о.), управляющего автомобилем (марка, номерной знак), принадлежащим ответчику (владельца автомобиля — либо наименование организации, либо ф.и.

Иск о взыскании ущерба в результате падения снега на автомобиль

9. Как составить и подать исковое заявление о возмещении ущерба от ДТП?

Обновлено 28.03.2018 20:30

 

 

 

По общему правилу вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина, подлежит полному возмещению лицом, его причинившим. Однако если вред причинен в результате ДТП, обязанность возместить его часто лежит на страховщике по договорам ОСАГО или добровольного страхования каско и ДСАГО (п. 1 ст. 930, п. 4 ст. 931, п. 1 ст. 1064 ГК РФ; пп. 6, 14 п. 1 ст. 32.9 Закона от 27.11.1992 N 4015-1; п. 1 ст. 4 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).

 

При отказе в возмещении ущерба в добровольном порядке пострадавший вправе обратиться в суд. Для составления и подачи искового заявления о возмещении ущерба от ДТП рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

 

Шаг 1. Определите ответчика по иску о возмещении причиненного ДТП ущерба

 

В зависимости от конкретной ситуации варианты могут быть следующие.

 

1. Вред, причиненный ДТП жизни, здоровью, имуществу владельца, водителя, пассажира транспортного средства (далее — ТС), а также пешехода, возмещается страховщиком, если ответственность виновника ДТП застрахована в рамках договора ОСАГО (ст. 1, п. 1 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).

 

Если в ДТП участвовали только два автомобиля, ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО, и вред причинен только имуществу, возмещение вреда осуществляет страховщик, застраховавший ответственность потерпевшего — владельца ТС. В иных случаях причинения вреда имуществу, а также если вред причинен жизни или здоровью потерпевшего, возмещение осуществляет страховщик, застраховавший ответственность причинителя вреда (п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 14.1 Закона N 40).

 

Требование к страховщику о денежном возмещении (страховой выплате) можно предъявить, если договор ОСАГО заключен виновником ДТП до 28.04.2017 включительно, а также если вред причинен не ТС, а иному имуществу потерпевшего. По договорам, заключенным после 28.04.2017, основной является натуральная форма возмещения вреда, причиненного автомобилю, который находится в собственности гражданина и зарегистрирован на территории РФ, а страховая выплата может быть осуществлена только при наличии определенных оснований (п. п. 15.1, 16.1 ст. 12 Закона N 40-ФЗ; ч. 1, 4 ст. 3 Закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ).

 

Справка. Основания страховой выплаты

 

По договору ОСАГО, заключенному после 28.04.2017, страховщик обязан произвести страховую выплату в случае (п. 16.1 ст. 12 Закона N 40-ФЗ; ч. 1, 4 ст. 3 Закона N 49-ФЗ):

 

— полной гибели ТС;

 

— смерти потерпевшего;

 

— если причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью потерпевшего, а также если потерпевший является инвалидом, имеющим ТС по медицинским показаниям, — при условии, что он выбрал и указал денежную форму страхового возмещения в заявлении;

 

— если стоимость восстановительного ремонта ТС превышает 400 000 руб. или максимальную величину страхового возмещения, установленную для случаев оформления ДТП без участия сотрудников полиции, либо если все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред и в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станцией техобслуживания;

 

— если потерпевший выбрал денежную форму страхового возмещения при невозможности ремонта ТС по определенным причинам;

 

— если имеется письменное соглашение между потерпевшим и страховщиком о денежной выплате.

 

Требование о возмещении вреда, причиненного ДТП, можно предъявить страховщику и тогда, когда выплаченное страховое возмещение ниже суммы ущерба, рассчитанной оценщиком, и не покрывает полностью стоимость восстановления автомобиля, не превышающую установленный максимум страхового возмещения.

 

Справка. Максимальная сумма страхового возмещения

 

Максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик возмещает вред, причиненный ДТП жизни или здоровью каждого потерпевшего, составляет 500 000 руб., а при возмещении имущественного вреда — 400 000 руб. Размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет 475 000 руб. — выгодоприобретателям и не более 25 000 руб. — лицам, понесшим расходы на погребение потерпевшего (ст. 7, п. 7 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).

 

2. Вред, причиненный ДТП, возмещается страховщиком в рамках договоров каско, а также, при недостаточности страхового возмещения в рамках ОСАГО, в рамках договора ДСАГО, если такие договоры имеются и случай является страховым (п. 1 ст. 927, ст. ст. 929, 931 ГК РФ; п. 5 ст. 4 Закона N 40-ФЗ).

 

3. Вред, причиненный ДТП жизни или здоровью потерпевшего, возмещается Российским союзом автостраховщиков (РСА), если причинитель вреда неизвестен (например, скрылся с места ДТП и не найден полицией) или у него отсутствует договор ОСАГО.

 

РСА также возмещает вред, причиненный ДТП жизни, здоровью и имуществу потерпевшего, при отзыве у страховщика лицензии на страховую деятельность, при вынесении судом решения о признании страховщика банкротом и открытии конкурсного производства (п. 1, п. 2 ст. 18 Закона N 40-ФЗ).

 

4. Вред, причиненный ДТП, возмещается виновником ДТП в иных случаях, не названных выше.

 

Справка. Основания возмещения вреда виновником ДТП

 

В частности, виновник ДТП возмещает вред, причиненный ДТП, если (п. 6 ст. 4, пп. «б», «в» п. 2 ст. 6 Закона N 40-ФЗ; п. 1 ст. 1079, ст. 1100 ГК РФ):

 

— размер страхового возмещения в рамках ОСАГО, каско, ДСАГО не компенсирует полностью ущерб, причиненный ДТП вашему имуществу, жизни или здоровью;

 

— виновник ДТП, в результате которого вам причинен имущественный вред, не заключал договор ОСАГО (в том числе при ДТП по вине пешеходов) и у вас нет полиса каско;

 

— ДТП не относится к страховым случаям (например, по ОСАГО не возмещается ущерб, причиненный автомобилю в ходе соревнований, учебной езды в специально отведенных местах);

 

— заявляется требование о компенсации причиненного ДТП морального вреда.

 

Указанные выше лица — страховщик, РСА, виновник ДТП — в соответствующих случаях, с точки зрения процессуального законодательства, являются ответчиками по исковому заявлению (ч. 1 ст. 38 ГПК РФ).

 

Шаг 2. Составьте исковое заявление

 

В исковом заявлении необходимо указать (п. 1 ч. 1 ст. 91, ч. 2 ст. 131 ГПК РФ; ст. 1, п. п. 1, 6 ст. 12 Закона N 40-ФЗ; п. 1 ст. 929, п. 1 ст. 1088 ГК РФ):

 

1. Наименование суда, в который подается иск.

