Однако это только первый шаг в понимании функций полиции, поскольку, во-​первых, этим занимаются все правоохранительные органы.

Что такое ОБЭП (ОЭБ, ОЭБиПК, УЭБиПК, ГУЭБиПК)

  • 1

    Деятельность Национальной полиции регулируется Законом Украины «О национальной полиции» от 2 июля 2015 года № 580-VIII (далее — Закон).

  • 2

    В соответствии с положениями Закона полиция для охраны прав и свод человека, предотвращения угроз публичной безопасности и порядка или прекращения их нарушения применяет в пределах своей компетенции полицейские превентивные меры и меры принуждения.

  • 3

    Превентивные полицейские меры 1) проверка документов лица; 2) опрос лица; 3) поверхностная проверка и осмотр; 4) остановка транспортного средства; 5) требование покинуть место и ограничение доступа к определенной территории; 6) ограничение передвижения лица, транспортного средства или фактического владения вещью; 7) проникновение в жилье или другое владение лица; 8) проверка соблюдения требований разрешительной системы органов внутренних дел; 9) применение технических приборов и технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, средств фото- и киносъемки, видеозаписи; 10) проверка соблюдения ограничений, установленных законом в отношении лиц, находящихся под административным надзором и других категорий лиц; 11) полицейское попичительство.

  • 4

    Проверить документы полицейские могут в случае, если: — лицо имеет внешние признаки, похожие на такие признаки лица, находящегося в розыске, или безвестно пропавшего лица;

  • 5

    — существует достаточно оснований полагать, что лицо совершило или намеревается совершить правонарушение;

  • 6

    — лицо находится на территории или объекте со специальным режимом или в месте осуществления специального полицейского контроля;

  • 7

    — у лица есть оружие, боеприпасы, наркотические средства и другие вещи. Оборот которых ограничен или запрещен;

  • 8

    — лицо находиться в месте совершения правонарушения или дорожно-транспортного происшествия, другой черезвычайной ситуации;

  • 9

    — внешние признаки лица или транспортного средства или действия лица дают достаточные основания полагать, что лицо причастно к совершению правонарушения, транспортное средство может быть орудием или объектом совершения првонарушения.

  • 10

    Полицейский может опросить лицо, если существует достаточно оснований считать, что оно может обладать информацией, необходимой для выполнения полицейских полномочий. Предоставление лицом информации является добровольным. Лицо может отказаться от предоставления информации.

  • 11

    Полицейский для осуществления поверхностной проверки личности может останавливать ее и/или осматривать ее, если существует достаточно оснований полагать, что лицо имеет при себе вещь, оборот которой запрещен или ограничен или которая представляет угрозу жизни или здоровью лица или других лиц.

  • 12

    Полицейский может останавливать транспортные средства в случае, если 1) водитель нарушил Правила дорожного движения; 2) есть очевидные признаки, свидетельствующие о технической неисправности транспортного средства; 3) есть информация, что свидетельствует о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения, или если есть информация, что свидетельствует о том, что транспортное средство или груз могут быть объектом или орудием совершения дорожно транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения; 4) транспортное средство находится в розыске; 5) необходимо осуществить опрос водителя или пассажиров об обстоятельствах совершенния дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли являться; 6) необходимо привлечь водителя транспортного средства к оказанию помощи участникам дорожного движения или полицейским или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП; 7) способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения и другие. Полицейский обязан проинформировать водителя о конкретной причине остановки им транспортного средства с подробным описанием основания остановки, определенной в этой статье.

  • 13

    Полицейский уполномочен требовать от лица (лиц) покинуть определенное место на определенный срок или запретить или ограничить лицам доступ к опреленной территории или объектов, если это необходимо для обеспечения общественной безопасности и порядка, охраны жизни и здоровья людей, для сохранения и фиксации следов правонарушения.

  • 14

    Полицейский может временно ограничить фактическое владение вещью или передвижения транспортного средства для предотвращения опасности, если есть достаточные основания полагать, что вещь или транспортное средство могут быть использованы лицом с целью посягательства на свою жизнь и здоровье или на жизнь и здоровье другого человека, или повреждение чужой вещи. По требованию лица полицейский обязан сообщить о причинах применения им соответствующих мер.

  • 15

    Полиция может проникнуть в жилище или другое владение лица без мотивированного решения суда только в неотложных случаях, связанных с: спасением жизни людей и ценного имущества при чрезвычайных ситуациях; непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления; прекращения преступления, угрожающего жизни лиц, находящихся в жилье или ином владении.

  • 16

    Полиция для обеспечения публичной безопасности и порядка может закреплять на форменной одежде, служебных транспортных средствах, монтировать/размещать по внешнему периметру дорог и зданий автоматическую фото- и видеотехнику, а также использовать информацию, полученную с автоматической фото- и видеотехники, находящейся в чужом владении с целью: 1) предупреждения, выявления или фиксирования правонарушения, охраны общественной безопасности и собственности, обеспечения безопасности лиц; 2) обеспечение соблюдения Правил дорожного движения.

  • профессор, начальник кафедры теории государства и права Реализация цензурной функции органами полиции на рубеже XVIII–XIX.

    ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 15 Вещей, Которые Нужно Знать При Общении С Полицией

    Советы адвокатов

    В статье рассмотрены особенности устройства и функционирования полиции Федеративной Республики Германия.

    № 11 (18) 2009г.

