП и нуждающихся в постоянном и временном трудоустройстве (в том числе в свободное от учебы время).

3.1.2. Ежеквартально направляют в центры занятости населения запросы о наличии рабочих мест для постоянного и временного трудоустройства (в том числе в свободное от учебы время) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в том числе для трудоустройства несовершеннолетних, освобождаемых из учреждений уголовно — исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений).

3.1.3. По мере необходимости организуют проведение встреч с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и состоящими на учете в КДН и ЗП, а также их родителями для выяснения ситуации в семье и планах по временному и постоянному трудоустройству подростков, нуждающихся в помощи государства.

По результатам собеседования принимают решение о целесообразности направления несовершеннолетних граждан в центры занятости населения для оказания содействия в трудоустройстве.

3.1.4. Направляют в центры занятости населения ходатайства об оказании содействия в трудоустройстве несовершеннолетнего с указанием возраста, образования, имеющихся специальностях.

 Выдают несовершеннолетнему направление в центр занятости населения.

3.1.5. Рассматривают вопросы организации занятости и трудоустройства несовершеннолетних на заседаниях КДН и ЗП при участии специалистов центров занятости населения.

3.1.6. Проводят совместно с центрами занятости населения семинары, совещания, «круглые столы» по вопросам трудоустройства подростков.

3.1.7. Взаимодействуют с центрами занятости населения по вопросам организации профессионального обучения подростков, зарегистрированных в качестве безработных, с целью получения ими профессий, востребованных на рынке труда.

3.2. Центры занятости населения

3.2.1. Реализуют мероприятия, направленные на обеспечение занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет

3.2.2. Заключают договора с предприятиями и организациями о создании временных рабочих мест для подростков.

3.2.3. Информируют КДН и ЗП, учреждения социального обслуживания семьи и детей, территориальные органы МВД России на районном уровне о наличии рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних (не реже одного раза в квартал).

3.2.4. Организуют профессиональное обучение, обратившихся в центры занятости населения несовершеннолетних граждан по специальностям, востребованным на рынке труда, а также подростков, находящихся в социально опасном положении и зарегистрированных в качестве безработных. 

3.2.6. Оказывают в приоритетном порядке содействие в постоянном и временном трудоустройстве, обратившимся в центры занятости населения подросткам, состоящим на учете в КДН и ЗП, ПДН органов внутренних дел.

3.2.7. Вправе оказывать материальную поддержку несовершеннолетним гражданам, трудоустроенным на временные рабочие места в рамках специальных программ.

3.2.8. Оказывают профориентационные услуги несовершеннолетним, состоящим на учете в КДН и ЗП и ПДН органов внутренних дел.

3.2.9. Проводят совместно с КДН и ЗП семинары, совещания, «круглые столы» по вопросам трудоустройства подростков.

3.2.10. В случаях неявки несовершеннолетнего гражданина в центр занятости населения (в 14 — дневный срок после поступления ходатайства КДН и ЗП об оказании содействия по его трудоустройству) письменно информирует об этом КДН и ЗП для принятия дальнейших мер.

3.2.11. При обращении несовершеннолетнего гражданина в центр занятости населения с учетом его индивидуальных особенностей предоставляют несовершеннолетнему гражданину на выбор следующие услуги:

— регистрацию несовершеннолетнего гражданина в качестве гражданина, ищущего работу;

— регистрацию несовершеннолетнего гражданина в качестве безработного гражданина (в соответствии с действующим законодательством);

— информирование о рынке труда;

— информирование об особенностях регулирования труда работников в возрасте до 18 лет;

— подбор вариантов трудоустройства на вакантные рабочие места;

— подбор вариантов трудоустройства на квотируемые рабочие места;

— рассмотрение вопроса о направлении несовершеннолетнего гражданина на профессиональное обучение по профессии, пользующейся спросом на рынке труда.

3.2.12. Оказывают содействие в трудоустройстве несовершеннолетнему гражданину, направленному КДН и ЗП, в случае его обращения за содействием в трудоустройстве, в течение двухнедельного срока, после чего направляют информацию об оказанных услугах в КДН и ЗП.

