аттестации рабочих из числа гражданского персонала ВУНЦ ВВС. «ВВА». Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации. 4. Раздел соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в.

Приказ Министра обороны РФ от 08.03.93 N 130

Согласно части первой ст. 282 ТК РФ под совместительством понимается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Заключая с работником трудовой договор, в том числе и о работе по совместительству, работодатель обязуется предоставить сотруднику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату (часть первая ст. 56 ТК РФ).
В соответствии с частью первой ст. 129 ТК РФ заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая ст. 135 ТК РФ). Системы оплаты труда, включая размеры доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая ст. 135 ТК РФ).
Таким образом, заработная плата совместителю так же, как и основному работнику, должна устанавливаться в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда.
При совместительстве (как внешнем, так и внутреннем) работа выполняется на основании отдельного трудового договора (ст. 60.1 и ст. 282 ТК РФ). Следовательно, в силу части первой ст. 56 ТК РФ работнику-совместителю выплачивается заработная плата как в соответствии с трудовым договором по основному месту работы, так и в соответствии с трудовым договором о работе по совместительству; заработная плата по каждому трудовому договору рассчитывается отдельно.
Согласно части первой ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Размеры такого повышения не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть первая ст. 147 ТК РФ).
В соответствии с пп. «а» п. 10 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Минобороны России от 10.11.2008 N 555 (далее — Положение), работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются выплаты компенсационного характера.
Согласно п. 26 Положения должностные оклады (тарифные ставки) гражданского персонала военно-медицинских учреждений (подразделений) повышаются за работу с опасными (особо опасными) для здоровья и особо тяжелыми условиями труда на 60%, 40%, 25%, 15% согласно перечню, указанному в приложении N 1 к Положению.
Размеры выплат компенсационного характера и условия их начисления устанавливаются коллективными договорами, а также положениями об оплате труда и иными локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета (п. 12 Положения).
Поскольку в рассматриваемой ситуации системой оплаты труда военно-медицинского учреждения предусмотрена оплата труда работников, занятых на работах с опасными условиями труда, с учетом повышения окладов за опасные условия труда, то совместители, с которыми заключены трудовые договоры, наравне с другими работниками имеют право на оплату труда с учетом повышения окладов за опасные условия труда.
Согласно ст. 287 ТК РФ совместителям в полном объеме предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, за исключением гарантий и компенсаций, предоставляемых лицам, совмещающим работу с обучением, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые предоставляются работникам только по основному месту работы. Коллективный договор, локальные нормативные акты не могут лишать совместителей, занятых на работах с опасными условиями труда, права на оплату труда с учетом повышения окладов за опасные условия труда. В противном случае соответствующие условия коллективного договора, локального нормативного акта не должны применяться (часть четвертая ст. 8, часть вторая ст. 9 ТК РФ), поскольку противоречат части первой ст. 2, ст. 3, ст. 132 ТК РФ, запрещающим дискриминацию в сфере оплаты труда.
Следует учитывать, что в рассматриваемом случае для совместителя установлена повременная система оплаты труда на основе оклада, поэтому и оплата труда такого работника должна производиться пропорционально фактически отработанному времени (часть 1 ст. 285 ТК РФ).
Работа по совместительству ограничена во времени. Продолжительность рабочего времени совместителя, согласно ст. 284 ТК РФ, не может превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников. Следовательно, оклад, выплачиваемый совместителю при условии выполнения им своей нормы рабочего времени, не может быть больше половины оклада основного работника, а компенсационная выплата совместителю за опасные условия должна исчисляться от установленного совместителю оклада, а не от оклада, указанного в штатном расписании для целой единицы.


ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Оплата совместителям. Отпуск и пособия по совместительству

Работа по обеспечению безопасности труда гражданского персонала и в организациях Министерства обороны Российской Федерации (далее по при выполнении работы по совместительству, расследуется и.

Минобороны России объявляет набор сотрудников на гражданские должности

Новая редакция Ст. 349 ТК РФ. Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу

На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Комментарий к Статье 349 ТК РФ

Статья 349 ТК распространяет действие трудового законодательства на гражданский персонал Вооруженных Сил РФ и иных военизированных формирований, а также лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, заменяющую военную службу. Правовое регулирование труда указанных в ней лиц осуществляется в соответствии с нормами ТК, а также с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Однако относительно Вооруженных Сил РФ специальных федеральных законов, определяющих подобные особенности, нет. Они содержатся в многочисленных нормативных правовых актах различной юридической силы, среди которых указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Минтруда России и приказы Министерства обороны РФ и так далее. Примером таких нормативных правовых актов Указ Президента РФ от 7 сентября 1992 г. N 1056 «О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплаты им пособий и компенсаций». В нем предоставляется право командирам воинских частей при передислокации в другую местность увольнять работников в порядке, предусмотренном для расторжения трудового договора в связи с ликвидацией работодателя. В такой ситуации трудовой договор может расторгаться со всеми работниками, включая беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, в соответствии со статьей 261 ТК. Увольняемому по этому основанию работнику выплачивается одновременно с выходным пособием средняя заработная плата за второй и третий месяц со дня увольнения.