    1. Полиция ФРГ: общие положения

    Федеральная полиция Германии (die Bundespolizei)  находится в системе Министерства внутренних дел ФРГ (das Bundesministerium des Innern). Министерство возглавляет Министр.3 Наряду с министром министерством руководят два парламентских секретаря (Parlamentarische Sekretäre) и два госсекретаря (Staatssekretäre).  Парламентские секретари поддерживают министра в выполнении его политических задач, обеспечивая связь с Бундестагом и Бундесратом, они должны быть членами Бундестага. Госсекретари – служащие министерства самого высшего ранга, отвечают за успешную работу МВД и контролируют выполнение указаний Министерства.

          В МВД Германии имеется большое число подразделений, выполняющих различные полицейские задачи. Рассмотрим некоторые из них. Штаб управления и связь (Stab Leitungsbereich und Kommunikation) помогает министру руководить службами. Штаб возглавляет Руководитель (Leiter). В Штабе имеют Министерское бюро (Ministerbüro), Парламентские и кабинетные дела (Kabinett- und Parlamentsangelegenheiten), международные дела (Internationale Angelegenheiten), пресс-атташе  (Pressesprecher), стратегические связи, Интернет, речи (Strategische Kommunikation; Internet, Reden).

         Подразделение Z – Zentralabteilung (центральное подразделение) обеспечивает подразделения МВД личными, имущественными и финансовыми ресурсами для выполнения соответствующих функций. Подразделение G – Grundsatzfragen; Europa und Internationale Entwicklungen (принципиальные вопросы, Европа и международное развитие) занимается планированием и подготовкой документов и выступлений по принципиальным вопросам внутренней жизни и европейской политики, анализом международной ситуации и межкультурным диалогом, а также информационной службой и визитами.

        Подразделение D – Öffentlicher Dienst (публичная служба) занимается служебными отношениями в подразделениях полиции и соблюдением полицейскими норм служебного права.

        Подразделение O – Verwaltungsmodernisierung;Verwaltungsorganisation (модернизация управления, организация управления) занимается инновационной деятельностью и борьбой с бюрократией. Организуется обмен опытом и научными достижениями структурами федерального министерства с институтами ЕС, СЕ, ОЭСР. Большое внимание уделяется предупреждению коррупции и повышению прозрачности публичного управления. Подразделение SP – Sport (спорт) развивает политику в области спорта и сотрудничества с международными структурами в этой сфере.

        Подразделение V – Staatsrecht; Verfassungsrecht;Verwaltungsrecht (уголовное право, конституционное право, административное право) занимается разработкой проектов изменений в соответствующее законодательство, содействием выполнению международных обязательств и норм европейского права.

         Подразделение ÖS – Öffentliche Sicherheit (общественная безопасность) занимается борьбой с терроризмом, организованной преступностью, экстремизмом и охраной Конституции. Подразделение осуществляет надзор за Федеральной криминальной службой и федеральной службой по охране Конституции (das Bundesamt für Verfassungsschutz).

         Подразделение B – Angelegenheiten der Bundespolizei (дела полиции) обеспечивает координацию выполнения подразделениями федеральной полиции (пограничной, железнодорожной, воздушной, береговой охраной, вспомогательные службы и др.) своих задач.

          Подразделение KM – Krisenmanagement und Bevölkerungsschutz (кризисное управление и защита населения) обязано поддерживать постоянную связь Министерства внутренних дел с силами безопасности на международном, федеральном, земельном и уровнях.

         Подразделение M – Migration; Integration; Flüchtlinge; Europäische Harmonisierung (миграция, интеграция, беженцы, европейская гармонизация) занимается вопросами миграции и беженцев, прибытием и интеграцией переселенцев, лиц, прибывающих в ФРГ на постоянное место жительства.
    Каждое подразделение МВД находится под руководством министерского директора (der Ministerialdirektor). Они также сотрудничают с Министром, парламентским госсекретарем, госсекретарем. Полиция ФРГ осуществляет несколько видов задач:

    а) уголовное преследование за совершение преступлений и административные нарушения общественного порядка;

    б) пограничная охрана территории Германии. Полиция осуществляет: наблюдение за наземными, водными и воздушными границами; контроль пересекающего границу транспорта, включая проверку документов; защиту границы, если возникает угроза безопасности в пределах до 30 км от сухопутной и 50 км от водной границы.

          Охрана границы осуществляется не только непосредственно на пограничных территориях, но и внутри страны, в аэропортах и морских портах, на территории железнодорожных объектов, самой железной дороги и в поездах. При этом полиция предотвращает нелегальное пересечение границы, борется с контрабандой и другими преступлениями (торговля людьми, наркобизнес и подделка документов).

         Полиция Германии отвечает за охрану границ в немецком территориальном море. При этом полиция берет на себя задачи транспортной полиции, охраны окружающей среды, контроля за рыболовством и проведением научных исследований. Полиция Германии уполномочена выполнять также задачи за границей территориального моря Германии в соответствии с международным правом.

         Меры безопасности включают: личный контроль и контроль транспортных средств; предотвращение возможных посягательств;

    в) задачи в сфере транспорта. Полиция ФРГ отражает любые угрозы общественной безопасности и правопорядку, которые могут нанести вред пассажирам и транспортным средствам.