 

2. Сведения об истце: ваши Ф.И.О., место жительства, а также по желанию — контактный телефон и адрес электронной почты. Если иск подается представителем, указываются также аналогичные сведения о нем.

 

В качестве истца может выступать собственник, водитель, пассажир поврежденного ТС, а также пешеход, которым в результате ДТП причинен вред. В ряде случае с иском о возмещении вреда могут обратиться иные лица, в частности выгодоприобретатели по договорам ОСАГО (например, нетрудоспособные иждивенцы потерпевшего в случае его гибели), каско, ДСАГО.

 

3. Сведения об ответчике: наименование организации и место ее нахождения или Ф.И.О., место жительства физического лица — ответчика.

 

4. Информацию о том, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения ваших прав, а также обстоятельства, на которых вы основываете свои требования, и доказательства, подтверждающие их. В частности, следует указать: дату и номер договора со страховщиком; дату и место ДТП; марку и номер автомобиля потерпевшего и виновного; причину, по которой произошло ДТП; пункты ПДД, которые были нарушены; повреждения, которые получил ваш автомобиль, иное имущество; сведения о вреде здоровью — какие травмы вы получили, их тяжесть, какое лечение вам потребовалось; размер полученного страхового возмещения; объяснение, почему вы не согласны с ним; в какой части причиненный ущерб не возмещен.

 

5. Информацию о досудебном обращении к ответчику с претензией по возмещению ущерба, причиненного ДТП, и о его результатах.

 

6. Требование о возмещении ущерба с указанием его размера.

 

В зависимости от того, к кому предъявляются требования, основные требования в исковом заявлении могут быть следующие (п. п. 14, 21 ст. 12, п. п. 3, 6 ст. 16.1, п. 1 ст. 19 Закона N 40-ФЗ; ст. ст. 15, 151, 1100, п. 1 ст. 1064 ГК РФ):

 

а) о взыскании страхового возмещения или компенсационной выплаты, неустойки за нарушение срока страхового возмещения, срока направления отказа в страховом возмещении, штрафа за невыполнение требования об их выплате в добровольном порядке — если ответчиком является страховщик или РСА;

 

б) о взыскании причиненного ущерба, в том числе в виде убытков, превышающих размер полученного страхового возмещения, о компенсации морального вреда — если ответчиком является виновник ДТП.

 

7. Цену иска, то есть денежную величину ваших требований к ответчику.

 

8. Перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению.

 

Исковое заявление необходимо распечатать и поставить в нем подпись и дату. Это может сделать ваш представитель при наличии доверенности и указания в ней полномочия на подписание и подачу иска (ч. 4 ст. 131 ГПК РФ).

 

С 01.01.2017 исковое заявление можно подать в электронном виде при условии наличия технической возможности для этого в суде (информация об этом содержится на официальном сайте суда). В этом случае иск подписывается электронной подписью (ч. 1.1 ст. 3 ГПК РФ; ч. 4 ст. 12 Закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ).

 

Шаг 3. Подготовьте необходимые документы

 

К исковому заявлению необходимо приложить следующие документы (ст. 132 ГПК РФ; п. 1 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ; п. 3 ст. 3 Закона N 4015-1):

 

1) копии искового заявления для ответчика и третьих лиц;

 

2) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;

 

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свои требования, и их копии для ответчика и третьих лиц. К таким документам, в частности, можно отнести: справку о ДТП из ГИБДД, документы на автомобиль, документы, доказывающие виновность ответчика, акт о страховом случае, заключение независимой технической экспертизы, выписку по банковскому счету, подтверждающую выплату страховщиком страхового возмещения, медицинские документы с указанием характера и степени повреждения здоровья потерпевшего в результате ДТП, документы о размере заработной платы или ином доходе;

 

4) документы, подтверждающие досудебное обращение к ответчику для урегулирования спора (например, копию претензии к страховщику по договору ОСАГО с отметкой о ее приеме, ответ страховщика);

 

5) расчет взыскиваемой суммы, подписанный истцом (его представителем), с копиями для ответчика и третьих лиц;

 

6) документ об уплате госпошлины, если вы не освобождены от ее уплаты. Размер госпошлины в данном случае зависит от цены иска (пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

 

Справка. Размер госпошлины

 

Размер госпошлины составляет при цене иска (пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ):

 

— до 20 000 руб. — 4% от цены иска, но не менее 400 руб.;

 

— от 20 001 руб. до 100 000 руб. — 800 руб. плюс 3% от суммы, превышающей 20 000 руб.;

 

— от 100 001 руб. до 200 000 руб. — 3 200 руб. плюс 2% от суммы, превышающей 100 000 руб.;

 

— от 200 001 руб. до 1 000 000 руб. — 5 200 руб. плюс 1% от суммы, превышающей 200 000 руб.;

 

— свыше 1 000 000 руб. — 13 200 руб. плюс 0,5% от суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб.

 

Шаг 4. Подайте исковое заявление в суд и дождитесь решения суда

 

Исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного ДТП, подается в мировой или районный суд по месту нахождения (жительства) ответчика.

 

При цене иска до 50 000 руб. включительно исковое заявление подается мировому судье, свыше — в районный суд. Если в иске заявлено требование о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, подать его можно также по месту жительства истца или по месту причинения такого вреда (п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. ст. 24, 28, ч. 5 ст. 29 ГПК РФ).

 

После вынесения решения суда дождитесь вступления его в законную силу по истечении месячного срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано (ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

 

В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после ее рассмотрения, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209 ГПК РФ).

 

Обратите внимание!

Суммы, выплачиваемые виновником ДТП, страховщиком или РСА и не превышающие реального ущерба потерпевшего, а также возмещение морального вреда и судебных расходов не облагаются НДФЛ (ст. 41, пп. 1 п. 1 ст. 213, п. 61 ст. 217 НК РФ; п. 1 Письма ФНС России от 23.11.2005 N 04-1-02/[email protected]).

 

 

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА ПРИ ДТП

Так, в обосновании иска заявительница ссылалась на то, что в сентябре 2015 года произошло ДТП, в котором ее автомобилю был.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Что делать для получения 100% выплаты по ОСАГО без суда и без юриста в течение 10 дней

Исковое заявление о возмещении ущерба в ДТП

Иски о возмещении ущерба от ДТП — это заявления об урегулировании спора между владельцем транспортного средства и страховой компанией (или виновником ДТП), рассматриваемые в судебном порядке, с целью компенсации причиненного вреда.

