Напомним: бюджетные и денежные обязательства должны быть отражены в бюджетном учете казенного учреждения по.

Содержание

Принятые бюджетные обязательства — бухгалтерские проводки

Счет 050202000 «Принятые денежные обязательства»

141. Счет предназначен для учета получателями бюджетных средств сумм, органом Федерального казначейства денежных обязательств, принятых учреждением и подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году.

(в ред. Приказов Минфина России от 24.12.2012 N 174н, от 17.08.2015 N 127н, от 30.11.2015 N 184н, от 16.11.2016 N 209н)

(см. текст в предыдущей )

По кредиту счета получателем бюджетных средств, органом Федерального казначейства отражаются суммы денежных обязательств учреждения, принятых им в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 «Принятые обязательства».

(в ред. Приказов Минфина России от 24.12.2012 N 174н, от 30.11.2015 N 184н, от 16.11.2016 N 209н)

(см. текст в предыдущей )

В показатели принятых денежных обязательств включаются:

(абзац введен Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н)

в части расчетов с контрагентами, за исключением расчетов с подотчетными лицами и расчетов по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в разрезе получателей авансовых платежей — юридических, физических лиц, иных публично-правовых образований (контрагенты):

(абзац введен Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н)

на основании данных соответствующих счетов аналитического учета счета 120600000 «Расчеты по выданным авансам» (разница дебетовых оборотов, отражающих получение контрагентами денежных средств из соответствующего бюджета, и кредитовых оборотов, отражающих возвраты выданных в текущем периоде авансовых платежей и (или) зачеты авансовых платежей в оплату начисленных (принятых) в текущем периоде обязательств) — предоставленные в текущем периоде авансовые платежи по принятым бюджетным обязательствам, за минусом произведенных возвратов указанных авансовых платежей. Остатки выданных авансовых платежей, числящиеся на начало текущего периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 120600000 «Расчеты по выданным авансам», а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включаются;

(абзац введен Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н)

на основании кредитовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 130200000 «Расчеты по принятым обязательствам» — начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем (отчетном) финансовом году. Кредитовые и дебетовые обороты, отражающие увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включаются;

(абзац введен Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н)

на основании дебетовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счетов 130200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 130402000 «Расчеты с депонентами», 130403000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» — исполненные в текущем периоде принятые денежные обязательства прошлых лет;

(абзац введен Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н)

в части расчетов с подотчетными лицами, в разрезе контрагентов (подотчетных лиц):

(абзац введен Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н)

на основании дебетовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета счета 120800000 «Расчеты с подотчетными лицами» за минусом кредитовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета счета 120800000 «Расчеты с подотчетными лицами» — полученные подотчетными лицами денежные средства (вне зависимости от способа выплаты) за минусом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей;

(абзац введен Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н)

на основании дебетовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета счета 120800000 «Расчеты с подотчетными лицами» — полученные в текущем периоде подотчетными лицами денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет.

(абзац введен Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н)

Остатки выданных авансовых платежей подотчетным лицам, числящиеся на начало отчетного года по соответствующим счетам аналитического учета счета 120800000 «Расчеты с подотчетными лицами», а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств текущего периода не включаются;

(абзац введен Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н)

в части расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на основании аналитических данных в разрезе платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации:

(абзац введен Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н)

— на основании кредитовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 130300000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (130302730 — 130313730) — начисленные (принятые) в текущем периоде платежи (налоги, взносы, пошлины, сборы и иные обязательные платежи);

(абзац введен Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н)

— на основании дебетовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 130300000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (130302830 — 130313830) — обязательства по оплате платежей (налогов, взносов, пошлин, сборов и иных обязательных платежей) прошлых лет, числящихся на начало текущего года, исполненные в текущем периоде.

(абзац введен Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н)

Показатели расчетов по излишне уплаченным платежам (налогам, взносам, пошлинам, сборам и иным обязательным платежам), числящиеся на начало текущего периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 130300000 «Расчеты по платежам в бюджеты», а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты, в принятых денежных обязательствах текущего периода не учитываются;

(абзац введен Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н)

в части расчетов по расходам на обслуживание долговых обязательств на основании аналитических данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 130100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам»:

(абзац введен Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н)

— в сумме кредитовых оборотов — начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, подлежащие к исполнению в текущем финансовом году;

(абзац введен Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н)

— в сумме дебетовых оборотов — исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств.

(абзац введен Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н)


Денежные обязательства отражаются в учете не ранее принятия расходных обязательств. Обязательства по текущей деятельности учреждения.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Принятие денежных обязательств по уплате арендных платежей

Исполнение принятых обязательств по контракту

* Письмо Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-06-07/155.

Разъяснения чиновников были необходимы

Для учета показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, сумм утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения показателей по доходам и расходам, а также принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной, первый и второй годы, следующие за очередным) финансовый год предназначены счета раздела VI «Санкционирования расходов экономического субъекта» Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н ). Наиболее спорным вопросом санкционирования является использование счета 502 00 000 «Принятые обязательства», который предназначен для учета учреждением показателей принятых обязательств (денежных обязательств) текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели принятых обязательств (денежных обязательств).

При этом отражение принятых и денежных обязательств ведется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований финансового органа ( п. 318 Инструкции № 157н ).

Действующее законодательство не позволяет учреждениям выработать единый подход к разграничению обязательств и денежных обязательств, определению (документальному подтверждению) даты и факта их возникновения. Ведь при формировании учетной политики нужно не только руководствоваться определениями понятий «обязательства» и «денежные обязательства», предусмотренными пунктом 308 Инструкции № 157н, но также учесть положения правовых актов конкретных публично-правовых образований.

Принятие обязательств текущего года

Этот вопрос Минфин России детально рассмотрел в письме от 21 января 2013 г. № 02-06-07/155.

В частности, чиновники пояснили, что бухгалтерский учет бюджетных обязательств осуществляется их получателями согласно положениям Инструкции № 157н , а также Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (в редакции приказа Минфина России от 24 декабря 2012 г. № 174н ; далее – Инструкция № 162н в новой редакции). › |

Письмом установлено, что момент и сумма принятия обязательства определены пунктом 140 Инструкции № 162н в новой редакции.

Например, обязательства по предоставлению в текущем финансовом году средств из соответствующего бюджета, предусмотренные условиями заключенных получателями бюджетных средств государственных (муниципальных) контрактов, включая бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности, а также обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), принятые в прошлые годы и не исполненные по состоянию на начало текущего финансового года, подлежащие исполнению за счет средств соответствующего бюджета (бюджетных ассигнований) в текущем финансовом году, учитываются в сумме заключенных контрактов (договоров).