Основания и порядок предоставления гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ и других военизированных формирований дополнительных выплат, гарантий и компенсаций регламентируют главным образом нормативные правовые акты Правительства РФ.

В их числе можно выделить:

— Постановление Правительства РФ от 15 августа 1994 г. N 961, в соответствии с которым главнокомандующему пограничными войсками предоставлено право устанавливать дополнительные денежные выплаты гражданскому персоналу пограничных войск. В целях этого Постановления Приказом Федеральной пограничной службы РФ от 12 ноября 2001 г. N 678 утверждена Инструкция о порядке выплаты гражданскому персоналу воинских частей и организаций пограничной службы единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам года;

— Постановление Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 «О мерах по обеспечению социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме «Байконур» и в г. Ленинске, и членов их семей», которым предусмотрена выплата гражданскому персоналу:

а) должностных окладов (тарифных ставок) с повышением на 50%;

б) ежемесячной надбавки за обеспечение космических программ в размере 50% месячного должностного оклада (тарифной ставки) в соответствии с перечнем должностей (профессий), по которым устанавливается выплата такой надбавки;

в) ежемесячной надбавки за работу в районе экологического кризиса в размере 30% месячного должностного оклада (тарифной ставки);

— Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1141 «Об установлении надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда некоторым категориям военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым введена 20-процентная надбавка к окладу (тарифной ставке) за работу в опасных для здоровья условиях труда гражданскому персоналу военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также соответствующим категориям гражданского персонала, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;

— Постановление Правительства РФ от 15 января 2000 г. N 38 «О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе», которое установило, что гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к участию в выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, за время этой работы начиная со 2 августа 1999 г.:

— выплачиваются должностные оклады (тарифные ставки) в полуторакратном размере;

— выплачиваются суточные в двукратном размере установленной нормы;

— предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц указанной работы, но не более 14 календарных дней;

— сохраняется выплата процентных надбавок к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2000 г. N 424 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона» действие Постановления Правительства РФ от 15 января 2000 г. распространено на гражданский персонал федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, гражданский персонал органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы.

Особые условия оплаты труда представителей гражданского персонала Вооруженных Сил РФ предусмотрены и актами федеральных органов по труду. Например, Постановление Минтруда России от 4 марта 1993 г. N 47 «О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации».

Минобороны России утвердило 8 марта 1993 г. два Приказа: N 129 «Об упорядочении оплаты труда гражданского персонала Центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации, аппарата округов, групп войск, флотов, армий, флотилий, органов военных прокуратур и военных судов, полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации»; N 130 «О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки». Эти акты зафиксировали увеличение размеров тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы для гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, предприятий и организаций Минобороны России:

а) на 50%:

рабочим независимо от присвоенного разряда по оплате труда;

специалистам при выполнении водолазных работ: подводных, судоподъемных и аварийно-спасательных; дноуглубительных и дноочистительных; при проведении экспериментальных водолазных спусков;

врачам, среднему и младшему персоналу постоянно действующих групп специализированной медицинской помощи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям выездных бригад отделений неотложной медицинской помощи и помощи на дому, отделений скорой медицинской помощи; врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу 124-й Центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации Минобороны России, 184-й судебно-медицинской лаборатории Северо-Кавказского военного округа и 632-й судебно-медицинской лаборатории Северо-Кавказского военного округа, занятым исследованием, опознанием и идентификацией тел погибших;

работникам противочумных учреждений;

работникам подразделений по борьбе с особо опасными инфекциями;

руководителям, специалистам и техническим исполнителям военных представительств Минобороны России и подразделений военизированной охраны;

специалистам, которым установлены разряды оплаты труда до 7 включительно;

б) на 40%:

медицинским и фармацевтическим работникам военно-медицинских учреждений (подразделений), за исключением перечисленных в п. «а»;

руководителям, художественному и артистическому персоналу Центрального академического театра Российской Армии и Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова;

руководителям и специалистам отдела военной литературы Российской государственной библиотеки, Центральной военно-морской библиотеки и Военно-исторической библиотеки Вооруженных Сил РФ;

членам экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота, за исключением перечисленных в п. «а»;

специалистам, которым установлен 8-й разряд оплаты труда;

в) на 30% — остальным работникам.

