Рассмотрим, что такое операционная аренда, какими признаками она характеризуется и какие объекты бухучета в связи с ней.

Безвозмездное пользование недвижимым имуществом: спорные ситуации и практика их решения

В современном мире безвозмездное пользование не типично для коммерческого оборота, так как предоставляющая сторона не преследует цели извлечения прибыли. Однако институт безвозмездного пользования ― явление довольно распространённое в личных и бытовых отношениях, в государственном секторе, а также часто используется в просветительских, благотворительных и иные социально значимых целях. В статье затронуты наиболее часто встречающиеся спорные ситуации по передаче недвижимого имущества в безвозмездное пользование, а также дана их оценка с учётом сложившейся судебной практики.

Регламентация безвозмездного пользования недвижимым имуществом в первую очередь осуществляется главой 36 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ― ГК РФ). В целях передачи имущества в безвозмездное пользование между сторонами (ссудодателем и ссудополучателем) должен быть заключён договор безвозмездного пользования (договор ссуды).

Кроме того, в связи с существенным сходством аренды и ссуды ряд правил о договорах аренды применяется и к ссуде. В остальной части действуют общие нормы о договоре и обязательствах (главы 21-29 ГК РФ), а также специальные нормы, в зависимости от субъектов договорных отношений и передаваемых в безвозмездное пользование объектов.

Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 689 ГК РФ требования к условию договора ссуды о его предмете определяются п. 3 ст. 607 ГК РФ (объекты аренды), который в силу п. 2 ст. 689 ГК РФ распространяется и на договор безвозмездного пользования. Из данной нормы следует, что отсутствие в договоре данных, которые позволяют определённо установить вещи, подлежащие передаче ссудополучателю, означает, что существенное условие договора (его предмет) осталось несогласованным, а значит, договор не может быть признан заключённым.

Такого подхода единодушно придерживается и судебная практика. Например, в постановлении ФАС СКО от 27.02.2007 № Ф08-617/2007 договор безвозмездного пользования был признан судом незаключённым в связи с тем, что его содержание не позволяет индивидуализировать имущество, являющееся объектом сделки. К таким же выводам приходят СК по гражданским делам ВС Республики Карелия (апелляционное определение от 28.05.2013 по делу № 33-1481/2013), ФАС ЗСО и ФАС МО (в постановлениях от 03.06.2003 № Ф04/2368-323/А67-2003 и от 05.04.2002 № КГ-А41/1813-02 соответственно).

В ряде случаев суды указывали, что в материалах дела имеется совокупность доказательств, позволяющая определённо установить предмет договора безвозмездного пользования (постановление ФАС ЦО от 10.11.2009 № Ф10-4860/09; определение ВАС РФ от 10.02.2010 № ВАС-696/10). Остановимся подробнее на следующем примере.

По делу № А47-12046/2015 от 28.07.2016 судом первой инстанции было отмечено, что из представленных истцом доказательств не представляется возможным идентифицировать торговый павильон, переданный ответчику по договору безвозмездного пользования, в связи с отсутствием его технических характеристик, а также установить тождественность переданного имущества с теми объектами, которые находятся на территории курорта ответчика. Однако в апелляционной и кассационной инстанциях это решение было отменено со ссылкой на п. 3 ст. 607 ГК РФ и п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», гласящего о том, что если арендуемая вещь в договоре аренды не индивидуализирована должным образом, однако договор фактически исполнялся сторонами (например, вещь была передана арендатору, и при этом спор о ненадлежащем исполнении обязанности арендодателя по передаче объекта аренды между сторонами отсутствовал), стороны не вправе оспаривать этот договор по основанию, связанному с ненадлежащим описанием объекта аренды, в том числе ссылаться на его незаключённость или недействительность. Принимая во внимание, что указанный объект (торговый павильон) был передан и принят по акту приёма-передачи от 18.06.2009 без замечаний и возражений, и отмечая, что представитель ответчика в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций данный факт не отрицал, суд кассационной инстанции заключил, что у сторон не имелось разногласий относительно объекта сделки.

Из представленных примеров можно сделать вывод, что в договоре безвозмездного пользования важно чётко определить, какая вещь подлежит передаче. Невозможность индивидуализировать имущество расценивается судами как несогласованное условие договора об объекте, а сам договор не считается заключённым.

Немаловажным вопросом является и определение сторон договора, особенного внимания заслуживает ссудодатель. Согласно п. 1 ст. 690 ГК РФ право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит её собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.

Приведём следующий пример. Судом было установлено (определение ВС РФ от 27.12.2016 № 301-ЭС16-1825), что муниципальному учреждению здравоохранения (далее ― Учреждение) на праве оперативного управления принадлежали нежилые помещения. Департамент муниципального имущества дал согласие на передачу в безвозмездное пользование указанных помещений Городской специализированной службе (далее ― Служба). Учреждение (ссудодатель) и Служба (ссудополучатель) подписали договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 01.01.2011, а 25.06.2014 и 25.12.2014 Служба и ООО «СРС» (далее ― Общество) подписали договоры безвозмездного пользования указанным недвижимым имуществом.

Исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу, что пункт договора о предоставлении ссудополучателю (Службе) права сдавать недвижимое имущество в безвозмездное пользование или в аренду физическим и юридическим лицам без согласия ссудодателя (Учреждения) является недействительным, поэтому на момент подписания спорных договоров у Службы отсутствовало право на передачу недвижимого имущества в безвозмездное пользование Общества; соответственно, за то время, пока Общество в отсутствие законных оснований осуществляло пользование помещениями, на его стороне возникло неосновательное обогащение в виде сбережённой платы за пользование государственным имуществом, закреплённым за истцом на праве оперативного управления.