А вот обязательства по оплате денежного содержания (денежного вознаграждения, денежного довольствия, заработной платы) работникам получателей средств соответствующего бюджета, предусмотренные к исполнению за счет средств этого бюджета в текущем финансовом году, отражаются в объеме утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Следовательно, казенное учреждение должно принять обязательство по зарплате согласно закону, иному нормативному правовому акту, договору, соглашению на соответствующий финансовый год. Данное обязательство отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 502 01 000 «Принятые обязательства» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 501 00 000 «Лимиты бюджетных обязательств», 506 00 000 «Право на принятие обязательств» (п. 140 , 151 Инструкции № 162н).

Неисполненные обязательства

Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что принятие в текущем финансовом году обязательств ведется с учетом ранее принятых и не исполненных учреждением обязательств ( п. 310 Инструкции № 157н ). С точки зрения отражения на счетах бухгалтерского учета перенос показателей по санкционированию на аналитические счета санкционирования расходов осуществляется в первый рабочий день текущего года. Методика принятия федерального бюджета не позволяет четко установить, каким годом планового периода является 2013 год.

Поэтому финансисты пояснили, что к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет, которые подлежат отражению в учете.

Порядок отражения в учете принятых денежных обязательств изложен в пункте 141 Инструкции № 162н в новой редакции. › |

Например, в части расчетов с контрагентами, за исключением расчетов с подотчетными лицами и по платежам в бюджеты, в разрезе получателей авансовых платежей (юридических, физических лиц, иных публично-правовых образований) в показатели принятых денежных обязательств включаются:

  • на основании данных соответствующих счетов аналитического учета счета 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (разница дебетовых оборотов, отражающих получение контрагентами денежных средств из соответствующего бюджета, и кредитовых оборотов, отражающих возвраты выданных в текущем периоде авансовых платежей и (или) зачеты авансовых платежей в оплату начисленных (принятых) в текущем периоде обязательств) – предоставленные в текущем периоде авансовые платежи по принятым бюджетным обязательствам за минусом произведенных возвратов указанных авансовых платежей. Остатки выданных авансовых платежей, числящиеся на начало текущего периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 206 00 000, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включаются;
  • на основании кредитовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» – начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем (отчетном) финансовом году. Кредитовые и дебетовые обороты, отражающие увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включаются;
  • на основании дебетовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счетов 302 00 000, 304 02 000 «Расчеты с депонентами», 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» – исполненные в текущем периоде принятые денежные обязательства прошлых лет.

Значит, бухгалтерская запись по принятым денежным обязательствам отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 502 01 000 «Принятые обязательства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 502 02 000 согласно показателям счетов бухучета.

Также следует помнить, что каждому бюджетному обязательству органами Федерального казначейства присваивается соответствующий учетный номер ( п. 2.8 Порядка учета бюджетных обязательств, утвержденного приказом Минфина России от 19 сентября 2008 г. № 98н ).

 

Важно запомнить
Принятые обязательства отражаются в бюджетном учете в соответствии с учетной политикой учреждения.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 1С:БГУ 2.0. Настройка типовых операций

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», редакция 2 нет специального документа для оформления денежного обязательства.

Минфин России напомнил о штрафах за нарушение учета бюджетных и денежных обязательств

Содержание

Книга «Учет
операций по санкционированию расходов в «1С:Бухгалтерии государственного
учреждения 8». Издание 2

Издательство ООО «1С-Паблишинг» (ISBN 978-5-9677-2636-1), стр. 184, формат 60х90 1/8 (А4).

Серия «1С:Бухгалтерский и налоговый консалтинг. Учебные материалы»

Авторы: методисты фирмы «1С» Кадыш Е. А., Фадеева И. В.

В книге «Учет операций по санкционированию расходов в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» рассматриваются вопросы санкционирования расходов, в том числе отражение на счетах бухгалтерского и бюджетного учета операций по санкционированию расходов с использованием Редакции 2 «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» в соответствии с нормативными документами для государственных и муниципальных учреждений в данной сфере.

Книга может оказать большую практическую помощь бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений для ведения качественного учета с применением программного продукта «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», а также рекомендуется для использования в учебном процессе и подготовки к аттестациям «1С:Профессионал» и «1С:Специалист-консультант» по прикладному решению «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (Редакция 2).

Второе издание книги подготовлено на основе материалов семинаров 1С:Консалтинг:

  • «Санкционирование расходов: отражение в Учетной политике и бухгалтерский учет. Применение «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8″» (https://1c.ru/news/events/event.jsp?id=913);
  • «Отчетность государственных и муниципальных учреждений за 2016 год с применением «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8″» (https://1c.ru/news/events/event.jsp?id=919).

Актуальная информация и график проведения семинаров 1С:Консалтинг размещены на сайте 1С в разделе «Мероприятия» по адресу: http://www.1c.ru/news/events/index.jsp

Подробная информация о полном ассортименте книг по программным продуктам «1С:Предприятие 8» размещена на сайте «1С:Предприятие 8»: books.1c.ru.

Книга в подарок! Акция «Зима подарков 1С:ИТС»

Пользователи ИТС БЮДЖЕТ ПРОФ, заключившие годовой платный договор в период с октября 2015 г. по февраль 2016 г., получат книгу «Государственные и муниципальные учреждения: учет в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8″ на практических примерах» (Издание 2) в подарок! Подробнее по участию в акции: http://its.1c.ru/zima.

Код Наименование Рекоменд. розничная цена, руб., вкл. НДС 10% Дилер Постоянный партнер Дистрибьютор
4601546129864
ISBN 978-5-9677-2636-1
Учет операций по санкционированию расходов в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Издание 2.
Учебные материалы «1С:Бухгалтерский и налоговый консалтинг»
470 420 340 270

КНИГУ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ У ПАРТНЕРОВ ФИРМЫ «1С» ИЛИ В ОТДЕЛЕ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ: МОСКВА, СЕЛЕЗНЕВСКАЯ,21

Подробнее о книге: http://buh.ru/books/detail.php?ID=52527

Бухгалтерский учет денежных обязательств

Напомним определение понятия «денежные обязательства», содержащееся в п. 308 Инструкции № 157н:

денежные обязательства — обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

В п. 141 Инструкции № 162н содержатся общие требования к порядку отражения принятия и исполнения различных видов денежных обязательств. Положения п. 141 удобно анализировать, представив их в виде следующей таблицы (Таблица 7).