3.3. Территориальные органы МВД России на районном уровне, подчиненные УМВД России по Курской области

3.3.1. По мере необходимости информируют центры занятости населения о не работающих и не учащихся несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, с направлением соответствующих ходатайств об их постоянном или временном трудоустройстве (в том числе в свободное от учебы время), с указанием возраста, образования, имеющихся специальностях.

3.4. Учреждения социального обслуживания семьи и детей

3.4.1. Информируют центры занятости населения о несовершеннолетних, нуждающихся в постоянном и временном трудоустройстве (в том числе в свободное от учебы время).

3.4.2. Направляют в центры занятости населения запросы о наличии рабочих мест для постоянного и временного трудоустройства (в том числе в свободное от учебы время) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.

3.4.3. Проводят встречи с несовершеннолетними и их родителями для выяснения ситуации в семье и планах по трудоустройству.

3.4.4. Направляют в центры занятости населения ходатайства о трудоустройстве несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации с указанием возраста, образования, имеющихся специальностях.

3.4.5. Участвуют в проведении семинаров, совещаний, «круглых столов» по вопросам трудоустройства подростков.

Прикреплённые файлы:

Дата опубликования: 04.10.2019 16:02Дата последнего изменения: 04.10.2019 16:02Автор: Отдел по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Бдительность, особое внимание и тесное взаимодействие: в рамках Всероссийской акции

Рябухин комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также органы внутренних дел отнес к учреждениям вторичной специальной.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

План работы комиссии

Югра поделилась опытом работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Сегодня заместитель губернатора Югры Алексей Путин принимает участие во  II Всероссийском совещании комиссий  по делам несовершеннолетних и защите их прав, которое проходит в Саратове.

Участниками совещания являются председатели комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также их заместители из всех субъектов Российской Федерации.  В течение двух дней они будут говорить о координирующей роли комиссий в организации эффективного межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра поделился своим опытом работы в этом направлении. На дискуссионной площадке, где обсуждались формы координации, используемые в деятельности комиссий, и проблемы оценки их эффективности выступила заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Югры Татьяна Черкашина.

Окружная комиссия контролирует деятельность двадцати двух территориальных комиссий и является координатором более полутора тысяч субъектов системы профилактики. Кроме того, окружная комиссия взаимодействует с 880 детскими и молодёжными объединениями, совместно с которыми организовывает досуг, оздоровление и трудоустройство несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, проводит профилактические акции, конкурсы, праздники с обязательным участием таких детей и подростков. В округе утверждены регламент межведомственного взаимодействия и межведомственный комплексный план мероприятий.  Так, в результате межведомственного взаимодействия в 2015 году удалось организовать досуг, отдых, оздоровление и занятость 98% несовершеннолетних от 7 до 17 лет, находящихся в социально-опасном положении. Ребята, кроме прочего, работали в трудовых экологических отрядах, отдыхали в оздоровительных лагерях, жили в палатках.

Большая роль в работе окружной комиссии отводится обмену опытом с коллегами из других регионов России. «Обмен знаниями и методами работы позволяет находить более приемлемые пути решения возникающих вопросов при координации субъектов системы профилактики, а также анализировать действующую систему организации работы коллегиального органа и внедрять элементы технологий, направленных на достижение положительного результата», — отметила Татьяна Черкашина.

Насколько этот результат положителен, помогает понять оценка деятельности комиссии, которая проводится по девяти показателям. Здесь важны и степень достижения целевых значений, и динамика этих значений. На регламентной основе оценивается и работа субъектов системы профилактики.

Согласно оценкам, в Югре наблюдается положительная динамика. Так, в первом полугодии 2015 года подростковая преступность снизилась на 8%. Сократилось количество детей, участвующих в преступлениях, меньше стало семей, находящихся в социально-опасном положении. На 16% уменьшилось количество родителей, лишённых родительских прав, и стало на 10% больше родителей,  восстановленных в этих правах.

Источник

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как сделать так, чтобы ребенок не попал в сиротское учреждение и вырос в семье?

Порядок. межведомственного взаимодействия. и повышения КДН и ЗП г.​Канска–комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г.Канска.

Вы точно человек?