Среди других подзаконных актов приказы Минобороны России имеют значительный удельный. Многие из них не имеют статуса межведомственных, так как не прошли государственную регистрацию в Минюсте России. Это, например, Приказы Минобороны России:

— от 11 декабря 1993 г. N 557, предписывающий заключать трудовые договоры в письменной форме в соответствии с требованиями трудового законодательства с вновь принимаемыми работниками, учитывая Рекомендации по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14 июля 1993 г. N 135. Письменное оформление трудовых отношений с лицами, ранее принятыми на работу, производится только с их согласия;

— от 12 сентября 1995 г. N 302 «О мерах по обеспечению безопасности гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», утвердивший: Руководство по организации работы по охране труда в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Минобороны России; Рекомендации по организации работы службы охраны труда вида Вооруженных Сил РФ, округа, группы войск, флота, армии, флотилии, рода войск, главного и центрального управления Минобороны России;

— от 6 мая 1996 г. N 175, утвердивший Перечень должностей, замещаемых гражданским персоналом. Перечень состоит из введения, классификатора профессий рабочих, классификатора должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей, классификатора государственных служащих Минобороны России и таблицы признаков производственных должностей.

Указанные Приказы Минобороны России должны применяться с корректировкой, так как требования трудового законодательства, предъявляемые к порядку заключения, форме, названию и содержанию трудового договора изменились. Это означает:

а) отказ от использования контракта как отдельного вида трудовых соглашений;

б) надлежащее оформление трудовых договоров со всеми представителями гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, фактически состоящими в трудовых отношениях с соответствующими органами, учреждениями и организациями;

в) заключение (перезаключение) данных трудовых договоров с соблюдением всех требований, предъявляемых ТК.

Таким образом, трудовые договоры (контракты), не соответствующие новым требованиям, должны быть переоформлены в порядке, установленном частью 3 статей 57 и 73 ТК.

Конституция РФ, в части 3 статьи 59 предоставляет гражданину РФ право на замену несения военной службы альтернативной службой, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, а также в иных установленных федеральным законом случаях. Порядок реализации данного права установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Гражданская служба определяется как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву. Отношения, порождаемые данным видом трудовой деятельности, регулируются ТК с непременным учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе», к числу которых относится:

1) прохождение службы, как правило, за пределами территорий субъекта РФ, в котором гражданин постоянно проживает;

2) срочность альтернативной гражданской службы, период которой составляет 42 месяца;

3) необходимость заключения срочного трудового договора на период службы.

Особенности правового положения граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, проявляются также в возложенных на них обязанностях.

Они не вправе:

— отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;

— занимать руководящие должности;

— участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;

— совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;

— заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим или юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами;

— покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласия представителя работодателя;

— прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;

— оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Другой комментарий к Ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Данная статья говорит о возможности установления особенностей правового регулирования труда для:

а) работников органов и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (далее — работники военных органов и организаций);

б) работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу (далее — работники, проходящие альтернативную службу).

Статья устанавливает общие положения в части регулирования труда тех лиц, которые достаточно тесно связаны с военной службой, но не имеют правового статуса военнослужащих. Этими двумя в определенной степени конфликтующими друг с другом обстоятельствами и обусловливается некоторая двойственность их правового положения. Отсюда же возникают и проблемы в правовом регулировании соответствующих отношений.

Тесная связь с военной службой обусловливает принципиальную возможность применения в правовом регулировании труда указанных лиц норм военного права, имеющих административный характер, а отсутствие у данных лиц правового статуса военнослужащих создает такую же возможность в отношении применения к ним в процессе труда норм трудового права.

Российский законодатель избрал и закрепил в комментируемой статье второй подход к правовому регулированию, распространив по общему правилу на труд этих лиц трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права. В то же время тесная связь труда указанных лиц с военной службой обусловливает необходимость руководствоваться при регулировании их труда принципами обеспечения единства Вооруженных Сил Российской Федерации, соблюдения баланса между конституционной обязанностью по защите Отечества и конституционным правом на альтернативную гражданскую службу, равенства в сфере труда. В силу этого на работников военных органов и организаций и работников, проходящих альтернативную службу, надлежит распространять ряд положений, характерных для военного права.

Именно вследствие этого в состав элементов правового положения данных лиц вводятся, кроме частноправовых, и элементы, обладающие публично-правовой природой.