Примерами аналогичных решений могут являться постановление АС ВВО от 14.09.2016 № Ф01-3385/2016 (правопредшественник истца передал принадлежащее ему на праве оперативного управления имущество по договору безвозмездного пользования третьему лицу, которое на основании спорных договоров передало его ответчику, чего оно не вправе было делать), постановление АС ЗСО от 14.03.2017 № Ф04-9/2017 (администрация сельсовета в отсутствие правовых оснований распорядилась участком, право собственности на который принадлежит иному публично-правовому образованию), постановление Четвертого ААС от 26.01.2015 № 04АП-6439/2014 (договор безвозмездного пользования жилыми помещениями признан недействительным, суд обязал ООО освободить занимаемые помещения и передать их федеральному государственному казенному учреждению) и др.

Большинство спорных ситуаций возникает, когда недвижимое имущество передаётся в безвозмездное пользование государственными (муниципальными) предприятиями или учреждениями, имущество которых находится в государственной (муниципальной) собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении учреждений), или, наоборот, указанные субъекты являются ссудополучателями.

Изучив материалы дела в кассационной инстанции ВС РФ установил (определение ВС РФ от 29.02.2016 № 307-ЭС15-19956): Территориальное управление Федерального агентства (далее ― Управление Росимущества) и Управление Федеральной службы (далее ― Управление Росреестра) заключили договор безвозмездного пользования имуществом от 07.11.2005 № 612-БП, по которому были переданы в безвозмездное пользование нежилые помещения в здании. По актам приёма-передачи от 14.11.2005, 01.05.2006, 01.03.2006 эти помещения переданы Управлению Росреестра. Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом указанное здание закреплено на праве хозяйственного ведения за компанией «Я». В соответствии с передаточным актом от 12.05.2006 имущественные и неимущественные права и обязанности компании «Я» переданы федеральному государственному унитарному предприятию «ВГТРК» (далее ― Предприятие) как правопреемнику. Дополнительным соглашением от 23.11.2006 балансодержателем определено Предприятие. Право хозяйственного ведения Предприятия на указанное здание зарегистрировано 23.04.2008.

Между Предприятием и Управлением Росимущества 05.12.2013 было заключено дополнительное соглашение № 3 к договору безвозмездного пользования, по условиям которого представителем собственника по договору признаётся Управление Росимущества, ссудодателем ― Предприятие.

Исходя из вышеизложенного судом был сделан следующий вывод. Поскольку имущество, находящееся в пользовании у Управления Росреестра, было закреплено на праве хозяйственного ведения за компанией «Я» (правопредшественником Предприятия) до момента заключения оспариваемого дополнительного соглашения, то на момент его подписания Управление Росимущества не могло являться ссудодателем по договору от 07.11.2005 № 612-БП, так как не имело соответствующих полномочий. В соответствии со ст. 294, 295 ГК РФ, ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», п. 5 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственник имущества, закреплённого за предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляет согласование сделок по распоряжению таким имуществом. При этом государственные предприятия с согласия собственника имущества распоряжаются недвижимым имуществом, закреплённым за ними на праве хозяйственного ведения, самостоятельно. Собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.

Так, в кассационной инстанции определением ВС РФ от 27.12.2016 № 301-ЭС16-18258 договоры безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 26.06.2014 и от 25.12.2014 были признаны недействительными, поскольку спорные договоры подписаны в отсутствие согласия собственника недвижимого имущества и с нарушением положений ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ― Закон о защите конкуренции).

Отдельно хотелось бы отметить, что заключение договоров безвозмездного пользования государственного или муниципального имущества осуществляется в соответствии со ст. 17.1 Закона о защите конкуренции и в соответствии с приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в отношении п. 1 ст. 690 ГК РФ судебная практика единогласна: только собственник (управомоченное лицо) имеет право передачи вещи в безвозмездное пользование, в противном случае договор считается недействительным.

Учитывая, что рассматриваемое в настоящей статье имущество является недвижимым, стоит остановиться на таком вопросе, как государственная регистрация прав на недвижимое имущество при передаче в безвозмездное пользование.

Согласно п. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с землёй и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных в ст. 131 ГК РФ и Федеральном законе от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее ― Федеральный закон 122-ФЗ). В перечне прав на недвижимость, подлежащих регистрации, определённых в ст. 131 ГК РФ, права ссудополучателя на временное безвозмездное пользование не названы. Кроме того, ст. 4 Федерального закона 122-ФЗ в соответствии со ст. 131 ГК выделяет также регистрацию наряду с правами и их ограничений (обременений), которые представляют собой наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении прав собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.).

Таким образом, действующее законодательство не требует государственной регистрации ни договора передачи объекта недвижимости в безвозмездное пользование, ни возникшего в связи с этим у ссудополучателя права безвозмездного пользования объектом недвижимости, ни возникшего временного обременения собственности на объект недвижимости (постановление ФАС ВСО от 05.10.2012 по делу № А78-9493/2011). Аналогичный вывод сделали ФАС ДО (постановление от 11.03.2013 № Ф03-385/2013), ФАС МО (постановление от 25.09.2013 по делу № А40-152947/12-54-980), АС ЦО (постановление от 21.04.2016 № Ф10-865/2016).