         В задачи полиции на железнодорожном транспорте входит:

    а) предупреждение преступлений и уголовного преследования на вокзалах и железнодорожных сооружениях, например вандализма, преступлений против собственности, насильственных преступлений, опасного вмешательства в железнодорожное движение;

    б) патрулирование, прежде всего в транспорте, которым можно пересечь границу, и в связи с перемещениями по поводу акций протеста;

    в) патрульная деятельность и розыск в поездах пригородного и грузового транспорта, подвергающихся опасности;

    г) меры охраны на вокзалах и в поездах в связи с пассажирскими грузоперевозками во время массовых мероприятий (например, сопровождение футбольных фанатов);

    д) применение мер предотвращения насилия при перевозке радиоактивных материалов в рамках программы CASTOR-Transporte. По закону «О воздушной безопасности» полиция Германии должна принимать соответствующие меры по защите гражданского авиатранспорта от посягательств. Сюда в особенности относится предотвращение диверсий и угонов самолетов в 15 федеральных и 21 земельных аэропортах.

        Полиция Германии осуществляет: проверку пассажиров, а также их ручной клади и багажа при участии специально обученных сотрудников и современной техники; принятие мер по установлению предметов, от которых может исходить опасность, например, изъятия запрещенных предметов, таких как оружие и боеприпасы или обезвреживание взрывоопасных или воспламеняющихся устройств; контроль всех территорий аэропорта; меры безопасности в самолетах, подвергающихся особой опасности.

          На море полиция Германии охраняет побережье страны, внутренние и территориальные воды. С 1994 года морская полиция входит в систему береговой охраны (Küstenwache), содействует выполнению своих функций таможенными органами, органами по управлению водными ресурсами, судостроения, охраны рыбных ресурсов;

    г) содействие иным органам федеральной власти.

       Полиция Германии охраняет: Президента бундестага, неприкосновенность его жилища и его безопасность; Федеральное министерств внутренних дел и безопасность представительств Германии за рубежом и др.

        По соглашению между землями Берлин и БаденВюртемберг полиция охраняет федеральные конституционные органы, а также федеральные министерства от опасностей, которым они могут подвергнуться во время осуществления своих функций. В числе объектов охраны: Канцелярия федерального президента (Bundespräsidialamt); Канцелярия федерального канцлера (Bundeskanzleramt); Министерство иностранных дел; Федеральное министерство внутренних дел; Федеральное министерство юстиции; Федеральный конституционный суд (das Bundesverfassungsgericht);

    д) содействие полиции земель. Полиция Германии, когда это требуется, оказывает содействие полициям земель: поддержание и восстановление общественной безопасности и порядка, например при демонстрациях; помощь при стихийных бедствиях и серьезных несчастных случаях; отражение угроз целостности государства или свободному демократическому и конституционному строю Германии или ее земель;

    е) Содействие Федеральному ведомству по охране Конституции (Bundesamt für den Verfassungschutz) в области радиотехники. Полиция Германии регистрирует функционирование радиоаппаратуры иностранной разведки и наблюдаемых групп людей и отдельных лиц; оценивает радиопередвижение, документы, приборы иностранной разведки и наблюдаемых групп людей и отдельных лиц;

    ж) специальные функции. Специальные силы полиции (GSG 9 der Bundespolizei) выполняют задачи по борьбе с терроризмом и организованной преступностью, посягательствами на жизнь. Центр информационной техники и коммуникаций (Zentrum fur Informations- und Kommunikationstechnik – IKTZ) занимается подготовкой и использованием соответствующих сетей, охраной информации;

    з) деятельность полиции за рубежом. По решению Федерального правительства сотрудники полиции Германии могут привлекаться к работе за рубежом для осуществления полицейских и иных невоенных задач в рамках международных мер по запросу и под ответственностью ООН, Европейского Союза или иной международной организации. Основные принципы привлечения сотрудников: свободное согласие; неучастие служащих полиции в военных отрядах; участие в так называемом «безопасном окружении». Полиция ФРГ активно участвует в международном сотрудничестве: полицейские миссии ООН по устранению кризисов, гражданское управление кризисами Европейского Союза, Европейское агентство по охране границ (der Europäischen Grenzschutzagentur – FRONTEX), Сотрудничество железнодорожной полиции и службы безопасности (Zussamenarbeit von Bahnpolizeien und Sicherheitsdiensten – COLPOFER), Кооперация по контролю границ Балтийского региона (Baltic Sea Region Border Control Cooperation– BSRBBC).

         В пределах существующих договоров полиция ФРГ совместно работает в сфере безопасности с другими органами безопасности Германии и земель и пограничными органами других стран;

    и) задачи при чрезвычайном положении и не- обходимой обороны. Федеральное правительство может применить полицию Германии для защиты от угрозы целостности государства или свободному демократическому и конституционному строю Германии или ее земель, чтобы устранить опасность, угрожающую обществу или отдельной личности.

         Деятельность полиции ФРГ регламентируется законами «О федеральной полиции», «О новой организации федеральной полиции»,12 «О служащих федеральной полиции»,13 другими нормативными актами.