В отличие от предыдущей редакции комментируемой статьи, на работников, труд которых тесно связан с военной службой, распространяется не только трудовое законодательство, но и иные акты, содержащие нормы трудового права. При этом данные акты могут быть приняты как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ. При прежнем подходе достаточно трудно было объяснить, почему на этот вид труда распространяются общие положения трудового права, закрепленные, например, в законах субъекта РФ, но не распространяются общие положения, закрепленные, например, в постановлениях Правительства Российской Федерации.

Изменение подхода законодателя к регулированию труда упомянутых работников указывает на то, что законодатель в настоящее время более последовательно реализует конституционный принцип равенства применительно к труду этих работников.

Однако как уже было отмечено, в виду тесной связи с военной службой труд данных работников имеет специфику, которая не учитывается общими нормами трудового права.

Вследствие этого в комментируемой статье предусматривается, что для правового регулирования трудовых отношений с участием работников, труд которых тесно связан с военной службой, применяются нормы специального института трудового права, предназначенные для дифференциации правового регулирования труда соответствующих работников.

Эти нормы могут содержаться не только в ТК, но также в иных федеральных законах и в подзаконных актах. Однако данные подзаконные акты должны приниматься только на уровне Российской Федерации. Тем самым законодатель изменил содержащееся в прежней редакции статьи правило о возможности установления особенностей труда указанной категории работников не только на федеральном уровне, но и на уровне субъекта РФ.

Введенное новой редакцией ст. 349 правило об ограничении источников правового регулирования труда работников, труд которых тесно связан с военной службой, только федеральными нормативными правовыми актами представляется вполне обоснованным. Действительно, предпосылкой для введения таких особенностей является тесная связь труда этих работников с военной службой, а оборона и безопасность, одной из основных гарантий которых является военная служба, относятся исключительно к ведению Российской Федерации (п. «м» ст. 71 Конституции Российской Федерации).

2. Следует иметь в виду, что работники военных органов и организаций являются составной частью такой категории, как лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (Российская газета. 1996. 6 июня. N 106). В состав этого персонала, кроме работников военных органов и организаций, входят также лица, проходящие государственную гражданскую службу, и лица, проходящие альтернативную гражданскую службу. Следует отметить, что гражданский персонал Вооруженных Сил РФ вместе с военнослужащими образуют личный состав Вооруженных Сил РФ.

В соответствии со своим легальным определением Вооруженные Силы РФ представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ. В соответствии с содержанием комментируемой статьи перечисленные субъекты могут быть работодателями для работников военных органов и организаций. При этом военные органы, в том числе воинские части, выступая в качестве работодателей, не являются физическими или юридическими лицами, которые, однако, наделены в соответствии с федеральным законом правом заключать трудовые договоры (см. ст. 20 ТК РФ и комментарий к ней).

В качестве главной характеристики правоотношений между работниками военных органов и организаций и данными субъектами комментируемая статья указывает на то, что эти правоотношения возникают на основании трудового договора. Это основание возникновения правоотношений, связывающих их с органами и организациями Вооруженных Сил, существенным образом отличается от тех оснований, на которых строятся правоотношения с военнослужащими как основной массой личного состава Вооруженных Сил. Применительно к военнослужащим эти правоотношения возникают на основе публично-правового акта призыва на военную службу или контракта (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475)).

Несмотря на то что военные органы и организации, являющиеся работодателями для соответствующих работников, возглавляют военнослужащие, отношения между данными работодателями и работниками регулируются нормами трудового, а не военного права. Аналогичное правило действует и в отношении тех работников военных органов и организаций, которые замещают воинские должности согласно перечням воинских должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом (п. 3 ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

В органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ разрешено комплектовать гражданским персоналом без ущерба для боевой и мобилизационной готовности войск ряд вакантных воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами, в пределах выделенных лимитов численности гражданского персонала и ассигнований на выплату заработной платы (Приказ Министра обороны РФ от 28 января 2004 г. N 20 «Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом» (Российская газета. 2004. 28 февр. N 40)).

Такие должности могут замещаться гражданским персоналом только при отсутствии в подчинении соответствующего должностного лица военнослужащих. При этом гражданский персонал не должен допускаться к исполнению обязанностей по данным должностям в порядке совмещения.