Порядок обращения в суд

Дорожно-транспортное происшествие невольно делает его участников субъектами правоотношений по возмещению причиненного ущерба. Ответственность каждого водителя подлежит страхованию (Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ), поэтому процедура взаимодействия со страховщиком регулируется указанным нормативным актом.

Перед тем как подать иск на виновника ДТП или иного ответчика, необходимо соблюсти ряд действий:

  1. Уведомление страховщика (лицо, которому причинен ущерб, направляет уведомление о возникновении страхового случая).
  2. Предоставление документов для возмещения (потерпевшая сторона направляет в страховую компанию заявление о возмещении убытков по форме, установленной положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П, с предоставлением дополнительных документов).
  3. Осмотр и принятие решения о выплате (страховщик организовывает осмотр транспортного средства, которому причинен ущерб, и принимает решение об отказе или осуществлении выплаты с установлением размера; максимальный размер выплаты по договорам ОСАГО за ущерб имуществу установлен в размере 400 000 руб.).
  4. Уведомление страховщика о несогласии с размером возмещения (если потерпевшая сторона не согласна с решением страховой компании, направляется соответствующее уведомление со своим вариантом расчета суммы возмещения и приложением экспертного заключения).
  5. Составляется иск после ДТП к виновнику или иному ответчику и предъявляется в суд (при игнорировании условий, изложенных в уведомлении, следует составить иск, отразив в нем все обстоятельства дела, и определить требования; после этого направить документы в суд).

Кому предъявлять исковые требования

Лицо, которому предъявляются исковые требования о взыскании ущерба при ДТП, влияет на выбор суда, в котором будет разрешаться спор и нормы процессуального права, подлежащие применению.

Возможны следующие разновидности ответчиков по рассматриваемой категории дел:

  1. Страховая компания — выступает в качестве ответчика, если ответственность виновника была застрахована по договору ОСАГО или КАСКО.
  2. Виновник ДТП — иск к виновнику ДТП о возмещении ущерба подается при отсутствии договора ОСАГО, если возмещение страховой не покрывает весь причиненный ущерб.
  3. Российский союз автостраховщиков — является ответчиком в случае отзыва лицензии у страховщика или если виновник ДТП не установлен.

Для быстрого разрешения спора следует точно определить, к кому вы собираетесь обратиться с исковыми требованиями.

Как составить иск

При составлении заявления избирается официальный стиль изложения. Законом официально не установлен образец иска, поэтому следует руководствоваться нормами ст. 131, 132 ГПК РФ и ст. 125, 126 АПК РФ.

Рекомендуется придерживаться следующих принципов при написании иска:

  1. Краткость. Максимальный объем — не более 5 страниц. Вы должны четко определить границы спора и указывать только обстоятельства, которые относятся к делу.
  2. Обоснованность. Иск о возмещении ущерба в результате ДТП должен содержать ссылки на нормы материального и процессуального права — статьи закона, которые, по-вашему, нарушил ответчик.
  3. Точность и сжатость цитирования. Используйте названия правовых актов и законов в сокращении: после того как вы первый раз полностью укажете название законодательного акта, в последующем ограничьтесь написанием его номера.
  4. Приемлемое форматирование. На протяжении всего текста следует придерживаться одного размера и типа шрифта, избегать чрезмерного использования выделения слов, рекомендуемый размер — 14, интервал — не менее 1,5.

В текст заявления включите следующую информацию:

  • наименование суда, в который направляется иск;
  • наименование истца и ответчика;
  • суть спора: в чем заключается нарушение прав;
  • ссылки на применяемые или нарушенные нормы права;
  • требования к ответчику;
  • перечень прилагаемых документов.

Рекомендуемые требования к иску публикуются на официальных сайтах арбитражных судов. Например, на официальном ресурсе арбитражного суда Ленинградской области и Санкт-Петербурга или на сайте арбитражного суда Псковской области.

Какие документы приложить к иску дополнительно

Исковое заявление содержит в себе перечень прилагаемых документов, на основании которых истец основывает требования и подтверждает определенные действия. Перечень не является закрытым, поэтому истец вправе предоставить любой документ, имеющий отношение к делу, подтверждающий его правовую позицию.

Среди обязательных документов, прилагаемых к иску, выделяют следующие:

  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документ, подтверждающий отправку копии документов лицам, участвующим в деле;
  • претензия, подтверждающая досудебный порядок урегулирования спора.

Для юридических лиц обязательно предоставление:

  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • свидетельства о регистрации;
  • подтверждения полномочий лица, подписавшего заявление.

В зависимости от обстоятельств дела исковое заявление пострадавшего в ДТП дополняется следующими документами:

  • заключение экспертизы;
  • порядок расчета суммы взыскания;
  • документы по страховому случаю;
  • справка о ДТП;
  • медицинское заключение о характере причиненных травм;
  • документы, подтверждающие утраченный трудовой доход.

Перед тем как подать иск в суд о возмещении материального ущерба от ДТП, отдельное внимание следует уделить отправлению досудебной претензии. Факт отправки следует подтвердить квитанцией об отправке либо уведомлением о вручении письма. Рекомендуем сделать опись вложения и зафиксировать перечень отправления с указанием номера, даты и темы документа.

Суд вынес решение. Что делать дальше

Если исковые требования удовлетворены и решение вступило в законную силу, необходимо обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа. После получения исполнительного листа вы можете обратиться в службу судебных приставов или банк, в котором открыт расчетный счет должника.

Рекомендуем делать первоначальное обращение в банк должника. При наличии на счетах денежных средств так получить сумму долга удастся быстрее.


ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Что делать, если страховой выплаты не хватило на возмещение ущерба от ДТП?

Если для восстановления автомобиля потребовалось ситуации страховая компания виновника аварии должна возместить ущерб.

Исковое заявление о возмещении ущерба к дорожной организации. Образец иска

Ниже в сокращенной форме представлено исковое заявление в районный суд города Москвы по делу о возмещении ущерба, причиненного падением столба на автомобиль гражданина. Исковое заявление о возмещении ущерба подготовлено адвокатами и юристами по гражданским делам нашей компании.

Немалый объем искового заявления о возмещении ущерба обусловлен нестандартностью ситуации, сложностью законодательства, регулирующего споры с государственными органами и учреждениями, а также недобросовестностью ответчиков.

В силу вышеназванных обстоятельств иск о возмещении ущерба содержит многочисленные доводы, направленные на достижение положительного результата по данному делу.