В то же время следует отметить, что Федеральным законом от 22.10.2014 № 315-ФЗ внесены изменения в ст. 689 ГК РФ, согласно которым к договору безвозмездного пользования объектом культурного наследия применяются правила о форме и порядке государственной регистрации договора аренды (ст. 609 ГК РФ).

В целях формирования единообразной и соответствующей закону практики осуществления государственной регистрации и государственного кадастрового учёта Минэкономразвития России дал следующие разъяснения.

С учётом п. 2 ст. 651 ГК РФ (аренда здания или сооружения), п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 № 53 «О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений», подлежит государственной регистрации и считается заключённым с момента такой регистрации договор аренды здания, сооружения, нежилого помещения, заключённый на срок не менее года. В этой связи Минэкономразвития России приходит к выводу, что поскольку на договоры безвозмездного пользования объектом культурного наследия распространены положения ГК РФ о государственной регистрации договоров аренды, то ст. 609 ГК РФ должна применяться в отношении договоров безвозмездного пользования объектом культурного наследия с учётом также положений ГК РФ о государственной регистрации договоров аренды соответствующих видов объектов недвижимости, то есть в том числе с учётом положений п. 2 ст. 651 ГК РФ (а также разъяснения, содержащегося в п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 № 53 «О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений»).

Таким образом, можно сделать вывод, что по общему правилу договор ссуды недвижимого имущества, равно как и право ссудополучателя, не подлежат государственной регистрации, за исключением объектов культурного наследия, к которым применяются правила о форме и порядке государственной регистрации договора аренды.

Большая часть судебных споров в отношении безвозмездного пользования недвижимым имуществом касается обязанности по содержанию передаваемой вещи.

Согласно ст. 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на её содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования. Судебная практика по данному вопросу единогласна: ссудополучатель (сторона, указанная в договоре) обязуется оплачивать расходы по содержанию имущества, а в случаях, если только часть недвижимого имущества ссудодателя передана в безвозмездное пользование, то нести расходы по содержанию пропорционально доле занимаемой площади (определение ВС РФ от 30.09.2016 № 306-ЭС16-12408, постановление АС ВСО от 26.08.2016 № Ф02-4584/2016,постановление АС ДО от 23.01.2017 № Ф03-6251/2016, постановление АС МО от 17.03.2017 № Ф05-149/2017, постановление АС ПО от 29.06.2016 № Ф06-9836/2016).

Рассмотрим следующие ситуации.

Ресурсоснабжающая организация обратилась с иском о взыскании с религиозной организации и муниципального образования в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом задолженности за потреблённую тепловую энергию и процентов за пользование чужими денежными средствами (определение ВС РФ от 01.03.2017 № 303-ЭС16-15619).

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании задолженности за счёт казны муниципального образования, указав на то, что в рассматриваемом случае Комитет как собственник объекта недвижимости, переданного в безвозмездное пользование религиозной организации, обязан в силу закона оплатить поставленный ему истцом коммунальный ресурс (ст. 210 ГК РФ).

Суд округа, отменяя принятые по делу судебные акты и отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что фактическим потребителем поставленной тепловой энергии являлась религиозная организация, в адрес которой направлялись счета-фактуры на оплату, а ранее ― проекты договоров на отпуск тепловой энергии. На основании положений п. 3 ст. 438 ГК РФ суд округа пришёл к выводу о сложившихся фактических договорных отношениях ресурсоснабжающей организации и религиозной организации по поставке тепловой энергии, в связи с чем счёл отсутствие договора теплоснабжения в виде подписанного обеими сторонами (ресурсоснабжающей организацией и религиозной организацией) документа не влияющим на квалификацию названных отношений и не освобождающим религиозную организацию от обязанности оплачивать потреблённую тепловую энергию.

В кассационной инстанции судом было установлено, что обязанность ссудополучателя нести расходы по коммунальному обслуживанию помещения, предусмотренная условиями заключённого между Комитетом и религиозной организацией договора безвозмездного пользования и вытекающая из положений ст. 695 ГК РФ, установлена в отношениях с Комитетом, а не с ресурсоснабжающей организацией, которая не является стороной указанного договора. Поэтому в отсутствие договора между ссудополучателем нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией обязанность по оплате поставленного ресурса возлагается на лицо, обладающее вещным правом на нежилое помещение. Средства были взысканы с ссудодателя.

К такому же выводу в кассационной инстанции пришёл АС ДО (постановление от 23.01.2017 № Ф03-6251/2016): в отсутствие заключённого договора между ссудополучателем и организацией, обслуживающей многоквартирный дом, ответственным перед такой организацией является собственник переданного по договору безвозмездного пользования имущества. Далее судом указано, что это обстоятельство само по себе не исключает право собственника обратиться в последующем к ссудополучателю за компенсацией понесённых расходов, учитывая положения ст. 695 ГК РФ и условия договора безвозмездного пользования.

Аналогичное решение можно наблюдать в постановлении АС ЗСО от 10.03.2017 № Ф04-7090/2017 со ссылкой на правовую позицию, изложенную в определении ВС РФ от 19.09.2014 № 307-ЭС14-1880, где разъяснено, что собственник помещения, оплатив услуги по управлению и содержанию многоквартирного дома, вправе обратиться с соответствующим требованием к лицу, в пользование которого помещение передано.

Как пример такого взыскания с ссудополучателя можно привести дело № А29-2462/2016 (постановление АС ВВО от 27.01.2017 № Ф01-5681/2016). Судом было установлено, что Комитет по управлению муниципальным имуществом обратился с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению (далее ― Учреждение) о взыскании в доход бюджета муниципального образования в порядке регресса расходов по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и процентов за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму с момента вступления решения в законную силу по день фактической оплаты долга. Требование было удовлетворено, поскольку факт исполнения ссудополучателем договорной обязанности по оплате услуг соразмерно занимаемой площади не доказан.