Подобные ограничения указывают на определенную «чрезвычайность» замещения воинских должностей гражданским персоналом, что следует признать правильным. Воинские должности предполагают выполнение значительного числа таких публичных полномочий, которым достаточно трудно найти соответствующий эквивалент в сфере трудовых прав и обязанностей. Ввиду этого не подлежат замещению гражданским персоналом воинские должности, непосредственно связанные с планированием и управлением операциями и боевыми действиями; обеспечением боевой и мобилизационной готовности войск (сил); организацией взаимодействия с другими органами военного управления по вопросам планирования, организации и контроля боевой и мобилизационной подготовки, применения войск (сил), боевого и технического обеспечения в органах военного управления, боевых и специальных войсках, а также связанные с несением боевого дежурства, дежурства в качестве оперативного дежурного и дежурства с оружием. В то же время определенный гражданский эквивалент можно найти для выполнения полномочий по таким воинским должностям, как начальник ансамбля, аптеки, бассейна, кафедры, цеха, администратор, врач, инженер, доцент, профессор, старший научный сотрудник, юрисконсульт и др.

Существенной особенностью правового регулирования труда работников военных органов и организаций является правило о распространении ряда норм, регулирующих публичные отношения с участием военнослужащих, в том числе отношения по обеспечению воинской дисциплины, на лиц гражданского персонала, которым в соответствии с занимаемой ими должностью подчинены военнослужащие.

В частности, данные правила предусматривают, что лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ:

1) являются начальниками для подчиненных в соответствии с занимаемой штатной должностью (п. 31 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140 (САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4931));

2) пользуются дисциплинарной властью в соответствии с занимаемой штатной должностью в отношении подчиненных военнослужащих (п. 16 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140 (САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4931)).

3. Ввиду тесной связи труда работников военных органов и организаций с военной службой, влекущей в том числе риск для жизни (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331)), этим работникам так же, как и военнослужащим, устанавливаются особые условия оплаты труда, дополнительные льготы и преимущества. Однако поскольку ограничения конституционных прав и свобод, устанавливаемые для упомянутых работников при осуществлении трудовой деятельности, являются по объему меньшими, чем те, которые устанавливаются для военнослужащих, постольку и социальные гарантии и компенсации, предоставляемые им, как правило, по своему объему меньше, чем гарантии и компенсации для военнослужащих.

Так, например, Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 1992 г. N 1056 «О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций» (САПП РФ. 1992. N 11. Ст. 827) в целях усиления социальной защиты работников воинских частей, соединений, объединений, учреждений, предприятий, организаций и других органов военного управления (далее именуются воинские части) установлено следующее:

1) командирам воинских частей, передислоцируемых с территории государств — бывших союзных республик СССР и других государств на территорию РФ, а также при передислокации воинских частей на территории РФ в другую местность предоставлено право увольнять работников (в том числе беременных женщин и женщин, имеющих детей) в порядке, установленном для работников, высвобождаемых при ликвидации предприятия, учреждения, организации;

2) женщины, уволенные в связи с выводом или передислокацией воинских частей, имеющие право на обязательное трудоустройство в соответствии с действующим законодательством и проживающие на территории РФ, также имеют право на трудоустройство по месту жительства органами государственной службы занятости населения;

3) работникам, указанным выше, за второй и третий месяцы периода трудоустройства выплачивается средняя заработная плата, предусмотренная действующим законодательством при высвобождении в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, одновременно с выплатой выходного пособия при их увольнении с работы.

Работникам военных органов и организаций Вооруженных Сил РФ выплачиваются (Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 26 июля 1998 г. N 360 «Об оплате труда гражданского персонала центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации» (БНА РФ. 1998. N 25):

— ежемесячная надбавка за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) в размере 4 должностных окладов;

— ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы;

— ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу в порядке и размерах, установленных соответственно Указами Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310, от 3 сентября 1997 г. N 982, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912 и Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 октября 1997 г. N 54 с учетом утвержденной упомянутым выше Приказом Инструкции;

— ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны;

— премии по результатам работы в соответствии с утвержденным упомянутым выше Приказом Положением;

— материальная помощь.

Определенные ориентиры по размерам соответствующих выплат содержатся также в Приказе Министерства обороны РФ от 18 апреля 1999 г. N 149 «Об упорядочении оплаты труда гражданского персонала центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации» (Российская газета. 1999. N 117).

4. Работодателями применительно к работникам военных органов и организаций могут также быть федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и подведомственные им организации.

В качестве таких федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций в настоящее время выступают (п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»): внутренние войска Министерства внутренних дел РФ; войска гражданской обороны; инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти; Служба внешней разведки РФ; органы федеральной службы безопасности; федеральный орган специальной связи и информации; федеральный орган государственной охраны; федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ.