Для составления искового заявления о возмещении ущерба наши арбитражные адвокаты и юристы по гражданским делам выполнили скрупулезный анализ материалов, в том числе и материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, выявили ошибки в деятельности соответствующих государственных органов, подлежащие устранению, и сделали все возможное для того, чтобы установить вину указанных органов. Кроме того, адвокаты и юристы по гражданским делам нашей компании тщательно изучили мотивы и возражения ответчиков, обратили внимание суда на нарушения ими законодательных норм.

Категория спора: споры о возмещении ущерба, причинённого имуществу.

В целях успешного представительства в судах общей юрисдикции всех инстанций по делам о возмещении ущерба, а также для эффективного представления ваших интересов в спорах с государственными органами нашими адвокатами и юристами звоните: 

 

 

В Тушинский районный суд г. Москвы

Адрес: 125362, г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 26, корп. 1

 

 

Истец: Р.А.С.
Адрес: «…»
Тел.: «…»

 

 

Ответчики: ООО «Зеленое Хозяйство»
Адрес: 125367, Москва, Полесский проезд., д. 16, стр. 1

 

Департамент ЖКХиБ г. Москвы
Адрес: 109012, Москва, Богоявленский переулок, д. 6, стр.2

Правительство г. Москвы
Адрес: 125032, Москва, ул. Тверская, 13, под. 5, ком. 103

ГКУ «Мосзеленхоз»
Адрес: 127051, Москва, ул. Трубная, д. 26А

Управа Алексеевского района г. Москвы
Адрес: 129626, Москва, проспект Мира, д. 104

ГБУ «Мосзеленхоз»
Юр. адрес: 125363, Москва, Цветочный пр-д, д. 17
Факт. адрес: 129090, Москва, Проспект Мира, д. 16 стр. 4

 

 

ИCКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о возмещении ущерба

 

Обращение Р.А.С. (далее также – «Истец») в Тушинский районный суд города Москвы обусловлено положениями и нормами:

— Конституции РФ.
— Гражданского кодекса РФ (далее также – «ГК РФ»).
— Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 «О правительстве Москвы».
— Устава города Москвы.
— Нормативно-правовых актов города Москвы.
— Гражданского процессуального кодекса РФ (далее также – «ГПК РФ»).

Предъявление настоящего искового заявления к ответчикам, указанным в преамбуле настоящего документа, обусловлено положениями ст. ст. 28, 31 ГПК РФ.

06.11.2014 года на, принадлежащий Истцу по праву собственности, автомобиль марки «…» модели «…» государственный регистрационный номер «…» (далее по тексту также – «автомобиль») произошло обрушение бетонного фонарного столба. Данное происшествие произошло по адресу: г. Москва, «…». По результатам проверки данного происшествия ОМВД России было установлено, что фонарный столб был сбит упавшим деревом, расположенным на территории сквера по Ракетному бульвару г. Москвы напротив д. «…» (копия постановления ОМВД прилагается).

В результате данного происшествия автомобилю были причинены следующие повреждения:
— сломана крыша
— разбито стекло задней левой двери
— задняя левая дверь полностью сломана
— сломан левый рейлинг на крыше
— поведена крышка багажника
— внутренняя обшивка крыши полностью приведена в негодность в результате её деформации
— сломаны внутренние усилители кузова в месте удара, рухнувшего бетонного фонарного столба
— сломана сцепка передней левой и задней левой стоек автомобиля
— капот вышел вперёд
— кузов сильно деформировался
— наблюдается ведение автомобиля
— также иные внешние и скрытые повреждения.

Обоснование привлечения к ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Зеленое Хозяйство»

Между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и Обществом с ограниченной ответственностью «Зеленое Хозяйство» был заключен государственный контракт № 476-ДЖКБ/14, реестровый №0173200000913000327 от 21.08.2014 г. (далее по тексту также – «государственный контракт»). Согласно п. 1.1. государственного контракта ООО «Зеленое Хозяйство» приняло на себя выполнение работ по содержанию зеленых насаждений города Москвы в соответствии с Техническим заданием и Адресными списками, являющимися неотъемлемой частью государственного контракта. В соответствии с п. 9.1. государственного контракта срок действия контракта составляет с 19 августа 2014 года по 31 декабря 2014 года. Датой обрушения дерева, сбившего железобетонную опору упавшую на автомобиль истца являлась 06.11.2014 г.

Согласно техническому заданию к государственному контракту выполнение работ по содержанию зеленых насаждений города включало в себя, в том числе:
— уход за деревьями;
— обследование зеленых насаждений на выявление аварийных, сухостойных и больных деревьев и оформление разрешительных документов на их удаление;
— обследование зеленых насаждений на выявление вредителей, болезней;
— санитарная обрезка деревьев;
— снятие дерева на пень.

Согласно Адресному списку объектов озеленения, расположенных на территории СВАО г. Москвы в эксплуатацию ООО «Зеленое Хозяйство» передана территория Ракетного бульвара города Москвы, на котором и произошло обрушение дерева, повлекшее за собой причинение вреда имуществу истца.

Заключив государственный контракт ООО «Зеленое Хозяйство» приняло на себя обязательства, в том числе, по содержанию деревьев в надлежащем безопасном состоянии, исключающим их обрушение. Для выполнения указанных работ ООО «Зеленое Хозяйство» приняло финансовые средства из бюджета города Москвы. Не исполнение принятых обязанностей (некачественное выполнение работ, повлекшее обрушение дерева) повлекло причинение имущественного вреда истцу, в следствие чего, ООО «Зеленое Хозяйство» обязано возместить причинённый вред.

Согласно п. 7.2.6. и п. 9 «Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы», утвержденных Постановлением Правительства г. Москвы от 10.09.2002 г. №743-ПП юридические владельцы территорий обязаны: обеспечивать сохранность насаждений, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев, осуществлять вырубку и пересадку деревьев. Содержание зеленых насаждений включает, в том числе, своевременное удаление сухих и аварийных деревьев и др. В юридически значимый период времени ответчики не контролировали состояние зеленых насаждений на земельном участке, где упало дерево, сбившее железобетонный фонарный столб, упавший на автомобиль истца (Ракетный бульвар города Москвы).

Обоснование привлечения к ответственности ГКУ «Мосзеленхоз»

Пунктом 1 Распоряжения Правительства г. Москвы от 29.01.2008 г. № 160-РП «О создании государственного учреждения города Москвы «Единая городская служба заказчика по озеленительным работам в Москве» (далее по тексту также – «Распоряжение») установлено, что основными направлениями деятельности ГКУ «Мосзеленхоз» являются содержание и благоустройство объектов озеленения и цветочного оформления города Москвы с ведомственным подчинением Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

Пунктом 2 Распоряжения на ГКУ «Мосзеленхоз» возложены функции осуществления контроля за качеством, объемами, сроками и иными условиями выполнения договоров по содержанию зеленых насаждений, а также за состоянием и защитой зеленых насаждений.