Аналогичной позиции в отношении ст. 695 ГК РФ придерживаются суды даже в ситуации, когда договор безвозмездного пользования между сторонами не заключался. По делу № 33-12120/2016 (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 07.09.2016) сложилась следующая ситуация: истец является собственником квартиры, которую он приобрёл у ответчиков 12.08.2008 по договору купли-продажи. Ответчики на основании устной договорённости остались проживать в указанной квартире, обещали вносить плату за жилищно-коммунальные услуги по квартире, однако за период проживания в квартире ответчики услуги по содержанию жилого помещения, жилищно-коммунальные услуги не оплачивали, в результате чего образовалась задолженность, которая была выплачена истцом в ноябре 2015 года и январе 2016 года.

Судами первой и апелляционной инстанции заявленные требования были удовлетворены, исходя из того, что в период образования задолженности по жилищно-коммунальным услугам в квартире проживали ответчики, которые фактически пользовались данными услугами, однако их оплату не производили. Соответственно, суд пришёл к выводу, что между истцом и ответчиками состоялся договор безвозмездного пользования имуществом, в связи с чем в силу положений ст. 695 ГК РФ ответчики должны были нести обязанность по уплате жилищно-коммунальных услуг за указанное выше жилое помещение, предоставленное им истцом на условиях безвозмездного пользования.

Здесь стоит обратить также внимание на то обстоятельство, что отношения безвозмездного пользования квартирой у сторон возникли с момента приобретения истцом указанной квартиры в собственность ― февраль 2009 года, и, поскольку истец в квартиру не вселялся, ответчики являлись фактическими потребителями жилищно-коммунальных услуг в спорной квартире. Соответственно, задолженность, возникшая до оформления права собственности истца на спорное жилое помещение, не подлежит взысканию с ответчиков, поскольку до февраля 2009 года истец собственником квартиры не являлся, прав на распоряжение указанным жилым помещением, в том числе на его передачу в безвозмездное пользование, не имел.

На основании представленных примеров можно сделать вывод, что судами признаётся несение обязанности ссудополучателем в отношении содержания недвижимого имущества, текущего и капитального ремонта и поддержания его в исправном состоянии, а при оплате соответствующих расходов собственником имущества (ссудодателем) последний имеет право взыскать понесённые расходы с ссудополучателя.

Подводя итоги проведённого анализа положений о безвозмездном пользовании, ещё раз хотелось бы отметить следующее.

Передача в безвозмездное пользование является формой распоряжения имуществом, осуществлять которую вправе собственник (управомоченное законом или собственником лицо), при этом сам объект передаваемого недвижимого имущества должен быть чётко индивидуализирован, иначе договор будет признан судом незаключённым.

Кроме того, риск признания договора незаключённым есть и в случаях несоблюдения порядка заключения договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.

По общему правилу бремя содержания имущества, переданного в безвозмездное пользование (например, расчёты по оплате эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных услуг и пр.), несёт ссудополучатель (если иное не предусмотрено договором). В силу различных причин отдельные расходы по содержанию имущества, возлагаемые в установленном порядке на ссудополучателей, могут производиться ссудодателями (в том числе по решению суда) с последующей компенсацией затрат первыми.

Безвозмездная передача имущества от бюджетного учреждения казенному; kvartal-st.ru; Безвозмездная аренда нежилого помещения проводки.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Сдаете имущество в аренду? Не нарвитесь на НДС

Аренда бюджетного помещения

Советы юристов:

1. Может ли бюджетная организация сдать помещение в аренду выше оценочной стоимости без торгов.

1.1. Не может. Стоимость услуг и имущества не должна превышать среднерыночную (ст.40 налогового Кодекса Российской федерации)

Вам помог ответ?ДаНет

2. Можно ли заключить договор аренды жилого помещения с бюджетной организацией?

2.1. да, можете заключить .

Вам помог ответ?ДаНет

3. Может ли бюджетная организация сдавать в аренду нежило помещение физическому лицу.

3.1. Может. Препятствий нет.

Вам помог ответ?ДаНет

3.2. Да, может. При этом, в зависимости от того, принадлежит помещение муниципальному или государственному бюджетному учреждению, необходимо будет выполнить ряд формальностей. Это необходимо для соблюдения законности и исключения возбуждения уголовного дела по ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями).

Вам помог ответ?ДаНет

4. Если бюджетная организация сдает в аренду помещение по договору до 31.12.2019 г. Но новый договор оформлен т 06.12.2019, где указано, что договор по оказанию услуг вступает в силу с 01.01.2020 г. Каким днем нужно оформить акт приема передачи оборудования и помещения, т. е. возврат арендодателю. А также акт приема передачи от арендодателя к арендатору.

4.1. Датой окончания первого договора. То есть 31.12.2019.

Вам помог ответ?ДаНет

5. Какие док-ты для оплаты должен (или не должен совсем) предоставлять собственник помещения, который является ИП для сдачи нежилого помещения в аренду бюджетному учреждению.

5.1. чтобы упростить процедуру Вы можете предоставить арендатору выписку из ЕГРН, можете не предоставлять она есть в свободном доступе в сети Интернет.