    2. Структура полиции

        Органами федеральной полиции Германии являются: Президиум федеральной полиции, Директор федеральной полиции, Академия федеральной полиции.
    А. Президиум федеральной полиции (Bundespolizeipräsidium)
       Президиум федеральной полиции – высший орган полиции. 1 марта 2008 года в связи с вступлением в силу закона «О новой организации федеральной полиции» Президиум был реорганизован. В настоящее время Президиум находится в Потсдаме. Для высококачественного исполнения задач Президиум федеральной полиции разделен на Штаб управления (Leitunsstab) и, в общей сложности, восемь отделов: Штаб управления – массовая информация, общественная работа, контроль, бюро управления;

        Отдел 1 – состояние и оценка; Отдел 2 – предотвращение опасности; Отдел 3 – борьба с преступностью; Отдел 4 – международные дела, европейское сотрудничество; Отдел 5 – центр информации и коммуникации; Отдел 6 – полицейская техника, управление ресурсами; Отдел 7 – право, персонал; Отдел 8 – бюджет, организация, врачебно-профилактическая служба.

        Б. Дирекции федеральной полиции (Bundespolizeideriktionnen) За оперативную работу в землях отвечают соответствующие Дирекции федеральной полиции: Бад-Брамштед, Ганновер, Санкт Августин, Кобленц, Штуттгарт, Мюнхен, Пирна, Берлин. Кроме того, правами дирекции обладают полиция Аэропорт Франкфурт/Майн и Управление особыми отрядами федеральной полиции Фулдаталь.

         В частности, дирекция Берлина17 компетентна в пределах земли Берлин и Бранденбурга. Структура Дирекции определена в рамках новой организации полиции с 1 марта 2008 года. Дирекцией руководит Президент, которому подчиняются три штаба: работы с общественностью, контроля и внутренней проверки. Президенту помогает вице-президент. Штаб-квартира Дирекции (Direktionsstab) занимается тремя сферами отношений (общие вопросы, полицейская техника/материальное снабжение и управление).

         В 2002 году в штабе учреждена Полицейская инспекция полицейской специальной службы (Bundespolizeiinspektion Polizeiliche Sonderdienste), которая проверяет штаты полиции.

         В компетенцию полиции дирекции Берлина входят: полицейский контроль межграничного передвижения, охрана от посягательств на безопасность берлинских аэропортов, выполнение задач пограничной полиции на границе с Польшей, отпор преступным посягательствам на вокзалах, охрана конституционных органов федерации и министерств, борьба с преступностью.

        В. Академия федеральной полиции (Bundespolizeiakademie) Академия федеральной полиции – центральное учреждение полицейского образования и повышения квалификации. Академия имеет пять обучающих центров и центров повышения квалификации и Спортивную школу федеральной полиции в Бад Эндорф. Академия федеральной полиции тесно сотрудничает с другими национальными и международными образовательными учреждениями.

    3. Сотрудник полиции

         Согласно § 116 Основного закона и закону «О федеральной службе»,20 к кандидатам на должность госслужащего предъявляются следующие требования: гражданство Германии или какой-либо из стран Европейского Союза; предоставление гарантии в любое время вступиться за свободу, конституционный и демократический строй Германии. Кроме того, дополнительно к сотрудникам полиции предъявляются следующие требования: рост не ниже 163 сантиметров (для женщин), 165 сантиметров (для мужчин) и не выше 195 сантиметров; пригодность к службе в полиции по заключению врача; наличие водительских прав третьего класса, или  по новым стандартам – категории Б, при наличии уважительных причин (например, возраст) разрешено предоставить свидетельство к окончанию обучения в органах полиции; отсутствие судимостей; годность к службе в полиции по силе духа и характера. Необходимо также обладать: готовностью к работе, социальной компетентностью (ведением), мобильностью и подвижностью, хорошим физическим и моральным состоянием, пониманием демократии, способностью к физическим и психическим нагрузкам, способностью к работе в коллективе, коммуникабельностью, гражданским мужеством, умением принимать решения, положительным внешним видом. В полиции ФРГ существуют следующие категории сотрудников. В качестве начальной должности в полиции используется понятие «стажер» (Polizeirat, Polizeimeister-Polizeiratanwarter).

        Согласно абз. 1 § 2 Постановления о карьерной лестнице в федеральной полиции Германии21 служащие полиции Германии подразделяются на средний, повышенный и высокий уровни. После сдачи квалификационного экзамена и проверки лица допускаются к службе в полиции на следующие должности:

    – средний уровень: в качестве начальной должности – мастер полиции (der Polizeimeister), в качестве повышенной должности – старший мастер полиции (der Polizeiobermeister) или главный мастер полиции (der Polizeihauptmeister).

        Эти сотрудники должны иметь среднее образование и, по возможности, получать профессиональное образование. Они должны понимать английский язык. Минимальный возраст – 16 лет, максимальный – 24 года, с 2010 года – 27 лет. В период работы они проходят двухгодичное обучение и специальную практику:

    – повышенный уровень: в качестве начальной должности – комиссар полиции (der Polizeikomissar), в качестве повышенной должности – верховный комиссар полиции (der Polizeioberkomissar), главный комиссар полиции (der Polizeihauptkomissar) или первый главный комиссар полиции (der Erster Polizeihauptkomissar). Указанные сотрудники должны иметь стаж работы в федеральной полиции, иметь или получать общее или специальное высшее образование и быть не моложе 31 года к моменту назначения. Кроме того, они обязаны знать английский и, по возможности, другой иностранный язык. Во время работы они получают трехгодичное образование в специальной высшей школе публичного управления (die Fachhochschule des Bundes für öffentliche Verwaltung).