Таблица 7

Денежное обязательство

Основание принятия, сумма ден. обязательства

Аналитический разрез

Исключения

В части расчетов с контрагентами по авансовым платежам, за исключением подотчетных сумм и платежей в бюджет

Разность дебетовых оборотов счета 120600 (авансы, выданные в текущем финансовом году) и кредитовых оборотов по счету 120600 (авансы, зачтенные в текущем финансовом году)

Получатели авансового платежа

Дебетовые остатки по счету 120600 на начало периода и кредитовые обороты по счету 120600, их изменяющие

Кредитовые обороты по счету 130200

Обороты по счету 130200 по увеличению (уменьшению) кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет

Дебетовые обороты по счетам 130200 «Расчеты по принятым обязательствам», 130402 «Расчеты с депонентами», 130403 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» в части исполненных в текущем периоде принятых денежных обязательств прошлых лет

В части расчетов с подотчетными лицами

Дебетовые обороты по счету 120800 за вычетом кредитового оборота по возврату выданных в текущем периоде средств

Подотчетные лица

Остатки выданных подотчетных средств на начало текущего года по соответствующим счетам аналитического учета счета 120800, а также кредитовые обороты, их изменяющие

Дебетовые обороты по счету 120800 в части полученных в текущем периоде денежных средств в возмещение перерасходов прошлых лет

В части расчетов по обязательным платежам в бюджеты

Кредитовые обороты по счету 130300 (130302730 — 130313730) — начисленные (принятые) в текущем периоде платежи

Виды платежей в бюджет (налоги, взносы, пошлины, сборы и иные обязательные платежи)

Показатели расчетов по излишне уплаченным платежам, числящиеся на начало текущего периода по счету 130300, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты

Дебетовые обороты по счету 130300 (130302830 — 130313830) — обязательства по оплате платежей прошлых лет, числящихся на начало текущего года, исполненные в текущем периоде

В части расчетов по расходам на обслуживание долговых обязательств

Кредитовые обороты по счету 130100 – начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, подлежащие к исполнению в текущем финансовом году

По каждому долговому обязательству

Дебетовые обороты по счету 130100 – исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств

Таким образом, с целью определения сумм принимаемых в текущем периоде денежных обязательств данные по счетам бюджетного учета необходимо подразделять на 3 составляющих:

1) обязательства, обязанности выплат, уплаты авансовых платежей, возникшие в текущем году;

2) обязательства (перерасходы, недоимки) прошлых лет, погашенные в текущем году – кредитовые остатки по счетам;

3) остатки уплаченных в прошлые годы авансовых платежей (переплат) – дебетовые остатки по счетам.

При этом в 1-й составляющей не должны учитываться обороты по начислениям в счет уплаченных в прошлые годы авансовых платежей (переплат по платежам в бюджеты).

Учет денежных обязательств в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения» (ст. 6 БК РФ).

Основаниями для принятия денежного обязательства являются:

  • при поставке товаров — накладная и (или) акт приемки-передачи, и (или) счет-фактура;
  • при выполнении работ, оказании услуг — акт выполненных работ (услуг) и (или) счет, и (или) счет-фактура;
  • исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ);
  • иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации (далее — документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств).

Не требуются документы-основания для подтверждения денежных обязательств, связанных с:

  • обеспечением выполнения функций казенных учреждений — подотчетные средства, заработная плата, взносы на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование, налоги;
  • социальными выплатами населению;
  • предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
  • предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;
  • предоставлением межбюджетных трансфертов;
  • предоставлением платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
  • с обслуживанием государственного (муниципального) долга;
  • исполнением судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации (государственных органов Российской Федерации) либо должностных лиц этих органов;
  • выполнением оперативно-розыскных мероприятий.

Денежные обязательства по авансовым платежам возникают из условий договора, контракта.

При расчетах с подотчетными лицами денежные обязательства принимаются к учету на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету.

Рассмотрим отражение принятых денежных обязательств в программе.

В программе нет отдельного документа, отражающего принятие денежного обязательства. Функционал отражения в бухгалтерском учете принятого денежного обязательства включен в документы оприходования товаров, работ, услуг, начисления заработной платы налогов, взносов и обязательных платежей в бюджет.

Для отражения в учете принятия денежного обязательства следует установить флаг в позицию «Принять денежное обязательство» на соответствующих закладках следующих документов:

  • Документ «Поступление услуг, работ» (Рис. 2.69-2.70).

Рис. 2.69

Бухгалтерские записи документа:

Рис. 2.70

  • Документ «Поступление ОС, НМА, НПА» (Рис. 2.71-2.72).

Рис. 2.71

Бухгалтерские записи документа:

Рис. 2.72

  • Документ «Поступление МЗ» (Рис. 2.73-2.74).

Рис. 2.73

Бухгалтерские записи документа:

Рис. 2.74

Следует обратить внимание, что у всех вышеперечисленных документов в случае наличия автоматически сформированной бухгалтерской записи «Зачтен выданный аванс» сумма принятого денежного обязательства будет уменьшена на сумму зачтенного аванса.

Следует напомнить, что в случае авансовой предоплаты, предусмотренной договором, денежное обязательство должно быть принято на сумму авансового платежа в момент регистрации бюджетного обязательства.

Рис. 2.75

Рис. 2.76

  • Документ «Отражение зарплаты в учете» (Рис. 2.77-2.78)

Рис. 2.77

Бухгалтерские записи документа:

Рис. 2.78

  • Документ «Заявление на выдачу аванса» (в случае заполнения данными табличной части расчета (обоснования) размера аванса) (Рис. 2.79-2.80):

Рис. 2.79

Бухгалтерские записи документа:

Рис. 2.80

Следует отметить, что в документах поступления материальных запасов при выборе типовой операции «Поступление от подотчетных лиц» нет возможности сформировать бухгалтерские записи по принятию денежных обязательств (Рис. 2.81-2.82).

Рис. 2.81

Корректировка денежных обязательств (уменьшение или увеличение) согласно сумме фактических расходов происходит в документе «Авансовый отчет» с обязательным условием наличия ссылки на документ – основание документа «Авансовый отчет» — «Заявление на выдачу аванса» (Рис. 2.82).

Рис. 2.82

В случае, если заполненная информация на закладке «Израсходовано» не совпадает с выданным авансом по КЭК, происходит корректировка денежных обязательств (Рис. 2.83-2.84).

Рис. 2.83

Бухгалтерские записи документа:

Рис. 2.84

Также следует помнить, что согласно п. 141 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» от 6 декабря 2010 г. № 162н, остатки выданных авансовых платежей, числящиеся на начало текущего периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 120600000 «Расчеты по выданным авансам», а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включаются.

Учет бюджетных и денежных обязательств (Швыткина Т.В.)