5. В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030) закреплено легальное определение альтернативной гражданской службы. В соответствии с ним альтернативная гражданская служба определяется как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Ввиду такого определения альтернативная гражданская служба по общему правилу менее связана с военной службой, чем труд работников военных организаций. Однако достаточно тесная связь между данными двумя видами службы все же существует. Это прежде всего обусловлено необходимостью при направлении лица для прохождения альтернативной гражданской службы и при прохождении данной службы соблюдать баланс между конституционной обязанностью по защите Отечества и конституционным правом на альтернативную гражданскую службу, в том числе путем установления гарантий отсутствия злоупотребления данным правом.

Предпосылками для замены гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой являются:

1) противоречие несения военной службы убеждениям или вероисповеданию соответствующего лица;

2) принадлежность к коренному малочисленному народу, ведущему традиционный образ жизни, осуществляющему традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами.

Несмотря на то что в соответствии с комментируемой статьей альтернативная гражданская служба осуществляется на основании трудового договора, баланс между конституционной обязанностью по защите Отечества и конституционным правом на альтернативную гражданскую службу обеспечивается в основном нормами публично-правовой направленности, ограничивающими конституционную свободу труда.

К таким, в частности, относится п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», в соответствии с которым граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

— в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

— в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ;

— в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Кроме трудового договора, дополнительным элементом сложного юридического состава, на основании которого возникают трудовые правоотношения в ходе альтернативной гражданской службы, является получаемое под расписку в военном комиссариате предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы как административный акт, относящийся к военному праву. Направление на альтернативную гражданскую службу осуществляется также на основе административного акта военного права, в качестве которого выступает повестка военного комиссариата.

6. Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки. Началом альтернативной гражданской службы считается день убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата, а окончанием этой службы — день прекращения работодателем срочного трудового договора при увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы.

Срок альтернативной гражданской службы определяется по общему правилу следующим образом: он должен в 1,75 раза превышать срок военной службы по призыву, установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Законом предусматриваются и специальные основания для изменения условий и прекращения трудового договора, опосредующего прохождение альтернативной гражданской службы.

В частности, гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей при участии в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу, при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражданину участие в указанных мероприятиях, определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Эти, а также ряд иных особенностей осуществления трудовой деятельности в рамках альтернативной гражданской службы урегулированы Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 256 (Российская газета. 2004. 2 июня. N 114).

7. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются законом социальные гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности. К ним, в частности, относятся следующие:

1) за гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу; при этом он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

2) за гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение 3 месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии — на другую равноценную работу (должность) в той же или с согласия работника другой организации;

3) за гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательном учреждении, при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на альтернативную гражданскую службу;

4) граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения; указанным гражданам предоставляются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ для лиц, совмещающих работу с обучением; при этом им не может быть установлена сокращенная рабочая неделя;

5) граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы; расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ (Правила компенсации за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, а также Правила компенсации за счет средств работодателя расходов, связанных с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2004 г. N 518 (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030)).

____. Положение о системе оплаты труда гражданского персонала федеральных характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от условиях совместительства, а также работающим неполное рабочее время.

Минобороны: всё что может для гражданского персонала — 4.3% с октября 2019 года…

не действуетРедакция от 02.03.2001Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 02.03.2001 N 90 «ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ УСЛОВИЙ ОПЛАТЫ ТРУДА ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа приказ, положение
Принявший орган минобороны рф
Номер документа 90
Дата принятия 20.04.2001
Дата редакции 02.03.2001
Номер регистрации в Минюсте 2632
Дата регистрации в Минюсте 27.03.2001
Статус не действует
Публикация
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 15, 09.04.2001
Навигатор Примечания

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СТАЖА РАБОТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ВЫПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

(Разработано в соответствии с Федеральными законами от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475), от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331), Указами Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 37, ст. 4534), от 15 октября 1999 г. N 1366 "Вопросы прохождения военной службы по призыву" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5008) и Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 октября 1997 г. N 54 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 ноября 1997 г. N 1408)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок зачета периодов работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, включаемых в стаж работы в этих органах, дающего право на установление ежемесячной надбавки за выслугу лет.

2. Право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет имеют все лица из числа гражданского персонала, содержащиеся по штатам отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации и примечаниям к ним, в том числе принятые на работу по совместительству.

3. Выплата ежемесячной надбавки за выслугу лет производится ежемесячно к должностному окладу по занимаемой должности в следующих размерах:

при стаже работы (процентов)
от 1 до 3 лет включительно 10
от 3 до 8 лет включительно 15
от 8 до 15 лет включительно 20
свыше 15 лет 30.

4. Стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, дающий право на получение ежемесячных надбавок за выслугу лет, исчисляется год за год.