         Высший уровень: в качестве начальной должности – Совет полиции (das Polizeirat), в качестве повышенной должности – Верховный совет полиции (das Polizeioberrat), директор полиции  (der Polizeidirektor), руководящий директор полиции (der Leitender Polizeidirektor), начальник подразделения федеральной полиции (der Abteilungspräsident in der Bundespolizei), директор дирекции федеральной полиции (der Direktor der Bundespolizeideriktion), президент дирекции федеральной полиции (der Präsident des Bundespräsidiums), начальник инспекции федеральной полиции (der Inspekteur der Bundespolizei). Для данного уровня специальные требования в настоящее время не предусмотрены:

      – повышенный и высший уровни сотрудников полиции ФРГ могут требовать специальных знаний для технических служб.

         В соответствии с § 5 закона «О служащих федеральной полиции» верхним возрастным ограничением для полицейского является 60 лет. Согласно абз. 1 § 4 закона «О служащих федеральной полиции» Германии, служащие полиции считаются непригодными к полицейской службе, если не удовлетворяют требованиям к здоровью и не ожидается, что в течение двух лет они снова станут полностью пригодны к исполнению своих обязанностей. В рамках полицейских задач в полиции ФРГ используют вспомогательный персонал – гражданских служащих (die Hilfspolizeibeamten), которые, однако, не вправе исполнять полномочия, указанные в § 9–14 закона о федеральной полиции.

    4. Полномочия сотрудника полиции

          Можно различать общие и специальные полномочия сотрудников полиции. Согласно § 14 закона о федеральной полиции, при выполнении своих функций полиция должна принимать все меры, чтобы обеспечить выполнение закона, охранять правовые блага (Rechtsgut) – существование государства, жизнь, здоровье, свободу и др. При этом полиция должна руководствоваться принципом соразмерности (Grundsatz der Verhaltnismassigkeit); в каждом конкретном случае необходимо применять лишь действительно необходимое принуждение, которое должно прекращаться по минованию необходимости. Основные права личной неприкосновенности (ст. 2 абз. 2 Основного закона), свободы личности (ст. 2 абз. 2) и неприкосновенность жилища (ст. 13) могут ограничиваться только законом. Полиция несет ответственность за поведение своих сотрудников при исполнении обязанностей. Федеральная полиция должна самостоятельно выполнять свои обязанности (§ 19).

          Полиция может применять принудительные меры в отношении лиц, чье поведение безответственно (nicht verantwortlicher Personen), если:

    а) необходимо дать соответствующий отпор посягательству; б) иные меры не достигли успеха; в) лица могут причинить ущерб себе или другим людям. В целях выполнения своих задач полиция Германии может принимать различные меры, чтобы преодолеть «опасности»,23 предусмотренные не только законом «О федеральной полиции». Особые полномочия полиции можно сгруппировать следующим образом:
    б) сбор персональных данных. По закону «О федеральной полиции» (§ 21–28) полиция осуществляет: сбор персональных сведений, проведение допросов, идентификацию и экспертизу удостоверений, криминалистические меры, сбор сведений о публичных мероприятиях и собраниях. Закон регламентирует использование автоматических скрытых фотографических и записывающих устройств, особые способы собирания сведений;

    в) обработка и использование сведений. Полиция производит розыск, наблюдение на границе, изменение, удаление или блокировку информации о личностях, передает информацию о полетах, о лицах (§ 29–37). Так, полиция должна собирать, хранить, изменять и использовать персональную информацию о личности согласно § 17 федерального закона «Об охране Конституции».24 Операции с персональными данными должны соответствовать Европейской конвенции о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера 1981 г. и документов ЕС;

    г) закон о полиции (§ 29–36) подробно регламентирует принудительные действия в отношении лица: задержание (арест), личный обыск, осмотр вещей, обыск жилища и др.;

    д) в законе (§ 47–56) также определены дополнительные полномочия полиции (подписка о невыезде, предварительный арест, хранение, использование и уничтожение вещей, выдача конфискованных вещей и др.).

          В частности, на основании § 38 полиция может указать лицу определенное место, в котором ему необходимо пребывать (Platzverweisung). Полиция может арестовать лицо (Gewahrsam), если: это необходимо для охраны жизни и здоровья лица; оно нарушило указание о месте пребывания; оно задержано на месте преступления или сразу после совершения его (§ 39). Сотрудник полиции вправе задержать несовершеннолетнего, находящегося в общественном месте без сопровождения взрослого в определенное время либо оставшегося без надзора, и передать его в спецучреждение или службе по защите прав несовершеннолетних.

    Tags: Бирюков П.Н., № 11 (18) 2009г., Полиция Федеративной Республики Германия

    ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Какие права и обязанности участкового?

    Права сотрудников полиции, осуществляющих охрану объектов и имущества​. При выполнении возложенных функций согласно ФЗ «О.

    Вы точно человек?

    Казахстан в очередной раз находится на пороге очередной реформы Министерства внутренних дел. Гражданские активисты и общественники подготовили целый ряд инициатив, часть из которых можно назвать революционными, остальные – так или иначе напрашивались. Кроме того общественность уже требовала отставки генерала Касымова, который руководит МВД уже 7 лет. Окончательное решение о формате и качестве реформы будет принимать глава государства. Informburo.kz разобрался в том, как уже реформировалось министерство, какой опыт у стран СНГ и что предлагают казахстанские общественники.

    Из милиции в полицию и обратно

    В декабре 1998-го в Казахстане официально милиция превратилась в полицию. К этому времени переименование с различной степенью успеха провели и другие республики бывшего СССР: Азербайджан, Грузия и Армения ребрендинг силового ведомства осуществили ещё в 1992 году, Туркменистан – в феврале 1998-го. В последующие 20 лет МВД РК переживало одну реформу за другой.