Вам помог ответ?ДаНет

5.2. Ирина. Во-первых, необходимо заключить Договор аренды нежилого помещения. Во-вторых, для оплаты выставить счет на основании которого будет производится оплата аренды. Но перечень платежных документов, сроки оплаты, стоимость арендной платы и другие заслуживающие внимание условия должны быть включены в Договор аренды.

Вам помог ответ?ДаНет

6. Бюджетная организация хочет сдать по часовому принципу помещение в аренду для проведения мероприятия. Как правильно рассчитать стоимость, есть ли какие-то нормативные документы?

6.1. Собственник решает на свое усмотрение, какой размер арендной платы ему установить. У бюджетной организации есть вышестоящие государственные организации и городская или областная администрация, пусть они устанавливают расценки.
Желаю Вам удачи и всех благ!

Вам помог ответ?ДаНет

6.2. Данный вопрос, прежде всего, согласуйте письменно с собственником. Далее, часть вопроса должна быть раскрыта в учетной политике бюджетной организации. Через оценку, путем заключения договора, установите размер рыночной арендной платы в час. Согласуйте с собственником, получите разрешение. Ну и никто не отменял Инструкцию 157 н.

Вам помог ответ?ДаНет

7. Наша бюджетная организация сама проводила аукцион по аренде помещения, в проекте договора было указано, что НДС не входит в стоимость аренды. Этот проект договора мы взяли с сайта департамента, и не внесли изменения, что цена аренды с НДС. Можем мы заключить доп соглашение, что цена аренды включает в себя НДС? Документацию размещали на сайте torgi.gov.ru. Спасибо.

7.1. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Нужно полностью ознакомится с договором аренды.

Вам помог ответ?ДаНет

8. На какой срок Государственное бюджетное учреждение может сдать в аренду помещение (через торги) и кто в в этот момент должен производить ремонтные работ данного помещения.

8.1. Срок договора аренды помещения а также условия о ремонте помещений должны быть указаны в самом договоре аренды, а также в тендерной документации. Условия в данном случае определяет Государственное бюджетное учреждение.

Вам помог ответ?ДаНет

9. Мне нужна консультация по вопросу заключения договора аренды жилых помещений (Заказчик-бюджетное учреждение) с Департаментом имущественных отношений Администрации г. Новый Уренгой (Исполнитель) на 5 лет, вопрос-порядок заключения по 44-ФЗ: с ед. поставщиком или по результатам конкурентных способов определения поставщиков? Спасибо.

9.1. Екатерина Васильевна!

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также — электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Вам необходимо выяснить этот вопрос у заказчика, каким способом он будет определять поставщика.

Вам помог ответ?ДаНет

10. Бюджетное учреждение сдает в аренду помещение на 11 месяцев а не на год это правильно и будет ли это крупной сделкой.

10.1. Доброго времени суток
Совершенно правильно, потому что если сдавать помещение на год и более, договор нужно регистрировать в рос реестре
Удачи Вам. Анна Титова.

Вам помог ответ?ДаНет

11. Федеральное бюджетное учреждение сдает в аренду помещение под кафе. Как быть с движимым имуществом находящемся в этом помещении (столы, стулья, посуда, печи и холодильники). Спасибо.

11.1. Николай!
Этот вопрос стороны должны решить, при этом есть два варианта:
1. движимое имущество также сдается в аренду (платно или бесплатно
2. движимое имущество не сдается в аренду и помещается на склад.

Вам помог ответ?ДаНет

12. Можно ли сдавать помещение морга больницы в аренду ритуальной компании. Больница является государственным бюджетным учреждением здравоохранения и все здания находятся в оперативном управлении.

12.1. Оформление аренды помещения, находящегося в оперативном управлении, осуществляется с согласия собственника в соответствии с законодательством РФ.

Вам помог ответ?ДаНет

13. какой алгоритм действий (желательно, пошаговый) со стороны бюджетной организации доп. образования, желающей заключить договор безвозмездной аренды у другой бюджетной организации? Помещения в оперативном управлении, кадастровый план есть, но нет плана выделенного участка для аренды. Есть ли ресурсы, где эту информацию можно прочитать?

13.1. Аренда не может быть безвозмездной, аренда это передача имущества во временное пользование за определенную стоимость. Можете передать имущество в безвозмездное пользование. Порядок и основания можете почитать в ГК РФ,

Вам помог ответ?ДаНет

13.2. Можете обратиться к любому юристу сайта и заказать данную услугу платно, в личной переписке. Вопрос относится к разряду платных Удачи Вам и всего хорошего.

Вам помог ответ?ДаНет

Консультация по Вашему вопросу

8 800 505-91-11

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Казенное учреждение арендует полностью здание у сбербанка. Казенное учреждение сдали нам в аренду часть помещения на безвозмездной основе. Мы бюджетное учреждение и можем ли мы проводить замену теплосчетчика в здании, если здание нам не принадлежит.

14.1. Вы можете на основании договора аренды произвести замену теплосчетчика в здании которое арендует и Для этого необходимо предоставить договор аренды. Хорошего приятного дня.

Вам помог ответ?ДаНет

14.2. Замена теплосчетчика обязан производить только собственник нежилого помещения в том числе, поэтому бюджетное учреждение не имеет право это делать, тем более за счет своего своих средств.

Вам помог ответ?ДаНет

15. Может ли муниципальное бюджетное культурно-досуговое учреждение сдавать в аренду на длительный срок помещение? Разрешение городского КОМИ имеется.

15.1. При наличии разрешения управления имущества на сдачу в аренду, имеете право заключить договор. Удачи вам!