Пунктом 3 Распоряжения установлено, что учредителем ГКУ «Мосзеленхоз» выступает Департамент ЖКХиБ г. Москвы. Также п. 8 Распоряжения установлено, что оплата расходов, связанных с обеспечением деятельности ГКУ «Мосзеленхоз», осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

Согласно п. 4.4. государственного контракта ГКУ «Мосзеленхоз» должен был в течении одного месяца проводить не менее 4-х проверок состояния объекта озеленения. В соответствии с п. 4.2. государственного контракта ГКУ «Мосзеленхоз» должен был назначить представителей, которые от его имени будут осуществлять контроль за выполнением работ. В силу п. 5.1.1. государственного контракта ГКУ «Мосзеленхоз» обязался назначить ответственное лицо, обеспечивающее контроль за организацией и выполнением работ. Согласно п. 5.1.2. государственного контракта ГКУ «Мосзеленхоз» обязался принять меры для качественного выполнения работ, предусмотренных государственным контрактом. В соответствии с п. 5.1.4. государственного контракта ГКУ «Мосзеленхоз» обязался осуществлять контроль за производством и качеством выполнения работ, предусмотренных государственным контрактом.

Согласно п. 7.2.6. и п. 9 «Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы», утвержденных Постановлением Правительства г. Москвы от 10.09.2002 г. № 743-ПП юридические владельцы территорий обязаны: обеспечивать сохранность насаждений, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев, осуществлять вырубку и пересадку деревьев. Содержание зеленых насаждений включает, в том числе, своевременное удаление сухих и аварийных деревьев и др. В юридически значимый период времени ответчики не контролировали состояние зеленых насаждений на земельном участке, где упало дерево, сбившее железобетонный фонарный столб, упавший на автомобиль истца (Ракетный бульвар города Москвы).

Обоснование привлечения к ответственности Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Москвы от 29.08.2007 г. № 739-ПП (далее по тексту также – «Положение о Департаменте ЖКХиБ г. Москвы») данный Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции, в том числе и в сфере проведения работ по озеленению и благоустройству территории города Москвы. В соответствии с п. 4.2., 4.2.2., 4.2.8., 4.2.13. Положения о Департаменте ЖКХиБ г. Москвы данный Департамент принимает решения о выполнении работ по содержанию объектов озеленения, организовывает деятельность государственных казенных учреждений города Москвы, связанной с участием ГКУ (в том числе ГКУ «Мосзеленхоз») в предоставлении государственных услуг в сфере благоустройства.

В силу п. 6 Положения Департамент ЖКХиБ г. Москвы осуществляет контроль за деятельностью подведомственных государственных унитарных предприятий города Москвы, а также государственных учреждений, в том числе за выполнением ими государственного задания. Согласно п. 7.1. Положения Департамент ЖКХиБ г. Москвы в установленной сфере деятельности осуществляет мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций.

Из пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ следует, что гражданские обязанности возникают также из актов органов местного самоуправления, чем и является положение о ДЖКХиБ г. Москвы.

Из пп. 6 п. 1 ст. 8 ГК РФ следует, что гражданские обязанности возникают вследствие причинения вреда другому лицу.

В п. 5., п. 5.1., п. 5.2. и п. 5.5. Положения о Департаменте ДЖКиБ г. Москвы устанавливается, что в целях осуществления своих полномочий данный Департамент имеет право:
— Запрашивать в установленном порядке от организаций информацию, необходимую для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.
— Заключать в пределах своей компетенции договоры с физическими и юридическими лицами в целях выполнения возложенных на Департамент полномочий.

Согласно п. 1.2. «Порядка осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы» контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений осуществляется Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, исполняющим функции и полномочия учредителя бюджетных и казенных учреждений.

Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы не проводились какие-либо мероприятия по осуществлению контроля и надзора за состоянием деревьев на территории Ракетного бульвара города Москвы, а также за деятельностью подведомственных ему юридических лиц, обязанных содержать в надлежащем состоянии объекты озеленения и зеленые насаждения, территории расположения объектов озеленения и зеленых насаждений. Согласно п. 7.2.6. и п. 9 «Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы», утвержденных Постановлением Правительства г. Москвы от 10.09.2002 г. № 743-ПП юридические владельцы территорий обязаны: обеспечивать сохранность насаждений, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев, осуществлять вырубку и пересадку деревьев. В силу п. 8.5.2. указанных Правил для проведения санитарной рубки и обрезки деревьев необходимо организовывать обследование зеленых насаждений с привлечением представителя специализированной организации по уходу за зелеными насаждениями.

Обоснование привлечения к ответственности Правительства города Москвы

В силу ч. 2 ст. 1 Закона города Москвы от 20.12.2006 года № 65 «О Правительстве Москвы» (далее по тексту также – «Закон № 65») Правительство Москвы правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Мэра Москвы.

Ниже представлена судебная практика вышестоящих инстанций по аналогичной категории дел.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2012 г. N 5-Г11-196

Органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 «О Правительстве Москвы» (далее — Закон г. Москвы от 20 декабря 2006 года N 65) Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы.

Правительство Москвы правомочно организовывать и осуществлять управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием.

 

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2007 г. N 09АП-5551/2007-ГК

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 «О Правительстве Москвы» Правительство Москвы правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы; осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием.

В соответствии со ст. 3 Закона № 65 систему органов исполнительной власти города Москвы подведомственных Правительству Москвы образуют отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы. Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы являются департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции. Правительство Москвы руководит деятельностью департаментов, комитетов, главных управлений.

Ниже представлена судебная практика вышестоящих инстанций, подтверждающая доводы истца.

 

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2011 г. N 09АП-17658/2011, 09АП-20566/2011

ООО «Центр Евразия» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Правительству города Москвы о взыскании 26 054 334 руб. 05 коп. убытков. Решением суда от 16 июня 2011 года исковые требования удовлетворены в полном объеме: взыскано с ответчика 26 054 334 руб. 05 коп. убытков.

Согласно п. 1 и 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 20.12.2006 г. N 65 «О Правительстве Москвы» (далее — Закон о Правительстве) Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы. Правительство Москвы правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Мэра Москвы.

В силу п. 1 ст. 3 указанного Закона о Правительстве систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы. Согласно п. 8 ст. 3 Закона о Правительстве Ответчик руководит деятельностью Департаментов.

В соответствии с Положением, утв. Постановлением Правительства от 11.03.2011 г. N 65-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.