    Выпускники академии МВД приносят клятву верно служить народу / Фото сайта patrul.kz


    С 1 января 2002 года Комитет уголовно-исполнительной системы (КУИС) на волне моды на международный опыт и ради приведения отечественной пенитенциарной системы к общепризнанным международным стандартам был передан в ведение Министерства юстиции. Однако позже этот шаг был признан ошибочным из-за громких скандалов и происшествий.

    22 июня 2010 года из колонии ГМ-172/1 в Мангистауской области был совершён крупнейший в истории страны вооружённый побег. 21 заключённый, вступив в сговор с надзирателем и получив доступ к оружию, сбежал из тюрьмы. Позже были задержаны 5 беглецов, остальных (16 заключённых) спецназ уничтожил в ходе задержания вместе с их пособниками. Глава КУИС Мейрам Аюбаев и два его заместителя подали в отставку, а в отношении руководства колонии были возбуждены уголовные дела.

    21 июля 2010 года 37 осужденных колонии особого режима ЕС 164/4 Северо-Казахстанской области совершили акт членовредительства – порезали себе животы. Как заявили общественники, таким образом заключённые протестовали против жёсткого отношения к ним администрации исправительного учреждения.

    11 июля 2011 года был предотвращён массовый побег заключённых из учреждении АК-159/21 в Балхаше. Погиб сержант контролёрской службы, ещё 5 сотрудников получили огнестрельные и ножевые ранения. Групповой побег закончился самоподрывом, погибли все 16 беглецов.

    Несмотря на опасения правозащитников, 26 июля 2011 года глава государства подписал соответствующий указ и осенью того же года произошла обратная передача КУИС в ведение МВД РК.

    В 2004 году государство делает первые шаги в создании будущей системы центров обслуживания населения (ЦОН) и развитии проекта «Электронное правительство». Функции по документированию и регистрации граждан также были переданы из МВД в Минюст. Затем, как и с КУИС, в июле 2011-го последовала обратная передача полномочий. В ЦОНах с гражданами стали работать сотрудники миграционной полиции. А паспорта и удостоверения личности вновь стали выдавать полицейские.


    В казахстанской полиции за 26 лет так и не созданы комфортные условия для работу сотрудников / Фото Informburo.kz


    Усиление Министерства внутренних дел произошло уже при действующем главе ведомства Калмуханбете Касымове спустя всего пару месяцев после его назначения.

    Однако потеря влияния у МВД РК всё-таки произошла: силовое ведомство с 2010-го года было освобождено от ряда непрофильных функций. К примеру, систему медицинских вытрезвителей полицейские передали Минздраву, центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних – Министерству образования и науки.

    Функции по проведению техосмотра были переданы частникам в конкурентную среду. С 2010-го года дочерняя структура МВД РК в лице СОП «Кузет» перестала быть монополистом на рынке охранных услуг. Правда, приватизацию бывшее подразделение вневедомственной охраны прошло только в 2016 году. Сейчас за полицейскими остался только качественный контроль техосмотра и лицензирование рынка секьюрити. Государственные объекты и здания полицейские охраняют и дальше.


    Военнослужащие Национальной гвардии / Фото Informburo.kz


    В 2014 году теперь уже бывшие внутренние войска были переименованы в Национальную гвардию и остались в подчинении МВД. В том же году спасателей и пожарных из расформированного Министерства по чрезвычайным ситуациям снова вернули под крыло силового ведомства. Эксперты отмечают, что Министерство внутренних дел с 2011 года функционально только усилилось. Главным сторонником усиления полиции, по неофициальной информации, стал министр Касымов. За 20 последних лет казахстанские правоохранители практически вернулись к тому, что курировали в конце 90-х годов прошлого века.


    Читайте также:
    Калмуханбет Касымов. История реформ, достижений и неудач главного полицейского Казахстана


    Успех и провалы при Касымове

    Сам генерал Касымов имел непосредственное отношение к реформам, которые произошли в работе полиции за последние годы. К примеру, с 2013-го в нашей стране не существует как таковых подразделений дорожной полиции. Сотрудники региональных отделов и управлений жолпола 5 лет назад стали сотрудниками административной полиции. Громкая реформа свелась к увеличению численности экипажей автомобилей дорожно-патрульной полиции. В машину к двум полицейским посадили третьего – бывшего автоинспектора. Стараниями пресс-службы МВД РК в обиход вошло словосочетание «универсальный полицейский». Правда, время от времени депутаты Парламента и автолюбители просят вернуть сотрудникам жезлы. Последние как атавизм советского прошлого отобрали в 2017-м.

    И если исчезновение классической автоинспекции общественность оценила положительно, то в истории с появлением местной полицейской службы (МПС) финальная точка ещё не поставлена. 1 января 2016 года в Казахстане стартовала первая реформа по децентрализации МВД РК. Появление МПС предполагало, что её глава, кандидатура которого будет согласована с местными акимами и депутатами маслихатов, станет более эффективным полицейским менеджером, похожим на американского шерифа. В США, к слову, нет Министерства внутренних дел в классическом понимании.