Вам помог ответ?ДаНет

16. Я являюсь председателем родительского комитета выпускного класса. Скажите, пожалуйста, имеют ли физические лица какие либо льготы при заключении договора гражданско-правового характера на аренду помещения для проведения выпускного в бюджетном учреждении КЦ? Сумма аренды составила больше, чем у юридического лица.

16.1. Я являюсь председателем родительского комитета выпускного класса. Скажите, пожалуйста, имеют ли физические лица какие либо льготы при заключении договора гражданско-правового характера на аренду помещения для проведения выпускного в бюджетном учреждении КДЦ? Сумма аренды составила больше, чем у юридического лица.Никаких льгот у физлиц нет.

Вам помог ответ?ДаНет

17. Без согласия собственника? Юриспруденция ⇒ Финансовое Право Помогите разобраться в ситуации. Одно бюджетное учреждение сдало в аренду принадлежащее ему на праве хоз. ведения помещение компании (акционерному обществу), не получив соответствующего разрешения собственника данного помещения. Может ли бюджетное учреждение сдать в аренду помещение без согласия собственника? Или нет?

17.1. Без согласия собственника? Юриспруденция ⇒ Финансовое Право Помогите разобраться в ситуации. Одно бюджетное учреждение сдало в аренду принадлежащее ему на праве хоз. ведения помещение компании (акционерному обществу), не получив соответсвующего разрешения собственника данного помещения. Может ли бюджетное учреждение сдать в аренду помещение без согласия собственника? Или нет?

Здравствуйте, нет не может, учреждение не является собственником имущества.

Вам помог ответ?ДаНет

18. Бюджетное учреждение сдаёт в аренду нежилые помещения. Можно ли полученную арендную плату расходовать на заработную плату.

18.1. —Здравствуйте, только в том случае если уставом это предусмотрено. И как правило уставом предусмотрено распоряжение внебюджетными средствами в соответствии с локальными НПА учреждения. Удачи Вам и всего хорошего.

Вам помог ответ?ДаНет

18.2. Бюджетное учреждение сдаёт в аренду нежилые помещения. Можно ли полученную арендную плату расходовать на заработную плату.

На заработную плату — нет.
На премии, материальную помощь — да.

Вам помог ответ?ДаНет

19. Мы являемся Муниципальной бюджетной общеобразовательной организацией "Средней общеобразовательной школой", у нас имеется подвальное помещение, которое мы на данный момент сдаем в аренду, срок аренды заканчивается, мы планируем продолжать сдавать это помещение в аренду. В департаменте муниципальной собственности нам дали согласие, но вот вопрос: Нам теперь надо делать аукцион или же все таки мы можем заключить прямой договор. Если ссылаться на ФЗ №135-ФЗ "О защите конкуренции" п. 17.1?

19.1. В департаменте и узнайте, нужен аукцион или нет

Вам помог ответ?ДаНет

20. Может ли бюджетное учреждение, у которого здание находится в оперативном управлении, произведена оценочная стоимость 1 кв.м, сдать помещение в аренду физическому лицу для осуществления им коммерческих услуг? Как правильно выставить счет на оплату, если стоимость 1 кв.м включает в себя НДС?

20.1. Может. Счета все равно выставлять с НДС.

Вам помог ответ?ДаНет

20.2. Необходимо еще учесть, что правительством утвержден перечень имущества, не подлежащего сдаче в аренду.

Вам помог ответ?ДаНет

21. Мы бюджетное учреждение, хотим сдать в аренду нежилое помещение. Как нам лучше прописать плату за коммунальные услуги в договоре аренды, чтобы не выставлять счета ежемесячно? Бухгалтер согласна только рассчитать стоимость ком. платежей на срок действия договора, но ведь тарифы могут измениться. Как нам лучше поступить?

21.1. Вы можете повысить арендную плату и предусмотреть, что в нее входят КУ, а оплачивать их самостоятельно

Вам помог ответ?ДаНет

22. Имеет ли право областное государственное бюджетное учреждение культуры заключить договор долгосрочной аренды нежилого помещения согласно 44 ФЗ и какие моменты необходимо учитывать при составлении договора или здесь уже будет к контракт?

22.1. Можно, моменты с юристом в личке обговаривают, за плату

Вам помог ответ?ДаНет

23. ООО совмещает УСН и ЕНВД. На УСН отражаем доходы (6%) полученные от сдачи в аренду нежилых помещений. На ЕНВД отражаем доходы от оказания услуг по ремонту и тех. обслуживанию автотранспорта. Можно ли отразить услуги по ремонту и тех. обслуживанию автотранспорта бюджетным организациям по гос. контрактам (по суммам свыше 100,0 тыс. руб.)на ЕНВД? Спасибо.

23.1. Нельзя.ЕНВД относится только к услугам физ.лицам.

Вам помог ответ?ДаНет

24. Может ли бюджетное медицинское учреждение (роддом) сдавать помещение в аренду фотостудии и отказывать другим фотографам в праве оказывать услуги?

24.1. Только с согласия Департамента здравоохранения. Больше — никак.

Вам помог ответ?ДаНет

24.2. Сдавать помещение в аренду может только с согласия собственника На роддоме не лежит обязанность предоставлять в аренду помещения всем без разбору обратившимся фотографам

Вам помог ответ?ДаНет

25. Может ли бюджетное учреждение (школа) сдать в аренду помещение? На основании каких законных актов?

25.1. Нужно смотреть устав школы права и обязанности.
На практике школы сдают помещения в аренду сроки до 11 месяцев.