В силу того, что Департамент земельных ресурсов подведомственен Ответчику, Ответчик руководит его деятельностью, нарушение ДЗР обязанности предоставить земельный участок является нарушением обязательства со стороны самого Правительства.

 

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2011 г. N 09АП-12120/2011

Согласно ст. 1 Закона города Москвы N 65 «О Правительстве Москвы», Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы.

Правительство Москвы правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Мэра Москвы.

Пунктом 1 статьи 3 названного Закона N 65 определено, что систему органов исполнительной власти г. Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы.

Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы являются департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции (п. 2 ст. 3 Закона «О Правительстве Москвы»). Правительство Москвы руководит деятельностью департаментов, комитетов, главных управлений, управлений, инспекций, префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы (п. 8 ст. 3 Закона «О Правительстве Москвы»).

В настоящем случае, правоотношения заказчика и ответчика в связи с заключением и исполнением инвестиционного контракта регулируются Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» и положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, издаваемые Правительством Москвы акты в рамках гражданско-правовых отношений по реализации инвестиционного контракта не должны противоречить вышеуказанным нормативным правовым актам, а также ст. 34, 35, п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Судом первой инстанции достоверно установлено, что Правительством Москвы распорядительный документ подготовлен и выпущен не был. При этом принятие распорядительного документа, устанавливающего порядок компенсации затрат, входит в компетенцию Правительства Москвы.

Ввиду изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт незаконного бездействия Правительства Москвы подтвержден материалами дела.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что то, что подготовка распорядительного документа ведется в структурных подразделениях Правительства Москвы, а это не может означать перенесение ответственности за не подготовку распорядительного документа на указанные подразделения, поскольку в настоящем случае, оспаривается не бездействие структурных подразделений, а бездействие Правительства Москвы, вследствие которого распорядительный документ так и не был принят (в том числе и вследствие отсутствия надлежащего контроля за подразделениями).

Используя положения действующего законодательства об аналогии закона, истец ниже представляет судебно-арбитражную практику.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2011 г. по делу N А40-143458/10-111-987

Пунктом 1 статьи 3 названного Закона N 65 определено, что систему органов исполнительной власти г. Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы.

Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы являются департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции (п. 2 ст. 3 Закона «О Правительстве Москвы»). Правительство Москвы руководит деятельностью департаментов, комитетов, главных управлений, управлений, инспекций, префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы (п. 8 ст. 3 Закона «О Правительстве Москвы»).

Таким образом, Правительство Москвы, являясь высшим исполнительным органом государственной власти г. Москвы, в состав которого входят соответствующие отраслевые и функциональные органы исполнительной власти г. Москвы, взяло на себя обязательства по оказанию содействия заявителю в реализации проекта по вопросам входящим в компетенцию системы органов исполнительной власти г. Москвы, а также обеспечению выпуска распорядительных документов, т.е. правовых актов органов и должностных лиц, составляющие данную систему и необходимых для реализации контракта.

Согласно ст. 9 Закона № 65 Правительство г. Москвы осуществляет защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, меры по обеспечению единства городского хозяйства и развитию города Москвы, а также разрабатывает и утверждает государственные программы города Москвы, обеспечивает их реализацию. В силу ст. 10 и ст. 11 Закона № 65 Правительство г. Москвы осуществляет контроль за деятельностью подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы, а также организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за её эффективным использованием.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 декабря 2009 г. по делу N А41-14667/09

Суд считает, что Правительство Москвы и Департамент имущества города Москвы несут солидарную ответственность ввиду следующего.

Правительство Москвы и Департамент имущества города Москвы являются органами исполнительной власти города Москвы, правомочными действовать от имени собственника спорного здания, которым выступает город Москва как субъект Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона г. Москвы от 20.12.2006 г. N 65 «О Правительстве Москвы» Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы. Правительство Москвы правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям мэра. В соответствии с п. 2 ст. 11 данного Закона, Правительство Москвы организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти.

Таким образом, учитывая совокупность как инвестиционных, так арендных прав и обязанностей Правительства Москвы, выступающего в спорных отношениях от имени собственника спорного здания, Департамента имущества города Москвы, выступающего по указанию собственника арендодателем спорного здания, у указанных ответчиков возникло перед истцом единое обязательство по возмещению стоимости неотделимых улучшений, а именно стоимости восстановления, реконструкции и расширения арендованного здания, расположенного по адресу: Москва, ул. Ротерта, д. 4, стр. 5.

 

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2012 г. N 09АП-22326/2012-ГК

В Арбитражный суд города Москвы обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Экспоком» с исковые заявлением к Правительству Москвы о взыскании суммы неосновательного сбережения в размере 762 800,03 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 15 208,33 руб. (с учетом уточнения предмета требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ) (т. 3 л.д. 99).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 июня 2012 года по делу N А40-10249/12-127-96 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ, от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в райках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 1 Закона города Москвы «О Правительстве Москвы», Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы. Правительство Москвы правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Мэра Москвы.

Таким образом, Правительство Москвы является органом, уполномоченным выступать от имени субъекта РФ — города Москвы — в судах. Указанный факт подтверждается многочисленной судебной практикой, в том числе Арбитражного суда города Москвы, где от имени субъекта РФ города Москвы выступает в суде именно Правительство Москвы.

Согласно п. 3 ст. 9 указанного Закона, Правительство Москвы осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы.

Указывая в отзыве на исковое заявление о том, что согласно п. 2 ст. 11 Закона о Правительстве Москвы, Правительство Москвы может наделять полномочиями по управлению собственностью соответствующие органы, Ответчик, при этом, не указывает, какие органы наделены им соответствующими полномочиями по представлению интересов в суде по искам о неосновательном сбережении, который заявлен в настоящем деле.

В Постановлении ВАС РФ N 23 от 22.06.2006 г. содержится указание (в п. 1) на то, что суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.

Однако Ответчик, указывая в отзыве, что он не является надлежащим ответчиком по делу, не указывает, какому органу, подотчетному Правительству Москвы, переданы соответствующие полномочия, следовательно, суд не может установить какого-либо иного лица, которое является надлежащим ответчиком по делу.

В силу п. 13 ст. 11 Закона № 65 Правительство г. Москвы осуществляет управление в области земельных отношений.

В качестве подтверждения доводов истца ниже представлена практика Верховного Суда РФ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2012 г. N 5-Г11-196

Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 «О Правительстве Москвы» (далее — Закон г. Москвы от 20 декабря 2006 года N 65) Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы.

Правительство Москвы правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, а также в пределах своих полномочий организовывать и осуществлять управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделять полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти, осуществлять управление в области земельных отношений, а также разрабатывать и осуществлять городскую политику в области градостроительства и землепользования (пункты 2 и 13 статьи 11, пункт 1 статьи 13 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 года N 65).