Планы работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края

В 2018 году в Красноярском крае было уделено направлениям профилактики правонарушений с участием обучающихся образовательных организаций, обеспечения их безопасности, защите прав детей-сирот и несовершеннолетних, переданных на воспитание в замещающие семьи, состояния и результатам межведомственной деятельности по предупреждению детского и семейного неблагополучия, насильственных действий в отношении детей, иных чрезвычайных происшествий, обусловленных безнадзорностью и ненадлежащим исполнением родителями (иными законными представителями) обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, самовольным уходам из учреждений и семей.

По результатам рассмотрения указанных направлений деятельности приняты постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края (далее – краевая комиссия):

«О превентивных мерах, направленных на предупреждение чрезвычайных происшествий с участием учащихся образовательных организаций и усиление защиты прав детей, находящихся на воспитании в замещающих семьях и организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 16.02.2018 № 13-кдн);
«О мерах по укреплению законности в сфере охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики безнадзорности и социального сиротства» (расширенное заседание, от 28.06.2018 № 76-кдн);
«О состоянии работы и перспективных мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений с участием несовершеннолетних, охране их прав» (расширенное заседание, от 05.12.2018 № 162-кдн).
В целях координации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, повышения эффективности организации межведомственного взаимодействия, по решениям краевой комиссии, принятым в 2017 и 2018 годах, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, городских округов края (далее – муниципальные комиссии) во взаимодействии с иными субъектами профилактики внедрено в практику:
— рассмотрение результатов индивидуальной профилактической работы в отношении семей, впервые попавших в поле зрения муниципальной комиссии с признаками неблагополучия, а также родителей, впервые привлечённых к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ;
— проведение ревизий персональных дел несовершеннолетних и семей, с которыми организована индивидуальная профилактическая работа, усиление социально-психологической составляющей комплексных межведомственных программ путём привлечения к их разработке специалистов в области психологии и психиатрии (при необходимости);
— принятие дополнительных мер по организации раннего выявления семей и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной поддержке, своевременному их учёту всеми органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, эффективному социальному сопровождению, в том числе психолого-педагогическими службами и службами примирения;
— обеспечение максимального охвата организованными формами отдыха, оздоровления занятости несовершеннолетних, состоящих на межведомственном учёте в органах и учреждениях системы профилактики, выявление фактов и причин ненадлежащей организации занятости в летний каникулярный период, принятие меры к их устранению.

Это позволило сохранить положительную динамику в сфере борьбы с подростковой преступностью, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, сократить количество нарушений законности в деятельности муниципальных комиссий.

Так, например, постановлением краевой комиссии от 06.10.2017 № 137-кдн «О превентивных мерах по профилактике подростковой преступности, противодействию распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних» определены основные показатели системы дополнительных мер, направленных на выявление причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних в крае на период 2017-2018 годов.

По результатам оперативного анализа деятельности муниципальных комиссий за 10 месяцев 2018 года достигнуты следующие значения установленных показателей:
— доля несовершеннолетних, совершивших преступления, в общей численности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет, снизилась на 0,1 % (10 месяцев 2017 года – 1,0 %, 10 месяцев 2018 года – 0,9 %);
— доля несовершеннолетних, совершивших преступления в группе, от общего количества несовершеннолетних, совершивших преступления, снизилась на 3,7 % (10 месяцев 2017 года – 38,0 %, 10 месяцев 2018 года – 34,3 %);
— доля несовершеннолетних, совершивших повторные правонарушения, в общей численности несовершеннолетних, состоящих на учётах в правоохранительных органах и комиссиях по делам несовершеннолетних, снизилась на 4,0 % (10 месяцев 2017 года – 27,4 %, 10 месяцев 2018 года – 23,4 %).

Во исполнение постановления краевой комиссии от 21.12.2017 № 232-кдн в 2018 году реализовывался утверждённый план проведения краевых межведомственных акций и мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках информационной кампании «Вместе защитим наших детей», направленной на формирование общества, дружелюбного к детям, профилактику любых негативных проявлений подростковой среды и детского неблагополучия в семьях.

Среди эффективных форм профилактической работы используются межведомственные профилактические акции: «Остановим насилие против детей», «Безопасная среда», «Подросток», «Помоги пойти учиться», «Досуг» и другие, в ходе которых решаются вопросы создания условий для реализации конституционного права несовершеннолетних на образование, организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей и подростков, их творческого развития, защиты их от насилия и жестокого обращения, иных прав.