Все бухгалтеры при подготовке квартального отчета сталкиваются с проблемой, как заполнить форму 0503128. Что такое бюджетные обязательства? Чем же они отличаются от денежных обязательств? Как и с чем сверить данную форму отчетности? Предлагаю в настоящей статье рассмотреть эти вопросы более подробно.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
А согласно п. 308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н), денежные обязательства — это соответствующая обязанность уже не получателя бюджетных средств, а обязанность учреждения (казенного, бюджетного, автономного) уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Можно сделать вывод, что бюджетные и денежные обязательства должны приниматься как участниками бюджетного процесса (казенными учреждениями), так и бюджетными и автономными учреждениями. В первом случае — в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на текущий год, а во втором и третьем случаях — в пределах доведенной субсидии на государственное задание в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности или субсидии на иные цели.
Итак, согласно ст. 219 Бюджетного кодекса исполнение бюджета по расходам состоит из нескольких этапов.
На первом этапе учреждения принимают бюджетные обязательства в сумме доведенных до них лимитов (для казенных) или прав на принятие обязательств (для бюджетных и автономных). Именно этот этап соответствует формированию учетных данных по кредиту счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства» в корреспонденции со счетом 0 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» (для казенных) или со счетом 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств». Поскольку порядок ведения учета и формирования учетных данных по принятию бюджетных обязательств не раскрывается в Инструкции N 157н, он подлежит самостоятельной разработке учреждением и закреплению в учетной политике.
Основания для принятия бюджетных обязательств
Основаниями для принятия бюджетных обязательств являются заключенный договор (контракт), который должен быть подписан и скреплен печатью обеими сторонами, расчеты с подотчетными лицами — на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету, начисление заработной платы и социальных взносов за определенный период (месяц).
Какие документы подтверждают данный факт?
Данный факт подтверждается следующими документами: заключенным договором, расходным кассовым ордером на выдачу подотчетной суммы, авансовым отчетом, ведомостью начисленной заработной платы.
Когда необходимо в учете отражать данную операцию?
На основании указанных документов происходит факт принятия бюджетных обязательств и оформляется бухгалтерская запись:
— датой договора на полную стоимость по договору;
— одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;
— датой принятия к учету авансового отчета (необходима корректировка с учетом выданного аванса);
— последним числом месяца, за который начислена заработная плата.
На следующем этапе исполнения бюджета по расходам происходит подтверждение принятых денежных обязательств. Согласно п. 4 ст. 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств (учреждение) подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами. Именно данный этап соответствует формированию в бухгалтерском учете информации по счету 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».
Основания для принятия денежных обязательств
Основаниями для принятия денежных обязательств являются оплата аванса поставщику, акт выполненных работ (услуг), товарная накладная, подтверждающая факт получения товара, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, авансовый отчет, начисление заработной платы за определенный период (месяц).
Когда необходимо в учете отражать данную операцию?
На основании указанных документов необходимо принять денежные обязательства и оформить бухгалтерскую запись:
— датой подписанных акта выполненных работ (услуг), товарной накладной; датой выписки органа казначейства, где перечислен аванс поставщикам;
— одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;
— одновременно с принятием к учету авансового отчета (корректировка на сумму выданного аванса);
— последним числом месяца, за который начислена заработная плата.
Рассмотрим на примерах принятие бюджетных и денежных обязательств.
Пример 1. Казенное учреждение 28 января 2013 г. заключило договор на информационные услуги на сумму 55 000 руб. Согласно условиям договора учреждение обязуется в течение 10 рабочих дней после его подписания перечислить поставщику услуг аванс в размере 30% от суммы договора, то есть 16 500 руб. Договор заключен до 30 июня 2013 г. 4 февраля 2013 г. учреждение перечислило поставщику аванс в размере 16 500 руб. 27 июня 2013 г. учреждением был подписан акт выполненных работ, а 28 июня 2013 г. поставщику были перечислены денежные средства в счет окончательного расчета в сумме 38 500 руб.
В бухгалтерском учете казенного учреждения хозяйственные операции по подписанию договора с поставщиком и выполнению договорных условий были отражены следующим образом:
28 января 2013 г. приняты учреждением бюджетные обязательства текущего финансового года согласно заключенному с поставщиком договору на сумму 55 000 руб.:
Дебет 1 501 13 226
«Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по прочим работам и услугам»
Кредит 1 502 11 226
«Принятые обязательства текущего финансового года по прочим работам и услугам».
4 февраля 2013 г. приняты учреждением денежные обязательства текущего финансового года по уплате аванса поставщику согласно условию заключенного договора на сумму 16 500 руб.:
Дебет 1 502 11 226
«Принятые обязательства текущего финансового года по прочим работам и услугам»
Кредит 1 502 12 226
«Принятые денежные обязательства текущего финансового года по прочим работам и услугам».
27 июня 2013 г. приняты учреждением денежные обязательства текущего финансового года на сумму 38 500 руб. по окончательному расчету с поставщиком согласно акту выполненных работ (заметим, что полная сумма по акту выполненных работ составляет 55 000 руб. минус аванс в сумме 16 500 руб., принимаем денежное обязательство в сумме 38 500 руб.):
Дебет 1 502 11 226
«Принятые обязательства текущего финансового года по прочим работам и услугам»
Кредит 1 502 12 226
«Принятые денежные обязательства текущего финансового года по прочим работам и услугам».
Денежные обязательства возникают в результате принятия учреждением бюджетных обязательств, поэтому в бухгалтерском учете, как правило, хронологически сначала отражаются операции с бюджетными обязательствами, а затем — операции с денежными обязательствами.
Положения локальных актов, принятых в учреждении, могут влиять на порядок возникновения денежных обязательств учреждения. И это тот редкий случай, когда денежное обязательство может быть принято раньше бюджетного. Но такой порядок должен быть предусмотрен учетной политикой учреждения.
Пример 2. Согласно коллективному договору, действующему в казенном учреждении, заработная плата работникам выплачивается два раза в месяц: аванс за первую половину месяца — каждое 20-е число текущего месяца, заработная плата за вторую половину месяца (окончательный расчет) — не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. 20 июня 2013 г. работникам учреждения был выплачен аванс за первую половину месяца на общую сумму 47 800 руб. 30 июня 2013 г. учреждением начислена заработная плата за июнь в размере 110 200 руб., а 5 июня выплачена заработная плата за вторую половину месяца.
В бухгалтерском учете были сделаны такие записи:
20 июня 2013 г. приняты учреждением денежные обязательства по выплате заработной платы (аванса за 1-ю половину месяца) на сумму 47 800 руб.:
Дебет 1 502 11 211
«Принятые обязательства текущего финансового года по заработной плате»
Кредит 1 502 12 211
«Принятые денежные обязательства текущего финансового года по заработной плате».
30 июня 2013 г.:
а) приняты учреждением бюджетные обязательства текущего финансового года по заработной плате за июнь на сумму 110 200 руб.:
Дебет 1 501 13 211
«Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по заработной плате»
Кредит 1 502 11 211
«Принятые обязательства текущего финансового года по заработной плате»;
б) приняты учреждением денежные обязательства по выплате заработной платы на сумму 62 400 руб.:
Дебет 1 502 11 211
«Принятые обязательства текущего финансового года по заработной плате»
Кредит 1 502 12 211
«Принятые денежные обязательства текущего финансового года по заработной плате».
Однако чаще всего возникновение денежного обязательства совпадает с принятием учреждением соответствующего бюджетного обязательства. Правда, еще раз отметим, что различия в порядке принятия к бухгалтерскому учету бюджетных и денежных обязательств прежде всего зависят от сформированной в учреждении учетной политики.
Завершающий этап исполнения бюджета
На следующем этапе исполнения бюджета по расходам учреждение предъявляет платежные и иные документы в казначейство или финансовый орган либо в банк. Далее согласно п. 5 ст. 219 Бюджетного кодекса производится оплата денежных обязательств в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов или ассигнований.
Отметим, что денежное обязательство не может быть исполнено без соответствующей разрешительной надписи (акцепта) соответствующего финансового органа. Нанесение такой разрешительной надписи называется санкционированием расходов и в учете учреждений не отражается.
Факт исполнения денежных обязательств, как правило, подтверждается платежными документами, на основании которых было произведено списание денежных средств со счета бюджета в пользу физических или юридических лиц.