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2013 г. по делу N А41-44220/12

Исполнительным органом государственной власти, осуществляющим управление в области земельных отношений, в силу пункта 13 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 «О Правительстве Москвы» является Правительство Москвы.

Согласно п. 7 ст. 13 Закона № 65 Правительство г. Москвы осуществляет контроль за использованием и охраной земель на территории города Москвы;

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2010 г. N КА-А40/13940-10

Довод Правительства Москвы об отсутствии у него полномочий по предоставлению земельных участков отклонен по мотиву неосновательности со ссылкой на положения статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статей 1 и 13 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 «О Правительстве Москвы», статей 3, 4, 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 «О землепользовании в городе Москве», постановления Правительства Москвы от 27.01.2009 N 46-ПП.

В силу ст. 15 Закона № 65 Правительство г. Москвы разрабатывает и осуществляет городскую политику в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принимает меры по обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечивает разработку и реализацию природоохранных программ и отдельных природоохранных мероприятий на территории города Москвы, координирует деятельность по осуществлению государственного экологического надзора.

 

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2013 года

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

В статье 65 упомянутого Федерального закона раскрыто понятие государственного экологического надзора, согласно которой под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Указанный надзор, согласно части 4 данной статьи, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее — органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ч. 5 ст. 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ).

Статья 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определяет государственный контроль (надзор) как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 1).

Таким образом, федеральным законодательством закреплено общее правило о недопустимости осуществления полномочий по государственному надзору государственными учреждениями. Такими полномочиями в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения наделены только органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Как исключение из этого правила предусмотрена возможность передачи отдельных полномочий по осуществлению государственного надзора в этой области государственным учреждениям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако эта передача должна происходить в соответствии с федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 17 Закона № 65 Правительство г. Москвы в сфере обеспечения правопорядка и безопасности осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, по охране собственности. В соответствии со ст. 3 Закона города Москвы «О землепользовании в городе Москве» (далее по тексту также – «Закон о землепользовании») к полномочиям Правительства г. Москвы в области землепользования в городе Москве относятся осуществление контроля за использованием и охраной земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами, а также передача органам исполнительной власти города Москвы полномочий по управлению и распоряжению земельными участками (далее — уполномоченные им органы). В силу п. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ст. 27 Закона о землепользовании органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают рациональное и социально ориентированное использование земель в городе Москве в соответствии с требованиями федерального законодательства, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы. Органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством. Целями охраны земель в городе Москве является обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду. Основными задачами контроля за использованием и охраной земель в городе Москве является контроль за соблюдением требований и ограничений по использованию земельных участков.

 

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 февраля 2012 г. N 33-2724

Статьей 34 Земельного кодекса РФ и пунктом 14 статьи 3 Закона города Москвы «О землепользовании в городе Москве» Правительству Москвы как органу исполнительной власти города Москвы предоставлены полномочия по управлению и распоряжению земельными участками.

В силу ст. 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 года № 17 «О защите зеленых насаждений»: «Защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений». Согласно п. 7.2.6. и п. 9 «Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы», утвержденных Постановлением Правительства г. Москвы от 10.09.2002 г. № 743-ПП юридические владельцы территорий обязаны: обеспечивать сохранность насаждений, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев, осуществлять вырубку и пересадку деревьев. В силу п. 8.5.2. указанных Правил для проведения санитарной рубки и обрезки деревьев Правительство г. Москвы было обязано организовать обследование зеленых насаждений с привлечением представителя специализированной организации по уходу за зелеными насаждениями.

Правительством Москвы не проводились какие-либо мероприятия по осуществлению контроля за состоянием деревьев на территории Ракетного бульвара г. Москвы (место обрушения дерева).

Ракетный бульвар города Москвы (территория, на которой произошло обрушение дерева) является собственностью города Москвы.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о противоправном бездействии Правительства Москвы. Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы.

Таким образом, на Правительство Москвы возложена обязанность по обеспечению согласованной деятельности подведомственных ему органов. В результате неправомерного бездействия Правительства Москвы последнее, помимо прочего, не обеспечило согласованные действия подведомственных ему органов (Управы района, департаментов), Правительством Москвы не осуществлялся контроль за использованием и охраной земель на территории города Москвы, что также повлекло за собой обрушение дерева. Данный факт дополнительно подтверждает обоснованность требований истца в части привлечения к солидарной ответственности Правительства города Москвы.

Согласно Постановлению Правительства г. Москвы от 11.05.2010 г. № 386-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства г. Москвы от 10.09.2002 г. № 743-ПП «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы» на собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, возложен контроль за их состоянием и нормальным развитием зеленых насаждений; обязанность по содержанию и охране их за счет собственных средств самостоятельно или путем заключения соответствующих договоров со специализированными организациями. Содержание зеленых насаждений включает, в том числе, своевременное удаление сухих и аварийных деревьев и др. В юридически значимый период времени ответчики не контролировали состояние зеленых насаждений на земельном участке, где упало дерево, сбившее железобетонный фонарный столб, упавший на автомобиль истца (Ракетный бульвар города Москвы).

Обоснование привлечения к ответственности ГБУ г. Москвы «Мосзеленхоз»

Согласно п. 2.1. Устава ГБУ «Мосзеленхоз», утвержденного распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 19.11.2012 года № 05-14-449/2 (далее по тексту также – «Устав») ГБУ «Мосзеленхоз» создано для выполнения работ в целях обеспечения реализации полномочий города Москвы в сфере благоустройства. В соответствии с п. 2.2. Устава основной целью деятельности ГБУ «Мосзеленхоз» является содержание, благоустройство и охрана объектов озеленения. В силу п. 2.3. Устава ГБУ «Мосзеленхоз» для достижения указанных целей осуществляет следующие основные виды деятельности:
— Содержание объектов озеленения.
— Инвентаризация и мониторинг состояния зеленых насаждений.
— Прочие работы по содержания зеленых насаждений.
— Осуществление технического надзора по указанным видам деятельности.

Согласно ответа из административно-технической инспекции города Москвы балансодержателем территории, на котором произошло обрушение дерева, сбившего железобетонный фонарный столб (сквер на Ракетном бульваре города Москвы) является ГБУ «Мосзеленхоз». Согласно п. 7.2.6. и п. 9 «Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы», утвержденных Постановлением Правительства г. Москвы от 10.09.2002 г. № 743-ПП юридические владельцы территорий обязаны: обеспечивать сохранность насаждений, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев, осуществлять вырубку и пересадку деревьев. Содержание зеленых насаждений включает, в том числе, своевременное удаление сухих и аварийных деревьев и др. В юридически значимый период времени ответчики не контролировали состояние зеленых насаждений на земельном участке, где упало дерево, сбившее железобетонный фонарный столб, упавший на автомобиль истца (Ракетный бульвар города Москвы).