II. Исчисление стажа работы, дающего право на получение процентной надбавки

5. В общий стаж работы, дающий право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, включается время работы (государственной службы) в:

а) Администрации Президента Российской Федерации, аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, аппарате Совета Обороны Российской Федерации, аппаратах Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (Верховного Совета Российской Федерации), аппаратах Правительства Российской Федерации (Совета Министров — Правительства Российской Федерации), государственных органов Правительства Российской Федерации, государственных органов при Правительстве Российской Федерации;

б) центральных органах военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, органах военного управления родов войск и служб Вооруженных Сил Российской Федерации, в других федеральных органах государственной власти и их аппаратах, государственных органах федеральных органов исполнительной власти и государственных органах при федеральных органах исполнительной власти;

в) управлениях округов, флотов, групп войск, армий, флотилий и приравненных к ним органах военного управления, а также в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, дипломатических, торговых представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, в представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, а также в межгосударственных органах управления государств — участников Содружества Независимых Государств;

г) Управлении делами Президента Российской Федерации, Медицинском центре Управления делами Президента Российской Федерации (Медицинском центре при Правительстве Российской Федерации);

д) Аппарате Конституционного Суда Российской Федерации, аппаратах Верховного Суда Российской Федерации, Верховного Суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, районного суда, военного суда, аппаратах Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федерального арбитражного суда округа, федерального арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

е) аппаратах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокуратуры города (района), военной прокуратуры;

ж) аппаратах Счетной палаты Российской Федерации (Контрольно — бюджетном комитете при Верховном Совете Российской Федерации), Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации;

з) военных комиссариатах республик, краев, областей (автономной области, автономного округа), городов Москвы и Санкт — Петербурга, районов, городов (без районного деления) и объединенных военных комиссариатах, а также в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации;

и) Департаменте полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации и в полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации;

к) органах местного самоуправления.

6. В общий стаж работы, дающий право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, также включается время работы в:

а) аппарате Президента СССР, аппаратах президентов союзных республик;

б) Верховном Совете СССР и Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, в районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся);

в) Совете Министров СССР, Кабинете Министров СССР, Комитете по оперативному управлению народным хозяйством СССР, Межреспубликанском (Межгосударственном) экономическом комитете, органах государственного управления при них, Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик, в исполнительных комитетах краевых и областных Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся), Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся) автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся);

г) министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах на территории СССР, в дипломатических, торговых представительствах и консульских учреждениях СССР, представительствах министерств и ведомств СССР за рубежом, а также в Постоянном представительстве СССР в Совете Экономической Взаимопомощи, в иных международных организациях, в которых граждане бывшего СССР представляли интересы государства;

д) Советах народного хозяйства, Комитете конституционного надзора СССР, Контрольной палате СССР, органах народного контроля, органах государственного арбитража, а также в судах и органах прокуратуры СССР;

е) Вооруженных Силах СССР, органах и войсках КГБ СССР и МВД СССР, таможенных органах СССР;

ж) профсоюзных органах всех уровней (до 31 декабря 1991 г.), а также на освобожденных выборных должностях этих органов, партийных органах всех уровней (до 14 марта 1990 г.), на освобожденных выборных должностях этих органов, на выборных должностях на постоянной основе в органах государственной власти, в качестве освобожденных работников профсоюзных организаций в аппаратах органов государственной власти.

7. В стаж работы, дающий право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, кроме того, включаются периоды службы в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы.

8. В стаж работы, дающий право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, включаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие периоды военной службы в:

а) Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности и других воинских формированиях СССР;

б) воинских частях государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедших на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации;

в) Вооруженных Силах Российской Федерации, в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее именуются — другие войска), инженерно — технических и дорожно — строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее именуются — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее именуются — органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях.

9. Военная служба военнослужащих включает периоды:

а) с 1 марта 1993 г.:

военной службы в добровольном порядке (по контракту);

военной службы по призыву;

б) до 1 марта 1993 г.:

действительной военной службы.

Продолжительность действительной военной службы военнослужащего до 1 марта 1993 г. включается в общую продолжительность его военной службы.

10. Время военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах засчитывается в стаж работы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет из расчета один день военной службы за один день работы, а военной службы по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы.

11. Действительная срочная военная служба гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств и в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, засчитывается как по призыву.

12. Срок военной службы, включаемый в стаж работы, дающий право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, исчисляется со дня начала военной службы.

"Началом военной службы считается:

а) для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, — день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения службы;

б) для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальности) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, — день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;

в) для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальности) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, — день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;

г) для граждан, поступивших на военную службу по контракту, — день вступления в силу контракта;

д) для граждан, поступивших в военно — учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, — день зачисления в указанные учебные заведения" <*>.