Из ст. 219 Бюджетного кодекса следует, что операции, отражаемые на таких счетах Единого плана счетов, как 206 00 «Расчеты по выданным авансам», 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами», 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам», 303 00 «Расчеты по платежам в бюджет», в корреспонденции с кредитом счетов 201 00 «Денежные средства учреждения», 304 05 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом» как раз и свидетельствуют об исполнении денежных обязательств.
Отражение операций в учете
Как самостоятельный объект учета денежные обязательства в учете государственных (муниципальных) учреждений независимо от типа возникли только с 1 января 2011 г.
И если порядок ведения учета бюджетных обязательств относительно прост, поскольку принятие такого обязательства подтверждается документом-основанием (договор, контракт и т.п.), нетрудно установить и момент отражения таких операций в учете. Однако при отражении в учете денежных обязательств возникают определенные особенности.
Как отмечалось выше, необходимость принятия денежных обязательств чаще всего возникает в результате наступления соответствующих условий договоров с поставщиками (подрядчиками) или на основании локальных актов. Однако особенностью принятия денежного обязательства является именно наступление (возникновение) определенного условия, которое не связано с изменением активов или расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Представляется, что порядок ведения учета денежных обязательств прежде всего будет зависеть от того, какую информацию бухгалтер и руководитель учреждения хотят получить.
Очевидно, что учет операций, отражаемых на 500-х счетах Единого плана счетов, позволяет получать оперативную информацию о ходе исполнения бюджета по расходам в данном учреждении в целом. А ведение учета с учетом соответствующих кодов бюджетной классификации позволяет получать сведения об исполнении бюджета по расходам в разрезе разделов (подразделов), целевых статей, программ вплоть до КОСГУ.
Обратите внимание, что сумма оборотов по кредиту счета 502 01 «Принятые обязательства» отражает объем принятых бюджетных обязательств, или, другими словами, объем заключенных учреждением договоров. На соответствующую отчетную дату учреждение как бы «резервирует», планирует произвести расходы в пределах доведенных лимитов.
В то же время сумма оборотов по кредиту счета 502 02 «Принятые денежные обязательства» характеризует объем отраженных в бухгалтерском учете учреждения своих денежных обязательств перед контрагентами (поставщиками, подрядчиками, работниками). Или, другими словами, обороты по кредиту счета 502 02 соответствуют объему денежных средств, которые учреждение готово уплатить за счет средств бюджета на соответствующую отчетную дату.
Таким образом, разница между кредитовыми оборотами по счетам 502 01 и 502 02, соответствующая кредитовому сальдо по счету 502 01, свидетельствует о том, какая сумма должна быть уплачена из бюджета для исполнения договоров, контрактов и других обязательств, принятых учреждением на соответствующую отчетную дату.
В то же время кредитовое сальдо по счету 501 03 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» соответствует «невостребованному» объему лимитов, под которые учреждением еще не заключены договоры и не приняты обязательства перед юридическими и физическими лицами.
Отметим также, что соотношение кредитовых оборотов по соответствующему КОСГУ аналитических счетов по счету 502 02 и аналитических счетов по счетам 201 00 и 304 05 позволит получить информацию о суммах ожидающих исполнения принятых денежных обязательств и уже исполненных денежных обязательств.
Имея указанную аналитическую информацию об исполнении бюджета по расходам, руководитель учреждения, бухгалтер и другие заинтересованные лица могут контролировать порядок принятия решений на определенных этапах хозяйственной деятельности учреждения.
Напомним, что Инструкция N 157н не содержит жестких установок по порядку отражения в учете операций по принятию денежных обязательств. Поэтому учреждению необходимо самостоятельно разработать такой порядок. При этом очевидно, что порядок отражения денежных обязательств следует увязать с принятым в учреждении порядком учета бюджетных обязательств. Такая увязка между учетом бюджетных и денежных обязательств необходима для получения объективной и корректной информации об исполнении бюджета.
Например, если учетной политикой учреждения принято отражать бюджетные обязательства в момент подписания договора, то денежные обязательства по расчетам с поставщиком (подрядчиком) целесообразно принимать к учету согласно условиям договора об уплате аванса и окончательного расчета, но не позднее даты перечисления средств.
Другой пример — если учетной политикой учреждения бюджетные обязательства принимаются в момент образования кредиторской задолженности (например, при расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, взносам и иным платежам), то денежные обязательства могут отражаться в учете также в момент образования кредиторской задолженности (то есть одновременно с принятием бюджетных обязательств) либо на дату уплаты соответствующих сумм в бюджет.
На наш взгляд, нецелесообразно для осуществления проводок по принятию денежных обязательств еще раз использовать договоры (копии договоров) или иные документы. Для отражения в регистрах учета рекомендуем использовать справку (ф. 0504833).
Напомним, что в соответствии с Инструкцией от 15 декабря 2010 г. N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» справка (ф. 0504833) предназначена для отражения учреждением операций, совершаемых в ходе ведения хозяйственной деятельности, не требующих документов от плательщиков, субъектов учета. На основании справки (ф. 0504833) производятся записи в журнал регистрации обязательств (ф. 0504064). В соответствии с п. 320 Инструкции N 157н учет принимаемых обязательств ведется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.
Корректировка принятых бюджетных обязательств
При выполнении договорных обязательств принятые бюджетные обязательства должны быть скорректированы с учетом фактически выполненных работ (услуг), поставленной продукции и т.д.
Пример 3. 11 января 2013 г. казенному учреждению были выделены годовые лимиты бюджетных обязательств на подстатью 223 «Коммунальные услуги» в размере 200 000 руб.
21 января 2013 г. руководитель учреждения подписал договор с поставщиком на оказание коммунальных услуг по теплоснабжению на сумму 78 000 руб.
Однако сумма фактически оказанных учреждению услуг за 2012 г., согласно актам приема-передачи, составила 76 420 руб.
В конце отчетного периода (в декабре 2012 г.) бухгалтером делается исправительная проводка на уменьшение суммы принятых бюджетных обязательств по данному договору:
— уменьшены бюджетные обязательства в соответствии с фактическим объемом оказанных услуг на 1580 руб. (78 000 руб. — 76 420 руб.) (сторно):
Дебет 1 501 13 223
«Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по коммунальным услугам»
Кредит 1 502 11 223
«Принятые обязательства текущего финансового года по коммунальным услугам».
Обратите внимание, что на неиспользованную сумму (1580 руб.) необходимо оформить дополнительное соглашение к договору.
Если же сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило получение услуг актами приема-передачи или другими документами, то необходимо доначислить сумму бюджетных обязательств по данному договору. Однако это возможно только в случае, если лимиты бюджетных обязательств по соответствующей подстатье КОСГУ не выбраны полностью. Заметим, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов не допускается.
Заполнение формы 0503128 «Отчет о принятых бюджетных обязательствах» (раздел 1)
В соответствии с Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (с изм. и доп.) форма 0503128 входит в состав полугодовой и годовой отчетности (главный распорядитель вправе устанавливать свои периоды для текущего контроля) для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Много вопросов возникает при заполнении данной формы, попробуем разобраться. Во-первых, начнем с того, что данная форма заполняется до операций по закрытию года. В графе 4 заполняются показатели по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 503 15 000 «Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года» (для казенных учреждений), для бюджетных и автономных учреждений учитываются показатели по счету 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств» в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Графа 5 заполняется на основании дебета счета 0 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств». Для бюджетных и автономных учреждений графы 4 и 5 совпадают. Сверить можно с графой 5 формы 0503127. Графа 6 заполняется на основании кредита счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства». Графа 8 заполняется на основании счета 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства». Рассмотрим момент, когда на начало года была кредиторская и дебиторская задолженность: на сумму кредиторской задолженности необходимо увеличить бюджетные и денежные обязательства, а на сумму дебиторской задолженности соответственно уменьшить бюджетные и денежные обязательства. Это важно, так как повлияет на правильность заполнения данного отчета. В учете в начале года необходимо также отразить — принять бюджетные и денежные обязательства за счет выделенных средств на сумму кредиторской задолженности и уменьшить бюджетные и денежные обязательства на сумму дебиторской задолженности. В графе 10 кассовое исполнение необходимо сверить с графой формы 0503127. Графа 11 заполняется как разница между графами 6 и 10. Графа 12 заполняется как разница между графами 8 и 10. Показатели графы 12 — это и есть сумма кредиторской задолженности учреждения.
В завершение отметим, что все спорные вопросы, возникающие в учреждении по учету принятия бюджетных и денежных обязательств, необходимо отразить в учетной политике, чтобы у проверяющих органов появлялось меньше вопросов.