Вам помог ответ?ДаНет

26. Нужна ваша консультация по аренде, Мы государственное автономное учреждение, арендуем помещение у государственного бюджетного учреждения 300 м 2, до окончания срока действия договора, арендодатель хочет уменьшить сдаваемую площадь помещения, в договоре условия об изменении площади отсутствует, нам бы хотелось до окончания срока аренда, до следующего конкурса, чтоб площадь не изменилась. В праве ли арендодатель уменьшить сдаваемую площадь?

26.1. Просто по щелчку пальцев — не вправе. Он должен договориться с Вами. Условия обязательства должны быть выполнены надлежащим образом, а односторонний отказ от исполнения или одностороннее изменение условий обязательства не допустимы (ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ)

Вам помог ответ?ДаНет

26.2. уменьшение площади это изменение предмета договора, считайте что это будет совершенно другой договор

Вам помог ответ?ДаНет

27. Учреждение бюджетное учреждение заключает договор о совместном проведении мероприятия, например, с ИП, который занимается продажей шуб в помещениях бюджетного учреждения, соответственно НДС не начисляется. На мой взгляд, должен быть договор аренды и соответственно должно быть НДС. Является ли данный факт нарушением — уклонение от налогов?

Вам помог ответ?ДаНет

28. Бюджетная организация сдать часть аренды помещения на один день без торгов, возможно ли?

Вам помог ответ?ДаНет

Вам помог ответ?ДаНет

29. Мы бюджетная организация. У нас на балансе числится нежилое помещение, которое мы сдаем в аренду. Вопрос заключается в том, что договор аренды заключен не был, соответственно не был составлен акт приема-передачи, но фактически помещением Арендатор пользуется с устной договоренности с 2015 года. Можем ли мы вернуть коммунальные платежи за прошлый год, которые мы платили за Арендатора? И как вообще быть в такой ситуации? Ведь задним числом договор не подпишешь.

29.1. Уфа !
При отсутствии заключённого Договора аренды нежилого помещения и подписанного Акта приёма-передачи вы НЕ сможете вернуть коммунальные платежи.
Поэтому рекомендую вам оформить арендные отношения хотя бы с текущего времени.

Удачи вам Владимир Николаевич
г.Уфа 19.03.2016г

Вам помог ответ?ДаНет

29.2. У Вас в бюджетной организации юриста нет, что ли? Можно взыскать, обращайтесь в АС, признавайте договор незаключённым и взыскивайте всё как неосновательное обогащение.

Вам помог ответ?ДаНет

30. Бюджетное учреждение оказывает медицинские услуги. Одновременно оказывает услугу по сдаче помещения в аренду сторонней организации. Вопрос: нужно ли открывать дополнительный код ОКВЭД на эту деятельность?
Спасибо!

30.1. Да, нужно,это совсем иной вид деятельности.

Вам помог ответ?ДаНет

Учреждения часто арендуют помещения, сооружения на аренды (​имущественного найма) или договором безвозмездного Принятие к учету права пользования нежилым помещением По факту подписания договора аренды (пользования) имущества бюджетным учреждением в.

Как определить справедливую стоимость арендных платежей?

Федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора «Аренда», применяемый с 2018 года, изменил порядок отражения объектов учета аренды как ссудодателем, так и ссудополучателем. В статье эксперты 1С рассматривают, в каких случаях получение имущества в безвозмездное пользование отражается у ссудополучателя с учетом применения положений стандарта «Аренда» и как такие операции регистрируются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2. Также рассматриваются случаи неприменения стандарта «Аренда».

Нормативное правовое регулирование

Согласно статье 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные статьей 607 «Объекты аренды» ГК РФ.

Согласно пункту 2 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, данный стандарт применяется с 2018 года при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей не только по договору аренды (имущественного найма), а также по договору безвозмездного пользования.

Стандарт «Аренда» изменил порядок отражения объектов учета аренды как ссудодателем, так и ссудополучателем.

Ранее полученные от балансодержателя (собственника) имущества в безвозмездное пользование объекты движимого и недвижимого имущества учитывались ссудополучателем на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником), и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником) (п.п. 333, 334 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

Согласно пункту 20 стандарта «Аренда», объект учета операционной аренды (право пользования активом) отражается пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов (НФА) как самостоятельный объект бухгалтерского учета.

Первоначальное признание объекта учета операционной аренды (право пользования активом) производится на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора) (кредиторской задолженности по аренде).

В соответствии с пунктом 26 стандарта «Аренда» объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования, отражаются ссудополучателем в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен, как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях.

Объекты учета операционной аренды на льготных условиях (право пользования активом) ссудополучателем отражаются с учетом следующих положений пункта 27.1 стандарта «Аренда».

Выдержка из документа

«Объект учета операционной аренды на льготных условиях — право пользования активом, признается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости арендных платежей.

Разница между суммой арендных платежей и суммой справедливой стоимости арендных платежей признается отложенными доходами (доходами будущих периодов) от предоставления права пользования активом и подлежит обособлению на счетах Рабочего плана счетов субъекта учета.

В течение срока пользования имуществом отложенные доходы от предоставления права пользования активом, а также амортизация права пользования активом равномерно (ежемесячно) признаются в составе финансового результата текущего периода с обособлением на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов субъекта учета.»

Бухгалтерский учет льготной аренды в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Поступление в соответствии с договором нефинансовых активов, относящихся к операционной аренде на льготных условиях, в безвозмездное срочное пользование отражается учреждением (пользователем) нефинансовых активов по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами» и кредиту счета 0 401 401 82 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» в сумме справедливой (рыночной) стоимости на срок пользования передаваемых нефинансовых активов (п. 41.1 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, п. 67.3 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н).