В целях профилактики насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними, их безнадзорности и самовольных уходов из семьи с 1 по 15 февраля 2018 года проведено межведомственное мероприятие-акция «Большое родительское собрание» по вопросам воспитания детей, ответственности за жизни и здоровья детей, обеспечения их безопасного проживания.

Продолжена работа по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов в соответствии с Концепцией социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённой распоряжением Правительства края от 15.08.2017 № 535-р. Отчисление детей из профессиональных образовательных организаций снизилось с 15 % (2014 год) до 3 % (2017 год), на 01.10.2018 – 0 %.

Проводимая в крае работа по профилактике социального сиротства позволяет не увеличивать количество детей, выявляемых в качестве оставшихся без попечения родителей: за 9 месяцев 2018 года был выявлен и учтён 1 341 ребёнок (АППГ – 1 377).

Снижение числа детей, выявленных как оставшиеся без попечения родителей, стало возможным благодаря межведомственной работе по раннему выявлению социального неблагополучия семей с детьми через развитие служб социального сопровождения, участковых и мобильных социальных служб и организации с ними комплексной работы, направленной на предотвращение распада семьи, лишения родительских прав, жестокого обращения в отношении ребёнка.

С июля 2015 года муниципальными органами опеки и попечительства ведётся учёт детей, находящихся в семьях, в которых родители своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию или развитию. Согласно мониторингу деятельности муниципальных органов опеки и попечительства за 9 месяцев 2018 года муниципальными органами опеки и попечительства учтено 1 836 таких детей, с семьями которых проводилась индивидуальная профилактическая работа, из них 1 320 детей были изъяты из обстановки, соответствующей требованиям к их воспитанию и содержанию, акту оперативного дежурного.

В результате проводимой работы 733 ребёнка были возвращены родителям, 422 ребёнка учтены в качестве оставшихся без попечения родителей, в отношении 681 ребёнка органами опеки и попечительства и другими субъектами профилактики ведётся работа по сохранению кровной семьи.

Совместная деятельность субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и муниципальных органов опеки и попечительства по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних через своевременное изъятие детей из обстановки, не соответствующей требованиям к их к содержанию и воспитанию, позволила сократить количество ситуаций, в которых дети находятся в условиях непосредственной угрозы жизни или здоровью.

Так, благодаря указанным мерам за 9 месяцев 2018 года у родителей в порядке статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации муниципальными органами опеки и попечительства было отобрано 28 детей (АППГ – 43).
В территориях края активно внедряются в практику и другие современные формы работы защиты прав детей, профилактики их безнадзорности правонарушений, в том числе на ранней стадии детского неблагополучия («технология семейно-ориентированного подхода», «сеть социальных контактов» и др.).

С целью обеспечения защиты прав несовершеннолетних и их безопасности, в рамках полномочий краевой комиссии, установленных пунктом 2.1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», отделом Правительства края по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав края (далее – аппарат комиссии) подготовлено и проведено 10 заседаний, на которых рассмотрено 178 заявлений граждан о допуске их к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних. По результатам рассмотрения заявлений приняты решения о допуске к деятельности с участием несовершеннолетних в отношении 129 граждан, из них:
— к педагогической деятельности – 30 человек;
— к трудовой деятельности в сфере образования – 71 человек;
— к трудовой деятельности в сфере медицинского обеспечения – 11 человек;
— к трудовой деятельности в сфере социальной защиты и социального обслуживания – 7 человек;
— к трудовой деятельности в сфере детско-юношеского спорта – 7 человек;
— к трудовой деятельности в сфере культуры и искусства – 3 человека.

Отказано в допуске к деятельности с участием несовершеннолетних – 9 гражданам, из них:
— к трудовой деятельности в сфере образования – 6 человек;
— к трудовой деятельности в сфере медицинского обеспечения – 2 человека;
— к трудовой деятельности в сфере культуры и искусства – 1 человек.