Добавлено в закладки: 0

Что такое денежные обязательства? Описание и определение термина

Денежные обязательства – это обязательства любого характера, содержание которых предусматривает обязательную выплату денежной суммы.

Если говорить в целом, то любое обязательство в конечном итоге может быть выражено в форме денежного обязательства. К денежным обязательствам причисляют не только договорные обязательства, но и такие обязательства, которые возникают в результате причинения ущерба или вреда. Подобные обязательства носят название деликтов по значению, то есть правонарушения. Объектом денежных обязательств соответственно являются денежные знаки, которые в данном государстве и на данный момент считаются законным средством платежа.

Суть денежных обязательств

Денежные обязательства – это гражданские правоотношения, преследующие своей целью перераспределение денежных ценностей и включающие право требования кредитора к должнику о передаче в собственность некоторого количества денежных средств.

Денежные отношения с участием банка или какого—либо ещё профессионального участника фондового рынка называются банковскими денежными обязательствами. Такого рода обязательство по праву считается денежным, конечно если оно будет выражено в валюте национальной. Если обязательство было выражено в валюте иностранной, то тогда оно признается денежным в том порядке и на тех условиях, которые определены законом .

Невозможность исполнения денежных обязательств, наступившая вследствие:

  1. отсутствия кредитора или лица, уполномоченного им принять исполнение, в месте, где обязательство должно быть исполнено;
  2. или недееспособности кредитора и отсутствия у него представителя;
  3. или очевидного отсутствия определенности по поводу того, кто является кредитором по обязательству, в частности в связи со спором по этому поводу между кредитором и другими лицами;
  4. или уклонения кредитора от принятия исполнения;
  5. или иной просрочки с его стороны, тогда это позволяет должнику освободить себя от обязательства путем внесения его предмета в депозит нотариальной конторы или суда.

Денежные обязательства могут возникать не только по соглашению, но и по воле лишь одной из сторон, например в результате требования кредитора о том, чтобы были возмещены убытки, а также – помимо воли сторон – причинение вреда здоровью, обязательства вследствие неосновательного обогащения, находки или алиментов.

Рассмотрим более детально, что значит термин денежные обязательства.

Денежное обязательство представляет собой гражданское правоотношение , содержанием которого является право требования кредитора и обязанность должника совершить уплату определенной суммы денег на счет. Или если содержание денежного обязательства предполагает периодическое совершение нескольких платежей в погашение одного и того же долга.
Предмет денежного обязательства – определенная сумма денег — проще говоря, долг.

Деньгами в юридическом смысле этого слова, то есть, предметом, подлежащим передаче во исполнение денежного обязательства, являются денежные знаки страны в которой осуществляется платеж.

Исполнение денежных обязательств в условиях инфляции требует постоянной корректировки сумм, выплачиваемых на протяжении определенного периода. Для договоров между юридическими лицами либо предпринимательских (коммерческих) договоров возможность учета инфляции закладывается непосредственно в самом письменном договоре.

Денежные обязательства, как правило, включают в себя условия об уплате процентов. Размер процентов, взыскиваемых за неисполнение денежного обязательства, определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, то в месте нахождения юридического лица учетной ставкой банковского процента, установленного на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

Понятие денежного обязательства

В процессе коммерческой и хозяйственной деятельности между юридическими лицами и гражданами неизменно возникают денежные обязательства. С правовой точки зрения обязательства – это отношения между сторонами, по которым одна сторона должна совершить в пользу другой стороны определенные действия, или же наоборот, воздержаться от совершения определенных действий. При осуществлении денежных обязательств такой обязанностью является уплата денег или воздержание от их уплаты. К числу денежных обязательств относятся, например, валютные сделки, обязательства платежа по определенному курсу, алиментные обязательства, обязательства, направлены на предоставление денежных знаков в определенной сумме денежных единиц (в последнем случае имеют место денежные обязательства в узком смысле слова, к которым относятся и расчетные сделки).