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 данная операция отражается документом Принятие к учету прав пользования ОС, НПА.

Начисление амортизации на объекты учета права пользования имуществом, полученные учреждением в безвозмездное пользование, относящиеся к операционной аренде, осуществляется в размере ежемесячных арендных платежей и отражается бухгалтерскими записями (п. 19 Инструкции № 162н, п. 26 Инструкции № 174н):

Дебет 0 401 20 224 «Расходы на амортизацию прав пользования активом» Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активом».

Одновременно в той же сумме отражается бухгалтерскими записями отнесение на финансовый результат текущего периода отложенных доходов от получения права пользования активом (по договорам аренды на льготных условиях):

Дебет 0 401 40 182 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» Кредит 0 401 10 182 «Доходы от безвозмездного права пользования».

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» данные операции отражаются документом Начисление амортизации прав пользования ОС, НПА.

Обратите внимание, с 01.01.2019 согласно Порядку применения классификации операций сектора государственного управления (утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, в редакции приказа Минфина России от 30.11.2018 № 246н) для отражения доходов от льготной аренды применяются следующие коды КОСГУ:

  • 182 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»;
  • 185 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями государственного сектора»;
  • 186 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным сектором государственного управления»;
  • 187 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным иными лицами».

Прекращение права пользования активом (при условии полного исполнения договора) (выбытие объекта учета операционной аренды) отражается бухгалтерскими записями по соответствующим счетам аналитического учета (п. 41.1 Инструкции № 162н, п. 67.3 Инструкции № 174н):

Дебет 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами» Кредит 0 111 40 000 «Право пользования нефинансовыми активами»

  • в сумме балансовой стоимости права пользования активом.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 данная операция отражается документом Прекращение прав пользования ОС, НПА.

1С:ИТС Бюджет

Подробнее об отражении в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» операций по льготной аренде ссудополучателем см. статьи, публикуемые в методической поддержке типовых конфигураций редакции 1 и редакции 2 программы  и .

Случаи неприменения стандарта «Аренда»

В соответствии с положениями, предусмотренными  пунктом 8 Стандарта «Аренда»:

Выдержка из документа

«Объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, классифицируются для целей настоящего Стандарта в качестве объектов учета аренды.»

Таким образом, при получении государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование ссудополучатель — государственное (муниципальное) учреждение — должен отражать объекты учета в соответствии с положениями Стандарта «Аренда».

При этом следует отметить, что не каждый договор безвозмездного пользования подлежит отражению в соответствии со стандартом «Аренда».

Согласно пункту 3 стандарта «Аренда», его положения применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Согласно пункту 41 Стандарта «Концептуальные основы»:

Выдержка из документа

Имущество, полученное субъектом учета от собственника (учредителя), за исключением денежных средств и эквивалентов, для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя).

Важно отметить, что в соответствии с пунктом 43 стандарта «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).

При этом, как подчеркивают методологи Минфина России, стандарт «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов (письма Минфина России от 22.11.2018 № 02-07-10/84404, 27.09.2018 № 02-07-10/69410, от 19.09.2018 № 02-07-10/67168, от 14.09.2018 № 02-07-10/66285 и др.).

Таким образом, безвозмездное получение государственным (муниципальным) учреждением движимого и недвижимого имущества от собственника (учредителя) не является доходом ссудополучателя, объектов учета аренды не возникает (положения СГС «Аренда» не применяются). Но если имущество получено от бюджета другого уровня, объекты учета должны квалифицироваться согласно стандарту «Аренда». Стандарт «Аренда» не применяется и в случаях, когда имущество передается учреждению в безвозмездное пользование на основании соответствующего закона, нормативного акта. Так, Минфин России в письме от 22.11.2018 № 02-07-10/84404 разъяснил:

Выдержка из документа

«Согласно пункту 6 статьи 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ „О полиции" субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи.

…экономическая сущность хозяйственных операций, возникающих при предоставлении субъектами транспортной инфраструктуры имущества (услуг) территориальным органам и подразделениям полиции согласно Федеральному закону № 3-ФЗ, не связана с целями извлечения выгод (доходов), в связи с чем в рамках указанных отношений, по мнению Департамента, объектов учета аренды на льготных условиях не возникает (положения СГС „Аренда" не применяются)».

Аналогичная позиция высказана в письмах Минфина России:

  • от 27.09.2018 № 02-07-10/69410 — предоставление помещений для размещения органов федеральной фельдъегерской связи, а также их материально-технического обеспечения государственными органами — потребителями услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»;
  • от 31.08.2018 № 02-07-10/62448 — предоставление образовательной организацией на безвозмездной основе в пользование медицинской организации помещения, соответствующего условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327 «Об образовании в Российской Федерации» и др.

В подобных случаях информацию об имуществе, полученном в пользование в целях обеспечения выполнения функций без закрепления за пользователем имущества права оперативного управления, следует отражать в прежнем порядке —  на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». 

Темы: стандарт "Аренда" , операционная аренда , 1С:Бухгалтерия государственного учреждения

Рубрика: Решения для бюджетной сферы

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Платить ли за аренду недвижимости в условиях COVID-19 ?

Можно ли не применять СГС «Аренда», если обязанности по Между федеральным бюджетным учреждением и территориальным договор безвозмездного пользования частью нежилого помещения ( кв. м).