Обоснование привлечения к ответственности Управы Алексеевского района города Москвы

Управа Алексеевского района г. Москвы согласно п. 4.2.7 Положения об Управе района города Москвы (Приложение № 2 к Постановлению Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП), в редакции № 28 от 22.10.2013 года обязано было выявлять бесхозяйные объекты, за исключением объектов капитального строительства, и обращаться в суд с целью признания их собственностью города Москвы. В случае надлежащего исполнения Управой Алексеевского района города Москвы своих обязанностей по своевременному выявлению бесхозяйной железобетонной установки наружного освещения, сбитой упавшим деревом и упавшей на автомобиль истца, в отношении неё были бы применены соответствующие меры безопасности (в том числе и по демонтажу), исключающие причинение ею какого-либо ущерба кому-либо. Таким образом, в случае своевременного исполнения Управой Алексеевского района города Москвы своих обязательств, бесхозяйная железобетонная установка наружного освещения не была бы сбита упавшим деревом и не причинила бы ущерб имуществу истца.

Согласно п. 1.1. Положения об Управе района города Москвы (Приложение № 2 к Постановлению Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП) Управа района города Москвы — территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы.

Солидарная ответственность соответчиков

Солидарная ответственность сопричинителей ущерба установлена законом для защиты имущественных интересов потерпевшего, поскольку именно солидарная ответственность в максимальной степени обеспечивает защиту его прав. Кроме того, солидарная ответственность, возложенная судебным решением на сопричинителей ущерба, повышает вероятность реального исполнения этого судебного решения (принцип исполнимости судебного решения). Именно вследствие этого установлено общее правило о солидарной ответственности сопричинителей ущерба и суд не вправе без заявления потерпевшего отступать от него (возлагать ответственность в долях), лишая тем самым потерпевшего гарантий, предоставленных ему законом.

Согласованность действий сопричинителей ущерба для применения ст. 1080 ГК РФ не обязательна. Совместное причинение ущерба возможно и по неосторожности, и даже при отсутствии вины. Положения ст. 1080 ГК РФ не ставят возложение ответственности за совместно причиненный ущерб в зависимость от формы вины каждого из причинителей ущерба. Следствием действий и бездействий причинителей ущерба является единый материальный результат – имущественный ущерб прав и интересов третьего лица. Для признания ущерба причинённым совместными действиями (бездействиями) не требуется, чтобы лица причинили ущерб одновременными действиями (бездействиями), чтобы их действия (бездействия) были объединены целью, на которые эти действия (бездействия) направлены, не требуется даже, чтобы одно из лиц, причиняющих ущерб совместно с другим или другими лицами, знало о действиях (бездействиях) других.

Противоправное действие или бездействие может быть длящимся. То есть длящееся действие или бездействие может быть предметом гражданско-правового соучастия (Например, расположение буровых установок и скважин, принадлежащих разным юридически лицам, не позволяло определить степень вредного воздействия на окружающую среду каждой из них, в результате чего суд привлек их к солидарной ответственности за совместно причиненный ущерб). При этом не обязательно, чтобы действия (бездействия), причинившие ущерб, совпадали по времени.

Являлись ли действия (бездействия) лиц, совместно причинивших ущерб, согласованными, правового значения не имеет. Действия (бездействия) этих лиц могут быть направлены на прямо противоположные цели, могут быть лишены какой-либо направленности вообще. Это не важно. Юридическое значение имеет то обстоятельство, что такие действия (бездействия) в совокупности (потому они и совместные) явились причиной появления ущерба у третьего лица.

По смыслу ст. 1064 ГК РФ бремя доказывания отсутствия вины в причинении ущерба возложено на ответчиков, то есть законодатель возложил обязанность доказать отсутствие вины в причиненном ущербе именно на причинителя вреда.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 581-О-О от 28.05.2009 г., положение пункта 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает в рамках общих оснований ответственности за причинение вреда презумпцию вины причинителя вреда и возлагает на последнего бремя доказывания своей невиновности и направлено на обеспечение возмещения вреда и тем самым — на реализацию интересов потерпевшего.

На основании изложенного, учитывая солидарность обязанности ответчиков, руководствуясь ст. ст. 35, 131, 132 ГПК РФ

ПРОШУ СУД:

1) Взыскать солидарно с Общества с ограниченной ответственностью «Зеленое Хозяйство», Департамента ЖКХиБ г. Москвы, Правительства г. Москвы, ГКУ «Мосзеленхоз», ГБУ «Мосзеленхоз», Управы Алексеевского района г. Москвы в пользу Р.А.С. сумму материального ущерба, причинённого автомобилю в размере 194 766 (сто девяносто четыре тысячи семьсот шестьдесят шесть) рублей 96 (девяносто шесть) копеек.

2) Взыскать в равных долях с Общества с ограниченной ответственностью «Зеленое Хозяйство», Департамента ЖКХиБ г. Москвы, Правительства г. Москвы, ГКУ «Мосзеленхоз», ГБУ «Мосзеленхоз», Управы Алексеевского района г. Москвы в пользу Р.А.С. сумму расходов на проведение оценочной экспертизы ущерба автомобилю в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей 00 (ноль) копеек.

3) Взыскать солидарно с Общества с ограниченной ответственностью «Зеленое Хозяйство», Департамента ЖКХиБ г. Москвы, Правительства г. Москвы, ГКУ «Мосзеленхоз», ГБУ «Мосзеленхоз», Управы Алексеевского района г. Москвы в пользу Р.А.С. сумму расходов на эвакуацию автомобиля с места обрушения на него бетонного фонарного столба в размере 5 000 (пять тысяч) рублей 00 (ноль) копеек.

4) Взыскать в равных долях с Общества с ограниченной ответственностью «Зеленое Хозяйство», Департамента ЖКХиБ г. Москвы, Правительства г. Москвы, ГКУ «Мосзеленхоз», ГБУ «Мосзеленхоз», Управы Алексеевского района г. Москвы в пользу Р.А.С. сумму расходов по уплате государственной пошлины в размере 5 195 (пять тысяч сто девяносто пять) рублей 34 (тридцать четыре) копейки.

Приложения:
1. «…»
2. «…»

___________ Р.А.С.

Иск о взыскании ущерба в результате падения снега на автомобиль.