Основаниями для возникновения денежных обязательств могут быть различные юридические факты. Денежные обязательства могут возникать на основании договора, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения, а также путем трансформации обязательств в денежные, в случае присуждения к выплате денежной компенсации в связи с нарушениями обязательств.

Когда возникают и когда прекращаются денежные обязательства

Обычно денежные обязательства являются двусторонними. Основаниями для возникновения денежных обязательств могут быть разные договоры и любые сделки, предусмотренные законом, судебное решение, установившее гражданские права и обязанности; приобретение имущества; причинение вреда другому лицу; необоснованное обогащение; иные действия граждан и юридических лиц.

Прекращение обязательства представляет собой прекращение прав и обязанностей участников правоотношений. Способы прекращения обязательств установлены законодательством государства, а именно – исполнение обязательства, предоставление отступного, зачет, новация, прощение долга, невозможность исполнения, прекращение на основании акта государственного органа, смерть гражданина, ликвидация юридического лица.

Когда должник исполняет соответствующие денежные обязательства, которые были предусмотрены договором, обязательства перед другой стороной на этом прекращаются и договор уже считается исполненным. Исполненными данные обязательства считаются и тогда, когда они приняты контрагентом по договору и имеются соответствующие документы, кторые подтверждают исполнение денежных обязательств.

Денежные обязательства могут быть прекращены прощением долга кредитором своему должнику. Если такое имеет место, то прощение долга должно быть оформлено надлежащим образом, таким же , что и само денежное обязательство. Если обязательство оформлено письменно в форме договора, то и прощение долга должно быть оформлено также письменно.
Обязательства могут быть прекращены и на основании акта государственного органа, также в результате смерти гражданина или ликвидации юридического лица, выступающего по договору должником или кредитором.

Учет бюджетных обязательств

Финансовая деятельность бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности, который утверждается учредителем.

Для обобщения информации о ходе исполнения бюджетным учреждением утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности сметных (плановых) назначений, в том числе по принятию и (или) исполнению принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год, применяются счета разд. 5 «Санкционирование расходов» (п. 161 Инструкции N 174н)

Для учета принятых бюджетным учреждением обязательств (денежных обязательств) используются следующие термины и понятия (п.308 Инструкции 157н):

  • обязательства учреждения — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного учреждения, автономного учреждения предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения;
  • денежные обязательства — обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Согласно абз. 2 п. 318 Инструкции N 157н учет принятых обязательств и денежных обязательств бюджетным учреждением осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие.

Перечень документов, подтверждающих принятие обязательств (денежных обязательств) и момент их принятия устанавливается учреждением в Учетной политике.

Счета, используемые для учета принятых бюджетным учреждением обязательств

Учет показателей по принятию обязательств (денежных обязательств) бюджетным учреждением ведется: 1. на счете 0 502 01 000 «Принятые обязательства», который предназначен для обобщения информации принятых обязательствах на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год. На указанном счете отражаются т (п. 311 Инструкции N 157н). акже суммы внесенных изменений в принятые обязательства
2. на счете 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства», который предназначен для обобщения информации о принятых денежных обязательствах на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год. На указанном счете отражаются также суммы внесенных изменений в принятые денежные обязательства (п. 311 Инструкции N 157н).

Операции на этих счетах группируются в разрезе кодов КОСГУ, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности.

Аналитический учет принятых бюджетным учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064). В журнале указываются наименование, номер и дата документа-основания для принятия обязательств, номер счета бухгалтерского учета и сумма, дата постановки обязательства на учет и дата снятия с бухгалтерского учета.

По окончании текущего финансового года при наличии неисполненных обязательств в следующем финансовом году они должны быть приняты к учету на очередной финансовый год в объеме, запланированном к исполнению. Перенос показателей осуществляется в первый рабочий день текущего года на основании справки ф. 0504833.

Согласно п. 167 Инструкции N 174н принятие обязательств бюджетным учреждением отражается следующей корреспонденцией счетов:

Дебет Кредит
Принятие обязательств в соответствии с договором, соглашением, законом, иным нормативным правовым актом на текущий финансовый год 0 506 10 XXX 0 502 11 XXX
Принятие денежных обязательств в текущем году 0 502 11 XXX 0 502 12 XXX

Принятые обязательства бюджетного учреждения

В показатели принятых бюджетных обязательств бюджетного учреждения включаются:

  • обязательства по контрактам (договорам), которые приняты в прошлые годы и не исполненны по состоянию на начало текущего финансового года, и подлежат исполнению в текущем финансовом году;
  • обязательства по выплате заработной платы работникам;
  • обязательства по выплате работникам иных выплат в соответствии с трудовыми договорами и законодательством РФ, которые предусмотренны к исполнению в текущем финансовом году;
  • обязательства по уплате обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (налогов, пошлин, взносов, сборов и иных выплат), которые предусмотренны к исполнению в текущем финансовом году;
  • обязательства по возмещению вреда, причиненного учреждением при осуществлении им хозяйственной деятельности, по иным выплатам, которые вступили в законную силу по решению суда, и предусмотренны к исполнению в текущем финансовом году;
  • иные расходные обязательства.

Основаниями для принятия бюджетным учреждением обязательств являются:

  • заключенный договор (контракт), который должен быть подписан и скреплен печатью обеими сторонами;
  • по расчетам с подотчетными лицами — утвержденные руководителем учреждения письменные заявления подотчетных лиц с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету;
  • начисление заработной платы и социальных взносов за определенный период (месяц).

Принятие обязательств бюджетным учреждением подтверждается следующими документами: заключенным договором, расходным кассовым ордером на выдачу подотчетной суммы, авансовым отчетом, ведомостью начисленной заработной платы.

На основании указанных документов оформляется бухгалтерская запись по принятию обязательств:

  • датой договора на полную стоимость по договору;
  • одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;
  • датой принятия к учету авансового отчета;
  • последним числом месяца, за который начислена заработная плата.

Принятые бюджетным учреждением денежных обязательств

Принятые бюджетным учреждением денежные обязательства отражаются, когда по условиям договора или в соответствии с законами, иными нормативными актами у учреждения возникла обязанность уплатить денежные средства по принятым обязательствам.