    Чтобы бороться с коррупцией, полицейским Казахстана начали массово выдавать видеожетоны / Фото сайта kstnews.kz


    Затем силовики столкнулись с дублированием функций и двоевластием на местах между главами региональных департаментов внутренних дел и начальниками местной полицейской службы. Опыт некоторых европейских стран, в которых подобное дублирование полицейских функций было историческим (карабинеры в Италии, жандармерия во Франции), Казахстану не подошёл.

    Спустя два с половиной года МПС была по сути ликвидирована. 19 июля 2018 года Нурсултан Назарбаев подписал поправки, которые предусматривают объединение региональных департаментов внутренних дел и местной полицейской службы в единые департаменты полиции. Подчиняться новый полицейский орган будет снова напрямую Министерству внутренних дел, а вот право назначать и освобождать от должности начальников департаментов по представлению ведомства оставили всё же акимам.

    Законом также предусматривается наделение акимов областного уровня правом ставить перед органами полиции задачи по обеспечению правопорядка в конкретном регионе. Таким образом, часть наследия реформы 2016 года всё же решили сохранить.


    Читайте также:
    Что предлагают изменить в работе полиции казахстанцы?


    Грузинская воля

    Первую масштабную реформу силового ведомства на постсоветском пространстве провели в Грузии. В 2003 году, согласно социологическим опросам, уровень доверия местным полицейским был одним из самых низких в мире – 5%. Сегодня он варьируется на уровне 75-85%. Эта страна 15 лет назад в буквальном смысле слова жила по законам криминального мира. «Воры в законе» и крупные ОПГ контролировали практически всю грузинскую экономику.

    Грузинскому лидеру Михаилу Саакашвили (главному инициатору реформы МВД), удалось заручиться поддержкой общества. Штатная численность обновлённой полиции, ряды которой покинули больше 50 тысяч сотрудников, остановилась на цифре в 26 тысяч. Автоинспекцию сменила патрульная полиция, Министерство госбезопасности было ликвидировано, а МВД стало главным силовым ведомством Грузии.


    В полиции Грузии служит много женщин / Фото сайта sova.news


    Сегодня на территории этой страны практически нет организованной преступности, сотни криминальных авторитетов либо сидят в тюрьмах, либо покинули пределы Грузии. В 10-12 раз была повышена зарплата полицейских, а внутри МВД действует специальная служба – Генеральная инспекция, задача которой регулярно провоцировать сотрудников на взятки. В Грузии появился институт детективов криминальной полиции, основная часть текущей работы выпала на долю участковых инспекторов.

    Отделам полиции на местах грузинское МВД доверило финансовую самостоятельность. Несмотря на отмену процедуры техосмотра, аварийность и количество ДТП на дорогах снизились. Стеклянные офисы грузинской полиции и уровень цифровизации государственных регистрационных услуг – эталонные для проектов реформирования МВД на всём постсоветском пространстве. Так же, как, к примеру, и назначение гражданского лица на пост министра внутренних дел.

    В 2018 году новый глава МВД Грузии Георгий Гахария задался целью ещё больше сократить штат и повысить среднюю зарплату местного полицейского с имеющихся 326 долларов хотя бы до отметки в 400-450.

    Молдавский дефицит

    Не менее интересен Казахстану будет и опыт Молдовы. Одна из самых бедных стран Восточной Европы на реформирование силового ведомства регулярно получает транши от Евросоюза. Реформа полиции, которая здесь стартовала ещё в 2013-м, идёт на фоне политического давления ЕС. Главной особенностью здесь стала полная децентрализация МВД, в регионы были формально переданы практически все ключевые функции, при министерстве создали даже новую структуру – Главный инспекторат полиции. Однако затем в следующие 3-4 года из-за политической нестабильности реформа шла по большому счёту лишь декларативно.


    Реальная реформа МВД – очень частый повод для митингов в Молдове / Фото сайта kp.md


    Власти Молдовы регулярно испытывают нехватку денег, из-за чего не могут осуществить полное техническое переоснащение силовиков. Порой сотрудники полиции из-за дефицита техники не могут даже оперативно выехать на место преступления. Обновлённой (пока только лишь законодательно) молдавской полиции не хватает зданий, автомобилей, средств связи и повышенных зарплат.

    В планах местного министерства – построить наконец интегрированный центр по подготовке сотрудников МВД в Кишинёве. В нём обещают готовить сотрудников нового поколения. Сейчас полицейских Молдовы учат вести себя с гражданами культурно и с уважением. При этом силовики регулярно участвуют в разгонах акций и митингов (последние прошли в конце августа в Кишинёве), хотя ещё одной целью заявленной реформы МВД было именно достижение максимальной аполитичности ведомства и неучастие в политических баталиях.

    Украинские противоречия

    В Украине новый закон о национальной полиции приняли в 2014-м и запустили обновлённую силовую структуру летом 2015-го. Реформу совместили с переименованием (из милиции в полицию) и с новым дизайном формы правоохранителей. В ближайшие годы правительство обещало сократить численность сотрудников МВД страны с 324 тысяч до 120. На ключевые должности украинская сторона пригласила опытных полицейских менеджеров из Грузии – Екатерину Згуладзе (экс-заместитель министра внутренних дел Грузии) и Хатию Деканоидзе (бывший ректор Академии полиции Министерства внутренних дел Грузии).