Постановлением Правительства края от 02.10.2015 № 516-п «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Красноярском крае по выявлению детского и семейного неблагополучия» (далее – Порядок) установлены единые подходы в оценке обстоятельств детского и семейного неблагополучия и принятии мер по защите и восстановлению нарушенных прав детей, определены критерии нахождения детей в условиях, не отвечающих требованиям к их воспитанию. Своевременный обмен информацией и межведомственное взаимодействие между субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе учреждений социального обслуживания семьи и детей, позволили повысить эффективность профилактических мероприятий по выявленным случаям семейного неблагополучия.

В соответствие с Порядком в краевую комиссию в 2018 году (по состоянию на 01.12.2018) поступило 218 информационных сообщений о выявленных фактах (признаках) детского, семейного неблагополучия, практически все чрезвычайные происшествия сопряжены с безнадзорностью, в их числе: 54 – о самовольных уходах несовершеннолетних, в том числе 34 из семьи; 56 – о суицидальных действиях несовершеннолетних.

Во всех случаях приняты меры экстренного реагирования, организована индивидуальная профилактическая работа.

Всего за 2018 год в целом на 36,4 %, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличилось количество поступивших в муниципальные комиссии сообщений, в том числе из:
— органов управления социальной защитой населения (учреждений социального обслуживания) на 55,0 %;
— органов, осуществляющих управление в сфере образования на 10,0 %;
— образовательных организаций на 42,5 %;
— органов опеки и попечительства 32,2 %;
— учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 65,5 %;
— органов по делам молодёжи 37,0 %;
— органов управления здравоохранением (медицинских организаций) на 45,8 %;
— органов службы занятости на 35,5 %;
— органов внутренних дел 25,1 %;
— учреждений уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции) на 33,1 %;
— иных учреждений (органов, должностных лиц), в том числе граждан на 44,2 %.

На 31,6 % увеличилось количество представлений (информаций), комиссий об устранении причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, направленных в соответствующие организации, органы и учреждения системы профилактики, в том числе в порядке статьи 29.13 КоАП РФ на 49,0 %.

В результате налаженного межведомственного информационного обмена выявлено 1 979 (увеличение на 5,7 %) несовершеннолетних правонарушителей, 2 026 (увеличение на 17,2 %) семей (в них 3 955 детей). На учёт с ранними признаками детского неблагополучия поставлено 782 семьи.

Тем не менее в крае отмечаются негативные тенденции.

В отношении несовершеннолетних совершено 2 389 (+32,4 %) преступлений, из них 1 379 – против семьи и несовершеннолетних, 477 (+28,6 %) – против половой неприкосновенности, против жизни и здоровья преступлений зарегистрировано на 10 % больше, чем за 10 месяцев 2017 года.
Возросло число несовершеннолетних, совершивших самовольные уходы, – на 32,8 %, из них более 52 % составляют самовольные уходы из семьи (всего 522), 387 – из государственных учреждений, 71 – из профессиональных образовательных организаций и общежитий.
Возросло с 13 до 17 количество суицидов среди подростков, возбуждено 5 уголовных дел по фактам доведения до самоубийства. От преступных посягательств погибло 68 (+9) детей.
Возросло количество преступлений, предусмотренный статьёй 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) – с 25 до 41. Зарегистрировано 17 преступлений, совершенных в отношении опекаемых детей в приёмных семьях, в том числе сексуального характера – 6, против жизни и здоровья – 4.
Родителями совершено 137 преступлений, из них 73 (или 53,3 %) – против половой неприкосновенности.

Также остаются проблемы, сопряжённые с:
— организацией выявления и учёта фактов детского и семейного неблагополучия на ранних его этапах;
— предупреждением повторных и групповых правонарушений несовершеннолетних, приобщением их к криминальной субкультуре;
— ненадлежащей координацией действий при выявлении и предупреждении нарушений прав детей и законных интересов;
— осуществлением межведомственного взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, ориентированной на качественный результат.

Также необходимо обратить внимание на анализ причин, послуживших основанием для организации в отношении несовершеннолетних и их родителей комплексной индивидуальной профилактической работы, планирование и формирование программ межведомственных мероприятий, оценку результативности и эффективности запланированных мероприятий, организацию контроля за сроками их исполнения.

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской Реализация Порядка межведомственного взаимодействия по раннему.