В показатели принятых денежных обязательств включаются:
1) в части расчетов с контрагентами в разрезе получателей авансовых платежей (контрагенты):
а) на основании данных счетов а 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (разница дебетовых оборотов, отражающих получение контрагентами денежных средств, и кредитовых оборотов, отражающих возвраты выданных в текущем периоде авансовых платежей и (или) зачеты авансовых платежей в оплату начисленных (принятых) в текущем периоде обязательств) — предоставленные в текущем периоде авансовые платежи по принятым обязательствам за минусом произведенных возвратов указанных авансовых платежей. Остатки выданных авансовых платежей, числящиеся на начало текущего периода по счетам 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», а также кредитовые обороты, которые изменяют указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включаются;
б) на основании кредитовых оборотов счетов 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» — начисленные денежные обязательства,котроые подлежат исполнению в текущем финансовом году. Кредитовые и дебетовые обороты, которые отражают увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по принятым денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включаются;
в) на основании дебетовых оборотов 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами», 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» — принятые денежные обязательства прошлых лет, исполненные в текущем периоде;
2) в части расчетов с подотчетными лицами в разрезе подотчетных лиц:
а) на основании дебетовых оборотов по счетам 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» за минусом кредитовых оборотов по счетам 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» — полученные подотчетными лицами денежные средства за минусом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей;
б) на основании дебетовых оборотов по счетам 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» — полученные в текущем периоде подотчетными лицами денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет.
Остатки выданных авансовых платежей подотчетным лицам, которые числятся на начало отчетного года по счетам 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», а также кредитовые обороты, которые изменяют указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств текущего периода не включаются;
в) в части расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ на основании аналитических данных в разрезе платежей в бюджеты бюджетной системы РФ:
— на основании кредитовых оборотов счетов 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (0 303 02 730 — 0 303 13 730) — начисленные в текущем периоде платежи (налоги, пошлины, сборы, взносы и иные обязательные платежи);
— на основании дебетовых оборотов счетов 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (0 303 02 830 — 0 303 13 830) — обязательства по уплате платежей прошлых лет, которые числятся на начало текущего года и исполненные в текущем периоде.
Показатели расчетов по излишне уплаченным платеж, которые числятся на начало текущего периода по счетам 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты», а также кредитовые обороты, которые изменяют указанные расчеты, в принятых денежных обязательствах текущего периода не учитываются.
Документами-основаниями для принятия бюджетным учреждением денежных обязательств являются:
— оплата аванса поставщику;
— акт выполненных работ (услуг);
— товарная накладная, подтверждающая факт получения товара;
— расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных сумм;
— авансовый отчет;
— начисление заработной платы за определенный период (месяц).
На основании указанных документов оформляется бухгалтерскую запись по принятию денежных обязательств:
— датой подписанных акта выполненных работ (услуг), товарной накладной; датой перечисленного аванса поставщикам;
— одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;
— одновременно с принятием к учету авансового отчета;
— последним числом месяца, за который начислена заработная плата.

Счет 94 «Прочие расходы операционной деятельности»

Счет 94 «Прочие расходы операционной деятельности» имеет следующие субсчета:

940 «Расходы от первоначального признания и от изменения стоимости активов, учитываемых по справедливой стоимости»;

941 «Расходы на исследования и разработки»;

942 «Расходы на куплю-продажу иностранной валюты»;

943 «Себестоимость реализованных производственных запасов»;

944 «Сомнительные и безнадежные долги»;

945 «Потери от операционной курсовой разницы»;

946 «Потери от обесценивания запасов»;

947 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

948 «Признанные штрафы, пеня, неустойки»;

949 «Прочие расходы операционной деятельности».

По дебету счета отражается сумма признанных расходов, по кредиту — списание на счет 79 «Финансовые результаты».

На субсчете 940 «Расходы от первоначального признания и от изменения стоимости активов, учитываемых по справедливой стоимости» обобщается информация о расходах от первоначального признания и от изменения стоимости активов, учитываемых по справедливой стоимости, в частности расходы от первоначального признания сельскохозяйственной продукции и биологических активов и от изменения справедливой стоимости биологических активов, которые определены согласно Положению (стандарту) бухгалтерского учета 30 «Биологические активы».

На субсчете 941 «Расходы на исследования и разработки» ведется учет расходов, связанных с исследованиями и разработками, осуществляемыми предприятием, если такие исследования и разработки соответствуют Положению (стандарту) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы».

На субсчете 942 «Расходы на куплю-продажу иностранной валюты» обобщается информация о расходах на куплю-продажу иностранной валюты, в частности отрицательная разница между ценой купли-продажи иностранной валюты и ее балансовой стоимостью.

На субсчете 943 «Себестоимость реализованных производственных запасов» ведется учет себестоимости реализованных производственных запасов (сырья, материалов, отходов и т. п.) и необоротных активов и групп выбытия, удерживаемых для продажи.

На субсчете 944 «Сомнительные и безнадежные долги» обобщается информация о начислении резерва сомнительных долгов на задолженность, являющуюся финансовым активом (кроме приобретенной задолженности и задолженности, предназначенной для продажи), о сумме списанной безнадежной задолженности в случае недостаточности суммы начисленного резерва сомнительных долгов и о сумме списанной безнадежной задолженности, по которой создание резерва сомнительных долгов не предусмотрено.

На субсчете 945 «Потери от операционной курсовой разницы» ведется учет потерь по активам и обязательствам операционной деятельности предприятия от изменения курса гривни к иностранной валюте.

На субсчете 946 «Потери от обесценивания запасов» ведется учет потерь, связанных с обесцениванием (уценкой) запасов, согласно положениям (стандартам) бухгалтерского учета 9 «Запасы» и 27 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность».

На субсчете 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ведется учет недостач денежных средств и других ценностей и потерь от порчи ценностей, выявленных в процессе заготовления, переработки, хранения и реализации. Одновременно со списанием ценностей, виновные в недостаче которых не установлены, на расходы балансовая стоимость списанного актива зачисляется на забалансовый счет 07 «Списанные активы».

На субсчете 948 «Признанные штрафы, пеня, неустойки» ведется учет признанных экономических санкций за невыполнение предприятием законодательства и условий договоров.

На субсчете 949 «Прочие расходы операционной деятельности» обобщается информация о расходах операционной деятельности, не нашедших отражения на других субсчетах счета 94 «Прочие расходы операционной деятельности», в частности расходы жилищно-коммунальных и обслуживающих хозяйств, детских дошкольных заведений, домов отдыха, санаториев и других заведений оздоровительного и культурного назначения, выплаты за неотработанное время, не подлежащие накоплению, и т. п. Предприятия, являющиеся страховщиками согласно Закону Украины «О страховании», на этом субсчете обобщают информацию о расходах страховщика, в частности отчислениях в централизованные страховые резервные фонды, создаваемые для обеспечения выполнения обязательств по отдельным видам обязательного страхования, отчислениях в страховые резервы иные, нежели резерв незаработанных премий, которые формируются в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Источник для Бугалтер.Инфо: Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Вебинар «Как выявить нецелевое использование бюджетных средств с помощью 1С-Финконтроль?»

Бюджетные и денежные обязательства принимаются как участниками бюджетного процесса (казенными учреждениями, органами власти), так и.