<*> В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 37, ст. 4534).

Контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, определенным Положением о порядке прохождения военной службы, о чем издается соответствующий приказ.

13. День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы.

14. В срок военной службы не засчитывается:

время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части <*>;


<*> Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной воинской части, при условии его безупречной военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

время отбывания ареста осужденным военнослужащим;

время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;

время самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.

15. Время обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования (далее именуются — военно — учебные заведения) включается в срок военной службы в следующем порядке:

а) как время военной службы по контракту:

для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — при зачислении в военно — учебные заведения и заключении нового контракта о прохождении военной службы;

для граждан, прошедших военную службу по контракту, а также прошедших военную службу по призыву, — при зачислении в военно — учебные заведения и заключении контракта о прохождении военной службы до начала обучения;

б) как время военной службы по призыву:

для граждан, не проходивших военную службу, — при зачислении в военно — учебные заведения и до заключения контракта о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса.

16. В срок военной службы военнослужащим мужского пола, отчисленным из военно — учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также отказавшимся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления они достигли 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу и направленным для прохождения военной службы по призыву, засчитывается:

а) продолжительность военной службы по призыву до поступления в военно — учебное заведение;

б) продолжительность военной службы по контракту до поступления в военно — учебное заведение из расчета два месяца военной службы по контракту за один месяц военной службы по призыву;

в) продолжительность военной службы во время обучения в военно — учебном заведении из расчета два месяца военной службы в военно — учебном заведении за один месяц военной службы по призыву.

Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военно — учебных заведений, не достигшие 18 лет, увольняются с военной службы и направляются в военный комиссариат для постановки на воинский учет и в дальнейшем призываются на военную службу по призыву. В случае увольнения указанных лиц по основаниям, предусмотренным в настоящем пункте, в срок военной службы по призыву им засчитывается продолжительность военной службы во время обучения в военно — учебном заведении из расчета два месяца военной службы в военно — учебном заведении за один месяц военной службы по призыву.

17. Военнослужащие женского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования, увольняются с военной службы:

не имеющие военно — учетной специальности, — без постановки на воинский учет;

имеющие военно — учетную специальность, — с зачислением в запас и направлением в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет.

18. Военная служба включается в стаж работы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет при условии, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва.

19. Периоды работы (службы), включаемые в стаж работы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет в соответствии с настоящим Положением, суммируются.

20. В стаже работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации сохраняются периоды работы (службы), которые были ранее включены в установленном порядке в указанный стаж для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет.

21. На основании решения Министра обороны Российской Федерации в стаж работы, дающий право на установление ежемесячной надбавки за выслугу лет, в порядке исключения могут включаться иные периоды работы, опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности.

III. Порядок начисления и выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет

22. Ежемесячная надбавка за выслугу лет начисляется в процентах исходя из должностного оклада без учета других надбавок и доплат и выплачивается одновременно с заработной платой.

При временном заместительстве ежемесячная надбавка за выслугу лет начисляется на должностной оклад по основной работе.

23. Ежемесячная надбавка за выслугу лет выплачивается с момента возникновения права на назначение этой надбавки.

При увольнении лица из числа гражданского персонала надбавка за выслугу лет начисляется пропорционально отработанному времени и ее выплата производится при окончательном расчете.

Сумма ежемесячной надбавки за выслугу лет учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка.

24. Назначение ежемесячной надбавки за выслугу лет производится на основании приказа руководителя отдельного органа Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с протоколом заседания комиссии по установлению трудового стажа.

IV. Порядок установления стажа работы, дающего право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет

25. Стаж работы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет определяется комиссией по установлению трудового стажа, состав которой утверждается приказом руководителя отдельного органа Министерства обороны Российской Федерации.

26. Основным документом для определения общего стажа работы, дающего право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, является трудовая книжка, а для граждан, уволенных с военной службы, — военный билет, а также другие документы, подтверждающие периоды работы или военной службы.

27. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, членами комиссии и скрепляется печатью отдельного органа Министерства обороны Российской Федерации.

28. Индивидуальные трудовые споры по вопросам установления стажа работы для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет или определения размеров этой надбавки рассматриваются в установленном законодательством порядке.

Приложение N 3
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 2 марта 2001 г. N 90

  • Главная
  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 02.03.2001 N 90 «ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ УСЛОВИЙ ОПЛАТЫ ТРУДА ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ▶️ Работа над ошибками — Фильм / 2015 / Мелодрама

Под гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, Министерства обороны Российской Федерации гражданский персонал занят должности и работать по совместительству в сторонних организациях.