    Отдельные подразделения Национальной полиции Украины больше похожи на армейский спецназ / Фото сайта censor.net.ua


    Появление на страже правопорядка людей в буквальном смысле с улицы, иногда без юридического образования, местами приводило к скандалам. Часть новых сотрудников обладала также опытом боевых действий на востоке Украины в воинских подразделениях. Позже некоторые из них были уволены или осуждены за превышение полномочий. Громким скандалом обернулся, к примеру, инцидент с патрульным Сергеем Олейником: в ходе преследования водителя-нарушителя полицейский смертельно ранил 17-летнего парня. Суд ещё продолжается.

    За 3 года доверие к обновлённой полиции существенно снизилось. Полицией недовольны 67,5% граждан, а доверяют лишь 21,7%. При этом сотрудников нового подразделения – патрульной полиции – в Украине уже больше 15 тысяч, и их количество будет расти и дальше. Силовики регулярно участвуют в перестрелках, гибнут из-за недостаточной подготовки и даже в столкновениях с сотрудниками других силовых ведомств страны. Отношение к нужной стране реформе в украинском обществе противоречивое. Напрямую использовать грузинский опыт и провести кадровую люстрацию у украинских властей за 3 года пока не получилось.

    Гражданские инициативы

    В конце августа в казахстанском пресс-клубе была официально представлена гражданская инициатива «За реформу МВД». На специальной пресс-конференции документ из 16 пунктов предлагаемой реформы представили совместно директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис, политолог Димаш Алжанов и журналист Ирина Медникова.


    Евгений Жовтис / Фото Informburo.kz


    Суть документа, который отправили главе государства и в Администрацию Президента, можно свести к следующим пунктам:

    • новым министром внутренних дел должен стать гражданский человек;
    • новая полиция Казахстана должна стать отдельным органом при МВД, а её руководитель при назначении не будет напрямую зависеть от министра. Главой полиции должен стать опытный аполитичный силовик;
    • должна произойти поэтапная децентрализация ведомства с развитием местной полицейской службы. Предлагается реорганизовать отделы внутренних дел в полицейские участки. А главы региональных МПС должны ежегодно отчитываться за эффективность борьбы с преступностью;
    • МВД необходимо избавить от непрофильных функций. В первую очередь передать всю пенитенциарную систему либо в Минюст, либо создать отдельный орган (КУИС);
    • сотрудники, выполняющие административные функции в МВД, должны быть «лишены погон». Любую сервисную работу должны выполнять гражданские специалисты;
    • необходимо провести большую кадровую реформу полиции. Сотрудников предлагается набирать через открытый конкурс, а имеющийся штат – значительно сократить;
    • должна быть внедрена новая система оценки качества работы полиции и каждого сотрудника в целом. МВД РК должно отказаться от «палочной» системы борьбы с преступностью, а работать только по факту;
    • предлагается наделить Парламент функциями контроля деятельности полиции, а также правом проводить специальные расследования деятельности правоохранительных органов;
    • службу собственной безопасности рекомендуется вывести из структуры МВД и превратить её в реально независимый орган контроля.

    Читайте также:
    Даурен Абаев: Полиция не всесильна, но говорить, что мы живём в преступном хаосе – необъективно


    Реакция властей

    Отдельный ряд инициатив по реформированию главного силового ведомства Казахстана в Администрацию Президента направил также и общественный совет Алматы. В документе, к примеру, поднимается вопрос возврата гражданам травматического оружия и применения гладкоствольного нарезного для личной безопасности. Кроме того, по опыту США предлагается пересмотреть допустимый предел самообороны для защиты гражданами жизни, здоровья и имущества.


    Фото Informburo.kz


    На специальном брифинге в начале августа сам министр Касымов заявил, что внутри МВД также были подготовлены законодательные поправки, которые будут направлены Президенту к 1 сентября. О реакции главы государства известно немного. Нурсултан Назарбаев публично высказался о будущей реформе 23 августа во время рабочей поездки в Атыраускую область. Наблюдатели отметили жёсткий тон и прямую ссылку на чужой опыт, который, вероятно, может быть использован в нашей стране.

    «В Грузии провели реформу в полиции: уволили всех полицейских, набрали в органы юристов и навели порядок в этой структуре. Я сейчас тоже думаю над этим. Сколько сейчас юристов наштамповали вузы, которые ходят с дипломами и не могут найти работу. Наверно, также придется сделать по примеру Грузии – уволить полицейских и взять на работу юристов… В мире полицейский – это друг, а у нас кто полицейский?» – задался вопросом Нурсултан Назарбаев.

    4 сентября Министерство внутренних дел Казахстана сообщило о том, что готово внести изменения в собственный приказ «Об утверждении квалификационных требований к категориям должностей органов внутренних дел Республики Казахстан».

    Документ до 17 сентября доступен для публичного обсуждения на портале «Открытые НПА», где каждый казахстанец может высказать своё мнение по требованиям к полицейским при принятии их на работу. Если документ будет одобрен, то, к примеру, стать даже участковым полицейским в Казахстане нельзя будет без высшего образования соответствующего профиля.

    Скептики уверяют, что руководство МВД будет самым активным противником более радикальных изменений, и в особенности – сокращения полномочий. Правозащитники надеются, что хотя бы часть предложенных изменений в силовом ведомстве всё же примут. Ведь за последние 20 лет министерство всё меньше напоминает даже своего предшественника в лице МВД КазССР. У последнего при всей архаичности показатели работы были лучше.

    Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

    Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

    ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Проверка документов на улице — Какие обязанности полицейского?

    Получение права на управление транспортным средством. Экзамен Информация и контакты; Все услуги и функции (31); Территориальные органы и.